2 воздух был пропитан удивительным запахом цветов распустившимися на клумбе
Обновлено: 18.09.2024
1) Между тучами ласково блестели тёмно-голубые клочки неба (украшенный золотыми крапинками звёзд). 2) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли (незадолго до вечера обильно смоченный дождём). 3) Широкая туча стала расти и показываться из-за вершин деревьев (давно лежавший свинцовой пеленой на самой черте небосклона). 4) Искрятся пустынные окрестные бугры (осыпанный лебяжьим пухом молодого снега). 5) Лукашка сидел несколько боком на своём сытом гнедом коне (легко ступавший по жёсткой дороге и подкидывавший красивою головой с глянцевитою тонкою холкой). 6) Проехав несколько шагов, они увидели казака (сидевший за песчаным бугром и заряжавший ружьё).
А. Птицы отправились в тёплые края когда наступили холодные дни.
^ Б.Солнце выглянет и немного прогреет землю.
В. Розоватый отсвет становится сиреневым потом возникают жёлтые оттенки.
Г. Вдали стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце.
□ а) Б, В □ б) Б, Г □ в) В, Г □ г) А, Б
2. Укажите простое нераспространённое предложение.
□ а) Цветы распустились и наполнили сад неповторимым ароматом.
□ б) Цветы распустились и заблагоухали.
□ в) Цветы в саду распустились.
□ г) В саду распустились любимые цветы.
^ 3. Какие предложения являются сложными? (Знаки препинания не расставлены)
А. Ярко-белая вспышка молнии прорезала ночное небо и выхватила глинобитное строение у самой реки.
^ Б. За рекой были видны очертания гор и мы устремились туда.
В. В лесу на узкой лужайке возвышалось небольшое земляное укрепление оно состояло из вала и рва.
Г. Большая часть коллекции была представлена в краеведческом музее а также в картинной галерее.
□ а) Б, Г □ б) Б, В □ в) А, Г □ г) В, Г
^ 4. Укажите сложное предложение, части которого соединены
союзом И. (Знаки препинания не расставлены)
□ а) В доме пахло ёлкой и сладким запахом свежеиспечённой сдобы.
□ б) Проснулись птицы и заполнили щебетом весь сад.
□ в) Льётся песня и звуки её слышны за рекой.
□ г) Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила ещё жалостнее.
Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые
1. Солнце снова выглянуло из-за туч (1) и осветило луг. Солнце выглянуло из-за туч (2) но на улице ещё было холодно. Поют жаворонки (3) щебечут клесты (4) суетятся на пруду гуси.
□ а) 2, 3, 4 □ б) 1, 2 □ в) 3, 4 □ г) 1, 2, 3, 4
2. Река (1) которая виднелась вдали (2) очень обрадовала туристов. Наступил март (3) всё чаще по утрам пели птицы. Выглянуло солнышко (4) и пригрело землю.
□ а) 1, 2, 3 □ б) 1, 2, 4 □ в) 1, 3, 4 □ 1, 3
3. В доме стояла тишина (1) но вскоре проснулась Даша (2) и поставила самовар. На поляне цвели фиалки (3) а также росла земляника. Ветер гнал по небу тучи (4) и рвал их в клочья.
□ а) 1, 2, 3 □ б) 1, 3 □ в) 2, 4 □ 1, 3, 4
^ 4. Укажите верную характеристику предложения
В этом сыром и прохладном уголке среди густой бузины и белой акации высоко поднимался тополь.
□ а) предложение простое, распространённое, осложнённое однородными членами
□ б) предложение простое, нераспространённое
□ в) предложение простое, распространённое, неосложнённое
□ г) предложение сложное, состоящее из двух грамматических основ, соединённых союзом И.
^ 5. Укажите верное объяснение постановки запятой (или её отсутствия)
Солнце уже выбралось выше леса ( ) и ярко блестело на траве.
□ а) предложение простое, с однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом ^ И, поэтому перед союзом И запятая нужна.
□ б) предложение простое, с однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом И, поэтому перед союзом И запятая не нужна.
Задание 17 № 5460
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Привлечённые запахом (1) цветущей в парке (2) акации (3) мы остановились (4) наслаждаясь ароматом.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Привлечённые запахом (1) цветущей в парке (2) акации, (3) мы остановились, (4) наслаждаясь ароматом.
Запятая под номером 3 выделяет обособленное определение, относящееся к личному местоимению. Запятая под номером 4 выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
Запятые должны стоять на местах 3, 4.
Правило: Задание 17. Обособление определений и обстоятельств
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В задании 16 от учащихся требуется умение видеть обособленные и необособленные второстепенные члены предложения и расставлять запятые в предложениях с обособлением. При том, что обособляться могут все второстепенные члены, в данное задание включены лишь случаи обособления/необособления определений и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)
16.1 Обособленные определения. Основные понятия.
Обособленные определения — это выделенные по смыслу при помощи интонации и запятых определения.
Следовательно, необособленные — не выделенные запятыми и интонацией .
Выражаются как обособленные, так и необособленные определения чаще всего* полными формами прилагательных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно согласуется в роде, числе и падеже со своим главным словом (= ГС). Как обособленные, так и необособленные определения обозначают признак предмета (главного слова).
* Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.
Если у определения нет зависимых слов, то это одиночное определение .
Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при определении есть зависимые слова, его называют распространённым . Самый яркий пример распространённого определения— причастный оборот (=|ПО|) .
И причастный, и определительный оборот являются одним членом предложения — определением.
Если определений несколько, то они могут быть однородными , если они относятся к одному члену предложения и между ними есть (или можно вставить) союз И или есть запятые;
и неоднородными , если относятся к разным членам предложения и между ними нет или нельзя вставить союз И или нет запятых.
Приведём примеры распространённых однородных определений, выраженных причастными оборотами:
Пример 3: Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.
Схема: ГС +(ПО и ПО) .
Как видите, между двумя однородными ПО запятая не ставится, по общему правилу употребления запятых при однородных членах, соединённых одиночным союзом И.
Пример 4: В следующем примере распространённые определения не являются однородными, так как относятся к разным членам предложения:
Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим — сосед.
Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если выбросить оба оборота, предложение не сломается: Мальчишка и сосед оказались папой и сыном. Запятая под номером 1, таким образом, нужна не для однородных определений, а для границы первого причастного оборота.
16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособления определений
Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.
Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.
Причастный (определительный) оборот всегда обособляется, если стоит после главного слова.
Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.
Пример 5: Человек, |не помнящий прошлого| , лишает себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.
Пример 6: Были слышны звуки, |похожие на стоны деревьев| .Схема: ГС+ОО.
Обособился определительный оборот, стоящий после после главного слова
Меняем местами ПО и ГС в приведённых предложениях:
Пример 7. |Не помнящий прошлого| человек лишает себя будущего. Обособления нет, так как схема иная: ПО+ГС
Пример 8. Были слышны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС
Обратите внимание: Нет такого правила: причастный оборот выделяется запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.
16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособления определений
Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.
1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед определяемым словом , если определение имеет значение причины или уступки .
Пример 9: |Измученная многодневной засухой| , земля жадно утоляла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была измучена засухой.) Схема: ПО+ГС.
Пример 10: | Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.
Пример 11: Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.
Если значения причины нет, то оборот по общему правилу не выделяется.
|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день оказался заселенным. (Нет причины, нельзя утверждать, что его заселили потому, что он оказался повешенным. Обособления нет, действует базовое правило.)
2.Обособление происходит всегда, если определение относится к личному местоимению.
Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.
Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.
Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбежал в комнату.
Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами , он принялся перечитывать опять свои книги.
Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:
Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.
Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.
Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.
3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых союзом и (или без него, с запятой), стоящие после главного слова.
Схема: ГС+Определение + И+ Определение.
Пример 16 Мартовская ночь, облачная и туманная , окутала землю.
Пример 17 Весенний дух, весёлый и беспутный , ходил повсюду.
Обращаем внимание на то, что в заданиях очень часто встречаются предложения с двумя−тремя причастными (определительными) оборотами, что усложняет процесс выделения их границ. При этом может получиться, что обороты либо последовательно идут друг за другом, либо встраиваются один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.
Приведём примеры разбора наиболее трудных предложений с обособленными и необособленными определениями
ПРИМЕР 1. Издали он увидел дом, |непохожий на другие| , |построенный каким-то итальянским архитектором| .
ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось небо, унизанное ярко мерцавшими звёздами.
16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия
Обособленные обстоятельства — это одиночные деепричастия и деепричастные обороты . Деепричастие — особая форма глагола, отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, относится всегда к глаголу и обозначает добавочное действие по отношению к основному. Например, в предложении Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке , Левин опять вернулся в гостиницу и, положив перед собой часы , сел, ожидая двенадцати. выделенные слова — деепричастия, подчёркнуты как обстоятельства вместе с зависимыми от них словами, то есть деепричастными оборотами (=ДО)
16.2.1 Основное правило обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
В отличие от причастий и причастных оборотов, одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми всегда, независимо от места их расположения .
Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.
16.2.2 Особые случаи. Постановка запятых при нескольких сказуемых или нескольких оборотах (одиночных деепричастиях).
Сложность заданий состоит зачастую в том, что в предложении могут быть различные комбинации сочетаний обособленных обстоятельств и сказуемых. Например, при одном сказуемом могут быть два (и более) ДО или одиночных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каждому свой (свои) ДО. Рассмотрим эти варианты подробнее.
1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.
Пример 1. В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку , завернул толстую неуклюжую цигарку.
2. Если к одному сказуемому относится несколько ДО , то есть при сочетании деепричастных оборотов, знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах предложения:
Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки , а правой тихо дергая свой бурый ус . В предложении три однородных обособленых обстоятельства, относящихся к одному сказуемому, запятые перед И и перед А стоят/не стоят по правилу однородных членов.
3. Деепричастные обороты, относящиеся к разным глаголам-сказуемым, выделяются по отдельности:
Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , медленно направился к груде угля и, аккуратно подстелив полу шинели , сел на большой кусок антрацита. Сказуемых два, к каждому относится свой деепричастный оборот.
Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то каждый из них выделяется отдельно:
Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде цибиков чая , и, бесцельно поглядывая вокруг себя , барабанил пальцами по своей трости, как по флейте. Извлечём ДО, чтобы убедиться в верной постановке знаков препинания. Он стоял и барабанил пальцами по своей трости, как по флейте.
Воздух был пропитан чудным запахом трав и цветов. Кругом тишь. Мы медленно шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цвета его пахучие и красивые. Шиповник – родной брат садовой розы. Мы остановились у большого куста. Каждая веточка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!
Подъехала машина. Мы отправились домой.
Слова для справок: вдали, заметили.
Весной и летом ёлочки не было. Осенью ёлочка вдруг поя ви лась. Раздвинула листья и выглянула из земли. Деревья роняли листья.
Прошло много лет. Каждую осень деревья вспоминают о дне рождения ёлочки. Они дарят ёлочке чудесные подарки. Осинка дарит красные флажки. Клён – оранжевые звёзды.
Стоит ёлочка счастливая. Раскинула она лапки. На них подарки. Их уже некуда деть. А всё дарят и дарят .
1. Второе предложение третьего абзаца разберите по членам предложения. Над словами надпишите, какими частями речи они являются.
2. Из второго абзаца выпиши через запятую разные формы одного глагола. Рядом запиши начальную форму этого глагола.
Одна за другой гаснут на небе звёзды. Синее небо на востоке стало голубым. Потом от горизонта поднялась розовая полоска и разлилась по всему небосводу. В эти минуты всё стало розовым . Порозовели вода в пруду и капельки росы на траве. И туман в долине розовый . Высоко в небо взлетел жаворонок и поёт, поёт. Его маленькие крылышки уже осветило солнце. И крылышки стали розовые. Скоро из-за горизонта выплывет солнце. Жаворонок поёт о том, что он уже видит солнце.
Слова для справок: зарница, долина, из-за.
1. Выпишите следующее предложение: Высоко в небо взлетел жаворонок и поёт, поёт. Разберите его по членам предложения.
2. Выполните разбор слова по составу : по небосводу.
3.Найдите в тексте глагол-исключение. Выпишите его в начальной форме, укажите над ним спряжение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговые диктанты по русскому языку в начальной школе (4 класс)
Время лесных малышей Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки. Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У .
Итоговый диктант по русскому языку 1 класс.
Итоговый диктант по русскому языку за 1 класс.
Итоговая контрольная работа по математике и итоговый диктант за 3 класс (2013 г.)
Итоговая контрольная работа по математике и итоговый диктант за 3 класс (2013 г.) УМК "Школа России".
Итоговый диктант с грамматическим заданием 4 класс
Диктан включает в себя правописание, приставок, безударных гласных, падежных окончаний существительных, парных согласных в корне слова, словарных слов, однородных членов предложения. .
итоговый диктант по русскому языку за 3 четверть, 4 класс по теме "Глагол", УМК "Школа России"
Данный материал позволит учителю проверить качество знаний по теме " Глагол".Диктант содержит граматические задания по изученной теме.
Контрольный итоговый диктант по русскому языку для 2 класса.
Контрольный итоговый диктант по русскому языку для 2 класса.
Итоговый диктант 2 класс (итоговый)
Материал предназначен для проведения контроля знаний по итогам года. УМК Школа России.
Читайте также: