А количество цветков приближается к тысячам цветет это чудо природы один раз в жизни

Обновлено: 19.09.2024

Цель: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий.

  • Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.
  • Развивающие: развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям; развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать организованность и аккуратность в работе, при выполнении лабораторной работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютерная презентация

1. Организационный момент

2. Новая тема. Актуализация темы

Учитель: Каково биологическое значение соцветий?

(Предполагаемые ответы учащихся)

– Приспособление к опылению;
– Крупными соцветиями и запахом привлекают насекомых;
– Приспособления растений к различным условиям жизни;
– Создают красоту в природе.

Учитель: Биологическая роль соцветий.

1) Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром;
2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы;
3) Обеспечивают рассеивание пыльцы (Слайд 5)

По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к различным условиям среды.
Рассмотрим некоторые виды соцветий. (Слайд 6)

Примеры растений, имеющих разные соцветия. Кисть: капуста, ландыш, черемуха. Зонтик: примула, вишня, первоцвет. Початок: кукуруза, каллы, антуриум, аир. Головка: клевер, мордовник. Колос: подорожник, ятрышник. Корзинка: подсолнечник, астра, одуванчик, ромашка. Сложный зонтик: морковь, петрушка, укроп. Сложный колос: пшеница, рожь, ячмень. Щиток: боярышник, груша, рябина, черешня. Завиток: окопник, незабудка. Метелка: сирень, виноград, спирея. (Слайды 7-17)

3. Закрепление нового материала. (Учащиеся получают листы – задания с лабораторной работой и выполняют ее в тетради, используя рисунки в параграфе 29)

Задача: развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с наиболее распространенными соцветиями на практическом задании.

Оборудование: листы с заданиями.

Задание. Рассмотрите рисунки растений, определите виды соцветий и заполните таблицу. (Слайд 18)

Выполнить задания, сдать тетради для проверки.

Учитель: Цветы и соцветия чувствительны к изменениям природных условий, особенно к длине светового дня, эту особенность можно использовать при создании, например солнечных часов.

Ученик 3: Самое большое соцветие имеет пуйя Раймонда, редкое растение семейства бромелиевых, из Перу и Боливии. Прямая метелка этого растение диаметром 2,4 м и поднимается на высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит примерно из 8 000 белых цветков. Растение зацветает только после 80-150 лет жизни. После цветения растение погибает. (Слайд 22)
Соцветия свойственны громадному большинству цветковых растений. Обычно соцветия группируются близ верхней части растения на концах ветвей, но иногда, особенно у тропических деревьев, возникают на стволах и толстых ветвях. Такое явление известно под названием каулифлории. Можно привести пример шоколадного дерева. Считается, что в условиях тропического леса каулифлория делает цветки более доступными для насекомых – опылителей. (Слайд 23)

4. Подведение итогов

Вопросы для закрепления:

– Что называется соцветием? Чем отличается простое соцветие от сложного?
– Почему у многих растений цветки располагаются не одиночно, а собраны в соцветия?
– В чем биологическое значение соцветий?

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Изучая строение цветка, вы обратили внимание, что многие растения не имеют крупного или яркого околоцветника, однако и они притягивают внимание. Каким образом они достигают этой цели, что такое соцветие и каково его биологическое значение? Какие типы соцветий различают учёные и как их различать?

Соцветием называют совокупность цветков, расположенных в определённом порядке близко один к другому. Как правило, каждый цветок соцветия мелкий и невзрачный. Но если такие цветки собраны вместе – создаётся иллюзия крупного и яркого цветка. В природе соцветия встречаются гораздо чаще, чем одиночные цветки. Биологическое значение соцветий заключается в том, что они с большей вероятностью обеспечивают перекрестное опыление (ветром, насекомыми), соответственно, образование семян. Собранные в соцветия одиночные цветки становятся более яркими, ароматными и, следовательно, более привлекательными для насекомых. Больше цветков, пусть и мелких – больше пыльцы, больше пестиков, способных её уловить. Следовательно, повышаются шансы попадания мелкой пыльцы на рыльца пестиков ветроопыляемых растений. Чем лучше прошло опыление, тем больше семян образуется на растении.



Число цветков в соцветии может быть очень большим до 300 тыс. у рогоза и до 6 млн. у одного из видов пальм ( корифа ).

В основу классификации соцветий положен способ ветвления.

В соцветии различают главную ось и боковые оси. Если цветки находятся на главной оси, то это простое соцветие , если на боковой – сложное соцветие . Как правило, в соцветии не все цветки распускаются одновременно. Цветение может начинаться с центрального цветка (тогда количество цветков в соцветии неизменно), а может – с крайних цветков. Пока они цветут, продолжается закладка новых бутонов, и количество цветков в соцветии может изменяться.


В соцветиях нет вегетативных листьев, но цветки у простых соцветий (или боковые оси у сложных) выходят из пазух маленьких листочков – прицветников, а это значит, что каждый цветок имеет то же происхождение, что и побег.

Простые соцветия - все цветки расположены на главной оси, а сама главная ось имеет разную форму и толщину. Причём, цветки могут иметь цветоножки, а могут быть и сидячими. Рассмотрим простые соцветия: кисть, простой колос, початок, головку, корзинку, зонтик, щиток.


Простой колос – удлинённая главная ось, цветки сидячие ( подорожник, ятрышник ).

Початок – тоже удлинённая, но толстая и мясистая главная ось, цветки сидячие (женские соцветия кукурузы, белокрыльник ).


Головка – утолщённая и укороченная главная ось, цветки сидячие или на коротеньких цветоножках ( клевер ).


Корзинка – укороченная, блюдцевидно расширенная главная ось, цветки сидячие, расположены плотно друг к другу ( подсолнечник, одуванчик, астра ).

Зонтик – главная ось укорочена и от её верхушки отходят цветоножки почти одинаковой длины ( примула, вишня ).

Щиток – удлинённая главная ось, цветки на цветоножках разной длины. Причём, чем ниже цветок, тем длиннее его цветоножка. В результате – все цветки оказываются на одном уровне.

Сложные соцветия (на главной оси располагаются не одиночные цветки, а простые соцветия)

Метёлка (сложная кисть) ( сирень, виноград )


Сложный колос ( рожь, пшеница )


Сложный зонтик ( морковь, петрушка )


Метёлка – от удлинённой главной оси отходят ветвящиеся боковые оси. Они несут или цветки ( сирень ), или простые соцветия – например, колоски ( овёс ).

Сложный зонтик – главная ось укорочена, от неё отходят простые зонтики ( петрушка, морковь, укроп, дудник ).

Сложный колос – от удлинённой главной оси отходят простые колоски ( пшеница, ячмень, рожь, пырей ).


Цветки образуются на верхушках побегов или в пазухах листьев. Круп ные одиночные цветки встречаются гораздо реже, чем их группы – соц ветия. Соцветием называют совокуп ность цветков, расположенных в оп ределённом порядке близко один к другому. Различают простые и сложные соц ветия.

Биологический смысл соцветия в том, что цветки собранные вместе при обретают большую яркость и аромат ность, а следовательно, и привлека тельность для насекомых-опылителей (за один прилёт насекомое может опы лить сразу несколько цветков).

Улучшается и опыление ветром. В результате на соцветиях, по сравнению с одиночными цветками, образуется больше семян. Это даёт больше шансов для размножения растения.


В ходе урока формируются знания о типах соцветий и их значении в жизни растений. Приводится классификация простых и сложных соцветий. Приводятся интересные факты о соцветиях некоторых растений.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Соцветия и их многообразие"

Крупные цветки обычно развиваются по одному на верхушке главного побега или на боковых побегах. Мелкие цветки чаще всего расположены группами,

т. е. собраны в соцветия.


Соцветие — это группа цветков, расположенных определённым образом на одном цветочном стебле, или цветоносе. Цветонос – это центральный побег соцветия.

Различают простые и сложные соцветия. Простые соцветия – соцветия, когда все цветки расположены на главной оси. Если от главной оси отходят боковые оси, на которых расположены цветки, то такие соцветия называют сложными. Сложные соцветия состоят из нескольких простых.


К простым соцветиям относятся кисть, щиток, простой колос, початок, серёжка, зонтик, головка и корзинка. К сложным соцветиям относятся сложная кисть, сложный колос, сложный зонтик и сложный щиток.

Рассмотрим более подробно каждое из перечисленных выше соцветий.

Простые соцветия

В соцветии кисть боковые цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках и сидят на длинной общей оси. Соцветие кисть характерно для капусты, ландыша, черёмухи.


Щиток отличается от кисти тем, что нижние цветки имеют длинные цветоножки, в результате чего все они располагаются в одной плоскости. Встречается у груши.


Простой колос образуют не имеющие цветоножек (т. е. сидячие) цветки, расположенные на главной удлиненной оси со­цветия, как у подорожника.


Початок похож на колос, но имеет мя­систую утолщённую ось соцветия. Встречается у аира, спатифиллума.


Серёжка отличается от колоса и кисти свисающей главной осью. У грецкого ореха и ивы.


Зонтик — соцветие, в котором главная ось укороченная, боковые цветки как бы выходят из одной точки на ножках разной длинны и располагаются куполообразно или в одной плоскости. Такое соцветие имеют примула, вишня.


Головка – цветки не имеют цветоножек, и главная ось сильно укорочена. У клевера, люцерны.


Корзинка — в таком соцветии обычно многочисленные мелкие сидя­чие цветки расположены на утолщённом и расширенном ложе соцветия. Снаружи это соцветие защищено зелёны­ми листьями — обёрткой. Это соцветие у подсолнечника, астры, одуванчика.


Сложные соцветия

Сложная кисть, или метёлка – главная длинная ось представляет собой кисть, а боковые её веточки – простые кисти. Такое соцветие имеют сирень, виноград.


Сложный колос – на главной ветвящейся оси располагаются оси простых колосков. Такое соцветие имеют пшеница, рожь.


Сложный зонтик – боковые оси соцветия заканчиваются простыми зонтиками. У моркови, укропа.


Сложный щиток – главная ось представляет собой щиток, боковые – корзинки или тоже щитки. Характерен для рябины, калины.


Самое большое соцветие у южноамериканской пуйи Раймонда. У этого растения образуется вертикальная метёлка до 11 м в высоту диаметром больше 2м. В таком соцветии может быть до 8 тыс. белых цветков.


Наибольшее же количество цветков в соцветии (до полумиллиона) отмечено у зонтичной пальмы, которая произрастает в юго-восточной Азии.

Образование соцветий имеет большое биологическое значение. Оно заключается в том, что собранные в соцветия мелкие цветки лучше заметны насекомым и удобны для опыления ветром, так как летящая пыльца встречает на своём пути целую группу цветков. Да и к тому же, каждый отдельный цветок раскрывается и цветёт непродолжительное время. Если погода в момент цветения неблагоприятная, опыление может не произойти. Без опыления не произойдёт и оплодотворение, а значит, не завяжутся семена и плоды. В соцветии же цветки распускаются неодновременно, что обеспечивает надежное опыление и оплодотворение.


Класс! Мне понравилось. Особенно интересно смотрится в сочетании с розами) Наверное, получается "гремучая смесь" в запахе типа того, если месяц не мытому побрызгаться дезодорантом) ) Сам цветок очень интересный и красивый на вид. Жаль только, что так долго нужно ждать цветения. А вонючий запах- это неповторимая изюминка, которой можно удивлять друзей и знакомых. Смотрите, как многие захотели его приобрести! Я тоже загорелся. Спасибо за вопрос.

Как запашок?
Кстати, цветет он чаще, если хозяева позволяют. В начале весны, еще до появления листа, вырастает цветочная стрелка с длинным початковым соцветием, окруженным широким крылом-покрывалом. Запах цветущего растения резкий и напоминает "аромат тухлого мяса". В природе его опыляют навозные жуки. В комнате аморфофаллюс цветет, но плодов не дает.
Родина аморфофаллюса - тропические области Восточного полушария. В роде более 90 видов многолетних однолистных клубневых трав.
Есть среди аморфофаллюсов растения, достигающие чудовищных размеров. Так, аморфофаллюс гигантский (А. titanuim) считается самым крупным видом из травянистых растений мировой флоры. Соцветие его превышает рост человека (более 1,5 м) , вес клубня - 40-50 кг, а высота листа над поверхностью земли - 2-5 м!
Некоторые виды этого растения используют в пищу, их сушеные клубни, богатые крахмалом, по вкусу напоминают батат, мелко измельченные, они используются для приготовления блюд восточной кухни.
Применяют аморфофаллюсы и в традиционной восточной медицине против укусов грызунов и змей.

Читайте также: