А в ялте кончилась весна и началось лето отцвела сирень и расцветали первые розы
Обновлено: 18.09.2024
Странное то было лето, все в нем перепуталось. В исходе мая листва берез оставалась по-весеннему слабой и нежной, изжелта-зеленой, как цыплячий пух. Черемуха расцвела лишь в первых числах июня, а сирень еще позже. Такое не помнили ивановские старожилы. Впрочем, они и вообще ничего толком не помнили: когда ландышам цвесть, а когда ночным фиалкам, когда пушиться одуванчикам и когда проклюнется первый гриб. Но может быть, странное лето внесло сумятицу в их старые головы, отбив память об известном порядке?
Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня — им время в августе, когда убраны хлеба и поля бронзовеют щетиной стерни, — усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке. А ведь положено так: сперва запенивается белая, голубая и розовая отечественная сирень, ее рослые кусты теснятся меж отдельным флигелем и конюшнями, образуют опушку Старого парка, через пять-шесть дней залиловеет низенькая персидская сирень с приторно-душистыми свешивающимися соцветиями, образующая живую изгородь меж двором и фруктовым садом; а через неделю забросит в окна господского дома отягощенные кистями ветви венгерская сирень с самыми красивыми блекло-фиолетовыми цветами. А тут сирени распустились разом, после сильной ночной грозы, переполошившей обитателей усадьбы прямыми, отвесными, опасными молниями. И даже куст никогда не цветшей махровой сирени возле павильона зажег маленький багряный факел одной-единственной кисти.
И когда Верочка Скалон выбежала утром в сад, обманув бдительный надзор гувернантки Миссочки, она ахнула и прижала руки к корсажу, пораженная дивным великолепием сиреневого буйства.
Применение правил об
употреблении знаков препинания
в сложносочиненном предложении
обусловлено трудностями
обнаружения этого типа
предложения
Чтобы обнаружить
сложносочиненное предложение
нужно уметь выделять и соотносить
главные члены предложения
Является ли предложение
сложносочиненным, нужна ли запятая?
Мне рекомендовали эту книгу
и я прочитал ее.
Вывод: Предложение сложносочиненное,
так как в нем две грамматических основы:
1) односоставное предложение,
неопределенно – личное;
2) Двусоставное предложение.
Запятая нужна.
Трудность:
Соотносящиеся
местоимения
Я - Мне
Является ли предложение
сложносочиненным, нужна ли запятая?
Гости из соседней области
вошли в зал и их пригласили в
президиум
Вывод: Предложение сложносочиненное,
так как в нем две грамматических основы:
1) Двусоставное предложение.
2) Односоставное, неопределенно-личное.
Запятая нужна.
Трудность:
Соотносящиеся
существительное и
местоимение ИХ
Является ли предложение
сложносочиненным, нужна ли запятая?
Солнце село и стало свежо
Трудность:
глаголы – сказуемые в
одной форме
Вывод: Предложение сложносочиненное,
так как в нем две грамматических основы:
1)Двусоставное предложение.
2) односоставное предложение, безличное;
Запятая нужна.
Является ли предложение
сложносочиненным, нужна ли запятая?
Сходите в зоопарк и вы
увидите африканского слона
Трудность: сказуемые
соотносятся с действием
одного и того же лица
Вывод: Предложение сложносочиненное,
так как в нем две грамматических основы:
1) односоставное, определенно-личное
предложение (глагол в форме
повелительного наклонения);
2) Двусоставное предложение (глагол в
форме будущего времени).
Запятая нужна.
Является ли предложение
сложносочиненным, нужна ли запятая?
Вечерело и становилось
прохладно.
Трудность: оба
предложения являются
односоставными
Вывод: Предложение сложносочиненное,
так как в нем две грамматических основы:
1) односоставное безличное;
2) односоставное, безличное.
Запятая нужна.
Простые предложения, имеющие
общий второстепенный член или
общее вводное слово и
соединенные неповторяющимися
союзами (кроме противительных)
, запятыми не разделяются.
Общий
второстепенный член
может стоять в начале,
в середине и в конце
простого
предложения.
Является ли предложение
сложносочиненным, нужна ли запятая?
Малиновка пела в лесу
кукушка куковала.
Вывод: предложение
сложносочиненное, так две
грамматические основы, НО
запятая не нужна, так как
есть общий второстепенный
член В ЛЕСУ.
и
Трудность: общий
второстепенный член
стоит в конце простого
предложения
Следует разграничивать
сложносочиненные предложения и
простые предложения с
однородными членами
Однородные сказуемые,
соединенные одиночным
союзом, в простом
предложении запятой не
разделяются
Является ли предложение
сложносочиненным, нужна ли запятая?
Ветер дул с моря и городок
обдавал запахом водорослей.
Вывод: предложение
простое, так одна
грамматическая основа. Два
сказуемых являются
однородными. Запятая не
нужна.
Трудность: прямое
дополнение ГОРОДОК
можно принять за
подлежащее
Укажите номера сложносочиненных предложений,
расставьте знаки препинания
1. Пахло разнотравьем и было душно.
2. Начните работать и вы почувствуете радость
труда
3. Извозчик неутомимо погонял лошадей и во
все горло распевал песни.
4. Сегодня впервые мы почувствовали
пробуждение природы и это будто окрылило
нас.
5.Человеческое мышление формируется с
помощью языка и оказывается с ним прочно
связанным.
6. На площади открыли киоск и теперь там
Проверьте себя
1. Пахло разнотравьем, и было душно.
2. Начните работать, и вы почувствуете радость
труда
3. Извозчик неутомимо погонял лошадей и во
все горло распевал песни.
4. Сегодня впервые мы почувствовали
пробуждение природы, и это будто окрылило
нас.
5.Человеческое мышление формируется с
помощью языка и оказывается с ним прочно
связанным.
6. На площади открыли киоск, и теперь там
продают газеты.
1
2
4
6
Укажите сложносочиненные предложения с
общим второстепенным членом
1. У него выступил пот на лбу и глаза странно
расширились.
2. А в Ялте кончилась весна и начиналось
лето.
3. Изредка вспорхнет вспугнутая нами птица
или зацокает белка.
4. Чем даль, тем больше лес был завален
колодником и тропа не приспособлена для
передвижения.
5. Сквозь серый камень вода сочилась и было
душно в ущелье темном.
6. К вечеру ураганный ветер стал стихать и
работа в порту оживилась.
Проверьте себя
1. У него выступил пот на лбу и глаза странно 1
расширились.
2. А в Ялте кончилась весна и начиналось
2
лето.
3. Изредка вспорхнет вспугнутая нами птица
или зацокает белка.
3
4. Чем даль, тем больше лес был завален
колодником и тропа не приспособлена для
4
передвижения.
5. Сквозь серый камень вода сочилась, и было
душно в ущелье темном.
6. К вечеру ураганный ветер стал стихать и
.
работа в порту оживилась.
Разберемся.
К вечеру ураганный ветер
стал стихать и работа в порту
оживилась.
Постановка запятой
Отсутствие знака
указывает на
отношение
одновременности. В
этом случае
К ВЕЧЕРУ
является ОВЧ
подчеркивает
причинноследственные
отношения между
событиями.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое сложносочинённое предложение?
Сложносочинённые предложения — это такие предложения, в которых простые предложения связываются сочинительными союзами, например: Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше. (И. Бунин) 2) Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Ф. Тютчев)
Назовите сочинительные союзы
Расскажите о знаках препинания в сложносочинённом предложении
Простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятыми. П р и м е ч а н и е. Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, общее вводное слово, общее придаточное, относящиеся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится, например: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. (А. Чехов) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Л. Толстой) Казалось, дождь закончится и солнце выглянет из-за туч.
Применение правил об употреблении знаков препинания в сложносочиненном предложении обусловлено трудностями обнаружения этого типа предложения Чтобы обнаружить сложносочиненное предложение, нужно уметь выделять и соотносить главные члены предложения
Мне рекомендовали эту книгу и я прочитал ее. Является ли предложение сложносочиненным, нужна ли запятая? Вывод: Предложение сложносочиненное, так как в нем две грамматических основы: 1) односоставное предложение, неопределенно – личное; 2) Двусоставное предложение. Запятая нужна. Трудность: Соотносящиеся местоимения Я - Мне
Гости из соседней области вошли в зал и их пригласили в президиум Является ли предложение сложносочиненным, нужна ли запятая? Вывод: Предложение сложносочиненное, так как в нем две грамматических основы: 1) Двусоставное предложение. 2) Односоставное, неопределенно-личное. Запятая нужна. Трудность: Соотносящиеся существительное и местоимение ИХ
Вечерело и становилось прохладно. Является ли предложение сложносочиненным, нужна ли запятая? Вывод: Предложение сложносочиненное, так как в нем две грамматических основы: 1) односоставное безличное; 2) односоставное, безличное. Запятая нужна. Трудность: оба предложения являются односоставными
Сходите в зоопарк и вы увидите африканского слона Является ли предложение сложносочиненным, нужна ли запятая? Вывод: Предложение сложносочиненное, так как в нем две грамматических основы: 1) односоставное, определенно-личное предложение (глагол в форме повелительного наклонения); 2) Двусоставное предложение (глагол в форме будущего времени). Запятая нужна. Трудность: сказуемые соотносятся с действием одного и того же лица
Солнце село и стало свежо Является ли предложение сложносочиненным, нужна ли запятая? Вывод: Предложение сложносочиненное, так как в нем две грамматических основы: 1)Двусоставное предложение. 2) односоставное предложение, безличное; Запятая нужна. Трудность: глаголы – сказуемые в одной форме
Следует разграничивать сложносочиненные предложения и простые предложения с однородными членами Однородные сказуемые, соединенные одиночным союзом, в простом предложении запятой не разделяются
Является ли предложение сложносочиненным, нужна ли запятая? Ветер дул с моря и городок обдавал запахом водорослей. Трудность: прямое дополнение ГОРОДОК можно принять за подлежащее Вывод: предложение простое, так одна грамматическая основа. Два сказуемых являются однородными. Запятая не нужна.
Укажите номера сложносочиненных предложений, расставьте знаки препинания 1. Пахло разнотравьем и было душно. 2. Начните работать и вы почувствуете радость труда 3. Извозчик неутомимо погонял лошадей и во все горло распевал песни. 4. Сегодня впервые мы почувствовали пробуждение природы и это будто окрылило нас. 5.Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным. 6. На площади открыли киоск и теперь там продают газеты.
Проверьте себя 1. Пахло разнотравьем, и было душно. 2. Начните работать, и вы почувствуете радость труда 3. Извозчик неутомимо погонял лошадей и во все горло распевал песни. 4. Сегодня впервые мы почувствовали пробуждение природы, и это будто окрылило нас. 5.Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным. 6. На площади открыли киоск, и теперь там продают газеты. 1 2 4 6
Укажите сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом У него выступил пот на лбу и глаза странно расширились. А в Ялте кончилась весна и начиналось лето. Изредка вспорхнет вспугнутая нами птица или зацокает белка. Чем даль, тем больше лес был завален колодником и тропа не приспособлена для передвижения. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном. К вечеру ураганный ветер стал стихать и работа в порту оживилась.
Проверьте себя 1. У него выступил пот на лбу и глаза странно расширились. 2. А в Ялте кончилась весна и начиналось лето. 3. Изредка вспорхнет вспугнутая нами птица или зацокает белка. 4. Чем даль, тем больше лес был завален колодником и тропа не приспособлена для передвижения. 5. Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном. 6. К вечеру ураганный ветер стал стихать и работа в порту оживилась. 1 2 3 4 .
Цели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
Беседа по вопросам. 1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями? 2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения? 3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях. 4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях? Приведите примеры.
Задание 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания в них, составить схемы 1) Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати. 2) Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке. 3) Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода. 4) Была в его лице особенность: резко выделенный желобок на верхней губе переходил и на нижнюю и заканчивался кривой ямкой на подбородке – получалось, что нижняя часть лица как бы перечеркнута этой отчетливой вертикалью.
Задание 2. Записать предложения и графически объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом. 1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. [ [ ] ]
Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом. 2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт , старички уже сидели за столиком и пили кофе . ( ( ) ) когда? когда? [ ]
Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом. 3) Это было в ту пору , когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости . ( ( ) ) [ ]
Задание 3. Сопоставьте предложения, сделайте вывод. 1. Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. – Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. 2. К вечеру похолодало и мы заторопились домой. – Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой. Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.
Сопоставьте предложения, сделайте вывод 3. С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. -С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. 4. Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. -Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора. Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.
Задание 4. Придумать и записать предложение по схеме: (что…), [ ] : [ ].
Задание . Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу. Составьте схемы предложений. 1. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней … 2. Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …
Объяснительный диктант. Хотя подавляющее большинство убитых в этот день людей были совершенно немощные старики, дети, женщины с младенцами на руках, эсэсовцы, все же боясь их сопротивления, организовали убийство таким образом, что на месте казни всегда было больше палачей с автоматами, чем безоружных жертв. Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза.
Михаил Пришвин - Лесная капель краткое содержание
Лесная капель - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
На березах только что обозначилась молодая зелень, и леса оказались такими большими, такими девственными. Наш поезд в этих лесах не казался чудовищем, – напротив, поезд мне казался очень хорошим удобством. Я радовался, что могу, сидя у окна, любоваться видом непрерывных светящихся березовых лесов. Перед следующим окном стояла девушка, молодая, но не очень красивая. Время от времени она откидывала голову назад и озиралась по вагону, как птица нет ли ястреба, не следит ли за ней кто-нибудь? Потом опять ныряла в окно.
Мне захотелось посмотреть, какая она там про себя, наедине с зеленой массой берез. Тихонечко я приподнялся и осторожно выглянул в окно. Она смотрела в зеленую массу светящейся молодой березовой зелени и улыбалась туда и шептала что-то, и щеки у нее пылали.
Свечи на соснах стали далеко заметны. Рожь в коленах. Роскошно одеты деревья, высокие травы, цветы. Птицы ранней весны замирают самцы, линяя, забились в крепкие места, самки говеют на гнездах. Звери заняты поиском пищи для молодых. У крестьян всего не хватает весенняя страда, посев, пахота.
Прилетели иволги, перепела, стрижи, береговые ласточки. После ночного дождя утром был густой туман, потом солнечный день, свежевато. Перед закатом потянуло обратно, с нашей горы на озеро, но рябь по-прежнему долго бежала сюда. Солнце садилось из-за синей тучи в лес большим несветящим лохматым шаром.
Иволги очень любят переменную, неспокойную погоду им нужно, чтобы солнце то закрывалось, то открывалось и ветер играл листвой, как волнами. Иволги, ласточки, чайки, стрижи с ветром в родстве.
Темно было с утра. Потом душно, и сюда пошла на нас большая туча. Поднялся ветер, и под флейту иволги и визг стрижей туча свалила, казалось, совсем куда-то в Зазерье, в леса, но скоро там усилилась и против нашего ветра пошла сюда черная, в огромной белой шапке Смутилось озеро ветер на ветер, волна на волну, и черные пятна, как тени крыльев, быстро мчались по озеру из конца в конец. Молния распахнула тот берег, гром ударил. Иволга петь перестала, унялись стрижи. А соловей пел до самого конца, пока, наверно, сто по затылку не ударила громадная теплая капля. И полилось, как из ведра.
Кончились майские холода, стало тепло, и зажухла черемуха. Зато наметились бутоны рябины и расцветает сирень. Зацветет рябина, и кончится весна, а когда рябина покраснеет, кончится лето, и тогда осенью мы откроем охоту и до самой зимы будем на охоте встречаться с красными ягодами рябины.
Сказать, какой именно запах у черемухи, невозможно не с чем сравнить, и не скажешь. В первый раз, когда весной я понюхаю, мне вспоминается детство, мои родные, и я думаю о них, что ведь и они тоже нюхали черемуху и не могли, как и я, сказать, чем она пахнет. И деды, и прадеды, и те, что жили в то время, когда пелась былина о полку Игореве, и много еще раньше, в совсем забытые времена – все была черемуха, и пел соловей, и было множество разных трав, и цветов, и певчих птиц, и связанных с ними разных чувств и переживаний, составляющих наше чувство родины. В запахе одной только черемухи соединяешься со всем прошлым. И вот она отцветает. В последний раз я хочу поднести цветы к себе – в последней и напрасной надежде понять наконец-то, чем все-таки пахнет черемуха. С удивлением чувствую, что цветы пахнут медом. Да, вот я вспомнил, перед самым концом своим, цветы черемухи пахнут не собой, как мы привыкли, а медом, и это говорит мне, что недаром были цветы. Пусть они теперь падают, но зато сколько же собрано меду!
Утром лежал вчерашний снег. Потом выглянуло солнце, и при северном холодном ветре весь день носились тяжелые облака, то открывая солнце, то опять закрывая и угрожая.
В лесу же, в заветрии, как ни в чем не бывало продолжалась весенняя жизнь. Какая восхитительная сказка бывает в лесу, когда со всех этажей леса свешиваются, сходятся, переплетаются ветви, еще не одетые, но с цветами-сережками или с зелеными длинными напряженными почками. Жгутики зеленые черемухи, в бузине – красная кашица с волосками, в ранней иве, из-под ее прежнего волосатого вербного одеяльца, выбиваются мельчайшие желтенькие цветочки, составляющие потом в целом как бы желтого, только что выбившегося из яичной скорлупы цыпленка.
Даже стволы нестарых елей покрылись, как шерстью, зелеными хвоинками, а на самом верхнем пальце самой верхней мутовки явно показывается новый узел новой будущей мутовки.
Не о том я говорю, чтобы мы, взрослые, сложные люди, возвращались к детству, а к тому, чтобы в себе самих хранили каждый своего младенца, не забывали о нем никогда и строили жизнь свою, как дерево: эта младенческая первая мутовка у дерева всегда наверху, на свету, а ствол – это его сила, это мы, взрослые.
Наблюдал я с восхищением начало потока. На одном холме стояло дерево – очень высокая елка. Капли дождя собирались с ветвей на ствол, укрупнялись, перескакивали на изгибах ствола и часто погасали в густых светло-зеленых лишайниках, одевающих ствол. В самом низу дерево было изогнуто, и капли из-под лишайников тут брали прямую линию вниз в спокойную лужу с пузырями. Кроме этого, и прямо с веток падали разные капли, по-разному звучали.
На моих глазах маленькое озеро под деревом прорвало, поток под снегом понесся к дороге, ставшей теперь плотиной. Новорожденный поток был такой силы, что дорогу-плотину прорвало, и вода помчалась вниз по сорочьему царству к речке. Ольшаник у берега речки был затоплен, с каждой ветки в заводь падали капли и давали множество пузырей. И все эти пузыри, медленно двигаясь по заводи к потоку, вдруг там срывались и неслись по реке вместе с пеной.
В тумане то и дело показывались, пролетая, какие-то птички, но я не мог определить, какие это. Птички на лету пищали, но за гулом реки я не мог понять их писка. Они садились вдали на группу стоявших возле реки деревьев. Туда я направился узнать, какие это к нам гости так рано пожаловали из теплых краев.
Под гул потока и музыку звонких капель я, как бывает это и при настоящей человеческой музыке, завертелся мыслью о себе, вокруг своего больного места, которое столько лет не может зажить.
1. За окном медленно падал снежок и снежный ясный свет лежал на стенах комнаты.
2. Солнце закатилось и над городом стояла золотистая пыль.
3. Уж много лет не бывал я на своей родине и каждое новое посещение наполняет мое сердце радостью и печалью.
4. Отгремел грозами июль и лето вдруг сразу перемахнуло на осень.
5. Вспыхивает пламя и знакомый шелест огня будит лагерь.
6. По ночам подмораживало и звезды усеивали небо.
7. Издали слышался шум неугомонного ручья и чувствовалось его сырое холодное дыхание.
8. Пахло разнотравьем и было душно.
9. Во тьме трепетно вспыхивали молнии и гремел гром.
10. Было тихо светло и чуть примораживало.
Упражнение № 5. Расставьте знаки препинания
1. Газеты принесли вечером и только на другой день смогли их прочитать.
2. Сломанный телевизор отвезли в мастерскую и там его починили.
3. Весна и уже тепло.
4. А в Ялте кончилась весна и начиналось лето.
5. Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель.
6. Кажется в руках не осталось силы и топор затупился.
7. Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы и надо мной кричат орлы и ропщет бор и блещут средь волнистой мглы вершины гор.
8. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
9. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
10. Ветер подхватывает снег скручивает в тугие хлесткие спирали и начинается метель.
Сложноподчиненное предложение
СПП – предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, при этом одна (несколько) часть(-ей) будет (-ут) подчиняться другой.
В СПП есть главное предложение (то, от которого можем задать вопрос к придаточным) и придаточное/придаточные ( к которым задается вопрос).
В зависимости от того, какой вопрос мы задаем к придаточному, выделяют несколько видов придаточных.
ВИДЫ придаточных
Определительное
От главного к придаточному задаем вопрос КАКОЙ?
Мы купили платье, которое долго искали.
Изъяснительное
Задаем вопросы косвенных падежей
Было очевидно, что он прав.
Обстоятельственное
Выделяют несколько видов:
? ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Упражнение № 6. Найдите грамматические основы и расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного
1. Участок леса на котором велась вырубка зарос высокой травой. ____________
2. Я знаю то что вам неизвестно. ____________________
3. Он сказал чтобы мы ложились спать. ______________
4. Он поступил так как ему советовали._______________
5. Идти по снегу было так тяжело что мы остановились._______________
6. Когда показался берег все обрадовались._________________
7. Там где горел свет нас ждали._________________
8. Если поспешим успеем на последний автобус.______________
9. Мы не пошли на пляж так как ветер усилился. _______________
10. Оденьтесь потеплее чтобы не замерзнуть.____________
11. Лес затих словно прислушивается к чему-то._______________
12. Игра продолжалась несмотря на то что пошел дождь._____________
13. Бензин кончился так что пришлось идти пешком.________________
Запомним .
Виды подчинения в СПП
Знаки препинания в СПП
1. НЕ ставится запятая, если :
· Есть общий союз
Я сказал, ЧТО придут гости и мы будем пить чай.
· Два одинаковых союза
Я знал, КОГДА будет праздник и КОГДА придут гости.
· Оба придаточных предложения относятся к одному главному
ПУТНИКИ ЗНАЛИ, где будет ночевка и как их там примут.
2. Запятая НЕ ставится внутри сложных союзов:
Благодаря тому что, вследствие того что, после того как, между тем как, с темх пор как, вместо того чтобы, несмотря на то что, невзирая на то что, в то время как, по мере того как.
. Если в СПП встречается сочинительная связь, то знаки препинания расставляем так:
И_КОГДА…………… ТО
НО_ХОТЯ…………… , ТАК
ЧТО_ЕСЛИ………… НО
Пример: Я захотела спать, и_ когда все гости ушли, то легла.
И , КОГДА…………… ТО
НО , ХОТЯ…………… , ТАК
ЧТО , ЕСЛИ………… НО
Пример: Я захотела спать, и, когда гости ушли, легла.
? ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)
Читайте также: