Число частей цветка кратно трем сетчатое жилкование

Обновлено: 18.09.2024

А. Побег тополя состоит из стебля, листьев и почек.

Б. Самоопыление происходит между двумя цветками растений одного вида.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Признаки двудольных растений

1) дуговое жилкование листьев

2) сетчатое жилкование листьев

3) две семядоли в семени

4) мочковатая корневая система

5) стержневая корневая система

6) число частей цветка кратно трем

Б3. Установите соответствие между видом растения и классом, к которому его относят.


Задание 10 № 25234

Установите соответствие между характеристиками и классами покрытосеменных растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) число частей цветка кратно трём

Б) сетчатое жилкование листьев

В) мочковатая корневая система

Г) наличие камбия в проводящих пучках

Д) диффузное расположение проводящих пучков в стебле

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Cоответствие между характеристиками и классами покрытосеменных растений:

1) Однодольные: А) число частей цветка кратно трём; В) мочковатая корневая система; Д) диффузное расположение проводящих пучков в стебле

2) Двудольные: Б) сетчатое жилкование листьев; Г) наличие камбия в проводящих пучках; Е) наличие кустарниковых и древесных форм

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые, растения — самый многочисленный в царстве Растения (около \(250\) тыс. видов) — подразделяется на два класса: Однодольные и Двудольные .

  • число семядолей в зародыше семени;
  • жилкование листьев;
  • тип корневой системы растений, выросших из семян;
  • особенности строения цветков;
  • расположение проводящих пучков в стеблях.

сравнение.jpg

  • зародыш семени с двумя семядолями;
  • листья с сетчатым жилкованием;
  • стержневую корневую систему с хорошо выраженным главным корнем;
  • проводящие пучки с камбием, расположенные в стебле по кругу;
  • четырёх- или пятичленный цветок.

campanula-rotundifolia-g370ec00c8_640.jpg

Welsh_Primrose.jpg

В стеблях представителей этого класса проводящие пучки имеют камбий, располагаются одним массивом в центре или имеют вид кольца. Важный отличительный признак двудольных растений — хорошее развитие коры и сердцевины. У растений этого класса цветок чаще всего четырёх- или пятичленный.

  • зародыш семени с одной семядолей;
  • простые листья, у которых параллельное или дуговое жилкование;
  • мочковатая корневая система, главный корень рано отмирает;
  • проводящие пучки без камбия, разбросаны по всему стеблю;
  • цветок трёхчленный.

У однодольных проводящие пучки без камбия и расположены в стебле беспорядочно. Нет ясно дифференцированной коры и сердцевины.


Но для определения класса, к которому относится то или иное растение, одного признака бывает недостаточно. Так, у подорожника есть признаки однодольных растений: у него мочковатая корневая система, листья простые с дуговым жилкованием, но зародыш семени имеет две семядоли. А вороний глаз, наоборот, внешне похож на двудольное растение, так как у него листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей. Поэтому вороний глаз относят к однодольным.


Эти примеры показывают, что невозможно точно определить по одному признаку, к какому классу принадлежит цветковое растение; нужно рассматривать все перечисленные выше признаки.

Для выделения покрытосеменных растений в семейства также используются определённые признаки. Самые важные из них — особенности строения цветка и плода . На сегодняшний день в отделе Цветковые известно более \(390\) семейств.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Подготовка к ОГЭ.

Покрытосеменные растения. Класс двудольные и однодольные.

однодольные

В зародыше семени одна семядоля

Корневая система стержневая

Жилкование сетчатое или пальчатое

Параллельное или дуговое

Цветки имет двойной околоцветник ,число частей цветка кратно 5 или 4

Околоцветник простой ,число частей цветка кратно 3

Рост стебля в толщину обеспечивается камбием

Стебель не растет в толщину

Царство - отдел – класс – порядок – семейство – род – вид ( классификация растений)


https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=457

1.На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=458

2.На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=460

3.На каком ри­сун­ке изображён признак, ха­рак­тер­ный для клас­са Од­но­доль­ные растения?

4.К какому из перечисленных семейств относится значительная часть овощных растений?

1) Розоцветные 2) Сложноцветные

3) Паслёновые 4) Злаки

5.У представителей семейства Сложноцветные, например у подсолнечника, тип плода —

1) коробочка 2) стручок 3) зерновка 4) семянка

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=486

6.На каком ри­сун­ке изображён признак, ха­рак­тер­ный для клас­са Двудольные растения?

7.На каком рисунке продемонстрирован признак, характерный для класса Однодольные растения?

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=492

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=500

8.На каком ри­сун­ке изображён признак, ха­рак­тер­ный для клас­са Од­но­доль­ные растения?

9. Главным признаком, от­ли­ча­ю­щим пред­ста­ви­те­лей од­но­го се­мей­ства клас­са Од­но­доль­ные от другого, является

1) число се­мя­до­лей в семени 2) ду­го­вое или па­рал­лель­ное жилкование

3) тип кор­не­вой системы 4) фор­му­ла цветка

10. Стебель-соломина характерен для представителей семейства

1) Злаковые 2) Розоцветные 3) Лилейные 4) Крестоцветные

11.На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=521

12.Плод арахиса, гороха, сои, фасоли, давший название всему семейству, —

1) орех 2) семянка 3) боб 4) стручок

13.У представителей семейства Злаковые плод называют

1) зерновка 2) семянка 3) ягода 4) орех

14. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=543

15.У по­кры­то­се­мен­ных растений, в от­ли­чие от голосеменных,

1) тело со­став­ля­ют ор­га­ны и ткани

2) опло­до­тво­ре­ние про­ис­хо­дит при на­ли­чии воды

3) в се­ме­ни фор­ми­ру­ет­ся зародыш

4) осу­ществ­ля­ет­ся двой­ное оплодотворение

16.Какой из пе­ре­чис­лен­ных при­зна­ков ха­рак­те­рен для двудольных?

1) в про­во­дя­щих пуч­ках от­сут­ству­ет камбий

2) жилкование ли­стьев параллельное

3) число ча­стей цвет­ка крат­но трём

4) корневая си­сте­ма стержневая


17.Какое из пе­ре­чис­лен­ных се­мейств от­но­сит­ся к однодольным?

1) Бобовые 2) Лилейные 3) Сложноцветные 4) Крестоцветные


18.Какое из пе­ре­чис­лен­ных се­мейств от­но­сит­ся к двудольным?

1) Осоковые 2) Злаки 3) Бобовые 4) Лилейные

19. Какой тип плода ха­рак­те­рен для се­мей­ства бобовые?

1) боб 2) стручок 3) коробочка 4) орех

20. Какой тип плода ха­рак­те­рен для се­мей­ства паслёновые?

1) боб 2) стручок 3) коробочка 4) орех

21. Какому числу крат­но число ча­стей цвет­ка у рас­те­ний се­мей­ства лилейные?

1) 3 2) 4 3) 5 4) 6

22. Какому числу крат­но число ча­стей цвет­ка у рас­те­ний се­мей­ства розоцветные?

1) 3 2) 4 3) 5 4) 6

23. Какой тип плода у пшеницы?

1) ко­стян­ка 2) зер­нов­ка 3) колос 4) орех

24. Какой тип плода у паслёна?

1) ко­ро­боч­ка 2) орех 3) ко­стян­ка 4) ягода

25. Какая жиз­нен­ная форма чаще всего встре­ча­ет­ся у рас­те­ний клас­са Однодольные?

1) де­ре­во 2) ку­стар­нич­ки 3) ку­стар­ни­ки 4) травы

26. Принадлежность по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний к тому или иному се­мей­ству опре­де­ля­ют по

1) на­ли­чию двой­но­го оплодотворения

2) раз­ви­тию семян из семязачатков

3) осо­бен­но­стям стро­е­ния листьев

4) осо­бен­но­стям стро­е­ния цвет­ка и плода

27.К ка­ко­му из пе­ре­чис­лен­ных се­мейств от­но­сит­ся зна­чи­тель­ная часть овощных растений?

1) Злаки 2) Паслёновые 3) Розоцветные 4) Сложноцветные

28. Растения со стерж­не­вой кор­не­вой си­сте­мой и сет­ча­тым жил­ко­ва­ни­ем ли­стьев объ­еди­ня­ют в

1) класс Двудольные 2) отдел Мо­хо­вид­ные

3) отдел Голосеменные 4) класс Однодольные

29.Какой при­знак поз­во­ля­ет рас­пре­де­лять по­кры­то­се­мен­ные рас­те­ния по семействам?

1) жил­ко­ва­ние листьев 2) стро­е­ние цветка

3) тип кор­не­вой системы 4) число се­мя­до­лей в семени

30. Важнейшие сельскохозяйственные культуры в мире −

1) пшеница и капуста
2) рис и томаты
3) кукуруза и малина
4) пшеница, рис и кукуруза

31. Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?

1) наличие вегетативных органов 2) наличие семян

3) местообитание 4) источник питания

32. Какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик ха­рак­тер­ны для од­но­доль­ных рас­те­ний? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) могут быть дре­вес­ны­ми

2) трёхчлен­ный цве­ток

3) про­во­дя­щие пучки без кам­бия

5) пе­ри­стое жил­ко­ва­ние

6) моч­ко­ва­тая кор­не­вая си­сте­ма

33. В чём сход­ство по­кры­то­се­мен­ных и го­ло­се­мен­ных растений? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) спо­соб­ны об­ра­зо­вы­вать об­шир­ные леса 2) ха­рак­те­ри­зу­ют­ся мно­го­об­ра­зи­ем жиз­нен­ных форм

3) раз­мно­жа­ют­ся семенами 4) опы­ля­ют­ся на­се­ко­мы­ми и птицами

5) имеют хо­ро­шо раз­ви­тые ве­ге­та­тив­ные органы 6) об­ра­зу­ют соч­ные и сухие плоды

34.Известно, что картофель, или пас­лен клубненосный, — вид тра­вя­ни­стых растений, важ­ней­шая продовольственная, тех­ни­че­ская и кор­мо­вая культура. Используя эти сведения, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию данных при­зна­ков этого организма. Запишите в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие выбранным ответам.

1) Картофель — тра­вя­ни­стое растение с голым реб­ри­стым стеблем, не­пар­но­пе­ри­сты­ми листьями, белыми, ро­зо­вы­ми и фи­о­ле­то­вы­ми самоопыляющимися цветками.

2) Родина кар­то­фе­ля — по­бе­ре­жье Чили и Перу.

3) Европейцы не знали кар­то­фе­ля до 1565 года, до по­се­ще­ния Южной Аме­ри­ки испанцами.

4) До конца XVII века кар­то­фель возделывали как де­ко­ра­тив­ное растение, бу­ке­та­ми из его цвет­ков украшали при­чес­ки королев и пет­ли­цы камзолов придворных.

5) Из клуб­ней картофеля по­лу­ча­ют крахмал, патоку, спирт.

6) Картофель ис­поль­зу­ют и для от­кор­ма сельскохозяйственных животных.

35. Известно, что под­сол­неч­ник масличный — важ­ней­шее пищевое, кормовое, тех­ни­че­ское растение. Используя эти сведения, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию данных при­зна­ков этого организма. Запишите в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие выбранным ответам.

1) Подсолнечник яв­ля­ет­ся однолетним тра­вя­ни­стым растением.

3) Соцветие под­сол­неч­ни­ка — корзинка, плод-семянка.

4) Подсолнечное масло идет в пищу, на из­го­тов­ле­ние маргарина, из тер­тых семян по­лу­ча­ют халву.

5) Из стеб­лей и ли­стьев подсолнечника про­из­во­дят силос и сенаж — корма для тра­во­яд­ных животных. Также ис­поль­зу­ют жмыхи, оста­ю­щи­е­ся после вы­жи­ма­ния масла.

6) Из под­сол­неч­ни­ка можно де­лать бумагу, мыло, ла­ко­кра­соч­ные материалы.

36.Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми се­мей­ства и его названием.

А) плод зерновка

В) со­цве­тие колос

Г) со­цве­тие корзинка

Д) пе­стик имеет пе­ри­стое рыльце

Е) цвет­ки языч­ко­вые и трубчатые

37. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пе­ре­чис­лен­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми рас­те­ний и рас­те­ни­я­ми, к ко­то­рым эти ха­рак­те­ри­сти­ки от­но­сят­ся.

А) пи­та­тель­ные ве­ще­ства семян за­па­са­ют­ся в се­мя­до­лях

Б) имеет кор­не­вую си­сте­му моч­ко­ва­то­го типа

В) не имеет кам­бия в про­во­дя­щих пуч­ках

Г) число ча­стей цвет­ка крат­но трём

Д) жил­ко­ва­ние ли­стьев сет­ча­тое

Е) цве­ток имеет би­ла­те­раль­ную сим­мет­рию

38. Установите со­от­вет­ствие между пе­ре­чис­лен­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми рас­те­ний и растениями, к ко­то­рым эти ха­рак­те­ри­сти­ки относятся.

А) пи­та­тель­ные ве­ще­ства се­ме­ни за­па­са­ют­ся в эндосперме

Б) цве­ток имеет пя­ти­член­ное строение

В) кор­не­вая си­сте­ма стерж­не­во­го типа

Г) опы­ля­ет­ся ветром

Е) имеет па­рал­лель­ное жил­ко­ва­ние листьев

39. Расположите в правильном порядке события, происходящие при прорастании фасоли. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление семядолей

2) появление зелёных листочков

3) разрушение семенной кожуры

4) набухание семени

5) появление корешка

40. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции ржи, на­чи­ная с наи­боль­шей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) отдел Цвет­ко­вые

2) цар­ство Рас­те­ния

3) по­ря­док Зла­ко­вые

4) се­мей­ство Злаки

5) класс Од­но­доль­ные

41. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции кле­ве­ра, на­чи­ная с наи­боль­шей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) отдел По­кры­то­се­мен­ные

2) се­мей­ство Бо­бо­вые

3) по­ря­док Бо­бо­во­цвет­ные

4) цар­ство Рас­те­ния

5) класс Дву­доль­ные

42. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции ро­маш­ки на­чи­ная с наи­боль­шей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

5) Цвет­ко­вые, или По­кры­то­се­мен­ные

6) Аст­ро­вые, или Слож­но­цвет­ные

43. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции тюль­па­на на­чи­ная с наи­боль­шей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

3) Цвет­ко­вые, или По­кры­то­се­мен­ные

44. Расставьте цифры в со­от­вет­ствии с по­сле­до­ва­тель­но­стью рас­по­ло­же­ния слоёв стеб­ля сосны, на­чи­ная с на­руж­но­го слоя. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

Семейство Сложноцветные

Сложноцветные — одно из самых боль­ших се­мейств ______________(А) растений.

Главный от­ли­чи­тель­ный при­знак этого се­мей­ства со­сто­ит в том, что у него цветы —________(Б), пред­став­ля­ю­щие на самом деле целое со­цве­тие из мел­ких цве­точ­ков —______________(В). Эти цве­точ­ки сидят на общем цве­то­ло­же и окру­же­ны общей чашечкой, со­сто­я­щей из од­но­го или не­сколь­ких рядов _______________(Г) (маленьких листочков, рас­по­ло­жен­ных на цветоножке) — по­лу­ча­ет­ся нечто на­по­до­бие корзиночки. От­дель­ные цве­точ­ки обыч­но со­всем мелкие. Вен­чик сростнолепестный, по форме силь­но различается, но вы­де­ля­ют два наи­бо­лее распространённых типа: труб­ча­тый и ___________(Д), причём все пять его долей срас­та­ют­ся в одну пластинку, ото­гну­тую в одну сторону.

Семейство Бобовые

Бобовые — семейство________(А) рас­те­ний по­ряд­ка Бобовоцветные, имеют очерёдное листорасположение. Ли­стья обыч­но слож­ные с прилистниками, реже простые. Со­цве­тие - кисть или головка. Цвет­ки с________(Б) ча­шеч­кой и венчиком, как пра­ви­ло —__________(В)-симметричные. У ти­пич­ных бо­бо­вых верх­ний круп­ный ле­пе­сток при­ня­то на­зы­вать па­ру­сом (флагом), бо­ко­вые ле­пест­ки — вёслами (крыльями), а два срос­ших­ся или слип­ших­ся ниж­них — лодочкой. Одногнёздный плод с рас­по­ло­жен­ны­ми в ряд се­ме­на­ми называется________(Г). Семена, как правило, — без эн­до­спер­ма с круп­ны­ми _____________(Д).

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

1) Ка­ко­вы функ­ции се­мен­ной кожуры?

2) Чем об­ра­зо­ва­на обя­за­тель­ная часть семени?

3) На­зо­ви­те обя­за­тель­ные усло­вия про­рас­та­ния семян.

Семя представляет собой зачаточный растительный организм в эмбриональной стадии. Главными частями семени являются семенная кожура и зародыш.

Кожура семени представляет собой видоизменённые покровы семязачатка. Она защищает семена от высыхания, преждевременного прорастания, возможных механических повреждений, способствует распространению семян за счёт дополнительных образований – шипиков, зацепок, крючков. Кожура может быть деревянистой, например у сосны сибирской, финиковой пальмы; плёнчатой (у злаков) или кожистой (горох, фасоль).

Зародыш семени развивается из оплодотворённой яйцеклетки. Из зародыша развивается новое растение, поэтому в нём различают почечку, зародышевый корешок и семядоли – зародышевые листья. Семядолей может быть разное количество: у хвойных – от 6 до 12, у покрытосеменных – либо одна, либо две. Хотя иногда число семядолей у двудольных растений может

быть увеличено до 3–5 или уменьшено до 1 (лютиковые, зонтичные). Вместе с тем в процессе эмбрионального развития в семени этих растений сначала закладываются две семядоли, а лишь затем их число изменяется.

Третьей, но необязательной частью семени является эндосперм – запасающая ткань. Он развивается из оплодотворённой центральной клетки. В процессе своего развития зародыш может потреблять эндосперм ещё в период эмбриональной закладки органов. В этом случае запас питательных веществ накапливается в семядолях или же в особой части семяпочки – перисперме. Тогда говорят о семени без эндосперма. В других случаях эндосперм и зародыш в семени развиваются независимо друг от друга. Тогда запасная ткань откладывается отдельным элементом и расходуется только в период прорастания. Такие семена именуют семенами с эндоспермом.

Читайте также: