Цветок и плод развиваются из

Обновлено: 15.09.2024

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Приёмы деятельности: актуализация знаний учащихся, организация беседы, опережающие творческие задания, обобщение изученного на уроке

Межпредметные связи: литература, ИЗО, музыка, математика, история

Ход урока:

II) Организация внимания

Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всём школьном курсе…

- Правильно, СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать…

III) Повторение д/з

Но прежде, чем начать изучение нового материала, сейчас мы вспомним, какие органы растения мы уже с вами изучили?

Ответьте на вопросы:

  • Какие органы растений вы знаете? (корень, побег, цветок, плод с семенами)
  • Из чего состоит побег? (из стебля, листьев и почек)
  • Для чего нужен стебель? (он выносит листья к свету, на нем находятся боковые побеги, цветы, плоды)
  • Какие побеги вы знаете?(цепляющийся, ползучий, вьющийся, прямостоячий)
  • Чем листовая почка отличается от цветочной? (размерами и формой, цветочная (генеративная) почка содержит зачатки цветков, а листовая (вегетативная) -зачатки будущего стебля и листьев)
  • Из каких частей состоит лист? (из листовой пластины и черешка).
  • Какие листья называются простыми? Приведите примеры. (состоящие из одной листовой пластины - березовый, осиновый)
  • Какие листья называются сложными? Приведите примеры.( сост. Из 2и более листовых пластин клубника, рябина)
  • У всех ли листьев есть прилистники? (не у всех).

(Дети называют по очереди органы цветкового растения и дают им определения)

IV) Изучение нового материала ЦВЕТОК

Цветы нам дарят настроение, И пробуждают вдохновение, Как символ чистой красоты, Ведь очень трудно без мечты! И остаётся прочно с нами, Всё то, что связано с цветами, В них растворились краски звёзд, И мир любви без мук и слёз!

- Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов. Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.

Цветы возникли еще задолго до появления человечества. Но цветок у растений появился совсем не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И всё же при виде цветков мы восхищаемся их красотой…

- Кто же знает, что такое цветок? (дети отвечают)

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветок развивается из генеративной почки. Но как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка…

Цветок имеет главные и второстепенные органы. Главные органы цветка – пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение. Второстепенные - околоцветника, который может быть простым и двойным. Цветки очень различны по своей форме, окраске, размерам.

Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. Пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях - цветоножках. Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе, на котором размещаются все части цветка. У некоторых цветков этих органов нет. И цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка.

Далее расположены чашелистики, которые вместе составляют чашечку. Цветок также обычно состоит из венчика, образованного из лепестков.

ВЕНЧИК + ЧАШЕЧКА = ОКОЛОЦВЕТНИК

У многих растений (лилия, тюльпан) все листочки околоцветника одинаковые (нет чашечки или венчика).

Околоцветник, у которого нельзя выделить чашечку или венчик называется простым (ТЮЛЬПАН), а в котором есть чашечка и венчик называется двойным (ВАСИЛЕК).

Околоцветник защищает главные части цветка, тычинки и пестик.

Цветок, у которого есть и тычинки и пестик, называется обоеполыми(картофель), если цветок имеет только тычинки или только пестик, то такой цветок называется однополым (береза). Существуют также и бесполые цветы. У них не развиваются органы полового размножения (тычинки и пестик). К таким относятся: подсолнечник и василёк.

У огурца, тыквы, а также кукурузы, ольхи, орешника, дуба однополые пестичные и тычиночные цветки находятся на одном и том же растении. Такие растения называют однодомными. Но есть растения (тополь, осина, хмель, ива, крапива), у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных экземплярах. Их называют двудомными. Так, у тополя весной мужские деревья пылят – рассыпают пыльцу, а позже, летом, женские деревья разбрасывают белый пух – летучие семена растения.

Венчик содействует опылению цветка, привлекая насекомых-опылителей. Благодаря яркой окраске лепестков, венчик способен отражать солнечные лучи, предохраняя главные части цветка от перегрева. Закрываясь на ночь, венчик создает своего рода камеру, препятствующую охлаждению цветка или повреждению его холодной росой.

– Пестик и тычинки участвуют в процессах опыления и оплодотворения и максимально соответствуют успешному протеканию этих процессов.

– Размножение растений, где главная роль принадлежит цветку, тесно связано с опылением, а оно – со строением цветка и некоторыми иными особенностями.

– крупные размеры цветка или наличие соцветия;

– мелкие размеры цветков, собранных в соцветия;

– много мелкой сухой пыльцы;

V) Физминутка

Вместе по лугу идём

Не спешим, не отстаём…

Вот выходим мы на луг

Тысячи цветов вокруг

Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер

Расстилается ковёр и направо, и налево,

Что нарвать цветы в веночек, наклоняйтесь до носочков

Раз цветок, два цветок,

А потом сплетем венок…

Снова мы идем по лугу,

А вокруг так интересно!

Отдохнуть пора дружок,

Мы присядем на лужок!

- Ребята, только что мы с вами нарвали цветов и сплели девочкам веночки на голову. Как вы думаете, сколько вы сорвали цветов на один венок? Примерно 32 - 34… в нашем классе 3 девочки. Сколько цветков они сорвали для своих венков? (96 - 100)

- А какие последствия нашего восторга от сплетенных венков ожидают целую природу?

Красная книга – список редких и находящихся на грани исчезновения животных, растений и грибов.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья:

И при всём честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе –

Но со знанием и умом!

ПЛОД

Конечным этапом развития цветка как генеративного органа является образование плода.

– Огромное разнообразие плодов, равно как и цветков, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.

– В образовании плода часто принимают участие не только завязь, но и такие части цветка, как цветоложе, чашечка и др.

– Плоды могут быть простые, сложные, сборные. Иногда они образуют соплодия. Но главная их функция – это защита семян и их распространение.

Итак ребята, сейчас мы поговорим с вами о плодах. Скажите, а что бы Вы хотели узнать о плодах?

  • Что такое плод?
  • Какие бывают плоды?
  • Биологическое значение плодов.

- Итак, ребята, чтобы нам с Вами определить что же такое плод, я прочитаю вам небольшой стих, в котором кроется ответ на наш вопрос:

Цветок всю ночь готовит мед-

Пчелу сластену в гости ждет

Бери мол, но, как другу,

Мне окажи услугу,

Пыльцу мучную эту

Пчела несет ее, и вот-

Цветок увял и зреет плод

Итак, плод – это орган, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения

- Ребята, а что необходима для того, чтобы образовался плод?(опыление)

- А из какой части цветка образуется плод? (Завязь)

- А семена? (Семязачатков)

2. Итак, на первый вопрос мы с вами ответили. Какой следующий?

- В природе существует огромное количество плодов и Чтобы нам с вами разобраться в этом, я предлагаю рассмотреть рисунки и муляжи некоторых плодов

- Для этого я вам раздам необходимый материал (раздают)

- Все ли плоды можно проткнуть легко иглой?

-нет

- Почему? (жесткая оболочка)

- Что изменилось с плодами, которых удалось проколоть (вытекает сок)

- Как можно назвать такие плоды (сочные)

- А что случилось с теми, кого не удалось проколоть? (из них не вытекает сок)

- А из какой части плода вытекает вода? (околоплодника, который мы едим)

- Как можно назвать такие плоды?( сухие)

- Итак ребята, значит по содержанию воды в плодах их можно разделить на 2 группы: сочные и сухие (на доске схема)

- Молодцы, а теперь если разделит сочные плоды на части что мы увидим? (виноград и вишня)

-А сколько их там? (много, одно)

- А теперь разделите сухие плоды (подсолнух, горох)

- Что видите внутри (семена) Сколько( одно, много)

- Скажите ребята, какую часть мы едим у сухих плодов? (семена) (околоплодник выкидываем), а у сочных? (Околоплодник) ( показывает на доске на вишне околоплодник)

- Итак ребята, значит по количеству семян и сухие и сочные плоды делятся на односемянные и многосемянные (схема дополняется на доске)

Цветок снаружи окружает околоцветник . Околоцветник выполняет защитную функцию, к тому же лепестки могут привлекать опылителей.

Если околоцветник образуют чашелистики (чашечки) и лепестки (венчика), то это — двойной околоцветник .

Если околоцветник образован белее или менее одинаковыми листочками околоцветника , то его называют простым околоцветником .

tulip-flower-wallpaper-hd-4-Tulip-Flower-Wallpaper-free-download.jpg

У тюльпанов имеются только более или менее одинаковые листочки — у них простой околоцветник . У одних растений листочки простого околоцветника крупные и яркие, например у тюльпана или орхидеи, а у других, например у ситника, невзрачные.

70521043.jpg

Цветки некоторых растений не имеют развитого околоцветника. Например, у цветков ивы он напоминает чешуйки. Такие цветки называют голыми .

Листочки простого околоцветника могут оставаться свободными ( околоцветник простой раздельнолистный ) или срастаться ( околоцветник простой сростнолистный ).

У цветков с двойным околоцветником также могут срастаться и чашелистики, образуя сростнолистную чашечку , и лепестки — сростнолепестный венчик .

Формула цветка.jpg

У раздельнополых цветков имеются или только тычинки ( тычиночные или мужские цветки ), или только пестик ( пестичные или женские цветки ).

img11.jpg

Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении (например, у огурца и кукурузы), такие растения называют однодомными .

Если пестичные и тычиночные цветки располагаются на разных растениях (например, у ивы, тополя, конопли), такие растения называют двудомными .

pic71.jpg

Есть растения с одиночными цветками, которые развиваются по одному на концах побегов или в пазухах листьев.

В соцветия обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей. Соцветия бывают простыми и сложными .

pic72.jpg

Соцветие кисть имеют капуста, ландыш, черемуха. В таком соцветии отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках, отходящих от длинной общей оси.


Простой колос образуют не имеющие цветоножек (т. е. сидячие) цветки, расположенные на общей оси соцветия, как у подорожника.

Корзинка — это соцветие у подсолнечника, топинамбура, астры, одуванчика, ромашки, осота, бодяка и многих других растений. В таком соцветии обычно многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщенном и расширенном ложе соцветия. Снаружи это соцветие защищено зелеными листьями — оберткой.

У соцветия головка сидячие цветки находятся на несколько утолщенной укороченной главной оси. Такое шаровидное соцветие образуется у клевера.

Простой зонтик — соцветие, в котором цветоножки одинаковой длины выходят из вершины оси соцветия. Такое соцветие имеют примула, вишня.

Цветки в соцветии щиток , отличаются от зонтика тем, что имеют цветоножки разной длины и от верхушки оси обычно отходят на некотором расстоянии друг от друга (ниже расположенные цветки имеют более длинные цветоножки). Соцветие щиток образуют груша, спирея

pic73.jpg

Если несколько кистей отходит от общего стебелька, соцветие называют сложной кистью или метёлкой . Такое соцветие имеют сирень, виноград.

Соцветия пшеницы, ржи, ячменя называют сложным колосом . В этом соцветии на общей оси сидят несколько колосков, каждый из которых образован несколькими цветками, у ржи, например, двумя.


Морковь и петрушка имеют соцветия-зонтики, состоящие из нескольких простых зонтиков. Такое соцветие называют сложным зонтиком .

4. Верхушка (кончик) корня защищена ________________________.

5. Зона корня, в которой происходит удлинение и рост молодых клеток

А) корневой чехлик Б) зона деления В) зона роста

Г) зона всасывания Д) зона проведения

6. Видоизмененный корень

А) столоны Б) луковица В) корнеплоды Г) шипы Д) колючки

7. Цветок и плод развиваются из

А) верхушечной почки Б) вегетативной почки

В) генеративной почки Г) спящей почки

8. Слой стебля, расположенный под корой, и обеспечивающий рост стебля в толщину

А) кора Б) камбий В) древесина Г) сердцевина

9. Расширенная часть листа называется

А) черешок Б) междоузлие В) листовая пластинка Г) устьице Д) жилки

10. Процесс образования органических веществ, в хлоропластах, называется

А) испарение Б) корневое давление В) газообмен

Г) фотосинтез Д) черенкование

11. Не является вегетативным способом размножения - размножение

А) семенами Б) клубнями В) корневищами

Г) луковицами Д) черенкованием

12. Венчик образован

А) тычинками Б) пестиками В) чашелистиками Г) лепестками

13. Мужской частью цветка является

А) тычинка Б) чашечка В) венчик Г) пестик Д) цветоложе

14. Однополым называется цветок, у которого есть

А) только тычинки или только пестик Б) и тычинки и пестик

15. Растение, у которого тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях, называется

А) однодомными Б) двудомными В) бесполыми

Г) однополыми Д) раздельнополыми

16. Процесс слияния половых гамет , называется

А) вегетативное размножение Б) опыление

В) оплодотворение Г) всасывание

17. Плоды, у которых околоплодник плотный, одревесневший и сухой, называются

А) сухие Б) сочные В) односемянные Г) многосемянные

А) тыквина Б) боб В) ягода Г) яблоко Д) костянка

19. Число семядолей у двудольных растений А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

20. Молодое растение со стеблем и листьями, появившееся над землёй, называется

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Мари Умняшка

Лучший ответ:


Онтонио Веселко

Из генеративной почки




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: