Цветы лучше всего собирать утром или вечером грамматическая основа

Обновлено: 18.09.2024

Предложение как единица речи

Предложение — это наи­мень­шая еди­ни­ца речи, кото­рая пред­став­ля­ет собой грам­ма­ти­че­ски орга­ни­зо­ван­ное соеди­не­ние слов, обла­да­ю­щее смыс­ло­вой и инто­на­ци­он­ной законченностью.

При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, сове­та­ми, прось­ба­ми, поже­ла­ни­я­ми и при­ка­за­ни­я­ми. Итак, целью пред­ло­же­ния может быть сооб­ще­ние, вопрос или побуж­де­ние. В пред­ло­же­нии содер­жит­ся сооб­ще­ние о собы­тии, кото­рое вос­при­ни­ма­ет­ся как реаль­ное, про­ис­хо­дя­щее в каком-то вре­ме­ни или как нереальное.

Предложением назы­ва­ет­ся сло­во или несколь­ко слов, в кото­рых заклю­че­но сооб­ще­ние, вопрос, или побуж­де­ние (при­каз, совет, просьба).

Предложение может состо­ять как из несколь­ких слов, объ­еди­нен­ных меж­ду собой грам­ма­ти­че­ски и инто­на­ци­он­но, так и из одно­го слова.

Каждое пред­ло­же­ние име­ет свое ядро, вокруг кото­ро­го груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные его чле­ны. Это грам­ма­ти­че­ское ядро состо­ит из глав­ных чле­нов — под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го в дву­со­став­ном пред­ло­же­нии или толь­ко под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го в одно­со­став­ном, например:

Уже рас­хо­ди­лись хоро­во­ды ; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыба­чий (А.С.Пушкин).

Сумерки . Рано вече­ре­ет . Мы плы­ли доволь­но мед­лен­но (И.С. Тургенев).

Что такое грамматическая основа предложения

Грамматическая осно­ва пред­ло­же­ния — это основ­ная часть пред­ло­же­ния, кото­рая состо­ит из его глав­ных чле­нов: под­ле­жа­ще­го и сказуемого.

Грамматическая осно­ва — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, вклю­ча­ет в себя глав­ные чле­ны в дву­со­став­ных пред­ло­же­ни­ях и один глав­ный член в односоставных.

Чтобы выде­лить грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния, выяс­ним, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. Для это­го зада­дим вопро­сы: кто? или что?

Что? — небо. Это под­ле­жа­щее , кото­рое, как пра­ви­ло, выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа или любой частью речи в зна­че­нии име­ни существительного.

Что гово­рит­ся о небе? Небо что дела­ло? мерк­ло — это ска­зу­е­мое .

Небо мерк­ло — грам­ма­ти­че­ская осно­ва про­сто­го предложения.

Кто? мы — под­ле­жа­щее , выра­жен­ное лич­ным место­име­ни­ем в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа.

Мы что дела­ли? плы­ли — сказуемое.

Мы плы­ли — грам­ма­ти­че­ская основа.

Грамматическая основа предложения (схема)

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Метель (суще­стви­тель­ное) надви­ну­лась сра­зу (Н.Островский).

Я (место­име­ние) ехал вече­ром один на бего­вых дрож­ках (И.С. Тургенев)

Кто (место­име­ние) не рабо­та­ет, тот не ест.

Трое (чис­ли­тель­ное) неза­мет­но про­скольз­ну­ли во двор.

Умный (при­ла­га­тель­ное) гово­рит за себя сво­и­ми делами.

Наконец насту­пи­ло дол­го­ждан­ное после­зав­тра (наре­чие).

Прибывшие (при­ча­стие) шум­но рас­са­жи­ва­лись за столами.

Громкое ура (меж­до­ме­тие) про­ка­ти­лась по площади.

Охранять (инфи­ни­тив) при­ро­ду — зна­чит охра­нять Родину.

Узы друж­бы (сло­во­со­че­та­ние) свя­зы­ва­ли их с детства.

Несколько детей (чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное) окру­жи­ли её с выра­же­ни­ем вос­тор­га на лицах.

Вторым основ­ным ком­по­нен­том грам­ма­ти­че­ской осно­вы явля­ет­ся ска­зу­е­мое , кото­рое может бы выра­же­но все­ми спря­га­е­мы­ми фор­ма­ми гла­го­ла. Такое ска­зу­е­мое назы­ва­ет­ся про­стым гла­голь­ным — ПГС.

Девочка поет . Девочка пела . Девочка будет петь .

Сложность выде­ле­ния тако­го ска­зу­е­мо­го состо­ит в том, что оно может быть выра­же­но дву­мя сло­ва­ми, состав­ля­ю­щи­ми слож­ные фор­мы гла­го­ла буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, например:

Мой друг не будет рас­ска­зы­вать об этом.

Мы не будем гово­рить о прошлом.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС) состо­ит из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки и инфинитива.

Вспомогательный гла­гол не обла­да­ет само­сто­я­тель­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а выра­жа­ет нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ный гла­гол) или обо­зна­ча­ет воз­мож­ность, жела­ние, воле­изъ­яв­ле­ние, дол­жен­ство­ва­ние, оцен­ку и пр. (модаль­ный глагол).

В каче­стве связ­ки может высту­пать так­же крат­кие прилагательные:

Особую слож­ность пред­став­ля­ют собой СГС, в соста­ве кото­рых име­ют­ся устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния с модаль­ным значением:

  • имел наме­ре­ние (хотел);
  • сде­лал уси­лие (попы­тал­ся);
  • имел воз­мож­ность (желал) и пр.

Примеры составного глагольного сказуемого

Лектор про­дол­жал при­во­дить инте­рес­ные фак­ты из жиз­ни насекомых.

Дождь пере­стал накра­пы­вать , и выгля­ну­ло яркое солнце.

Кто велел тебе рвать цве­ты в моём саду?

Ты дол­жен рас­ска­зать мне об этом случае.

Отец с мате­рью реши­ли ехать в дерев­ню на сле­ду­ю­щий день.

Лесничий не мог отка­зать гостям и повел их на озе­ро, где жили лебеди.

Собравшиеся хоте­ли услы­шать ста­рин­ную песню.

Я не имел пра­ва рис­ко­вать и поэто­му шел по боло­ту осторожно.

Девушка име­ла наме­ре­ние подой­ти бли­же и рас­смот­реть этот экзо­ти­че­ский цве­ток более тщательно.

Составное имен­ное ска­зу­е­мое состо­ит из глагола-связки, выра­жа­ю­ще­го грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, и имен­ной части (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и др.), выра­жа­ю­щей лек­си­че­ское значение.

Вода у бере­гов озе­ра была кри­сталь­но чистая .

Аллея из мож­же­вель­ни­ка будет как тро­пин­ка в лесу.

Греки счи­та­ли, что мир есть гар­мо­ния и рит­ми­ка .

Порядок выделения грамматических основ

Представленная ниже схе­ма помо­жет научить­ся пра­виль­но выде­лять грам­ма­ти­че­ские осно­вы предложения.

Порядок выделения грамматических основ (схема)

Цветы лучше собирать или утром или вечером помогите разобрать по членам.


Цветы (дополнение) лучше (обстоятельство) собирать (сказуемое) или утром (обстоятельство), или вечером (обстоятельство).


Наступил новогодний вечер - разобрать по членам предложения?

Наступил новогодний вечер - разобрать по членам предложения.


Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером Где тут запятая ?

Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером Где тут запятая ?


Как разобрать предложение Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера?

Как разобрать предложение Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера.


Помогите , разобрать по членам предложение : Над седой равниной моря ветер тучи собирает?

Помогите , разобрать по членам предложение : Над седой равниной моря ветер тучи собирает.


Тихо в лесу ранним утром?

Тихо в лесу ранним утром.

Помогите разобрать предложение по членам предложения.


В урожайный год мы с бабушкой собирали много грибов?

В урожайный год мы с бабушкой собирали много грибов.

Задание : Разобрать по членам предложения.


Помогите , разобрать по членам предложение : Над седой равниной моря ветер тучи собирает?

Помогите , разобрать по членам предложение : Над седой равниной моря ветер тучи собирает.


Разобрать по членам предложение?

Разобрать по членам предложение.

По вечерам запах у цветов очень сильный.


Кто говорит, тот сеет, кто слушает - собирает?

Кто говорит, тот сеет, кто слушает - собирает.

Разобрать по членам предложения.


Разобрать по членам предложения?

Разобрать по членам предложения.

Осенью мы будем собирать урожай картофеля.

На странице вопроса Цветы лучше собирать или утром или вечером помогите разобрать по членам? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 5 - 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.


1001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 1010м1001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 10101001 1..


Друг(подруга)я тебе желаю провести лучшее лето в жизни. Но ты не будь ленивым а играй, бегай, прыгай делай то что подвижное . Ешь витамины отдыхай. Делай задания и не забывай про уборку. Желаю всего наилучшего . ☺.


О погоде, летаю, од бежал, от прыгнул, корми(лиц) - я не знаю догадайся пожалуйста сам(а), градусник, кружка, царапина.


Голубка коробка скрипка гибкий Веревка ловкий вышивка шефский Сапог поток враг друг подвиг ногти Селедка редкий меткий молотьба Ножка варежка ладошка рубашка Указка косьба дерзкий просьба.


Один - три. Два - . Три - один. Четыре - одинаковые. Пять - два. Шесть - один. Семь - ка - пус - та. Восемь - два. Девять - один . Десять - два.


Поставили пломбу, иногда хрустит. Ну значит что тебе на зуб поставили пломбу и она непрочная, иногда хрустит.


1) придумали - глагол (что сделали? ) ; 2) начальная фора - придумать, совершенный вид, 1 спряжение, множественное число, изъявительное наклонение ; 3) -.


Москва столица России. Каникулы перерыв в школьных занятиях в летнее время. Ужин вечерняя еда. Яблоко плод яблони. Воскресенье седьмой день недели. Горизонт видимая граница неба и земной или водной поверхности. Прости но 6 предложение я не могу..


1 Москва, 2 каникулы, 3 ужин, 4 яблоко, 5 воскресенье, 6 багаж, 7 горизонт.


Солонка, солила, соли, пересолила, соль, за солью солонка - корень сол, суфикс он, к, окончание а солила - корень сол, суфикс ил, окончание а соли - корень сол, окончание и пересолила - приставка пере, корень сол, суфикс ил, окончание а соль - корень..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

№ 2. Расставьте (где нужно) знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Подпишите над ними части речи.
1. Только трава да кусты мокнут.
2. В комнате было темно душно и сыро.
3. Ветер нёс по дороге осиновые кленовые и берёзовые листья.
4. Не берёт моё колдовство ни ерша ни карася ни окуня.
5. Дорога бежит извивается пропадает в кудрявых берёзовых рощах краснеет размытой глиной.
Определите вид предложения.
1. Завидую людям, имеющим возможность любоваться северным сиянием.
2. Туманное утро. Ветер.

№ 3 Расставьте (где нужно) знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Подпишите над ними части речи.
1. Голодал он и мёрз и на солнце жарился и переходы делал по пятидесяти вёрст.
2. Далеко позади остались и море и матово синевшие горы.
3. От дома от голубятни от галереи бежали далеко длинные тени.
4. Бродил по дорожкам вдыхая весенние ароматы и думал о своём горе.
5. От высокой нехоженой полусожжённой солнцем травы пахло сеном.
Определите вид предложения.
1. Идёшь полем и наслаждаешься ароматом трав.
2. Пустынная улица. Свет луны.

№ 4. Расставьте (где нужно) знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Подпишите над ними части речи. Цветы лучше всего собирать или утром или вечером.
1. Только трава да кусты мокнут.
2. Не берёт моё колдовство ни ерша ни карася ни окуня.
3. В поле в лесу у реки слышались птичьи голоса.
4. Рябчик вспорхнул пронёсся над нашими головами повернул в сторону и исчез в лесном сумраке.
Определите вид предложения.
1. Любуешься красотой зимнего леса и радуешься жизни.
2. Аптека. Раннее утро.

№ 5. Расставьте (где нужно) знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Подпишите над ними части речи.
1. Трава и кусты мокнут под проливным дождём.
2. В комнате было темно душно и сыро.
3. Осиновые кленовые да берёзовые листья тихо ложатся на землю.
4. Не берёт моё колдовство ни ерша ни карася ни окуня.
5. Дорога бежит извивается пропадает в кудрявых берёзовых рощах краснеет размытой глиной.
Определите вид предложения.
1. Завидую людям, имеющим возможность путешествовать.
2. Утро. Морской бриз.

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Тема: грамматическая основа предложения - это… Главные члены предложения. Русский язык. 1, 2, 3, 5, 8 класс. Что такое грамматическая основа предложения и как ее выделить? Подлежащее и сказуемое - примеры. Виды подлежащего и сказуемого. Односоставные, нераспространенные и распространенные предложения.

Фото Грамматическая основа предложения: подлежащее и сказуемое в русском языке

Грамматическая основа предложения - это его главные члены, подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает предмет, о котором идет речь. Сказуемое - действие или состояние предмета.

При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой, сказуемое - двумя чертами.

Грамматическая основа предложения. Пример

Вася сегодня утром идёт в школу.

Грамматическая основа - Вася идёт
Подлежащее - Вася
Сказуемое - идёт

Грамматическая основа - это ядро предложения, вокруг которого группируются другие слова.

Если в предложении есть только подлежащее (Вот и зима) или только сказуемое (За окном вечерело), то грамматическая основа состоит из одного слова. Такое предложение называется односоставным.

Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое - это двусоставное предложение (Вот и наступила зима).

Предложение, в котором есть подлежащее и/или сказуемое, но нет второстепенных членов, называется нераспространенным предложением.
Примеры нераспространенных предложений: Идет дождь. Мне грустно. Собеседник заблуждался.

Если же в нем есть второстепенные члены (дополнение, обстоятельство, приложение) - это уже распространенное предложение.
Примеры распространенных предложений: Всю ночь идет дождь. Осенью мне всегда грустно. Мой собеседник сильно заблуждался.

Как выделить грамматическую основу предложения

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно понять, о ком или о чем идет речь (задать вопросы кто? что?), что говорится об этом объекте (задать вопросы что делает? каков он?).

Как выделить подлежащее и сказуемое. Примеры

Море третий день волнуется.
Что? Море. Это подлежащее.
Море что делает? Волнуется. Это сказуемое.

Дед снова был невесел.
Кто? Дед. Это подлежащее.
Что о нем говорится? Был невесел. Это сказуемое.

Что такое подлежащее. Примеры

Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

Чаще всего это субъект действия - тот, кто что-то делает. Например: Федор Иванович уволился с работы.
Но если глагол стоит в страдательном залоге, то подлежащее - объект чужого действия: Федор Иванович был уволен с работы.

Подлежащее может выражаться существительным или местоимением в именительном падеже, а также любой частью речи в значении имени существительного - прилагательным, причастием, числительным, даже междометием.

Подлежащее, выраженное разными частями речи. Примеры
Папа был доволен. (Существительное)
Они думают. (Местоимение)
Хромой улыбнулся. (Прилагательное)
Отдыхающие вернулись в гостиницу. (Причастие)
Ко мне подошли двое. (Числительное)
Раздалось дружное ах. (Междометие)

Подлежащим может быть сочетание числительного с существительным: Три собаки бежали за мной. Четверо друзей гуляют в парке.

Синтаксически неделимое словосочетание также может выступать в роли подлежащего: Александр Сергеевич Пушкин - выдающийся поэт. Анютины глазки - мои любимые цветы.

Подлежащим может быть инфинитив, неопределенная форма глагола: Играть в шахматы - его любимое занятие.

Что такое сказуемое. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Примеры

Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Оно отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой? Оно определяет подлежащее и вместе с ним составляет основу предложения.

Простое глагольное сказуемое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола:
Из дома вышел человек с дубинкой и мешком.
Девушка пела в церковном хоре.
Умремте ж под Москвой.

Простое глагольное сказуемое может состоять из двух слов - например, в будущем времени изъявительного наклонения или в форме повелительного наклонения:
Вы будете жить с нами?
Давай обсудим планы на будущее.
Пускай она пройдет в дом.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива - неопределенной формы глагола: Преподаватель прекратил говорить.
Я хотел вам позвонить.
Мы думали заглянуть в гости.
Преподаватель продолжал приводить интересные примеры.

В качестве связки может выступать также краткие прилагательные: рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен.
Рад стараться.
Всегда готов буду вам помочь.
Мы вынуждены откланяться.
Сотрудник начал работать над вашим заданием.

В состав составного глагольного сказуемого может входить устойчивое модальное сочетание: имел намерение, сделал усилие, имел возможность и т.п.

Например: Он имел намерение поступить на службу. Друзья имели возможность помочь мне с этой проблемой.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное).
Андрей стал отцом.
Она оказалась другой.
Охотник осторожен.

Читайте также: