Дайте определение понятию светлота как свойство цвета приведите примеры разных по светлоте цветов

Обновлено: 18.09.2024

Понятие цвет достаточно сложно и содержит в себе четыре конкретные характеристики.

  1. Цветовой тон (цветность) – обозначение, название цвета;
  2. Светлота цвета – означает различие внутри одного и того же монохромного цвета. Этот термин характеризует степень добавления к данному монохромному цвету белой или черной краски.
  3. Насыщенность – степень отличия хроматического цвета от ахроматического, интенсивность цвета. Ахроматические цвета не имеют насыщенности.
  4. Температура – степень содержания в цвете теплых или холодных тонов.

Рассмотрим данные характеристики более подробно.

Цветовой тон – общее понятие, которое скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а предмету в целом в нашем индивидуальном видении.

Под цветовым тоном мы понимаем возможность отнести любой хроматический цвет по сходству к тому или иному цвету спектра.

Цветовой тон определяется в основном волновым составом отраженного светового потока, это качественная характеристика, определяющая монохромность отраженной волны.

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлота каждого красочного пятна зависит от светлоты содержания в нем ахроматического серого (и его светлоты).

Различные варианты краски одного и того же цвета, но усиленного или ослабленного, называются оттенками. Разность светлоты создает ощущение объема.

Насыщенность – объективное качество красочного пятна, степень его цветности. Это процентное содержание основного цвета или цветового тона в цвете. В обыденной речи насыщенность описывают следующими словами: тусклый, бледный, сильный, слабый, плотный, густой и др. Потемнение или посветление цвета – понижение его насыщенности.

Чистые цвета относятся к нулевой отметке цветов, они мало динамичны и поэтому мало выразительны.

Для того чтобы более точно понять принцип цветового конструирования прически, необходимо, так же как и в живописи, рассмотреть двенадцатичастный цветовой круг (рис. 2).

Цветовой тон, светлота и уровни ахроматичности

Известно, что основными цветами в данном круге являются красный, синий и желтый. Это цвета первого порядка. Дополнительными цветами являются цвета второго порядка, полученные путем смешения основных – оранжевый, зеленый, фиолетовый. Далее идут цвета третьего порядка, каждый из которых создается сочетанием цветов первого и второго порядка – желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, зелено-синий.

В парикмахерском искусстве цвета первого порядка дают все натуральные оттенки, существующие в чистом виде в природе и не получающиеся путем смешивания, они присутствуют в натуральном цвете волос (в кортексе). Как уже говорилось ранее, в волосе содержатся три вида пигментов – синий, красный, желтый. Смешение пигментов всех трех цветов дает натуральный тон волоса.

Дополнительные цвета являются нейтрализующими цветами и используются при обычном окрашивании, добавлении mix-тонов для придания цвету необходимого оттенка или для коррекции нежелательных оттенков. Так, например, желтый оттенок можно корректировать фиолетовым, зеленый – красным и т.д.

Рассмотрим теперь деление цвета волос на уровни с точки зрения разложения цвета. Как уже говорилось ранее, наши волосы высоко ахроматичны, поэтому возьмем за основу ахроматическую ось (рис. 4), которая состоит примерно из 250 оттенков серого цвета.

Поскольку в нашей работе разница между двумя светлотными характеристиками незначительна, поэтому будем использовать ее сокращенный вариант. В этом случае ахроматическая ось делится на 14 светлотных характеристик:

Цветовой тон, светлота и уровни ахроматичности

Хроматичные цвета также делятся на уровни и используются при обозначении оттенка волос или красителя:

  • 0 – натуральный (нейтральный);
  • 1 – пепельный;
  • 2 – зеленый (матовый);
  • 3 – желтый (золотистый);
  • 4 – оранжевый (медный);
  • 5 – красный;
  • 6 – фиолетовый;
  • 7 – коричневый;
  • 8 – синий;
  • 9 – ваниль.

На основе ахроматической оси и присвоенных обозначений красителям, расшифруем номер красителя, который содержит уровень натурального тона и оттенки.

Рассмотрим краситель 8/76, и 8/43, где 8/ (светло-русый) – уровень натурального тона; /7 (коричневый, теплый) – оттенок, которого много в натуральном тоне; /6 (фиолетовый, холодный) – оттенок, который нейтрализует /7. Во втором примере – /3 (желтый, теплый оттенок) усиливает, насыщает предыдущий оттенок /4 (медный, теплый).

Таким образом, мы разобрали основные характеристики цвета, которые необходимо учитывать при окрашивании волос. Это дает нам возможность в дальнейшем гармонично сочетать различные цвета между собой (не только при смешении красителей, но и непосредственно при окрашивании волос), создавая интересные образы. Особую выразительность образа придают гармоничные сочетания и цветовые контраст.

Светлота цвета

Как известно многим, цвет обладает тремя основными свойствами — это цветовой тон, насыщенность и светлота. И если с определением первых двух особых проблем не возникает, то с третьим многие испытывают некоторые затруднения либо вовсе имеют ошибочное представление. По этому поводу и появилась сегодняшняя заметка.

На всякий случай напомню о первых двух. Тон — это главная характеристика цвета. По сути — это его место в цветовом спектре. Тон является характеристикой хроматических цветов, у ахроматических он отсутствует.

Насыщенность цвета — показатель интенсивности определенного тона, степень его отличия от серого одинаковой с ним светлоты. Т.е. цвет может изменяться от яркого и чистого к блеклому, близкому к серому. Проще всего это понять на примере с пылью: поставили мы, например, на шкаф месяцев шесть назад коробку чистого синего цвета, а теперь решили достать из нее содержимое. Представим, что пыль мы все это время протирать ленились, и что же мы видим? Синий цвет под слоем пыли выглядит блеклым (если его вообще видно). Полное отсутствие насыщенности — это оттенок серого цвета (года три не убирались).

Чтобы посмотреть как изменяется насыщенность того или иного тона, можно воспользоваться Photoshop: открываем диалоговое окно Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) с помощью клавиатурного сокращения Ctrl+U, обязательно ставим галочку Colorize (Тонирование) и наблюдаем за выбранным тоном, изменяя параметр Saturation (Насыщенность). Максимально насыщенный цвет мы видим, если Saturation=100, минимально насыщенный (оттенок серого) Saturation=0.

Насыщенность

С помощью этого окна также можно переводить изображения в оттенки серого — достаточно всего лишь убрать насыщенность цветов, т.е. Saturation=0 (галочку Colorize при этом ставить не нужно).

Светлота является достаточно относительной характеристикой, так как выражает степень отличия цвета от белого и черного. Точкой отсчета светлых и темных цветов можно считать средне-серый. От белого до него располагаются светлые, а от него до черного — темные цвета. Для лучшего понимания попробуйте перевести некоторый набор цветов в оттенки серого и сравните полученные значения со средне-серым:

Светлота спектральных цветов

Светлотой обладают как хроматические, так и ахроматические цвета. Причем для ахроматических цветов светлота является единственной характеристикой. Как нетрудно догадаться, черный цвет обладает минимальным значением светлоты, а белый — максимальным.

В Photoshop это значение можно изменять опять же в диалоговом окне Hue/Saturation (клавиатурное сокращение Ctrl+U):

Светлота

Вильгельм Оствальд полагал, что для создания гармонии нужно использовать как минимум три тона. При этом их контрастность по светлоте будет определять, какое воздействие окажет сочетание на зрителя. Равноконтрастная гармония вызовет ощущение спокойствия, тона с неодинаковым контрастом создадут динамичное и более выразительное сочетание.

Иоханнес Иттен предложил следующую таблицу для сопоставления светлоты:

Светлота Иттен

Таким образом мы видим, что самым светлым из чистых цветов является желтый, а самым темным — фиолетовый. Из этой таблицы очень легко выделить цветовые гармонии, над чем настоятельно рекомендую потренироваться. Умение работать с цветом и чувствовать его многими людьми оценивается даже как шаманство, но, на самом деле, упражняясь и воспитывая его, можно достичь очень хороших результатов.


Светлота – это степень отличия цвета от черного Чем больше тон отличается от черного, тем его считают светлее. Черный, как противоположность белому – есть отсутствие светлого. Но тут вступает в силу противоположное понятие темного. Чем ближе тон к черному, тем темнее он.
Темнота – это степень отличия цвета от белого.
Светлота лучше всего определяется в линейке ахроматических оттенков, где классический серый будет средним тоном, а все, что лежит после него в сторону черного – темными, в то же время, что ближе к белому — светлыми.
В хроматических тонах светлота определяется сложнее так, как и яркие цвета, и бледные могут быть одинаково светлыми, так же и темные: насыщенные или приглушенные могут обладать равной степенью темноты. Исходя из физических свойств цвета, чем длиннее волна спектра, тем он светлее, спектры с маленькой длинной – более темные. Все оттенки имеющие значительную примесь белого – светлые, а с примесью черного – темные. Средне-волновые или с примесью серого – средние.
Для более удобного определения светлоты цвета, без отвлечения на тон, можно перевести оттенки в черно-белый вариант.

Светлота цвета

Светлота цвета

Светлота важное свойство цвета. Определение темного и светлого очень древний механизм, он наблюдается у простейших одноклеточных животных, для различения света и темноты. Именно эволюция этой способности привела к цветному зрению, но до сих пор глаз охотнее зацепляется за контраст светлого и темного, чем за какой-нибудь другой.

Светлота (тон, тональность) - в живописи это одна из трёх основных характеристик цвета, наряду с цветовым тоном и насыщенностью. Светлота представляет собой сравнительное отличие оттенков одного цвета по принципу: светлее - темнее.

Ахроматические цвета (чёрный, белый и все оттенки серого) не имеют других характеристик, кроме светлоты.

Хроматические цвета (цвета спектра) соотносимы по светлоте с ахроматическими и друг с другом.

К примеру: в чистом виде жёлтый цвет светлее красного и зелёного, а фиолетовый - темнее. Таким образом все они различаются по светлоте. Это объясняется физикой цвета - светлые предметы излучают большее количество отражённого света, чем тёмные.

Проще говоря, светлота - характеристика, выявляющая качественно разные градации светлых, серых и тёмных цветов и их оттенков. Чем больше цвет от тёмного, тем бо́льшую светлоту он имеет.

Литература:

1. Беда Г. Г. “Словарь специальных терминов в живописи”;

2. Большой энциклопедический словарь;

3. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. - М. Гелла-принт. Стефанов С. И. 2004.

Читайте также: