Дети на лугу собирают цветы

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста

Разработала:

Родионова Марина Сергеевна

Образовательные: расширять представления детей о разнообразии цветов; обогащать и активизировать словарь.

Развивающие : развивать внимание детей, закрепить в памяти детей названия цветов.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к окружающему миру; накапливать опыт осознанного экологического отношения к растениям .

Предварительная работа:

чтение стихов рассказов о цветах;

наблюдение за жизнью, развитием цветов;

игры малой подвижности, дидактические игры, подвижные игры по теме;

разучивание физкультминуток о цветах .

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра.

Вводная часть - 2 минуты.
а) вводная беседа;

Заключительная часть - 8 минут.

а) рефлексия, рисование.

Ход НОД:

Организационный момент.

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На них разбросаны букеты.

- Ребята, о чём стихотворение, которое я вам прочитала? (О цветах).

- Верно, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. Цветы, которые весной первыми расцветают в лесу и на лугу, называют первоцветами. Как мы радуемся им! Это такие цветы, как ландыш, фиалка, подснежник.

Сопровождаю рассказ демонстрационными картинками.

- Посмотрите на подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Они нежные, душистые. Самые первые, самые смелые! А еще очень интересный цветок мать-и-мачеха. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона – мать – теплая, другая – мачеха – холодная. А вы знаете, от цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков).

- На что похож одуванчик? (На солнышко, на звездочку, на брошь, на золотой шарик и т.д.).

- Одуванчик – один из самых лучших медоносов. К нему любят прилетать в гости пчелы, шмели, бабочки. Одуванчиковый мед самый вкусный! К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Люди срывают первые цветы, не задумываясь, что они скоро погибнут, и не будут радовать нас своей красотой. Давайте, мы с вами не будет срывать цветы, а будем любоваться их красотой?

(Ребята соглашаются).

Фронтально кидаю мяч, и начинаю фразу, предлагая ребёнку, который поймал мяч закончить предложение:

- Если одна, то роза, если много, то … (Розы).

- Если одна, то незабудка, если много, то … (Незабудки).

- Если один, то тюльпан, если много, то … (Тюльпаны).

- Если один, то одуванчик, если много, то … (Одуванчики).

- Если одна, то ромашка, если много, то … (Ромашки).

- Если один, то колокольчик, если много, то … (Колокольчики).

У меня на столе набор маленьких парных карточек с изображением цветов. Я переворачиваю карточки лицевой стороной вниз, дети по одному подходят и, переворачивая карточки, ищут пару.

На коврике выполняется физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(Туловище вперед, назад.)

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, вправо, влево.)

- Молодцы! Садитесь на свои места.

- Молодцы, вы нашли все луговые цветы!

Работа в парах.

- Ваня и Даша договорились встретиться на полянке и вместе пойти к бабушке на День рождения. Проведите сначала пальчиком, а затем карандашом по дорожке от Вани, так чтобы он нашел верный путь.

- Какие цветы соберёт по дороге Ваня? (Василек, ромашку).

- Что несёт Даша в подарок бабушке? (Торт).

- Что в руках у Вани? (Сумка).

8. Рефлексия. Рисование.

- Занятие подходит к концу. Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня. О чем говорили? ( Дети перечисляют).

- Сейчас я раздам вам листы с пунктирными контурами цветка и, а вы обрисуете контуры и раскрасите цветок карандашами.

Цель: формирование первичных представлений детей об объектах живой природы - цветах.

1. Познакомить детей с разнообразием мира цветов.

- знакомить с названиями цветов, их строением;

- закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания;

- обогащать и активизировать словарь;

- сравнивать цветы (садовые, луговые, лесные);

- собирать целое из частей.

2. Развивать умение выслушивать ответы своих сверстников, не перебивая их.

3. Развивать познавательный интерес, мелкую моторику, развивать умение оценивать свое эмоциональное состояние, чтение стихов, монологическую речь.

4. Закладывать основы экологического воспитания: воспитывать гуманные проявления в поведении и деятельности в природе.

5. Воспитывать интерес к растительному миру, аккуратность при работе с клеем.

6. Прививать интерес к окружающей нас природе.

7. Побуждать детей к бережному отношению к цветам, растениям, растущих вокруг нас.

1. Мультимедийный проектор.

2. Модель (корень, стебель, цветок, лист, семена).

5. Ватман с нарисованными божьими коровками, цветы красного и синего цвета.

6. Клей, кисти, салфетки.

8. Живые садовые цветы.

9. Комнатные растения (живые).

10. Зарядка для цветка.

11. Гимнастика для глаз.

12. Дыхательная гимнастика игрового характера.

Предварительная работа. Чтение стихов рассказов о цветах, насекомых; наблюдение за их жизнью, развитием; экскурсии на луг, по экологической тропинке; игры малой подвижности, дидактические игры, подвижные игры, разучивание физкультминуток.

Ход совместной деятельности.

Фея цветов. Дети у нас гости, поздороваемся с гостями. Я, фея цветов, очень рада вас видеть в моем царстве цветов. Со своими друзьями я люблю играть. А вы любите играть? Тогда начнем игру.

Говорит цветку цветок : Подними-ка свой листок.

Выйди на дорожку, да притопни ножкой.

Да головкой покачай, утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка, вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся, отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все, день начать во всей красе.

Фея цветов : На улице зима и цветов, стало меньше. И сегодня, мы будем говорить о красивом, сказочном творении природы – о каком, узнаете, отгадав загадку:

Создают уют, на окнах зеленеют, круглый год цветут – цветы.

1. Зачем нужны цветы?

2. Следующее задание - Загадки о цветах. (Слайд 1).

1 загадка: Первым вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький. Подснежники.

Фея цветов : Почему они так называются?

Ребё нок: Потому, что ещё лежит снег, а на проталинах появляются подснежники.

2 загадка: Я знаменита не цветами, а необычными листами:

То твердыми, холодными, то мягкими и теплыми. Мать - мачеха.

Фея цветов : Хочу вам сказать о том, что на земном шаре существует только 1 вид мать-и-мачехи. Это растение лекарственное и им лечат воспаление легких.

3 загадка: На солнечной опушке в траве стоит она.

Лиловенькие ушки, тихонько подняла.

И тут поможет нам смекалка.

Ведь многие зовут цветок. Лесная фиалка.

4 загадка: Белые горошки на зелёной ножке.

Я весною встретила на лесной дорожке. Ландыши.

Фея цветов : Где растут эти цветы?

Ребё нок: Все эти цветы растут в лесу.

3. Давайте поиграем глазками.

Закрываем мы глаза,

Вот какие чудеса, (Дети закрывают оба глаза).

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами).

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост).

Глянем вниз, (Глаза поднимают вверх, опускают вниз).

Вправо, влево повернём, (Глазами смотрят вправо-влево).

Заниматься вновь начнём. Глазами смотрят вверх - вниз.

4. Ребята, что это? (Цветы). Какие? (Живые, осенние). Опишите их.

Описание цветка Бархатцы. У бархатцев лепестки нежные, похожие на бархат, яркая окраска, резкий запах. Листья темно-зеленые, резные, красивые.

Описание цветка Роза - растёт в саду, на стебельке шипы, бывает красной, белой, жёлтой.

Описание цветка Астра – бывает белой, розовой, бордовой, фиолетовой, красной, оранжевой. Листья у астр приглушенно-зеленого цвета, тоненькие, с красивыми фигурными краями.

Фея цветов : Какие это цветы? (Садовые, осенние).

Чем эти цветы отличаются? (формой лепестков, цветом, и т. д.).

5. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы?

Ребё нок: В группе растут комнатные цветы.

Фея цветов : Почему они так называются?

Ребё нок: Эти цветы растут в помещении.

Фея цветов : Как мы ухаживаем за цветами?

Ребё нок: Поливаем, рыхлим землю, обрываем засохшие листья, гладкие листья протирают влажной тряпочкой, а с мягких листьев аккуратно убирают пыль широкой кисочкой.

6. Давайте, повторим: что есть у цветов?

Ребё нок: Корень, стебель (длинный, прямой, зеленый); листья (зеленые, круглые, овальные, резные); лепестки (синие, красные, желтые, и т. д., острые, овальные, круглые, резные, семена.

7. Ребята, вы все молодцы, а теперь давайте поиграем с пальчиками.

Мы ямку раскопаем, семечко посадим.

Дождичек польет, оно подрастет.

Сначала стебелек, а за тем цветок.

Наши красные цветки, расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши красные цветки, закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

8. Некоторые цветы занесены в Красную книгу.

Как вы думаете, что это за книга?

9. Вот видите, как много, красивых цветов в нашей стране.

Но, как же сохранить эту красоту?

Ребё нок: Нужно знать и выполнять правила поведения в природе.

Ребята, какие знаки мы повторили? – (Экологические).

Каждый бутончик склониться бы рад

Направо, налево, вперёд и назад.

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном букете. (Е. Антоновой-Чалой).

11. А летом много цветов. Каждый цветок живет определенное время и отцветает. На смену ему приходят другие. Сейчас я вам покажу, как они выглядят. Ой, что случилось! Проказник ветер перепутал все цветы. Помогите их собрать (на полянке разложены части цветов) : МАК, Василек, Ромашка. (Дети под музыку собирают цветок).

Фея цветов : Какой цветок ты собрала. (Василёк).

Фея цветов : Какой цветок собрала ты? (Мак).

Фея цветов : Какой у тебя цветок? (Ромашка).

Фея цветов : Ребята, какие это цветы?

Ребё нок: Летние полевые цветы.

Фея цветов : Почему их так называют?

Ребё нок: Потому, что они растут в поле.

Фея цветов : Спасибо, садитесь.

12. Ребята, с кем цветы дружат?

Дети: С насекомыми.

Фея цветов : Какими?

Дети: Пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи.

13. Аппликация. Посмотрите, сколько божьих коровок. Но им негде жить. Давайте для них приклеим цветы. Это и будут их домики.

(Дети наклеивают цветок около каждой божьей коровки).

Фея цветов : Ну, что ж мы с вами столько полезных дел сделали,

давайте их вспомним, что вам понравилось, и чему вы научились.

Ответ детей: Научились любить природу, ухаживать и оберегать цветы, насекомых, птиц, животных.

Конспект НОД по познавательному развитию "Травы и цветы луговые (полевые)"
Автор: Мыжевских Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ "Лесобазовский детский сад". Материал предназначен для воспитателей ДОУ, родителей, детей 6-7 лет.
Описание. Лето - 92 прекрасных с солнцем и летними дождями погода. Часто приходится сталкиваться с тем, что наши дети не знают названия лекарственных трав и цветов, растущих у себя на лугу, огородах и дачах. Хочется не просто рассказать о ценностях лекарственных трав, но и показать, как прекрасен луг летом.
Цель: создание благоприятных условий для формирования знаний и интерес к луговым (полевым) цветам и травам родного села.
Задачи: 1. Пробудить у детей любознательность к родной природе;
2. Научить задавать вопросы, думать, делать выводы, экспериментировать, находить взаимосвязи; распознавать лекарственные травы и цветы;
совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова — названия полевых цветов.
3. Воспитывать интерес к окружающему миру, умение оберегать природу.


Раз, два, три, четыре.
Раздвигайте круг пошире.
(Ходьба по кругу)
А теперь мы – ручейки,
Побежим вперегонки,
(Бег по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
(Ходьба по кругу, остановиться, развести руки в стороны)
Как прекрасны все цветы!
А со мной согласны вы?
Вся природа дивным цветом
Расцвела. Спасибо, ЛЕТО!
(Дети кивают головой, поднимают руки в стороны)
Воспитатель. А сейчас мы можем пройтись по лугу и посмотреть какие же цветы на нем растут. Аня, какой цветок тебе повстречался на пути первым? Маша, а твой цветок, как называется? (Спрашивает всех детей по одному. Рассматривают с детьми несколько луговых (полевых) цветов, вспоминают названия.)
Воспитатель. Что общего между всеми цветами? (У них есть корень, стебель, листья, цветок).



• Зачем цветку нужен корень? Что будет с цветком, если он останется без корня?
• А зачем цветку стебли? Листья? Семена?
• Чем цветки отличаются от деревьев? От кустарников?
• А чем эти цветы отличаются друг от друга? Чем отличаются их стебли? Листья? Цветки? (по размеру, форме, расположению, окраске).






Ребята! Хотите попасть на праздник лета? Тогда отгадайте загадку.

Весной и летом он покрыт

Мохнатый шмель над ним жужжит,

Мед собирают пчелы. (Луг.)

Представьте, что мы находимся на лугу. Луг — участок земли, густо заросший цветущими травами.

♦ Что мы можем на нем увидеть?

Мягкие, душистые, бархатные травы, усыпанные переливающимися каплями росы, белые, розовые, красные, голубые цветы.

♦ Что мы можем услышать на лугу?

Тонкий звон множества насекомых — стрекотание кузнечиков, ровное жужжание пчел, низкое гудение шмелей. А воздух! Какой упоительный воздух, сладко пахнущий медом! Ну, скажите, разве это не праздник?

Давайте побродим по лугу и внимательно все рассмотрим: травы, цветы, жучков и паучков.

♦ Какие цветочки украшают луга?

Ярко-желтые лютики, белые соцветья тысячелистника, розовые круглые головки клевера, красные звездочки полевой гвоздики.

Очень красивы среди изумрудно-зеленой травы крупные золотые головки одуванчиков. Они раскрываются рано утром, сразу вслед за солнышком, часов в шесть утра, а часам к трем дня плотно закрываются. По ним можно определять время и даже предсказывать погоду: если день будет пасмурным и дождливым, соцветия одуванчиков не раскроются!

Одуванчиковый луг

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река.

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг.

В новом, желтом сарафане

Удивительно ярко украшают луговое разнотравье и белые, душистые кисти донника, и розовые шарики клевера, и лисохвост — пышная трава, похожая на лисий хвост.

♦ Как вы думаете, почему?

Действительно, на лугу много всяких трав. Кажется, будто луг раскрыл пестрый яркий веер.

Пестрый веер луга

Луг раскинул пестрый веер

Кисти иван-чая, клевер,

Шмель из норки вылетает,

Запах клевера вдыхает

И к цветам летит.

Нежно травка луговая

Смотрит на шмеля,

Сколько на лугу разных насекомых!

♦ Назовите насекомых, которых можно встретить на лугу.

Пчелы и шмели собирают с цветов ароматный медовый нектар и перелетают с цветка на цветок, опыляя их.

Летают по лугу, будто танцуют, пестрые бабочки — желтые лимонницы, маленькие голубянки, капустницы, перламутровки. Порхают быстрые стрекозы. Их здесь несколько видов: и стрекоза-стрела, и стрекоза- голубое коромысло, и стрекоза-красотка.

♦ Где же чаще всего располагаются луга?

Верно! Недалеко от озера, реки. Когда талые вешние воды заливают луг, а потом сходят, почва остается влажной и мягкой. На ней разрастаются пышные высокие густые травы. Здесь им хватает влаги и солнечного света. Такие луга, заливаемые весенней водой, называются заливными. Но встречаются и другие луга — суходольные. Они находятся далеко от рек и озер, почва там суше и луговая растительность не такая пышная, но также любит яркий солнечный свет.

Если вы оказались летом на лугу, вам, конечно, хочется побегать, порезвиться, сорвать красивый цветок. Но советую вам бегать по тропинкам, зря не мять, не рвать и не ломать траву и луговые цветы! Ведь сорванный цветок быстро завянет, и вы выбросите его. А он мог бы украсить луг, да и накормить пчелку нектаром.

Пройдет время, и в пчелиных ульях появится душистый луговой мед, вкусный и полезный. Помните это!

Украшение земли

Я иду по цветущему лугу,

Высыхает на листьях роса.

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: «Не рви нас, не надо,

Наши гибкие стебли не мни.

Мы для глаз и для сердца отрада —

Но приходит время и на луга выходят крестьяне с косами и вилами. Они скашивают травы, чтобы зимой у коров, овечек, козочек была вкусная и полезная еда. Через некоторое время после покоса — травы и цветы вырастают снова.

Многие люди, находясь на активном отдыхе на природе, в парках культуры, стараются срывать красивые цветы. Редко, когда собранные букеты, везутся домой и ставятся в вазы. В большинстве случаев просто делаются венки, которые при увядании, выбрасываются. Красота природы в виде цветов, гибнет ежечасно по вине человека.

Давайте подробно рассмотрим, почему нельзя срывать цветы.

Почему нельзя срывать цветы на природе

  • Во-первых, цветущее растение, теряет продолжение размножаться. Многие виды, размножаются семенами, которые после созревания осыпаются и дают новую жизнь. В результате такого способа срыва цветов исчезают некоторые виды растений. Вспомните, сколько видов не подлежат восстановлению и находятся в красной книге.
  • Во-вторых, так вы лишаете пищи разных, ранних и мелких насекомых, которые питаются пыльцой. Насекомые часто гибнут, из-за поиска еды. Это касается некоторых видов насекомых, которые ещё не окрепли от зимней спячки. Не стоит забывать о птицах, которые питаются семенами, особенно в холодное время года.

Почему нельзя срывать цветы в больших городах

  • Цветы, были посажены для подчёркивания красоты городских аллей и построенных клумб. Люди, безжалостно срывают и выбрасывают цветы, ради минутного удовольствия.
  • Некоторые растения, умеют выделять кислород, которого не хватает в загазованных местностях. В летний период, когда наступает жара, именно цветы, спасают бабочек и пчёл, которым необходимо ежечасное питание.

Почему нельзя срывать цветы детям

Плохо, если дети срывают цветы, в виде огромных букетов, ради того, чтобы удивить и подарить своим родителям. Сегодня ребенок нарвал охапку, а завтра, подарит букеты всем близким. С одной стороны, это хорошо, а с другой стороны, следует учить детей, уметь просто любоваться глазами, а не пытаться вырвать с корнями цветущие растения. Такое отношение к природе, в последствие, может вызвать плохие дальнейшие действия ребёнка.

Наоборот, следует рассказать более подробно о цветах в жизни человека и научить детей, к бережному обращению беззащитных цветов и растениям в целом. Объясните доходчиво, почему нельзя срывать цветы, на простом примере. Сорвал и растение погибло и больше не вырастит никогда. Потому что, такие дети, по мере возрастания, вольются во взрослую жизнь и станут относиться плохо ко всему живому, вырубать деревья и ломать ветки понравившегося растения.

Читайте также: