Для чего цветет цветок 3 класс

Обновлено: 18.09.2024

Цели: изучить особенности строения цветкового растения; показать связь цветка с выполняемой функцией; развивать внимание, способность к взаимоконтролю и самоконтролю, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, обобщать; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

  • формирование умения объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией.
  • формирование умения понимать смысл терминов: цветок, цветоножка, чашелистики, пестик, завязь, тычинка.

Метапредметные результаты:

  • продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
  • продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
  • продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой.
  • продолжить формирование умения осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • продолжить формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
  • продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  • создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

1. Мотивации (самоопределения) на учебную деятельность

Релаксация (под музыку звуков природы).

Учитель. Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный весенний лес. Поздороваемся с хозяевами. Остановимся. А так ли тихо в весеннем лесу? Послушайте, как начинает пробуждаться природа, шумит легкий ветерок, весело посвистывают птицы, начинают появляться первые цветы. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в весеннем лесу! Вдохните глубоко этот нежный аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

- Ребята, возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло рук. Поделитесь волшебной силой чрез улыбку друг другу. Теперь вы готовы работать в команде. Начинаем урок.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Учитель. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

- Ребята, послушайте сказку. (Сказку инсценируют учащиеся)

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень:

– Позвольте! – вступил в разговор Стебель. - А кто передает влагу от корня к другим частям растения и наоборот - от листьев к корню? Это я самый главный!

Учитель. И тут заговорил красивый…

- Ребята, а кто заговорил? (Цветок)

3. Целеполагание, постановка проблемы

Учитель.

- Да, ребята. Вы назвали тему урока. Давайте ее запишем. (Запись на доске)

Какие цели мы поставим?

  • узнать строение цветка;
  • узнать значение;
  • узнать, что образуется на месте цветка.

4. Поиск путей решения проблемы

Учитель.

- Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним изученный материал. Перед вами карточки с названиями органов растений.

Расположите их в один столбик.

Какие функции они выполняют? Распределите их во второй столбик.

(Далее на доске проверяем это задание).

- Скажите, для чего мы изучаем растения? (выслушиваю мнения детей, обобщаю).

- Перед вами фотографии растений. Отгадайте название и скажите, где они растут?

- Ребята, чем отличаются цветы? (по форме, по цвету, по размеру, по аромату).

- Сейчас мы рассмотрим удивительные растения. Самое маленькое цветковое растение на Земле, встречающееся в пресных водоемах Австралии и тропиках Старого Света - вольфия. Это растение плавает на поверхности воды. Размер каждого растения всего 1 мм. Цветет очень редко.

Самый большой цветок – Раффлезия Арнольди. Цветок достигает размеров один метр.

Сейчас вы выберете название одного из цветов и назовете свою команду. Озвучьте название своей команды сообща. (Слушаем названия команд). А теперь попробуйте записать на листе как можно больше имен прилагательных, характеризующих ваш цветок. Какой он? (дается одна минута). Вес цветка достигает 10 килограммов.

А теперь рассмотрите рисунки некоторых цветков. По какому признаку их можно разделить на две группы? Расположите их в два столбика. (примеры: тюльпан, нарцисс, мак, черемуха, незабудка, сирень) (признак: один цветок на ветке или несколько. Один цветок – это одиночный цветок, несколько – это соцветие).

Я войду в цветочный город,
По аллее роз пройдусь,
Он, как я, довольно молод,
В арке звёздной задержусь.

Постою в цветочном царстве,
Наслаждаясь красотой,
Наполняясь чувством счастья,
Нежной чистой добротой.

В каждой веточке, бутоне
Чудный замысел Творца,
И на этом дивном фоне
Нет у времени конца.

Я хочу остаться в сказке,
Раствориться, стать цветком,
Влиться в радужные краски,
Обрести уютный дом.

Учитель. - Сейчас мы заглянем внутрь цветка и рассмотрим его строение. Первый пункт нашего плана – строение цветка. Поможет нам в этом учебник. Скажите, какие слова выделены в учебнике жирным шрифтом? Давайте прочитаем. Возьмите у себя со стола карточку и откройте учебник на стр.98. Прочитав текст, попробуйте указать части цветка на схеме. Дети выполняют задания, работая в группах.

  • Цветоножка – это часть стебля под цветком.
  • Листочки-чашелистики – отдельная часть чашечки цветка.
  • Тычинки и пестик – главные части цветка.
  • Завязь – нижняя часть пестика, внутри которой находятся семязачатки.

Учитель.

- Я сейчас показываю часть цветка, а вы называете.

- Давайте подумаем, а для чего растению цветок? (выслушиваем предположения детей). Действительно, цветок – это орган размножения.

Второй пункт плана – Значение цветка в жизни растения.

Учитель. - Кто знает, для чего цветут цветы? (они привлекают насекомых, птиц). Действительно, не зря мы видим так много насекомых, которые перелетают с цветка на цветок. Но чтобы насекомые или птицы прилетели, их нужно чем-то привлечь. Чем? (яркой окраской, ароматом).

- Мы с вами говорим об опылении растений. Опыление - это перенос пыльцы с тычинки на пестик.

Вот сейчас мы смоделируем цветок и рассмотрим процесс опыления. Каждый из вас сейчас станет частью важной конструкции.

5. Коррекция. Самостоятельная работа с использованием новых знаний

Пестик (девочка) – стоит прямо, опустив руки вниз;

Завязь (девочка) – садится на корточки впереди первой;

Тычинки (три мальчика) – стоят вокруг пестика, подняв руки вверх и сжав пальцы в кулак. В кулаках – кусочки ваты;

Лепестки – 5 человек – берутся за руки, окружив пестик с тычинками;

Учитель. - Что же образуется на месте цветка? (плоды).

Учитель. Сейчас каждый из вашего стола получат предметы и подумают, какой из них лишний и почему. (Лишние – корнеплоды: свекла, морковь, редис, картофель-клубнеплод).

- Как называются оставшиеся предметы? (плоды). Подумайте, по какому признаку их можно разбить на две группы (сочные: яблоко, груша, виноград, помидор; сухие: грецкий орех, желудь, орех (лещина), подсолнечник).

7. Этап включения в систему знаний и повторения

Учитель. - У вас на партах лежат карточки. Сейчас капитаны получат названия органов растений. Вам нужно найти информацию про этот орган по плану. А далее мы составим целое растение и назовем его. Кроме этого, следует выбрать пословицу про данный орган растения и озвучить ее значение (работа в группах)

Тип корневой системы

Пословица про корень

Удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли из почвы.

Гордись не знанием верхушек, а знанием корней.

Название органа растения

Пословица про стебель и листья

Транспортная система растений

И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет.

Форма листовой пластинки простая

Название органа растения

Название частей цветка

Пословица про корень

Пестик,
тычинки, чашелистики,
цветоножка

Красивый цветок не всегда хорошо пахнет

Название органа растения

Тип плода по строению околоплодника

Пословица про плод

Орган защиты семян от внешних факторов

Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

После проделанной работы в парах составляется целая картинка любого растения из частей (Следует разделить растение на части: корень, стебель, листья, цветок, плод.)

Учитель. - Какой же орган самый главный у цветкового растения? (все)

Вывод: растение – это целостный живой организм. Все органы необходимы растению.

Учитель. - В настоящее время на нашей планете Земля растет 390 900 видов растений. 21 500 видов находится под угрозой исчезновения. Давайте послушаем стихотворение. (чтение наизусть учащимся)

Он подошёл, сорвал цветы,
Но мы молчим, и я, и ты,
Молчим вчера, молчим сейчас,
И так бывает всякий раз!

Довольно глупой простоты!
Не надо с клумбы рвать цветы!
Ребёнку ясно - это грех,
Ведь красота - одна для всех!

Учитель. - Давайте с вами произведем расчеты. Чтобы девочке сплести веночек, ей потребуется в среднем 34 цветка. В нашем классе 9 девочек. Сколько цветов им потребуется? (306).

Конечно, цветы радуют нас своей красотой. Но мало кто из нас задумывался, что, если мы сорвем цветок, то он не сможет дать плод и семена.

В Красную книгу Смоленской области занесены 90 видов растений.

Учитель.

- Поэтому давайте любоваться цветами, но не рвать. Цветы — это самое сказочное, очаровательное и радостное творение природы. Цветы — они как тонкий звук, нежный взгляд, трогательное слово.

7А. Домашнее задание

8. Рефлексия учебной деятельности

Учитель. - Ребята, природа – слаженный организм. Человек должен разбираться, как ему поступать, чтобы не навредить природе. Сегодня наш урок окружающего мира был связан с другими уроками. Мы решали задачу. Это урок. (математики), придумывали имена прилагательные к имени существительному – это урок . (русского языка), читали задания – это урок… (литературного чтения). Все уроки взаимосвязаны между собой. А сейчас посмотрим, в какой области знаний вы были успешнее всего на уроке. (Учащиеся выбирают цветок желтого, синего или красного цвета на магнитиках и прикрепляют на магнитную доску.)

  • Желтый – урок прошел плодотворно. Вы многому научились и можете помочь другим.
  • Синий – вы считаете, что многому научились, но вам нужна помощь.
  • Красный – вы считаете, что вам было трудно на уроке и вы ничему не научились.

Учитель. - Посмотрите, какая замечательная разноцветная цветочная поляна расцвела у нас на доске! Наш урок подошел к концу. Спасибо всем за активную работу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Окружающий мир

Тема: Для чего цветёт цветок.

Цель: знакомство со строением цветка , его функциях, значении в природе.

1. Узнать значение роли цветка для растения.

2. Формировать представление о строении цветка, процессе опыления.

3. Воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к растениям.

Прозвенел звонок

Нужно нам начать урок

Встаньте прямо, подтянитесь

Дружно всем вы улыбнитесь,

А теперь садитесь.

И с хорошим настроением начнём урок окружающего мира.

- Сегодня мы продолжим разговор о растениях. Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.

Начнём урок с повторения. Ребята, у которых на столе лежат карточки, выполняют работу в них. ( 6 ребят)

Проверка д/з. (повторение)

- Из каких частей состоят листья многих растений? (из листовой пластинки, которая покрыта кожицей, которая предохраняет её от повреждения и высыхания. В кожице есть маленькие отверстия – устьица, через которые лист испаряет влагу и дышит, поглощает кислород из воздуха и выделяет углекислый газ.)

- Почему жилки растений называют транспортной системой? Что она перевозит?( Она снабжает лист водой и минеральными солями, которые добывают корни. В другом – перекачивает вещества для всех частей растения)

- Как располагаются жилки в листьях? (располагаются по разному: дугами, параллельно друг другу, в виде сетки)

- Какую функцию выполняют листья для растения? (Главная функция листа - образование органических веществ для самого растения и для других живых организмов. Под действием солнечных лучей в листьях растений из углекислого газа, воды, минеральных солей при участии хлорофилла образуются органические вещества: крахмал, сахар, белки, в воздух выделяется кислород.)

- Какой газ нужен растениям для дыхания, какой – для питания? (дышат кислородом, а для питания – углекислый газ)

В конце параграфа у вас был условный значок, который обозначает трудное задание и я вас просила подумать

- Почему нежелательно ставить комнатные растения в спальне? ( Комнатные растения нежелательно ставить в спальне, потому что они ночью в темноте не выделяют кислород, а дышат точно также как и все живые организмы, потребляют кислород и выделяют углекислый газ. Поэтому в спальне становится душно и не хватает кислорода.)

Давайте проверим, как ребята справились с работой по карточкам.

- Какое у вас было задание?

(допиши слова в тексте) Проверка (слайд 1)

Форму и прочность листу придают многочисленные _______________________.

Главная жилка листа соединяется со стеблем _____________________________.

Если на нем располагается одна листовая пластина, то лист называют _______________________________,

Листья, которые прикреплены к стеблям без черешков, называют _________________________.

Вывод: - Какое значение имеют растения для всех обитателей нашей планеты? (Растения снабжают кислородом себя и других обитателей Земли)

3. Изучение нового материала.

- Назовите условия жизни растений.( воздух, свет, тепло , вода)

- Вспомните строение растения. (Корень, побег: стебель, лист, цветок, плод.)

(Звучит музыка и фильм про цветы)

Учитель читает на фоне музыки:

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

- Кто сможет назвать тему нашего урока? (Слайд 2)

Какие задачи вы бы поставили на уроке? (Слайд 3)

- Цветут деревья, кустарники, травянистые растения. А цветки у них одинаковые? Нет. А чем они различаются? ( по форме, по размеру, по окраске, по аромату)

- Чем различаются две картинки? (один цветок и несколько) (Слайд 4)

Какие бывают цветы (Слайд 5)

Сейчас мы узнаем, какое строение имеет цветок, для этого прочитаем научную статью на с. 98.

Алина нам подготовила более полное описание строения цветка.

Цветок состоит из цветоножки, чашелистиков, тычинок и пестиков. Цветоножка - видоизменённый стебель побега, обычно заканчивается зелеными листочками - чашелистиками. Чашелистики - видоизменённые листья в основном зелёного цвета, которые выполняют функцию защиты внутренних частей цветка до их раскрывания. Тычинки – мужская часть цветка, в которых образуется пыльца. Пестик - это женская часть цветка, в котором образуется семязачатки или завязь. Цветки могут отличаться между собой размерами, окраской, формой, симметрией и т. п. Большинство растений имеют цветки, в которых находятся и тычинки и пестики. У некоторых растений присутствуют только тычинки( тычиночные цветки ), либо же только пестики( пестичные цветки ).

Парная работа: Посмотрите в учебнике стр.98 и определите, из какого цветка мы получим зрелый кабачок.

Плоды кабачка будут развиваться на женских (пестичных) цветках, потому что пестик имеет завязь, из которой развивается плод и семена. Для того, чтобы завязался плод необходимо чтобы произошло опыление пыльцой.

Вы когда – нибудь видели, как над цветами растений летают пчелы, шмели, бабочки. Как вы думаете - Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком — нектаром и при этом опыляют растения.)

Читаем научный текст на с. 99, первый абзац (Слайд 7)

- Что же такое цветок?

- Что образуется на месте цветка?

- А чтобы образовались плод и семена, что необходимо?

Более подробно нам расскажет Даша на примере пчелы.

(Слайд 8) ДАША— Что такое опыление? (Опыление — это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.)

- В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мельчайшие желтые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, то плодов и семян у растений не будет. Пчелы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители. Они помогают размножаться растениям

- Как ещё происходит опыление? (слайд 9)

Какие же бывают плоды растений? Читаем на с. 99, 2 абзац. (слайд 10)

- Что такое Конституция? (это основной закон РФ, в котором записаны права и обязанности граждан)

Слайд 11 Статья 58 Прочтите.

Это должен выполнять каждый гражданин нашей страны.

- Какие знаки правила поведения в природе можно отнести к нашему уроку?

Слайд 13 ЗАДАЧИ:

1. Узнать значение роли цветка для растения. Орган размножения растений.

2. Формировать представление о строении цветка, (слайд) процессе опыления. (перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика)

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3 КЛАСС

МАРЧЕНКО Е.В.

КАКОВО СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА?

КАКИЕ БЫВАЮТ ЦВЕТЫ?

НА СТЕБЛЕ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ОДИНОЧНЫЙ ЦВЕТОК

НА СТЕБЛЕ МОГУТ РАЗВИВАТЬСЯ МНОГО ЦВЕТКОВ- СОЦВЕТИЕ.

КАКОВО СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА?

ПЫЛЬНИКИ С ПЫЛЬЦЕВЫМИ ЗЁРНАМИ

РАСКРЫТЫЙ ЦВЕТОК РОЗЫ

НА МЕСТЕ ЦВЕТКА?

ЦВЕТОК- ОРГАН РАЗМНОЖЕНИЯ РАСТЕНИЙ.

НА МЕСТЕ ЦВЕТКА ОБРАЗУЕТСЯ ПЛОД С СЕМЕНАМИ.ЧТОБЫ ОБРАЗОВАЛИСЬ ПЛОД И СЕМЕНА НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ЦВЕТОК

2 КАКОВО СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА? ЦВЕТЫ МОКРИЦЫ ЦВЕТОК РАФФЛЕЗИИ

4 ОТ 9 МЕСЯЦЕВ ДО 1,6 ЛЕТ ТРЕБУЕТСЯ, ЧТОБЫ БУТОН ПРЕВРАТИЛСЯ В ОТКРЫТЫЙ ЦВЕТОК. ОТКРЫТЫЙ ЦВЕТОК ЖИВЁТ ОТ 2 ДО 4 СУТОК. ОТ ПОПАДАНИЯ СЕМЯН РАФФЛЕЗИИ В РАСТЕНИЕ-ХОЗЯИНА ДО ПОЯВЛЕНИЕ БУТОНОВ ПРОХОДИТ ОКОЛО 3 ЛЕТ. ПОСЛЕ ЦВЕТОК НАЧИНАЕТ РАЗЛАГАТЬСЯ, ПРЕВПАЩАЯСЬ В БЕСФОРМЕННУЮ МАССУ ЧЁРНОГО ЦВЕТА.НА МЕСТЕ ЦВЕТКА В ТЕЧЕНИИ 7 МЕСЯЦЕВ РАЗВИВАЕТСЯ ПЛОД С ТЫСЯЧЕЙ СЕМЯН, ПОХОЖИХ НА СЕМЯ МАКА.

6 КАКИЕ БЫВАЮТ ЦВЕТЫ? НА СТЕБЛЕ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ОДИНОЧНЫЙ ЦВЕТОК НА СТЕБЛЕ МОГУТ РАЗВИВАТЬСЯ МНОГО ЦВЕТКОВ- СОЦВЕТИЕ. ФИАЛКА МАК ИРИС ГИАЦИНТ ГЛАДИОЛУС СИРЕНЬ

7 КАКОВО СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА? БУТОН РОЗЫ ЦВЕТОНОЖКА ЧАШЕЛИСТИК ВЕЧИК ЛЕПЕСТОК ПЕСТИК ЯЙЦЕКЛЕТКИ ТЫЧИНКА ПЫЛЬНИКИ С ПЫЛЬЦЕВЫМИ ЗЁРНАМИ РАСКРЫТЫЙ ЦВЕТОК РОЗЫ

8 ЧТО ОБРАЗУЕТСЯ НА МЕСТЕ ЦВЕТКА? ЧТО ОБРАЗУЕТСЯ НА МЕСТЕ ЦВЕТКА? ЦВЕТОК- ОРГАН РАЗМНОЖЕНИЯ РАСТЕНИЙ. НА МЕСТЕ ЦВЕТКА ОБРАЗУЕТСЯ ПЛОД С СЕМЕНАМИ.ЧТОБЫ ОБРАЗОВАЛИСЬ ПЛОД И СЕМЕНА НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ЦВЕТОК ОПЫЛИЛСЯ- ПЫЛЬЦА ТЫЧИНОК ПОПАЛА НА ПЕСТИК ЦВЕТОК- ОРГАН РАЗМНОЖЕНИЯ РАСТЕНИЙ. НА МЕСТЕ ЦВЕТКА ОБРАЗУЕТСЯ ПЛОД С СЕМЕНАМИ.ЧТОБЫ ОБРАЗОВАЛИСЬ ПЛОД И СЕМЕНА НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ЦВЕТОК ОПЫЛИЛСЯ- ПЫЛЬЦА ТЫЧИНОК ПОПАЛА НА ПЕСТИК УВЕЛИЧЕННЫЕ ПЫЛЬЦЕВЫЕ ЗЁРНА

9 КАК ПРОИСХОДИТЬ ОПЫЛЕНИ? С ПОМОЩЬЮ ВЕТРА С ПОМОЩЬЮ ПТИЦ И НАСЕКОМЫХ

10 НЕКТАР ХОБОТОК КАК ПЧЕЛА ОПЫЛЯЕТ ЦВЕТОК? ПЫЛЬНИКИ С ПЫЛЬЦЕВЫМИ ЗЁРНАМИ

11 КАКИЕ БЫВАЮТ ПЛОДЫ? СОЧНЫЕ СУХИЕ ВНУТРИ ПЛОДА МНОГО СЕМЯН СЕМЕНА ЗАЩИЩЕНЫ СОЧНОЙ МЯКОТЬЮ СЕМЕНА ЗАЩИЩЕНЫ ЖЁСТКОЙ СКОРЛУПОЙ ВНУТРИ ПЛОДА ОДНО СЕМЯ ФУНДУК ПШЕНИЦА МАК ПОДСОЛНЕЧНИК ВИШНЯ СЛИВА ОГУРЕЦ АПЕЛЬСИН АРБУЗ КУКУРУЗА ЖЁЛУДЬ ВИНОГРАД ЯБЛОКО АБРИКОС ОРЕХ

12 У КАКИХ РАСТЕНИЙ НЕТ ЦВЕТОВ И ПЛОДОВ? У КАКИХ РАСТЕНИЙ НЕТ ЦВЕТОВ И ПЛОДОВ? У ХВОЙНЫХ РАСТЕНИЙ НЕТ ЦВЕТОВ И ПЛОДОВ СЕМЕНА ХВОЙНЫХ РАСТЕНИЙ СОЗРЕВАЮТ В ШИШКАХ

13 КАК РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ СЕМЕНА? У СЕМЯН ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ ИМЕЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ СЕМЯ СНАБЖЕНО КРЫЛЫШКАМИ КЛЁН БЕЛЫЙ ЯСЕНЬ СЕМЯ СНАБЖЕНО ПАРАШЮТИКОМ ОДУВАНЧИК СЕМЯ ПЕРЕНОСЯТ ЗВЕРИ, ПТИЦЫ СЕМЯ ПЕРЕНОСЯТ ЗВЕРИ, ПТИЦЫ ЗЕРНО ПШЕНИЦЫ ЖЁЛУДЬ ДУБА СЕМЯ СНАБЖЕНО КРЮЧОЧКОМ МЕДУНКА

14 КАК ЕЩЁ РАЗМНОЖАЮТСЯ РАСТЕНИЯ? ЛУКОВИЦАМИ НАРЦИСС КАРТОФЕЛЬ КЛУБНЯМИ

15 ЧЕРЕНКАМИ КОРНЕВОЙ ПОРОСЛЬЮ МАЛИНА ЗЕМЛЯНИКА ЛАНДЫШ СМОРОДИНА КОРНЕВИЩЕ УСАМИ ЛИСТЬЯМИ УЗУМБАРСКАЯ ФИАЛКА

Читайте также: