Егорушка вспомнил что когда цветет вишня эти белые пятна мешаются с вишневыми цветами схема

Обновлено: 18.09.2024

Данный урок позволит углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

ВложениеРазмер
spp_s_neskolkimi_pridatochnymi.doc 77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 11А классе.

  • развивать умение анализировать предложенный лингвистический материал;
  • вырабатывать умение производить синтаксический разбор предложения;
  • совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения,
  • развития навыков использования сложноподчиненного предложения в речи, умения конструировать сложноподчиненное предложение.
  • воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха на уроке;
  • продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в паре;
  • вызвать учащихся на размышления о нравственных качествах личности.
  1. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
  2. Используемые источники:

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас и наших гостей в этот прекрасный весенний день. Надеюсь, что он принесет мне радость от общения с Вами и коллегами, а на что надеетесь Вы? ( ответы)

Что ж не сомневаюсь, что Ваши желания в этот день исполнятся. Но одно желание точно, сегодня вы станете богаче в области знаний о лингвистике.

Запишите в тетрадях число, вид работы. Обратите внимание на оценочные листы на ваших партах, сегодня вы будете оценивать свои знания на каждом этапе урока.

  1. Я предлагаю вам посмотреть на экран, прочитать высказывания, проанализировать их строение и сформулировать самостоятельно тему и цели урока. ( Слайд 2)

1. Счастье так мало зависит от материальных благ и вещей, что тот, для кого эти вещи сделались безразличны, пожалуй, ближе всего к тайне счастья. ( Роберт Гамерлинг, австрийский поэт и драматург)

2. Доброта — это язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать. ( Кристиан Нестел Боуви, американский писатель – сатирик издатель, умер в 1904 году)

3. Что бы ни делал человек, его дела, даже самые выдающиеся, ничего не стоят, если он не выполнил своего долга перед родителями. (Бертольд Ауэрбах, немецкий писатель, умер в 1882.)

Предполагаемый ответ учащихся: Здесь записаны СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания не расставлены, поэтому

Тема: Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными (Слайд 3) .

А цель урока: учиться ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Цель: вспомнить виды связи придаточных предложений с главным и научиться расставлять знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, составлять их схемы.

  1. Учитель: Молодцы, запишите тему урока. Сформулируйте проблемы, поднятые в данных высказываниях. (Слайд 4).
  • В сочинении с какой проблематикой данные высказывания могут быть использованы в качестве аргументов?
  • В каких произведениях поднимаются такие же проблемы? Не забывайте пополнять свой банк аргументов. (Ответы учащихся)
  1. Сформулируйте задания к данным высказываниям.

Предполагаемый ответ учащихся: расставить знаки препинания в предложениях, составить схему предложения, указать вид подчинения придаточных.

Учитель: Выполните данные задания и дайте полную синтаксическую характеристику предложений. 1 ряд – первого предложения, 2-ой – второго; 3 – третьего. Проверка (Слайд 5)

Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга схемы предложений, сверяя их со схемами, написанными на доске, выставьте друг другу отметки.

1. [Счастье так мало зависит от материальных благ и вещей], (что тот, (для кого эти вещи сделались безразличны), пожалуй, ближе всего к тайне счастья).

[ так + глаг.], (союз что + мест., (с.сл.для кого), . ).

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с двумя придаточными, с последовательным подчинением: 1-е придаточное - придаточное степени (зависит от глагола зависит, отвечает на вопрос в какой степени?, присоединяется союзом что), 2-е придаточное - придаточное местоименно-определительное ( зависит от местоимения тот, отвечает на вопрос кто?, присоединяется союзным словом для кого).

2. [Доброта — это язык], (на котором немые могут говорить) и (который глухие могут слушать.)

[ ], (на котором . ) и (который …)

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с двумя придаточными, с однородным подчинением: оба придаточные -определительные они присоединяются союзным словом который. Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится , как при однородных членах предложения.

3. (Что бы ни делал человек), [его дела, даже самые выдающиеся, ничего не стоят], (если он не выполнил своего долга перед родителями).

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с двумя придаточными, с параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное уступительное (придаточное зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос: несмотря на что?, вопреки чему?, присоединяется союзным словом что); 2-е придаточное условия (зависит от главного и отвечает на вопрос при каком условии?, присоединяется союзом если).

Итак, какие виды подчинительной связи различаются в СПП с несколькими придаточными? (последовательное, однородное соподчинение и параллельное). (Слайд 6)

Цель. Эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, на его результат, мотивация на итоговую аттестацию.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными. Какие цели поставим перед собой?

Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять вид связи в предложениях с несколькими придаточными, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. Эта тема очень важна в итоговой аттестации, знания по этой теме проверяются в ЗАДАНИИ 19.

Лингвистическая разминка.

Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

Задание 1. Орфоэпическая минутка

Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить.

Задание 2. Орфографическая минутка

  • успока..ваться
  • отрасл..вой
  • выносл..вый
  • ткан..вый

Задание 3 Лексическая минутка

Вам предложен ряд паронимов. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННЫЙ. Ученик по словарю лингвистических терминов определяет, что такое паронимы.

  • Относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру;
  • Проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности;
  • Относящийся к гуманизму как к мировоззрению, свойственный гуманизму.

Составьте с данными словами словосочетания или предложения, учитывая их лексическое значение.

Закрепление изученного

Задание 1. Фронтальный опрос по теме прошлого урока “ССП с несколькими придаточными. Виды подчинения придаточных”.

-- Какие виды подчинения в СПП с несколькими придаточными предложениями вы знаете?

-- Какое подчинение называют однородным?

-- Какое подчинение называют параллельным?

-- Что общего в СПП с параллельным и однородным подчинением?

Чем они отличаются?

-- Расскажите о последовательном подчинении

Задание 2. Работа со схемами

А) По схеме определите виды подчинения в предложениях

2. (когда ?), [ ? = ],(что = ?)

Б) Укажите, какая из схем соответствует предложению

Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.

А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

Задание 3. Игра “Веришь – не веришь” (Приложение 1)

Цель. Развитие монологической речи, умение создавать высказывание на лингвистическую тему. Совершенствовать умение соотносить теоретические положения с примерами.

Для закрепления теоретического материала проводится игра “Веришь – не веришь” (текст игры в приложении). Ребята в тетрадях ставят номер вопроса и ответ “да” или “нет”.

Итоговая запись в тетрадях:

1.да 2.нет 3.да 4.да 5.да 6.да 7.нет 8.да 9.да 10.нет.

После записи один ученик комментирует ответы после повторного прочтения каждого вопроса. При возникновении спорной ситуации ребята обращаются к тексту параграфа.

Задание 4. Цифровой диктант.

Цель. Повторить основные теоретические сведения, развивать умение на слух определять вид связи. Развивать монологическую речь отвечающего, навыки самопроверки.

На доске записаны названия основных видов связи, которые ребята переносят в тетрадь. Прослушав предложения, ребята ставят номер предложения к соответствующему виду связи.

1. Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.

2. Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.

3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

4. Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

5. Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.

  • последовательное – 1,3
  • параллельное – 5
  • однородное – 2,4.

Работа над сложными случаями пунктуации

Мы повторили строение СПП с несколькими придаточными.

Сегодня мы с вами рассмотрим особенности пунктуационного оформления таких предложений.

-- Вспомним правило, которое отражено в схеме на доске (Схема предложений с однородными членами).

Знаки препинания при однородных членах предложения.

(Между однородными членами предложениями ставится запятая, кроме тех, которые соединены одиночными соединительными и разделительными союзами )

-- Посмотрите на следующие схемы на доске.

-- Что объединяет схемы этих предложений?

(Все они с однородным подчинением )

-- Т.е. все предложения здесь.

(однородные )

-- Глядя на схемы, сделайте вывод о знаках препинания в СПП с однородным подчинением.

(Знаки препинания в СПП с однородным подчинением ставятся так же, как и при однородных членах предложения )

Запишем несколько предложений и построим их схемы:

[Видел Егорушка], (как темнело небо) и (опускалась мгла), (как засветились звёзды).

[Я люблю леса] и (когда они весело шелестят листвой), и (когда они спокойно стоят под снегом).

[ ] и (когда. ), и (когда. ).

2. Особое внимание надо обратить на строение предложения, прежде чем ставить запятую перед И .

Карточка 1. В каком предложении запятая перед И ставится?

А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.

Б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.

В) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух, на холме снова уселись белые птицы.

3. При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого, т. е. рядом будут два подчинительных союза.

[Старик предупредил], (что, (если погода не улучшится), об охоте нечего и думать).

[Старик предупредил], (что_ (если погода не улучшится), (то об охоте нечего и думать).

-- Сравните пунктуацию в этих предложениях на стыке союзов.

( В 1-м есть запятая, а во 2-м — нет)

--Структурно предложения отличаются?

( во 2-м есть ТО)

--Давайте попробуем убрать придаточное предложение.

( В 1-м изымается, а во 2-м – нет)

-- Какой вывод мы сделаем?

(Если поле придаточного предложения есть слово ТО, то запятая на стыке союзов не ставится, а если нет, то ставится)

Карточка 2. Определи, в каком предложении допущена ошибка.

А) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что , ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.

Б) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.

В) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.

5) Проверка знаний. Тест (Формат ЕГЭ)

ЗАДАНИЕ 19: Выпишите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг.

Хаджи Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан.

Я постепенно стал удаляться в глубину леса(1) где густая тень (2)и (3)реже трава (4)где больше под ногами черной земли.

Лес к реке подвозили по ночам (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бегущих волн.

6) Домашнее задание (Самостоятельная работа по карточкам – Приложение 2)

Возможен выбор варианта по сложности.

7) Заключение.

Итак, мы проследили связь между грамматическим строем предложения и его пунктуационным оформлением.

Мы знаем, что особого внимания требуют предложения.

(. где рядом оказываются 2 подчинительных союза или союзных слова и предложения с однородным подчинением)

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

Резервный материал - Пунктуационная работа

1. Если б он был чуть побольше то услышал бы что бабкины руки пахнут дымом .

2. У моего двоюродного брата Мишки такой характер что если уж ему что-нибудь втемяшится в голову то он доведёт дело до конца.

3.Рука его дрожала и когда Николай передавал лошадь коноводу он чувствовал как со стуком приливает кровь к сердцу.

4. Алексей был в окопе один и когда скрылись повозки и поле очистилось от пыли он решил оглядеться вокруг.

Фото 9В |_-секта №11-_|

Фото 9В |_-секта №11-_|

Фото 9В |_-секта №11-_| запись закреплена

👇

Классная работа по русскому языку + Домашняя.
_____________

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ способ подчинения, при котором главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Я услышу, как запоют птицы, что живут у меня за окном.

Определяем виды придаточных предложений: 1-е отвечает на вопрос что?, значит оно – изъяснительное, 2-ое на вопрос какие? - оно определительное.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ способ подчинения, при котором оба придаточных относятся к одному главному предложению. В данном СПП разные вопросы задаются от одного и того же главного предложения, только от разных его членов.

Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы.

(Когда = ___ ), [ ___=], (как =___).

Определяем виды придаточных предложений: 1-ое отвечает на вопрос когда?, онообстоятельственное времени, 2-ое на вопрос что?- оно изъяснительное.

ОДНОРОДНЫЙ способ подчинения, при котором придаточные предложения в данном СПП являются предложениями одного типа, относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос

Я знаю, что наступит весна, что птицы начнут песни петь.

[__=], (что ___=), (что=___).

1 и 2 придаточные отвечают на один и тот же вопрос: что? И являются придаточными изъяснительные.

Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.
Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.
Проверьте себя.

1.Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человечек, окутанный в платки, шали и покрытый инеем. (СПП с параллел. Подч.)

2. Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперед.(СПП с однород.подч.)

3. Егорушка сунул в карман пряник и попятился к двери, так как был уже не в силах дышать затхлым и кислым воздухом, в котором жили хозяева.(СПП с послед. Подчин.)

4. Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой.(СПП с послед. Подчин.)

5. Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.(СПП с однород.подч.)

6. Рассказывали также, что раза два в год графиня давала бал, на который приглашались дворяне и чиновники со всей губернии и приезжал даже Варламов…(СПП с послед. Подчин.)

7. Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звездочки. (СПП с однород. Подчин.)

8. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (СПП с парал. Подчин.)

9. И Лужин постепенно стал понимать, что райская пустота, в которой витают его прозрачные мысли, со всех сторон заполняется.(СПП с послед. Подчин.)

10. Макар знал что лютый мороз не шутит с людьми которые уходят в тайгу.(СПП с послед. Подчин.)

11. Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней, которых он выудил без меня.(СПП с послед. Подчин.)

Между однородными членами предложениями ставится запятая, кроме тех, которые соединены одиночными соединительными и разделительными союзами )

1. [ ], ( как ) и ( как ).

2. [ ], ( что ) и ( как ).

6. [ ], ( что ), а ( что ).

--Что объединяет эти предложения?( Все они с однородным подчинением )

Знаки препинания в СПП с однородным подчинением ставятся так же, как и при однородных членах предложения )

Особое внимание надо обратить на строение предложения, прежде чем ставить запятую перед И .

[ Нас просили узнать, ( в сохранности ли вещи), и, ( если будет возможность ), перевезти их в другое место].

[ Предзакатное солнце горело над степью ], и, ( когда Петя в плаще появился на тропинке ), [ его тень была очень длинной].

4. Тренировочные упражнения.

1. В каком предложении запятая перед И ставится?

А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.

Б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.

В) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух,

на холме снова уселись белые птицы.

2. Часто встречаются конструкции, где рядом оказываются 2 подчинительных союза или союзных слова.

Рассмотрим особенности пунктуации в таких предложениях.

[Пущин вспоминал], (что , (когда он приехал навестить поэта), Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду).

[Пущин вспоминал], (что__ (когда он приехал навестить поэта), то Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду).

[ ], (что_ ( когда ), то ).

-Сравните пунктуацию в этих предложениях на стыке союзов.

( В 1-ом есть запятая, а во 2-ом—нет)

--Структурно предложения отличаются? ( во 2-ом есть ТО)

--Давайте попробуем убрать придаточное предложение. ( В 1-ом изымается, а во 2-ом –нет)

-Какой вывод мы сделаем? ( Если поле придаточного предложения есть слово ТО, то запятая на стыке союзов не ставится, а если нет, то ставится )

Определи, в каком предложении допущена ошибка.

А) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ,ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.

Б) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.

В) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.

Проверка знания материала по теме:

1. Определите вид подчинения:

Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

а) Параллельное и однородное

2. Определите схему, которая соответствует предложению: Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

е) Последовательное и параллельное.

3. Выберите сложное предложение с однородными придаточными изъяснительными:

а) В тишине ему послышались крики но он всё ёще не двигался медленно соображая почему так хочется спать и почему не разбудили его.

в) Онемевший от неожиданности он молча сжал её руку.

с) Я удал на маленькую удочку и у меня быстро брала плотва.

д) Велико было искушение уснуть вблизи воды слушая её дремотный плеск.

е) Березки теперь давно оделись и утопают в высокой траве.

4. Определите тип подчинения придаточных в сложном предложении: Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звездочки.

5. Определите тип предложения: И Лужин постепенно стал понимать, что райская пустота, в которой витают его прозрачные мысли, со всех сторон заполняется.

Д) Сложное предложение с разными видами связи

Домашнее задание (20 мин.)

1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Назовите номер этого предложения.

(37)А по небу планетария летело небесное светило — солнце, дающее всему жизнь. (38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале?

(42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откуда-то с озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка, наполнявшая душу какой-то особой радостью.

2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

3. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди люди, которых приманил в город праздник и базарный день.

(2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.

(3)– Говорят, она улыбается, – сказал мальчик. – (4)Говорят, она сделана из краски и холста и ей четыреста лет.

(5)– Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год, – проговорил кто-то.

(6)– Две тысячи шестьдесят первый! – отозвались из очереди.

4. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении…

(39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

5. Среди предложений 31 – 36 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(31)И тогда Вася снова начинал представляться мне кем-то вроде волшебника из сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела. (32)Я так засмотрелся, так заслушался, что вздрогнул, когда Вася неожиданно заговорил:

(33)— Эта музыка написана человеком, которого лишили самого дорогого.

(34)Вася думал вслух, не переставая играть:

(35)— Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (36)Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…

6. Среди предложений 42 – 53 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.

(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос ее становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.

(46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не видно. (51)Скрипки не слышно.

(52)— Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться.

(53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы.

7. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.

1)Мама, мама! 2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.

8. Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными:

14) И Семен Григорьевич запросил дьячка-белгородца , на каких условиях тот может принять в ученье Мишу и сколько это будет стоить.

15)Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору.

9. Среди предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя. посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке.

10. Среди предложений 6 — 7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательной связью. Напишите номер этого предложения.

(6) Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься успеть понять, додумать, написать. (7) Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли, ненаписанные романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются вокруг, уже для других.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для проведения урока русского языка в 11 классе.

Рябинина Любовь Николаевна

План-конспект урока русского языка в 11 классе

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык. 11 класс. Учебник Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы.

Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Тип урока: урок применения знаний и умений

Личностные: сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; способность участво­вать в речевом общении, соблюдая нормы речевого эти­кета, слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы

Предметные: научиться классифицировать сложноподчиненные предложения; закрепить умения ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными (многокомпонентном сложноподчиненном предложении).

Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки), презентация

Организационный момент: учитель организует учащихся к плодотворной работе, проверяет готовность к уроку, учащиеся оформляют в тетрадях дату, тему урока, самостоятельно учащиеся ставят цели и задачи.

Актуализация опорных знаний

Работа в тетрадях. Задание: записать предложения, найти главную часть, придаточную. Выделить грамматические основы.

1. Как невозвратная струя бежит, блестит и исчезает, так жизнь и юность убегает (А. Пушкин).

2. Первый зимний путь, если снег выпал ровно, при тихой погоде, если он достаточно покрывает все неровности дороги, бывает у нас

на Руси великолепно хорош (С. Аксаков).

3. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное (М. Горький).

- Сколько грамматических основ в каждом записанном предложении?

- Место главной части по отношению к придаточным частям.

- Начертите схемы этих предложений. Чем они отличаются друг от друга?

(Учащиеся строят схемы сложных многокомпонентных предложений с разными типами присоединения придаточных частей к главной)

Работа со схемой (схема 1 слайд 1): (учащиеся изучают схемы, делают выводы о видах СПП с несколькими придаточными)


Изучение новой темы

Мы повторили строение СПП с несколькими придаточными.

Сегодня мы с вами рассмотрим особенности пунктуационного оформления таких предложений. Вспомним правило постановки знаков препинания при однородных членах. Когда при однородных членах ставится запятая, когда не ставится? Чтение параграфа о постановке знаков препинания в СПП с несколькими придаточными. Рассмотрение схемы 2 (слайд 2):


Первичное закрепление (работа на карточках)

Задание 1

1. В каком предложении запятая перед И ставится?

А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.

Б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.

В) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух, на холме снова уселись белые птицы.

Задание 2.

Определи, в каком предложении допущена ошибка.

А) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что, ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.

Б) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.

В) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.

Задание 3

Перестройте предложение так, чтобы запятая между союзами не ставилась.

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков)

Задание 4

(раздаточный материал двух уровней)

Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему:

— Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид, что читает газету.

— Все знали, что приехала барыня, и что Капитон пустил ее.

Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему:

— Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на

них и посмотреть, какой мир откроется перед моими глазами за горами.

— Пока доехал домой, прошло еще два часа, так что, когда я вновь вышел, уже было

Самостоятельная работа (задания выполняют на листочках)

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мода на немецкие курорты (1) объяснялась стремлением к Эдему (2) очертания (3) которого (4) проступали в пейзажах рейнской долины.

1) 1,2 2) 2 3) 3 4) 3,4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Из гостиной (1) дверь (2) в которую (3) была приоткрыта (4) доносился тихий разговор.

1) 1,3 2) 1,4 3) 2, 3 4) 2,4

3 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление животных (1) обеспечивает способность сразу правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового решения.

1) 1,2 2) 2 3) 3 4) 2,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Перед нами (1) простиралось необозримое жёлтое поле (2) край (3) которого (4) вдалеке замыкался синим лесом.

1) 1,2 2) 2 3) 2,4 4) 3,4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В естественных условиях (1) лучше всех выживают (2) ботанические тюльпаны (3) семена (4) которых (5) легко рассеиваются по степи.

1) 1,4,5 2) 2,3 3) 3 4) 2,5

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пушкин (1) осуждает ложное понимание чести у героя (2) на совести (3) которого (4) множество загубленных жизней.

1) 1,4 2) 2 3) 3 4) 2,3

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Потом (1) инженер проводил великого комбинатора (2) до самой двери (3) переступить (4) которую (5) сам он страшился.

1) 1,3,4 2) 2, 4 3) 3 4) 3,5

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В тёмное время года (1) кодиеум (2) листья (3) которого (4) плохо переносят сухой воздух помещений (5) необходимо ежедневно опрыскивать.

1) 1,4 2) 2 3) 3 4) 2,5

6. Рефлексия, оценки за урок

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение?

- Какие знаки препинания ставятся в СПП с несколькими придаточными?

- Когда запятая не ставится в СПП с несколькими придаточными?

7. Домашняя работа: упр. 484 ( 1,3,5 пред.. – составить схемы, 6 пред. – синтаксический разбор с объяснением знаков препинания)

Читайте также: