Ехал сюда рожь только начинала цвести

Обновлено: 19.09.2024

1)Из-за ветра ,из-за вьюги опустели все пути ,не придут к тебе подруги вместе вечер провести. (М. Исаковский)
2) Сияло небо надо мной , шумели листья , птицы пели. (И. Тургенев)
3) Голос его звучал тихо, но твёрдо , глаза блестели упрямо. (М. Горький)
4)Целый день на небе солнышко сияет , целый день мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов)
5)Мать широко улыбнулась ей было пр..ятно слышать восторже(н,нн)ые похвалы мальчика. (М. Горький)
6) Я знаю в вашем сер..це есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин)
7)К сукнам холстам и домашним материям страшно было притронуться они обращались в пыль. (Н. Гоголь)
8)Тогда произошло на даче событие похожее на чудо куст шиповника вышел в свет зацвёл в сентябре и цвёл до морозов. (М. Пришвин)
9) Я взглянул в окно на безоблачном небе разгорались звёзды. (М. Горький)
10)За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь. (Пословица)
11)Прошла неделя, другая вдруг въезжает ко мне на двор коляска. (А. Пушкин)
12) Мелкий дождик сеет с утра выйти невозможно. (И. Тургенев)
13)Не сули журавля в небе дай синицу в руки. (Пословица)
14) Ты запела песню светлую колокольчики звенят! (Л. Ошанин)
15) Ехал сюда рожь только начинала цвести. (М. Пришвин)

Упражнение 2. Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения:
1) Ночью ударил первый морозец с ветерком.
2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.
3) Всё вокруг побелело.
Упражнение 3. Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Обратите внимание, как изменится пунктуация.
1) Человек должен верить, что непонятное можно понять. (И. Гёте)
2. Великий человек является начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г. Плеханов)
3)Вы видите, что первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее… (Паустовский).
4) Столыпин постоял-постоял, попробовал окликнуть друга, тронул за плечо, но ответа не было (Антокольский).
5) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой, так что сон сразу прошел (Паустовский).

1)Из-за ветра ,из-за вьюги опустели все пути ,не придут к тебе подруги вместе вечер провести.

1 основа - опустели пути, 2 основа - не придут подруги.

2) Сияло небо надо мной , шумели листья , птицы пели.

1 основа - сияло небо, 2 основа шумели листья, 3 основа - птицы пели.

3) Голос его звучал тихо, но твёрдо , глаза блестели упрямо.

1 основа - голос звучал, 2 основа - глаза блестели.

4)Целый день на небе солнышко сияет , целый день мне душу злая грусть терзает.

1 основа - солнышко сияет, 2 основа - грусть терзает.

5)Мать широко улыбнулась: ей было приятно слышать восторженные похвалы мальчика.

1 основа - мать улыбнулась, 2 основа - было приятно слышать.

6) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

1 основа - я знаю, 2 основа - есть гордость, честь.

7)К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль.

1 основа - страшно было притронуться, 2 основа - они обращались.

8)Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника вышел в свет, зацвёл в сентябре и цвёл до морозов.

Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи:

1) Ночью ударил первый морозец с ветерком.
2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.
3) Всё вокруг побелело.

Упражнение 2.

Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений. Обратите внимание на знаки препинания, которые ставятся между частями бессоюзного сложного предложения.

1) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза бл_стели упрямо. (М. Горький) 2) Избы и дворы опустели: все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К. Паустовский) 3) Стояла она долго — устали ноги и глаза. (М. Горький) 4) Расп_хнули окна — запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов) 5) Целый день на небе солнышко с_яет, целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А. Кольцов) 6) Вот мои условия: вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов)

Упражнение 3.

Спишите, вставляя знаки препинания и обозначая грамматические основы предложений. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в каждом примере. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.


Упражнение 4.

Внимательно прочитайте предложения, чтобы понять, почему они разделены на три группы. Следите за правильной интонацией, которая передаёт смысловые отношения между частями бессоюзного предложения. Выпишите сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений.

Из-за ветра, из-за вьюги опустели все пути, не придут к тебе подруги вместе вечер провести. (М. Исаковский) Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели. (И. Тургенев) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза блестели упрямо. (М. Горький) Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов) Мать широко улыбнулась: ей было приятно слышать восторженные похвалы мальчика. (М. Горький) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. (Н. Гоголь) Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника вышел в свет, зацвёл в сентябре и цвёл до морозов. (М. Пришвин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды. (М. Горький) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (По¬словица) Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне на двор ко¬ляска. (А. Пушкин) Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно. (И. Тургенев) Не сули журавля в небе — дай синицу в руки. (Пословица) Ты запела песню светлую — колокольчики звенят! (Л. Ошанин) Ехал сюда — рожь только начинала цвести. (М. Пришвин)

Упражение 5.

Спишите, обозначая грамматические основы. Определите характер смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания внутри частей сложного предложения. Проведите синтаксический разбор одного бессоюзного предложения (на выбор).

1) Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем, а тётка — шарф собственного вязания. (М. Горький) 2) Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. (М. Пришвин) 3) Ругаться будут — не бойся. (Ф. Гладков) 4) Он гость — я хозяин. (Э. Багрицкий) 5) Метель не утихала, небо не прояснялось. (А. Пушкин) 6) Двери, окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И. Гончаров) 7) Взгляни, мой друг, по небу голубому, как лёгкий дым, несутся облака. (В. Красов) 8) Наступила тишина — природа словно подозрительно прислушивалась. (В. Вересаев) 9) Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал. (П. Коган)

Упражнение 6.

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Какой вариант предложений чаще используется в пословицах? Почему?

Понаблюдайте за интонацией. В сложных бессоюзных предложениях интонация должна быть более отчётливой: с сильным повышением голоса в конце первой части, резкой паузой (на месте тире) и понижением голоса во второй. Запишите сложные бессоюзные предложения, комментируя расстановку знаков препинания. Составьте схемы 1, 2 и 3-го предложений.

1) Все крыльями машут, но не все летают. 2) Когда птицы приумолкли, то жди грома. 3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. 4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. 5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь. 6) Если затянулись дожди, груздя (не) жди.

Упражнение 7.

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Обратите внимание на интонацию. В сложных бессоюзных предложениях она должна быть более отчётливой: с большой паузой на месте двоеточия и характерной объясняющей интонацией при чтении второй части. Какое предложение нельзя преобразовать в сложное бессоюзное и почему? Запишите сложные бессоюзные предложения, объясните постановку знаков препинания.

1) Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нём. (И. Гёте) 2. Великий человек является начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г. Плеханов) 3. Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. Карамзин) 4. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Л. Толстой)

Упражнение 8.

Перепишите предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы. Объясните постановку знаков препинания.

1) Я воспитан природой суровой, мне довольно заметить у ног одуванчика шарик пуховый, подорожника твердый клинок (Заболоцкий). 2) Снуют пунцовые стрекозы, летят шмели во все концы, колхозницы смеются с возу, проходят с косами косцы (Пастернак). 3) Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений (Заболоцкий). 4) После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием облитую дождем молодую, еще нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьев на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя (Куприн). 5) Меркнут знаки зодиака над постройками села, спит животное Собака, дремлет рыба Камбала (Заболоцкий). 6) Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет (Пушкин).

Упражнение 9.

Перепишите предложения, составьте схемы. Определите смысловые отношения между частями бессоюного сложного предложения.

1) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка (Лермонтов). 2) Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен (Куприн). 3) Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. 4) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. 5) Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар (Паустовский).

Упражнение 10.

Перепишите предложения, составьте схемы. Объясните постановку тире.

1) Ветер подул с юга — будет дождь (Горький). 2) Его глаза никогда не смотрят просто — они все высматривают да подсматривают (Тургенев). 3) Засыпая, вздрагивают вершины деревьев — на землю сыплются капли дождя (Горький). 4) Столыпин постоял-постоял, попробовал окликнуть друга, тронул за плечо — ответа не было (Антокольский). 5) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошел (Паустовский). 6) Пришло лето — он, сверх ожидания, остался в Петербурге (Достоевский). 7) Спесивому кланяться — он пуще чванится (пословица).

1. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
2)То солнце светит, то идёт дождь.
3) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
4) Там счастье не диво, где трудятся красиво.

2. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
2) Май холодный - год хлебородный.
3) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
4) То солнце светит, то идёт дождь

3. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.
2) Где любовь и совет, там и горя нет.
3) Вот вы сели, лошади разом тронулись.
4) Наступила ночь, но было светло.

4. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Где любовь и совет, там и горя нет.
2) Наступила ночь, но было светло.
3) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.
4) Труд человека кормит - лень портит.

5. Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности.

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
4) Время красит, безвременье старит.

6.Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Время красит, безвременье старит.
4) Мир строит - война разрушает.

7. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями сопоставления

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
4) Время красит, безвременье старит.

8. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Время красит, безвременье старит.
3) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно.
4) Мир строит - война разрушает.

9. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями времени

1) Был вечер, на небе блестели звёзды.
2) Не спеши языком - торопись делом.
3) Я доверяю любящим: они великодушны.
4) Стемнело - я зажёг лампу.

10. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия

1) Не спеши языком - торопись делом.
2) Я доверяю любящим: они великодушны.
3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь - людей насмешишь.

11. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Ты уходишь в ночную дорогу, не боясь, не дрожа, не смотря. (В. Ходасевич)
2) Услышит о каком-нибудь замечательном произведении — у него явится позыв познакомиться с ним. (И. Гончаров)
3) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. (М. Лермонтов)
4) И снова землю я люблю за то, что так торжественны лучи заката, что лёгкой кистью Антуан Ватто коснулся сердца моего когда-то. (Г. Иванов)

12. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Тургенев нисколько не изменил жизни, и даже в переписке его за это время о войне очень мало. (Б. Зайцев)
2) Он не заслужил света, он заслужил покой. (М.А. Булгаков)
3) Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде своё положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем. (Н.В. Гоголь)
4) Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит. (Е. Евтушенко)

13. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным.

1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) отношения причины
4) отношения пояснения

14. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети.

1) отношения перечисления
2) сопоставительные отношения
3) отношения причины
4) отношения пояснения

15. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Лето припасает — зима поедает.

1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) сопоставительные отношения
4) отношения пояснения

16. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Он шел рядом: таков был долг адъютанта.

1) изъяснительные отношения
2) отношения условия
3) отношения причины
4) отношения перечисления

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 281 929
  • КНИГИ 668 811
  • СЕРИИ 25 755
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 620 539

Михаил Михайлович Пришвин

Бывало мы, любознательные мальчики, ломали наши игрушки и всякие подарки даже часы с целью узнать что там внутри. Так точно и в школах в старое время учили нас обращаться с природой. Выведут в поле, мы возьмем по цветку и ну обрывать лепестки и считать сколько у цветка лепестков, сколько тычинок пестиков какая чашечка и т. п. А в общем, с цветами получается то же самое что с детской игрушкой разломан, ощипан образ исчез – и нет ни цветка ни игрушки.

Мы же теперь учимся природе не только не разрушая образа цветка животного камня но напротив обогащая природу своими человеческими образами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений. Обратите внимание на знаки препинания, которые ставятся между частями бессоюзного сложного предложения.

1) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза бл_стели упрямо. (М. Горький) 2) Избы и дворы опустели: все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К. Паустовский) 3) Стояла она долго — устали ноги и глаза. (М. Горький) 4) Расп_хнули окна — запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов) 5) Целый день на небе солнышко с_яет, целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А. Кольцов) 6) Вот мои условия: вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов)

Упражнение 2.

Спишите, вставляя знаки препинания и обозначая грамматические основы предложений. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в каждом примере. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

Упражнение 3.

Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Между тем ноч_ пр_бл_жалась и р_сла как гр_зовая туча к_залось вместе с вечерн_ми парами от_всюду подн_мал_сь и даже (с)выш_ны л_лась темн_та. 2) Все кругом быстро ч_рнело и ут_хало одни пер_пела изр_дка кричали. 3) Уже я (с)трудом разл_чал отд_ле(н,нн)ые предметы поле неясно б_лело вокруг (за)ним (с)каждым мгн_вением надв_гаясь гр_мадными клубами вздымался угрюмый мрак. 4) Один п_логий холм см_нялся другим п_ля бе_конеч_но т_нулись за п_лями кусты словно вст_вали вдруг из земли перед самым м_им носом. 5) Всюду лучистыми _лмазами з_рделись крупные капли р_сы мне н_встречу чистые и ясные словно тоже обмытые утре(н,нн)ей пр_хладой прин_слись звуки кол_к_ла. 6) Ветер упал точ_но крылья сл_жил и зам_р н_ч_ным душ_стым теплом п_веяло от земли. 7) Ноч_ т_жело и сыро п_хнула мне в разг_ряче(н,нн)ое лицо к_залось г_товилась гр_за ч_рные тучи р_сли и п_лзли по небу вид_мо м_няя св_и дымные оч_ртания.

Сверьте свою работу с авторским текстом. Прочитайте предложения с нужной интонацией. Какое чтение предполагают бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой?

1) Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. 2) Все кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. 3) Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. 4) Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. 5) Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола. 6) Ветер упал, точно крылья сложил, и замер; ночным душистым теплом повеяло от земли. 7) Ночь тяжело и сыро пахнула мне в разг_ряченное лицо; казалось, готовилась гроза; черные тучи росли и ползли по небу, видимо меняя свои дымные очертания.

Упражнение 4.

Внимательно прочитайте предложения, чтобы понять, почему они разделены на три группы. Следите за правильной интонацией, которая передаёт смысловые отношения между частями бессоюзного предложения. Выпишите сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений.

Из-за ветра, из-за вьюги опустели все пути, не придут к тебе подруги вместе вечер провести. (М. Исаковский) Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели. (И. Тургенев) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза блестели упрямо. (М. Горький) Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов) Мать широко улыбнулась: ей было приятно слышать восторженные похвалы мальчика. (М. Горький) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. (Н. Гоголь) Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника вышел в свет, зацвёл в сентябре и цвёл до морозов. (М. Пришвин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды. (М. Горький) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (По¬словица) Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне на двор ко¬ляска. (А. Пушкин) Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно. (И. Тургенев) Не сули журавля в небе — дай синицу в руки. (Пословица) Ты запела песню светлую — колокольчики звенят! (Л. Ошанин) Ехал сюда — рожь только начинала цвести. (М. Пришвин)

Упражнение 5.

Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные: а) с запятой; б) с точкой с запятой.

1) Небо на востоке начало темнеть.
2) На вечерних улицах зажглись огни.
3) Молния блистала почти беспрерывно.
4) Река в половодье сильно разлилась.
5) За селом прогремел гром.
6) Вся природа дышит свежестью.
7) Воздух чист и прозрачен.

Упражение 6.

Спишите, обозначая грамматические основы. Определите характер смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания внутри частей сложного предложения. Проведите синтаксический разбор одного бессоюзного предложения (на выбор).

1) Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем, а тётка — шарф собственного вязания. (М. Горький) 2) Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. (М. Пришвин) 3) Ругаться будут — не бойся. (Ф. Гладков) 4) Он гость — я хозяин. (Э. Багрицкий) 5) Метель не утихала, небо не прояснялось. (А. Пушкин) 6) Двери, окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И. Гончаров) 7) Взгляни, мой друг, по небу голубому, как лёгкий дым, несутся облака. (В. Красов) 8) Наступила тишина — природа словно подозрительно прислушивалась. (В. Вересаев) 9) Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал. (П. Коган)

Упражнение 7.

Подготовьте выразительное чтение текста, обращая внимание на интонацию и выбор знаков препинания в предложениях.

Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется. Но вот вы отъехали версты четыре. Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо. Солнце быстро поднимается; небо чисто. Вы взобрались на гору. Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны.

Озаглавьте текст, определите его основную мысль.

Сколько абзацев можно выделить в этом тексте?

Какова роль бессоюзных сложных предложений в тексте?

Чем объясняются различия в постановке знаков препинания (запятой и точки с запятой) между частями бессоюзных сложных предложений?

Какие средства выразительности использованы автором?

Укажите части речи в последнем предложении.

Объясните орфограммы в выделенных словах.

Упражнение 8.

Прочитайте предложения. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть
а) указывает на причину того, о чем говорится в первой части;
б) раскрывает, поясняет содержание первой;
в) дополняет смысл первой части.

1) Я вошел в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. 2) Я не мог заснуть: передо мною во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. 3) Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. 4) Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение. 5) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. 6) Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу. 7) Я глупо создан: ничего не забываю. 8) Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает. 9) Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами: в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек. 10) Одно мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. 11) Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться еще вдвое преступнее. 12) О, я прошу тебя: не мучь меня по-прежнему пустыми сомнениями и притворной холодностью. 13) Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами: это начинает ее пугать. 14) Я взглянул на нее и испугался: ее лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы. 15) Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывая смешные, а после дурные их стороны. 16) Уж эти больные такой народ: всё знают. 17) Я слез и подкрался к окну: неплотно притворенный ставень позволил мне видеть пирующих и расслушать их слова. 18) Вот мои условия: вы нынче же публично откажетесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения. 19) Об одном прошу вас: стреляйте скорее. 20) Все устроено как можно лучше: тело привезено. пуля из груди вынута. 21) Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей. 22) Я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. 23) Я взял со стола. червонного туза и бросил кверху: дыхание у всех остановилось. 24) Я обошел хату и приблизился к роковому окну: сердце мое сильно билось. 25) Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера. 26) Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.

Упражнение 9.

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Какой вариант предложений чаще используется в пословицах? Почему?

Понаблюдайте за интонацией. В сложных бессоюзных предложениях интонация должна быть более отчётливой: с сильным повышением голоса в конце первой части, резкой паузой (на месте тире) и понижением голоса во второй. Запишите сложные бессоюзные предложения, комментируя расстановку знаков препинания. Составьте схемы 1, 2 и 3-го предложений.

1) Все крыльями машут, но не все летают. 2) Когда птицы приумолкли, то жди грома. 3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. 4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. 5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь. 6) Если затянулись дожди, груздя (не) жди.


Упражнение 10.

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Обратите внимание на интонацию. В сложных бессоюзных предложениях она должна быть более отчётливой: с большой паузой на месте двоеточия и характерной объясняющей интонацией при чтении второй части. Какое предложение нельзя преобразовать в сложное бессоюзное и почему? Запишите сложные бессоюзные предложения, объясните постановку знаков препинания.

1) Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нём. (И. Гёте) 2. Великий человек является начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г. Плеханов) 3. Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. Карамзин) 4. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Л. Толстой)

Упражнение 11.

Прочитайте. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений. Запишите предложения, расставляя знаки препинания, подчеркивая грамматические основы, в следующей последовательности:

1) второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении;
2) второе предложение раскрывает, поясняет содержание первого;
3) второе предложение дополняет смысл первого предложения.

1) Есть на свете такие счастливые лица глядеть на них всякому любо точно они греют вас или гладят. 2) Не одной только полудикой прелестью разлитой по всему ее тонкому телу привлекла она меня ее душа мне нравилась. 3) Не ноги меня несли не лодка меня везла меня поднимали какие-то широкие сильные крылья. 4) Вдруг я слышу меня кличет кто-то. 5) Голова у меня ходила кругом слишком много впечатлений в нее нахлынуло разом. 6) Он любил ее страстно и никогда ничего ей не запрещал он в душе считал себя перед ней виноватым.

Упражнение 12.

Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между частями.

Упражнение 13.

Перепишите предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы. Объясните постановку знаков препинания.

1) Я воспитан природой суровой, мне довольно заметить у ног одуванчика шарик пуховый, подорожника твердый клинок (Заболоцкий). 2) Снуют пунцовые стрекозы, летят шмели во все концы, колхозницы смеются с возу, проходят с косами косцы (Пастернак). 3) Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений (Заболоцкий). 4) После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием облитую дождем молодую, еще нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьев на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя (Куприн). 5) Меркнут знаки зодиака над постройками села, спит животное Собака, дремлет рыба Камбала (Заболоцкий). 6) Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет (Пушкин).


Упражнение 14.

Перепишите предложения, составьте схемы. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

1) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка (Лермонтов). 2) Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен (Куприн). 3) Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. 4) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. 5) Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар (Паустовский).

Упражнение 15.

1) Я был готов любить весь мир – меня никто (не)понял. 2) Он (не)размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера. 3) Я повторил приглашение – он ничего (не)отвечал. 4) Вдали вилась пыль – Азамат скакал на лихом Карагёзе. 5) Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. 6) Выстрел раздался – дым наполнил комнату. 7) Горное озеро сверкает на солнце – переливается всеми цветами волшебный кристалл. 8) Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. 9) Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве.

Упражнение 16.

Спишите, сгруппировав пословицы по смысловым отношениям их частей. Вставьте пропущенные буквы, выделите и обозначьте орфограммы в этих словах.

1) Лето прип_сает – зима по_дает. 2) Тьма свету не люб_т – злой доброго не терп_т. 3) Напролом идут – в_лос не ж_леют. 4) Источник ут_ляет жажду – доброе слово ож_вляет сердце. 5) На глаз повер_ш_ – криво отмер_ш_. 6) Смелые поб_ждают – трусливые пог_бают. 7) Не кричи о с_бе – пусть другие о тебе тихо скажут. 8) Наука даром не д_ет_ся – наука трудом б_рет_ся. 9) Азбуку учат – на всю избу кр_чат. 10) Кончил дело – гуляй смело. 11) Есть т_рпение – буд_т и умение. 12) Делу время – потехе час. 13) Труд человека корм_т – лень порт_т. 14) Лучше вспаш_ш_ – больше хлеба в_зьмеш_. 15) Вз_шло красно солнышко – пр_щай, светел месяц. 16) Чел_век без родины – соловей без сада. 17) С миру по нитке – голому рубаха. 18) Гл_за страшат_ся – руки делают. 19) Извериш_ся в алтыне – не п_верят в рубле. 20) С воза упало – не сыщеш_. 21) Ручка беленька – душа ч_рненька. 22) С глупым водит_ся – сам п_глупееш_. 23) С умным пог_ворить – воды напит_ся. 24) С другом друг бранит_ся – недруг в_с_лит_ся. 25) Помаш_ш_ палкой не умея – св_я же постр_дает шея. 26) Корень учения горек – плод его сладок. 27) Ученый без практики – пчела без меду. 28) Прочел х_рошую книгу – встретился с другом. 29) Дружно за дело взят_ся – пустыня зацв_тет. 30) Язык один, ушей пара – раз ск_жи, два п_слушай. 31) Не ищи безупречного друга – остан_ш_ся один. 32) Пр_ходят и б_лезни, и б_да – привычки ост_ются навс_гда. 33) Счастливый ш_потком толкует об удаче – несчастный о св_ем несчастье громко плач_т. 34) Б_льному сл_веч_ко ш_пнул с любовью – в_рнул ему половину зд_ровья. 35) Богач в стаде у себя не отыскал телка – последнего телка з_брал у б_дняка. 36) Не пож_леть трудов, не пол_ни_ся – в цв_ток в конце концов к_люч_ка пр_вр_тит_ся. 37) Первый камень криво в землю врос – вся ст_на пошла наперекос. 38) Обид_т друг – ляж_т камнем слово. 39) Умная голова сто голов корм_т – худая и одной не пр_кормит. 40) Мел_т день до веч_ра – п_слушать нечего. 41) Буд_шь книги читать – буд_шь все знать. 42) Недруг поддакива_т – друг спор_т. 43) Утром не встан_ш_ – день пропал. 44) Хв_стун и правду скаж_т – ему н_кто не поверит.

Упражнение 17.

Перепишите предложения, составьте схемы. Объясните постановку тире.

1) Ветер подул с юга — будет дождь (Горький). 2) Его глаза никогда не смотрят просто — они все высматривают да подсматривают (Тургенев). 3) Засыпая, вздрагивают вершины деревьев — на землю сыплются капли дождя (Горький). 4) Столыпин постоял-постоял, попробовал окликнуть друга, тронул за плечо — ответа не было (Антокольский). 5) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошел (Паустовский). 6) Пришло лето — он, сверх ожидания, остался в Петербурге (Достоевский). 7) Спесивому кланяться — он пуще чванится (пословица).

Читайте также: