Еще не тронутые увяданием георгины цвели под окном

Обновлено: 07.09.2024

Давайте вспомним! - Что такое причастие? - Что такое причастный оборот? - Как выделяется причастный оборот на письме?

Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всём была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом, уклюже Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразные дотёпа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу им утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ.

Работа в группах 1 гр. Выписать предложения, где есть противопоставление с союзом А. 2 гр. Выписать предложения, где есть причастные обороты. ( без союза А) 3 гр. Выписать предложения, где причастия с не пишутся слитно, обратив внимание на отсутствие причастного оборота и противопоставления с союзом А Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном. Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину. Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля. Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником, а покрытую травой. Река, не скованная льдом, пенилась и бушевала. Паутина на необлетевших ветках березы блестела на солнце. Тайга, не заваленная буреломом, а выстланная зеленым ковром, расстилалась перед нами. В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва. Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса.

Проверим 1 группа Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником, а покрытую травой. Тайга, не заваленная буреломом, а выстланная зеленым ковром, расстилалась перед нами. В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва.

2 группа Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном. Река, не скованная льдом, пенилась и бушевала. Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса. Проверим

3 группа Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину. Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля. Паутина на необлетевших ветках березы блестела на солнце. Проверим


Цифровой диктант: 1. (Не)правда; 2. (Не)вежда; 3. (Не)широкая, а узкая река; 4. (Не)прочитали книгу; 5. (Не)известный автор; 6. (Не)лепая история; 7. Вовсе (не) обыкновенный человек; 8. Отнюдь (не) красиво; 9. (Не)ответил на вопрос; 10. (Не)счастье.


Цифровой диктант: 1. Неправда; 2. Невежда; 3. Не широкая, а узкая река; 4. Не прочитали книгу; 5. Неизвестный автор; 6. Нелепая история; 7. Вовсе не обыкновенный человек; 8. Отнюдь не красиво; 9. Не ответил на вопрос; 10. Несчастье. + + - - + + - - - +


Не смолкавший ни на минуту дождь; не решённая, а списанная задача ; задание не выполнено; вовсе не расчищенные дорожки; непрекращающийся дождь; недоумевающий взгляд.


Тема урока: Слитное и раздельное написание Не с причастиями.


Цели урока: 1. Познакомиться с правилом написания НЕ с причастиями; 2. Научиться правильно писать НЕ с причастиями; 3. Повторить правописание не с существительными, прилагательными и глаголами


Употребляется ли слово без НЕ Не употребляется – пишу слитно Употребляется – смотрю: Краткое или полное Краткое – пишу раздельно Полное – смотрю: Раздельно: Слитно: 1. Есть противопоставление с союзом А Нет противопоставления с союзом А и зависимых 2.Есть зависимые слова слов.


Работа в парах: 1.Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном. 2.Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину. 3.Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля. 4.Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником, а покрытую травой. 5.Река, не скованная льдом, пенилась и бушевала. 7.Тайга, не заваленная буреломом, а выстланная зеленым ковром, расстилалась перед нами. 6.Паутина на необлетевших ветках блестела на солнце. 8.В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва. 9.Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса.


Спишите, раскрывая скобки. Распространите причастия зависимыми словами. Запишите по образцу. Образец Непрочитанная книга — прочитанная не мною книга


(не) выполненная работа — (не) опубликованный очерк — (не) греющее солнце — Проверить


Спишите, вставляя вместо звёздочек антонимы. Образец поднимающийся, Не а лифт. ( ) спускающийся *****


Не уменьшенные, а числа. Не собранные, а игрушки. Не удаляющийся, а поезд. Проверить ( ( ) ) ) ( ***** ***** *****


Цели урока: 1. Познакомиться с правилом написания НЕ с причастиями; 2. Научиться правильно писать НЕ с причастиями; 3. Повторить правописание не с существительными, прилагательными и глаголами

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

I. Организационный момент

В тетрадях учащиеся записывают число, классная работа, но тему пока не записывают.

II. Целевая установка

1. Слово учителя.

Как известно, слова, обозначающие такие признаки, которые создаются действием, в грамматике называются причастиями. На протяжении нескольких уроков мы работали с этой удивительной частью речи и уже немало знаем о ней.

- что такое причастие?

- что такое причастный оборот?

- как выделяется причастный оборот на письме?

2. Проверка домашнего задания: учащиеся читают предложения с причастными оборотами, выписанные из художественных текстов, называют причастие и обосновывают выбор, объясняют знаки препинания.

Введение в тему урока

3. Слово учителя.

А сейчас послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о чём пойдёт разговор на сегодняшнем уроке.

Чтение учителем стихотворения:

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразные дотёпа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу им утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

Дети формулируют тему урока.

- Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения С.Бондаренко: с исчезновением приставки НЕ- и частицы НЕ они избавились от сложной орфографической проблемы!

- Но мы не будем недоучками и недотёпами и сделаем всё по правилам, но сначала запишем тему урока в своих тетрадях.

На сегодняшнем уроке, работая с заданиями и делая выводы, мы будем с вами выстраивать алгоритм, который поможет нам разобраться в написании частицы НЕ и приставки НЕ с причастиями. Класс разбит на 3 группы.

Употребляется ли слово без НЕ

Не употребляется – пишу слитно

Ненавидящий ложь Употребляется – смотрю:

Полное или краткое

Если краткое – пишу раздельно Если полное – смотрю:

Книга не прочитана.

Раздельно: Слитно:

Есть ли противопоставление с союзом А Нет противопоставления с союзом

Не прочитанная, а просмотренная книга. А и зависимых слов.

Невыспавшийся ребёнок

2. Есть ли зависимые слова

Не выполненная вовремя работа.

Учащиеся делают выводы, учитель прикрепляет соответствующие пункты алгоритма к общей схеме.

А теперь попробуем найти причастия среди таких слов:

Не настный, не лепый, не годующий, не поседа, не вежа, не навидящий, не доумевать, не взлюбила.

Учащиеся называют причастия.

Что объединяет все эти слова? Почему они пишутся слитно?

Учащиеся вспоминают правило слитного написания изученных частей речи с НЕ: если слово не употребляется без НЕ, то оно пишется с НЕ слитно.

Вывод: Причастия, которые не употребляются без НЕ, пишутся слитно.

Выстраиваем алгоритм.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию загадку.

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.

Отгадка: Небо, звезды, месяц.

9. Вопросы классу:

В какой форме здесь причастия? Как они пишутся с НЕ?

Делаем вывод: Если причастие в краткой форме, то с НЕ оно пишется раздельно. Выстраиваем алгоритм.

10. Работа в группах.

Ребята, посмотрите на задание следующего слайда. Выполните его и сделайте вывод.

Задание для учащихся:

1 группа. Выписать предложения, где есть противопоставление с союзом А.

2 группа. Выписать предложения, где есть причастные обороты. ( без союза А)

3 группа. Выписать предложения, где причастия с не пишутся слитно, обратив внимание на отсутствие причастного оборота и противопоставления с союзом А.

Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.

Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.

Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля.

Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником, а покрытую травой.

Река, не скованная льдом, пенилась и бушевала.

Паутина на необлетевших ветках березы блестела на солнце.

Тайга, не заваленная буреломом, а выстланная зеленым ковром, расстилалась перед нами.

В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва.

Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса.

Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником, а покрытую травой.

Тайга, не заваленная буреломом, а выстланная зеленым ковром, расстилалась перед нами.

В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва.

Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.

Река, не скованная льдом, пенилась и бушевала.

Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса.

Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.

Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля.

Паутина на необлетевших ветках березы блестела на солнце.

Каждая группа делает вывод о написании НЕ с причастиями, дополняя алгоритм.

После работы с предложениями учитель выстраивает алгоритм написания НЕ с причастиями на доске. Все учащиеся получают листочек с алгоритмом.

12. Работа с учебником. Правило. Обратите внимание на то, что мы не открывали с вами учебник, хотя материал урока новый. Давайте откроем параграф 140 и посмотрим правило написания НЕ с причастиями. Учащийся читает вслух правило.

Вывод: Нет различий между алгоритмом и правилом, но алгоритмом пользоваться удобнее.

VIII .

А теперь, пользуясь алгоритмом, я предлагаю вам выполнить упражнение.

Работа у доски (один ученик у доски, остальные в тетрадях)

Задание: записать, раскрывая скобки и объясняя условия выбора написания.

Никем (не)узнанный портрет, ни с чем (не)сравнимый идеал, никого (не)удививший конфликт, гласные, (не)проверяемые ударением, (не)обжитый, а заброшенный край, (не)утомимый труженик, работа (не)выполнена, (не)опубликованный очерк, ответ (не)продуман, выступление, (не)состоявшееся на собрании, (не)замеченная ошибка, (не)доумевающий взгляд, (не)загрязнённый, а очищенный родник.

Вывод по теме урока делает учащийся: Обращаясь к алгоритму и правилу, объясняет условия написания НЕ с причастиями.

А теперь давайте перейдём за компьютеры и выполним тест по теме нашего урока.

Тестирование по материалам 1С: Репетитор.

Вы прекрасно поработали, а теперь

домашнее задание: параграф 140, алгоритм;

Упражнение 103.

Употребляется ли слово без НЕ

Не употребляется – пишу слитно

Ненавидящий ложь Употребляется – смотрю:

Полное или краткое

Если краткое – пишу раздельно Если полное – смотрю:

Книга не прочитана.

Раздельно: Слитно:

Есть ли противопоставление с союзом А Нет противопоставления с союзом

Не прочитанная, а просмотренная книга. А и зависимых слов.

Невыспавшийся ребёнок

2. Есть ли зависимые слова

Не выполненная вовремя работа.

Задание: записать, раскрывая скобки и объясняя условия выбора написания.

Никем (не)узнанный портрет, ни с чем (не)сравнимый идеал, никого (не)удививший конфликт, гласные, (не)проверяемые ударением, (не)обжитый, а заброшенный край, (не)утомимый труженик, работа (не)выполнена, (не)опубликованный очерк, ответ (не)продуман, выступление, (не)состоявшееся на собрании, (не)замеченная ошибка, (не)доумевающий взгляд, (не)загрязнённый, а очищенный родник.

Цели урока:

Сформировать у учащихся навык правописания НЕ с причастиями, выработав алгоритм написания НЕ с причастиями;

Закрепить сведения о причастиях, правописании НЕ с другими частями речи.

Продолжить формирование и закрепление пунктуационных навыков оформления причастных оборотов.

Развивать память, монологическую речь обучающихся.

Продолжить формирование навыков аналитической деятельности.

Совершенствовать умение работать в группах.

Воспитательная:

Формирование у обучающихся внимательного и бережного отношения к русскому языку.

Оборудование:

Раздаточный материал (алгоритм, карточки), мультимедийный проектор, экран, компьютеры, программа 1С: Репетитор.

русского языка

Подготовила Милованова О.Н.

Учитель русского языка и

литературы I кв. категории

МОУООШ п.Елецкий

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1004 человека из 81 региона


Курс повышения квалификации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 569 568 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.09.2016 1111
  • DOCX 109 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Милованова Оксана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Количество бюджетных мест в вузах по IT-программам вырастет до 160 тыс.

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Давайте вспомним! - Что такое причастие? - Что такое причастный оборот? - Как выделяется причастный оборот на письме?

Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всём была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом, уклюже Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразные дотёпа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу им утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ.

Работа в группах 1 гр. Выписать предложения, где есть противопоставление с союзом А. 2 гр. Выписать предложения, где есть причастные обороты. ( без союза А) 3 гр. Выписать предложения, где причастия с не пишутся слитно, обратив внимание на отсутствие причастного оборота и противопоставления с союзом А Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном. Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину. Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля. Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником, а покрытую травой. Река, не скованная льдом, пенилась и бушевала. Паутина на необлетевших ветках березы блестела на солнце. Тайга, не заваленная буреломом, а выстланная зеленым ковром, расстилалась перед нами. В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва. Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса.

Проверим 1 группа Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником, а покрытую травой. Тайга, не заваленная буреломом, а выстланная зеленым ковром, расстилалась перед нами. В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва.

2 группа Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном. Река, не скованная льдом, пенилась и бушевала. Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса. Проверим

3 группа Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину. Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля. Паутина на необлетевших ветках березы блестела на солнце. Проверим

Читайте также: