Фиалки волн и гиацинты пены цветут на взморье около камней троп

Обновлено: 26.07.2024

1. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

2. Тропы как изобразительно-выразительные средства языка (метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, олицетворение, ирония, аллегория, гипербола, литота, перифраза, эпитет).

3. Фигуры речи как изобразительно-выразительные средства языка (анафора, эпифора, инверсия, градация, антитеза, риторический вопрос, риторическое восклицание, умолчание, бессоюзие, синтаксический параллелизм, многосоюзие).

2. Выполните практические задания:

1. Укажите, какие образно-выразительные средства языка использованы С. Есениным в следующем стихотворении. Как они связаны с общей идеей произведения?

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришлось процвесть и умереть.

2. Допишите следующие фразы, используя прием градации.

Образец: Мои оппоненты называют это недостатками. Но это не просто недостатки, это даже не ошибки, это настоящее преступление.

1. Начальство говорит, что на это дело нужна значительная сумма. Эта сумма не просто значительна, она…, она… для нашего бюджета. 2. Они говорят, что к этому человеку надо принять меры. К нему не просто надо принять меры, его нужно…, его надо… 3. Она не просто симпатичная, она…, она просто… 4. Это не просто недостаток в работе, это…, это…, это, наконец, просто…! 5. Я не просто не люблю тексты современной поп-музыки, я их…, я их…, я их…, я их просто…!

3. Определите, какие тропы использованы в следующих текстах

1) И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой… 2) Фиалки волн и гиацинты пены цветут на взморье около камней… 3) И сейчас же в ответ что-то грянули струны, исступленно запели смычки… 4) Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой… 5) Просветы в небо, что оконца… 6) Красною кистью рябина зажглась…7) Багровый свет пробивается сквозь немую толщу времени. 8) И все не умолкает во мне война, клубится она во мне. 9) И серп поднебесный желтее, чем липовый мед… 10) Коромысло радуги над нею. 11) Перо его местию дышит…12) По пруду лебедем красным плавает тихий закат…

4. Прочитайте пословицы о языке. Объясните их смысл и определите, какие метафоры положены в основу пословиц.

1. Язык – стяг, дружину водит.

2. Язык поит и кормит, и спину порет.

3. Языком, что рычагом, дела двигаются.

4. Не пройми копьем, пройми языком.

5. Мал язык, да всем телом владеет.

6. Язык не стрела, а сердце ранит.

5. Подберите перифразы к следующим понятиям

Зима, ночь, хлеб, компьютер, солнце, вода, утро, дом, телевидение, луна, весна.

6. Постройте свое выступление

Нам вредит наша…

Но нам поможет наша…

Нам поможет наша…

Мы сделаем Россию великой страной!

Почему у нас за все надо платить?

Почему за все это мы должны платить? Ведь мы платим налоги и уже за все это заплатили государству. Государство должно не сокращать сферу бесплатных услуг, предоставляемых гражданам, а расширять ее.

6. Определите, в каких ситуациях используются в переносных значениях следующие имена собственные. Как называется этот стилистический прием?

Иван Грозный, Наполеон, Сусанин, Обломов, Чичиков, Петр Первый, Остап Бендер, Василий Теркин, Собакевич, Манилов.

fil.mish (Филологический мишка)

1. Категория образа принадлежит нескольким наукам: философии, психологии и литературоведению. Философия и психология определяют образ как отражение предметов, явлений окружающего мира в сознании человека. Информацию о внешнем мире мы получаем при помощи органов чувств (обоняние, зрение, слух, осязание, вкус), поэтому и при воссоздании какого-либо образа в нашем сознании мы также прибегаем к чувствительным характеристикам.
Там, где нет чувствительных признаков, нет образа.
При помощи воображения мы создаем образ, но это не тот художественный образ. Это образ обыденного мышления. Мы не замечаем, как он формируется в нашем сознании. Это лишь средство мысли и речи.
Художественные образы не только обладают способностью отражать действительность, но и начинают преображать ее, следовательно, формируют вторую художественную реальность.
В художественном образе заложен механизм катарсиса.
Объективное реальное. Органы чувств воспринимают конкретные, реальные предметы. Познание, освоение - первое начало; второе начало - субъективное, идеальное. Образ создается в сознании в зависимости от восприятия, в соответствии с духовным восприятием.
Мне нравитсясегодня в 19:13|Редактировать|Удалить|Ответить

fil.mish (Филологический мишка)

Конспект конспекта.
Художественный образ - это одно из средств отстранения.
Образы бывают простые и сложные.
ТРОПЫ - эпитет, сравнение, метафора, метонимия. ирония, оксюморон, гипербола —-и фигуры - повтор, анафора, эллипсис, инверсия, риторический вопрос.
Эпитет - слово, выражение, определение при слове для насыщенности, красочности. Матушка-Волга
Сравнение - похож на, как, словно, тв.п.
Метафора - замена одного слова другим, так сказать подразумевающееся сравнение. Фиалки волн и гиацинты пены Цветут на взморье около камней.
Аллегория - иносказание.. Орел - символ свободы
Метонимия - замена целого частью. Куда идешь, Шляпа.
Олицетворение - знобит деревья.
Катахреза - совмещение не контрастных несовместимых определений.Зеленый шум.
Оксюморон. Беспощадная жалость.
Ирония - употребление слов в противоположном значении. Бросал курить 30 раз
Каламбур - игра фонетическая и смысловая. Кто лев, тот и прав. Строится на омонимии.
Градация - усиление/убывание признака.
Литота - преуменьшение. Ваш шпиц не более наперстка.
Гротеск - сочетание ужасного и смешного. Обитатели Города глупова.
Перифраз - одно слово заменяется выражением. Черное золото - нефть.
Антитеза - противопоставление понятий. ученых много- умных мало.
ФИГУРЫ
Повтор-для усиления высказывания. ясней, ясней, ясней.
Анафора - Единоначатие
Эпифора - единоконечие
Стык - слово одной стоки вовторяется в начале другой. Дуют ветры, ветры буйные.
Кольцо - одинаковые первый и последний стих в строфе.
Эллипсис - опущение подлежащее, сказуемое или оба. Он стал ею, ворон-совой, волк-лисой.
Инверсия - обратный порядок слов.
Синтаксический параллелизм - одинаковое построение строк в строфе синтаксически.
Фигура умолчания - обрыв фразы (многодрочие)
Риторический вопрос - утверждение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Чернышенко Лариса Федоровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 г. Мегион

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

Осенней неги поцелуй горел в лесах… (Н. Гумилёв)

Боюсь, я завтра утром - мёртвой встану. (М. Цветаева)

Я обманывать себя не стану,

Залегла забота в сердце мглистом. (С. Есенин)

Так и мы, держа в руках Искусство, самоуверенно почитаем себя хозяевами его… (А. Солженицын)

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

Белилами румяню бледность. (М. Цветаева)

Глаза, как отблеск чистой серой стали, изящный лоб, белей восточных лилий… (Н. Гумилёв)

Ещё в предутренних сумерках человечества мы получили его [искусство ]… (А. Солженицын)

Это труднее, чем взять

тысячу тысяч Бастилий! (В. Маяковский)

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

Заря молитвенником красным пророчит благостную весть. (С. Есенин)

Роз алеет алый рот. (М. Кузмин)

Миллион казацких шапок высыпал на площадь.

Да и птицы здесь не живут, только хохлятся скорбно и глухо… (Н. Гумилёв)

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

Прости, Кавказ, что я о них

Тебе промолвил ненароком,

Ты научи мой русский стих

Кизиловым струиться соком. (С. Есенин)

В поддевке молодец бежит

Затылки в скобку, всюду бороды. (М. Кузмин)

В самом деле, три дома на вечер зовут. (А. Пушкин)

Это было, когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад. (А. Ахматова)

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

Голова до прелести пуста, оттого что сердце – слишком полно! (М. Цветаева)

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь… (А. Пушкин)

С деревьев ржавый лист валится. (Ф. Тютчев)

Тогда и свой голос подаст оттуда ближняя наша церковка. (А. Цветаева)

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин)

Я слёзы кротости пролью,

Я сердце к счастью приневолю.

Я земно кланяюсь ручью,

И бедной хижине, и полю. (Н. Гумилёв)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

Над городом – туман, туман.

Любви старинные туманы. (М. Цветаева)

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

Люблю тебя, Петра творенье… (А. Пушкин)

Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль… (М. Лермонтов)

Сердцу – ад и алтарь,

Сердцу – рай и позор. (М. Цветаева)

Фиалки волн и гиацинты пены

Цветут на взморье около камней. (М. Волошин)

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

Если нас вояка тот или иной захочет спровоцировать войной, - наш ответ: нет! (В. Маяковский)

В огне, жуками всех систем, жужжат автомобили.

Годами когда-нибудь в зале

Мне Брамса сыграют, - тоской

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А. Пушкин)

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

… сражён булатом, он спит в земле сырой.

В степи мирской, печальной

Таинственно пробились три

Я сразу смазал карту будня…

Тут лосю хорошо: у него страшная сила в длинной ноге… (М. Пришвин)

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

Не самозванка – я пришла домой… (М. Цветаева)

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)

… вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. Маяковский)

При адском грохоте и треске

До слёз Чайковский потрясал

Судьбой Паоло и Франчески. (Б. Пастернак)

1: 1В 2А 3Д 4Б

2: 1Г 2А 3Б 4Д

3: 1В 2Г 3Д 4Б

4: 1А 2Г 3Д 4Б

5: 1В 2А 3Б 4Д

6: 1Б 2Г 3В 4А

7: 1В 2Д 3Г 4А

8: 1Д 2Б 3Г 4А

9: 1Г 2А 3В 4Д

10: 1В 2А 3Б 4Д

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 569 251 материал в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.06.2017 5690
  • DOCX 19.2 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чернышенко Лариса Фёдоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Суздаль да Москва, не для тебя ли
По уделам землю собирали,
Да тугую золотом суму?
В сундуках приданое копили,
И тебя невестою растили
В расписном да тесном терему?

Не тебе ли на речных истоках
Плотник-Царь построил дом широко -
Окнами на пять земных морей?
Из невест красой да силой бранной
Не была ль ты самою желанной
Для заморских княжих сыновей?

Но тебе сыздетства были любы -
По лесам глубоких скитов срубы,
По степям кочевья без дорог,
Вольные раздолья да вериги,
Соловьиный посвист да острог.

Быть Царевной ты не захотела -
Уж такое подвернулось дело:
Враг шептал: развей да расточи,
Ты отдай казну свою богатым,
Власть - холопам, силу - супостатам,
Смердам - честь, изменникам - ключи.

Поддалась лихому подговору,
Отдалась разбойнику и вору,
Подожгла посады и хлеба,
Разорила древние жилища,
И пошла поруганной и нищей,
И рабой последнего раба.

Я ль в тебя посмею бросить камень?
Осужу ль страстной и буйный пламень?
В грязь лицом тебе ль не поклонюсь,
След босой ноги благословляя, -
Ты - бездомная, гулящая, хмельная,
Во Христе юродивая Русь!

*****
This poem was translated by Yani Sit

The Holy Russia!

переводчик Яни Сит - Yanina Sitnyakovskaya

Suzdal' and Moscow, is this for you,
In appanages the land collected was,
And tight, stretched, full bags also?
In trunks and chests the dowry was kept,
And were you raised like a Bride -
In painted and crowded tower-chamber?

Is this for you on river sources
The Carpenter-King build house, very wide,
With windows, like five Earth seas?
Was this you the most powerful and strong
From all the Brides in the world
And, also, desireble and unique
. for overseas suns?

With you from childhood have been in love
The forest's wood for feellind or timber;
And, by the steppes, we saw the camps
. of nomads without the roads.
Free of expanses life and chains; -
We heard the nightgale's whistling songs,
And, also, - fish-spears and harpoons.

To be Princess you didn't want at all -
An opportunity had tured up
. at the right moment:
And enemies were whispering:
"You squander. waste, dissipate,
And give all treasuries
. to rich and wealthy people,
Give power to the poor and toady,
But all the strength and force -
. must be belonged to supostats;
Give keys - to traitors!"

You gave yourself to instigation,
And gave yourself to robber, thief;
You burned all the planting fields of rye.
You had destroied the ancient dwellings;
And after that - you made yourself
. the desecrated beggar, mendicant, -
The slave of the last from slaves.

Would I ever try
. to throw a stone in your heart?
Or would I ever judge the turbulent and wild
. fire of yours?
In dirt my face? I will worship forever you!
My every step by bare foot is
. for your blessing!
You are my homeless
. and free, loose, intoxicating,
Gog's fool, yurodivy my Russia!
*
March 31 - 2008
.

Мы заблудились в этом свете.
Мы в подземельях темных. Мы
Один к другому, точно дети,
Прижались робко в безднах тьмы.

По мертвым рекам всплески весел;
Орфей родную тень зовет.
И кто-то нас друг к другу бросил,
И кто-то снова оторвет.

Бессильна скорбь. Беззвучны крики.
Рука горит еще в руке.
И влажный камень вдалеке
Лепечет имя Эвридики.

Фиалки волн и гиацинты

Фиалки волн и гиацинты пены
Цветут на взморье около камней.
Цветами пахнет соль.
Один из дней,
Когда не жаждет сердце перемены
И не торопит преходящий миг,
Но пьет так жадно златокудрый лик
Янтарных солнц, просвеченный сквозь просинь.
Такие дни под старость дарит осень.

Обманите меня. но совсем, навсегда.
Чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда.
Чтоб поверить обману свободно, без дум,
Чтоб за кем-то идти в темноте наобум.
И не знать, кто пришел, кто глаза завязал,
Кто ведет лабиринтом неведомых зал,
Чье дыханье порою горит на щеке,
Кто сжимает мне руку так крепко в руке.
А очнувшись, увидеть лишь ночь и туман.
Обманите и сами поверьте в обман.

Максимилиан Александрович Волошин
.

Пурпурный лист на дне бассейна
Сквозит в воде, и день погас.
Я полюбил благоговейно
Текучий мрак печальных глаз.

Твоя душа таит печали
Пурпурных снов и горьких лет.
Ты отошла в глухие дали,-
Мне не идти тебе вослед.

Не преступлю и не нарушу,
Не разомкну условный круг.
К земным огням слепую душу
Не изведу для новых мук.

Мне не дано понять, измерить
Твоей тоски, но не предам -
И буду ждать, и буду верить
Тобой не сказанным словам.


1910 Максимилиан Александрович Волошин
.

Теперь я мертв. Я стал строками книги
В твоих руках.
И сняты с плеч твоих любви вериги,
Но жгуч мой прах.
Меня отныне можно в час тревоги
Перелистать,
Но сохранят всегда твои дороги
Мою печать.
Похоронил я сам себя в гробницы
Стихов моих,
Но вслушайся - ты слышишь пенье птицы?
Он жив - мой стих!
Не отходи смущенной Магдалиной -
Мой гроб не пуст.
Коснись единый раз на миг единый
Устами уст.

1910 Максимилиан Александрович Волошин
.

То в виде девочки.

То в виде девочки, то в образе старушки,
То грустной, то смеясь - ко мне стучалась ты:
То требуя стихов, то ласки, то игрушки
И мне даря взамен и нежность, и цветы.

То горько плакала, уткнувшись мне в колени,
То змейкой тонкою плясала на коврах.
Я знаю детских глаз мучительные тени
И запах ладана в душистых волосах.

Огонь какой мечты в тебе горит бесплодно?
Лампада ль тайная? Смиренная свеча ль?
Ах, все великое, земное безысходно.
Нет в мире радости светлее, чем печаль!

Максимилиан Александрович Волошин
.

По ночам, когда в тумане
Звезды в небе время ткут,
Я ловлю разрывы ткани
В вечном кружеве минут.

Я ловлю в мгновенья эти,
Как свивается покров
Со всего, что в формах, в цвете,
Со всего, что в звуке слов.

Да, я помню мир иной -
Полустертый, непохожий,
В вашем мире я - прохожий,
Близкий всем, всему чужой.
Ряд случайных сочетаний
Мировых путей и сил
В этот мир замкнутых граней
Влил меня и воплотил.

Как ядро к ноге прикован
Шар земной. Свершая путь,
Я не смею, зачарован,
Вниз на звезды заглянуть.
Что одни зовут звериным,
Что одни зовут людским -
Мне, который был единым,
Стать отдельным и мужским!

Вечность с жгучей пустотою
Неразгаданных чудес
Скрыта близкой синевою
Примиряющих небес.
Мне так радостно и ново
Все обычное для вас -
Я люблю обманность слова
И прозрачность ваших глаз.
Ваши детские понятья
Смерти, зла, любви, грехов -
Мир души, одетый в платье
Из священных, лживых слов.
Гармонично и поблёкло
В них мерцает мир вещей,
Как узорчатые стекла
В мгле готических церквей.
В вечных поисках истоков
Я люблю в себе следить
Жутких мыслей и пороков
Нас связующую нить.

Когда ж уйду я в вечность снова?
И мне раскроется она,
Так ослепительно ясна
Так беспощадна, так сурова
И звездным ужасом полна!

1903 Максимилиан Александрович Волошин
.

О, как чутко, о, как звонко.

О, как чутко, о, как звонко
Здесь шаги мои звучат!
Легкой поступью ребенка
Я вхожу в знакомый сад.
Слышишь, сказки шелестят?
После долгих лет скитанья
Нити темного познанья
Привели меня назад.

1903 или 1904 Максимилиан Александрович Волошин
.

Маргарите Васильевне Сабашниковой

Я ждал страданья столько лет
Всей цельностью несознанного счастья.
И боль пришла, как тихий синий свет,
И обвилась вкруг сердца, как запястье.

Желанный луч с собой принес
Такие жгучие, мучительные ласки.
Сквозь влажную лучистость слез
По миру разлились невиданные краски.

И сердце стало из стекла,
И в нем так тонко пела рана:
"О, боль, когда бы ни пришла,
Всегда приходит слишком рано".

Максимилиан Александрович Волошин
.

В эту ночь я буду.

В эту ночь я буду лампадой
В нежных твоих руках.
Не разбей, не дыши, не падай
На каменных ступенях.

Неси меня осторожней
Сквозь мрак твоего дворца,-
Станут биться тревожней,
Глуше наши сердца.

В пещере твоих ладоней -
Маленький огонек -
Я буду пылать иконней.
Не ты ли меня зажег?


До 8 июля 1914 Максимилиан Александрович Волошин
>>>>>>>>>>>>>>

Читать стих поэта Максимилиан Волошин — Фиалки волн и гиацинты пены на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Читайте также: