Герой которого хранит на память высохший цветок гераниума

Обновлено: 18.09.2024

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — "строительное искусство"). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову "архитектура". Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. "Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. "

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман "Рудин", начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа "Рудин" состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа "лишних людей", их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: ". Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали".

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая "образ и давление времени", он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, "было будущее России", на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность "быть передавателями цивилизации народу". Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, "лишними людьми".

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность "лишних людей". Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей "лишними" в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: "Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. "

В "Рудине" наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа "Рудин", — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле "Рудина".

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи "о значении просвещения и науки, об университетах. ". С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика "Современника" видела в "Рудине" новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: "При многих недостатках "Рудина" в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя".

В повести И. С . Тургенева нашли отражение многие философские темы: честности, порядочности, ответственности,смысла жизни, формирования личности, - которые разворачиваются на фоне истории несостоявшейся любви. Центральный образ героини, Аси, станет ярким представителем социально-психологического типа "тургеневская девушка".

Главные герои

  • Рассказчик Н.Н. - молодой человек, 25 лет, путешественник
  • Гагин - отставной гвардейский офицер, молодой человек 24 лет
  • Ася (Анна) - сестра Гагина по отцу, находящаяся на полном попечении брата, молодая девушка 17 лет

Другие персонажи

  • Старик, направивший Н.Н. на коммерш
  • Хозяйка дома, где остановились Гагин и Ася
  • Фрау Луизе - пожилая немка, вдова бывшего бургомистра города, у нее часто гостит Ася
  • Перевозчики через реку Рейн
  • Ганхен - служанка в трактире

Краткое содержание

Действие происходит летом в Германии, на берегу Рейна, в городке З. и городке Л., находящемся на противоположной стороне реки

Глава I

Повествование ведется от лица господина Н.Н., уже не молодого человека. Рассказ носит характер воспоминаний. Герой переносится на 20 лет назад, когда он, будучи молодым, решает посмотреть на мир божий , путешествовать без всякой цели. Как говорит сам Н.Н. о себе: Меня занимали исключительно люди… лица, живые человеческие лица… — вот без чего я обойтись не мог.

Глава II

Оказываясь на коммерше, который проходил перед небольшой гостиницей под вывескою Солнца , герой испытывает необыкновенное чувство радости, кипение жизни юной, свежей, этот порыв вперед , хочет присоединиться к студентам, но останавливается. Знакомится с Гагиным и Асей, такими же отдыхающими, как и он. Отмечает при этом … милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами лицо. Гагина. В Асе же замечает … что-то свое, особенное. Она нисколько не походила на брата .

Брат и сестра приглашают Н.Н. к себе на ужин в домик, расположенный на горе, откуда открывается прекрасный вид на Рейн.

За ужином Н.Н. продолжает свои наблюдения за Асей, отмечая ее переменчивый, подвижный характер. Герои сближаются за этот вечер и расстаются поздно ночью совершенными друзьями.

Глава III

На следующее утро Н.Н. просыпается от того, что к нему в гости пришел Гагин, предлагающий пойти посмотреть его этюды. Как оказалось, он хотел посвятить себя живописи, в его работах … было много жизни и правды, что-то свободное и широкое. , но ни один из этюдов не был окончен. А наш рассказчик, в свою очередь, повествует Гагину историю своей неудавшейся любви. Асю дома друзья не застают и отправляются на ее поиски.

Глава IV

Герой не понимает Асю, но любуется ее ловкостью и легкостью. И видит … самое изменчивое лицо. в мире. То оно печальное и задумчивое, то расплывающееся в дерзкой улыбке. Она для героя загадка, и Н.Н. не понимает, приятная ли тайна там сокрыта. Во всяком случае, поведение Аси необычно: идя домой, она сломала длинную ветку, положила себе на плечо, как ружье, и совсем не подобающе даме, замаршировала домой. Пообедав с мужчинами, Ася отправляется в гости к фрау Луизе.

Наговорившись вдоволь, Гагин и Н.Н. собираются прогуляться и заодно найти Асю. Подойдя к дому фрау Луизе, они зовут Асю, та, высунувшись из окна, бросает ветку гераниума Гагину, затем просит отдать ее Н.Н. С этого момента рассказчик понимает, что его мысли полностью занимает эта девушка. И еще один вопрос его мучает:

Главы V-VII

На следующее утро Н.Н. снова у Гагина, но, прежде всего, его интересует, как будет вести себя Ася. Герой застает ее за шитьем на пяльцах и отмечает простоту образа. Но она не настроена на общение. Молодые люди уходят рисовать этюды с натуры. И, как чувствует Н.Н., … день прошел в трезвых ощущениях .

2 недели герой ежедневно бывает у Гагиных, наблюдает за Асей, которая кажется ему смущенной и огорченной , но удивительное открытие: она совершенно не похожа на барышню, во всем она была неспокойна.

После этого случая Н.Н. отправляется пешком в горы на 3 дня, не желает видеться с Гагиным. Дома он находит записку от своего друга и отправляется снова к нему на встречу.

Глава VIII

При встрече Гагин рассказывает историю Аси. Отец Гагина один воспитывал мальчика, так как мать рано умерла. Гагина впоследствии забирает к себе в Петербург дядя. А отец начинает отношения с горничной Татьяной, на которой даже хотел жениться. От нее и родилась Ася. Татьяна умирает и Ася с 10 лет воспитывается у отца, который ее балует. Но приходит и его черед умирать. И опека над Асей выпадает на долю Гагина. Он говорит о сестре:

Страстно привязывается к брату. Гагин забирает ее в Петербург, помещает в пансион, где она живет и учится 4 года. После этого герой выходит в отставку, забирает сестру и отправляется с ней путешествовать.

После гагинского рассказа Н.Н. испытал сладость в сердце . И с ощущением легкости он сопровождает Гагина домой.

Главы IX-XIII

Друзья застают Асю дома, бледную и молчаливую. Н.Н. и Ася отправляются на прогулку по винограднику, слышат во время разговора звуки песни, то был молитвенный напев, богомольцы шли на службу. И Ася успокаивается, становится кроткой. Если бы мы с вами были птицами, как бы мы взвились, полетели. .

Насладившись прогулкой, Н.Н. и Ася возвращаются домой и под звуки Ланнера танцуют вальс. Этот танец наш герой долго не забудет. Н.Н. чувствует, что

Он не называет еще это чувство любовью, но Ася занимает все его мысли.

На следующий день рассказчик застает Асю печальной, что снова озадачило Н.Н., она пожимает ему руку и он ощущает жар, исходящий от этой хрупкой девушки: она влюблена в него. Но разговора не получается.

Гуляя на следующий день по городу, герой получает через мальчика записку, в которой Ася назначает ему встречу в каменной часовне у развалин.

Глава XIV-XVI

Н.Н., находясь в размышлениях, приходит домой, где застает Гагина, который в отчаянии, он просит честно объясниться со своей сестрой. Герой понимает, что жениться на 17-летней девочке он не может, но на встречу с ней все же отправляется. Ася передает записку о перемене места свидания, теперь оно назначено у фрау Луизе через полтора часа.

Ася встретила рассказчика молчаливо, в ней

Сердце Н.Н. растаяло. Он обнимает героиню, но

Он скажет Асе, что им необходимо расстаться, она же, зарыдав, убегает.

Глава XVII-XX

Герой, чувствуя досаду, отправляется к дому, где жила Ася, там он находит только Гагина, и они вместе идут искать девушку. Во время поисков Н.Н. начинает чувствовать раскаяние, сожаление и любовь к Асе, но не находит девушку нигде. Возвращается к дому Гагина, тот успокаивает героя, что Ася вернулась, но предпочитает никого не принимать и отдыхает. Н.Н., окрыленный возможностью будущего счастья, отправляется к себе домой с тем, чтобы назавтра сделать предложение Асе.

Глава XXI-XXII

На следующее утро влюбленный Н.Н. обнаруживает, что Гагин и Ася уехали. Получает через служанку письмо, в котором друг просит не искать их, понимает, что Н.Н. не может жениться на Асе и сожалеет, что их знакомство так закончилось. Н.Н. отправляется на поиски Аси. По пути забегает к фрау Луизе. Та передает записку от Аси:

Н.Н. узнает примерный маршрут Гагина и Аси, пытается их догнать, в Лондоне розыски прекращает: отказывается от надежды их найти. Больше он никогда не увидит Аси. Впрочем, недолго рассказчик грустит о ней. Но

Герой доживает свои годы одиноким человеком и хранит, … как святыню, записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который (она) некогда бросила мне из окна .

На моем столе стоят цветы. Гвоздики… Они давным-давно засохли… Но… Они мне очень дороги… Это-последние цветы от моей мамы… Это-последний подарок от мамы… 20 декабря 2020 года у меня было День рождения и моя мама подарила мне эти цветы…

На моем столе стоят цветы. Гвоздики. Они давным-давно засохли, а та рука, рука моей мамы, которая мне их подарила, вот уже две недели как лежит в могиле…

На моем столе стоят цветы. Гвоздики… Они давным-давно засохли, но они мне очень дороги, ведь совсем еще недавно к этим цветам прикасалась рука моей мамы.

На моем столе стоят цветы… Гвоздики… Такие блеклые, понурые, засохшие… Но я их не хочу выбрасывать. Цветы есть, а мамы нет.

Теперь моя мама никогда, никогда, никогда не подарит мне цветы. Разве что во сне.

И у меня уже больше никогда, никогда, никогда, никогда не будет мамы.

На моем столе стоят цветы.

7 февраля 2021 год
г. Красноярск

Мы уходим навсегда,
Не вернёмся никогда,
Что же наша жизнь тогда,
Да не более чем трава.

Цените миг земного бытия,
В случайности, а может нет,
Проявлена вашей жизни линия,
И данный вам судьбой сюжет.

Всё тленно в этом мире,
А память дорогие лица хранит.
Без них нет уюта в квартире,
Пропал тот волшебный магнит.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Красивые платья для мамы и дочки

Красивые платья для мамы и дочки

Красивые платья для мамы и дочки запись закреплена

"И я не увидел их более – я не увидел Аси. Темные слухи доходили до меня о ней, но она навсегда для меня исчезла. Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какою я знавал ее в лучшую пору моей жизни, какою я ее видел в последний раз, наклоненной на спинку низкого деревянного стула. Я знавал других женщин, – но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издает слабый запах "

Платье получилось очень женственным , а его обладательница - самой настоящей "тургеневской девушкой": нежной и романтичной, светлой и открытой миру.

Читайте также: