Гранатовый браслет описание цветов

Обновлено: 15.09.2024

Значение гранатового браслета в повести. Символика в повести «Гранатовый браслет

Александр Иванович Куприн – один из самых талантливых русских писателей. К творчеству этого автор очень неоднозначное отношение, поскольку многие темы он воспринимал по-особому, совсем не так, как другие. У Куприна было свое уникальное восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и не многие счастливчики могут испытать эту любовь. Я думаю, что Куприн в некоторой степени был идеалистом и романтиком, так как он считал, что человек должен жить в полной смысле этого слова: любить – значит любить самоотверженно, не жалея себя, ненавидеть – значит ненавидеть сильно, непримиримо; восклицать – значит восхищаться искренне, от всей души. На мой взгляд, самым ярким произведением о любви, которое еще раз подтверждает именно такое мировосприятие писателя, является “Гранатовый браслет”. В этом произведении рассказывается о жертвенной любви маленького человека, который очень счастлив до последних своих дней, что была возможность так любить. Любовь в произведении Куприна очень яркая, идеальная. Здесь есть много образов-символов, несущих идейный смысл рассказа. Я думаю, очень символичен в произведении образ княгини Веры Николаевны. Это независимая, спокойная, холодная красавица: “…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах”. Эта женщина становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей любви. Особое значение имеет образ “тучного, высокого, серебряного старца” – генерала Аносова. Именно этот человек заставляет Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Именно этому герою принадлежат пророческие слова: “…Может быть, твой жизненны путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, с которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”. Я думаю, Аносов – символ мудрого старшего поколения. Символична так же и сам гранатовый браслет: “Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, …, каждый величиной с горошину”. Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам, она противостоит всем устоям общества, даже смерть неспособна успокоить человека. Вера Николаевна, к сожалению, очень поздно поняла, как сильно это чувство. Она мучается от своей “слепоты”. Желтков принимает свое чувство как божий дар: “Не виноват, Вера Николаевна, что богу угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам”. Он винит свою судьбу за все испытания, которые выпали на его долю. Желтков любит безнадежно, жертвенно, ничего не требуя взамен. Даже уходит он из жизни с великой любовью в сердце, со словами, которые становятся ключевыми в произведении: “Да святится имя Твое!” Вере Николаевне остается от этой любви гранатовый браслет и… память. Ей очень тяжело осознавать, что она не увидела, не почувствовала такой любви намного раньше. “Гранатовый браслет” – прекрасный рассказ о великой неразделенной любви, которая “повторяется только один раз в тысячу лет”. Особое впечатление произвел на меня образ самого Желткова. Я думаю, что он – необычный, искренний человек, который так же символичен, поскольку таких людей очень редко можно встретить в жизни. Но все же считаю, что этот герой в большей степени идеал, чем реальный герой, ибо любить настолько сильно могут только исключительные личности.

Другие сочинения:

2)Футляр с серьгами из грушевидных жемчужин: жемчуг считается самой несчастливой драгоценностью, это — слезы ангелов, к тому же грушевидной формы — формы капли, слезы.

5)Генерал Аносов настоящий, не фальшивый, как остальные гости, живой, нравственный, по-детски чистый, всеми обожаемый, романтичный человек. Верящий в любовь.

6)Число гостей — тринадцать — мистическое, тревожное число, предвестник беды.

11)Красная роза — символ любви, несчастливой и безнадежной, глубокой, но не имеющей развития в будущем.

Населенный пункт: Забайкальский край, город Чита

Художественный мир, созданный словом, представляет собой многомерную модель, выстроенную на системе знаков и символов. Символ делает текст объёмным, он обладает свойством в лаконичной форме выражать суть, глубинный смысл переживаемых человеком и человечеством событий. За каждым конкретным символом тянется цепочка ассоциаций, универсальных и индивидуальных, позволяющих внимательному читателю интерпретировать произведение литературы, находить в нем новые смыслы в рамках устоявшейся знаковой системы русской культуры.

Загадочный подарок, который главная героиня получает в день своих именин и на который автор обращает внимание уже в названии повести, является своеобразным кодом к пониманию текста.

Символизм этого подарка слишком очевиден, но почему не рассматривать в этом ключе все остальные детали и всех персонажей повести?

Символично имя главной героини – Вера. Символична дата — 17 сентября по старому стилю, день памяти мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, день именин Веры. Символичны подарки, которые дарят Вере.

Сестра дарит Вере старинный молитвенник, переделанный в записную книжку. Он под стать самой Вере: изысканный, в переплёте удивительной тонкости и красоты, но лишенный духовного содержания. Молитвенник для Веры пуст. Символика звучит в каждом слове.

И только один человек, по-отечески относящийся к Вере и Анне русский генерал Аносов, хранит предание о любви. В этом образе символически воплощена мысль о миссии русского народа сохранить и передать миру знание об истинной любви.

Одну большую красную розу приносит Вера покойному Желткову, и в этом подарке, который она кладёт почему-то под шею умершему, звучат те же мотивы любви и страдания, что и в кроваво-красном гранате. Не любви к нему, Желткову, но любви как новому для Веры состоянию, самой способности любить.

  1. Куприн А.И. Гранатовый браслет: повести и рассказы. – М. : Дет. Лит., 2010.
  2. Камедина Л.В. Текст в диалоге с читателем: учебное пособие – Чита. : Забайкал.гос.-гум. пед. ун-т., 2009.
  3. Наделяева О.Е. Знаковая система русской культуры: сборник материалов к спецкурсу. – Чита: ЧИПКРО, 2007.

Александр Иванович Куприн – один из самых талантливых русских писателей. К творчеству этого автор очень неоднозначное отношение, поскольку многие темы он воспринимал по-особому, совсем не так, как другие. У Куприна было свое уникальное восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и не многие счастливчики могут испытать эту любовь.

Я думаю, что Куприн в некоторой степени был идеалистом и романтиком, так как он считал, что человек должен жить в полной смысле этого слова: любить – значит любить самоотверженно, не жалея себя, ненавидеть – значит ненавидеть сильно, непримиримо; восхищаться – значит восхищаться искренне, от всей души.

Особое впечатление произвел на меня образ самого Желткова. Я думаю, что он – необычный, искренний человек, который так же символичен, поскольку таких людей очень редко можно встретить в жизни. Но все же считаю, что этот герой в большей степени идеал, чем реальный герой, ибо любить настолько сильно могут только исключительные личности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО) Нургалиева Алма Игнатьевна

Предмет: литература: литература Класс: 11 Б

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период. Схема урока является примерной, т.к. его структура зависит от специфики учебной деятельности по освоению определенного типа содержания образования )

1. Организационный момент, включающий:

• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть
сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему
урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Презентация о розе…

Сайт: Все презентации по теме ‘Русский язык’Все о самом знаменитом цветке на земле, о Розе! Цветок любви и счастья.

Автор(-ы): А. Красновский Размер: 1.66 Mb

Слово учителя о символе

2.Вопрос к классу:

3. Подведение итогов обсуждения темы и целей урока.

2. Изучение нового учебного материала (Система заданий)Данный этап предполагает:

постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования ( стимулирования ) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала ;

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

I . Групповая работа (поисковая и творческая деятельность учащихся)

Проведение наблюдений, построение логических рассуждений, поисковое чтение, умозаключение, вывод.

3гр. Чем отличается последнее упоминание о розе в рассказе от предыдущих? Какую роль здесь играет символика цвета? Найдите другие детали, с которыми можно соотнести розу. Какие смысловые оттенки приобретает образ розы благодаря такому сочетанию? Дайте ваше объяснение упоминанию автором розы именно во II, VII и XII главах. (сопоставительный анализ, метод символического видения предмета)

4гр. Почему Желтков просит повесить браслет на икону матки боски?

Проследите связь между деталями: улица Лютеранская – изображение матки боски в католическом храме. Почему в католическом?

II. Рефлексия.

1гр.- Впервые о розах Куприн упоминает в экспозиционной части повествования. В зарисовке предосеннего увядания сада им отведена едва ли не центральная роль: ". розовые кусты еще давали - в третий раз за это лето - бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся". Не раз отмечалось, что Куприн реалистически правдив и одновременно поэтичен в деталях. Трудно отследить, как, в какой именно момент наблюдательность натуралиста оборачивается художественной метафорой, но тем не менее мы не сомневаемся: измельчавшие розы как-то связаны с душевным миром княгини Веры, срезающей в эту минуту в осеннем саду цветы к именинному столу: у княгини Веры "прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы".
Позднее, уже к концу вечера, обнаружится, что срезала в саду Вера именно розы, хотя там "пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры".

2гр. - "Княгиня Вера вдевает в петлицу пальто генерала Аносова две маленькие розы. Один цветок розовый, другой карминный, то есть ярко-красный, один - Вера, другой - Анна. Анна страстная по своей натуре. Хотя она и не обладает аристократической красотой своей сестры, тем не менее ее "грациозная некрасивость" привлекает мужчин. Она охотно предается флирту, любит азартные игры, посещает места с сомнительной репутацией, но в то же время никогда не изменяет мужу, отличается искренней набожностью. Красная роза - символ страстей людских и одновременно страстей (страданий) Христовых. В Анне есть и то, и другое". Вера ("розовый цветок") более нежная, утонченная, более спокойная и холодная, "в мать, красавицу-англичанку". Сестры такие же разные, как эти две розы, вдетые в петлицу пальто Аносова в знак любви и привязанности".

Среди мини-новелл, составляющих воспоминания старика Аносова, есть одна, занимающая особое место. В том же Букаресте, по его словам, произошел "трогательный случай": молодой офицер "пламенно и бесповоротно" влюбился в "прехорошенькую болгарочку", хозяйку дома, где он остановился на постой. Романтично и простодушно повествует старик о том, как "взгляды встретились", "пробежала искра", как состоялось "объяснение без слов":
"Однажды, во время танцев, вечером, при освещении месяца, я вошел в сенцы, куда скрылась и моя болгарочка. Увидев меня, она стала притворяться, что перебирает сухие лепестки роз, которые, надо сказать, тамошние жители собирают целыми мешками. Но я обнял ее, прижал к своему сердцу и несколько раз поцеловал.
С тех пор, каждый раз, когда являлась луна на небе со звездами, спешил я к возлюбленной моей и все денные заботы на время забывал с нею. Когда же последовал наш поход из тех мест, мы дали друг другу клятву в вечной взаимной любви и простились навсегда".

- В этой картине сухие лепестки роз лишь маленькая деталь, но ее психологическая мотивировка многопланова. Здесь и замешательство, неловкость, и нетерпение, и некий элемент обыденности ("тамошние жители собирают целыми мешками"), и, конечно, искренность чувств, их подлинность.

3гр.- До самой развязки сюжета роза находится на периферии повествования. В этой детали нет ничего навязчивого, нарочитого, а напротив, есть достоверность, естественность и некий, возможно неочевидный, подтекст. Впрочем, он становится явным в финальном эпизоде посещения княгиней Верой квартиры Желткова и ее прощания с покойным. Все предшествующие сцены с упоминанием розы выстраиваются в единую смысловую цепочку, как только мы читаем: ". Вера . вынула из бокового кармана кофточки большую красную розу, подняла немного вверх левой рукой голову трупа, а правой положила ему под шею цветок". Именно "в эту секунду" она поняла, "что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее".

Символичность красной розы, положенной в гроб, отчетливо просматривается в контекстуальных связях с другими деталями, упомянутыми в рассказе в связи с традиционной символикой розы как идеала совершенства. Прощальный подарок Веры - это и благодарность, и обещание вечной памяти, но и символ крови, страданий. Здесь роза вступает в диалог с деталями из другого ряда: "Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю его человеческую жизнь. Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона".

4гр. - "Насколько известно, католики почитают Богоматерь наравне с Христом. Одна из самых красивых и известных католических молитв "Аве, Мария" посвящена ей. Можно вспомнить также прекрасные изображения Мадонны на картинах Рафаэля.
То, что возлюбленную в "Гранатовом браслете" зовут Вера, тоже символично. Слова религия и вера - синонимы. Любовь Желткова к Вере по сути своей религиозная. Об этом говорят и слова, которые слышатся Вере в бетховенской "Аппассионате": "Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя твое". Герой ставит земную женщину на место Богоматери. Он любит по-рыцарски: безответно, не зная "ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия".

I . Подача системы заданий

1.Организация групповой формы деятельности учащихся.

Цель:Какую роль играет художественная деталь(роза) в рассказе?

2.Распределение заданий по уровню сложности между учащимися

3.Сотрудничество с группами, направление учебно- познавательной деятельности учащихся

Из всей этой группы доминирующих цветов хотелось бы особо выделить красный и зеленый. Эти два цвета не только чаще остальных встречаются в произведениях А.И. Куприна – автор наделяет их неким мистическим звучанием и содержанием, выделяет из общей массы, делает ярким пятном.

Безусловно, красный и зеленый цвета в произведениях Александра Ивановича Куприна играют особую роль, несут на себе большую эмоционально-смысловую нагрузку. При помощи этих цветов автор раскрывает силу испытываемых героями чувств, их характеры, готовит читателей к предстоящим событиям.

Доминирующая цветовая гамма

Доминирующий цвет Основная символика Частота употребления в текстах
Красный любовь, страсть, опасность, смерть более 70 раз
Белый чистота, нежность, болезнь более 100 раз
Черный роскошь, тревога, опасность
Золотой/серебряный богатство более 80 раз
Зеленый яркость, неповторимость, редкость

Но, кроме перечисленных выше доминирующих цветов, в цветовой палитре писателя есть и другие, не менее интересные и важные для проникновения в ткань художественного произведения.

Таблица 2.

Редко встречающиеся цвета

Достаточно интересным является исследование цветописи как одного из художественных приемов выразительности, используемых А.И.Куприным для раскрытия образов героев.

Вера получила в подарок браслет в красном футляре. Дутый золотой браслет овальной формы с пятью красными гранатами и одним зеленым камнем покоился на черном бархате. Именно зеленому гранату, который считался редким, и приписывались Желтковым чудесные свойства. Браслет был дутый и очень толстый, из низкопробного золота. Наружная его сторона была усыпана мелкими плохо отшлифованными гранатами. Главной его ценностью были камни, что расположены по центру. Это были отборные гранаты-кабошоны в количестве пяти штук, алого цвета. Гранаты были крупными - каждый размером с горошину. В самой середине был небольшой зеленый камень - гранат редкого сорта.

Желтков подарил Вере золотой браслет, а сам родовой браслет, который носили его предки по женской линии, был серебряным. Читателю понятно, что от самого старинного браслета были подарены лишь камни, а сама подаренная драгоценность, оправа, была заказана Желтковым для Веры индивидуально, чтобы девушка была единственной обладательницей браслета. Господин Желтков сообщил Вере, что она может не сомневаться в том, что кто-либо до нее надевал этот браслет.

На Веру браслет произвел впечатление - она любовалась им, поднося браслет к электрической лампочки. Когда свет искусственного освещения попадал на гранаты, то яйцевидная поверхность граната загоралась алыми огнями. Вся ценность этого браслета была именно в уникальных камнях, которые своим блеском завораживали Веру.

2 вариант

Именно с получения Верой Николаевной гранатового браслета, лежащего в красном футляре на бархатной подкладке черного цвета, начинают разворачиваться трагические события в произведении.

Александр Иванович Куприн очень подробно описывает украшение, подаренное княгине Шеиной бедным телеграфистом Желтковым.

Браслет был из золота низкой пробы, толстый и дутый. Снаружи его покрывали небольшие старинные, плохо отшлифованные гранаты. В центре украшения возвышался зеленый, очень редкий гранат, который окружали пять гранатов красного цвета с размером в горошину. Под светом электрической лампы камни загорались прелестными, густо-красными живыми огоньками.

Телеграфист Желтков уточняет, что для такого подарка, он пожертвовал реликвией семьи. Он с родового серебряного браслета, принадлежащего его бабушке и матери, снял драгоценные камни и переставил их на золотой браслет.

Зеленый цвет граната считается очень редким сортом и обладает свойством наделять даром предвидения его обладателей. От женщин камень отгоняет тяжелые и мрачные мысли, мужчин – защищает от насильственной смерти.

Таким образом, Желтков, страдающий от безответной любви, сам кличет на себя беду, даря талисман Вере Николаевне Шеиной, который женщина так и не смогла принять от незнакомого ей мужчины, потому что была замужем.

Для того, чтобы сделать такой дорогой браслет, Желтков потратил казенные деньги. Растрата и стала основной версией причины самоубийства несчастного мужчины.

После своей смерти Желтков попросил женщину, верную католичку, у которой телеграфист снимал квартиру, повесить на икону Матки Боски браслет. Он считал этот обычай очень милым и хотел, чтобы его символ любви украшал икону.

Только после смерти герой обрел спокойствие: лицо его было безмятежно, а губы улыбались. Как будто, расставаясь с жизнью, он раскрыл великую тайну и постиг смысл человеческого бытия.

Также читают:

Картинка к сочинению Описание гранатового браслета в повести Гранатовый браслет

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой литературную познавательную сказку.

Помню, как мы ездили ночью на речку. Мужиков кроме деда было человек пять, добирались долго двумя машинами, уже в темноте на разбитой дороге наш УАЗик подбросило и я больно ударился плечом

Тёма проснулся среди ночи и спросил у няни, где его любимая собака. Та ответила, что Жучку какой-то ужасный человек сбросил в колодец, и бедолага ныла и скулила весь день. Он лёг дальше спать и во сне увидел,

Читайте также: