И цветет дурман цветком багульник художественный прием

Обновлено: 18.09.2024

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

Пожалуйста, найдите эпитеты, олицетворения и метафоры из стиха Прокофьева "Алёнушка". И ещё личное впечатление. Можно сделать не всё,мне хотя бы что-нибудь. .

вот стих:
Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет

Тема стихотворения- Раскрытие душевного состояния Аленушки.
Идея стихотворения-Любование, восхищение красотой России.
Стихотворение проникнуто настроением загадочности, сказочности, задушевности.
Аленушка – скучающая, одинокая, пригорюнившаяся, печальная, страдающая, пруд – заглохший, таинственный, лирический герой.
Рифма-перекрестная. Организация стихотворной речи- четверостишие, катрен.

Эпитеты:
заглохший пруд, милая Аленушка, прост венок, врываясь буйно, мертва вода, щедро кладет, золотые обручи.
Метафоры: золотые обручи
Олицетворения -пух прилетел, трава знать не хочет, тропинка ведет, солнце кладет) .

Тема стихотворения- Раскрытие душевного состояния Аленушки.

Эпитеты:
заглохший пруд, милая Аленушка, прост венок, врываясь буйно, мертва вода, щедро кладет, золотые обручи.
Метафоры: золотые обручи
Олицетворения -пух прилетел, трава знать не хочет, тропинка ведет, солнце кладет) .

Тема стихотворения- Раскрытие душевного состояния Аленушки.
Идея стихотворения-Любование, восхищение красотой России.
Стихотворение проникнуто настроением загадочности, сказочности, задушевности.
Аленушка – скучающая, одинокая, пригорюнившаяся, печальная, страдающая, пруд – заглохший, таинственный, лирический герой.
Рифма-перекрестная. Организация стихотворной речи- четверостишие, катрен.
Эпитеты:
заглохший пруд, милая Аленушка, прост венок, врываясь буйно, мертва вода, щедро кладет, золотые обручи.
Метафоры: золотые обручи
Олицетворения -пух прилетел, трава знать не хочет, тропинка ведет, солнце кладет) .

Тема стихотворения- Раскрытие душевного состояния Аленушки.

Эпитеты: заглохший пруд, милая Аленушка, прост венок, врываясь буйно, мертва вода, щедро кладет, золотые обручи.

Метафоры: золотые обручи
Олицетворения -пух прилетел, трава знать не хочет, тропинка ведет, солнце кладет .

Стихотворение “Аленушка” – это произведение известного советского поэта А. А. Прокофьева. Его главная мысль заключается в чутком, тонком описании украденной у времени картины, представляющей собой всего лишь миг, когда девушка сидит одиноко на берегу заросшего пруда, ветер проносится через тростник, кукует кукушка. Предлагаем краткий анализ “Аленушки” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе.


Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано А. А. Прокофьевым, известным советским поэтом. При беглом прочтении произведения может возникнуть мысль, что это лишь словесное описание одноименной картины В. Васнецова, но при сравнении становится понятно, что поэт нарисовал свою картину, добавив новые элементы и краски.

Тема – стихотворение о любви к природе и родине, А. А. Прокофьев, словно художник, тонко подмечает детали, описывая красоту девушки и природы.

Композиция – стихотворение состоит из четырёх четверостиший, но условно его можно разделить на три части: лирический герой как будто охватывает взглядом красивый вид природы – пруд, девушку, сидящую на берегу, а затем – пейзаж вокруг.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – хорей, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Метафоры – , “Мертва вода”, “И цветет дурман-цветком багульник”, “Солнце… золотые обручи кладёт”, “И тропинка к берегу ведёт”.

Эпитеты – “Пруд заглохший”, “милая Аленушка”, “золотые обручи”.

Олицетворения – “…трава, врываясь буйно, знать не хочет…”, “Солнце щедро на воду… обручи кладёт”.

Аллитерация – “В ней тростник качается, шумит” – повторение звуков “т”, “с”, “ш”; “Солнце щедро на воду такую золотые обручи кладёт” – повторение звуков “л”, “о”.

Звукопись – передача звуков, издаваемых птицей: кукушка, кукует.

История создания

Стихотворение “Аленушка” А. А. Прокофьева часто считают описанием известной картины Васнецова. Но на самом деле поэт добавил свои детали, которые значительно расширили изображение, как будто сделали его ещё ярче и масштабнее: это и синее платье, и прилетевший тополиный пух, и венок из цветов, и тропинка.

Тема стихотворения совпадает с идеей художника: на берегу, словно в сказке, сидит прекрасная девушка. Её красота вписывается в окружающее пространство. Поэт ярко, красочно описывает нам и внешность Аленушки, и прекрасную природу вокруг.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх частей.

В первой части описывается картина: на берегу сидит девушка, а вокруг неё – “пруд заглохший весь в зелёной ряске… тростник качается, шумит” .

Во второй части описывается Аленушка. На её голове – венок из разных цветов: “прост венок, а нет его красивей, красен от гвоздик, от лилий бел” , она в синем платье – “тополиный пух на платье синем” .

В третьей части автор снова обращает внимание на пейзаж вокруг: “с берега трава… цветёт дурман-цветком багульник… у заглохшего пруда” . Тут же вдаль убегает тропинка, слышен голос кукушки, и солнце ярко освещает открытый нашему взору вид.

Стихотворение состоит из четырёх строф по четыре строки, написанных хореем. Используются разные виды рифмы: точная (бел – прилетел, вода – пруда), неточная (красивей – синем, буйно – багульник), мужская (ведёт – кладет, бел – прилетел), женская (кукует – такую, ряске – сказке), способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.

Жанр произведения – лирическое стихотворение.

Средства выразительности

А. А. Прокофьев использует различные художественные средства для создания целостного образа. Наблюдается много метафор: “Мертва вода” , “И цветёт дурман-цветком багульник” , “Солнце… золотые обручи кладёт” .

Также в стихотворении часто встречаются олицетворения: “…трава, врываясь буйно, знать не хочет…” , “И тропинка к берегу ведёт” , “Солнце щедро на воду… обручи кладёт” ; эпитеты: “Пруд заглохший” , “милая Аленушка”, “золотые обручи”.

Можно сказать, что А. А. Прокофьев добавил картине не только красок, но и оживил её звуками. Читая стихотворение, мы слышим, как кукует кукушка (благодаря повторению звуков – звукописи), как шумит трава у воды ( “В ней тростник качается, шумит” – повторение звуков “т”, “с”, “ш”), а благодаря повторению звуков “л”, “о” до нас как будто бы доносится звук шума воды – “Солнце щедро на воду такую золотые обручи кладёт” .

У поэтов бывают различные источники вдохновения. Например, окружающая действительность, чьи-то образы, душевные раны и прочее. Среди вдохновляющих предметов и явлений стоит также отметить и произведения искусства.

Рассмотрим содержание стихотворения. В нем описывается пруд в зеленой ряске, в котором качается и шумит тростник. На его берегу сидит милая девушка Аленушка. На ней хоть и простой, но прекрасный венок, сплетенный из гвоздик и лилий.

аленушка прокофьев тема

На девушке синее платье, на котором тополиный пух. На берегу мертвой воды растет трава и цветет дурман. Кукушка кукует, тоскуя. К берегу ведет тропинка, а солнце кладет на воду свои золотые обручи.

Поэт в своем произведении словно описал знаменитую картину Васнецова. Однако он добавил новые детали. В картине Васнецова нет венка, который красочно описал Прокофьев. Платье девушки синее с тополиным пухом, тогда как у Васнецова героиня в другом одеянии.

прокофьев аленушка анализ стихотворения

Читая произведение Прокофьева, мы представляем милую девушку, которая сидит на берегу пруда. Конечно, пейзаж рисуется немного мрачный. Тем не менее описанная поэтом Аленушка не кажется такой грустной, какой она изображена на картине Виктора Васнецова.

Образ русской девушки наполнен поистине русской печалью, тоской и одиночеством.

Выразительные средства в произведении

Автор использовал цветопись. Он изобразил бело-красный венок, синее платье, золотые обручи от солнца. Благодаря этому стихотворение стало более ярким.

Автобиографическое произведение – это произведение, в котором автор в качестве исходного материала использовал события своей личной жизни.

Эпитет – это образное, художественное определение, которое подчёркивает характерное свойство предмета, придаёт ему выразительность, поэтическую яркость.

Литота – это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления.

Стойбище – это становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.

Вотчина – это наследственное земельное владение на Руси.

Лихая сила – это разбойники.

Нетленная краса – это вечная красота, которая не истлевает, не умирает.

Околица – это изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес.

Ножичек сапожный – это большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2 // Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2018. – 292 c.

Дополнительная литература:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика / Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 207 c.

2. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007. – 79 c.

Открытые электронные ресурсы:

(дата обращения: 05.07.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Начнём с биографии русского лирического поэта – Николая Михайловича Рубцова.

И скрип, и плеск парома,

Потом раскаты грома

«Бывает, что пыльный мальчишка

За гостем приезжим по следу

В дорогу торопится слишком:

Давайте выясним, какова идея произведения.

«… Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

… Когда ж повзрослеет в столице,

Посмотрит на жизнь за границей,

Тогда он оценит Николу,

Поэт убеждает читателя в том, что нет на свете дороже места, чем Родина. И как бы ни манили большие города и дальние места, человек сердцем тянется к родным местам, возвращается туда и думает о них с благодарностью.

Эпитет – это образное, художественное определение, которое подчёркивает характерное свойство предмета, придаёт ему выразительность, поэтическую яркость.

Литота – это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления.

Итак, каким же настроением проникнуто стихотворение?

Конечно же, стихотворение наполнено ностальгией – тоской по Родине.

Дмитрий Кедрин – прекрасный русский поэт, драматург и переводчик. Родился 4 февраля 1907 года в посёлке Щегловка, в семье горняка. В совсем юном возрасте стал сиротой и воспитывался бабушкой-дворянкой.

Посмотрим на незнакомые слова в стихотворении:

Стойбище – место расположения.

Вотчина – это родные владения.

Лихая сила – злая сила.

Нетленная краса – это вечная, неисчезающая красота.

Давайте рассмотрим ещё одного поэта.

Александр Андреевич Прокофьев – советский поэт, журналист, автор песен. Он родился 19 ноября 1900 года в деревне Кобона (ныне Ленинградская область), в крестьянской семье, где отец был рыбаком и землепашцем.

Прочитаем строки в стихотворении Прокофьева, которые совпадают с изображением на картине Васнецова.

«Пруд заглохший весь в зеленой ряске,

В ней тростник качается, шумит

А на берегу, совсем, как в сказке,

Таким образом, рассказывая о Родине и родной природе, поэты говорят: чем больше человек узнаёт о жизни и о мире, тем больше он понимает ценность и красоту родной земли. Эта мысль отчётливо выражена в строках стихотворений Кедрина и Рубцова.

Теоретический материал для углубленного изучения

Сопоставительный анализ одноименных стихотворений Александра Андреевича Прокофьева и Дмитрия Борисовича Кедрина.

Стихотворения с одинаковым названием имеют разные темы.

В стихотворении Кедрина – тема Родины, а у Прокофьева – тема сказочной Алёнушки.

У Кедрина показана мысль о любви к Родине, о прочных корнях, связывающих человека с Родиной. А в произведении Прокофьева главная мысль заключается в любовном, нежном отношении к образу, знакомому с детства по сказкам.

В первом стихотворении – соединение настроений нежности, любви к Родине, гордости за неё. Это приподнятое настроение выражают восклицательные предложения.

Второе стихотворение более однородно по настроению нежности, восхищения красотой образа.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Укажите поэтов, которые отметили в своих произведениях героиню картины Виктора Васнецова.

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

«Когда ж ___________ в столице,

___________ на жизнь за границей,

Тогда он __________ Николу,

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Читайте также: