И ньютон счел целесообразным выбрать семь основных цветов по аналогии с

Обновлено: 18.09.2024

В отличии от шестичастного груга Гете, цветовая система Ньютона - цветовой круг, составлен из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.

Цветовой круг Исаака Ньютона

Ньютон рассуждал : поскольку белый луч - это сумма излучений, значит, наше зрение суммируя цвета, порождает одни цвета из других..Идея цветового круга Ньютона была следствием экспериментов по смешению цветов, так же как идея самого смешения была следствием наблюдений над разложением солнечного луча.Ньютон испытал оптические суммы разных цветов.

  • Смешение красного и зеленого, оранжевого и синего, желтого и фиолетового дает цвет, близкий к белому.
  • Смешение фиолетового и красного цвета дает пурпурные цвета, которых нет в спектре.
  • Таким образом, множество цветов оказалось не только непрерывным, но и замкнутым.
  • Смешение не близких по спектру цветов всегда ведет к потере насыщенности, к подмеси белого (серого).
  • Сумму двух цветов можно смешать с третьим цветом. Эффект смешения не будет зависеть от того, как составлен каждый из смешиваемых цветов. При смешении каждый цвет как бы он ни был сложен, рассматривается как простой цвет -точка цветового круга.

Ньютоновская цветовая триада.

Цветовая триада Ньютона. Модель RGB

Ньютон понял, что можно выбрать три спектральных цвета, смешение которых в разных количествах может дать все или почти все цвета цветового круга. Такой цветовой триадой принято теперь считать триаду - красный, зеленый, синий. Красный, зеленый и синий называют основными цветами ньютоновской цветовой системы.

Теперь эта триада носит название трехканальной цветовой модели RGB (от английского Red-Green-Blue, Красный-Зеленый-Синий). В Web-е применяется именно эта модель описания цвета


Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — известные с детства семь цветов радуги. Однако есть только три базовых цвета: красный, зеленый, голубой. Смешивая их, цветные мониторы способны создать любой оттенок. Почему же до сих пор говорят о семи цветах радуги? WAS и LG все объяснят на пальцах. Но сначала — немного науки.

В 1672 году в своем обращении к Королевскому обществу английский ученый и богослов Исаак Ньютон (1642–1727) осмелился бросить вызов Аристотелю, потому что опирался на четкие экспериментальные данные. Люди и раньше знали: проходя сквозь стеклянную призму, солнечный луч преломляется и выглядит как радуга. Но объясняли это дефектами стекла. Ньютон же пошел дальше: с помощью второй призмы и линзы он собрал цвета вместе и снова получил белый свет. Это был скандал.

Основанное в 1660 году Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе — самая ранняя модерная научная организация в мире

384 год до нашей эры — 322 год до нашей эры

Три вида колбочек, чувствительных соответственно к концу, середине и началу спектра


Исаак Ньютон выполнил ключевой эксперимент с призмами в спальне своего родового поместья Вулсторп, когда Кембриджский университет был закрыт из-за чумы. Картина Sascha Grusche, в 2015 Год / CC BY-SA 4.0

С добавлением оранжевого и синего (в оригинале — indigo)

Диск Ньютона — круг, разделенный на семь несколько неравных разноцветных участков

В целом же в своих работах Ньютон признавал условность такого деления, констатируя: чем внимательнее вы будете присматриваться к спектру, тем больше цветов увидите — от нескольких до бесконечности.

Это была теория, на практике же наилучшим образом оценить все цвета и оттенки видимого спектра помогут мониторы LG UltraWide™ и LG UltraFine™.


Некоторые вопросы, касающиеся цветовой композиции могут оказаться неожиданно сложными, так как могут быть рассмотрены как со стороны искусства, так и со стороны науки. Я неоднократно встречал дизайнеров, которых ставили в тупик такие простые вопросы, как: является ли жёлтый цвет основным? Какие сочетания цветов считать гармоническими? Какой цвет является дополняющим для синего?



Ньютоновский эксперимент с призмой


Ньютоновский цветовой круг, основанный на музыкальной октаве

Ньютон также обнаружил, что если смешать первый цвет видимого спектра (красный) и последний (фиолетовый), можно получить экстраспектральный пурпурный цвет, который вы не увидите в радуге. Смешение первого и последнего цветов побудило его развернуть цветовой спектр в круг, что положило начало традиции использования фигур для демонстрации цветовых моделей. Ньютону нравилось, что круг давал возможность легко предсказать результат смешения цветов, просто выбирая пространство между ними. Размеры цветовых сегментов Ньютон сделал пропорциональными интенсивности каждого цвета в спектре, а количество основных цветов выбрал по аналогии с музыкальной октавой, имеющей семь интервалов.


Цветовой круг Гёте с тремя базовыми цветами — пурпурным, желтым и синим

Хотя цветовые круги Ньютона и Гёте противоречат друг другу, в некотором смысле они оба верны, так как отражают поведение цвета в разных средах. Ньютон описывает, как спектральные цвета образуют все видимые оттенки, включая белый, с позиции аддитивного смешения света: комбинируя разные оттенки света, мы в результате получим белый свет. Гёте описывает, как его три основных цвета образуют все видимые оттенки, включая черный, и это тоже верно, потому что пигменты смешиваются субтрактивно — по принципу вычитания: смешивая краски разных цветов мы в конце концов получим черную краску.


Аддитивная RGB и субтрактивная CMY цветовые модели


Цветовые треугольники Тобиаса Майера


Цветовая сфера Филиппа Отто Рунге

Мишель Эжен Шеврёль попытался решить эту проблему в своей полусферической модели в 1839 году. Вместо того чтобы смешивать оттенки, основываясь на количественном отношении используемых в смеси цветов, он выбирал те оттенки, которые визуально казались верными. Вдохновленный трудами Гёте, Шеврёль использовал остаточные изображения для проверки правильности своего выбора. Если человек будет долго смотреть на зеленый квадрат, а потом посмотрит на белую стену, то увидит пурпурный цвет. Это происходит из-за усталости зеленых рецепторов в сетчатке глаза, и Шеврёль использовал этот эффект, чтобы определить дополняющие цвета в своей модели.


Цветовая полусфера Мишеля Эжена Шеврёля


Визуализация цветового дерева Манселла


Здание школы в Дессау

Для решения многих проблем, однако, существуют объективные соображения, которые более важны, чем субъективные предпочтения. Таким образом, мясная лавка может быть оформлена в светло-зеленых и бирюзовых тонах с целью, чтобы куски мяса выглядели более свежими и более красными. Если дизайнер использует белые и желтые полосы в упаковке кофе, или узор в синий горошек для упаковки макарон, он будет неправ, потому что эти цвета и формы находятся в противоречии с содержимым.

Иоганнес Иттен

Здесь личные предпочтения Иттена по отношению к цветовой палитре ведут к строгому обобщению в отношениях цвета и содержания. Кто сказал, что желтые полосы или синий горох не могут быть эффективно использованы для создания упаковки тех или иных пищевых продуктов?


Два внутренних квадрата одного цвета

Вывод […] состоит в том, что базовые цвета это лишь полезные фикции. Это либо воображаемые переменные, принятые в математических моделях цвета, либо несовершенные, но удобные допущения, принятые в специальных моделях смешивания света, цвета, красок или красителей.

Bruce MacEvoy

Это понимание глубоко интегрировано в устройства, которые мы используем повседневно. Промышленным стандартом для настольных принтеров и других печатающих механизмов, использующих субтрактивное смешивание пигментов, является наличие трех цветов из цветовой модели CMY: голубого, пурпурного и желтого. Мы знаем, что этот конкретный набор позволяет смешать приемлемый диапазон цветов в чернилах. В принтерах также используются черные чернила, так как три базовых цвета не могут эффективно смешать черный. Черные чернила добавлены из соображения экономии. Тем не менее, профессиональные принтеры могут использовать картриджи с большим количеством цветов для большей точности воспроизведения. Epson, лидер в области цифровой печати, использует десять цветов чернил в технологии UltraChrome ® HDR.

Промышленный стандарт для компьютерных экранов и других устройств, воспроизводящих изображение с помощью света, основан на аддитивной модели RGB и использует три базовых цвета на пиксель: красный, зеленый и синий. Эти три цвета смешиваются в допустимый диапазон спектра, точное значение которого определяется характеристиками монитора и видеокарты. Любая цифровая программа для дизайна дает возможность определять оттенок, исходя их комбинации этих трех основных цветов. Приятный момент в отношении RGB и CMY моделей — хотя они основаны на разных основных цветах, дополняющие цвета у них одинаковые.


Дополняющие цвета в аддитивной RGB и субтрактивной CMY моделях

К счастью, в этой книге мы не связаны цифровыми инструментами. В следующих главах мы рассмотрим цветовые модели, цветовые пространства, а также множество техник, которые позволяют создавать цветовые схемы на компьютере. Чтобы не делать тех же ошибок, которые допустили наши предшественники, эти главы не будут нацелены на создание единой теории о том, какие цвета лучше подходят для определенных случаев. Вместо этого, мы просто разберемся, что такое цветовая палитра, и узнаем, как лучше использовать эффект от разных цветовых комбинаций. Мы надеемся, это поможет студентам создать прочную теоретическую основу для их практики.


Ньютон понял, что главным недостатком оптических изображений, получаемых в телескопе, являются наличие окрашенных в радужные цвета краев оптических изображений.

В 1666 году Ньютон в Кембридже поставил опыт разложения белого цвета призмой, которым впервые открыл истину природы цвета.

Сущность опыта


Рис.1. Устройство по рисунку Ньютона.

Со времен Ньютона принято различать в спектре семь основных цветов:

Деление спектра на семь цветовых зон чисто условно. Значение опыта

Описанное выше исследование Ньютона показывает:

Таким образом, в основных опытах Ньютона содержались два важных открытия:

  • 1)Свет различного цвета (разная длина волны) характеризуется разными показателями преломления в данном веществе при дисперсии;
  • 2)Белый цвет — есть совокупность простых (основных) цветов.

Немного великих открытий пользовались таким почетом и были оценены их современниками в такой степени, как открытия Ньютона. Когда в 1727 году в возрасте 84 лет он скончался — Ньютон с величайшими почестями был похоронен в Вестминстерском аббатстве. В течение последних 20 лет его жизни в огромном кругу учеников и почитателей он считался непогрешимым авторитетом. Его воззрения на свет получили чрезвычайно широкое распространение.

В своих работах Ньютон писал:

лучи света не являются цветными. В них нет ничего, кроме определенной способности и предрасположения вызывать у нас ощущение (выделено нами) того или иного цвета.

Таким образом, цвет ( не является чисто объективной физической величиной, существующей независимо от органа зрения. Независимо от человека существует излучение, имеющее свойство, вызывающее ощущение у нас цвета. Это свойство возникает только при воздействии излучения на глаз. В этом смысле, взгляд Гете на цвет, как на нечто единое целое, неразложимое, имеет право на существование в психологии и подобных областях науки и жизнедеятельности человека, где физическая природа света и цвета не имеет значения . [1]

На рецепторном уровне в сетчатке глаза луч света формируется как выделенный сигнал сфокусированной предметной точки без цвета с его длиной волны. Попадая в мозг (нейронный уровень) все сканированные сигналы оптического изображения на фокальной поверхности сетчатки образуют в зрительных отделах мозга субъективное оптическое изображение в цвете, в стерео. Откуда цвет — объективно-субъективная реальность, данная нам в ощущениях.

Читайте также: