Исполнитель робот сажает цветы

Обновлено: 18.09.2024

Презентация на тему: " Составила Марина Светлана Анатольевна учитель информатики ГБОУ СОШ 841, г. Москва." — Транскрипт:

1 Составила Марина Светлана Анатольевна учитель информатики ГБОУ СОШ 841, г. Москва

3 Знакомимся с Роботом Исполнитель Робот сажает цветы в подготовленные для них грядки. Робот изображен в виде машинки, которая ездит по полю. Робот может переходить из клетки в клетку по грядкам или по свободным клеткам, ходить по клумбам с цветами запрещается. Задача исполнителя посадить цветы на всех грядках и вернуться на Базу, обозначенную значком, для пополнения запасов. Робот клумба База стена грядка 3(17)

4 Основные команды Робота КомандаОписание команды направо;повернуться на 90 градусов вправо налево;повернуться на 90 градусов влево кругом;развернуться кругом (на 180 градусов) вперед ( n );перейти на n клеток вперед назад ( n );перейти на n клеток назад посади;посадить цветы на грядке в том месте, где стоит Робот СКИ (система команд исполнителя) Робота: Робот не может ходить по диагонали, проходить сквозь стенки и топтать цветы на клумбах. 4(17)4(17)

5 Пример алгоритма управления Роботом Постановка задачи Имя программы Пуск 5(17)5(17) точка с запятой

6 Работа в системе Исполнители меню и кнопки управления загрузка задач редактор программыполе исполнителя запуск программы (F9) 6(17)6(17)

7 Какие ошибки могут быть у Робота? Синтаксические (НЕ ПОНИМАЮ) – появляются при ошибках в написании команд, например: вправо ; назат ( 2 0) ; направо ( 3) ; Отказы (НЕ МОГУ) – появляются, например, если Роботу приказывают идти прямо на стенку или сажать цветы там, где нет грядки. Логические – возникают тогда, когда Робот понимает команды и делает все, что ему сказали, но результат совсем не тот, какой мы ожидали. нет такой команды ошибочная буква ненужное число 7(17)7(17)

9 Вложенные циклы Вложенный цикл – это такой цикл, который находится внутри другого цикла. Постановка задачи 9(17)9(17) Главное – перевести Робота в нужную клетку и в нужное положение перед тем, как начнется следующий цикл. Если порядок обработки грядок безразличен, внутренний и внешний циклы можно переставлять. Кроме того, нельзя забывать, что Робот не может ходить по клумбам.

11 Простые условия У Робота есть датчики, которые позволяют определять, что находится в той клетке, где он сейчас находится, и в соседних клетках. Датчики определяют, например, есть ли стена в каком-то направлении. Логические команды Робота справа_стенасправа_клумбасправа_свободно слева_стенаслева_клумбаслева_свободно впереди_стенавпереди_клумбавпереди_свободно сзади_стенасзади_клумбасзади_свободно грядкабаза Команды грядка и база определяют, есть ли грядка (или база) в клетке, где сейчас находится Робот. В СКИ Робота есть специальные логические команды. 11(17)

12 Составные условия Составное условие образуется из одного или нескольких простых условий и логических операций И, ИЛИ, НЕ. 1. Операция "И" требует одновременного выполнения двух условий, например: сверху_стена И снизу_стена 2. Операция "ИЛИ" обозначается требует выполнения хотя бы одного из двух условий (или обоих вместе), например: сверху_стена ИЛИ снизу_стена 3. Операция НЕ отрицает значение логического выражения, например условия a = a) означают одно и то же. 12(17)

13 Команда ветвления Графически ветвление можно представить в виде: полная форма ветвлениясокращенная форма ветвления 13(17)

14 Условный оператор Постановка задачи Надо посадить цветы во всех клетках вдоль стены, где нет прохода, а если в этом месте есть проход, войти в него и обработать грядку между стенок. Предполагаем, что длина стены и число проходов неизвестны. Это можно изобразить на схеме: 14(17)

15 Условный оператор (продолжение) Постановка задачи В программе для этой цели используется специальный условный оператор если. Определены два варианта действий Робота - первый работает тогда, когда обнаружен проход, а второй – когда справа стена. 15(17)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Раздаточный материал.doc

направо ; - повернуться на 90 градусов вправо

налево ; - повернуться на 90 градусов влево

кругом ; - развернуться кругом (на 180 градусов)

вперед ( n ); - перейти на n клеток вперед

назад ( n ); - перейти на n клеток назад

посади ; - посадить цветы на грядке, где стоит Робот

Простые условия:

hello_html_11cb1be4.jpg

Полная форма ветвления

Краткая форма ветвления

Выбранный для просмотра документ конспект робот.doc

Урок 1. Исполнитель Робот. Управление Роботом

Задачи урока:

расширить представления об исполнителях алгоритмов;

научить управлять исполнителем Робот.

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: ПК, раздаточный материал, smart доска, презентация Microsoft Power Point .

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, объявление темы и цели урока (слайд 1).

II . Актуализация знаний

Блиц-опрос по ранее изученному материалу (слайд 2):

Исполнитель – это …

Управление – это …

Алгоритм – это …

Какие виды алгоритмов Вам известны?

Какие способы описания алгоритмов Вам известны?

III. Изучение нового материала

Объяснение нового материала проходит в форме беседы с одновременной демонстрацией мультимедийной презентации

Далее идет знакомство со средой исполнителя Робот и его системой команд (СКИ).

Среда Робота:

Робот выполняет специальную задачу - сажает цветы в грядки на поле (лабиринте).
Поле размечено на квадраты, каждый из которых может быть:
1) свободным местом;
2) грядкой;
3) клумбой с цветами;
3) стенкой.

Робот может переходить из клетки в клетку по грядкам или по свободным клеткам.

Робот не может проходить через стенки, ходить по клумбам с цветами, выходить за границы поля.

Робот должен посадить цветы на всех грядках и вернуться на Базу для пополнения запасов. (слайд 4).

СКИ Робота (слайд 5):

направо ; - повернуться на 90 градусов вправо

налево ; - повернуться на 90 градусов влево

кругом ; - развернуться кругом (на 180 градусов)

вперед ( n ); - перейти на n клеток вперед

назад ( n ); - перейти на n клеток назад

посади ; - посадить цветы на грядке, где стоит Робот

Разбирается простой пример по управлению Роботом (слайд 6).

( файлы z1.prg, z1.maz )

Учитель объясняет, какие ошибки могут возникнуть в программе для Робота:

1. Синтаксические (“НЕ ПОНИМАЮ”) – появляются при ошибках в написании команд, например:

влево;

вперет ( 3 );

направо ( 2 );

2. Отказы (“НЕ МОГУ”) – появляются, например, если Роботу дают команду идти прямо на стенку или сажать цветы там, где нет грядки.

3. Логические – возникают тогда, когда Робот понимает команды и выполняет их, но результат не тот, какой нужен.

Желательно продемонстрировать работу программ в среде системы Исполнители (файлы лабиринтов и программ в приложении).

1 способ (слайд 7): (файлы меандр1. prg , меандр. maz )

hello_html_5a4976a3.jpg
hello_html_m3c9396b.jpg

2 способ (с использованием процедуры) (файлы меандр2. prg , меандр. maz )

hello_html_737bebe8.jpg

При наличии времени решаются аналоги задач (файлы)

hello_html_56111815.jpg

IV. Практическая работа

Для реализации программы в среде системы Исполнители предлагается составить программу

hello_html_34b3fa7e.jpg

V. Обобщение и домашнее задание

Учитель подводит итог урока, отвечает на возможные вопросы учеников.

Домашнее задание (слайд 8):

I . Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, объявление темы и цели урока (слайд 18).

II . Актуализация знаний

Визуальная проверка и обсуждение домашнего задания.

Блиц-опрос по ранее изученному материалу (слайд 19):

Неформальный исполнитель – это …

Приведите примеры неформальных исполнителей …

Формальный исполнитель – это …

Приведите примеры формальных исполнителей

Опишите исполнителя Робота по плану:

1) Имя
2) Круг решаемых задач
3) Среда
4) СКИ
5) Система отказов
6) Режимы работы
6) Режимы работы

III . Изучение нового материала

Объяснение нового материала проходит в форме беседы с одновременной демонстрацией мультимедийной презентации. Так как СКИ и лабиринты отличаются от используемых в учебнике, детям распечатываются нужные материалы и домашние задания.

Учитель спрашивает учеников, как быть, если количество повторений тела цикла заранее неизвестно? Рассказывает о том, что Робот может получать информацию об окружающей обстановке с помощью датчиков, которые выдают ответ "Да" или "Нет" ("истинно" или "ложно") на вопросы-команды.

Робот может проверять следующие простые условия (слайд 20):

hello_html_11cb1be4.jpg

Далее разбирается пример, аналогичный приведенному в учебнике на рис. 3.13:

Желательно продемонстрировать работу программ в среде системы Исполнители (файлы лабиринтов и программ в приложении). (файлы дл_клумба. prg , дл_клумба. maz )

hello_html_6ce0b29a.jpg
hello_html_m8a75205.jpg

(файлы ничего. prg , ничего. maz ; зацикл. prg , зацикл. maz ; не_могу. prg , не_могу. maz )

В сложных лабиринтах может потребоваться проверка не одного, а нескольких условий одновременно. В таких случаях применяют составные условия (слайд 24).

Составные условия образуются из простых условий добавлением логических операций И, ИЛИ, НЕ.

Пусть А, В – простые условия.

Составное условие ( А и В ) будет выполняться только тогда, когда выполняются каждое из простых условий.

Составное условие ( А или В ) будет выполняться тогда, когда выполняется хотя бы одно из простых условий.

Составное условие ( не А ) будет выполняться, когда не выполняется простое условие А.

Применение составных условий рассмотрим в Практической работе.

IV . Практическая работа

Для реализации программы в среде системы Исполнители предлагается составить программу для задачи, аналогичной приведенной в учебнике на рис. 3.17. Слабые ученики могут ввести тексты уже рассмотренных программ.

hello_html_708b63fb.jpg
hello_html_2b9e394.jpg

hello_html_m550cd79f.jpg
hello_html_690a021d.jpg

V . Обобщение и домашнее задание

Учитель подводит итог урока, отвечает на возможные вопросы учеников.

Домашнее задание (слайд 27):

РТ №30 стр. 105, учебник №10 стр. 150

hello_html_m3f5c8c6d.jpg

Урок 3. Исполнитель Робот. Ветвление

Закрепить умения использования алгоритмической конструкции повторения;

научить управлять исполнителем Робот с использованием конструкции ветвления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены три урока для изучения темы "Исполнитель Робот" по учебнику "Информатика и ИКТ 7" Босовой Л.Л., адаптированные для использования системы "Исполнители" К.Полякова. Работа содержит поурочные разработки, авторскую презентацию, файлы с лабиринтами и программами для Робота. Рассматриваются управление Роботом, задачи с использованием процедур, цикла "пока", ветвлений, составных условий. Т.к. система команд исполнителя и лабиринты отличаются от используемых в учебнике, детям распечатываются нужные материалы и домашние задания. Непосредственно из презентации можно запустить систему Исполнители и проверить работу программ.


Чайченков Сергей Викторович

учитель информатики и ИКТ

МБОУ Грушевской СОШ Аксайского района Ростовской области

В данной работе представлены уроки по теме "Исполнитель Робот", адаптированные для использования системы Исполнители К.Полякова. Работа содержит поурочные разработки, авторскую презентацию, файлы с лабиринтами и программами для Робота. Рассматриваются управление Роботом, задачи с использованием процедур, цикла "пока", ветвлений, составных условий. Т.к. система команд исполнителя и лабиринты отличаются от используемых в учебнике, детям распечатываются нужные материалы и домашние задания.

Презентация содержит весь необходимый учебный материал и домашние задания. Непосредственно из презентации можно запустить систему Исполнители и проверить работу программ. При необходимости презентация может быть использована для самостоятельного изучения учащимися.

РТ №24 стр. 100, учебник №5 стр. 148




РТ №27(б, в) стр. 103, учебник №8 (б, в) стр. 149. (файлы рт27б. maz , рт27в. maz )



РТ №30 стр. 105, учебник №10 стр. 150


РТ №34 стр. 108, учебник №15 стр.151)




направо; - повернуться на 90 градусов вправо

налево; - повернуться на 90 градусов влево

кругом; - развернуться кругом (на 180 градусов)

вперед ( n ); - перейти на n клеток вперед

назад ( n ); - перейти на n клеток назад


Найдите на Рабочем столе ярлык программы и запустите программу.

В программе предусмотрена работа с тремя исполнителями. Для выбора нужного исполнителя надо нажать соответствующую кнопку на панели инструментов:


Сначала загрузите задачу для Робота, щелкнув по соответствующей кнопке и выбрав заданный файл.


Робот выполняет специальную задачу - сажает цветы в грядки на поле (лабиринте).
Поле размечено на квадраты, каждый из которых может быть:
1) свободным местом;
2) грядкой;
3) клумбой с цветами;
3) стенкой.

Робот может переходить из клетки в клетку по грядкам или по свободным клеткам.

Робот не может проходить через стенки, ходить по клумбам с цветами, выходить за границы поля.

Во всех задачах Робот должен посадить цветы на всех грядках и вернуться на Базу (или вернуться в исходную точку)


направо; - повернуться на 90 градусов вправо

налево; - повернуться на 90 градусов влево

кругом; - развернуться кругом (на 180 градусов)

вперед ( n ); - перейти на n клеток вперед

назад ( n ); - перейти на n клеток назад

посади; - посадить цветы на грядке, где стоит Робот

Наберите программу в поле редактора(слева). Для того, чтобы ускорить ввод команд, удобно использовать меню Шаблоны.


Если программа не работает, то для обнаружения ошибки воспользуйтесь режимом отладки: при нажатии на клавишу F8 исполнитель выполняет одну строку программы и останавливается. Такой режим называется пошаговым. Таким образом, можно определить, в какой строчке ошибка. Обнаружив ошибку, нажмите клавишу Esc для выхода из режима отладки.

Какие ошибки могут возникнуть в программе для Робота :

1. Синтаксические ("НЕ ПОНИМАЮ”) – появляются при ошибках в написании команд, например:

влево;

вперет ( 3 );

направо ( 2 );

2. Отказы ("НЕ МОГУ”) – появляются, например, если Роботу дают команду идти прямо на стенку или сажать цветы там, где нет грядки.

3. Логические – возникают тогда, когда Робот понимает команды и выполняет их, но результат не тот, какой нужен.

Читайте также: