К свойствам хроматических цветов относятся

Обновлено: 18.09.2024

Сегодня мы поговорим о различии тёплых и холодных цветов, какие цвета ахроматические, а какие хроматические.

Тёплый и холодный цвет связывают с атрибутами времени года. Холодными называют, такие оттенки, которые чаще всего мы видим зимой, а тёплые — летом. Однако распознавание строится на длине волны спектра: чем короче волна, более холодным мы ощущаем цвет, и наоборот: чем длиннее — тем теплее. Мы не можем увидеть волновое колебание спектра, поэтому опираемся на косвенные показатели:

— под воздействием длинной волны мы чувствуем усиление сердцебиения, дыхательного ритма, прилив крови, а значит изменяются тепловые ощущения: окружающая среда кажется теплее, чем она на самом деле есть, поэтому цвета с длинной волной называют теплыми.

— при воздействии короткой волны мы чувствуем замедление сердцебиения, расслабление, замедление дыхания, отлив крови, что ведёт к ощущению холода. Такие тона называют холодными.

Средняя длинна в спектре, минимально воздействует на жизненные показатели и считается самой комфортной.

Все цвета, которые воспринимает наш глаз делятся на хроматические (цвета спектра) и ахроматические (белый, черный и оттенки серого). За восприятие хроматических и ахроматических цветов отвечают разные клетки глаза.

Хроматические цвета

Как вы помните, все хроматические цвета можно составить из трех первичных цветов - красного , желтого и синего .

Красный и желтый психологически воспринимаются нами как теплые цвета, потому что ассоциируются с огнём и солнцем.

Синий психологически воспринимается нами как холодный цвет, потому что ассоциируется с водой и льдом. Соответственно, те цвета, в которых преобладают красный и желтый, считаются теплыми ( оранжевый , красный , желтый ), те же, в которых преобладает синий цвет ( синий , голубой , сиреневый ), считаются холодными .

Те цвета, которые содержат равное количество теплого и холодного цвета( зеленый = желтый+синий, фиолетовый = синий+красный), обычно считаются нейтральными.

Хроматические цвета - (с английского chromatic colors - цветные цвета)
- все цвета спектра, т. е. все цвета цветового круга, без учёта белого, чёрного и всех оттенков серого цвета. В соответствии с теорией цвета, хроматические цвета обладают всеми тремя основными характеристиками цвета: насыщенностью, светлотой и цветовым тоном.

Соответственно, хроматические цвета могут быть :
в рамках цветового тона:
- основные цвета: красный, жёлтый и синий (т. е. те цвета, которые нельзя получить смешением);
- составные цвета: оранжевый, зелёный, фиолетовый (т. е. те цвета, которые получаются при смешивании попарно 3 основных цветов). Также составным цветом называют цвет, полученный при наложении 4 основных полиграфических цветов в печати (система CMYK - голубой, пурпурный, жёлтый, чёрный);

- дополнительные цвета - те, которые находятся друг против друга в цветовом круге и образуют контрастные пары, дающие ощущение особенной яркости цвета. Взаимодополнительные цвета усиливают друг друга при положении рядом и уничтожают друг друга при смешивании (дают ахроматический серый). Взаимодополнительные пары цветов - это жёлтый и фиолетовый, красный и зелёный, синий и оранжевый цвета и др.

С точки зрения насыщенности, хроматические оттенки бывают: чистые, спектральные и мутные (сложные цвета), полученные примесью к чистому цвету серого (ахроматического), равного ему по светлоте.
С разницей по светлоте отличают бледные цвета и глубокие тёмные колера.
Сам термин - хроматические цвета - появился в 1922 году и был разработан Американской комиссией по колометрии.

Использовалась литература:

1. Беда Г.В. “Словарь специальных терминов в живописи”.
2. И. Иттен “Искусство цвета”. - М.: Д. Аронов, 2004.

3. Большая психологическая энциклопедия

4.”Реклама и полиграфия: опыт словаря справочника”. - М.: Гелла-принт. Стефанов С.И., 2004.
5.”Терминологический словарь одежды”. Орленко Л. В., 1996.

Хроматические цвета — все цвета, кроме белого, черного и серого, которые, в свою очередь, относятся к ахроматическим цветам. К хроматическим относятся желтые, красные, синие и их оттенки. Все эти цвета входят в цветовой спектр, создающийся при преломлении солнечного луча. При этом происходит его разложение на составные части цветовых лучей. Условно цвета спектра располагаются по цветовому кругу. Эта шкала цветов содержит большое количество переходов от холодных к теплым.

Красный цвет создает приподнятое настроение, но вместе с тем он неспокойный: раздражает, быстро утомляет нервную систему, снижает трудоспособность. Под его влиянием повышается кровяное давление, ускоряется ритм дыхания. Поэтому он не рекомендуется для жилых помещений.

Оранжевый цвет способствует хорошему настроению, создает праздничную атмосферу. Желтый цвет отличается ясностью, свежестью, стимулирует зрение и нервную систему.Зеленый - цвет листьев и травы - настраивает на спокойный лад, склоняет к отдыху. Под его влиянием снижается кровяное давление, повышается восприимчивость слуха. он наиболее благоприятный для человека. Голубой цвет со всеми его оттенками создает впечатление простора, глубины и прохлады. Он успокаивает нервную систему, повышает трудоспособность, больше, чем зеленый, способствует снижению тонуса мышц и кровяного давления. Этот цвет особенно благоприятный для людей с повышенной нервной возбудимостью. Фиолетовый цвет настраивает на меланхолический лад, на раздумья. Однако установлено, что он не столько успокаивает, сколько расслабляет психику и поэтому быстро утомляет человека.

Характеристики хроматических цветов

1. Цветовой тон - это наличие в одном цвете примесей другого. Тон характеризует отличие одного цвета от другого.

Пример. В малиновом цвете присутствует синий, а в красно-оранжевом - желтый. Таким образом, эти цвета получаются смешением двух цветов: в первом случае красного и синего, во втором - красного и желтого. Значит, тон у этих двух цветов различен.

2. Насыщенность - это наличие чистого пигмента в цвете (например, насыщенный синий, насыщенный зеленый и т.д.).

3. Светлота - это наличие в цвете белого или черного пигмента. Самым светлым цветом является белый, самым темным - черный.

Пример. Одни и те же цветовые тона, взятые в различных светлотных отношениях, производят разное эмоциональное впечатление. Добавление в цвет черного создает ощущение тяжести, а тот же цвет с добавлением белого кажется легким, радостным и нежным.

Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.


Цвет – это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей, отраженных от какой-либо поверхности. Восприятие цвета индивидуально и зависит от следующих факторов:
— спектральных характеристик и плотности светового потока, падающего на поверхность;
— спектральных характеристик и плотности светового потока, отраженного от поверхности;
— индивидуальных особенностей зрения конкретного человека;
— психофизических факторов (фонового цвета, зрительной адаптации человека и т.д.).

Свет – это электромагнитное излучение оптического диапазона, характеризуемое длиной волны. Видимый спектр – это часть электромагнитного спектра, видимая человеческому глазу. Типичный человеческий глаз может реагировать на длины волн от 390 до 700 нм.

Рассматривая спектр, невозможно точно указать границы между отдельными цветами, так как каждый цвет постепенно переходит в другой. Поэтому спектр называют непрерывным. В спектре принято выделять семь главных цветов, расположенных последовательно один за другим.

Влияние поверхности на цветовосприятие

Световые лучи, встречая на своем пути тело, могут поглощаться, отражаться или проходить сквозь него, отклоняясь (преломляясь) на боль­ший или меньший угол. Цвет тела определяют отраженные им и попавшие в глаз световые лучи. При полном поглощении поверхностью тела всех видимых лучей возникает впечатление черного цвета. При полном отражении всех лучей видимого спектра поверхность кажется белой. Эти крайние положения следует рассматривать лишь как теоретические, так как в природе не существует ни абсолютно поглощающих, ни абсолютно отражающих тел. Практически все тела поглощают и от­ражают световые лучи в той или иной степени.

Впечатление цвета возникает, когда тело избирательно поглощает (адсорбирует) световые волны определенной длины и отражает волны остальной части спектра. В этом случае тело приобретает цвет, определяемый составом отраженных световых волн.

Влияние освещения на цветовосприятие

Цвет тела может изменяться с изменением состава падающего на него света, если при этом изменяется соотношение отражаемых им лучей, поэтому многие тела при дневном свете выглядят иначе, чем при освещении искусственны­ми источниками света. Так, при освещении лампами накаливания, в спектре которых отсутствуют синие и фиолетовые световые волны, тела красного цвета становятся более насыщенными, а оранжевые красне­ют. Одновременно красные и оранжевые цвета становятся более светлыми. Голубые цвета в свете лампы накаливания зеленеют, а синие и фиолетовые несколько краснеют, приобретая пурпурный оттенок и при этом несколько темнеют. Впечатление цветной окраски возникает также в том случае, если белое тело освещается светом, соответствующим какой-либо одной груп­пе волн спектра.

Метамерия (метамеризм) – явление, когда два окрашенных образца воспринимаются одинаково окрашенными под одним источником освещения, но теряют сходство при других условиях освещения (с другими спектральными характеристиками излучаемого света).

Хроматические и ахроматические цвета

Все цвета делятся на ахроматические и хроматические.

К ахроматическим относят белый и черный, а также серые, которые получают смещением в разных пропорциях белого и черного цветов.

В спектре ахроматические цвета отсутствуют.

Различие в ахроматических цветах определяется их разным коэффициентом отражения. Наибольший коэффициент отражения, равный 96%, имеет порошок окиси магния. Он является самым белым предметом, поэтому с его помощью получают образцовые белые поверхности для колориметрических испытаний. Наименьший коэффициент отражения, равный 0,3%, имеет черный бархат. Он является самым черным предметом. Сме­шением белого и черного цветов можно получить множество ахромати­ческих цветов. Глаз человека в состоянии различить лишь ограничен­ное их количество – около 300.

Ахроматические цвета

Хроматическими цветами называют все цвета, кроме ахроматиче­ских, т.е. такие, которые имеют тот или иной цветовой тон. К ним от­носят все цвета солнечного спектра и другие, которые можно получить смешением этих цветов между собой, а также с белым или черным.

Видимый спектр хроматических цветов

Основные характеристики цвета

Цветовой тон

Краски с разным цветовым тоном

Оттенок – это разновидность одного тона, отличающаяся от него яркостью, светлотой, насыщенностью, или наличием добавочного тона, проявляющегося на фоне основного. Например, светло-голубой и тёмно-голубой – оттенки голубого по насыщенности, а бирюзовый – оттенок голубого по наличию в голубом добавочного зелёного цвета.

Человек может различать порядка 100-130 оттенков по цветовому тону, около 500 оттенков серого. Художники, маляры, дизайнеры и т.д. благодаря натренированности обладают более широким диапазоном цветовосприятия.

Яркость

Яркость – характеристика восприятия цвета. Яркость зависит от степени освещённости объекта и характеризуется плотностью светового потока, направленного в сторону наблюдателя. Например, хорошо освещенная красная поверхность имеет более яркий красный цвет, чем затемненная. При снижении яркости любой цвет стремится к чёрному, при увеличении яркости – к белому.

При одинаковых условиях освещённости один и тот же цвет может отличаться яркостью благодаря способности отражать (или поглощать) поступающий свет. Глянцевый красный будет ярче, чем матовый красный именно потому, что глянец больше отражает поступающий свет, а матовый – больше поглощает.

Цвета красного цветового тона, отличающиеся по яркости

Светлота

Светлота – степень близости цвета к белому. Некоторые источники считают понятия яркость и светлость цвета синонимами, что не лишено логики: при уменьшении яркости цвет стремится к чёрному (то есть уменьшает светлоту, становится темнее), то при увеличении яркости цвет будет стремиться к белому (светлота увеличивается).

Цвета синего цветового тона, отличающиеся по светлоте

Насыщенность

Цвета голубого цветового тона, отличающиеся по насыщенности

Интенсивность

Интенсивность – преобладание какого-либо тона по сравнению с другими в оттенке цвета. Интенсивность используется в качестве характеристики для описания оттенка, отличающегося от основного цветового тона присутствием добавочного тона, например для описания отличия сине-зеленого от зелено-синего.

Качество красящих веществ с точки зрения цветовых свойств может быть оценено их светлотой и насыщенностью. Качество хроматических (цветных) красящих веществ тем выше, чем больше их светлота и насыщенность. Белые красящие вещества тем ценнее, чем больше их светлота, а черные — чем меньше их светлота.

Цветовой (хроматический, Иттена) круг


В цветовом круге выделяют 3 основных (базовых, первичных, чистых) цвета:
— красный
— жёлтый
— синий

Смешиванием основных цветов получают цвета второго порядка. Вторичных цветов тоже 3:
— зелёный = синий + жёлтый
— оранжевый = жёлтый + красный
— фиолетовый = красный + синий

Составные цвета третьего порядка получаются путём смешивания основных с составными цветами второго порядка. Третичных цветов 6:
— жёлто-оранжевый
— красно-оранжевый
— красно-фиолетовый
— сине-фиолетовый
— сине-зелёный
— жёлто-зелёный

Принципы смешивания по цветовому кругу применяются при колеровке лакокрасочных материалов.

Читайте также: