Как сохранить цветок в эпоксидной смоле

Обновлено: 19.09.2024

В этот раз мы затронем тему, которая интересует каждого, кому важна заготовка растительных элементов для его композиций с эпистолярной смолой. Как правильно засушить растение, чтобы оно сохранило свою первозданную форму и окраску? Каким способом будет сподручнее засушить то или иное растение? Обо всем этом мы расскажем вам в нашей статье.

У нас уже была статья посвященная засушке растении, но она затрагивала только популярные виды цветов для заливки эпоксидной смолой . В этой же статье мы хотим рассказать больше о нескольких универсальных способах засушки, которые мы можете использовать для своего творчества.

Содержание:

  • Сушка с помощью книги
  • Сушка под прессом
  • Сушка с гигроскопической ватой
  • Высушивание с помощью осушителей (десикантов)
  • Сушка в микроволновой печи
  • Сушка с помощью утюга
  • Сохранение цвета после высушивания
  • На заметку

Засушиванию поддаются самые разнообразные культурные, декоративные и дикие растения. Кроме цветов, засушивать можно ветки кустарников, жесткие травы, фигурные листья, ягодные плоды, мох и многое другое. Зависит от вашей фантазии.

Запомните, что цветы, которые вы хотите засушить, должны находиться в стадии цветения, а сухоцветы — в стадии полуроспуска.

При засушивании цветов очень важно добиться, чтобы они сохранили свою естественную окраску и форму, наиболее близкую к их первозданному виду. Ведь наша цель заключается в том, чтобы вы смогли сохранить их навеки в этом состоянии, залив их эпоксидной смолой.

Разберем основные способы засушивания цветов, позволяющие достичь этой цели.


СУШКА С ПОМОЩЬЮ КНИГИ

Очень простой, доступный и, пожалуй, самый классический способ сушки. Его очень любят многие мастера по изготовлению украшений, ботаники для создания гербариев и просто ценители красоты.

Для этого способа предпочитают использовать объемные фолианты, как правило, энциклопедии и словари, но также часто используются старые книги, т.к. их бумага лучше впитывает влагу, а сам объем издания добавляет веса для прессовки.

В дополнение к книге лучше использовать стандартную офисную бумагу для печати или рисовые салфетки. Она позволит уберечь цветки от контакта с типографской краской, а также облегчит процесс доставания засушенных цветков из книги.

1. Деликатно срежьте цветок или растение, обрежьте ножницами листья и стебель (если нужно).

3. Осторожно закройте закладку и поместите её в книгу. Положите сверху небольшой груз (стопка книг, пачка крупы или соли).

СУШКА ПОД ПРЕССОМ

Скорее всего, это самый распространенный и известный с детства способ высушивания цветов. Данный способ позволяет сохранить цвет и форму растений, но цветы получаются плоскими, так как сохнут под прессом.

Сушка растений этим способом происходит с помощью гербарной папки и гербарной сетки. Папку очень легко изготовить в домашних условиях. Запаситесь двумя листами плотного картона или фанеры и перевяжите их широкими лентами. Этими лентами папку можно легко завязывать и носить на плече. Гербарная сетка представляет собой две деревянные рамы, на которые натянуты металлические сетки с ячейками размером 1,5 на 1,5 см.

Цветы или их отдельные части расположите на листе бумаги, лучше газетной или акварельной, потому что она лучше впитывает влагу, и аккуратно расправьте. На каждый лист положите влагопоглощающую бумагу таким образом, чтобы она не касалась других частей цветка. Таким же образом расправьте лепестки и отделите их друг о друга тонким слоем ваты или фильтровальной бумаги. Затем накройте растения другим листом бумаги или газеты и сложите их в гербарную папку.

Дома можете воспользоваться гербарной сеткой. Растения в несколько рядов сначала положите на лист бумаги, а затем уже на одну из рам. После этого разместите вторую раму и стяните их ремнями. Подвесьте рамы в прохладном и хорошо проветриваемом помещении и через несколько дней проверьте, правильно ли засушились цветы. Если вас что-то не устраивает, исправьте этот недостаток и продолжайте засушивать растения до конца.

СУШКА С ГИГРОСКОПИЧЕСКОЙ ВАТОЙ

Этот способ хорош для сохранения формы и окраски засушиваемого растения. Сам термин гигроскопический указывает на то, что вата отлично поглощает влагу, а благодаря фиксированию соцветия ватой — оно сохраняет свою исходную форму при засушивании. Однако этот способ также часто используют, комбинируя со способом сушки либо с книгой, либо с прессом.

Все лепестки цветов обкладывают со всех сторон гигроскопичной ватой, и убирают в темное место. Через 2-3 недели ватные тампоны можно будет удалить с помощью пинцета, хотя цветочная головка обычно высушивается за 5-6 суток.

Объемные бутоны, которыми обладают, например, розы, сушат, расположив их вниз головой, а плоские цветы, такие как ромашки, обкладывают ватой на ровной поверхности.

ВЫСУШИВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ОСУШИТЕЛЕЙ (ДЕСИКАНТОВ)

Этот способ очень эффективен, если вы хотите сохранить объем и цвет вашего растения.

Растения сушат с помощью гигроскопического вещества — мелкозернистого вещества, хорошо поглощающего влагу, в частности из-за их бутонов и цветков. Ведь дело в том, что в цветках обычно содержится больше влаги, чем в других частях растения, поэтому при засыхании происходит неравномерное испарение воды, что и приводит к сморщиванию лепестков, а значит, к потере красоты. Чтобы устранить этот вредный процесс, используют различные осушители: жженые квасцы, буру, силикагель. Их можно купить в магазинах химических реактивов. Для достижения максимального результата смешайте эти осушители с мелким песком, который можно купить в магазине строительных материалов.

Цветы и листья, помещенные в осушитель, быстрее высыхают, лучше сохраняют окраску и форму, а некоторые цветы сохраняют даже запах. В качестве гигроскопического вещества также используют песок, манную крупу, кукурузную муку и др.

Лучшим осушителем в наше время считается силикагель, в котором растения высыхают за несколько дней и практически не меняют форму и окраску. Он быстрее всех сушит цветы (2-4 дня — маленькие цветы, 6-7 дней — большие), пригоден для многократного использования, но довольно дорого стоит. При покупке такого осушителя нужно выбирать ту его марку, которая непосредственно предназначенная для сушки цветов. Также он содержится в кошачьих наполнителях. Лучше покупать мелкий силикагель или измельчить его самостоятельно, а засыпать гранулы в плотно закрываемую емкость (банка с крышкой). После впитывания максимального количества влаги силикагель становится розовым. Для сушки, разложите его на противне и поместите в духовку на 2-3 часа при 90-100 ºC.

1. Срежьте цветы в сухой день, чтобы не было влаги на лепестках. Отделите цветочную головку с 2-3-х см частью стебля и вставьте в него проволоку. Лишнюю проволоку сверните под цветком.

2. В глубокую емкость (миска, чашка, коробка, банка, горшок) насыпьте 3-4-х см слой сыпучего вещества, хорошо поглощающего влагу (чем крупнее цветок, тем больше слой осушителя на дне). Сверху уложите цветки основанием вниз.

3. Аккуратно пересыпьте лепестки, чтобы отделить их между собой и осушитель мог проникнуть в середину цветка как можно глубже. После полного засыпания цветка закройте плотно контейнер и поставьте в сухое и теплое место, а если емкость открытая, то в хорошо вентилируемое помещение.

4. Через 3-4 дня проверьте зубочисткой, насколько засохли растения. Примерные сроки сушки цветов: 2-4 суток — небольшие, 6-7 — большие (силикагель); 6-12 дней (мука, манка и бура); 15-20 дней (песок).

5. Когда края лепестков станут жесткими и сухими на ощупь, достаньте пинцетом цветок (он похож на бумажный — крепкий, но не ломкий). Остатки осушителя аккуратно стряхните мягкой кистью или небольшим кусочком ткани, ваты.

Соль также активно используется для сушки цветов и растений, потому что обладает высокой гигроскопичностью и невысокой ценой. Технология аналогична, как и при использовании других сыпучих веществ. Время ожидания — 30-35 дней.

Рекомендуется, чтобы объем емкости (стакан, банка) не был сильно больше цветка. Поскольку, чем больше соли, тем выше вероятность нарушения формы из-за большего веса осушителя. Мелкая соль — лучший выбор, так как глубже проникает в середину цветка и лучше поглощает влагу. По отзывам мастеров, великолепно высыхают колокольчики, слегка распустившиеся бутоны шиповника.

Этим способом лучше всего засушивать растения с округлыми соцветиями, например такие, как циннии, лилии, нарциссы, пионы. Таким образом, можно хорошо засушить георгин, дельфиниум, календулу, камелию, маргаритку, шток-розу полумахровую и др.

СУШКА В МИКРОВОЛНОВОЙ ПЕЧИ

Потрясающий экспресс-метод, занимающий считанные секунды, поэтому хорошо подходит для засушки растений, которые часто теряют свой цвет при засушке, такие как цветы яблони, васильки, орхидеи, маки, жасмин, а здесь из-за скоротечности процесса — этого не происходит.

Самым легким способом сушки в микроволновой печи является метод открытой сушки. При нем цветы выкладываются на нескольких слоях фильтрованной бумаги или кулинарного пергамента, помещенных в печь. Ее включают на 2-3 мин на средней мощности, потом растения вынимают и вешают. Метод открытой сушки подходит для растений с многочисленными мелкими цветками — для гипсофилы, лаванды, золотарника, манжетки.

Однако если вы пользуетесь этим методом впервые, то, возможно, лучше подойдет этот способ:

Берете две керамические плитки, листы газеты или другой хорошо впитывающей бумаги, белую акварельную бумагу, резинки или офисные зажимы для бумаги. Задача собрать такую конструкцию: плитка + газета + акварельная бумага + цветы + акварельная бумага + газеты + плитка. Все вместе скрепляем резинками или зажимами и отправляем в микроволновку на 10 секунд. После этого ваше приспособление надо достать из микроволновки, осторожно открыть и проверить. Повторяем это действие еще несколько раз, пока не достигаем нужного на результата. Главное, очень внимательно следить за состоянием растений и не сушить их.

В идеале стоит засушивать цветы в микроволновке в контейнере с осушителем (силикагель, мука и др.), что перекликается со способом описанным нами выше. Если засушивали растения в контейнере с осушителем, то после процедуры его нужно достать, открыть и оставить охлаждаться на 12-36 часов.

Чем плотнее и многочисленнее лепестки, тем требуется больше времени для высушивания – 7-8 минут при средней или высокой температуре.

Если сушите нежные и хрупкие цветки (маргаритка, ромашка), то лучше использовать режим разморозки для более деликатного воздействия.

Недостатком способа можно назвать большую вероятность пересушки цветка, что приведет к его чрезмерной ломкости и снижению привлекательности, поэтому за процессом необходимо тщательно следить.

СУШКА С ПОМОЩЬЮ УТЮГА

Еще один экспресс-способ для сушки. Пригоден больше для засушки листьев и трав, таких как папоротник. Для это вам необходимо положить растение между двух листов бумаги и аккуратно прогладить. После каждой глажки меняйте бумагу на новую и повторяйте процедуру до тех пор, пока влага не испарится полностью.

Утюгом также хорошо сушить листья ириса и крокосмии.

СОХРАНЕНИЕ ЦВЕТА ПОСЛЕ ВЫСУШИВАНИЯ

Одна из важных вопросов при сушке — это сохранения изначального окраса цветка.

Для сохранения цвета при высушивании существует только одно правило: чем быстрее высох цветок, тем больше шансов на то, что его цвет сохранится. Все перечисленные способы объёмной сушки способствуют сохранению цвета. Но многое зависит и от самого растения — состав, концентрация и устойчивость пигментов неодинаковы у разных видов, многие растения выцветают или меняют цвет в любом случае, вне зависимости от способа высушивания. В общем случае — чем ярче лепестки, тем проще сохранить их окраску при высушивании.

Если вы хотите сохранить цвет лепестков при сушке цветка, познакомьтесь со своими главными врагами:

Время. Со временем все цветы выцветают, какие-то раньше, какие-то позже, и ничего с этим не поделать.

Ультрафиолет. Чтобы цветы сохранили окраску лепестков, их надо сушить в темноте. Ну, или хотя бы в тени, чтобы на них не попадали солнечные лучи.

Сырость. Если вы собрали мокрые растения или среда для высушивания недостаточно сухая, их части становятся питательной средой для бактерий и грибов. Результат - гниль и бурые пятна.

Нагрев. Если вы хотите ускорить сушку и используете сушилку или духовку, нужно внимательно следить за температурным режимом и не переусердствовать с нагревом (не больше 40-50 С), иначе лепестки побуреют.

Сохраняют цвет больше года: абрикос (цветки), анютины глазки, бархатцы, бессмертник, гомфрена, незабудка, маргаритка, мускари, роза темных оттенков, сирень, статица, тюльпан (желтый).
Немного светлеют: маленькие розовые розы, тюльпаны красные, шиповник в бутонах.
Очень сильно выцветают: айва японская, барвинок, гвоздика (все виды), крапива глухая, фиалка (всех видов и цветов).

НА ЗАМЕТКУ

На первый взгляд, это понятно даже первокласснику, но, тем не менее, в эту ловушку порой попадают специалисты с многолетним стажем. Если вам нужен один красивый засушенный цветок, например для кулона, то лучше засушивайте 5-10 штук.

Если нужен один, а прекрасно засушились все 10 цветков, то вы всегда сможете выбрать самый лучший из них или придумать, как использовать остальные.

А какие способы предпочитаете Вы? Делитесь своим опытом в комментариях :)

Однако я сразу же столкнулась в работе с несколькими проблемами и особенностями материалов, с которыми работают мастера, заливающие сухоцветы в эпоксидную смолу. Часть проблем удается преодолеть, о чем я буду писать ниже, с некоторыми же приходится мириться. Если кто-то знает, как их решить, буду рада почитать об этом, но, подозреваю, это ноу-хау, которым делиться захочет редкий мастер. Что же, я своими — готова!

Итак, приступим! Сразу оговорюсь, что писать полный мастер-класс по сушке растений для заливки не вижу смысла, их в сети достаточно (проверено на себе), правда, есть довольно бестолковые, но этого в эпоху всеобщей гласности не избежать. К тому же, собственный опыт — лучший учитель! Я дам лишь несколько дельных советов по сушке:

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 1


Так должны выглядеть правильно высушенные в объеме цветы: практически, как свежие, разве что чуть менее сочно.

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 4

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 5

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 6

То же касается мясистых сочных лепестков (тюльпаны, орхидеи, ирисы), но уже по другой причине: для удаления из них влаги впитывающих способностей бумаги недостаточно, они станут коричневыми, сгниют. Для них еще и придется каждые 3-4 дня диски менять, очень осторожно, не помяв. Диски выбирайте с минимальным рельефом, иначе все квадратики и зигзаги в итоге отпечатаются на лепестках!

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 7

Теперь кое-что о заливке:

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 8

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 9

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 10

Именно поэтому необходимо срывать и закладывать на сушку цветы и лепестки крайне бережно, чтобы не умножать природные дефекты их поверхности. Белые же цветы станут абсолютно прозрачными при заливке! Учитывайте это при составлении композиции и подборе фона, иначе разочарования не избежать!

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 11

Единственное исключение — бутоны белых цветов (спирея, ландыш, яблоня), в которых лепестки еще лежат в несколько слоёв, они часто спасают положение.

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 12

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 13

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 14

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 15

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 16

Теперь хочу написать кое-что об отдельных видах цветов, используя данные выше советы.

Мальвы. Бывают самых разных оттенков красного, желтого, розового, сиреневого, фиолетового цветов, всегда ближе к теплым.

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 17

У лепестков чудесное жилкование, радиально от основания лепестка, у большинства сортов — контрастного к основному цвета, что дает эффектную картинку.

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 18

Почти не утрачивают цвет после сушки, сушка просто в книгах, без особых приспособлений: главное — ровно уложить, не помяв. Почти всегда бывают гофрированными у края, так что высушить ровно цельными можно только самые молодые лепестки. Собирать лучше днем, когда цветы максимально раскрыты. Основная особенность — наличие мощного воскового слоя на всей поверхности, он обеспечивает ровный цвет после сушки и отсутствие прозрачных пятен при заливке, также можно вырезать фрагменты любой формы, края не будут пропитываться. Он же создает основную проблему — эпоксидка при первом покрытии сбегается к центру лепестка или вовсе стекает за края, так как совершенно не пристает к поверхности. Повторные заливки компенсируют это, но в дальнейшем при обтачивании или случайном падении слой смолы может с легкостью отслоиться, давая побеление и радужную вуаль.

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 19

Покупательницам обязательно нужно давать рекомендации по очень бережному обращению с изделиями. Вставки из лепестков в сеттингах смотрятся, как камни.

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 20

Влажность при заливке дает эффект позеленения белых жилок, что зачастую куда эффектнее, фиолетовые лепестки могут позеленеть на свободных от эпоксидки участках (первая заливка) или даже целиком, иногда и в процессе носки изделия.

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 21

Анютины глазки и лесные фиалки. Бывают всех оттенков радуги! С рисунком и без, размеры тоже варьируют от ногтя на мизинце до цветов величиной с ладонь.

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 22

Принцип сушки целых цветков, однако, у всех один: только в ватных дисках или между слоями! Это обусловлено разной толщиной цветка посередине и по краям: при плоской сушке без выравнивающей давление ваты утолщенный центр будет удерживать страницы на расстоянии своей высоты, а тонкие лепестки скукожатся и сползутся к центру, вместо красивого цветка получим убогую мятую фигню с лепестками разной длины и степени скукоженности :) Если есть желание засушить отдельные лепестки, это можно сделать в обычной книге, без всяких приспособлений. Мелкие цветки можно сушить в объеме, так они лучше сохраняют цвет и не дают эффекта прозрачных пятен при заливке (особенно желтые фиалочки), но чаще всего сушат в плоскости, так как в объеме цветки все же слегка скукоживаются.

Лесные фиалки нежно-голубого и сиреневого оттенка с красивым жилкованием просто очаровательны, но имеют тенденцию со временем терять цвет даже просто при хранении в дисках. Очень жаль, потому что они смотрятся даже лучше селекционных фиалок, они похожи на присевших отдохнуть мотыльков!

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 23

Георгины. Лепестки бывают самых разных оттенков, полосатые, с контрастным краем или жилками, округлые или удлиненные.

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 24

Чаще всего используются самые внешние лепестки соцветия, они наиболее ровные. Почти не утрачивают цвет после сушки (обычно темнеют), сушка просто в книгах, без особых приспособлений: главное — ровно уложить, не помяв. Гофрированные у основания лепестки можно уложить в диски, чтобы выровнять по всей поверхности.

Влажность влияет на синие и фиолетовые цвета при заливке обычным образом — позеленением, желтый не подвержен изменениям.

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 25

Есть один интересный эффект: у желтых лепестков с оранжеватыми жилками они окрашиваются в ярко-оранжевый оттенок, очень красивый! Единственный случай, когда влажность дала положительный эффект.

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 26

Альстромерии. Дивные по изяществу цветы самых разных оттенков, недостаток только один — приходится покупать :)

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 27

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 28

Однако темно-бордовые лучше не брать, если хочется эффекта рябых лепестков-перышек, они будут совсем темными после сушки. Лепестки желательно сушить в дисках, так как они в основании толще, чем у кончиков, иначе будет эффект помятости. Засушенные лепестки очень хрупкие, бережнее с ними!

Розы. Практически самые разнообразные по цвету плоды селекции цветоводов :) Сюда же относятся все виды шиповника. Всех цветов радуги, размеров, пестроты.

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 29

Небольшие бутоны можно сушить объемно, в силикагеле, отдельные лепестки сушат в книгах без всяких сложностей, только ровно разложить. Сложности могут быть с крупными сочными лепестками или шиповником, собранным после дождя, такие могут стать коричневыми, целиком или пятнами. При сушке обычно цвет сгущается, красный становится бордовым, а вот розовый сохраняется. Заливка часто приводит к появлению на лепестках прозрачных пятен самой разной величины, особенно если на лепестках были дефекты или заломы, если вы их царапнули или согнули. К сожалению, это почти неизбежно. Исключение — махровые розы с легким опушением, их можно легко распознать по контрастному оттенку лица и изнанки, их лепестки куда плотнее и, как следствие, практически не подвержены дефектам.

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 30

Розы в заливке очень прочно сцепляются со смолой, поэтому я никогда не видела отслоившейся от них эпоксидки.

Влажность катастрофична для шиповника и роз красных оттенков, розовые и желтые от нее не зависят. Белый шиповник становится желтоватым, как слоновая кость, независимо от влажности воздуха.

Маки. Самые разные по величине и оттенкам цветы.

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 31

Сушат лепестки в книгах без особенностей, особенности начинаются после сушки: лепестки у маков имеют паутинную тонкость, поэтому при первой заливке часто просто рвутся под палочкой. Требуют предельной осторожности! Но зато становятся абсолютно прозрачными в заливке, поэтому выглядят драгоценными камнями чистой воды, я не преувеличиваю! Красные при сушке станут темно-бордовыми, оранжевые цвет сохранят. На этом фото оранжевый лепесток служит фоном.

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 32

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле убираем с пути несколько увесистых граблей, фото № 33

Влажность влияет стандартно. Имеют восковой слой, поэтому эпоксидка может стекать вначале, при ударе возможно отслоение, то есть украшения требуют бережного обращения.

Разнообразие цветов в природе практически неисчерпаемо, поэтому написать о каждом жизни не хватит! Надеюсь, мои советы помогут начинающим и вдохновят профи на решение оставшихся проблем :) Всем вдохновения и успеха!


Оптическая прозрачность эпоксидной смолы позволяет заливать ей очень разнообразные предметы. Целым направлением применения эпоксидки стало изготовление бижутерии и ювелирных изделий с прозрачными или полупрозрачными заливками.

Ювелирные изделия из эпоксидной смолы

Кольцо и серьги из эпоксидной смолы

Особую популярность приобретают ювелирные изделия из прозрачной эпоксидной смолы, в которых залиты живые или искусственные цветы: кулоны, серьги, кольца, браслеты и так далее. Цветы заливают эпоксидкой даже в столешницах. Чтобы получить ожидаемый результат, стоит изучить особенности таких заливок, выбор и подготовку цветов. В этой статье мы расскажем, как залить цветы эпоксидной смолой своими руками.

Какие цветы заливать эпоксидной смолой: выбираем

Искусственные цветы

Заливка искусственных цветов не вызывает особых затруднений, так как к таким предметам применяются правила работы с материалами, из которых такие цветы изготовлены. Следует учитывать, что некоторые типы бумаги и картона могут отдать часть красителя при взаимодействии с эпоксидной смолой. Искусственные тканы и волокна в большей мере проявят свои дефекты после заливки из-за оптического эффекта прозрачной смолы.

Живые цветы

Можно ли заливать живые цветы эпоксидной смолой? Можно!


Серьги из эпоксидной смолы с заливкой цветов

Живые цветы в эпоксидной смоле смотрятся очень эффектно и детализированно, но требуют подготовки, чаще всего – просто сушки.

Какие цветы заливают эпоксидной смолой?

Сушить цветы можно в объемном виде для заливки в шарообразные или квадратные молды или в плоском виде между ватными дисками или напрямую между двумя плотными основаниями, например, в книге, на которую сверху можно поставить дополнительный груз. Для сохранения объемной формы используют лаки в спрей-баллонах. Подходит даже обычный лак для волос, который наносится со всех сторон на расстоянии 25-30 см.

Следует учитывать особенности самого цветка: если для засушки бутона розы достаточно просто убрать лишние лепестки и листья, то лепестки маков могут обсыпаться уже при сборе цветка. Поэтому самые тонкие и нежные цветы сразу собирают и укладывают на сушку на месте их сбора, чтобы при транспортировке домой или в студию они не повредились. Для объемной сушки иногда используют манную крупу, мелкую соль или силикагель в закрытой коробке, но в большинстве случаев достаточно хранения в сухом теплом помещении, если цветку сразу придать необходимую форму и закрепить лаком. При плоском высушивании необходимо учитывать, что страницы книги впитают в себя влагу, поэтому следует использовать старые ненужные книги. Во избежание перепечатывания букв на высушиваемый цветок можно использовать белые листы бумаги в качестве слоя между цветком и страницами или ватные диски (спрессованной стороной к цветку).

Характерным признаком засушивания является уменьшение цветка и и появление хрупкости (особенно в стебле), небольшие изменения цвета.

Заливка цветов эпоксидной смолой


Заливка розы эпоксидной смолой

При заливке цветов и листьев эпоксидной смолой следует руководствоваться всеми стандартными правилами по работе с мелкими предметами и тонкими слоями. Эпоксидную смолу лучше использовать более жидкой консистенции с длительным сроком полимеризации (затвердевания), чтобы было достаточно времени для выхода самых мелких пузырьков. Плотная вязкая эпоксидка может повредить цветок, не сможет заполнить все мелкие полости, смола затвердеет вместе с множеством пузырьков. Иногда при неудачной заливке вообще невозможно распознать заливаемый объект.

При заливке ювелирных изделий часто используют молды — формы для заливки. Они бывают жесткими и мягкими (силиконовыми), могут иметь простые плоские и объемные формы (медальон, шар, куб) и объемные самых причудливых форм с рисунками.

Часто используют мягкие силиконовые молды, которые могут быть использованы многократно. Для крупных изделий с цветами применяют также силиконовые формы для выпечки.

Молд заполняется смолой наполовину, после чего в него медленно погружается сухой цветок. Медленное погружение позволяет избежать деформации цветка и большого количества пузырьков. Цветок погружают удерживая за стебель или при помощи тонкой, но жесткой проволоки. Самые мелкие предметы погружаются пинцетом. Погружая цветок, его немного покачивают и прокручивают вокруг своей оси вправо-влево. Делать это необходимо очень аккуратно и плавно. После такого погружения цветка постепенно доливается смола до заполнения молда. Проволока отделяется до застывания смолы.

Застывание эпоксидной смолы с цветком происходит в срок, указанный производителем. Обычно — около суток.

После полного застывания смолы форму отделяют от заливки. Острые грани и излишки убираются надфилем, поверхность изделия полируется. Для установки фурнитуры ювелирного изделия или бижутерии тонким сверлом проделываются необходимые отверстия.

Немного теории. При сушке растений следует соблюдать определённые правила, которые помогут лучше сохранить цвет и форму растений. У меня таких правил всего три.
Первое правило: собирать цветы и травы следует только в сухую погоду, когда полностью высохнут капельки утренней росы или дождя. Мокрые растения скорее сгниют, чем высохнут. У меня был опыт сушки цветов поздней осенью, в дождливо-слякотную погоду: некоторые цветы удалось засушить (но цвет после сушки стал заметно бледнее), а подавляющая масса ушла в отходы.


Второе правило: сорвал цветок – суши его сразу. Только что сорванные цветки какое-то время держат форму лепестков, поэтому их довольно легко уложить для сушки так как надо.



У опытных флористов существует ещё немало других правил, зависящих от конкретного цветка (его формы, цвета и других характеристик). Но мне вполне хватает этих трёх. Теперь расскажу непосредственно о том, как я сушу цветы.

Сушка плоских цветов в книгах. Это самый простой и самый любимый мною способ, так как не требует особых инструментов и материалов и всё необходимое почти всегда имеется под рукой. Подходит для большинства полевых и луговых цветов и растений, имеющих относительно плоскую форму (например, анютины глазки на предыдущих фото).

Заранее готовим старую книгу и несколько листов белой офисной бумаги. Книгу желательно иметь старую, т.к. раньше их печатали на более дешёвой бумаге (желтоватого оттенка). Эта дешёвая бумага хороша своей гигроскопичностью: т.е. она хорошо впитывает влагу. Плотная, глянцевая бумага не подойдёт – она плохо впитывает влагу. А белая офисная бумага – это чтобы на цветке не отпечатались остатки типографской краски, и чтобы было легче потом доставать засушенные цветы. Офисную бумагу (формата А4) я обычно разрезаю на две половины и каждую половину ещё сгибаю пополам: получается небольшой кармашек для цветов (как показал опыт, достаточно удобный формат).


Подготовленную таким образом книгу можно всегда взять с собой на прогулку. А далее всё очень просто: встретился понравившийся цветок, аккуратно срезаем его ножницами, отрезаем лишние листья и стебель (чем меньше осталось, тем легче высушить), укладываем в кармашек из офисной бумаги, расправляем лепестки и слегка прижимаем пальцем, чтобы предварительно зафиксировать положение цветка.



Обратите внимание на то, как я уложил цветы: анютины глазки – лицевой стороной вниз, колокольчики – узкой стороной к сгибу бумаги. Эта небольшая хитрость помогает цветам сохранить именно такое положение, когда вы будете закрывать кармашек и укладывать его в книгу для последующей сушки.

И ещё один момент: некоторые цветы можно сушить целиком, а некоторые – надо разобрать на отдельные соцветия. Например, колокольчики и сныть я разбирал на более мелкие детальки. Эту работу удобнее выполнять пинцетом (который я постоянно забываю взять).




Ну и, наконец, кармашек с расправленными и слегка прижатыми цветами закладываем в книгу. Когда все кармашки будут заняты, а книга основательно распухнет от цветов, просто убираем её куда-нибудь подальше и забываем на месяц-другой. За это время цветы спокойно высохнут и приобретут окончательно плоский вид. Сверху, в качестве пресса, на книгу я обычно кладу стопку других книг.




Несколько лет назад я увлекался составлением флористических коллажей (засушенные цветы приклеиваются на лист плотной бумаги клеем ПВА). Если кто-то решит этим заняться, дам один небольшой совет: не усердствуйте с клеем (он ведь на водной основе). Чтобы цветок приклеился к бумаге, достаточно небольшой капельки: просто, чтобы зафиксировать положение. Вы же потом всё это прикроете стеклом и поместите в рамку.



И ещё одно: не храните подобные картины на солнце – они быстро выгорают.

Сушка объёмных цветов в соли. Этим способом я начал пользоваться совсем недавно и пока нахожусь в стадии экспериментов, но всё же расскажу и о нём. А началось всё с того, что на работе мы попробовали засушить три герберы разными способами: один цветок засыпали мелкой солью, второй – манной крупой, а третий – переложили листами туалетной бумаги и придавили прессом. Результат получили примерно через месяц:


Манку и соль отличить сложновато: в них цветы сохнут одинаково хорошо. Вот только когда начинаешь их очищать от манки/соли, – цветы распадаются на отдельные лепестки (впрочем, это вполне объяснимо для таких крупных цветов). Зато форма сохраняется почти идеально (сравните сердцевинку). После освобождения от бумаги цветок не развалился на части (справа), но на лепестках отпечатался рельеф бумаги, а сам цветок стал заметно более плоским.

Теперь определяемся с подходящими цветами. Мне очень понравились неполностью распустившиеся бутоны шиповника и колокольчики. Часть сныти я тоже решил сохранить в объёмном варианте. Посмотрим через месяц, что из этого получится. А технология весьма простая: насыпаем на дно немного соли, потом кладём цветок, снова засыпаем солью, слегка встряхивая, чтобы соль равномерно засыпала цветок, не нарушив его форму.



И так можно сделать несколько слоёв. А дальше – опять ждём (примерно месяц), после чего надо будет аккуратно достать засушенные цветы из соли. Думаю результат уже скоро вы увидите в моём магазинчике. А я пока запасаюсь бутылёчками разных форм и размеров.



Надеюсь, вам будет пригодится этот мой небольшой мк.

PS: вчера заливал цветы в эпоксидку, достал запасы из этой книги (с момента закладки прошло около двух недель). Сныть как всегда высохла в бесподобные облачка, а вот фиолетовые колокольчики стали совершенно бесцветными (с редкими синими островками). Из соли цветы пока не доставал – пусть ещё посохнут немного.

Читайте также: