Какие процессы должны произойти с цветком чтобы на его месте появился плод

Обновлено: 19.09.2024

Однажды учёные поставили опыт: на груше­вом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной!

Выскажи предположение, почему это произошло.

Пчёлы питаются нектаром, но одновременно являются насекомыми-опылителями. Они переносят пыльцу с одного цветка на другой. Если опыления нет, то на растении не появляются плоды.

1. Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому?

Мы видим, что плоды клёна, берёзы или липы напоминают маленькие самолётики, они очень лёгкие и разлетаются на большие расстояния. Так эти деревья приспособились для распространения семян.

Плоды череды и репейника распространяются иначе. Они имеют колючки-крючочки, которыми цепляются за шерсть животных и одежду человека. И животные или человек, переносит эти плоды.

Плоды одуванчика тоже очень лёгкие, похожие на парашютики. Их разносит ветер, но по форме они отличаются от плодов деревьев. Ведь одуванчик трава и растёт у самой земли. Поэтому чтобы его семена могли путешествовать, они должны взлетать. Вот у них и выработалось такое приспособление к полёту.

2. Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать.

Плоды должны путешествовать потому, что растениям нужно расселяться на новых территориях. Там, где они растут, уже мало места для молодой поросли, ведь ей нужно открытое пространство. Чтобы добраться до него, плодам приходится путешествовать.

Как развивается растение из семени?

Покажи на модели процесс развития растения из семени. Проверь себя по тексту и рисунку учебника.

Изготовим модель, показывающую процесс развития из семени растения. Это можно сделать с помощью рисунка.

Модель, показывающая развитие растения для 3 класса

Сперва покажем простое семя, помещённое в землю. Над землёй можно нарисовать солнечные лучи и струи воды, имитирующие полив.

На следующей картинке покажем, как у семени появляется корешок.

Затем над поверхностью почвы появится росток, маленький, зелёный, с ещё не сформировавшимися листьями

Затем у ростка появляются листья.

И на последнем рисунке можно показать взрослое растение.

Обсудим!

1. Семя — это живое или неживое тело?

Семя — это живое тело, прежде всего потому что является одним из этапов развития растения, живого объекта. Семя дышит, ему нужно тепло и вода. И мы должны помнить, что в природе никогда не происходит превращения неживого в живое, а из семени появляется живое растение.

2. Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

Для прорастания семян требуется несколько условий: тепло, вода, воздух. В пакетике есть только тепло, но одного тепла недостаточно для того, чтобы семя начало прорастать.

3. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Пчёлы являются насекомыми-опылителями, они помогают образоваться плодам. Чем больше пчёл в саду, тем лучше будет урожай.

Проверь себя

1. Как происходит опыление у растений?

Опыление происходит при переносе пыльцы с одного цветка на другой.

2. Что образуется на месте цветков после опыления?

На месте цветков после проведения опыления образуется плод.

3. Как распространяются плоды растений?

Плоды распространяются с помощью ветра, с помощью животных или человека.

4. Какие условия нужны для прорастания семян?

Для прорастания семян нужны тепло, почва, свет, вода, воздух.

5. Как развивается растение из семени?

Сперва образуется корешок, потом появляется росток, распускаются листья. А потом росток превращается во взрослое растение.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: опыление.

  • Опыление — процесс переноса пыльцы, в результате которого завязывается плод.

2. Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

Зимой плоды многих деревьев и кустарников можно увидеть на снегу. Они покрывают снег под деревьями. Эти плоды могут пролежать на снегу всю зиму, но их часто растаскивают грызуны и птицы.

Весной снег тает, и ручьи подхватывают плоды и разносят на большие расстояния.

А также семена распространяются животными и птицами, которые съедают плоды.

3. Приготовь рассказ о том, как животные по­могают растениям размножаться (опыляют цвет­ки, распространяют плоды).

Многие животные помогают распространяться растениям.

Происходит это по-разному.

Например, насекомые опыляют цветки и помогают образовываться плодам. Таких насекомых называют опылителями. К ним относятся пчёлы, шмели, бабочки и многие другие летающие насекомые.

Многие плоды имеют крючки, колючки, с помощью которых цепляются к шерсти животных. Животное разносит эти плоды далеко от растения. Например, собака, к шерсти которой прицепился плод репейника, может унести его на несколько километров.

А также помогают распространяться семенам птицы. Они питаются плодами, а семена попадают в землю вместе с отходами жизнедеятельности. Птицы могут разносить семена на многие километры.

А также птицы могут прятать плоды, делая запасы на зиму. А потом забывать про них. Так часто случается с птицей сойкой, которая теряет спрятанные жёлуди.

Участвуют в распространении семян и животные, которые питаются плодами. Например, белка может утаскивать кедровые орешки в дупла и часть из них терять. Попадая в землю, орешки могут прорасти и дать жизнь новому дереву.

Смотри также:

На следующем уроке

Вспомни, какое значение для животных и человека имеют растения. Какие ты знаешь растения, внесённые в Красную книгу России? Какие растения вашего края нуждаются в охране?

Без растений невозможна жизнь, потому что они выделяют кислород, который нужен для дыхания. Также они образуют органические вещества из воды и углекислого газа, служащие пищей всем животным.

В Красную книгу внесены многие виды растительного мира, например, ландышей, тюльпанов, маков, безвременник. Многие деревья также внесены в Красную книгу.

В Московской области нуждаются в охране: ветреница лесная и дубравная, княженика, клюква, морошка, адонис весенний, медвежье ушко, толокнянка и многие другие.

Цвето́к — сложный орган семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений.

В определённую пору жизни зацветает каждое цветковое растение. После того, как цветок отцветает, на его месте развивается плод. В плоде развиваются одно или несколько семян. Размножение растений семенами называется семенным размножением. Все цветковые растения размножаются семенами, в том числе те, которые могут размножаться вегетативно.

Пестик и тычинки - главные части цветка. Вокруг пестика и тычинок расположен околоцветник. У вишни, например околоцветник состоит из листочков двух типов. Такой околоцветник называется двойным. Внутренние листочки - лепестки составляющие венчик. Наружние листочки - чашелистники - образуют чашечку.

Венчик цветка может состоять из нескольких несросшихся лепестков (как у вишни). У многих растений лепестки в нижней части срастаются в трубку (примула, паслен чёрный и др.).


Околоцветник считается простым, если все его листочки более-менее одинаковы, и здесь нет ни чашечки, ни венчика. Такой околоцветник чаще всего встречается у однодольных растений(лилия, тюльпан).

У многих растений цветки развиваются на тонких стебельках - цветоножках. На конце цветоножка обычно утолщается или расширяется в цветоложе. На нём размещаются все части цветка. Не у всех растений есть цветоножки.

Каждая тычинка имеет пыльник. Внутри пыльника созревает пыльца. Он расположен на тычиночной нити. Пестик имеет рыльце, столбик и завязь. В основании пестика находятся семязачатки(или семяпочки). После цветения, именно из них развиваются семена, а из завязи - плод.

Большая часть цветковых растений имеют как тычинки так и пестики. Такие цветки называются обоеполыми. У некоторых растений одна часть цветков имеет только пестики. Такие цветки называются пестичными. Другая часть цветков имеет только тычинки. Это тычиночные цветки. Такие цветки называются разнополыми.

Растения, на которых на одном растении развиваются пестичные и тычиночные цветки, называются однодомными (огурцы, кукуруза). Растения, у которых на одном растении развиваются только тычиночные цветки, а на других - пестичные, называются двудомными (тополь, ива, некоторые виды осок).

Соцветия

Соцве́тие (лат. inflorescentia) — группа цветков, расположенных близко друг к другу в определённом порядке.

Простые — соцветия, в которых на главной оси располагаются одиночные цветки и, таким образом, ветвление не превышает двух порядков (например, гиацинт, черёмуха, подорожник и др.).

Сложные — соцветия, в которых на главной оси располагаются частные соцветия, то есть ветвление достигает трёх, четырёх и более порядков (например, сирень, бирючина, калина и др.).

Кисть - отдельные цветки расположены один за другим на цветоножках, отходящих от общей длинной оси (ландыш).

Простой колос - цветки не имеют цветоножек (сидячие цветки), располагаются на общей оси соцветия (подорожник).

Сложный колос - на общей оси сидят несколько колосков, каждый из них образован несколькими цветками (рожь, пшеница).

Початок - от колоса отличается толстой. часто мясистой осью соцветия (кукуруза).

Простой зонтик - цветоножки выходят от вершины оси соцветия (примула).

Простые соцветия бывают сгруппированы в сложные.

Сложный зонтик - соцветие-зонтик, состоящее из нескольких простых зонтиков (морковь, петрушка).

Корзинка - многочисленные мелкие сидячие цветки плотно располагаются на поверхности плоской или конусовидной оси соцветия. Снаружи защищено зелёными листьями - обвёрткой (подсолнух, одуванчик).


Простое соцветие - кисть



Сложный колос. Пшеница


Сложный колос. Рожь



Сложное соцветие - плейохазий


Простой зонтик. Примула


Сложный зонтик. Морковь


Сложный зонтик. Петрушка


Корзинка. Подсолнечник однолетний

Перекрестное опыление насекомыми

Перекрёстное опыление - это перенесение пыльцы с цветка одного растения на цветки другого. Перекрёстное опыление может происходить разными способами.

Опыление насекомыми - обычно это пчёлы, осы, иногда муравьи, жуки, моли, мухи и бабочки. Насекомых в цветках привлекает сладкий нектар и пыльца. Пыльца цветков обычно крупная и очень клейкая.

Опыление при помощи животных - птицами (колибри, нектарницы, медоносы), летучими мышами, грызунами, некоторыми сумчатыми (в Австралии), лемурами (на Мадагаскаре).

Искусственное опыление - перенесение пыльцы с тычинок на пестики цветков при участии человека.

Признаки насекоопыляемых растений - крупные одиночные цветки, соцветия, в которые собраны мелкие цветки, яркая окраска лепестков и простого околоцветника, нектар и аромат. Есть цветки, которые раскрываются с наступлению сумерек. Эти цветки имеют сильный аромат. Их опыляют ночные бабочки.

Имеются в природе растения, которых опыляют только определённые насекомые. Львиный зёв опыляется только шмелями.

Нектар и пыльца служит пчёлам едой. Перелетая с цветка на цветок, они опыляют цветки. Поэтому ульи с пчёлами специально привозят в сады во время цветения. Пчёлы опыляют каждый цветок и урожай плодов повышается

Перекрёстное опыление ветром. Самоопыление


Опыление может происходить с помощью ветра. Такой способ опыления очень распространён у злаков, большинства хвойных и многих лиственных деревьев. Растения, опыляемые ветром чаще всего растут большими скоплениями.

У ветроопыляемых растений созревает очень много пыльцы. Большая её часть пропадает, не опыляя цветков. Большинство растений, опыляемых ветром цветут рано весной, до распускания листьев. Так, листья не мешают их опылению. У растений, опыляемых ветром всегда невзрачные, часто мелкие цветки, пыльники расположены на длинных свисающих нитях, мелкая, сухая пыльца.

Есть ещё один способ опыления - самоопыление. В таком случае, в ещё не раскрывшемся бутоне цветка пыльца попадает из пыльников на рыльце того же цветка. Когда бутон раскрывается, можно считать, что опыление уже произошло.

Искусственное опыление

Искусственное опыление — это перенесение пыльцы с тычинок на пестики цветков при посредстве человека.

Обычно пыльцу переносят чистой и сухой мягкой кисточкой. Иногда цветки растений, которых собираются опылять искусственно, готовят заранее. Осторожно открыв бутон, удаляют из них тычинки, для того, чтобы они не самоопылились. На бутоны одевают марлевые мешочки, чтобы ветер или насекомые не занесли пыльцу. когда бутоны распустятся, на рыльца наносят заранее приготовленную пыльцу.

Тычиночные цветки созревают раньше, чем пестичные цветки этого же растения. Но в безветренную погоду пыльца осыпается, и урожай получается низким.

Оплодотворение у цветковых растений


Для того, чтобы завязался плод, и развились семена, цветы растения должны опылиться, а затем должно произойти оплодотворение. Оплодотворение - это слияние двух половых клеток - гамет. Мужские гаметы у цветковых растений - спермии - очень мелкие. Женские гаметы - яйцеклетки - намного крупнее спермиев.

При опылении пыльцевые зёрна попадают на рыльца. Пыльцевое зерно одето оболочкой. Поверхность оболочки может быть гладкой, или неровной и покрытой разнообразными шипиками, бородавочками, выростами в виде сеточки. У многих растений пыльцевые зерна в форме шариков.

На всей поверхности рыльца выделяется липкая жидкость, помогающая удерживать пыльцу. Пылинка, попадая на рыльце прорастает в очень тонкую и длинную пыльцевую трубку. Она прорастает между клетками рыльца, затем столбика и в конечном итоге врастает в полость завязи.


В этой полости находятся семязачатки (семяпочки). У разных растений число семязачатков в завязях различно. Оно может достигать от одного (пшеница, ячмень, рожь, вишня), до нескольких десятков (хлопчатник), и даже нескольких тысяч (мак).

Пыльцевое зёрнышко попадает на рыльце пестика и прорастает. Пыльцевая трубка растёт, и по ней из пыльцевого зерна перемещаются две клетки. Они имеют крупные ядра. Это спермии. Они всё время держатся вконце пыльцевой трубки.

Семязачатки находятся на внутренних сторонах стенок завязи и состоит из клеток. Каждый из семязачатков одет покровом, на вершине которого есть узкий канал - пыльцеход.

Пыльцеход ведёт в центральную часть семязачатка. Здесь находится ткань, состоящая из маленьких клеток с тонкими оболочками. В этой ткани развивается группа более крупных клеток, самая большая - яйцеклетка - находится ближе к пыльцеходу. Пыльцевая трубка врастает в семязачаток, и яйцеклетка сливается с одним из спермиев. Так происходит оплодотворение.

В группе относительно крупных клеток, есть самая крупная. С ней сливается самый крупный спермий. У цветковых растений происходит два слияния: один спермий сливается с яйцеклеткой, а другой - с крупной центральной клеткой. Этот процесс называется двойным оплодотворением.

Образование семян и плодов

После оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки. Затем эти две клетки снова делятся каждая на две и т. д. в результате многократного деления клеток развивается зародыш нового растения.

Самая крупная клетка семязачатка, которая слилась со вторым спермием, тоже делится так, как яйцеклетка. Из неё развиваются клетки эндосперма. В эндосперме накапливаются запасы питательных веществ. Этими питательными веществами эндосперм снабжает зародыш.

Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. В итоге, после оплодотворения из одного семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры(изменённый покров семязачатка) и зародыша(слияние яйцеклетки с первым спермием).

После того, как произошло опыление и оплодотворение, к завязи притекают питательные вещества. Затем завязь постепенно развивается в спелый плод. Из её стенок развивается околоплодник, который будет защищать семена от внешних неблагоприятных воздействий. Бывает, что в образовании плода принимают и другие части цветка.

Все спелые плоды можно разделить на сухие и сочные по характеру околоплодника. Односемянный плод образуется если в завязи одна семяпочка, многосемянный, если много почек. Плоды, у цветковых растений могут быть четырёх типов: сочные односемянные, сухие односемянные, сочные многосемянные и сухие многосемянные.

Когда семена созревают в сухих плодах (боб, стручок, разнообразные коробочки), околоплодник должен вскрыться, чтобы семена рассеялись. Некоторые коробочки и бобы разбрасывают семена.

Семена сухих многосемянных плодов имеют сильную семенную кожуру. Она защищает эти семена после того, как они высеялись из плода.

Односемянные сухие плоды (орехи, зерновки) не вскрываются, потому что эти плоды рассеиваются сами вместе с семенами. Их околоплодники разрываются только тогда, когда прорастают семена. У такого плода слабо развита семенная кожура, потому что околоплодник развит достаточно хорошо.

Семена сочных многосемянных и односемянных плодов распространяют поедающие эти плоды животные. Семена, развивающиеся в ягодах обладают хорошо развитой семенной кожурой. Семена костянок защищены косточкой - внутренним каменистым слоем околоплодника. Такие семена могут сохранить способность прорастать, пройдя через пищеварительную систему животного.

Плоды и семена имеют большое значение в жизни людей. Они - пища для людей, корм для животных, их используют в промышленности и медицине.

семязачаток.jpg

Происходит также деление центральной клетки зародышевого мешка. Из неё образуется эндосперм, содержащий запас питательные вещества для питания и развития зародыша.

Из оболочек семязачатка образуется семенная кожура, а стенки завязи постепенно превращаются в околоплодник.

плоды.jpg

Известны растения, у которых плод образуется с участием других частей цветка, например цветоложа.

Семя образуется из семязачатка. Околоплодник образуется из стенок завязи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята, предлагаю начать наш урок с отгадывания загадки:

Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал –

На землю пал. (Плод)

Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать и о чем пойдет речь?

СЛАЙД 2

Вы правы сегодня мы с вами будем изучать еще один генеративный орган растения – плод. Поговорим об их образовании, значении и распространении.

Откройте тетради-карточки и запишите тему урока.

Скажите, а часто вы едите плоды?

А как вы считаете нужны ли вам лично знания о плодах?

В таком случае сформулируйте и запишите в тетради собственную цель, что вы хотите узнать о плодах сегодня на уроке?

СЛАЙД 3-4

А я вам предлагаю поработать над таким проблемным вопросом:

Ваша задача быть внимательными, активными, чтобы на уроке приобрести необходимые знания и ответить на все поставленные вопросы, а так же достичь всех поставленных целей.

Послушайте слова Виктора Солоухина СЛАЙД 5

О чем говорит автор?

Автор говорит о чуде. Чудо – это образование плода на месте цветка

Прежде чем приступить к выполнению нашего плана, я предлагаю вам выполнить задание1- вспомнить строение цветка?

Выполняют задание 1 на листах самоконтроля: подпишите части цветка.

СЛАЙД 6 Сравните свои схемы с шаблоном, исправьте неточности, оцените правильность и полноту выполненных заданий.

Поставьте отметку СЛАЙД 7

1 по плану.

Давайте разберем, на месте чего и как формируется плод. Слушаем очень внимательно.

С наступлением весны на растениях распускаются почки. А из них образуются побеги - вегетативные (лиственные) и генеративные (цветковые). На генеративных побегах образуются цветки. Насекомые опыляют цветы. И на месте цветов после двойного оплодотворения, образуются плоды. К завязи, где находится семязачаток, интенсивно притекают питательные вещества. Стенки завязи преобразуются в околоплодник. Из семязачатка развивается семя. А семя окруженное околоплодником является плодом. На месте завязи образуется плод.


Сделайте вывод: Ребята, какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод? (установить последовательность№2)

Процессы, необходимые для образования плода.

СЛАЙД 9

-Образование цветка

-Опыление

-Оплодотворение

-Образование плода

На месте чего формируется плод?

(соединить линиями №3)

Образование плода:

ЦВЕТОК -------- ПЛОД

СТЕНКА ЗАВЯЗИ----------- ОКОЛОПЛОДНИК. (Зачитывают ответ) Оцените ответы.

СЛАЙД 10

2 вопрос по плану: Из чего состоит плод? СЛАЙД 11

Плод — конечный этап развития цветка видоизменённого в процессе двойного оплодотворения; генеративный орган покрытосеменных растений, который служит для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян. Плод образуется из завязи пестика.

Нередко в формировании околоплодника участвуют и другие части цветка: цветоложе, околоцветник, тычинки.

Как вы думаете для чего у плода образуется околоплодник?

Учащиеся высказывают варианты ответа: защита от высыхания, механических повреждений, не благоприятных воздействий окружающей среды; играют большую роль в распространении семян (имеют шипы, колючки, привлекают животных, вырабатывают клейкое вещество и т.д.).

Делают вывод о строении плода подписывают рисунок и озвучивают его.


3 вопрос: Какие бывают плоды? СЛАЙД 12

Если в цветке 1 пестик, то формируется простой плод (пшеница, вишня, горох)


СЛАЙД 13 Цветки, которые, имеют несколько пестиков, формируют сборный или сложный плод (малина, земляника, лютик).


СЛАЙД 14 Ну, а если плоды образуются из целого соцветия, срастаются и превращаются в единое целое, то речь идет о соплодии (ананас, инжир).


Поскольку плоды очень многообразны, для разных плодов существуют специальные названия. СЛАЙД 15

По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные. В зависимости от консистенции околоплодника различают сухие и сочные плоды.


Поговорим подробнее о разнообразии плодов СЛАЙД 16


Наружный слой околоплодника у него- тонкая кожица, средний сочная мякоть, внутренний деревянистый, образует косточку (вишня, слива, персик.)

СЛАЙД 17 Ягода - наружная часть околоплодника состоит из тонкой кожицы (помидор, виноград, смородина.) Данные плоды многосемянные . Так как внутри плода содержится много семян.



Барбарис и финик –односемянные плоды.


Сочные ягодовидные, многосемянные плоды (яблоня, груша, боярышник, рябина.) В его образовании принимает участие не только завязь, но и другие части цветка.

Лимон, апельсин, амурский бархат так же имеют ягодовидный плод, называется он померанец.


У некоторых растений костянка многосемянная. СЛАЙД 21


Сложный плод многокостянка- это когда на разросшемся цветоложе расположены многочисленные сочные костянки (малина, костяника)


Зерновка- сухой односемянный плод с тонким пленчатым околоплодником, сросшимся или плотно прилегающим к семенной кожуре.(рожь, пшеница, кукуруза).


Семянка - сухой односемянный плод с кожистым околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой (одуванчик, подсолнечник)


СЛАЙД 25 Орех это сухой, односемянный плод с деревянистым околоплодником. (орешник, лещина, липа)


СЛАЙД 26 Желудь- сухой односемянный плод, в отличии от ореха околоплодник кожистый.


СЛАЙД 27 Коробочка это сухой многосемянный плод, открывающийся крышечкой (белена), дырочками ( мак) или створками (тюльпан).


СЛАЙД 28 Боб и стручок- сухие многосемянные плоды. Но у стручка между створками есть перегородка, на которой и располагаются семена. (капуста, редька), а у боба такой перегородки нет


предлагаю вам посмотреть на плоды и распределить их (опираясь на таблицу).

Отделить сочные плоды от сухих.

Определите плод костянка.

Найдите многосемянные плоды.

Покажите плод померанец. СЛАЙД 30 (Ребята оцените ответы )


По плану вопрос 4 : Как распространяются плоды и семена?

Прежде чем раскрыть 6 вопрос я предлагаю вам послушать сказку: СЛАЙД 31

Сказка о жадном дубе.

В чем жадный дуб был не прав? Почему он погиб в одиночестве? Почему необходимо распространять семена?

Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь. (Животными) СЛАЙД 32 (1-Й ЩЕЛЧОК)

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес. (Ветром) (2-Й ЩЕЛЧОК)

(Одуванчик)

На сучке - арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Всё развалилось. (Самораспространение) (3-Й ЩЕЛЧОК)

Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится. (водой) ( 4-Й ЩЕЛЧОК)

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь! (людьми) (5-Й ЩЕЛЧОК)

-развитие семени, -продукты питания,

-созревание семян, -корм скоту,

-расселение растений, -лекарство,

-пища для животных, -сырьё в промышленности,

-освоение новых

Плоды образуются на месте цветка.

Плоды нужны для распространения семян.

Выставление отметок: оцените свой труд на уроке.

Ребята, вот и заканчивается наш урок. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по – разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас. Если вам урок понравился, хлопните 1 раза в ладошки. СЛАЙД 33-34

Цель: Создание условий для развития познавательных интересов в области биологии и формирование навыков практической деятельности обучающихся через реализацию технологии проектного обучения.

1. Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном генеративном органе цветкового растения,

2. Развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; самостоятельно работать с текстом; сформировать умения по классификации плодов; формировать навыки практической деятельности изучения цветковых растений через создание коллекции плодов и семян.

3. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде Воспитывать коммуникативные качества, работа в группах.

4. Развитие УУД: Личностные : готовность к самообразованию, самовоспитанию.

Коммуникативные : умение работать в группах, аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог;

Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.

Регулятивные : осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: натуральные объекты, лист самооценки, презентация

1. Организационный этап.

Добрый день, ребята!

-Ученые заметили, что человек лучше усваивает информацию, если в нём преобладают позитивные эмоции.

-Поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и начинаем наш урок.

Ребята, обратите внимание на девиз сегодняшнего урока

«На уроке, как в лесу

Едва-едва отвлёкся – все ушли вперед.

На столах у каждого из вас лежат листы самооценки, не забудьте в конце урока по 5-ти бальной шкале оценить свою работу на уроке.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

-Вы уже знаете, что растение – это живой организм. Он питается, дышит, растет, развивается и размножается. Эти функции выполняют органы, из которых состоит тело растений.

-Давайте вспомним что такое орган?

-На какие 2 группы по выполняемым функциям можно разделить все органы растений? (вегетативные, генеративные)

-Вегетативные органы? Назовите их?

-С особенностями строения, какого из генеративных органов мы познакомились на прошлых уроках? (цветок)

-Ребята, а для чего нужны цветы в природе?

3. Постановка учебной задачи

- Я пришла к вам на урок с корзиной в ней находится то, что будет являться предметом нашего изучения. Найти ответ на этот вопрос вам поможет загадка:

Учитель загадывает загадку:

Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал –

На землю пал.

- Так, что находится в корзине?

-Молодцы, действительно в корзине у меня находятся плоды растений.

Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока: (корректировка темы)

Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке? (Слайд 2)

(Узнать: что такое плод? какие плоды бывают? многообразии плодов и их классификации).

Сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании и значении , а также выполним проект – составим коллекцию плодов и семян цветковых растений. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос:

Давайте рассмотрим плоды растений лежащие у вас на столах, назовите их, внимательно рассмотрите. Все ли они одинаковые или есть отличия? Какие?

(размер, цвет, форма.)

Правильно, т.е вы назвали внешние признаки плодов -морфологические.

А теперь, опираясь на знания, которые вы получили, изучив особенности строения цветка, попробуйте сформулировать, что же такое плод?

Запись в тетради . Плод – это генеративный орган цветкового растения.

Какие процессы необходимы для образования плода?

Ответ: Процессы, необходимые для образования плода (слайд 5).

Образование цветка.

Оплодотворение

Образование плода (Слайд 6).

Давайте дополним наше определение.

Плод – орган размножения цветкового растения, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ!

А какое практическое значение плодов в природе? (образование семян)

- Давайте посмотрим, из каких основных частей состоит плод.

- Возьмите сливу- разломите пополам. Что наблюдаете? (семя)

- Т.е. главная часть – семя –зародыш будущего растения.

- А чем окружено семя? (мягкое содержимое). Околоплодник. Из какой части цветка он образовался? ( из пестика-завязи) . Т.О. околоплодник-это разросшиеся стенки завязи пестика.

Запись в тетрадь: ПЛОД= СЕМЯ + ОКОЛОПЛОДНИК

- Ребята, сливу вы легко разделили пополам? Почему? Правильно, т.к. околоплодник- мягкий. В биологии такой тип околоплодника называют сочным.

- А теперь тоже самое проделайте с грецким орехом. Получилось разломить этот плод пополам? Почему? Такой тип околоплодника называется сухой.

Итак, мы выяснили, что плоды разнообразны по форме, размерам, окраске, но всех их разделяют на группы : СУХИЕ и СОЧНЫЕ. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

- Приведите примеры растений с сухим и сочным околоплодником.

- А теперь возьмите виноград и разломите пополам, что наблюдаете? Сколько семян?

- Сравните со сливой.

- Оказывается плоды и сухие и сочные можно разделить еще на 2 группы: односемянные и многосемянные. Запись в тетрадь

- Приведите примеры односемянных и многосемянных плодов. Кто затрудняется может открыть учебник стр………

- Ребята, что нового узнали о таком органе как плод?

- Каковы общие признаки всех этих плодов? (Развиваются на месте цветка) - Что находится внутри плода независимо от того сочный он или сухой?(семена)

- А теперь, давайте приступим к следующей задачи урока и выполним проект - составим коллекцию плодов и семян цветковых растений. С какой целью? Где мы сможем использовать наш проект?

- Посмотрите коллекции плодов и семян, которые составили 6-тиклассники прошлого года, несет ли эта коллекция информационное пространство? Какие недостатки вы видите?

- Что бы вы хотели дополнить? Для чего?

- Для чего нужна информационная карта. Какие критерии выделите? Т.О. продуктом вашего проекта – создание информационной карты

- Давайте теперь определим основные этапы проекта. Проект –групповой, краткосрочный.

Защита проекта (обсуждение, что должны сделать на каждом из этапов)

-У каждой группы, на столах есть информация о растении. Вашей задачей будет составить информационную карту, по тем критериям, которые мы определили. Время выполнения (7 минут. )

Обобщение полученных знаний на уроке.

- Давайте вспомним тот вопрос, который мы поставили в начале урока и ответим на него.

На месте чего образуются плоды и для чего они нужны? (Слайд 14)

Плоды образуются на месте цветка.

Плоды нужны для распространения семян. (Слайд 15)

Давайте подведём итоги урока:

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

мне захотелось… (СЛАЙД)

Домашнее задание : п. 34-читать, поработать с таб классификации плодов , подготовится к защите проекта. Подготовить информации(1чел из команды) о удивительных плодах!

- Ребята, обратите внимание на экран настроения. В виде чего он изображен? (плод-яблоко). Но он бесцветный и некрасивый! Я хочу, чтоб вы преобразили этот плод. Для этого каждый из вас возьмите стикер (красный цвет – у меня все получилось, я много узнал, желтый – не которые вопросы остались не понятными; зеленый- не доволен результатами работы) и и прилепите его на плод. Спасибо за работу.

Читайте также: