Какие ягоды и цветы вырастают на лесной просеке кладовая солнца

Обновлено: 19.09.2024

Как звали Травку до того . как она стала Травкой?

Какое прозвище дали в деревне волку?

Почему болото назвали Блудово?

Что такое елань? Почему её называли Слепой?

Есть ли в сказке – были другие собственные имена? Их роль в произведении. Каким образом узнаёт обо всём читатель?

Какую роль играют имена в сказке-были?

В лес за детьми: растительный и животный мир в произведении.

Какую роль играет лес в жизни деревенских жителей, брата и сестры?

Кто рассказывает читателю о лесе? Можно ли ему доверять? Почему?

Какие деревья селяться в приболотце, на краю болота?

Какие на сухих островках?

Какие ягоды и цветы вырастают на лесной просеке?

Где и как растут клюква. Черника, голубика?

С какими животными встречались дети в лесу?

Какую роль в сказке играет лес и растения? Почему автор так подробно изображает растительный мир?

История семьи Насти и Митраши.

Можно ли определить место , где жили брат и сестра?

Что известно об их родителях? Какие у них были взаимоотношения с детьми, друг с другом?

На кого похожа Настя? Митраша? Почему сделали такой вывод?

Как выглядел дом, в котором жила эта семья?

какие животные жили в доме? Какие у них были клички? Можно ли по этим кличкам определить черты характера хозяина?

Что можно сказать об этой семье? И каким образом читатель всё узнаёт? Какую роль семья играет в сказках? в жизни? Почему на неё обращают внимание автор?

Автор в сказке – были.

Кто помогает читателю понять, что происходит в сказке-были? Каким образом?

- Дорогие ребята! Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца". За эти несколько уроков все мы, как и автор, подружились с Настей и Митрашей, полюбили их. Теперь пришла пора прощаться с ними. Сделаем же это прощание радостным, пусть у каждого в душе останется что-то доброе, хорошее от этого знакомства, пусть каждый откроет для себя новость, получит радость от общения с замечательным писателем и его героями.

"Основная тема творчества Пришвина - Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы"-, пишет В.А.Солоухин. Давайте проследим эту связь человека и природы в сказке-были Пришвина " Кладовая солнца". Эта работа поможет нам выяснить, в чём же заключается "правда жизни", о которой пишет М.М.Пришвин.

2. Краткий пересказ по иллюстрациям.

(Иллюстрации рассыпаны, ученики выходят к доске, находят нужную иллюстрацию, дают описание в двух-трёх предложениях).

- Вспомним, ребята, сюжет сказки-были. Для этого нам помогут ваши иллюстрации.

  1. Главные герои - Настя и Митраша.
  2. Ель и сосна у Блудова болота.
  3. Две тропинки, идущие от Лежачего камня.
  4. Митраша в Слепой елани.
  5. Настя на палестинке.
  6. Спасение Митраши.

3. Конкурс "Знатоки леса".

- Запомнили ли вы, какое место называется палестинкой?

- Очень приятное местечко в лесу называется палестинкой.А в этой сказке-были это поляна, где Настя нашла много клюквы.

- А что за ягода клюква?

-Клюква-ягода очень полезная и целебная.Она растёт в болотах и сосновых лесах.

- Какие ещё ягоды и цветы вырастают на лесной просеке?

- Ещё в лесу растут черника, брусника, волчье лыко.

- А как цветёт волчье лыко и почему оно так называется?

- "Волки из него себе корзины плетут"-говорил отецМитраши.А цветы бывают мелкие лиловые,алые и ароматные.

-Правда ли, что болото - кладовая солнца и как это понять?

Стр.186. Выразительное чтение учеником.

- Видите, ребята, как много нового мы узнали о природе. А каких зверей и птиц мы увидели?

- Волки, лось, гадюка, глухарь, тетерев. И все со своими повадками, стонами.

- Что вы можете сказать о писателе, который всё это нам открыл?

- Я думаю, что Пришвин не простой писатель, а очень наблюдательный человек.Он всё видит, понимает, рисует.Мы читали, что Пришвин любил путешествовать и всё записывал.Эти записи он использовал в своих произведениях.Природу Пришвин описывает как человека.

- Ребята, давайте послушаем и выясним, как это у Пришвина природа получается похожей на человека.

4. Выразительное чтение пейзажных сцен, выделение художественных приёмов.

  1. Стр. 183 "Лет двести тому назад. "
  2. Стр. 187 "На этой подвижной земле. "
  3. Стр. 184 "Первые лучи солнца. "

- Какие приёмы использует Пришвин, описывая природу?

- Благодаря олицетворениям, сравнениям , метафорам природа одушевлена. Она принимает активное участие в жизни героев.Ветки деревьев напоминают человеческие руки, а сами деревья как живые существа.

- Правильно, ребята. Человек и природа очень близки, очень похожи. Природа тоже может быть доброй и злой. Не всегда греет и сияет солнце. Есть в природе и тучи, и ненастье. И только человек способен в непогоду сберечь тепло и свет солнца.

- Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?

5. Инсценирование сцены ссоры Насти и Митраши.

"Неподвижные, как изваяния.

Деревья завыли, застонали."

- Почему здесь введён такой пейзаж?

- Природа хочет предупредить своих героев.

- Понимают это Настя и Митраша?

-Мне кажется, что нет.Ведь они поссорились и пошли по разным тропинкам. Забыли друг о друге.

- Обида, упрямство помешали им найти правильное решение.

- Не напомнила ли история Насти и Митраши какое-нибудь произведение из татарской или из русской литературы?

- Сказка А.Алиша " Аерылганны аю ашар, бүленгәнне бүре ашар". Лошади не послушались вожака и разделились.И многие погибли.

- И Настя с Митрашей должны были держаться вместе в глухом лесу, в болоте. А они всё это забыли.

- Давайте и мы все вместе отправимся на лесную поляну, отдохнём.(Физкультминутка)

- Видите, как хорошо, когда рядом с тобой друзья, близкие люди. Кто же напомнил об этом Насте и Митраше?

Кто же помог детям, объяснил им правду жизни, переданную от поколения к поколению как наследие?

- Я думаю, что это собака Травка. Ведь она спасла Митрашу, вытащила его из болота, помогла встретиться с сестрой.

- Собака забыла зайца, за которым гналась; забыла о голоде, увидев человека.

- Она предпочла погоне за зайцем, за пищей помощь человеку, попавшему в беду.

-Правильно, ребята. Собака на своем примере показала, что правда жизни заключается в любви к человеку, в любви к природе, в самоотвержении.

(Словарная работа- самоотверженность)

- А теперь, ребята, послушаем, как это поняли Настя и Митраша. И какой поступок показывает, что они это поняли?

6. Рассказ от имени Насти и Митраши. (Прослушивание по магнитофону)

- Настя и Митраша поняли, что они всегда должны быть вместе, поддерживать друг-друга, помогать.

- Настя всю собранную полезную и целебную клюкву передала больным детям.

- Ребята, а вы узнали Настю и Митрашу? Кто они?

- Почему я выбрала именно Тахира и Тахиру?

- Они тоже брат и сестра, и лучше их с этим заданием не справился бы никто.

-Ребята, мы выяснили, какую "правду жизни" передал Антипыч через собаку Травку Насте и Митраше как наследие?

- Мы должны быть вместе, должны поддерживать друг-друга и помогать."Правда жизни" заключается в любви к человеку, к природе.

7. Можем ли мы теперь, ребята, объяснить, какой смысл вкладывает писатель в название "Кладовая солнца"?

- Это торф, который достается человеку в наследие.

- Это вся природа, которая тоже переходит как наследство от одного поколения к другому.

- Это правда жизни, которую от поколения к поколению передают люди, животные, птицы.

(Ученики делают записи в тетрадях)

- Значит самая главная кладовая солнца -это понимание того, что человек и природа -это единое целое. Давайте ещё раз вспомним, что говорил об этом сам М.М.Пришвин.

8. Просмотр видеофильма о М.М.Пришвине.

9. Выступление книголюбов.

- Много других произведений написал М.М.Пришвин о природе.Это и "Корабельная чаща",рассказы "Этажи леса", "Лисичкин хлеб", "Цветущие травы" и другие.Они собраны в этих сборниках.

- К следующему уроку литературы каждый из вас прочитает один рассказ Пришвина и откроет что-то новое для себя и для нас. "Что новое я открыл в рассказе М.М.Пришвина".

- Тема "Человек и природа" является основной для многих русских и татарских писателей. На этой выставке представлены только некоторые из этих книг.

(Реклама на книги)

- Видите, ребята, сколько нового и интересного можно узнать благодаря книгам. Ещё я принесла сегодня "Красную книгу". Что это за книга?

- Важно понять не только то, что природа и человек - единое целое. Нужно помнить и то, что эту связь необходимо беречь, нужно охранять природу. А что мы можем для этого сделать?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цели и задачи;

раскрыть изображение природы как одного из героев повествования;

определить значение образа Блудова болота в сюжете;

проследить роль художественных средств изображения;

познакомиться с болотом как объектом гидросферы;

развить устные речевые способности, навыки выразительного чтения и инсценирования, умение работать с дополнительными источниками;

содействовать воспитанию доброго, отзывчивого, любящего человека, думающего читателя, заботливого хозяина Земли;

воспитывать интерес к творчеству М.М.Пришвина, любовь к природе.

1. Слово учителя.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас заключительный урок по усвоению содержания сказки-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

За эти несколько уроков все мы подружились с творчеством Михаила Михайловича Пришвина, 144 года со дня рождения которого многочисленные поклонники отмечают в этом году 3 февраля.

Кто же лучше Михаила Михайловича может рассказать о всех тайнах нашей земли – матушки, научить видеть и наблюдать, постигать её тайны?

Я уверена, что соприкосновение с творчеством этого писателя никого не может оставить равнодушным. В душе каждого останется что-то доброе, хорошее от этого знакомства, пусть каждый откроет для себя новое, получит радость от общения с замечательным писателем и его героями.

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

Если внимательно прочесть все написанное Пришвиным, то остается убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал.

Для таких мастеров как Пришвин мало одной жизни – для тех мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе. А этих листьев падает множество. Сколько же листьев упало, унося с собой невысказанные мысли писателя – те мысли, о каких Пришвин говорил, что они падают, как листья, без всяких усилий!

Очевидно, что природа восточной части Орловщины, природа вокруг Ельца – очень русская, очень простая и небогатая. И вот в этом ее свойстве, даже в некоторой ее суровости и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. На простоте яснее выступают качества земли, острее делается взгляд и собраннее мысль.

О Пришвине писать трудно. Его нужно выписывать для себя в заветные тетрадки, перечитывать, открывая новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав – погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.

Секрет пришвинского обаяния, его колдовства – как раз в этой его зоркости.

Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание.

Всё сверкает поэзией, как трава от росы. Самый ничтожный листок осины живет своей жизнью.

Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звезд.

-Основная тема творчества Пришвина - Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие. Давайте проследим эту связь человека и природы в сказке-были Пришвина " Кладовая солнца". Эта работа поможет нам выяснить, в чём же заключается "правда жизни", о которой пишет М.М.Пришвин.

3. Краткий пересказ по иллюстрациям.

(Иллюстрации рассыпаны, ученики выходят к доске, находят нужную иллюстрацию, дают описание в двух-трёх предложениях).

- Вспомним, ребята, сюжет сказки-были. Для этого нам помогут ваши иллюстрации.

Главные герои - Настя и Митраша.

Ель и сосна у Блудова болота.

Две тропинки, идущие от Лежачего камня.

Митраша в Слепой елани.

Настя на палестинке.

Спасение Митраши.

4. Конкурс "Знатоки леса".

- Запомнили ли вы, какое место называется палестинкой?

- Очень приятное местечко в лесу называется палестинкой.А в этой сказке-были это поляна, где Настя нашла много клюквы.

- А что за ягода клюква?

-Клюква-ягода очень полезная и целебная .Она растёт в болотах и сосновых лесах.

- Какие ещё ягоды и цветы вырастают на лесной просеке?

- Ещё в лесу растут черника, брусника, волчье лыко.

- А как цветёт волчье лыко и почему оно так называется?

- "Волки из него себе корзины плетут"-говорил отецМитраши.А цветы бывают мелкие лиловые,алые и ароматные.

-Правда ли, что болото - кладовая солнца и как это понять? Давайте послушаем…………., которая вместе с учителем биологии подготовила нам ответ на этот вопрос.

"Кладовая Солнца"

Известный советский писатель и природовед М.М. Пришвин называл болота "кладовой солнца". Богата болотная растительность. А ведь каждое растение - это аккумулятор солнечной энергии. В болотной воде эти аккумуляторы сохраняются надолго, "не разряжаются", формируя торфяные залежи.

Солнце, как известно, излучает во всех направлениях огромное количество тепла и света, и часть его попадает на нашу планету. Практически вся энергия, действующая в настоящее время на Земле, кроме атомной, - это превращенная энергия Солнца. Ведь без солнечного тепла и света не могли бы расти растения, а без растений не могут жить травоядные животные и человек. Сжигая и потребляя торф, каменный и бурый уголь, нефть, природный газ, получая при этом тепло, человек также использует энергию Солнца. Ведь каменный уголь - это окаменевшие растения, которые миллионы лет назад росли на Земле благодаря солнечному теплу и свету. Органическое происхождение имеют и остальные названные здесь полезные ископаемые.

Торф - темно-бурая масса, состоящая из полуразложившихся растительных остатков. Образуется в болотах и зарастающих водоемах. Содержание углерода в нем до 60%. Торф применяется как дешевое топливо.

(показ образца)

Прежде торф использовался преимущественно для отопления. Теперь он считается очень важным комплексным сырьем. Из него добывают смолу и горный воск, уксусную кислоту, лекарственные препараты и вещества, очищающие нефть и воду, на его основе приготовляются органические удобрения, кормовые смеси, а также изоляционные строительные материалы и т.д. "Кладовая Солнца" припасла для людей множество превосходных ценных подарков.

Торфяники имеют также большое научное значение. По смене болотной растительности, о чем свидетельствуют растительные остатки, захороненные споры и пыльца, можно восстановить закономерности изменения природных условий - климата, колебаний подземных вод - в данном районе.

-- А как автор рассказывает об образовании торфа? Найдите в тексте.

". болото со всеми огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку в наследство".

Стр.186. Выразительное чтение учеником.

- Видите, ребята, как много нового мы узнали о природе. А каких зверей и птиц мы увидели?

- Волки, лось, гадюка, глухарь, тетерев. И все со своими повадками, стонами.

- Что вы можете сказать о писателе, который всё это нам открыл?

- Я думаю, что Пришвин не простой писатель, а очень наблюдательный человек. Он всё видит, понимает, рисует. Мы читали, что Пришвин любил путешествовать и всё записывал. Эти записи он использовал в своих произведениях. Природу Пришвин описывает как человека.

- Ребята, давайте послушаем и выясним, как это у Пришвина природа получается похожей на человека.

5. Выразительное чтение пейзажных сцен, выделение художественных приёмов.

Стр. 183 "Лет двести тому назад. "

Стр. 187 "На этой подвижной земле. "

Стр. 184 "Первые лучи солнца. "

- Какие приёмы использует Пришвин, описывая природу?

- Благодаря олицетворениям, сравнениям , метафорам природа одушевлена. Она принимает активное участие в жизни героев .Ветки деревьев напоминают человеческие руки, а сами деревья как живые существа.

- Правильно, ребята. Человек и природа очень близки, очень похожи. Природа тоже может быть доброй и злой. Не всегда греет и сияет солнце. Есть в природе и тучи, и ненастье. И только человек способен в непогоду сберечь тепло и свет солнца.

- Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?

6. Инсценирование эпизода

"Неподвижные, как изваяния.

Деревья завыли, застонали."

- Почему здесь введён такой пейзаж?

- Природа хочет предупредить своих героев.

- Понимают это Настя и Митраша?

-Мне кажется, что нет. Ведь они поссорились и пошли по разным тропинкам. Забыли друг о друге.

- Обида, упрямство помешали им найти правильное решение.

- И Настя с Митрашей должны были держаться вместе в глухом лесу, в болоте. А они всё это забыли.

- Давайте и мы все вместе отправимся на лесную поляну, отдохнём.(Физкультминутка)

Ветки сосен зашумели

И от ветра покачнулись,

Опустились, поднялись.

Лапы ели всколыхнулись,

Влево – вправо потянулись.

Мы пригнулись к ним слегка –

Ветер всё сильнее дует.

Мы пригнулись ещё ниже—

Да, в лесу тут уже тише.

Ветер долго не гулял,

Тучи только лишь прогнал.

Солнце светит, мы встаём,

Снова в класс к себе идём.

- Видите, как хорошо, когда рядом с тобой друзья, близкие люди. Кто же напомнил об этом Насте и Митраше?

Кто же помог детям, объяснил им правду жизни, переданную от поколения к поколению как наследие?

- Я думаю, что это собака Травка. Ведь она спасла Митрашу, вытащила его из болота, помогла встретиться с сестрой.

- Собака забыла зайца, за которым гналась; забыла о голоде, увидев человека.

- Она предпочла погоне за зайцем, за пищей помощь человеку, попавшему в беду.

-Правильно, ребята. Собака на своем примере показала, что правда жизни заключается в любви к человеку, в любви к природе, в самоотвержении.

-Ребята, мы выяснили, какую "правду жизни" передал Антипыч через собаку Травку Насте и Митраше как наследие?

- Мы должны быть вместе, должны поддерживать друг-друга и помогать."Правда жизни" заключается в любви к человеку, к природе.

(Ученики делают записи в тетрадях)

- Значит самая главная кладовая солнца -это понимание того, что человек и природа -это единое целое. Давайте ещё раз вспомним, что говорил об этом сам М.М.Пришвин.

8. Просмотр презентации о М.М.Пришвине(при наличии времени)

- Много других произведений написал М.М.Пришвин о природе: "Корабельная чаща",рассказы "Этажи леса", "Лисичкин хлеб", "Цветущие травы" и другие. Они собраны в этих сборниках.

- К следующему уроку литературы каждый из вас прочитает один рассказ Пришвина и откроет что-то новое для себя и для нас.

- Тема "Человек и природа" является основной для многих русских писателей. На этой выставке представлены только некоторые из этих книг.

- Видите, ребята, сколько нового и интересного можно узнать благодаря книгам. Ещё я принесла сегодня "Красную книгу". Что это за книга?

- Важно понять не только то, что природа и человек - единое целое. Нужно помнить и то, что эту связь необходимо беречь, нужно охранять природу. А что мы можем для этого сделать?

(Ответы учеников).

11. Итог урока.

Проверка усвоения содержания произведения по кроссвордам (приложения )

В испытаниях, в вековечной суровой борьбе за любовь, за жизнь идет человек к правде.

Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу.

Актуальность охраны природы.

12. Домашее задание

В этой сказочной истории брат с сестрой отправляются весной на Блудово болото за темно-красной клюквой, перезимовавшей под снегом и от того ставшей сладкой и считающейся особо целебной. Но Пришвин описывает не только клюкву, прячущуюся в болотной кочке. Упоминает он о черных с синим пушком ягодках черники, сидящих мелким горошком у маленьких листиков на тоненьком стебельке, о кровяно-красной бруснике с плотными темно-зелеными листочками, о голубике, на кустиках которой растут более крупные голубые ягоды, о кисточках красно-рубиновой костяники, встречающейся в глухих местах.

Читайте также: