Каким особенным свойством обладал каменный цветок

Обновлено: 18.09.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

1. Подумайте, какая репродукция могла бы служить иллюстрацией к сказу П.П.Бажова?

2. Расскажите об отношении Данилушки к миру окружающей его природы.

Данилушко с самого детства очень трепетно относился к миру окружающей его природы. Он умел увидеть красоту в самых обычных, повседневных вещах, в которых другие, менее наблюдательные, не видели ничего особенного. Из-за этого его не понимали и посмеивались над ним, называли "блаженным" и "тихоходом". В господском доме он мог забиться куда-нибудь в угол, глядя на картину или украшение, и стоять так часами, забыв обо все на свете. В подпасках - та же история: засмотрится на травинку, на букашку, ползущую по листку, в то время как нужно следить за стадом. Когда его лечила бабушка Вихориха он расспрашивал ее о растениях, как они называются, как цветут, где растут.

3. Как вы думаете, каково значение рассказа бабушки Вихорихи о неоткрытых цветках?

Я думаю, что рассказ бабушки Вихорихи о неоткрытых цветах предваряет дальнейшие события сказа. Именно от нее Данилушко в первый раз узнал о каменном цветке, который растет в малахитовой горе и имеет полную силу на Змеиный праздник. Интерес к цветку подогрело и брошенное бабушкой вскользь предложение о том что несчастным будет тот человек, который его увидит. Она словно предсказывает судьбу мальчика.

4. Расскажите о жизни мальчика до его прихода к мастеру Прокопьичу.

До прихода к мастеру Прокопьичу Данилушке жилось несладко. Круглый сирота, он был очень одинок, голодал был хулой до того, что и прозвище ему дали - Недокормыш. Все его ругали и наказывали, ни в ком он не находил ни понимания, ни тепла. Нигде он не приживался: ни в господском доме, где нужно быть расторопным и стараться всячески услужить, ни в подпасках, где его жестоко, до полусмерти выпороли за потерянное стадо.

7. . Определите тему фрагмента, дайте ему название.

В фрагменте рассказывается о становлении нового мастера Данилко Недокормыша. Приказчик испытывает его и выясняет настоящую силу его мастерства. Можно так и озаглавить: “Испытание мастера".

Афоризм: "Чужое охаять - мудрости немного надо, а свое придумать - не одну ночку с боку на бок повертишься".

9. О какой Хозяйке говорил Данилушке старый мастер? Что вы узнали о ней, прочитав сказ Бажова?

Старый мастер говорил Данилушке о Хозяйке Медной горы. Она очень красива, одета в малахитовое платье, обладает волшебными силами, знает обо всем, что происходит. У нее свое царство в недрах гор, ей подвластны, все ценные горные породы, все драгоценные камни. У нее есть горные мастера, которые тоже живут в горе и отличаются удивительным мастерством. У нее есть каменный цветок, поглядев на который, настоящий мастер готов отказаться от белого света и навсегда остаться в горе, у Хозяйки.

10. Как вы думаете, почему Хозяйка Медной горы подсказала Даниле-мастеру место, где он может найти нужный камень?

Наверное. Хозяйка Медной горы подсказала Даниле - мастеру место, где он может найти нужный камень, для того чтобы он попробовал все-таки сделать ту чашу, которую задумал.

11. Перечитайте диалог Данилы и Хозяйки Медной горы. Почему, по вашему мнению, она не сразу выполняет просьбу Данилушки?

Хозяйка Медной горе не сразу выполнила просьбу Данилушки, потому что сначала хотела убедиться в том что он не пожалеет о своем решении уйти в горные мастера. Она напоминает ему о его долге перед Прокопычем и перед Катей, убеждается, что его желание крепко и неизменно, что ему на самом деле важнее всего постичь недоступное людям мастерство.

12. Мастер Данила столько времени, сил, труда, любви вложил в своё творенье — и разбил Почему?

Мастер Данила разбил свое творенье, потому что оно напоминало о его неудаче, о том что ему так и не хватило мастерства для того, чтобы показать подлинную красоту камня.

13. Объясните выражение: полную силу камня показать.

Полную красоту камня показать - раскрыть, показать, как камень красив сам по себе, от природы, с помощью мастерства подчеркнуть эту природную красоту, уникальность.

14. Какой эпизод сказа П. Бажова изображён на иллюстрации? Опишите позу и выражение лиц героев. Что вы можете сказать об их характерах?

Это эпизод финальной встречи Хозяйки Медного горы и Данилушки, когда тот просит ее показать каменный цветок. Хозяйка на иллюстрации гораздо выше Данилушки у нее правильные черты и абсолютно бесстрастное выражение лица. Все это подчеркивает ее нечеловеческую природу. Она сидит неестественно прямо даже не смотрит на мастера, предоставляя ему право самому принять решение. Данилушка смотрит на Хозяйку снизу вверх, его рука просительно протянута к ней, а на лице.застыло отчаяние: он не знает как нужно сделать каменный цветок и очень хочет на него посмотреть. Для него это теперь важнее всего на свете, важнее долга перед Прокопьичем, важнее любви Катеньки. Он настоящий мастер, до конца преданный своему делу.

3. Данилушка жил со старым и больным отцом, которому нужно было помогать, и мальчик сам старался достать краюху хлеба.

Как о Данилушке отзывались люди:

Как автор описывает Данилушку:

1. Невысокий, темно-русый, крепкий, способный к наукам,

2. Высокий, светловолосый, голубоглазый, худой.

3. Низкого роста, черноволосый, упитанный.

4. Ничем не выделяющийся среди других людей.

Чем занимался Данилушка до того, как оказался у Прокопьича:

1. скитался по деревням, играл на дудочке для увеселения народа, просил милостыню, тем и жил;

2. благодаря просьбе больного отца был принят на службу при царе, которому играл на дудочке, за что получал жалование и за что был допущен для любования красивыми вещицами,

3. благодаря привлекательной внешности был принят на служение господам, но не проявил старания, и его выгнали и заставили пасти коров.

Какие обстоятельства привели Данилушку к Прокопьичу:

1. Данилушка украл красивую и дорогую вещь, на которую смотрел в доме господ, за это его отправили к Прокопьичу;

2. Данилушка сбежал из дома своих хозяев и сам попросился к извесному мастеру,

3. Данилушка плохо прислуживал у господ и его в наказание был отправлен пасти коров, но однажды заигрался на дудочке и упустил стадо, за что был почти до смерти побит палачом.

Кто именно привел Данилушку к Прокопьичу:

1. бабушка Вихориха;

2. приказчик господ;

3. приказчик царя.

Зачем приказчик привел Данилушку к Прокопьичу:

1. чтобы присматривал за стариком, пока тот учеников обучает;

2. чтобы докладывал, как мастер учит учеников;

3. чтобы Данилушка учился у него вести хозяйство;

4. чтобы Данилушка учился у него малахитовому делу.

Что было при первой встрече Прокопьича и Данилушки?

Данилушка подсказал Прокопьичу, как лучше сделать рисунок на камне,

От кого Данилушка впервые услышал о каменном цветке?

1. от мастеров по каменному делу;

2. от Прокопьича,

3. от бабушки-травницы Вихорихи.

Каким особенным свойством обладал каменный цветок?

1. приносил людям горе, каждый, кто увидит его, становился несчастным;

2. приносил людям радость и дарил талант: кто увидит его, становился искусным мастером;

Павел Петрович Бажов – знаменитый русский и советский писатель. Он родился в 1879 году в семье горного мастера. Рудники и заводы окружали будущего писателя с детства. Его юность была связана с партизанской борьбой за советскую власть в восточном Казахстане (Усть-Каменогорск, Семипалатинск). В начале 1920-х будущий писатель вернулся на Урал, где начал записывать местный фольклор. Прославился Бажов своими рассказами, первый из которых был опубликован в 1936 году.

Павел Петрович услышал старинные уральские предания от сторожа Василия Хмелинина. Произошло это в конце 19 века, будущий писатель был еще подростком. Повествования рассказывали о горном деле, опасностях, подстерегавших рудокопов, красоте недр и редких камней.

Главные герои

  • Малахитница, или Хозяйка Медной горы.
  • Великий Полоз.
  • Голубая змейка.
  • Земляная кошка.
  • Серебряное копытце.
  • Бабка Синюшка.
  • Огневушка-поскакушка.

Писатель старается передать не только подлинный быт, но и живую речь своих героев. Прототипами персонажей были люди, которых Бажов знал с детства. Многие из них считались легендарными личностями своего времени. Их имена обессмертили народные предания.

Реальные персонажи

Прототипом барина, периодически приезжавшего на рудники, был известный предприниматель Алексей Турчанинов, живший во времена императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Именно ему принадлежала идея художественной обработки малахита, о которой рассказывает Бажов в своих произведениях.

Прототипом Данилы стал известный русский мастер Зверев. Он был горщиком – так называли специалистов по добыче драгоценных и полудрагоценных камней. Данила Зверев, как и вдохновленный им литературный персонаж, отличался слабым здоровьем. За худобу и малый рост его называли Легоньким. У Данилы-мастера Бажова тоже есть прозвище – Недокормыш.

Медной горы хозяйка

Не менее интересны и фантастические персонажи уральских сказов. Один из них – Хозяйка Медной горы. Под внешностью прекрасной черноволосой женщины в зеленом платье с малахитовым узором скрывается могучая волшебница. Она – хранительница Уральских гор и рудников. Малахитница помогает настоящим профессионалам и творческим людям. Она освободила Степана от цепей, одарила его невесту Настю и дочь Танюшку, обучила Данилу секретам мастерства.

каменный цветок бажова

Хозяйка Медной горы заботится о своих подопечных и защищает их от злых людей. Она превратила жестокого приказчика Северьяна в глыбу камня. Могучая волшебница показана автором и как обычная женщина – благородная, любящая и страдающая. Она привязывается к Степану, но отпускает его к невесте.

Великий Полоз, Бабка Синюшка и Огневушка-поскакушка

"Каменный цветок" Бажова наполнен фантастическими образами. Один из них – Великий Полоз. Он – владелец всего золота в округе. Образ могучего змея есть в мифах и сказаниях многих народов. В уральских сказах фигурируют и дочери Великого Полоза – Медяницы.

п п бажов каменный цветок

"Каменный цветок" Бажова связан с антропоморфными фантастическими образами. Один из них – Огневушка-поскакушка. Этот персонаж выглядит как веселая маленькая девочка. Она танцует в том месте, где есть залежи золота. Огневушка-поскакушка появляется перед старателями неожиданно. Ее танец восхищает присутствующих. Этот образ исследователи связывают с Золотой Бабой – древним божеством манси.

Серебряное копытце, Голубая змейка и Земляная кошка

Помимо фантастических героев, имеющих человеческий облик, в уральских сказах есть и персонажи-звери. Например, Серебряное копытце. Так называется одна из сказок Бажова. Серебряное копытце – это волшебный козел. Он выбивает из земли драгоценные камни. У него есть одно серебряное копыто. Им он бьет землю, из которой выскакивают изумруды и рубины.

бажов каменный цветок краткое содержание

Еще один фантастический персонаж уральских сказов – Земляная кошка. Она связана с древнеславянской легендой о тайных кладах. Их охранял кот. У Бажова этот персонаж помогает найти дорогу девушке Дуняхе. Кошка ходит под землей. Только ее светящиеся уши видят люди над поверхностью. Реальным прототипом образа являются выбросы сернистого газа. Они часто принимают форму треугольника. Искрящийся сернистый газ напоминал старателям кошачьи уши.

Укорененные в родной земле

бажов каменный цветок главная мысль

Творчество и красота

Многие положительные герои Бажова – люди творческие. Они умеют ценить красоту и стремятся к совершенству. Яркий пример – Данила-мастер. Его восхищение красотой камня привело к попытке создать произведение искусства – чашу в форме цветка. Но мастер остался недоволен своей работой. Ведь в ней не было чуда Божьего творения – настоящего цветка, от которого сердце замирает и стремится ввысь. В поисках совершенства Данила отправился к Хозяйке Медной горы.

анализ каменного цветка бажова

Опытный ремесленник и его юный ученик

И вот привели к Прокопьичу Данилку Недокормыша. Паренек он был видный. Высокий и лицом ладный. Да только худой очень. Вот и прозвали его Недокормышем. Сиротой был Данила. Сначала определили его в барские покои. Но не вышло из Данилы прислужника. Он часто засматривался на красивые вещи – картины или драгоценности. И как будто не слышал барских приказов. По причине слабого здоровья не стал он и рудокопом.

герой сказа бажова каменный цветок

Молодой мастер и стремление к совершенству

Талант мальчика проявился сразу. Старый мастер привязался к пареньку, относился к нему как к сыну. Со временем Данила окреп, стал сильным и здоровым. Научил его Прокопьич всему, что сам умел.

Однажды искал Данила камень подходящий на руднике. И вдруг явилась ему Хозяйка Медной горы. Стал просить ее парень показать каменный цветок чудесный. Не хотела она, да сдалась. Когда увидел Данила прекрасные каменные деревья в волшебном саду, понял он, что не в силах создать ничего подобного. Загрустил мастер. А после и совсем ушел из дома накануне свадьбы. Найти его не смогли.

Что же было дальше?

Мораль сказки

отзыв каменный цветок бажов

Навязчивая идея Данилы


Цель:

· выявить художественную идею сказа, отличия сказа от сказки;

· формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления художественной идеи сказа.

І. Организационный момент.

- Как характеризует Данилушку отношение к миру окружающей природы?

-Кто помог открыть в Даниле художника?

- Каково назначение рассказа бабушки Вихорихи о неоткрытых цветках?

- Каким предстаёт перед вами Прокопьич в начале сказа?

Талант – выдающиеся врождённые качества, особые природные способности; человек, обладающий такими качествами, способностями.

- Какой заказ получил Данила?

2.3. Обращение к учебнику. Фотография малахитовой вазы.

Малахит - медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений, используется для различных поделок или как сырьё для получения меди. Малахит – это минерал ярко зелёного цвета.

Среди уральских камней, каковых добывается несколько десятков наименований, первым по праву является малахит, зеленый узорчатый камень, которого в 19-м веке внезапно обнаружилось великое множество, что и обусловило создание таких памятников архитектуры и камнерезного искусства, как Малахитовый кабинет Эрмитажа.

2.5. Слово учителя.

- Найдите в этом отрывке афоризм. Каково его значение?

Данила испытывает досаду потому, что необходимо выполнить барский заказ. Но он хочет использовать все возможности такого материала, как малахит, показать людям подлинную красоту камня. Неутолённая жажда свободного творчества, исканий известна каждому художнику.

Талантливый человек учится, но не повторяет учителя и не копирует мир: он создаёт свой. Жить по-своему – значит жить в одиночку. Бажовские мастера – все одинокие люди; для них одиночество – не трагедия, а условие труда: люди с их суетой, обидами и расчётами отвлекают от дела и мешают работать.

Художник должен быть свободен. Данила работает не за вознаграждение, он свободен от власти денег. Мастерство он ценит превыше всего.

- Почему Данила решил делать чашу по дурман-цветку?

Его отношение к природе особое (это тоже отличает мастера) – он пытается её постичь, переступить через нерушимую грань между искусством и природой, соединить их воедино.

Данила стремится поведать людям о природной красоте камня, показать его силу. Путь героя – попытка разгадать тайны природы, сделать живым самое, казалось бы, неживое – камень, но может ли быть для мастера неживым то, что создала природа? Для Данилы-мастера камень живой.

Она снисходительна к духовно близким ей людям, понимает их душевные движения, умеет оценить чистые побуждения. Являясь хранительницей секретов высокого мастерства, она – воплощение вечной творческой неудовлетворённости, творческих исканий мастера-художника.

- Почему Хозяйка Медной горы подсказала Даниле-мастеру место, где он может найти нужный камень?

- Перечитайте диалог Данилы и Хозяйки Медной горы. Почему она не сразу выполняет просьбу Данилушки?

2.11. Обращение к выставке рисунков учащихся.

2.12. Обращение к иллюстрации в учебнике.

- Какой эпизод сказа П.Бажова изображён на иллюстрации? Опишите позу и выражение лиц героев. Что вы можете сказать об их характерах?

3. Выводы.

- Почему Данило разбил свою чащу, сделанную на заказ? Что мучило его?

Данила понимал: по заказу нельзя создать настоящее произведение искусства. Работы по присланному чертежу, по общему мнению мастеров, не что иное как порча камня. Однако герой, как и всякий мастер своего дела, человек слова. Данила не может его нарушить и не выполнить заказ.

Создавая чашу, о которой он мечтал, Данила стремится к идеалу.

Однако в искусстве нет и не может быть воплощённого, достигнутого идеала, только поэтому оно остаётся искусством. Данила это почувствовал и уничтожил чашу.

III. Сказ и сказка.

1.Отличие сказа от сказки.

- Что такое сказка?

- Как вы думаете, речь персонажей Бажова выигрывает или проигрывает от большого количества диалектных слов?

Без большого числа диалектных слов повествование утратит прежний колорит. Это будет не сказ, а рассказ о событиях. Диалектные слова уместны в сказе, поскольку позволяют сохранить достоверность повествования о событиях.

- Чем сказ отличается от сказки?

СКАЗ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды.

рассказ о необыкновенных

событиях и приключениях.

Реальное, конкретное, в нём живёт рассказчик (Гумешки, Мраморское).

Действие происходит очень далеко.

Свидетель либо участник событий (рассказчик – дед Слышко).

Не свидетель и не участник повествования.

Время максимально приближено к моменту повествования.

Время между рассказом и происходившими в волшебной сказке событиями отдалено.

Источник вдохновения для мастера. (Волшебный каменный цветок – идеал, к которому стремится Данила).

3. Просмотр (прослушивание) фрагментов фильма А.Птушко или музыки к балету Прокофьева.

Читайте также: