Какой цветок срывает эта девушка изображенная на фреске древнего город акротири

Обновлено: 18.09.2024

Мне на канале часто приходится упоминать Акротири, но, наверное, не всем очевидно, что я имею в виду не деревеньку на Санторини, а одноименную археологическую зону, самую большую и богатую на находки после Кноссоса. Кстати, красивый нарратив про фрески из Акротири - смотрите по ссылке .

Я немножко рассказывала про неё в статье про Атлантиду , потому что до сих пор самая реалистичная версия дислокации этого легендарного государства приводит нас на Тиру (греческое название острова, а островом Святой Ирины его окрестили венецианцы, но как-то прижилось). Вкратце повторю, что что в 1939 году греческий археолог Спиридон Мaринатос предположил, что извержение, произошедшее на острове, известное сейчас как Минойское извержение, и породило миф об Атлантиде.

Когда же команда Маринатоса обнаружила на Тире минойский город, скрытый под слоями вулканического пепла, и стало ясно, что он был частью богатой, высокоразвитой цивилизации, многие ученые стали задумываться о том, не могло ли это древнее извержение так поразить современников, что стало основой множества мифов.

Итак, Акротири, больше 3000 лет пролежал под слоями вулканического пепла, а когда археологи полезли туда со своими совочками и щеточками, перед ними предстал действительно прекрасный феникс — город с улицами (опять же со сложными дренажными системами и канализацией), площадями, -двух и –трёхэтажными зданиями построенными с учетом сейсмической активности. Внутри некоторых из них сохранились прекрасные фрески, керамика и даже мебель. Я там внизу на картинке поместила столик, это слепок по форме, оставшейся в вулканическом пепле, но даже в таком виде он напоминает о барочных изгибах мебели в стиле Людовика XIV.

Но фрески из Акротири это и правда что-то невероятное. Антилопы, боксирующие мальчики, флотилия, собирательницы шафрана и моя любимая весна с её ласточками — это настолько тонкие, прочувствованные и эмоционально наполненные образы, что у меня каждый раз мурашки по коже, когда на них смотрю. Ради них в первую очередь каждый приезд в Афины чуть ли не первым делом бегу в Археологический музей, там им выделен целый этаж на котором мне лично хотелось бы остаться пожить на денек-другой.

Хотя основной шок и трепет, конечно, на Санторини. Вы можете увидеть эти улицы своими глазами, разглядеть каждый пиксель краски на фресках, прикоснуться к камням и плитам из вулканического туфа, из которых был построен и которыми был вымощен древний город. В общем, если вдруг вас, как всякого путешествующего по греческим островам туриста, занесет на Санторини — пожалуйста, не ограничивайтесь красными-желтыми-черными пляжами, фешенебельными отелями, катанием на осликах и созерцанием заката в Кальдере за стаканчиком винсанто. Там же для вас целый бронзового века город раскопали!

Тем боле что его посещение снова стало возможным в том числе и благодаря известной каждому русскоговорящему человеку Лаборатории Касперского. Серьезно, не поверите, но там одно время была прямо беда с финансированием, крыша над раскопанной частью обрушилась, все работы заморозили, и как-то туда нагрянул Евгений Касперский и расстроился по этому поводу. А в 2016-ом дал денег и вуаля — раскопки и реставрационные работы возобновились, а Касперский, в смысле компания, теперь – главный спонсор, там даже табличка есть=)

Я вот когда в начале двухтысячных сисадмином работала, прям люто Касперского ненавидела и называла не иначе как антивирусом Кашпировского, потому что проблемы с зависанием и всяческим затупленем подвластных мне компов происходили в том числе и из-за него. А теперь вот благодарна ему всячески. Если серьезно, ужасно радуюсь, когда такие вещи слышу, потому что большому бизнесу, тем более отечественному, на культуру по большей плевать, а тут совсем наоборот вышло.




О существовании этого города, расположенного на вулканическом острове Санторин, люди узнали, в общем-то, довольно давно, еще в середине XIX века. Но копать не копали. О том, что находится под землей, естественно, не знали. Но, как это обычно и бывает, у каждой погребенной в земле Трои нашелся свой Шлиман. В нашем случае им стал греческий археолог Спиридон Маринатос (1901-1974).


Сам город сегодня раскопан, хоть и не весь, и накрыт огромной крышей! Макет раскопок в музее Феры на острове Санторин


Было выбрано место на южном берегу острова у деревни Акротири, как раз напротив острова Крит, который часто даже из нее виден, особенно в хорошую солнечную погоду. А ведь в прошлом мореплаватели как раз так и плавали – от острова к острову в пределах прямой видимости. Причем здесь уже копали в 1967 году, французы и немцы кое-что даже нашли. Но таких масштабных раскопок они не вели. А вот Мартинатос их начал и сразу же обнаружил огромное поселение их многоэтажных домов (разрушенных, понятно), скрытых под слоем окаменевшего вулканического пепла. И тут только он понял, как неслыханно ему повезло!

Дома были построены с применением дерева и глины. Если бы они не были скрыты пеплом, а так и оставались бы на поверхности, от них бы давно уже ничего не осталось! И тут ему в голову пришла замечательная, хотя и очень дорогостоящая мысль: прикрыть всю территорию раскопок крышей, и под ее защитой, уже не опасаясь воздействия стихии, копать и копать. Как было задумало, так и было сделано! В диктатурах иногда бывает и польза!


Первые раскопки были проведены в 1967 году, и он копал и копал, пока в октябре 1974 года… его не стало. Но к этому времени он уже успел накрыть крышей участок площадью более гектара и обнаружить десятки (!) зданий, из которых сумел тщательным образом раскопать четыре.


Современная наука и новые технологии обеспечивают сегодня по-настоящему фундаментальный подход к вопросам реставрации артефактов. Теперь она не сводится лишь к описанию, зарисовке и фотографированию находок, как это было во времена Агаты Кристи, которая занималась всем этим вместе с супругом, а и к восстановлению находок по найденным фрагментам. Теперь проводится изучение древних техник, технологий и материалов с целью как можно больше узнать и о самой вещи, и о ее эпохе. Было решено, что реставрацию следует начинать уже на стадии раскопок, пока все фрагменты вещи находятся прямо перед глазами, а не переданы в музей, где его сотрудники могут заняться этим многие годы спустя!


Изображение осьминога – характерный мотив для посуды минойской эпохи. Встречались такие сосуды и на Крите, и в Акротире, и на Кипре. Фото из Музея моря в Айя-Напе, Кипр


А еще тогда делали сосуды огромных размеров! Вот, например, сосуд для зерна с острова Кипр. Археологический музей Ларнаки

В результате Акротири оказалось просто находкой для ученых самых разных специальностей. Сюда приехали не только археологи, но и палеозоологи (те, кто изучают древних животных, кости которые здесь найдены), палеомалакологи (те, кто изучают древних моллюсков – их раковины тоже были найдены), палеоихтиологи, палеоэнтомологи и палеоботаники – ведь под пеплом сохранилось буквально все! Появилась уникальная возможность узнать, что ели и пили древние минойцы, какие растения разводили и даже чем они болели…


Полихромный сосуд с изображением птиц. Акротири, XVI в. до н.э. Национальный археологический музей Афин

Причем район-то ведь сейсмоопасный! Были здесь землетрясения в 1999 и в 2007 гг., и нужно было кровлю укреплять, а потом и заменять, так как использованные ранее асбоцементные плиты оказались опасными для здоровья.

Но опять же, как это часто бывает, не было бы счастья, да несчастье помогло. Чтобы поставить столбы под новую крышу, потребовалось вырыть 150 (!) шахт-шурфов глубиной 20 м, пронизывающих насквозь весь раскоп. И эти шурфы дали возможность получить полную стратиграфию поселения, то есть увидеть все грунтовые слои и, соответственно, все фазы существования этого поселения. Судя по ним, история Акротири насчитывает не менее трех с половиной тысяч лет!


Выяснилось, что заселено это место было уже в эпоху неолита (середина V тыс. до н. э.) и далее в эпоху энеолита и эпоху бронзы здесь жили люди вплоть до рокового извержения вулкана. Многие находки в Акротири просто впечатляют. Например, здесь нашли каменный пифос – сосуд для зерна высотой 1,3 м, сделанный из андезита, крепчайшей горной породы. И весит он столько, что явно был сделан на месте, потому что такой откуда-то везти – себя не любить. Понятно, конечно, что он был вырезан лазером представителями древнейшей цивилизации допотопного исторического периода, но вот в мастерской, где такие сосуды изготавливали, никакой проводки, увы, так и не обнаружили! (Внимание, это шутка автора!)

И множество обычных керамических сосудов нашли, как здесь, так и на соседних Крите и Кипре, то есть то, что здесь существовала одна цивилизация, несомненно. Нашли сосуд, служивший ульем, с остатками сот, а внутри многих сосудов обнаружили рыбьи кости. Значит, в них рыбу солили или мариновали.


Выяснилось, что площадь поселения Акротири, занимавшего 20 гектаров, было городским центром. Однако агоры (главной площади) так и не нашли. Но, тем не менее, это настоящий город с очень высоким уровнем благоустройства. Улицы имеют мостовые, покрытые камнем или булыжником, вдоль них проложены перекрытые плитами стоковые каналы канализации, в домах имеются санитарные комнаты, связанные с уличной системой. То есть построено все это было не на глазок, а по единому плану и при наличии четкой координации. А есть координация, значит, есть и люди, которые ее осуществляют, значит, есть и власть. В городе нашли много жилищ ремесленников. Это строители, каменщики, кузнецы, судостроители, художники, моряки, гончары, то есть люди, не связанные с сельским хозяйством. Значит, кто-то их кормил. То есть был рынок, где эти люди за свои услуги покупали продукты жизнеобеспечения, а кто-то где-то эти продукты сюда привозил и на эти услуги обменивал. А раз так, то это поселение явно не сельская община, а город.





Еще один интересный факт. Палеоботаники по углям определили, какую древесину использовали жители города и какие древесные культуры здесь росли. А росли здесь фисташковое дерево, пальма, тамариск, олеандр, сосна. Длинных бревен из них не напилишь. Значит, для кораблей и домов бревна нужно было покупать на Крите, в континентальной Греции или в Ливане. И ввозить. То есть торговля с разными районами Средиземноморья была очень развита. Пропитания ради выращивались инжир, кунжут, миндаль, олива, инжир, виноград, ячмень, чечевица – всего более 50 видов культурных растений.



Археологи не нашли остатков тканей, но из чего-то жители Акротири шили же паруса для своих кораблей и во что-то же они одевались? Точно известно, что одежды окрашивались в желтый цвет (шафран) и пурпурный (находки раковин пурпурниц). Грузики от ткацких станков, кстати, тоже нашли…




Город жил и развивался до 1500 г. до н. э., когда на острове Санторин (или Фера) произошло страшное извержение вулкана. Сначала имело место землетрясение, разрушившее город. Но жители его спаслись и начали его восстанавливать, причем работали споро: археологи под обломками зданий человеческих останков не нашли. То есть их успели извлечь! Жизнь начала понемногу входить в привычное русло, но тут проснулся вулкан. Началось все с выброса газов, затем на город посыпался слой пепла (толщина достигала 2-2,5 см). Затем из вулкана полетела пемза, толщина слоя которой была уже около метра. Наконец, у самого жерла слой мелкого пепла достиг 60 метров, а возле Акротири – 6-8 м. Интересно, что этот пепел был найден даже во льдах Гренландии, вот какова была сила этого извержения! Затем гора Санторин провалилась, а на ее месте образовалась огромная кальдера, заполненная сегодня морем, а люди просто забыли о том, что здесь когда-то была цветущая цивилизация!

Минойская цивилизация является древнейшей в Европе и в то же время одной из наиболее ярких и самобытных. В минойском искусстве почти не встречаются сцены войны или почитания сильных мира сего (царей и правителей), столь характерные для других древних цивилизаций. Зато много прекрасных женских образов богинь и жриц (женщина играла в минойском обществе ведущую роль), цветов, птиц, морских животных…

Минойцы владели техникой истинной фрески, покрывая стены росписями по сырой штукатурке. Краски и сегодня сохраняют свою свежесть. Трудно поверить, что этим фрескам 3,5-4 тысячи лет.

В результате грандиозного извержения вулкана на острове Санторин (другие названия – Фира, Тера), бывшего центром минойской цивилизации, произошедшего по новейшим данным около 1660-1613 гг. до н.э. (прежние датировки давали примерно 1500 г. до н.э.), большая часть острова ушла под воду. (По убедительной версии именно этот остров послужил прототипом платоновской Атлантиды.)

В 1960-х годах греческие археологи обнаружили под толстым слоем вулканического пекла на месте городка Акротири древний минойский город, прекрасно сохранившийся подобно римским Помпеям, но гораздо более древний, с двух- и трехэтажными домами, украшенными великолепными фресками. (В отличие от Помпей и Геркуланума жители Акротири успели покинуть город.)

Несколько фрагментов фресок из Акротири, изображающих прекрасных дам, собирающих шафран.

К сожалению, фотографии и репродукции нередко искажают цвета, что можно видеть при сравнении этих двух изображений.

Фрагмент фрески из т.н. Дома Адмирала в Акротири.
Редкое для минойского искусства изображение воинов с башнеобразными щитами и шлемами из кабаньих клыков, известными из поэм Гомера. Возможно, на фреске изображены ахейские воины, а не минойцы.

Оригинальное название античного поселения неизвестно. Оно было погребено под слоем
пепла после извержения вулкана около 1646—1500 годов до н. э., в результате чего оно
удивительно хорошо сохранилось. По мнению специалистов, прежде чем город засыпало
вулканическим пеплом, произошло сильное землетрясение, в связи с чем жители
успели вовремя покинуть свои дома.

Первые же раскопки в Акротири были проведены французским геологом и
вулканологом Фердинандом Фуке.
На месте раскопок, начатых в 1967 году известным греческим археологом Спиридоном
Маринатосом, были обнаружены фрески, глиняная посуда, мебель, сложные дренажные и
канализационные системы и трёхэтажные здания. Предполагается, что синие обезьяны,
нарисованные 3600 лет назад на стенах Акротири, изображают хануманских лангуров.

Раскопанные артефакты выставлены в Музее Тиры доисторического времени
( археологический музей в Греции), среди которых много произведений древнего
искусства. Из драгоценностей был найден всего один золотой объект, спрятанный
под полом. И не были найдены ни одни непогребённые человеческие останки.
Это говорит о том, что была проведена обязательная эвакуация жителей
без человеческих потерь.

Unknown (17th centyury BC)- 'морские нарциссы'
-fresco Fira-Archaeological Museum


К р и т — к о л ы б е л ь е в р о п е й с к о й ц и в и л и з а ц и и



Дамы в голубом, фреска из Кносского дворца
Обычно женщины ходили босыми, но самые знатные надевали туфли из белой кожи, украшенные вышивкой или бисером. Археологи обнаружили на Крите много украшений: заколки, цепочки, браслеты, ободки для волос, колечки. Украшения носили и знатные мужчины (ленты и браслеты).
Многочисленные изображения женщин дают основания предположить, что они занимали почетное место в обществе. Женщина пользовалась у критян большей свободой и уважением, чем позднее в Древней Греции или Риме. Об этом говорят сцены из жизни женщин, представленные на фресках дворцов на Крите. Она не была затворницей, и ее жизнь не замыкалась на домашних заботах. На Крите женщины работают рядом с мужчинами в поле и в гончарных мастерских, они занимают почетные передние места в театре и на играх. Сохранился фрагмент фрески, представляющий женщину, едущую на охоту на колеснице.


Женская статуэтка, Леди Ауксер, остров Крит


Обезьянка, карабкающаяся по скалам, фреска, остров Фера


Дельфины, фреска из Кносского дворца


Двухглавая птица, фреска из Кносского дворца


Синяя птица, фреска из Кносского дворца

Во фресковых росписях Кносского дворца нередко присутствует мотив лилии. Постоянное присутствие этого мотива явно говорит о каком-то особом, сакральном значении этого растения для островитян. Сегодня этот образ не поддается точной расшифровке.


Игры с быком


Второй вид критского письма, также не расшифрован

Семиструнная лира и флейта (с 8 отверстиями и 14 нотами) были впервые изобретены на острове Крит. Минойцы были также искусными резчиками, кузнецами и ювелирами.
Высокого мастерства достигло гончарное искусство, и в особенности вазы стиля Камарес . Свое название стиль получил благодаря месту, где обнаружены эти удивительные предметы — в священной пещере на горе Ида. Геометрический и спиралевидный орнамент, фантастические и природные мотивы, стилизованные фигуры людей, растений, животных, написанные белым, желтым, красным, оранжевым, разбросаны по черной или красно-коричневой поверхности сосудов.
Формы керамики были самыми разнообразными: небольшие чашки и кубки, вазы для фруктов, горшки, кувшины с тончайшими стенками. Критский гончар подписывает свои изделия, его торговая марка популярна в Средиземноморье.



Гончар создает не только красочные вазы с изображениями животных, рыб, изящных цветов. Он лепит и декоративные пластины и панно из яркой глины, раскрашивает их, ваяет статуэтки богинь.
Керамическая ваза


Ритон из горного хрусталя

Читайте также: