Когда цветут рододендроны на чегете

Обновлено: 19.09.2024

Долго манил меня Эльбрус издалека своими белоснежными вершинами, наверное лет 15 (детство и юность мои прошли на Кавказских Минеральных Водах), но побывать хотя бы у подножия этого исполина все как-то не доводилось. Пока муж мой, петербуржец, уже давно посетивший с экскурсией Эльбрус, не пристыдил меня, и я дала себе слово, что в этом году при поездке на КМВ обязательно поеду в горы.

Как уже понятно, слово я сдержала, поездка состоялась. В парке "Цветник" в Пятигорске приобрели экскурсию. Стоимость составила 800 рублей с человека (дорога + экскурсионное обслуживание). Нас сразу же предупредили, что необходимо иметь при себе деньги на канатную дорогу и питание, а также закрытую обувь и теплую одежду. От себя добавлю, что обязательно также наличие солнцезащитных очков, головного убора и солнцезащитного крема для лица - лучи отражаются от снега, поэтому мощная доза ультрафиолета в короткое время обеспечена.

Выезд состоялся ранним утром; нам повезло - погода в этот день обещала быть хорошей, утро выдалось ясным и уже на выезде из Пятигорска нам открылся вид на белоснежного двуглавого красавца. Экскурсовод у нас был просто замечательным, столько интересных фактов, легенд и мифов я узнала о своих родных краях (опять же, к великому своему стыду столько времени провести здесь, в этих чудесных краях и только сейчас решиться на поездку!).

Путь наш пролегал по живописному Баксанскому ущелью, красота неимоверная; даже сама поездка на микроавтобусе по таким чудным местам уже дарила столько положительных эмоций и эстетического наслаждения! По дороге мы наблюдали одно интересное явление - наша группа едет и недоумевает, почему мы все время спускаемся, ведь должны же подниматься, мы же в горы едем! На что наш гид ответила, что это обман зрения, на самом деле, мы поднимаемся над уровнем моря, просто особенность местного ландшафта такова (горы и скалы у дороги постепенно "вырастают" все выше и выше), что создается ложное ощущение спуска с горы.

Так, почти незаметно, зачарованные увлекательными видами из окон нашего микроавтобуса, мы подъехали к первому пункту осмотра - горе Чегет. Здесь нас ожидал подъем на кресельной канатной дороге.

Что я могу сказать по поводу подъема? Скажу честно. Было страшно. Очень. Во-первых, я и сама боюсь высоты. Во-вторых, рядом сидел мой ребенок, который, то ли от восторга, то ли тоже от страха, все время вертелся в этом кресле. Высота под ногами конкретная, а из подстраховки только накидывающаяся цепочка! Как делала снимки - не помню (страсть к фото пересилила даже в столь страшный для меня момент). Зато теперь, благодаря снимкам, убеждаю себя, что я там и правда была))) Короче, страху я натерпелась за двоих.

А еще нам посчастливилось побывать в этих местах в период цветения красивейшего цветка рододендрона! Его еще называют горной розой, цветет он в начале лета, цветение продолжается около двух недель. Мы попали в момент, когда рододендроны уже почти отцветали, тем не менее, удалось полюбоваться столь необыкновенным цветком. Срывать их категорически нельзя, по понятным причинам; но нам сказали, что нюхать и прикасаться к цветам тоже нельзя - иначе появляется головная боль. Правда это или нет, проверить мы не рискнули.

Эльбрус

Затем нас пригласили пройти на посадку в однокресельную канатную дорогу, для того, чтобы подняться еще выше. О том, чтобы сын ехал в отдельном кресле, даже разговоров быть не могло, хотя ему очень хотелось. Было принято решение, что ребенок остается с бабушкой сидеть в кафе, а дальше поднимаюсь только я одна.

На этом пути страх меня отпустил - высота под ногами уже не была такой большой или отсутствие прыгающего в кресле ребенка сказалось). Единственное, на подъемнике очень сильно обдувает холодным ветром, поэтому "теплые вещи" должны быть точно теплыми, т. к. наши ветровки нас совсем не грели.

А вот и сам Чегет:

Эльбрус

"А вот тут бы не помешали кроссовочки повыше" - подумала я, когда мои мокасины провалились в подтаявший на солнце снег и ноги тут же стали мокрыми.
Но необходимо было преодолеть некоторое расстояние по снегу, для того, чтобы увидеть удивительное озеро, вода в котором имеет три цвета:

Мы все увидели только два цвета, третий - желтоватый отсюда не просматривается. Кто-то из нашей группы предложил спуститься к озеру - оно же близко. На что наш экскурсовод возразила, озеро на самом деле очень далеко и это очередной обман зрения. На фото слева, ближе к нижнему углу, можно заметить маленькую крапинку на фоне зеленой травы - это дом (там живут пограничники). Только таким образом, мы оценили (примерно) реальное расстояние до озера и были очень удивлены.

Главный Кавказский хребет, точнее - его часть, за ним уже территория Грузии.

Эльбрус

Ледник "Семерка". Причем это не временное явление. В таком виде этот ледник остается всегда - летом и зимой.

Затем нам предстоял спуск вниз. Не знаю, для меня он показался вообще не страшным и даже более живописным, нежели подъем; а вот маму, которая ехала за нами в следующем кресле, спуск испугал больше.

Был в нашей группе мужчина, который с паникой поднялся на канатной дороге, а спускаться наотрез отказался - пошел вниз пешком (для пешего спуска специальной тропы там не предусмотрено). Такой вот испуг у него был, он сам от себя не ожидал, что настолько боится высоты! Так что реально оценивайте свои силы, прежде чем решиться на такую авантюру, подобные только здесь обнаруживающиеся фобии у туристов случаются нередко. Слава Богу, все закончилось хорошо.

Внизу на поляне Чегет нам дали свободное время, чтобы мы могли пройтись по местному рыночку, купить сувениры или что-нибудь из продукции местного производства. Ничего для нас эксклюзивного мы там не обнаружили, так что ушли без покупок.

Вот здесь, пожалуй, немного побрюзжу. Меня просто убила инфраструктура. Начнем с того, что на полянах у станций канатной дороги постройки, на мой взгляд, совершенно не гармонирующие с окружающей средой, более того, расставленные по территории в каком-то хаотичном порядке. По-видимому, это мало кого заботит. А разбросанный кругом мусор! Это просто кошмар какой-то. Я просто молчу про туалеты - они кругом платные и такие мерзкие, просто страшно было туда заходить с ребенком. Просто душа болит - ну почему в горах Австрии, Швейцарии все настолько красиво и ничего не мешает глазам любоваться природой, а здесь, в погоне за прибылью.

И вот наконец, мы добрались до самого Эльбруса. Канатная дорога здесь с закрытым вагончиком. На самом деле, теперь их две - маятниковая и гондольная (недавно установленная) канатные дороги. Во время нашего визита работала только маятниковая, так что опробовать более современный, красивый и новенький вагончик гондольной нам так и не удалось.

В два приема внутри вагона канатной дороги добрались на высоту в 3 500 метров. Как же там было холодно! Пока светит солнце еще ничего, но стоит ему спрятаться за облака, просто зима! "Антарктида" - назвал это место мой ребенок. Снег довольно глубокий, сын умудрился провалиться по колено.

Эльбрус

Мало того, что очень неудобно ходить по глубокому снегу, так еще нужно стараться увернуться от наездников на снегоходах, которые навязчиво предлагали покатать за денежку ребенка. Но мы настолько замерзли, что кататься даже желания не возникало.

Виды с горы Чегет мне показались более живописными. На видео я запечатлела наш спуск с Эльбруса через не очень чистые стекла вагона канатной дороги.

Внизу мы довольно вкусно пообедали в одном из кафе на поляне Азау (названия к сожалению не запомнила). Туда мы направились по совету нашего гида. Цены довольно приемлимые, блюда очень вкусные. А вот на поляне Чегет, в кафе "Минутка" мы решили купить по пирожку и чуть не отравились - начинка из картофельного пюре оказалась кислой. Так что внимательней и осторожней здесь с пищей, нас, кстати, об этом предупреждали.

Самым последним пунктом была Долина нарзанов, где мы не только попробовали разные его виды, но и набрали в бутылки для дома.

Красив и величественен Эльбрус, а теперь, после прослушивания интересных легенд и мифов, еще и окружен ореолом романтики. Ради таких видов стоит приехать сюда даже издалека. Несмотря на то, что меня расстроила местная инфраструктура, у меня остались только положительные эмоции.

В начале лета на высоте около двух тысяч метров расцветает одно из самых благородных растений - рододендрон кавказский. На Лагонакском нагорье, больше известном среди туристов как плато Лаго-Наки , цветение рододендрона кавказского начинается в июне.

Друзья, поверьте, даже самый лучший фотоаппарат не сможет передать вам это замечательное зрелище: на фоне суровых скал, зеленых альпийских лугов и вечных снегов темно-зеленые кусты рододендронов сплошь покрываются ароматными нежными цветами, а воздух пронизывает дурманящий сладкий аромат.

Рододендрон кавказский на фоне горы Оштен (Лагонакское нагорье, Адыгея). Здесь и далее - фото автора.

Обширные заросли рододендрона кавказского мы встречаем в своих походах на Фишт-Оштенский горный массив (нагорье Лаго-Наки). Несмотря на соседство с вечными снегами высокогорья и низкие ночные температуры, его цветение продолжается всю первую половину лета. Рододендрон растет в горах на высоте от 1500 до 3000 метров, причем чем выше он взбирается в горы, тем позже начинается его цветение.

В начале лета на таких высотах сохраняется еще много снега, но рододендрон активно вступает в фазу цветения.

Его цветы достойны украшать самые изысканные сады. Но лучше всего рододендрон чувствует себя в естественной природе.

Рододендрон является прекрасным медоносом, издревле используется он и в народной медицине. Помимо кавказского вида, в горах Адыгеи можно встретить рододендрон желтый (красивый, но ядовитый листопадный кустарник) и рододендрон понтийский (вечнозеленый кустарник сиреневого цвета).

Рододендрон желтый - красивое, но ядовитое растение. Цветет преимущественно в мае, в предгорных лесах Кавказа.

А это рододендрон понтийский - его отличает сиреневый цвет. Часто выступает подлеском в пихтово-буковых лесах Кавказа.

Координаты КПП "Лаго-Наки" 44.076405, 40.011284 . Это контрольно-пропускной пункт в Кавказский заповедник (Майкопский район, Адыгея).

Для более активных туристов есть возможность полюбоваться цветущими рододендронами в рамках многодневных маршрутов: "Через горы к морю" или "К приюту Фишт". Там, на склонах Фишт-Оштенского горного массива, рододендроны образуют непроходимые заросли, сплошь покрытые цветами!

Друзья, а напоследок полюбуйтесь на цветение рододендрона кавказского на Загеданских озерах Карачаево-Черкесии. Фотографии из нашего июньского похода:

Как-то раз у меня появилась идея съездить в горы, полюбоваться альпийскими лугами и заснеженными пиками, поснимать панорамы с горных вершин. Но вместе с тем совсем не хотелось с головой погружаться в реалии походного быта. Я хотел ходить налегке, каждый день принимать горячий душ, питаться по-городскому, носить сухую и чистую одежду. В результате появилось вот это путешествие.

Я решил поехать на Кавказ, в Приэльбрусье, и остановиться в поселке Терскол. Там несложно найти комфортное жилье и вкусно поесть, а красивейшие места Кавказа находятся в пешей доступности. Тем боле, я там всё знаю и все свои. С организацией пейзажной съемки возникли некоторые трудности. Для того чтобы оказаться на горе в режимное время, нужно спускаться или подниматься по склону в темноте, что в большинстве случаев совсем не безопасно. Поэтому я решил подниматься на точку к закату, ночевать там в палатке, встречать восход и после этого спускаться в Терскол к городскому комфорту. Там я снял квартиру на весь срок своего путешествия. В целом, всё получилось практически так, как я задумал. Правда, залезать каждый день на новую гору оказалось тяжеловато.

1. Восход на вершине Иткол
Одной из задач моей поездки была съемка Эльбруса с одной из вершин. Из своего прошлого опыта путешествий по Кавказу я запомнил красивый вид с вершины горы Иткол. Это самая ближняя вершина к Терсколу с востока. Несмотря на то что, согласно карте, расстояние совсем небольшое, путь наверх с рюкзаком занял у меня более 5 часов. Тропа очень крутая идет прямо вверх, не закладывая петли серпантина. Перепад высот более 1500 метров. В некоторых местах склон настолько крутой, что приходится передвигаться на четвереньках, хватаясь за пучки травы. На высоте около 3 тысяч метров тропа теряется и оставшиеся часть пути нужно выбирать маршрут самостоятельно. Но вид с вершины многократно окупает все затраченные усилия.

Вершина состоит из трех каменных пиков, между которыми сохранился небольшой ледничек. Я добрался до вершины горы как раз к закату и успел снять несколько панорам с заходящим солнцем. На северо-западе во всей своей красе возвышался двуглавый Эльбрус, обрамленный массивами гор Терскол и Терсколак.
На юге открывается, пожалуй, лучший обзор на массив Донгуз-Орун, а к востоку от него тянется цепь вершин Главного Кавказского хребта с Ушбой во главе. Спустя несколько минут после заката вокруг гор появилось розовое свечение "Пояса Венеры". Это природное явление возникает только в ясную погоду из-за отражения в атмосфере заходящего солнца и особенно красиво в горах. Можно наблюдать, как розовая полоса поднимается к заснеженным вершинам, оставляя склоны в лазурной синеве.

После вечерней съемки идти куда-либо было уже поздно, а на вершине хороших мест для палатки не оказалось. Пришлось ставить палатку и ночевать прямо на камнях на склоне. Здесь меня в очередной раз выручил надувной матрац. Подложив под один край несколько крупных камней и кое-что из вещей, я получил почти ровную поверхность для сна.

Утро выдалось тихим, ясным и морозным. На небе, к сожалению, не было ни облачка. Я стоял на вершине в полной тишине и наблюдал за восходящим солнцем. Первые лучи окрасили вершину Эльбруса в розовые тона. Затем солнце поднялось выше, стало ярче, и палитра постепенно сменилась на желто-оранжевую.

2. Рододендроны Чегета
Сезоном цветения рододендронов на Кавказе считается июнь и июль. Это, наверное, самые знаменитые цветы Кавказских гор. В некоторых местах встречаются целые заросли этих низкорослых кустарников. Цветы растут на альпийских лугах на высотах до 3000 м. На границе лесного пояса они отцветают уже в конце мая, в то время как высоко в горах они цветут до середины августа. Я отправился любоваться этими цветами на гору Чегет. На вершину можно подняться на канатной дороге. Но, если вы не поленитесь и подниметесь пешком, то точно не пожалеете. Путь проходит через красивейшие цветущие альпийские луга.

Я, конечно же, решил прогуляться пешком. Дорога действительно очень красива. Цветущие луга, виды на долину и горные массивы. В одном месте я увидел заросли горной герани и решил немного поснимать. Тем более, свет был уже вечерний, а по небу плыли живописные облачка. Основной массив рододендронов начался сразу же от станции канатной дорог, но, к сожалению, к моему приезду они уже отцвели. Поэтому я полез вверх по склону искать ещё цветущие кустики там, где холоднее. Я обнаружил их только у самой верхней границы произрастания рододендронов, на высоте около 3 тысяч метров. Здесь вся растительность уже более приземистая. Сплошные заросли уже не встретишь, только отдельные цветущие кустики, зажатые между камней. Н я как раз это и искал. К тому времени солнце уже начало заходить, окрасив тучи в розовый цвет. Горные долины заполнились облаками. Условия благоприятствовали для вечерней съемки.

Заночевать решил в палатке прямо на дороге, так как это было самое ровное место в округе. Я сладко заснул на надувном матрасе, но ненадолго. Через пару часов меня разбудил мощный раскат грома совсем рядом. Я оказался прямо посреди грозового фронта. Наверное, это был один из самых страшных моментов в моей жизни. Молнии били совсем рядом. Вспышки сразу же сопровождались оглушающими раскатами грома и грохотом падающих камней. Буйство стихии продолжалось около двух часов. Потом мне удалось снова заснуть.

К утру дождь прекратился и гроза отступила. Воздух был чистый и прозрачный, но при этом наполненный влагой, что создавало волшебную атмосферу и прекрасные условия для съемки. Я отправился в те же места, где был на закате, благо все кусты цветущих рододендронов уже были найдены. Восход оправдал все мои ожидания. Мягкий утренний свет пробивался сквозь пушистые облака, образуя лучи на всё небо и одновременно освещая цветущие кусты, покрытые росой.

3. Ночевка у водопада
Девичьи Косы - один из красивейших водопадов Приэльбрусья. Он не отличается особой мощью или высотой падения (всего 30 метров), зато очень живописен. Сотни небольших струй воды, стекающие по мельчайшим каменным желобам, чем-то и в правду напоминают распущенные волосы. Каждый день это место посещают сотни туристов, но красивых профессиональных фотографий в сети практически не найти. Я решил переночевать прямо возле водопада, чтобы снять его в режимное время на восходе и на закате.

От поселка к достопримечательности серпантином ведет горная грунтовая дорога, по которой, в принципе, можно заехать на полноприводном джипе. Дорога проходит через цветущие альпийские луга и сосновые рощи. Уже здесь можно остановиться и полноценно поснимать пейзажи. Путь с рюкзаком и с остановками занял у меня около трех часов. Я поставил палатку прямо на тропе, в таком месте, чтобы в случае дождя потоки воды не смыли мой дом. К сожалению, погода не радовала. Всё небо было сплошь закрыто густыми серыми тучами, среди которых лишь изредка появлялись небольшие просветы. Постепенно темнело, начинал моросить дождь. Туристы закончились. Я поспешно провел вечернюю фотосъемку, конечно же, больше надеясь на рассвет. Чтобы захватить весь водопад с окружением, пришлось делать панорамы, да ещё и в 2 яруса.

4. Озеро Донгуз-Орун
Озеро Донгуз-Орункель - не только одно из крупнейших в Приэльбрусье, но и одно из наиболее известных озер Кавказа запрудного типа. Оно образовалось в результате запруживания ручья ледниковыми отложениями. Это довольно живописное место: с одной стороны озеро окружают горные вершины и ледники Донгуз-Оруна, а с другой альпийские луга склонов Чегета. Сюда ведут тропы от поляны Чегет и от первой станции канатной дороги. Сложность в посещении этого места заключается в том, что озеро находится в пограничной зоне и без оформленного заранее пропуска туда не пустят.

Я решил подняться пешком от поляны Чегет. Путь пролегал через девственные цветущие альпийские луга и доставил мне искреннее удовольствие. Но спустя некоторое время долину заполнили облака, и начался дождь. Спрятаться было уже негде и пришлось мокнуть. Но вот, на непродолжительное время облака расступились, вновь выглянуло солнце, и на небе появилась яркая радуга, обрамляющая массив Когутаев. На душе сразу стало радостно, мокрая одежда уже не доставляла такого дискомфорта, и через час я добрался до озера. Время близилось к закату. Вокруг, в большом количестве, рос горец и в воздухе стоял аромат медовых сот. Выбрав красивую точку и выгодный ракурс, я решил остаться там до конца дня, и спокойно поснимать, не бегая с фотоаппаратом по склону как сумасшедший. Вечернее солнце осветило снежные вершины, и облака, окутавшие Донгуз-Орун, начали наливаться цветом. Мокрая зелень альпийских лугов стала сочной и насыщенной, отражая небесную синеву.

На утро я решил осмотреть другую сторону озера. Судя по карте, восход как раз должен был быть виден с высокого горного берега. Я вышел затемно, никем не замеченный прошел мимо базы пограничников и по тропе поднялся на береговой склон. Участки между скалами на склоне покрыты густыми зарослями рододендронов, правда, уже отцветших. Месяцем ранее здесь должно было быть сказочно красиво. Увидеть восход мне так и не удалось, горизонт был закрыт облаками.

В описанных поясах выделено наибольшее количество эндемичных видов растений: в субальпийском - 21 вид, в альпийском - 7 эндемиков, одновременно в субнивальном и альпийском - 22, в альпийском и субальпийском - общих для них 33 вида: 19 видов являются общими для всех трех поясов. Некоторые виды, называемые узкорегиональными эндемиками, встречаются только в определенных местах: колокольчик Нефедова - в районе минеральных источников Джилы-Су: нут балкарский - на осыпных склонах в окрестностях пос. Эльбрус: подмаренник эльбрусский - выше пос. Эльбрус в Баксанской долине: шиповник балкарский - в долине реки Адыл-Су.

по национальному парку Приэльбрусье

Рододендрон кавказский. Rhododendron caucasicum Pall

Цветет рододендрон в начале лета. Его пышные соцветия кремового и бледно-розового цвета образуют гигантские сказочные клумбы, красиво сочетающиеся с темно-зеленой листвой. Это вечнозеленое растение. Особенно много его на склонах Чегета и в других горно-луговых субальпийских ландшафтных экспозициях. Академик Н. А. Буш отмечал, что рододендрон является пионером деревянистой растительности. Местами он далеко уходит в альпийскую зону, быстро проникает в изреженные леса и даже на заторфованные почвы. Под густым пологом больших кожистых листьев его кроны создается своеобразный микроклимат - прохладный, влажный, с пониженной солнечной реакцией и слабым испарением: это весьма благоприятные условия для возникновения и развития процесса оподзоливания почв.

Рододендрон кавказский выдерживает толщину снежного покрова до 1,5 м, хорошо укрепляет почвы и склоны, предупреждает их разрушение. Это прекрасное дубильное, эфиромасличное и лекарственное растение. Все описанные свойства рододендрона кавказского являются причиной того, что он - один из особо охраняемых растений на территории Национального парка.

Горно-лесной пояс располагается на высоте до 2450-2700 м над ур. м. в основном на склонах северной экспозиции. Это в большей степени касается Баксанской долины. Горно-степной пояс выражен здесь на склонах южной экспозиции Бокового хребта в пределах селений Тегенекли - Верхний Баксан.

Основными лесообразующими породами на территории Национального парка являются сосна крючковатая (Сосновского) и береза. Березняки расположены преимущественно по ущельям, образованным притоками Баксана и Малки. В этих древостоях выделено два укрупненных типа леса - березовое криволесье и березняки травянистые.

Первый тип занимает незначительные площади в верхней части распространения древесной растительности, в зоне Главного и Бокового хребтов, на склонах северной экспозиции. Они распространены на высотах свыше 2000 м, где образуют обычно опушку хвойно-мелколиственных лесов высокогорной зоны перед выходом на альпийские луга. Крутизна склонов, на которых формируются эти березняки, обычно 35-40°. Достигая возраста 50-70 лет, они имеют высоту всего 3-5 м. и диаметр до 10 см. Стволы корявые, изогнутые, покрытые мхом. Искривление стволов происходит под влиянием ветров, снегопадов и каменистых осыпей. Горнозащитное значение березового криволесья огромно. Березняки первыми принимают на себя и удерживают снежные лавины и каменные осыпи, защищая произрастающие ниже по склону древостои от поломки. Поломанные стволы дают хорошее вегетативное возобновление.