Морж лежит на льдине пчела опыляет цветок лось пьет воду солнце нагревает реку

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

по окружающему миру

(из опыта работы)

В сборнике представлены тематические задания, составленные в чётком соответствии с содержанием учебника по окружающему миру для 2 класса. Автор А. А. Плешаков. М., Просвещение, 2011 г.

Тесты разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Тестирование - основное средство контроля и проверки обязательного уровня обученности. Наборы тестов признаются сегодня наиболее объективными измерителями. Тестовые задания имеют преимущества перед традиционными методами контроля знаний: более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля; оценка, полученная с помощью теста, может быть более дифференцированной.

Тестирование обладает более высокой эффективностью. Позволяет при опросе охватывать большой объем материала. Уменьшает элемент случайности в выборе контрольных заданий. Тестирование – завершающий этап во всей системе комплексного контроля.

Материал разбит на темы, каждое задание имеет цель отработать определённые навыки и понятия. Используя материал этого пособия, учителя начальных классов получают возможность сразу увидеть пробелы в знаниях учащихся.

Благодаря тестам задания проверяются легко, позволяют активизировать деятельность учащихся на уроках, разнообразить процесс обучения, получать наглядную картину успеваемости, экономить время, отводимое на опрос и контроль.

Работа с тестами может проводиться почти на каждом уроке окружающего мира, так как материал тестов идёт параллельно с учебником.

Тематические задания могут быть использованы для организации индивидуальной и коллективной работы на уроке. При фронтальной работе с текстами учитель сам может читать задания, а дети отмечают правильный ответ. Отводить на тестирование больше 20 минут не рекомендуется. Материал сборника поможет оказать методическую помощь учителю в подборе упражнений для закрепления знаний, умений, навыков учащихся.

Сборник адресован учителям начальной школы, но может быть также использован родителями для занятий с детьми дома.

При всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен использоваться вместе с традиционными формами проверки результатов обучения.

Задания по окружающему миру для 3 класса 1. Назовите группы экологических связей, которые представлены этими схемами. Обратите - внимание, что стрелки направлены в разные стороны. Как вы думаете, что это означает? Приведите примеры связей каждой группы. В своём ответе учтите направления стрелок.


Экологические связи всегда двусторонние.

Например абиотические связи между живой и неживой природой. Животные дышат и при этом меняют химический состав воздуха. Связь двойная.

Или биотические связи. Животные питаются травой, а умирая становятся удобрением для роста травы.

А вот еще связь - антропогенная, между человеком и живой или неживой природой. Человек строит плотину на реке и получает электроэнергию. А река разливается водохранилищем, затапливает берега. Создается совершенно новый биоценоз, новые условия для жизни других живых существ.

В третьем классе мы начинаем изучать экологию, и одним из первых изучаем различные типы экологических связей, которые существуют в природе.

На этих схемам показаны три возможных типа связей.

На первом мы видим связь между живым и неживым. такие связи называют абиотическими. Это связь между животным и например почвой. Животное может строить в почве дом, рыть нору, и значит почва нужна животному для жизни. Но при этом животное нарушает целостность почвы, также влияет на нее. Поэтому стрелки показаны в двух направлениях.

Второй рисунок связь между животными и растениями - биотическая. Одни животные едят других, но если пищи становится мало, численность хищников сокращается.

Третий рисунок - связь антропогенная. Человек активно воздействует на природу. Строит города, добывает полезные ископаемые. Здесь также стрелки указывают два направления, ведь человек изменяет природу и получает от нее нужно для жизни.

Схема "живое - неживое". Факторы неживой природы, воздействующие на живые организмы, называются абиотическими. Факторы живой природы, воздействующие на неживые и живые организмы, называются биотическими. Приведем некоторые примеры:

  • Живое ---> неживое: дрожжи сбраживают сахарное сусло; коровы вытаптывают почвы.
  • Неживое ---> живое: солнечный свет вызывает загар у человека и запускает фотосинтез у растений, холодные температуры вызывают оцепенение у земноводных.

Схема "растения - животные". Очень сложно представить природную систему (да и не только) без различных взаимодействий растений и животных. Общее взаимодействие растений и животных называется биотическим, так как и растения и животные - живые организмы. Отношения могут быть нейтральными, конкурентными или взаимовыгодными. Рассмотрим примеры:

  • Растения ---> животные: заяц есть капусту, дятел живет на дереве.
  • Животные ---> растения: собака переносит семена лопуха, пчела опыляет клевер.

Схема "человек - природа". Факторы, которые воздействуют на природу, вызванные хозяйственной деятельностью человека, называются антропогенными. Примеры различных воздействий:

  • Человек ---> природа: человек создает искусственные агроэкосистемы, человек на законодательном уровне осуществляет охрану заповедных зон.
  • Природа ---> человек: природа дает человеку природные ископаемые (нефть, газ и прочее), природа - место обитания и пищи для человека.

Если отвечать строго по учебнику, то ответ очевиден - человек отличается от других животных, вообще от всех живых существ тем, что единственный обладает разумом. Разум человека очень необычен, его тайны до сих пор не раскрыты, но можно утверждать, что разум уникален и именно эта уникальность делает человека человеком.

Человек не просто живет в природе, он способен наблюдать, учиться, накапливать знания и делать на их основании какие-то выводы. Именно эту возможность дает человеку его разум.

Считается, что животные живут только инстинктами, хотя личный опыт говорит мне совершенно обратное. Животные тоже могут учиться, могут делать какие-то выводы и приспосабливаться к изменению условий жизни. Но при этом не происходит накопление и передача этой информации. То что известно одному животному не станет достоянием всех остальных животных.

И это как мне кажется еще одно важное отличие человека от других живых существ. Он способен делиться полученными знаниями. А эту возможность дает ему разум, отличный от разума других живых существ.

Действительно, на Земле живут люди не только разных народов, но даже разных рас. Есть на земле люди европеоидной расы, есть негроидной или монголоидной. У них разная внешность, разные нравы, разная культура. Они разделены границами, живут в разных государствах при разных общественных строях.

И тем не менее все они объединены одним словом - человечество. Так почему же мы считаем человечество единым?

Можно долго говорить о том, что все люди на земле произошли от одного общего предка, что все их различия не принципиальны, потому что у людей больше общих черт, ведь по сути, все они представители одного биологического вида.

Но на самом деле ответ много проще. Человечество едино потому, что живет в одном доме и этот дом - наша планета. Другого дома у нас нет и не будет и потому мы должны жить вместе, уважать друг друга, быть единой семьей.

Для любого живого организма, все то,что его окружает и является окружающей средой. Это могут быть другие живые организмы, а могут быть объекты неживой природы, или объекты созданные руками человека.

Например для лося на этой картинке окружающая среда - это озеро, трава, солнце, воздух, камни.

Для человека, который стоит на лугу, окружающая среда - это опять же солнце, вода, трава, земля, камни. Но также это и город, место в котором живет человек.

Если лось и человек контактируют то они друг для друга тоже окажутся частью окружающей среды.

Предложим модель, которая покажет связи между живыми организмами и окружающей средой:

Лось дышит воздухом, греется солнцем, пьет воду и ест траву. Он чешет рога о камни.

Человек живет в городе, гуляет по лугу, сажает деревья и ест их плоды, дышит воздухом, пьет воду, загорает на солнце.


Ответственность - это прежде всего забота и бережное отношение к природе. Человек должен соблюдать определенные правила поведения на природе, не должен своими поступками вредить природе, должен заботиться о животных и лесах, о том, чтобы воздух и вода оставались чистыми.

Сейчас человек все чаще относится к природе по настоящему ответственно. Он осознал, что если продолжать наносить природе вред, он может потерять все и остаться на безжизненной, мертвой планете.

Приведем примеры ответственного отношения к природе, которые мог наблюдать и совершать каждый:

  1. Пикник на природе. Люди соблюдают правила поведения в лесу или на берегу реки. Разводят костер в специальном месте, снимают дерн, не мусорят и не шумят. Не ломают веток, не рвут цветов, не ловят бабочек.
  2. Охрана диких животных и растений. Люди создают заповедники и национальные природные парки. Следят за восстановлением численности животных и растений, борются с браконьерством.
  3. Охрана чистого воздуха и воды. На заводах, в крупных городах, на сельскохозяйственных предприятиях устанавливаются фильтры, системы очистки, которые не допускают попадание грязного воздуха и воды в природу.

Экологические связи существуют между всеми объектами живой и неживой природы. Они есть между растениями, животными, человеком, солнцем, воздухом, водой и так далее.

Причем почти всегда эти связи обратные. Как животное воздействует на окружающую среду в процессе своей жизнедеятельности, так и окружающая среда воздействует на животное.

По типу выделяют три вида экологических связей. Это связи абиотические, между живыми организмами и неживой природой, это связи биотические, между различными представителями живой природы, и антропогенные, между человеком и всей природой.

Показать экологические связи можно с помощью простой модели, например можно нарисовать три типа экологических связей, отметив стрелочками их взаимное воздействие:

Читайте также: