На поле где цвела рожь и кричали перепела

Обновлено: 18.09.2024

Весна вышла дружная; быстро стаяли последние остатки снега, лежавшего по низинам и глубоким оврагам; около воды высыпала первая зеленая травка, и, насколько кругом хватал глаз, все покрылось черными заплатами только что поднятых пашен, перемешанных с желтыми квадратами отдыхавшей земли и зеленевшими озимями. Над пашней давно звенел жаворонок, и в черной земле копались серьезные грачи. Севы шли своим чередом.

Теперь перед нами лежал настоящий, отлично разделанный огород. Высокие грядки уже зеленели ботвой картофеля и кудрявыми султанчиками моркови. Бледно-зеленая капустная рассада торчала рядами в неглубоких лунках, еще темных от обильной поливки. По кольям навивался горох, в небольшом срубе примитивного парника уютно зеленели побеги огурцов, видимо тщательно оберегаемых от утренних коротких, но резких заморозков. Невдалеке волновалась нивка колосившейся озими.

Теперь идет сенокос, потом бабы рожь жать начнут, потом паровое поле под озимь двоить будут, потом сев, яровое жать, снопы возить, молотить.

Телега с семенами стояла не на рубеже, а на пашне, и пшеничная озимь была изрыта колесами и ископана лошадью.

Эти скромные картины русской ранней весны превосходны, весело зеленеющие озими играют на солнце; поднятый к яровому посеву тучный чернозем лежит как бархат и греется, тихие ручейки и речки то мелькают в перелогах, как волшебные зеркала в изумрудных рамах, то вьются как ленты, отражая в себе облака, — грунтовые дороги обсохли, но еще не завалены пылью — езда по ним удобна и приятна: копыта бегущих коней не пылят и стучат мягко, колеса катят совсем без шуму, и след позади только маслится…

Потом темная еловая аллея, обвалившаяся изгородь… На том поле, где тогда цвела рожь и кричали перепела, теперь бродили коровы и спутанные лошади. Кое-где на холмах ярко зеленела озимь. Трезвое, будничное настроение овладело мной, и мне стало стыдно всего, что я говорил у Волчаниновых, и по-прежнему стало скучно жить. Придя домой, я уложился и вечером уехал в Петербург.

На пологом склоне горного берега раскинуты зеленые ковры озими, бурые полосы земли под паром и черные — вспаханной под яровое.

Стрепет водится, то есть выводит детей, непременно в степи, но летает кормиться и даже постоянно держится везде на полях: весной по жнивыо, по молодым хлебам и залежам, а к осени по скошенным лугам, когда начнет подрастать на них молодая отава, и по озимям.

Всё, чем может порадовать сына
Поздней осенью родина-мать:
Зеленеющей озими гладь,
Подо льном — золотая долина,
Посреди освещенных лугов
Величавое войско стогов —
Всё доступно довольному взору…

Да и дорога пошла повеселее, все озимями и яровою пашней; пространства, усеянные пеньками, встречались реже, горизонт сделался шире и чище; по сторонам виднелись церкви, помещичьи усадьбы, деревни.

Недели через три Самгин сидел в почтовой бричке, ее катила по дороге, размытой вешними водами, пара шершавых, рыженьких лошадей, механически, точно заводные игрушки, перебирая ногами. Ехали мимо пашен, скудно покрытых всходами озими; неплодородная тверская земля усеяна каким-то щебнем, вымытым добела.

Белый господский дом и церковь, расположенные на горе, вдруг ярко засияли посреди темных, покрытых еще густою тенью дерев и избушек; в свою очередь сверкнуло за ними дальнее озеро; с каждою минутой выскакивали из мрака новые предметы: то ветряная мельница с быстро вращающимися крыльями, то клочок озими, который как бы мгновенно загорался; правда, слева все еще клубились сизые хребты туч и местами косая полоса ливня сливала сумрачное небо с отдаленным горизонтом; но вот и там мало-помалу начало светлеть…

* //………
Дождик лил тогда
В три погибели.
На корню дожди
Озимь выбили.
И на энтот год
Не шумела рожь.
То не жизнь была,
А в печенки нож. //………

Без дум, со смутной и тяжёлой грустью в сердце иду по дороге — предо мною в пасмурном небе тихо развёртывается серое, холодное утро. Всё вокруг устало за ночь, растрепалось, побледнело, зелёные ковры озимей покрыты пухом инея, деревья протягивают друг к другу голые сучья, они не достигают один другого и печально дрожат. Снега просит раздетая, озябшая земля, просит пышного белого покрова себе. Сошлись над нею тучи, цвета пепла и золы, и стоят неподвижно, томя её.

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Озимь ино место червь сгубил, ино место ранние морозы сгубили; перепахали было на яровое, да не знамо, уродится ли что?

Та же дорога, те же поля, и галки так же прячутся в густых озимях, и мужики так же кланяются ниже пояса, и бабы так же ищутся, лежа перед порогом.

[В малоснежные зимы хлебные жнивы и озими иногда до февраля мало бывают покрыты снегом, и тетерева по привычке продолжают летать на них для отыскиванья корма.

Снег на прощанье с землей переливал такими алмазами, что больно было глядеть, а около него спешила зеленеть молодая озимь.

Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей, ласковой струей родного воздуха, донесшего с собой до его слуха и ласковые слова матери, и солидные речи истового крестьянина-отца, много забытых звуков и много сочного запаха матушки-земли, только что оттаявшей, только что вспаханной и только что покрытой изумрудным шелком озими… Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах.

Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
„Глянь-ко: что делает старый Мазай!“
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые.
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и „с богом!“ сказал…

Они поют, и, с небреженьем
Внимая звонкий голос их,
Ждала Татьяна с нетерпеньем,
Чтоб трепет сердца в ней затих,
Чтобы прошло ланит пыланье.
Но в персях то же трепетанье,
И не проходит жар ланит,
Но ярче, ярче лишь горит…
Так бедный мотылек и блещет,
И бьется радужным крылом,
Плененный школьным шалуном;
Так зайчик в озими трепещет,
Увидя вдруг издалека
В кусты припадшего стрелка.

— Точно, точно, как не гулять: время стоит хорошее; не то что на той неделе: какая была погода, ай, ай, ай! не приведи бог! Чай, озими досталось.

В 18.. году, в сентябре, будучи уже костромским помпадуром, получил я от капитан-исправника донесение, что в Нерехотском уезде появился необыкновенной величины червяк, который поедает озимь, сию надежду будущего урожая, и что, несмотря на принятые полицейские меры, сей червь, как бы посмеиваясь над оными, продолжает свое истребительное дело.

Стрепета держатся иногда до октября, и в это время любимое их местопребывание — озими и скошенная степь; они любят щипать вторые, поздние ростки озимей и молодую травку.

Вальдшнепы сидят крепко и плотно таятся в корнях дерев и кустов, в частых, мелких поростях, в крупной, высокой траве и очень любят лесные сырые опушки около озимей и небольшие овражки с рытвинами и водоеминами, густо поросшие таловыми кустами и молодыми ольхами, особенно если по овражку бежит речка или ручеек, а по берегам есть родниковые паточинки.

Вершины и леса, в конце августа еще бывшие зелеными островами между черными полями озимей и жнивами, стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей.

Вальдшнеп не маленькая птичка; ему нужны кочки, некошеная крупная трава, межи, обросшие бобовником и чилизником, или глубокие борозды рослых озимей, где бы было укрыться, и все это в самом близком расстоянии от леса или кустов.

В октябре иногда находишь их в озимях, а когда время сделается холоднее, они спускаются в луга, поймы, к таловым кустам.

Покуда в доме идет содом, он осматривает свои владения. Осведомляется, где в последний раз сеяли озимь (пашня уж два года сряду пустует), и нанимает топографа, чтобы снял полевую землю на план и разбил на шесть участков, по числу полей. Оказывается, что в каждом поле придется по двадцати десятин, и он спешит посеять овес с клевером на том месте, где было старое озимое.

Навертевшись и наигравшись досыта на солнышке, в вышине, они с шумом опускаются на озими и проворно разбегаются по десятинам, отыскивая себе корм.

Самка не свивает гнезда, а расчищает для него местечко, делая в густой траве, в озимях или под кустиком небольшую ямку, как бы окруженную или опушенную перышками и пухом, нащипанными из собственной хлупи.

Когда же наступит настоящая зима и сугробами снегов завалит хлебные поля и озими, то куропаткам нельзя будет бегать по глубокому снегу, да и бесполезно, потому что никакого корму в полях нет.

Услыша эти желанные звуки, я уже всякий день начинал искать сивок по озимям, объезжая иногда понапрасну огромные пространства ржаных полей.

Хозяйственный священник сам пашет и боронит, чередуясь с работником, ежели такой у него есть. В воспоминаниях моего детства неизгладимо запечатлелась фигура нашего старого батюшки, в белой рубашке навыпуск, с волосами, заплетенными в косичку. Он бодро напирает всей грудью на соху и понукает лошадь, и сряду около двух недель без отдыха проводит в этом тяжком труде, сменяя соху бороной. А заборонит — смотришь, через две недели опять или под овес запахивать нужно, или под озимь двоить.

Ему все нравилось кругом: и вспаханные поля, и всходившие озими, и эта мягкая, как покрытая войлоком, черноземная проселочная дорога, и дружный бег сильных киргизок, и даже широкая заплатанная спина Степана, который смешно дергал локтями в нырках и постоянно поправлял на голове рваную баранью шапчонку.

Вот хошь бы теперь: по временам давно бы пора пахарю радоваться на озими, нам — невод забрасывать; а на поле все еще снег пластом лежит, река льдом покрыта, — возразил Глеб, обращаясь к шерстобиту, который сидел с зажмуренными глазами и, казалось, погружен был в глубокую думу.

Когда есть трава, зайцы питаются ею, также древесными листьями, всякими хлебными посевами и особенно любят озимь.

Никита пошел и туда, подошел к тому, что чернелось, — это чернелась земля, насыпавшаяся с оголенных озимей сверх снега и окрасившая снег черным. Походив и справа, Никита вернулся к саням, обил с себя снег, вытряхнул его из сапога и сел в сани.

Некоторые охотники уверяли меня, что видали нечто подобное весенним тетеревиным токам в позднюю теплую осень; косачи не дрались между собою, а только бормотали, бегая по озимям или лугу и надуваясь, как индейские петухи.

— Очень хорош. А у маменьки моей нынче так ни ярового, ни ржи не будет. Озимь тогда очень поздно сеяли, и то в грязь кидали; а овес… я уж и не знаю отчего: видно, семена были плохи. Так неприятно это в хозяйстве!

Я помню не одну такую осень; бывало, подъедешь к небольшому отъемному острову или лесному отрогу — и около него, даже по озимям, везде виднеются беловатые пятна: это зайцы.

Тудаки водятся, то есть выводят детей, непременно в степи настоящей, еще не тронутой сохою, [Есть охотники, которые утверждают противное, но я, убежденный примером других птиц, не верю, чтобы дрофа вила гнездо и выводила детей в молодых хлебах, но, вероятно, она немедленно перемещается туда с своими цыплятами] но летают кормиться везде: на залежи озими к хлебные поля.

Реши в предложениях пунктуационные задачи. Определи, что связывает союз И.
Пример: Когда жара пошла на убыль и работа была закончена мы отправились купаться на речку. союз И связывает однородные придаточные предложения
1. Вечером вернулся брат из города и свежие газеты привёз.
2. На том поле где тогда цвела рожь и кричали перепела теперь бродили коровы.
3. Слышно было как неистовствовало море и завывал северный ветер.

Варианты ответа:
Союз И связывает однородные члены
связывает части сложносочин. предложения
связывает однородные придаточные предложения

1. Вечером вернулся брат из города и свежие газеты привёз. ( Союз И связывает однородные члены- сказуемые)
2.[ На том поле, ( где тогда цвела рожь и кричали перепела ),теперь бродили коровы]. - связывает однородные придаточные предложения -определительные.
3. [Слышно было] ,(как неистовствовало море и завывал северный ветер). - связывает однородные придаточные предложения- изъяснительные.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка в 11 классе

Тема: Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

повторить ранее изученный материал по теме "Сложное предложение";

рассмотреть ССП, выделить его особенности;

закрепить умения учащихся определять структуру ССП и его частей, а также отработать навыки постановки знаков препинания в ССП;

совершенствовать умения учащихся делать синтаксический анализ ССП;

разобрать задания ЕГЭ, связанные с пунктуационными нормами в этих типах предложений;

продолжить работу, связанную с нахождением и определением художественных средств и приемов в предложениях и поэтических текстах;

подготовка к ЕГЭ.

Средства оборудования: мультимедиа, тесты, таблицы.

I. Организация урока.

II. Основная часть урока.

Начинаем урок с разминки:

1.Наиболее затруднительным для вас на сегодняшний день является задание 26. Поэтому сейчас мы с вами проведем небольшую работу, связанную с определением художественных средств русского литературного языка .

1.Это средство создает резкое противопоставление образов, понятий, служит для обозначения контраста. Антитеза

2.Это слова, выражающие отношения говорящего к тому, что он сообщает. Вводные слова

3.Этот прием из ораторской речи, который организует диалог с читателем, заставляет его задуматься. Риторический вопрос

Работа с мультимедиа:

Попробуйте теперь определить, какие художественные средства и приемы использованы в данных текстах:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ли во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Инверсия, анафора синтаксическая

И опять стреляют, как в живого,

В мертвого. В убитого. В меня.

Парцелляция

Богатый и в будни пирует,

А бедный и в праздник горюет.

Антитеза

Как низко, вольно и просторно степных отав раскинут круг!

И как легко фатой узорной плывут два облачка на юг!

Инверсия, синтаксический параллелизм

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам.

Градация

Нос корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает.

Метафора

Юрий Бондарев "Горячий снег"

Оксюморон

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Риторическое обращение, эпитет, олицетворение

2). Наша сегодняшняя тема урока связана со сложным предложением.

Что такое сложное предложение? ( предложение, состоящее из нескольких частей, которые функционируют как целое)

Скажите, пожалуйста, какие виды сложных предложений вы знаете?

Слайд 3 Осложненное списывание

Слайд 4 Вывод

1.В чем отличительная особенность ССП? ( наличие сочинительного союза, который соединяет равноправные части предложения)

2. Повторим знаки препинания ССП :

Так какие сочинительные союзы вы знаете?

Карточки с определением вида сочинительных союзов (работают 4 обучающихся)

Цель нашего урока – не просто проанализировать пунктуацию ССП, но и выделить особенности ССП.

3 . Постановка знаков препинания в ССП . Обратите внимание на данные предложения, объясните их пунктуацию:

Еще накануне ничто не предвещало беды и все вокруг было тихо и спокойно.

В сумерки в небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов.

Вывод: В предложениях с общим второстепенным членом запятая перед сочинительными союзами не ставится.

Используя данные обстоятельства времени в качестве общего второстепенного члена, придумайте шесть ССП:

1 ряд - через полчаса, поздно вечером;

2 ряд - к полудню, с раннего утра;

3 ряд - весь день, после грозы

Весь день на улице все блестело и дышалось легко.

Поздно вечером подморозило и звезды усеяли небо.

После грозы воздух чист и дышится легко.

С раннего утра кукушка за рекою кукует и в березняке пахнет грибами.

Внизу, на первом этаже , заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса.

3.2. ССП с общей придаточной частью: ( ), [ ] и [ ].

О чем говорит вам эта схема?

Посмотрите внимательно на схему и найдите общую придаточную часть .

Когда наступил вечер , небо сплошь заволокло тучами и пошел дождь.

Как только открыли двери , послышалось нудное гудение комаров и они полетели в спальню. Едва солнце взошло , туман начал рассеиваться и у воды стало холодно.

Учащиеся делают вывод.

Какие задания ЕГЭ связаны с пунктуационными нормами этих типов предложений? (Тест №16 - тест№20)

3.3. СПП с двумя однородными придаточными с сочинительной связью : [ ], ( ) и ( ). Общая главная часть и два однородных придаточных.

Пользуясь схемой, найдите главное и придаточные предложения.

Ты просила написать о том, что здесь было и что здесь стало.

Получили известие, что Волга встала и через нее потянулись обозы.

Если однородные придаточные соединяются неповторяющимися сочинительными союзами, запятая не ставится, как при однородных членах предложения, соединенных таким же образом. (Общая главная часть и два однородных придаточных)

Расставьте знаки препинания:

На поле где цвела рожь и кричали перепела теперь бродили спутанные лошади.

Слышно было как дышит корова и ходит по стойлу теленок.

На поле, (где цвела рожь) и (кричали перепела), теперь бродили спутанные лошади.

Слышно было, (как дышит корова) и (ходит по стойлу теленок).

3.4. Знаки препинания в ССП, части которого безличными, назывными и вопросительными предложениями.

Прогулка в зимнем лесу и катание на санках.

(Между двумя назывными предложениями)

Который теперь час и сколько времени нам еще осталось ждать.

(Между двумя вопросительными предложениями)

Нужно написать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.

(Между безличными предложениями, имеющими в составе сказуемых СИНОНИМЫ)

2. Создание проблемной ситуации:

Объясните, почему перед союзом и не нужна запятая.

Учащиеся дают обратную связь, проговаривая каждое предложение и подытоживая урок.

1.Словом, время уже истекло и пора было уходить. Вводное слово.

2.С деревьев капало и вокруг пахло листвой. Безличные предложения.

3.Где будет собрание и кто его председатель? Вопросительные предложения.

4.Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! Восклицательные предложения.

III. Сделайте выводы.

Подведение итогов урока:

Что такое сложное предложение?

Как части сложного предложения связаны между собой?

Какие предложения называются сложносочиненными?

Что общего между ССП и простым предложением с однородными членами и в чем различие?

Как пунктуационно оформляется ССП?

Перечислите случаи, когда между частями ССП запятая не ставится?

V. Домашнее задание: выписать из текстов художественной литературы 6 сложных предложений с различными видами сочинительной связи.

Краткое описание документа:

Конспект урока обобщения по синтаксису сложного предложения может быть использован не только для проведения самого урока, но и для подготовки к ЕГЭ. В конспекте указаны цели, задачи, продумана система работы со слабоуспевающими, заложено повторение ранее изученного материала в рамках подготовки к ЕГЭ. Предполагается использование на уроке презентации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1004 человека из 81 региона


Курс повышения квалификации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 569 291 материал в базе

Материал подходит для УМК

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.10.2019 7126
  • DOCX 28.9 кбайт
  • 567 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Терезова Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

Количество бюджетных мест в вузах по IT-программам вырастет до 160 тыс.

Время чтения: 2 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

II. Основная часть урока:

1.Проверка домашнего задания. (из художественной литературы нужно было найти сложное предложение со смешанной конструкцией)

-Какое предложение мы называем сложным?

-Сколько видов имеет сложное предложение. Чем они отличаются друг от друга?

-Сколько видов сложного предложения в тувинском языке? В какой вид сложного предложения входят бессоюзные предложения?

-В каком разделе русского языка изучаются предложения.?

3. Задание по определению видов СП по данным схемам.

Объясните, какое это предложение: простое или сложное, нужны ли знаки препинания?

  1. Желтым и кранным огнем полыхают вязы и клены в пойме.
  2. Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами.

3. Обратите внимание на схемы, попытайтесь их объяснить и найти предложения, которые будут соответствовать схемам:

Еще накануне ничто не предвещало беды и все вокруг было тихо и спокойно.

В сумерки в небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов.

Вывод: В предложениях с общим второстепенным членом запятая перед сочинительными союзами не ставится.

Используя данные обстоятельства времени в качестве общего второстепенного члена, придумайте пять ССП:

- через полчаса, поздно вечером, к полудню, с раннего утра, весь день.

Продолжите предложения по схемам: [ O и O ]. [ ] и [ ].

1.А у другого берега плещется рыба и …

2.На сосне, совсем рядом, запел зяблик и …

3.На бурой хвойной подстилке белеют поганки и …

3.2. ССП с общей придаточной частью: [ ] и [ ], ( ).

О чем говорит вам эта схема?

Посмотрите внимательно на схему и найдите общую придаточную часть.

Когда наступил вечер, небо сплошь заволокло тучами и пошел дождь.

Как только открыли двери, послышалось нудное гудение комаров и они полетели в спальню.

Едва солнце взошло, туман начал рассеиваться и у воды стало холодно.

Придумайте пять ССП по схеме, используя союзы: когда, пока, как только, лишь только, перед тем как.

СПП с двумя однородными придаточными с сочинительной связью: [ ], ( ) и( ).

В данное ниже правило вставьте пропущенные слова (на проекторе высвечивается запись правила, учащиеся сами должны сделать вывод) :

Если однородные придаточные соединяются неповторяющимися сочинительными союзами, запятая не ставится, как при однородных членах предложения, соединенных таким же образом.

Пользуясь схемой, найдите главное и придаточные предложения.

Ты просила написать о том, что здесь было и что здесь стало.

Получили известие, что Волга встала и через нее потянулись обозы.

(Учащиеся еще раз делают вывод).

Расставьте знаки препинания:

На поле, где цвела рожь и кричали перепела, теперь бродили спутанные лошади.

Слышно было, как дышит корова и ходит по стойлу теленок.

4. Создание проблемной ситуации:

Объясните, почему перед союзом и не нужна запятая.

(На проекторе высвечиваются предложения, учащиеся дают обратную связь, проговаривая каждое предложение и подытоживая урок).

1.Словом, время уже истекло и пора было уходить. Вводное слово.

2.С деревьев капало и вокруг пахло листвой. Безличные предложения.

3.Где будет собрание и кто его председатель? Вопросительные предложения.

4.Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! Восклицательные предложения.

Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними вместо запятой перед союзами ставится тире.

Читайте также: