Не расти траве после осени не цвести цветам зимой по снегу

Обновлено: 18.09.2024


На заре туманной юности
Всей душой любил я милую;
Был у ней в глазах небесный свет,
На лице горел любви огонь.


Что пред ней ты, утро майское,
Ты, дубрава-мать зеленая,
Степь-трава — парча шелковая,
Заря-вечер, ночь-волшебница!


Хороши вы — когда нет ее,
Когда с вами делишь грусть свою,
А при ней вас — хоть бы не было;
С ней зима — весна, ночь — ясный день!


Вмиг огнем лицо всё вспыхнуло,
Белым снегом перекрылося, —
И, рыдая, как безумная,
На груди моей повиснула.

457. Раздумье селянина[461]

458. Горькая доля[462]

460. Последний поцелуй[464]


Обойми, поцелуй,
Приголубь, приласкай,
Еще раз — поскорей —
Поцелуй горячей.
Что печально глядишь?
Что на сердце таишь?)
Не тоскуй, не горюй,
Из очей слез не лей;
Мне не надобно их,
Мне не нужно тоски…
Не на смерть я иду,
Не хоронишь меня.
На полгода всего
Мы расстаться должны;
Есть за Волгой село
На крутом берегу:
Там отец мой живет,
Там родимая мать
Сына в гости зовет;
Я поеду к отцу,
Поклонюся родной
И согласье возьму
Обвенчаться с тобой.
Мучит душу мою
Твой печальный убор,
Для чего ты в него
Нарядила себя?
Разрядись: уберись
В свой наряд голубой
И на плечи накинь
Шаль с каймой расписной;
Пусть пылает лицо,
Как поутру заря,
Пусть сияет любовь
На устах у тебя;
Как мне мило теперь
Любоваться тобой!
Как весна, хороша
Ты, невеста моя!
Обойми ж, поцелуй,
Приголубь, приласкай,
Еще раз — поскорей —
Поцелуй горячей!


На заре туманной юности
Всей душой любил я милую;
Был у ней в глазах небесный свет,
На лице горел любви огонь.


Что пред ней ты, утро майское,
Ты, дубрава-мать зеленая,
Степь-трава — парча шелковая,
Заря-вечер, ночь-волшебница!


Хороши вы — когда нет ее,
Когда с вами делишь грусть свою,
А при ней вас — хоть бы не было;
С ней зима — весна, ночь — ясный день!


Вмиг огнем лицо всё вспыхнуло,
Белым снегом перекрылося, —
И, рыдая, как безумная,
На груди моей повиснула.

457. Раздумье селянина[461]

458. Горькая доля[462]

460. Последний поцелуй[464]


Обойми, поцелуй,
Приголубь, приласкай,
Еще раз — поскорей —
Поцелуй горячей.
Что печально глядишь?
Что на сердце таишь?)
Не тоскуй, не горюй,
Из очей слез не лей;
Мне не надобно их,
Мне не нужно тоски…
Не на смерть я иду,
Не хоронишь меня.
На полгода всего
Мы расстаться должны;
Есть за Волгой село
На крутом берегу:
Там отец мой живет,
Там родимая мать
Сына в гости зовет;
Я поеду к отцу,
Поклонюся родной
И согласье возьму
Обвенчаться с тобой.
Мучит душу мою
Твой печальный убор,
Для чего ты в него
Нарядила себя?
Разрядись: уберись
В свой наряд голубой
И на плечи накинь
Шаль с каймой расписной;
Пусть пылает лицо,
Как поутру заря,
Пусть сияет любовь
На устах у тебя;
Как мне мило теперь
Любоваться тобой!
Как весна, хороша
Ты, невеста моя!
Обойми ж, поцелуй,
Приголубь, приласкай,
Еще раз — поскорей —
Поцелуй горячей!

Ах, зачем меня Силой выдали За немилого - Мужа старого. Небось весело Теперь матушке Утирать мои Слезы горькие; Небось весело Глядеть батюшке На житье-бытье Горемышное! Небось сердце в них Разрывается, Как приду одна На великий день; От дружка дары Принесу с собой: На лице - печаль, На душе - тоску. Поздно, р о дные, Обвинять судьбу, Ворожить, гадать, Сулить радости! Пусть из-за моря Корабли плывут; Пущай золото На пол сыплется; Не расти траве После осени; Не цвести цветам Зимой по снегу!

А.В.Кольцов. Стихотворения. Серия "Русская муза". Москва: Художественная литература, 1989.

КНИГИ 417992 АВТОРЫ 127536 СЕРИИ 43208 ЖАНРЫ 504 ГОРОДА 1137 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16466 ТЕГИ 332782 СТАТЬИ 609

этого типа не нуждается в наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо.

Различаются два типа определенно-личных предложений в зависимости от формы выражения глагола-сказуемого:

1) сказуемое выражено формой 1-го и 2-го лица изъявительного наклонения: Объеду еще раз и, как вернусь, пойду к генералу и попрошу его (Л.Т.); Уж не увидимся больше… (М.Г.); Не хотите ли чаю? (Л.);

2) сказуемое выражено формой 2-го лица повелительного наклонения: Ну, вот, пристраивайся к делу… (М.Г.); Идите, выполняйте приказание (Сим.).

§ 167. Неопределенно-личные предложения.

Неопределенно-личным называется односоставное бесподлежащное предложение, главный член которого выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо в форме множественного числа прошедшего времени или сослагательного наклонения и обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами, не обозначенными вследствие их неизвестности или намеренного устранения из речи: Кричали далеко… (М.Г.); Отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода (Шол.).

§ 168. Обобщенно-личные предложения.

Основная функция обобщенно-личных предложений — выражение общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицы и поговорки: Семь раз отмерь — один раз отрежь; Любишь кататься — люби и саночки возить; Что имеем — не храним, потерявши плачем; Пашню пашут, так руками не машут.

Обобщенное значение могут выражать и двусоставные предложения с подлежащим — личным местоимением, употребленным в значении обобщенного лица: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (Кр.).

В обобщенно-личных предложениях может выражаться действие, часто происходящее, относимое к самому говорящему: Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы… — приходят на память (Т.); С утра до ночи все на ногах, покою не знаю, а ночью ляжешь под одеялом и боишься, как бы к больному не потащили (Ч.).

§ 169. Безличные предложения.

Безличным называется односоставное предложение с одним главным членом — сказуемым, форма которого не выражает значения лица. По своей структуре безличные предложения делятся на две группы:

1) безличные предложения с глагольным сказуемым;

2) безличные предложения со сказуемым, выраженным словом категории состояния.

В предложениях первой группы сказуемое выражается:

1) безличным глаголом: Уж светает (М.Г.); Уже совсем рассвело… (Фед.);

2) личным глаголом в безличном употреблении: Ночью несколько стихло… (Гонч.); Все громче, громче загрохотало, заухало, заревело по всей реке… (А.Н.Т.);

3) возвратной формой личного глагола: Еще чуть брезжится (Остр.); Где трудно дышится, где горе слышится, будь первый там (Н.);

4) глаголом бытия, существования в сочетании с родительным падежом имени: Мечтам и годам нет возврата… (П.); Ветра точно на свете никогда не было (Т.);

5) неопределенной формой глагола в сочетании с вспомогательным глаголом, местоимением или местоименным наречием: Вам будет на что посмотреть и подивиться (Н. Остр.); Так вот, в Ольховку ехать незачем (Буб.);

6) краткой формой страдательного причастия: Как много думано, исполнено так мало (Брюс.); Просто запрещено говорить (М.Г.).

В предложениях второй группы сказуемое выражается:

1) словами категории состояния на -о, иногда с примыкающим инфинитивом: В небесах торжественно и чудно! (Л.); Было морозно и ветрено (М.Г.);

2) словами категории состояния в форме существительного, часто в сочетании с инфинитивом (пора, грех, стыд, досуг, недосуг, жуть, досада, страх, ужас, позор и др.): Досуг мне разбирать вины твои, щенок! (Кр.); …Лень ей далее ступить (П.); Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман (Л.).

Как показывают приведенные примеры, семантика безличных предложений весьма разнообразна. Они выражают физические явления природы, психофизическое состояние живого существа, действия неосознанной силы, оценку действий человека и т. д.

§ 170. Инфинитивные предложения.

Инфинитивным называется односоставное предложение, главный член которого выражен независимым инфинитивом.

Не все грамматисты выделяют инфинитивные предложения в особый разряд односоставных предложений, считая, что они могут быть включены в состав безличных предложений с глагольным сказуемым. Однако инфинитивным предложениям присущ ряд особенностей, отграничивающих их от безличных предложений:

1) в безличных предложениях инфинитив, входящий в состав сказуемого, примыкает к глаголу в личной форме или к слову категории состояния, тем самым является зависимым, а в инфинитивных предложениях инфинитив образует структурное ядро предложения;

2) в безличных предложениях действие мыслится проходящим без его производителя, независимо от него, а в инфинитивных предложениях действующее лицо побуждается к действию, отмечается желательность, необходимость активного действия.

Инфинитивные предложения могут выражать:

1) значение неизбежности действия: Уж над тобою быть греху (Кр.);

2) значение необходимости, желательности действия: Теперь-то себя и показать (Фонв.);

3) значение невозможности действия: Не расти траве после осени, не цвести цветам зимой по снегу (Кольц.);

4) значение императивности, приказа, долженствования: Повесить его! (Т.);

5) условно-следственные отношения: Казнить так казнить, миловать так миловать (П.);

6) риторический вопрос: …Ну как не порадеть родному человечку. (Гр.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать умения систематизировать информацию, анализировать, делать выводы; повышать творческую активность учащихся; совершенствовать коммуникативные умения в ходе групповой работы;

способствовать воспитанию умений преодолевать трудности, применяя волевые усилия, стремления трудиться.

Ожидаемые результаты:

учащиеся отличают безличные предложения от двусоставных и других односоставных предложений, определяют способ выражения сказуемого, выполняют замену двусоставных предложений безличными, определяют сферу использования безличных предложений, выражают свои собственные суждения о сущности данного типа односоставных предложений

Оборудование:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся. Доброжелательно мотивирует к началу совместной работы

- Здравствуйте, чтобы урок прошёл успешно, улыбнёмся друг другу и начнём работу.

Актуализация знаний

Задаёт вопрос, предлагает материал для самопроверки

- Мы продолжаем изучать односоставные предложения. Что вы о них знаете?

Установите соответствие.

Идёшь в школу и видишь на лужицах ледок.

Шила в мешке не утаишь.

Во дворе играют в снежки.

По утрам морозит.

- Какие вопросы вызвали затруднения? ( Фронтальное обсуждение спорных вопросов)

Выдвигают гипотезы, определяют объём знаний по теме, свой уровень освоения темы

Целеполагание

Обозначает рамки изучения темы, конкретизирует объём изучения материала

- Обратим внимание на последнее предложение теста: к двусоставным или односоставным можно его отнести? Почему возникает трудность? (Сложно найти сказуемое)

- Что вам уже известно об этой группе предложений?

- Что необходимо узнать об этих предложениях?

Определяют цель своей деятельности, формулируют вопросы, на которые надо ответить в течение урока

Открытие нового знания

Подбор ассоциаций. Работа с видеофрагментом.

Работа в группах. Способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

- Предлагаю вам поработать в группах: провести наблюдение над подборкой безличных предложений и определить, чем выражено сказуемое. Чтобы грамотно сформулировать способ выражения – обратитесь к теоретическому материалу на странице 171 учебника. Информацию занесите в таблицу. (Таблица заполняется также на доске)

От радости в зобу дыханье сперло. Его знобило и ломало. Просто мне нездоровилось это время. Его лихорадило. И в зале дышится легко. Морозило сильнее, чем с утра. На дворе еще чуть брезжило. Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. Уж сильно завечерело.

Ночью несколько стихло. Все небо заложило. Снег падал реже, чуть посветлело. На лесопильном дворе горит. В голове до сих пор стучит. У батюшки даже в глазах зарябило. У Павла Васильевича даже дух захватило. В глазах у меня потемнело. А день-то свеж, а кости ломит. Сильно пахло тушью и красками.

Личный глагол в безличном значении

Двум смертям не бывать, одной не миновать. Не расти траве после осени, не цвести цветам зимой по снегу. Бороться и искать, найти и не сдаваться! Не нагнать тебе бешеной тройки! Умом Россию не понять. Лицом к лицу лица не увидать.

Про батарею Тушина было забыто. Уж послано в погоню. В вагонах запрещено зажигать свет. Петрушке приказано было оставаться дома. Нынче не велено кусаться. В комнатах прибрано. …Нам суждено в Европу прорубить окно. Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок.

Краткое страдательное причастие

В комнате становится тихо. Уж поздно, холодно. В небесах торжественно и чудно. В нашем доме на Большой Дворянской было темно. Что же мне так больно и так трудно? Вам холодно немножко. С ним сделалось дурно. Мне стыдно от ваших поздравлений, мне страшно от ваших гордых слов!

Слово категории состояния

Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести, ни права приглашать к себе в гости. Там счету нет столетьям. Нет ни ржи, ни тропки. Не было сил перенести это. И нет нам покоя ни ночью, ни днём! У счастья нет завтрашнего дня. Мечтам и годам нет возврата.

Отвечают на проблемный вопрос.

Работают в малых группах: анализируют предложения, определяют способ выражения сказуемого с опорой на теоретический материал учебника, заносят информацию в таблицу на доске и в тетради.

Читайте также: