Нектар сладкий цветочный опыление пыльцы с одного цветка на другой опылители которые опыляют цветы

Обновлено: 15.09.2024

Хвойные и цветковые растения размножаются семенами . У хвойных растений семена образуются в шишках, а у цветковых — в цветках.

В цветках есть тычинки и пестик . На тычинках находятся мельчайшие зёрнышки, маленькие жёлтые крупинки. Это пыльца . В пестике образуется плод .

В цветках есть сладкий сок — нектар . Бабочки, шмели, пчёлы прилетают за нектаром. Когда насекомое садится на цветок, к его тельцу прилипает пыльца. Перелетая с одного цветка на другой, насекомое опыляет растения.

bee-1726659_1280.jpg

Цветки привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой. Лучшие опылители цветковых растений — бабочки, пчёлы, шмели.

Опыление может происходить и с помощью ветра . Ветер переносит пыльцу с одного цветка на другой. Так опыляются берёза, ольха, орешник. В их цветках не выделяется нектар, у них нет запаха и они не привлекают насекомых. У таких растений образуется много лёгкой пыльцы.

birch-4125390_1280.jpg

После опыления из цветка образуется плод с семенами . Без опыления семена и плоды образоваться не могут.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Размножение и развитие растений. 08.11.21.

Цель : познакомить с размножением и развитием растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обна­руживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и ис­пользовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

— Расскажите о дыхании растений. Как растения дышат?


— Расскажите о питании растений.


— Почему растения не могут жить без солнечного света?

Как связаны между собой Солнце, растения и люди?


— Почему животные и люди не могут жить на Земле без ра­стений?


III . Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки.

Целый день в трудах,

То в лугах, то в садах.

Тот всегда с медком.

А кто ей не люб —

Спасайся бегом! (Пчела.)

Ø Червяком она была,

Только ела и спала.

Смотришь - по небу летит. (Бабочка.)

Ø Его фигура подвела —

Гораздо толще, чем пчела.

Полоски словно у осы,

На брюшке — капельки росы.

Смотри, он плюхнулся на хмель,

Большой мохнатый толстый . (шмель).

Ø Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар,

Писклявый, маленький. (комар).

¾ Сформулируйте тему урока. Размножение и развитие растений.

¾ Каковы цели нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить, что нового узнаем? Сегодня на уроке мы будем учить выдвигать гипотезы и доказывать их, будем говорить о том, как растения раз­множаются и развитии растений из семян.

IV . Работа по теме урока.

1. Размножение растений.

¾ Однажды ученые поставили опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетели пчелы образовалось 33 груши. А на ветках под марлей –ни одной! Выскажите свои предположения, почему это произошло?


¾ Что такое опыление? (Перенос пыльцы с одного растения на другое.)

¾ Чтобы у растений появились плоды с семенами, нужно перенести пыль­цу- мельчайшие желтые зернышки, с одного цветка на другой. Это как раз и делают насекомые. Прилетит бабочка, пчелка за сладкой капелькой сока- нектаром, сядет на цве­ток, к ней пыльца и прилипнет. Потом бабочка, пчелка сядет на соседнее растение и приставшей к ее лапкам пыльцой опылит этот цветок.

Так переносят пыльцу не только бабочки, пчелки но и другие насеко­мые. Только кому-то нравятся одни цветы, кому-то — другие. Вот, например, пчела или шмель на ландыш не сядет. Зато комару ко­локольчик ландыша — и стол, и дом.

Цветок, который называется львиным зевом, мелкие насекомые облетят стороной: им в цветок не забраться, силенок не хватит. А пчела или шмель, пожалуй­ста: упрется спинкой в верхнюю часть цветка, отогнет лапками нижнюю часть цветка и заберется внутрь.

Насекомые никогда не перепутают цветы: летят только к тем, что содержат подходящую для них пищу, которую можно добыть.

Многие цветы раскрываются и благоухают только к ве­черу. Обычно эти цветы белые: белый цвет в сумерках заметнее всего. Кого же приманивают они? Бабочек! Только уж теперь не дневных, а ночных. Так днем и ночью, от весны до осени идет в природе великая работа: насекомые-опылители переносят и переносят пыльцу. Отцветают одни растения, появляются цветы на других.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради.

№ 1 (с. 45).

Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

¾ С чего начинается развитие растений? С опыления

¾ Что такое опыление? (Перенос пыльцы с одного растения на другое.)

¾ Как можно назвать этих пчелок? (Насекомые-опылители.)

¾ Кто еще выполняет эту работу? Насекомые- опылители: комары, бабочки, шмели.

¾ Какое значение для растения имеет процесс опыления? Без опыления не завяжутся плоды.

№ 2 (с. 45). Выучить!

Прочитайте задание.

¾ Назовите слова в левом столбике. Вы­берите из правого столбика пояснение к каждому слову.

— Первое слово нектар. Какое определение подойдет к этому слову? (Нектар — сладкий цветочный сок.)

Соедините стрелкой слово нектар и пояснение.

— Второе слово пыльца. К этому слову подберите пояснение. (Пыльцамелкие желтые крупинки в цветках.)

Соедините стрелкой слово пыльца и пояснение.

— Закончите выполнение задания самостоятельно. (Опыле­ние — перенос пыльцы с одного цветка на другой. Насекомые-опылителиживотные, которые опыляют цветы.)

( После выполнения задания проводится проверка.)

V . Физкультминутка

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем —

Крылья сложили назад.

VI . Продолжение работы над темой урока

3. Плоды путешествуют.

¾ После опыления на месте цветка образуется завязь, из которой со временем вырастает плод. Проходит еще время, и внутри плодов созревают семена.

¾ А теперь подумаем: как же распространяются семена? Ответы детей

¾ Плоды растений — настоящие путешественники. Если пригля­деться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Ø Слайд 1 способ

¾ Рассмотрите на слайде плоды с семе­нами клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашютики.

¾ Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? (Их разносит ветер.)

¾ Налетит ветер, подхватит семена-парашютики одуванчика и понесет. И березе, и клену, и елке ветер тоже помогает — крутятся их летучие семена, словно вертолетики, и улетают далеко-далеко.

Ø Слайд 2 способ

¾ А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? (У этих плодов есть крючочки, зубчики. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и пу­тешествуют, пока не упадут.)

¾ Ну а если семена нелетучие? и неколючие? Как они распространяются? Тут выручают птицы. Станут птицы клевать семена и растащат, разроняют по всему лесу. Сойки прячут желуди (до 4 кг); дрозды, снегири разносят плоды рябины.

Ø Слайд 4 способ

¾ А есть растения, которые своими семенами стреляют! Напри­мер, бешеный огурец. Плоды этого заморского огурца и вправду похожи на маленькие огурчики. Созреет такой огурчик, и стоит его чуть задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые, клейкие — в кого угодит, тот их с собой и унесет. Потом подсохнут семена и отвалятся.

¾ Стреляющих растений у нас много: и недотрога, и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.

Ø Слайд 5 способ

¾ Как распространяются споры папоротников, мхов, водорослей? Ответы детей

¾ У этих растений не бывает цветков. В жизни папоротников, хвощей, мхов и водорослей – споровых растений – важную роль в размножении играет вода.

¾ Как вы думаете, почему плодам необходимо путешество­вать? (Ответы учеников.)

¾ На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы — им не хватило бы места, света, питания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека.

Подведение итога беседы:

¾ Как же распространяются семена?

4. Как развивается растение.

Чтение учеником.

— Семя — это живое или неживое тело? Объясните.


¾ Какие условия необходимы для прорастания семян? Тепло, вода и воздух

— Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему се­мена при этом не прорастают?


¾ Как развивается растение из семян?

Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Для прорастания семян нужно тепло, вода и воздух.

Весной почва сырая тёплая, отчего каждое семя набухает и начинает расти. Сначала появляется корешок, потом стебелёк с листочками. Это процесс называется проращиванием. Проросток растёт и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, о после опыления на месте цветков- плоды с семенами.

VII . Рефлексия

¾ Чем интересен был сегодняшний урок?

¾ Все ли вам было понятно на уроке?

¾ Какое задание вам показалось особенно трудным?

¾ О каком задании вы расскажете дома?

VIII . Подведение итогов урока

— Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают?


— Как распространяются семена?

Домашнее задание

2. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 46) заполнить таблицу, добавить в таблицу 5 способ распространения семян, выучить! № 2 (с. 45) выучить 4 основных определения: нектар, пыльца, опыление, насекомые-опылители.

Кудашов Д.

Хохлатка как будто все время спешит: скорее выбраться из-под зем­ли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацве­тает она очень рано: едва снег успевает исчезнуть.

Идешь по весеннему лесу — под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост — шпорец, как будто хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распро­страняется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчелы — собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки.

Всего несколько дней радует нас хохлатка своей хрупкой, какой-то удивительно чистой красотой. За торопливым цветением следует быст­рое увядание. И уже в конце весны мы не увидим в лесу этого растения. Исчезли не только его цветки, но и стебли и резные листочки.

И все-таки осталась в лесу хохлатка! Под землей сохранился у нее небольшой клубень с запасом питательных веществ. Все лето, всю осень

и всю зиму он будет как бы дремать, не давая знать о себе, а весной из него вырастет новое растение.

Ну и конечно, останутся в лесу ее семена. Правда, появляющиеся из них молодые растения зацветут лишь на четвертый-пятый год своей жизни.

Махаматова С.

Удивительное растение зацвело в сосновом лесу! Похоже на коло­кольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не сра­стаются, как это бывает у колокольчика. Всюду на растении нежный се­ребристый пушок. Листья тоже необычные — рассечены на множество долек, как будто прострелены.

Народное имя — сон-трава — родилось из поверья: цветок этот буд­то бы навевает сны. Медицина подтвердила: в сон-траве действительно содержатся вещества, обладающие успокаивающим и снотворным дей­ствием. Кое-где цветок называют сон-дремой, сончиком.

Этим именам есть еще одно объяснение: цветок, особенно молодой, почти всегда стоит поникшим, как будто спит. С возрастом он подни­мается, раскрывает свои лепестки и становится похожим на большую фиолетовую звезду.

Цветет сон-трава в апреле — начале мая. Опыляют ее шмели, пчелы и другие насекомые. А после опыления образуются плодики. Они умеют ползать и зарываться в землю, не говоря уже о том, что они прекрасно летают. Секрет здесь такой: каждый плодик имеет вырост — ость, снаб­женную длинными волосками. Благодаря волоскам плодик летает — легко переносится ветром. А ость очень чутко реагирует на изменения влаж­ности. При этом она может закручиваться, перемещает плодик и как бы ввинчивает его в землю. Вот такие чудеса.

Максимова М. Волчье лыко

Волчье лыко — небольшой кустарник; он обычно не превышает по­ловины человеческого роста. Но если пересадить кустарник на открытое место, например на клумбу, он начинает расти гораздо лучше, обильно цветет и плодоносит.

Цветет растение ранней весной. На тонких голых прутиках появля­ются небольшие розовые цветки, напоминающие цветки сирени. Но рас­полагаются они на ветках совсем не так, как у сирени, — небольшими плотными кучками. Собственных стебельков-цветоножек у них нет, и кажется, будто цветки наклеены на ветки. У других наших кустарни­ков такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат, немного похожий на запах гиацинта.

Цветение волчьего лыка продолжается недолго. Венчики цветков быстро бледнеют и опадают. В это же время появляются и листья — не­большие, сильно вытянутые.

В середине лета на месте цветков созревают плоды — блестящие крас­ные ягодки. Они тоже точно приклеены к веткам. Эти красивые ягодки ядовиты. Ядовито и все растение — его листья, ветки, корни.

К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отношения: волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его стороной. Очень уж оно ядовито. Вероятно, за это и название получило. А лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него рань­ше в деревнях плели лапти.

Волчье лыко и прежде встречалось нечасто, а теперь становится все более редким. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних цветов. Увидят в лесу цветущий кустик — обязательно надо сорвать. Атак как одну ветку отломить трудно, выдергивают растение целиком, благо оно небольшое.

Волчье лыко можно встретить в еловых лесах. Но не во всех ельниках, а лишь в некоторых — там, где более богатая почва.

Серебрякова Е. Купальница

Все ярче весеннее солнце, все ближе и ближе настоящее летнее тепло.

Как раз в то время, когда у одуванчиков появляются первые пуховички-парашютики, над лугами и лесными полянами поднимает свои золотые головки-бубенчики купальница.

Растет она в сырых местах — на лугах, среди кустарников, в лесах. Это многолетнее, корневищное растение с прямым стеблем до 50 см высотой. Цветки у нее крупные, 3—5 см в диаметре. Цветок оригинальной шаро­видной формы, защищающий пыльцу от сырости, поэтому купальница никогда не склоняет цветок. Имеется только одно небольшое отверстие наверху, через которое насекомые попадают внутрь. В непогоду и по но­чам они забираются в цветки купальницы и находят там временное убе­жище от дождя, ветра и холода ночи - ведь в цветке на 5-6 градусов теплее, чем снаружи. Цветки имеют слабый, но очень приятный аромат, который напоминает запах мандарина.

Другой раз и ветра никакого нет, а цветок-бубенчик покачивается на своей высокой ножке. Постой немного около цветка. И тогда обяза­тельно увидишь, как из него выберется наружу пчела или шмель. Заберет­ся пчела или шмель в цветок за пыльцой и нектаром, возится внутри — вот бубенчик и раскачивается без ветра.

Наша купальница растет в европейской части страны и очень робко заглядывает в Сибирь, а потому и называют ее — купальница европей­ская. В Сибири же растет другая купальница — азиатская. Эту купальницу называют еще жарки. Цветки у жарков не желтые, а оранжевые, и когда цветут жарки, то кажется, что по полянам, опушкам, лугам и горным склонам зажгли много-много ярких огоньков.

Сиятелева Е.

В пресных водоемах со стоячей и медленно текущей водой растут красивые растения с крупными блестящими темно-зелеными листьями и белыми цветками. Это кувшинка.

х У всех народов с глубокой древности сохранились предания и легенды связанные с кувшинкой. В Древней Греции цветок кувшинки был символом красоты и красноречия. В Средние века в Европе создавались сказки об эльфах — маленьких лесных человечках, катающихся, как на ко­рабликах, на чашелистиках кувшинки.

Кувшинки имеют цветки от снежно-белых, голубых, розовых до ли­ловых, синих и даже желтых. Размеры цветков бывают от 4 до 12 см в диа­метре.

Цветки белой кувшинки имеют удивительную особенность: с начала лета до осенних холодов при ясной погоде они открываются в восьмом часу, а вечером закрываются около пяти-шести, так что по ним можно определять время.

Концы лепестков кувшинок выделяют мед. Их посещают жуки, мухи и пчелы. Насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок, опыляя пе­стики.

Когда плод сгниет, семена не тонут, а плавают, так как они у белой кувшинки окружены беловатой оболочкой, наполненной воздухом. По­дует ветерок, зарябит поверхность озера, и понесутся семена кувшинки к другому берегу. Оболочку семян белой кувшинки едят рыбы, которые способствуют их распространению. Воздух из оболочки постепенно выходит, и тогда семена опускаются на дно. Но часто семена попадают на дно не своего родного водоема, а какого-нибудь другого, далекого. Дело в том, что плоды кувшинки состоят из сочной, клейкой и вязкой, как тесто, массы. Эта мякоть плодов является любимым лакомством во­дяных курочек. Семена налипают на лапки, клюв и перья курочек и пе­реносятся ими в новые водоемы за тридевять земель.

Цель работы: установить связь между строением плодов и способами их распространения.
Оборудование: плоды разных растений, выданные учителем; лупа.

Ход работы: по заданиям учебника. По ходу работы заполняйте таблицу.

Впишите в таблицу названия растений. Нарисуйте их плоды. Закрасьте кружки соответственно способу распространения: синий — ветром; красный — животными и человеком.

строение плодов и способы их распространения таблица

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Что такое опыление? Цветение – это состояние растений от начала раскрытия цветков до засыхания их тычинок и лепестков . Во время цветения и происходит опыление растений.

Опылением называют перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика . Если пыльца переносится с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка, то происходит перекрёстное опыление. Если же пыльца попадает на рыльце пестика того же цветка – это самоопыление.


Перекрестное опыление. При перекрёстном опылении возможны два варианта: пыльца переносится на цветки, находящиеся на том же растении, пыльца переносится на цветки другого растения. В последнем случае надо учитывать, что опыление происходит только между особями одного вида!


Перекрестное опыление может осуществляться ветром, водой (эти растения и растут в воде или у воды: роголистник, наяда, валлиснерия, элодея ), насекомыми, а в тропических странах также птицами и летучими мышами.

Перекрёстное опыление биологически более целесообразно, потому что потомство, соединив в себе признаки обоих родителей, может лучше приспособиться к среде. Самоопыление имеет свои достоинства: оно не зависит от внешних условий, а потомство стабильно сохраняет родительские признаки. Например, если выращиваются жёлтые помидоры, то на следующий год, использовав их семена, можно опять получить такие же жёлтые помидоры ( помидоры , как правило, – самоопылители). Большинство растений опыляются перекрестно, хотя строго перекрестноопыляемых растений мало (например, рожь ), чаще перекрестное опыление сочетается с самоопылением, что еще больше повышает приспособленность растений к выживанию.

Ветроопыляемые растения. Растения, цветки которых опыляются ветром, так и называются ветроопыляемыми. Обычно их невзрачные цветки собраны в компактные соцветия, например, в сложный колос, или в метёлки. В них образуется огромное количество мелкой, лёгкой пыльцы. Ветроопыляемые растения чаще всего растут большими группами. Среди них есть и травы (тимофеевка, мятлик, осока) , и кустарники, и деревья (орешник, ольха, дуб, тополь, берёза) . Причём эти деревья и кустарники цветут одновременно с распусканием листьев (или даже раньше).

Насекомоопыляемые растения. Насекомых (пчёл, шмелей, мух, бабочек, жуков) привлекает сладкий сок – нектар, который выделяют особые желёзки – нектарники. Причём расположены они таким образом, чтобы насекомое, добираясь до нектарников, обязательно задело пыльники и рыльце пестика. Нектаром и пыльцой насекомые питаются. А некоторые (пчёлы) даже запасают их на зиму.

Следовательно, наличие нектарников – важный признак насекомоопыляемого растения. Кроме того, их цветки обычно обоеполые, пыльца у них клейкая с выростами на оболочке, чтобы зацепиться за тело насекомого. Находят насекомые цветки по сильному запаху, по яркой окраске, по крупным цветкам или соцветиям.

У ряда растений нектар, который и привлекает насекомых, доступен многим из них. Так на цветущих маках, жасмине, бузульнике, нивянике можно увидеть и пчёл, и шмелей, и бабочек, и жуков.


Но есть растения, приспособившиеся к определённому опылителю. При этом они могут иметь особое строение цветка. Гвоздику, с её длинным венчиком опыляют только бабочки, длинный хоботок которых может добраться до нектара. Только шмели могут опылять льнянку, львиный зев : под их тяжестью нижние лепестки цветков отгибаются и насекомое, добираясь до нектара, собирает своим лохматым тельцем и пыльцу. Рыльце пестика расположено так, чтобы пыльца, принесённая шмелём с другого цветка, обязательно на нём осталась.

Учёные провели исследования, которые показали, что насекомые видят цвета особым образом и каждый вид имеет свои предпочтения. Не зря в природе среди дневных цветков царствуют все оттенки красного цвета (а вот в темноте красный цвет почти не различим), а синего и белого гораздо меньше.

Для чего так много приспособлений? Для того, чтобы иметь больше шансов, что пыльца не будет потрачена зря, а попадёт на пестик цветка растения того же вида.


Изучив строение и особенности цветка, можно предположить, какие животные его опылят. Так, цветки душистого табака имеют очень длинную трубку из сросшихся лепестков. Следовательно, до нектара могут добраться только насекомые с длинным хоботком. Цветки – белого цвета, хорошо видны в темноте. Особенно сильно пахнут вечером и ночью. Опылители – бражники, ночные бабочки, которые имеют хоботок до 25 см длиной.

Самый крупный в мире цветок – раффлезия – окрашен в красный цвет с тёмными пятнами. Пахнет он тухлым мясом. Но для мух нет запаха приятнее. Они и опыляют этот замечательный, редкий цветок.

Самоопыление. Большинство самоопыляющихся растений – это сельскохозяйственные культуры (горох, лён, овёс, пшеница, томат) , хотя есть самоопыляющиеся растения и среди дикорастущих.

Некоторые из цветков опыляются уже в бутонах. Если раскрыть бутон гороха, то можно увидеть, что пестик весь усыпан оранжевой пыльцой. У льна опыление проходит в открытом цветке. Цветок распускается рано утром и уже через несколько часов лепестки осыпаются. Днем температура воздуха повышается и тычиночные нити скручиваются, пыльники прикасаются к рыльцу, лопаются, и пыльца высыпается на рыльце. Самоопыляющиеся растения, в том числе лён , могут опыляться и перекрёстно. И наоборот, при неблагоприятных условиях и у перекрёстноопыляемых растений может произойти самоопыление.


Перекрёстноопыляемые растения в цветке имеют приспособления, предотвращающие самоопыление: пыльники созревают и высыпают пыльцу раньше, чем разовьётся пестик; рыльце расположено выше пыльников; пестики и тычинки могут развиваться в разных цветках и даже на разных растениях (двудомные).

Искусственное опыление. В определённых случаях человек проводит искусственное опыление, то есть сам переносит пыльцу с тычинок на рыльце пестиков. Искусственное опыление осуществляют с разными целями: для выведения новых сортов, для повышения урожайности некоторых растений. В безветренную погоду человек опыляет ветроопыляемые культуры (кукуруза) , а в холодную или сырую погоду – насекомоопыляемые растения (подсолнечник) . Искусственно опыляют и ветро-, и насекомоопыляемые растения; и перекрестно-, и самоопыляемые.

Читайте также: