Объясните смысл выражений ночные цветы слышу как сердце цветет

Обновлено: 16.09.2024

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я тебе ничего не скажу.
История создания – стихотворение написано в 1885 году. Скорее всего оно посвящено Марии Лазич, возлюбленной поэта, смерть которой его глубоко потрясла.

Тема – стихотворение о чувствах лирического героя, он любит тайно и беззаветно, боясь потревожить девушку, к которой привязан всей душой.

Композиция – кольцевая, зеркальная – первые и последние строки повторяются.

Жанр – лирический, стихотворение.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, стихотворение состоит из трех четверостиший (катрен), используется точная, мужская рифма и перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Вариант 1

Стихотворение написано 2 сентября 1885 года. Это поздний период творчества А. Фета, он характеризуется образностью, романтичностью и грустью. Можно сказать, что стихотворение посвящено сразу двум женщинам: Марии Лазич (возлюбленной Фета, жениться на которой он отказался из-за её скромного приданого, и которая погибла в пожаре) и жене поэта Марии Боткиной, которая буквально боготворила мужа, считая его литературным гением.

Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками, расположенными словно зеркально:

«Я тебе ничего не скажу,

«Я тебя не встревожу ничуть,

Стихотворение написано трехстопным анапестом. Рифмовка АВАВ перекрестная.

“Я тебе ничего не скажу” неоднократно вдохновляло многих композиторов. Музыку к стихотворению написал П.И. Чайковский, благодаря которому стихотворение стало известным романсом.

Вариант 2

Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета о любви раскрывает нам историю неразделённой любви. Данная тема знакома всем и каждому. Поэтому мне было интересно понять автора и проникнуться его чувствами. К тому же это позволяет лучше узнать самого Фета.

Ведь через стихи автор раскрывает перед нами свою душу, позволяет дотронуться до самого сокровенного. Герой нашего стихотворения безответно влюблён. Хотя понять до конца, то ли это неразделённая любовь или попросту страх быть отвергнутым, не удаётся. Ведь герой до самого конца скрывает свои чувства:

“Я тебе ничего не скажу,

Я тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.”

Автор использует такие средства выразительности, как анафора-повторение сродных звуков или слов в начале каждого параллельного ряда.“Я тебе….”, “Я тебя.…” А также инверсия-нарушение обычного порядка слов в предложении: “Целый день спят ночные цветы, (спят цветы) Но лишь солнце за рощу зайдёт, раскрываются тихо листы, (раскрываются листы) И я слышу, как сердце цветёт” С каждым днём любовь становится для героя всё более тяжёлой и мучительной. Чувства переполняют его сердце, но выразить их ему не удаётся.

Между строк ясно прослеживается настроение отрешённости и одиночества:

“И в больную усталую грудь

Веет влагой ночной…я дрожу.

Я тебя не встревожу ничуть

Я тебе ничего не скажу.”

Вариант 3

Есть множество версий для кого всё-таки написал это произведение Фет. Многие считают, что Фет написал данное стихотворение для своего объекта воздыхания, так как в нём присутствуют строчки, выражающие любовь автора к чему-то, или же он написал данное произведение лишь на вымышленном образе.

Но, так или иначе, это замечательное произведение было создано таким, какое оно есть, а является оно довольно замечательной литературной единицей.

В своём стихотворении “Я тебе ничего не скажу” Фет описывает свои чувства по отношению к любимой, хоть для того и использует лирического героя. Его лирический герой в стихотворении пытается воззвать к своей любимой, однако та его не слышит, по причинам, которые автор не указал в произведении. Лирический герой очень сильно горюет из-за данного факта, и его сердце готово разуваться на части.

Тем самым автор говорит о своих чувствах на момент написания произведения, или же о чувствах, имевшие место быть до начала самого произведения. До сих пор идут споры, для кого всё-таки написал это стихотворение Фет. Многие говорят, что он написал его для своей жены, которую любил почти всю свою жизнь, что, скорее всего, является правдой, так как Фет достаточно сильно любил свою жену, о чём он постоянно говорил.

Автор говорит о сложнейших чувствах, которые испытывают влюблённые люди, о том, что они испытывают несоизмеримую душевную боль, если их любовь не замечает их, или же отвергает. Лирический герой Фета в стихотворении “Я тебе ничего не скажу” испытывает именно такие чувства. Ему очень больно от того факта, что он не может воззвать к своей любви, что и заставляет его очень сильно страдать.

Таким образом автор показывает боль, которую и он испытывал когда-то, или испытывает сейчас. Получается, что автор раскрывает перед читателем своё лирическое Я, показывая ему то, что, скорее всего он никому не показывал. Автор пишет искренне от всего сердца, описывая всё то, что он испытывал влюбленным, и эта искренность заставляет читателя проникнуться теми же чувствами.

Данное стихотворение хоть и тяжело было воспринято аудиторией, но, однако после оценено по достоинству, и смогло по праву называться одним из самых достойных и лиричных произведений Фета. И по правде, данное произведение целиком и полностью описывает те чувства, которые каждому из нас приходилось испытывать, что и сделало данное произведение таким близким к простым людям, ведь оно описывает их чувства, описывает то, что, так или иначе, происходило в их жизни. Таким образом, автор стихотворением “Я тебе ничего не скажу” завоевал доверие своего читателя, повысив тем свою известность.

Это интересно: От чего умер Лермонтов — биография поэта.

История создания

Стоит заметить, что, создавая рассматриваемый стих, Фет был далеко не молод, но и в возрасте 63 лет он сумел передать волнение нахлынувших чувств, которые так свойственны молодым людям.

Вариант 1

История создания

Стоит заметить, что, создавая рассматриваемый стих, Фет был далеко не молод, но и в возрасте 63 лет он сумел передать волнение нахлынувших чувств, которые так свойственны молодым людям.

Тема

Это стихотворение о тонких, трепетных чувствах мужчины к женщине.

Композиция

Жанр

Произведение относится к лирическому жанру. Стихотворение состоит из трех четверостиший, написанных трехстопным анапестом. Фет использует точную (скажу – твержу, дрожу – скажу) и мужскую (ничуть, намекнуть, цветы, листы) рифму. Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

Произведение не перегружено различными оборотами, но в его простоте изящно, аккуратно, со всей нежностью выражаются чувства. Кроме того, можно отметить большое количество гласных звуков, их повторение. Это придает стихотворению напевность, мелодичность звучания, что только усиливает романтику, тихую грусть, неизбывность чувств лирического героя.

Вариант 2

Главная тема стихотворения

Возможно, стихотворение является поэтическим признанием в любви к трагически погибшей Марии Лазич и, одновременно, выражением признательности жене, Марии Боткиной, верно и преданно прошедшей до старости путь жизни рядом с поэтом. Но, может быть, миниатюра не имеет адресатом конкретного человека, а описывает опыт волнующих любовных переживаний, пережитых поэтом когда-то, обобщенных и обращенных к вымышленной женщине.

Поэт привносит в стихотворение конкретику. Написанное в начале сентября, оно дышит прохладой ранней осени. В произведении два героя – сам автор и его незримый адресат. Читателю отдается роль душевного друга, которому автор изливает свое страдание, и который искренне ему сопереживает. Чувства поэта переданы лаконичными и оттого особенно трогающими сердце образами. Слова текста очень просты, тихи и передают состояние затаенного страдания.

Стихотворение начинается и заканчивается зеркально отображающими друг друга строками. Поэт начинает стихотворение с уверения о молчании и заканчивает им же. Это удвоенное обещание необходимо для того, чтобы дать волю последующим откровениям страдающего сердца.

Структурный анализ стихотворения

Вариант 3

Стихотворение входит в позднюю лирику Фета, но при этом она имеет одну особенную черту, автор прошёл достаточно, чтобы полностью переоценить свой взгляд на жизнь. Это навевает некую грусть и меланхолию. Его судьбу нельзя назвать спокойной, она скорее была отчасти жестокой. Мальчика усыновили в детстве, и так как все прошло незаконно, то его лишили титула дворянина и огромного денежного состояния. Его дальняя родственница Мария Лазич погибает во время пожара, сразу после их знакомства с поэтом.

В поисках финансового благополучия, Афанасий Фет забывает о своей возлюбленной и женится на Марии Боткиной, которая являлась дочерью известного купца. Так он значительно увеличивает имеющийся у него капитал. Но только в последние годы жизни он понимает, что финансовое благополучие он променял на настоящее счастье и любовь.

При этом не стоит говорить о том, что его семейная жизнь была несчастливой. Мария уважала своего мужа, относилась к нему с благоговейным страхом и по-настоящему любила. Сам Фет ничего не мог поделать со своими чувствами, которые постоянно давали о себе знать, они напоминали ему о том, что произошло раньше.

Он понимает, что его супруге не нужно знать о его настоящих чувствах, о том, что на самом деле происходит в его душе. Фет прекрасно понимает, что эта кроткая и терпеливая женщина не заслуживает подобного отношения к себе. Она самоотверженно заботиться о смертельно больном поэте, который нуждается в уходе. Но при этом, он чувствует вину, перед своей истинной возлюбленной. Он сделал собственный выбор, но при этом, дочка купца самоотверженно ухаживает за смертельно больным поэтом и не жалеет собственных сил.

Только через тридцать лет, он готов признаться ей, что всегда любил совершенно другую девушку. Подобные слова могли привести ее в замешательство. Только ночью он может позволить себе думать полноценно, а его скрытые чувства позволяют ему ощущать полноценность жизни, сохранять здравый ум, несмотря на жестокую схватку с болезнью.

Это стихотворение о тонких, трепетных чувствах мужчины к женщине.

Образы и символы

Об адресате произведения можно сказать лишь то, что поэт относится к ней трепетно, бережно, она дорога ему, что доказывают строки, повторяющиеся в стихотворении дважды:

Средства выразительности

Произведение не перегружено различными оборотами, но в его простоте изящно, аккуратно, со всей нежностью выражаются чувства. Кроме того, можно отметить большое количество гласных звуков, их повторение. Это придает стихотворению напевность, мелодичность звучания, что только усиливает романтику, тихую грусть, неизбывность чувств лирического героя.

Анализ стихотворения по строфам

Образ “И я слышу, как сердце цветет…” присутствует во второй строфе стихотворения Фета:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Вообще, в произведении речь идет, я думаю, о тайном чувстве, которое лирический герой боится, не может высказать. Во второй строфе стихотворения он сравнивает свое сердце с ночными цветами, которые распускаются в тайне от всех, ночью, в одиночестве.
Герой говорит о том, что “его сердце цветет”. Я думаю, что с помощью

этой метафоры поэт стремится передать всю полноту и силу чувств своего героя, их воздействие на его настроение, на его жизнь в целом.
“Сердце цветет”… Что это значит? Цветение – один из самых красивых периодов в жизни растения.

Оно предшествует образованию плодов – то есть тому, ради чего и существует цветок, предшествует выполнению его основного предназначения.
Цветение – это счастье и гармония, полная открытость миру, дарение своих эмоций всему, что тебя окружает. Думаю, именно это и испытывает лирический герой, когда остается один на один со своим чувством. Он сравнивает свое сердце

с ночным цветком именно потому, что его любовь – тайная, может быть, непозволительная. “Сердце цветет” – значит, оно радуется, светится от той любви, что внутри героя, и эта любовь переполняет его.
Все эти смыслы сконцентрированы в одном метафорическом образе. Этот образ сложен еще и потому, что он передан многогранно – мы видим, обоняем и даже слышим, как распускается сердце-цветок героя. Я думаю, можно сказать, что данный образ в стихотворении выражен изобразительно-пластическими средствами.
Этому способствуют и фонетические средства в данном образе: обилие глухих и шипящих согласных помогает нам “увидеть”, как распускается цветок, как он начинает источать благоухание.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Вообще, в произведении речь идет, я думаю, о тайном чувстве, которое лирический герой боится, не может высказать. Во второй строфе стихотворения он сравнивает свое сердце с ночными цветами, которые распускаются в тайне от всех, ночью, в одиночестве.

Все эти смыслы сконцентрированы в одном метафорическом образе. Этот образ сложен еще и потому, что он передан многогранно - мы видим, обоняем и даже слышим, как распускается сердце-цветок героя. Я думаю, можно сказать, что данный образ в стихотворении выражен изобразительно-пластическими средствами.


Задание 11 № 8773

Назовите произведение отечественной лирики (с указанием автора), в котором раскрывается тема дружбы. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении А. А. Фета?

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы после текста

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдёт,

Раскрываются тихо листы

И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной… я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

А. А. Фет, 1885


Задание 8 № 905

Как называется композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста, как бы замыкая собой круг?

Композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста называется кольцевой.


Задание 9 № 908

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом во втором четверостишии. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов).

Звукопись — это применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы.

Метафора — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Антитеза — это противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции. Это выразительный художественный прием, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить свое отношение к ним и к различным сторонам изображаемого.


Задания Д8 № 909

Каким размером написано стихотворение?

Анапест — это трехсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 3-ий слог.

Данное стихотворение Пастернака написано двустопным ямбом!

Вы не правы. Разберёмся вместе.

Я те-бЕ/ ни-­че-­гО/ не ска-жУ/,

И те-бЯ/ не встре-­вО-/жу ни­-чУть/,

Перед нами анапест, т.е. трёхсложный размер с ударением на 3 слог, а в строке на 3, 6, 9 и т.д. слоги.


Задания Д10 C3 № 2995

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

И хотя любовь призрачна и эфемерна, но именно она дает автору ощущение полноты жизни.


Задание 7 № 8027

Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В литературоведении человека, от лица которого ведется повествование в стихотворении, чьи мысли и чувства передаются, называют лирическим _____. Стихотворение А. А. Фета по тематике может быть отнесено к любовной _______.

В литературоведении человека, от лица которого ведется повествование в стихотворении, чьи мысли и чувства передаются, называют лирическим героем. Стихотворение А. А. Фета по тематике может быть отнесено любовной лирике.


Задание 10 № 8028

10.2. Какую роль в раскрытии темы играет анафора?

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

И хотя любовь призрачна и эфемерна, но именно она дает автору ощущение полноты жизни.

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу…

В последней строфе:

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

Задача анафоры — усилить эмоциональность произведения (первая строфа), расставить акценты и объединить значимые мысли (третья строфа).


Задание 11 № 8029

В чем особенности поэтического воплощения темы любви Фетом и в каком стихотворении русского или зарубежного поэта встречаются те же особенности?

Любовная лирика Фета —самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов очень надрывный, гнетущий, несмотря на то, что, как правило, кончаются они светло.

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка — об этом писали Тютчев и Фет.

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим.

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Оба лирических героя не видят надежды на счастливое будущее, но искренне желают своим возлюбленным счастья.

1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом

Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа2

2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации

При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют4При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)

И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного)

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Отсутствуют логические, речевые ошибки2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.


Произведение начинается с обращения поэта к своей супруге. Он говорит о некой тайне, которую он не откроет ей даже намёком. Поэт не хочет тревожить дорогого ему человека.

История создания

  • адресат № 1 – погибшая возлюбленная поэта Мария Лазич. Её внезапная смерть вдохновила Фета на написание этих проникновенных строк;
  • адресат № 2 – супруга поэта Мария Боткина. Она находилась рядом с мужем всю жизнь, до самой его смерти.

Данное стихотворение можно считать поэтическим посланием, не имеющим конкретного адресата. В момент его написания Фет был уже не молод: ему исполнилось 63 года.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру интимной лирики: оно представляет собой сгусток откровений лирического героя.

Также, его можно считать неким посланием. Это обращение, которого адресат никогда не услышит. Произведение сложно отнести к какому-то конкретному литературному направлению. В нём присутствуют черты:

Произведение написано трёхстопным ямбом. Имеется перекрёстная рифмовка, рифма только мужская.

Композиция

Стихотворение построено, согласно законам зеркальной композиции: когда две последние строки отражают две первые. Этим достигается эффект камерности:

Образы и символы

В произведении представлены три ключевых образа:

Темы и настроение

Основная идея

Основная идея стихотворения перекликается с его проблематикой и заключается в том, что в любви должно быть место жертве. Люди обязаны беречь своих близких, скрывая от них тревоги и проблемы. Это поможет внести в отношения ноты безмятежности, лёгкости, счастья.

Средства выразительности

Для передачи смысловой идеи, Фет использует следующие средства художественной выразительности:

Читайте также: