Описание цветов в художественной литературе

Обновлено: 18.09.2024

СЛАЙД 1. С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем.

Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты. Считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы. Даже далекий от идей поэтов “серебряного века”, Валерий Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, в своём возмущении массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания природы.

В стихотворениях Анны Ахматовой практически в каждом раннем стихотворении встречается огромное количество фиалок, лилий, георгин и маргариток. Александр Сергеевич Пушкин хранил всю жизнь гелиотроп, подаренный ему Анной Керн.

СЛАЙД 2. У всех народов, во всех странах мира цветок - символ прекрасного, эталон красоты. Природа оказалась щедрой в своем творчестве и создала удивительный мир цветов. Как изящна их форма, бесконечно разнообразны размеры, источаемые запахи, многоцветна палитра красок! Белизну первого снега и синь полуденного неба, алый цвет крови и золото солнечного тепла, розовые тона утренней зари и сиреневую прохладу сумерек словно впитали в себя нежные, трепетные лепестки. Цветы сопровождают нас от первого дня жизни до последнего, придают нарядность и уют дому, украшают наши будни, делают ярче и радостнее праздники, смягчают горе. Сейчас трудно представить облик планеты без цветущих растений.

Цель работы: выяснить, какую роль играют цветы в литературе.

Задачи:

1. Собрать и проанализировать информацию по теме “Цветы в литературе”.

2. Оформить собранную информацию на диске “ Цветы в литературе”.

СЛАЙД 3. Цветы - сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы - символ любви и воспоминаний. Не случайно монумент, названный “Цветком жизни”, установлен под Санкт-Петербургом, в память о детях, погибших во время блокады.

СЛАЙД 4. Роза. “Благоухая, розы рассказывают сказки”, - писал Гейне. “Живая молния!” - воскликнул Блок, когда увидел среди кустов пунцовую розу. “Как луч зари”, - назвал Лермонтов раскрывшийся на рассвете алый бутон. “Расцвела роза в роще, и с ее появлением все цветы получили новую жизнь”,- замечал Грибоедов. “Ярко-радостными” показались молодому Брюсову цветы после майской грозы. “Пусть роза сорвана - она еще цветет. ” - это Надсон. В первую очередь при разговоре о цветах в литературе Блока ассоциируется с розами и Иисусом Христом из поэмы “Двенадцать”:

СЛАЙД 5. Фиалка. И.С.Тургенев преподносил своим друзьям только фиалки. Фиалка была любимым цветком М.Н.Ермоловой. Горячо любил и воспевал фиалки А.А.Блок. Ночное благоухание фиалок, признавался Ф.И.Тютчев, наполняло его душу “невыразимым чувством таинственности и погружало в состояние благоговейной сосредоточенности”. Блок - автор поэмы “Ночная фиалка”, написанной в 1906 году. Поэмы, где реальность слита с книжной романтикой, снами и мифами, ожиданием чуда и наступления царства красоты.

СЛАЙД 6. Ландыш.

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал свое сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами П.И.Чайковского, Н.М.Карамзина, И.А.Бунина, А.И.Куприна, и И. Е. Репина, и Софьи Ковалевской.

СЛАЙД 7. Тюльпан. Французский поэт XVIII столетия Буажолен написал о тюльпане целую поэму: “Метаморфоза Тюльпана”, где он воспевает, подражая Хафизу, чудную, обворожительную девушку, повелительницу его сердца; а Александр Дюма-отец - поэтический роман “Черный Тюльпан”, в котором изображает роль этого цветка в Голландии. Но немецкие писатели смотрят на него как на цветок без души, цветок внешней красоты, эмблему пустой, гоняющейся только за нарядами, женщины. Афшпрунг говорит о гордой красавице:

Как тюльпан, ты прелестна лицом,
Но и как тюльпан, ты пуста.

Клейст в своем стихотворении “Весна” относится к нему дружелюбнее, но Гёте говорит о тюльпане так: “Не благоговей никогда перед пустым призраком”. Герою романа М. Шолохова “Тихий дон” виделся в роковую для него весну тюльпан багряно-чёрного цвета.

СЛАЙД 8. Гиацинт. Многие поэты упоминали гиацинт в своих стихах. Так, знаменитый поэт Фирдоуси сравнивал волосы персидских красавиц с лепестками гиацинта:

Её уста благоухали лучше, чем лёгкий ветерок,
А гиацинтоподобные волосы приятней, чем скифский мускус.

У Н. Бараташвили есть стихотворение “ Гиацинт и странник”, которое начинается словами:

Гиацинт, где былая яркость твоя?
День ли, ночь - всё пред ней забывалось на свете,
Где поляну дурманившая струя
Аромата, которым дышали соцветья?

СЛАЙД 9. Сирень. Особенно прекрасна сирень в сумерки, которые выявляют разнообразие ее оттенков. В. Набоков: “На крайней дорожке парка лиловщина сирени. переходила в рыхлую пепельность по мере медленного угасания дня. никогда не изнывал я от таких колдовских чувств, как перед сереющей сиренью”. Один из писателей сказал: “Цвет времени начала ХХ века приобретает сиреневый оттенок. Что-то таинственное кроется в сирени: с одной стороны, сирень - и краса и радость жизни”, с другой, напоминает о быстротечности жизни. В чем дело - сразу не скажешь. Может, в бесчисленных маленьких крестиках-цветочках блеклых тонов?

СЛАЙД 10. Шиповник.

Постарайся угадать, кто такие братьев пять?
Двое бородаты, двое - без бороды,
А последний, пятый, выглядит уродом:
Только справа борода, слева нету и следа.

Кто не знает этот детский стишок-загадку? Но мало кто догадывается, что оригинал сего сочинения был написан в незапамятные времена по-латыни, а уж с нее переведен на русский и другие языки. Стишки с теми же самыми словами есть и по-английски, и по-немецки. А разгадка у них довольно странная - это цветок розы, у которого под пятью нежными лепестками расположены пять жестких чашелистиков, два из которых по краю перисто рассечены, два - с ровным гладким краем, а один - с боковыми перышками только по одной стороне.

СЛАЙД 11. Хризантема. В 1920 году в нашу страну приехал американский писатель Герберт Уэллс. “Россия во мгле”- так назвал Уэллс свою книгу о тех днях. И всё-таки Уэллс, при всём своём скептицизме, не мог не заметить, как в трудное и голодное время русские люди тянулись к красоте. “Во всём Петрограде,- писал он,- осталось, пожалуй, всего с полдюжины магазинов. Есть государственный магазин фарфора, где за 700 или 800 рублей я купил как сувенир тарелку, и несколько цветочных магазинов. Поразительно, что цветы до сих пор продаются и покупаются в этом городе, где, большинство оставшихся жителей почти умирает с голоду, и вряд ли у кого-нибудь найдётся второй костюм или смена изношенного и залатанного белья. За 5000 рублей - примерно 7 шиллингов по теперешнему курсу - можно купить очень красивый букет больших хризантем”.

СЛАЙД 12. Мимоза. Мимоза - предсказатель судьбы героев. “Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве”. Так описывает герой знаменитого романа М. Булгакова - “Мастер и Маргарита” - свою первую встречу с Маргаритой. Дотошные литературоведы выяснили: Маргарита несла “мимозу”. Ведь именно этот цветок появляется в Москве в первые дни весны.

СЛАЙД 13. Наперстянка. У писательницы Агаты Кристи в одном из рассказов написано, что в доме английского аристократа был званый обед. По какой-то ошибке слуги вместе с шалфеем для салата нарвали много наперстянки. Зелень смешали с луком, нафаршировали уток, падали к столу. Все гости заболели, некоторые серьёзно, а одна девушка даже умерла.

Лютик – простенький цветочек,
Всюду он цветёт:
На лугах и между кочек посреди болот.
Н. Холодковский

Печальную историю Ромео и Джульетты, известную ныне всему миру, Шекспиру помог поведать известный английский ботаник Шерард, который увлекался разведением лютиков. “Яды лютиков, - утверждал он, - совсем не опасны, и если умело использовать их силу, то яд можно обратить себе на пользу”.

СЛАЙД 15. Лавр. Там лавр растёт, жестколист и трезв. М. Цветаева

Историк Светоний пишет, что Юлий Цезарь ни одну из своих наград не ценил так высоко, как лавровый венок. Лавр может убивать. Мёд, который собирают дикие пчёлы в лавровых кущах, для человека смертелен. Это его упоминал А. М. Горький в рассказе “Рождение человека”.

СЛАЙД 16. Алоэ. О том, что столетник цветёт лишь однажды, когда достигает ста лет, писал Гейне в очерках “ Путешествие на Гарц”.

СЛАЙД 17. Папоротник.

Накануне Иванова дня
Собирал я душистые травы,
Я почуял, что ниже меня
Ароматом душевной отравы.
А. Блок

Гоголь писал: “ Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудо! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звёздочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся. словно пламя, осветив и другие возле себя. ”. Предания утверждали, что в это время растения приобретают магическую, колдовскую силу.

В день троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен.
Умильно на пучок зари
Они роняли слёзки три.

Пушкин превосходно знал народные обряды и не случайно упомянул о троицином цветке, когда описывал в романе “ Евгений Онегин” патриархальный быт Лариных. В дневнике известного русского этнографа и цензора И. М. Снегирева осталась такая запись от 24 сентября 1826 года: “Был А. Пушкин, котор. Привёз мне как цензору свою пьесу “ Онегин”, ч. п. . Сказывал мне, что здесь в некоторых местах обычай Троицкими цветами обметать гробы родителей, чтобы прочистить им глаза. ” Куприн называл именем этого цветка один из своих рассказов - “Ночная фиалка”. “Есть в средней России, - пишет Куприн,- такой удивительный цветок, который цветёт только по ночам в сырых болотистых местах и отличается прелестным кадильным ароматом. ” Это о том же милом цветке любке.

СЛАЙД 19. Жасмин. В дневнике (1951) М. М. Пришвина читаем: “20 июня. Среда. Именины Л. Жасмин цветёт. жасмин теперь пахнет о том, чего не было, и я теперь нюхаю это и радуюсь, что у меня теперь есть что-то своё и что даже самый жасмин вырос из нашей любви. Он вырос как приманка сделать что-то своё из того, чего не было”. А у Б. Пастернака:

СЛАЙД 20. Мать-и-мачеха. “ Мать-мачеха хлопает по ветру своими бледно-зелёными листьями. Снизу они белы, пушисты и мягки, как прикосновение материнской руки. Сверху зелёны и холодны, это - мачеха. - замечал В. Г. Короленко. - Похожи её листья на копытный след, и блестящий верхней стороной холодят, а нижней войлочной – согревают. ”.

Как бодрит и веснодействует
Цвет мать-мачехи ярчайший!
Синеву мы пьём небесную из глубокой весночаши.
В. Боков

СЛАЙД 21. Одуванчик. Быль, рассказанная Михаилом Пришвиным: “Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг – золотой. Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами. Детьми, и вместе с нами вставали. ”

СЛАЙД 22. Нарцисс. Иван Сергеевич Тургенев написал в 1867 году в альбоме Полины Виардо, какой цветок ему больше нравится - нарцисс. Нарцисс - символ любви счастливого брака. Им также восхищался Шекспир, очаровательно описавший его в своей трагедии “Буря”, Эдгар По, описавший его, как один из цветков той “ долины многоцветных трав”, где ему удалось испытать райскую любовь, а Шелли в его “Мимозе” мы находим такое его описание:

Любовью тюльпан и горчинка зажглись,
И дивный красавец, влюбленный Нарцисс,
Расцвел над ручьем и глядит на себя.
Пока не умрет, бесконечно любя.

СЛАЙД 23. Гвоздика. Первые упоминания гвоздики встречаются в восточной литературе периода Хан в Китае под названием “специя куриного языка”. “Всех глаз прекрасней, всех звёзд светлее”,- писал о гвоздике Гёте. Гете говорит: “Гвоздики! Как вы прелестны! Но все вы схожи, едва отличишь одну от другой, и я не знаю, какую выбрать”.

По горбику тесной межи
Иду и дышу ароматом
И мяты, и зреющей ржи.
В. Брюсов

СЛАЙД 25. Лотос. В Древнем Египте лотос считали цветком богини плодородия Изиды и бога солнца Озириса. “ Много лотоса в Ниле - быть урожаю”, - говорили жрецы. Скипетр - знак власти египетских фараонов - делался в виде цветка лотоса на длинном стебле, цветок и бутоны лотоса чеканились на монетах. На гербе Египта видим и сейчас пять цветков лотоса.

СЛАЙД 26. Колокольчик. “. запах колокольчика, простого, дикого, белого колокольчика, и я вижу: вдали идут мальчик и девочка в белой панамке, и у неё длинные чёрные ресницы. Но ведь и я в них, в этих детях, и моё чувство пространства, космоса тоже в них. Вот что такое запах колокольчика в моём воображении”. Эту запись оставил много лет назад в своём дневнике академик Виктор Николаевич Филипьев, крупнейший учёный-кибернетик. Человек может увидеть огромный мир в маленькой песчинке и небо - в чашечке колокольчика. Колокольчик - символ болтливости.

СЛАЙД 27. Лилия. Лилия - символ чистоты и непорочности, символ совершенства женщины. Лилия получила свое название от древне галльского слова “Ли-Ли”, что значит “белый-белый”. По библейской легенде, этот цветок вырос из слез Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности. Ее дарили невесте.

Я лилий нарвала прекрасных и душистых,
Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых,
Пила я аромат и счастье, и покой.
И сердце трепетно сжималось, как от боли,
А бледные цветы качали головой,
И вновь мечтала я о той далекой воле,
О той стране, где я была с тобой.
А. Ахматова

СЛАЙД 28. Бальзамин. Упоминание о нём можно найти в литературе. В пьесе А. Н. Островского “За чем пойдёшь, то и найдёшь” главный герой носит фамилию Бальзаминов. А Достоевский в повести “Бедные люди” начинает рассказывать грустную историю Макара Девушкина с письма: “Вижу, уголочек занавески у окна вашего загнут и прицеплен к горшку с бальзамином. ”

СЛАЙД 29. Василёк. Повесть Льва Толстого “Хаджи Мурат” начинается с описания букета полевых цветов. Об краски васильков писатель замечает: “. ярко-синие на солнце и в молодости и голубые и краснеющие вечером и под старость. ”

СЛАЙД 30. Анютины глазки. Поэт Николай Рубцов сложил об этих цветах такие стихи:

По утрам умывались росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой.
И спросил я: “а как назывались?”
И мерещилось многие дни
Что-то тайное в этой развязке:
Слишком грустно и нежно они
Назывались - “анютины глазки”.

Анютины глазки - символ постоянства, верности, мудрости.

СЛАЙД 31. Камелия. Камелия, этот чудный по своей форме, по красоте своих, как бы из воска сделанных, лепестков и своих гладких, блестящих, темно-зеленых толстых листьев цветок, имеет какой-то безжизненный вид, вид как бы искусственно сделанного растения. Он в одно и то же время прельщает и отталкивает. Его считают все красивым, но бездушным - эмблемой тех красивых, но бессердечных женщин, которые не любя, завлекают, разоряют и губят молодежь и которых потому называют его именем. Название это происходит не прямо от цветка, а от героини известного романа А.Дюма-сына “Дама с камелиями”. Рассказ этот и назван романом, но в основе своей имеет истинную историю, где цветок играл не последнюю роль. Мари Дюплесси - выдающаяся красавица, которой увлекался весь Париж и которую знали даже люди, не имевшие к ней никакого отношения, по букету чудных камелий, без которого она никогда не появлялась в дни первых представителей в театрах. При этом камелии не всегда были одинакового цвета. Двадцать пять дней в месяце они были белые, и пять дней красные. Какая тому была причина, никто не знал, и она так и осталась тайной, которую Мари Дюплесси унесла с собой в могилу. Камелия - символ постоянства, грусти, печали, символ холодности и бесчувственности.

СЛАЙД 32. Подсолнух.

В ежовых сотах,
Семечками полных,
Жёсткий стан прикрыв,
Над тыквами цветёт,
Король-подсолнух,
Зубцы короны к солнцу обратив.
В. Катаев

СЛАЙД 33. Вереск. Вереск – символ одиночества. Когда-то из верескового мёда делали чудодейственный напиток, тайна приготовления которого теперь утеряна. Легенду об этом рассказал нам шотландский писатель и поэт Роберт Стивенсон.

Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще мёда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьёй
Малютки - медовары
В пещерах под землёй.

СЛАЙД 34. Сон- трава. “Все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми сон. ” - это писал С.Т.Аксаков в “Детских годах Багрова-внука”. “Киево-Печерский патерик” - древнерусский литературный памятник – рассказывает и другое. Ходит будто бы по храму бес в образе воина и лепок в ленивых монахов бросает. К какому цветок пристанет, тот про службу забывает и сразу засыпает. Словом, бесовский цветок. И ещё предание – уже из скандинавского эпоса “Эдда”: “Положили под голову Брунгильды сон – траву, она тут же и заснула. ”

СЛАЙД 35. Рута. В “ Гамлете” Шекспир рассказывал: утратившая рассудок Офелия, раздавая всем цветы, оставляет себе руту как символ скорбной памяти и – последней надежды, с которой не в силах расстаться.

СЛАЙД 36. Аленький цветочек. Сказка “Аленький цветочек” была написана С.Т.Аксаковым для внучки Оленьки. Сюжет сказки о заколдованном юноше и о девушке, которая силой самоотверженной любви спасает его, - один из самых распространённых фольклорных сюжетов. Полевую гвоздику исстари называли “аленьким цветочком”.

СЛАЙД 36. Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются - вечны. И как сказал Яков Хелемский о русском поэте Иване Мятлёве:

Остаться можно в памяти людской
Не циклами стихов и не томами прозы,
А лишь одной-единственной строкой:
“Как хороши, как свежи были розы!”

Люди с древности переносили на растения человеческие чувства и качества. Вспомните древнегреческий миф о прекрасном юноше, который влюбился в собственное отражение. Нарцисс, в который он превратился после смерти, стал символом эгоизма и обманчивых надежд. Неудивительно, что писатели всегда интересовались романтическими образами растений и вплетали их в произведения.

К выходу новинки рассказываем о знаменитых растениях в литературе и их роли в художественном замысле.

Букет Офелии

Ру́та (лат. Ruta) — род вечнозелёных многолетних душистых трав, полукустарников, кустарников семейства Рутовые

Ру́та (лат. Ruta) — род вечнозелёных многолетних душистых трав, полукустарников, кустарников семейства Рутовые.

Гамлет. Король Лир

В одной из сцен Офелия, дочь королевского советника Полония, преподнесла цветы королю Клавдию, его супруге Гертруде и своему брату Лаэрту. Девушка вложила в дары скрытый смысл. Поскольку ремарки Шекспира не сохранились, точно неизвестно, для кого именно предназначалось каждое растение. Филологи восстановили это по значению, которое цветы имели для современников Шекспира.

Их получает брат Лаэрт. Девушка сама поясняет, что они символизируют память и мысль.

Укроп означает лесть и притворство, а водосбор — предательство. Оба достались Клавдию, который тайно отравил своего брата и отца Гамлета, чтобы сесть вместо него на престол. Он также обманом соблазнил супругу правителя, Гертруду, и женился на ней.

Душистую руту, символ печали и раскаяния, получила королева за измену бывшему мужу. Несколько побегов Офелия оставила себе в знак скорби по отцу, которого случайно заколол ее возлюбленный Гамлет, приняв его за Клавдия.

Значение ромашки в переводе Бориса Пастернака, или маргаритки — в других версиях, до конца неясно. Некоторые исследователи предполагают, что она символизирует несчастную любовь. В этом случае цветок предназначался королеве. Другие считают, что ромашка означает невинность и девушка никому ее не передала, а лишь показала собравшимся.

Помните, что за букет был в руках у Маргариты, когда она впервые встретила Мастера? А какими цветами торговала бедная Лиза? Выбор писателями цветов для своих персонажей неслучаен.

Какие цветы были у героинь русской литературы

Есть повод перечитать любимые книги

То, о чем не говорится прямо

Во многих произведениях цветы используются для более полного описания царящей вокруг героев атмосферы, а также их образов, лучшего раскрытия черт характера и оттенков настроения персонажей.

Особенно ярко – в русской литературе XIX века, когда в ходу был так называемый язык цветов.

Символический язык цветов был очень распространен в викторианской Европе, куда пришел с Востока. И там, и там открытые чувственные посылы, особенно исходящие от женщин, мягко говоря, не приветствовались. Завуалировать их можно было по-разному, но лучше цветов с этой задачей, пожалуй, не справился никто.

Язык цветов

Символизму цветов были посвящены многие печатные труды в Европе и России

Даже в современном мире, где мало кто читал исследования-пособия по символизму цветов, мы на подсознательном уровне почти всегда сразу понимаем, какие растения и букеты означают чистоту, любовь или, наоборот, предвещают сложности.

Давайте вспомним и проверим.

Бедная Лиза и ландыши

Сезон ландышей – конец мая – начало июня. Цветы эти символично белые – непорочные, как и Лиза. С другой стороны – они хоть и весенние, но расцветающие уже под занавес этого времени года. И это тоже, возможно, важно. Писатель как бы намекает на конец чистоты. Лиза не только рассталась с девичьей честью, но и, не выдержав испытаний, предательства любимого, ушла из жизни.

Интересно, что букетик ландышей стоил у девушки 5 копеек (Эраст, напомним, хотел заплатить рубль, но правильная Лиза отказалась). На конец XVIII века, когда вышла повесть, 5 копеек – не микроскопическая сумма. Ее вполне можно сравнить со стоимостью современных букетов. Правда, не самых шикарных.

Самое известное изображение бедной Лизы – на картине художника О. Кипренского (1827 г.). Но в руках у девушки почему-то не ландыш

Фенечка и розы

С одной стороны, она родила барину ребенка, живет с ним в господском доме, в отсутствие других персонажей и больше на правах хозяйки, с другой – перед обществом возлюбленный ее стесняется, начинает прятать. Но на протяжении всего романа, несмотря на свое двойственное неприличное положение, молодая женщина ведет себя очень достойно: просто, естественно. Стесняясь, конечно, но не попадая из-за этого в неловкие ситуации.

Розы – известный символ любви. Цвета – белый и красный – чистоты и страсти. Все это очень хорошо отражает именно неоднозначность положения женщины. По тому, как просто Фенечка выбрала цветок, подтекстов в ее поведении нет.

Что касается Базарова, то по тому, как он просит цветы и что выбирает, литературоведы предполагают: в любви нуждается он сам. Но это уже совсем другая история.

А на Фенечке ее барин в конце романа все-таки женился.

Купеческая дочь и аленький цветочек

В роли аленького цветочка могла быть роза, но здесь она явно не подходит, не тот случай. Скорее – это полевая красная гвоздика.

Девушке, за то что она попросила себе у отца аленький цветочек и получила-таки его, пришлось пожертвовать собой. Но делает она это с готовностью, в отличие от сестер. Попадает к чудищу, но готова служить ему во всем. И в итоге обретает любовь прекрасного царевича, который, оказывается, был заколдован.

Маргарита и мимозы

Мимоза становится предсказателем судьбы героев. Желтый – традиционно цвет неверности, предательства, в более широком смысле беды. Мимозы Маргариты как бы предвещают, что ничего хорошего с персонажами не случится, и эта тревожность и напряжение будут только нарастать.

И еще. В христианстве мимоза – цветок света, а ведьма Маргарита от света с радостью отвернулась, выбрав покой. Поэтому можно сказать, что в начале романа мимозы уже намекают на уход из мира главных героев.

Мимозы – цветы ведьмы Маргариты

Женя и цветик-семицветик

И еще одна добрая сказка про героиню с чудесным цветком в руках – маленькую девочку Женю. Волшебный цветик-семицветик, по задумке автора Катаева, был похож на ромашку, только с семью лепестками, каждый своего цвета, как радуга. Оторванные со специальным наговором лепестки исполняли желания, но эти желания, кроме одного – спасти больного мальчика – оказались пустыми. И Женя это вовремя поняла.

Вряд ли стоит искать какой-то особый символизм в цветике-семицветике. Сказка для советских детей прямо говорит, что поступки должны быть правильными, добрыми, для пользы других людей. А это актуально на все времена!

Какое желание Жени аленькому цветочку самое правильное и настоящее? Конечно, вылечить мальчика!

Мы же постарались выбрать те эпизоды, где цветы уж точно побывали в руках у героинь. Вспомните еще кого-нибудь?


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Цветы в литературе,фольклоре и мифологии


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы: Актуальность данной темы заключается в том, что знание изначение каждого символа в образе цветка, дает возможность понять задумку автора.

Цель: Ознакомиться с литературными произведениями, фольклорным творчеством и мифами разных народов, в которых встречается упоминание о цветах, выявить цель использования образов цветов в данных произведениях;

- провести опрос на тему самые любимые растения и то, что связанно с ними, а так же какие знания и предания, связанные с данными растениями;

- изучить легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, связанные с растениями;

- исследовать и проанализировать авторские сказки, в которых мы встречаем цветы;

- найти и проанализировать стихотворения о цветах.

Объектом исследования стали образы цветов, встречающиеся в русской поэзии, легендах, мифах, в произведениях, а также значение языка цветов.

Предмет исследования – стихотворения русских поэтов, литературные произведения, легенды и мифы о цветах.

Методы:
- поисковый метод - сбор данных о произведениях литературы и фольклора, в которых встречается упоминание о цветах;
- аналитический метод - анализ и систематизация этих данных с последующим выводом;
- статистический метод - результаты опросов и анализов;
- обобщение - находили причины того, что некоторые растения есть в мифах, легендах разных стран.

Разрабатывая понятие образ, мы использовали:

энциклопедия «Эмблемы и символы;

Результаты исследовательской работы:
1.В процессе исследовательской работы было прочитано 15 книг и посещено 35 различных тематических сайтов сети Интернет;
2. Прочитано более 20 мифов народов Древнего Египта, Китая, Индии, Японии, Персии, Малайзии и Индонезии, других народов Востока, Северной Америки, Африки, Древней Греции, Древнего Рима, Скандинавии, народов Европы, славян и России.
3. Проведены опросы среди учащихся, учителей и работников школы, которым были предложены вопросы: Какое ваше любимое растение? Что вы знаете об этом растении, и какие легенды, мифы или предания , связанные с данными растениями?

4. По результатам опросов и анализу произведений составлены таблицы и диаграммы.

5. Проанализированы образы цветов в стихотворениях, авторских сказках, пословицах, поговорках и загадках .

6. Собраны и систематизированы мифы и легенды разных народов о цветах.

Глава 1. Особое место цветов в творчестве писателей и поэтов.

Там, где вырождаются цветы,

не может жить человек!

Нередко цветы "растут" на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. Цветы часто становятся чуть ли не главными героями произведений литературы или играют важную роль в жизни персонажей. Вспомнить хотя бы Маленького Принца из всеми любимой сказки С. Экзюпери. На его маленькой планете росла прекрасная роза, за которой мальчик так любил ухаживать, хоть и была она горда и капризна.

Глава 2. Цветы в фольклоре и авторских сказках

Хочется остановиться на таких жанрах фольклора, как пословицы и поговорки. Исследуя содержание собранного материала, можно сделать вывод, что в пословицах и поговорках цветы олицетворяют красоту, жизнь, радость:

На красный цветок летит и мотылек.

Весна красна цветами, а осень плодами.

Красна девка в хороводе, что маков цвет в огороде.

Но есть пословицы и поговорки, в которых народ считает красоту цветка завлекающей и обманчивой, рассуждая, что не в красоте счастье:

И красивые цветики ядовиты бывают.

Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела — мед.

Пыль оседает и на самых лучших, и на самых свежих цветах.

А кто не помнит русскую народную сказку "Аленький цветочек", рассказанную в детстве ключницей Пелагеей Сергею Аксакову и записанную им в 1885 году? Это история о доброй девушке и чудовище, которое превратилось в прекрасного принца благодаря ее любви, символом которой и стал хрупкий аленький цветочек. Аленький цветочек – не просто желанный подарок для Настеньки, а символ её бескорыстности, доброты, умения ценить настоящую живую красоту. Значит, образ аленького цветочка (не заморского, диковинного, а своего, простого, каких много и на наших лугах) нужен был автору сказки, чтобы показать красоту и простоту души Настеньки.

Глава 3. Цветы в мифах, легендах и преданиях

Цветы в легендах и преданиях, тайны растений - это множество мелких историй, которые объединены цветами! И в каждом описании некая тайна! Откуда же пошли названия самых красивых цветов. Существует множество мифов, легенд о цветах.

Первое место в легендах отдано розе, которая с незапамятных времен воспевалась поэтами. Может быть, именно розы были первыми растениями, которые человек стал разводить ради их красоты.

Цветок посвящен самым прекрасным богиням — Афродите, Венере, Флоре… Роза — царица из цариц. Почему роза стала красной — она зарделась от удовольствия, когда ее поцеловала Ева, гулявшая в Эдемском саду [4].

Согласно одной из древнегреческих легенд, розу создала богиня Хлорис. Однажды она взяла у каждого божества по самому прекрасному качеству: у Афродиты — привлекательность, у Диониса — пьянящий аромат, у нимф и граций — яркость — так и появился этот царственный цветок

Однажды на Олимпе Бог Гермес, который покровительствовал всем атлетам, в метанье диска состязался с другом Кроком. Он диск тяжёлый так неосторожно запустил, что прямо в Крока тот случайно угодил. И был смертельно ранен юный Крок, и из груди его кровь медленно струилась нитью, а обезумевший Гермес не верит этому событью. Взмолился он к Богам: — Пошлите мне прощение, помогите! Вы память навсегда о друге сохраните! И вместе том, где крови капельки струились, нежнейшие цветочки распустились. Из крови Крока крокус был рождён, альпийские луга весною покрывает он.

Вспомнив мифы Древней Греции. Могучий Геракл победил жестокого льва. "Я создам цветок", — сказала Флора, — который будет напоминать людям разорванную пасть немейского льва". Какой же цветок, по древнему поверью, славит первый из 12 подвигов Геракла? — Называется этот цветок "Львиный зев".[6]

Изучив множество легенд, можно сказать о их многообразии и символизме цветов. В легендах говорится о том, что в бутоне лилии живет крохотный эльф, который, засыпая, задевает своими легкими радужными крылышками тычинки цветка, вызывая мелодичный звон. Люди не слышат этого звона, потому что эльфы очень надежно охраняют свои жилища и никогда не ложатся спать, если поблизости находится человек.

Когда же распускаются цветы у стрелиции, из бутона вылетают волшебные стрелы. Они пронзают сердца влюбленных, которые потом всю жизнь любят друг друга.

Согласно преданию влюблённый ангел рассыпал звёзды над лугом, где любила гулять земная девушка. И звёзды стали цветами всех оттенков жёлтого и красного. С тех пор герберы дарят нам искреннюю радость и говорят о любви. [3]

. Когда-то все цветы были белыми. Однажды появился художник с набором ярких красок и предложил окрасить их в разные цвета. Жасмин оказался ближе всех к художнику. Он выбрал золотистый цвет — цвет его любимого солнца.

Легенда о тюльпане гласит, что именно в бутоне желтого тюльпана заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался, но однажды желтый цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.

Символически подснежник означает утешение и надежду. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на земле царила зима. Несколько снежинок превратились в белоснежные цветочки, чтобы утешить их и дать надежду, что скоро настанет весна.

В процессе исследования обнаружено множество интересных мифов и легенд, связанных с цветами, их возникновением и историей. (Приложение 2)

Глава 4. Цветы в стихах.

Много стихотворных произведений о цветах. Не зря же говорят, что родником поэзии есть красота. Именно в ней они ищут вдохновение и ее же воспевают в своих произведениях. Поэтому цветы - величественные и хрупкие, аристократичные и и полевые, цветущие и увядающие - всегда привлекали мастера пера, приобретая символическое значение и глубокий смысл.

Вспомнить поэтов Анну Ахматову, с её огромным количеством фиалок, лилий, георгин и маргариток, встречающихся практически в каждом раннем стихотворении, А.С Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А.Есенина, также А.А. Фет И.А. Бунина, А.К Толстого и др. Таблица 1

Познакомившись с их поэтическими произведениями, проведено исследование и проведен анализ использования цветов в стихотворениях поэтов. (Приложение 3)

"И анютиных глазок стая
Бархатистый хранит силуэт -
Это бабочки, улетая,
Им оставили свой портрет…"
(А.Ахматова)

"Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет;
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет…"

"Темной ночью белых лилий
Сон неясный тих.
Ветерок ночной прохладой
Овевает их.
Ночь их чашечки закрыла,
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном
Чистой красоты."
(И. Бунин)

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя

"Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой.
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!"
(И. Мятлев.)

"Поутру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать. "

(Екатерина Андреевна Бекетова)

"О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!"

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Я только тот люблю цветок,

Который врос корнями в землю,

Его люблю я и приемлю,

Как северный наш василек.

Невозможно перечислить количество поэтов и их стихи, посвятивших свое отношение любимому цветку, только А.С. Пушкин в своем творчестве чаще всего использует такие цветы, как роза, мирт, фиалка, ландыш, лилия. Количество упоминаний растений в поэтических произведениях Пушкина более 320 раз.

В результате исследования выяснилось , что цель использования образов цветов может быть разной:

Познакомившись с стихотворными произведениями о цветах, выяснилось что в большинстве этих произведений цветы – это прекрасное чудо, предметы восхищения, воплощение красоты и грации. Большое значение в стихах придаётся цвету растения. Этот цвет может создавать образ: белые ромашки и лилии, жемчужные слёзы ландыша, синие колокольчики, алые лепестки розы, жёлтенькие звёздочки иван-да-марьи.

В процессе исследования выяснилось, что о некоторых цветах сложено по много легенд. Что интересно, легенды и предания разных народов иногда очень похожи! И любой сказке, стихах, мифах, легендах – цветы олицетворяют красоту, чистоту, прелесть нашей природы.

Красота не возникает сама по себе, она создаётся нашими руками.

Список литературы и источники сети Интернет, использованные в работе:

Видрак. Боги и Богини. - М.: ТЕРРА, 1996.

Веселовский А.Н. Из поэтики розы // Веселовский А.Н. Избранные статьи. – Л., 1939.

Животные, растения. Мифы и легенды. - М.: Аванта+, Астрель, 2007

Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - СПб.: Альфарет, 2006.
Зигуненко С. Н. Знаки и символы - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.

Кун Н.А. Мифы и легенды Древней Греции. - М.: ООО «Издательство

МоложавенкоВ.С.Тайны красоты: книга о цветах. М. Педагогика-Пресс,19
Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. М. Педагогика-2015

Цветы в фольклоре и авторских сказках

Тюльпан — символ гордости, великолепия; удовлетворенность отношениями, благородство. Также считается цветком счастья. По легенде, в золотистым бутоне желтого тюльпана было заключено счастье.

Цветы в мифах, легендах и преданиях

Легенда о тюльпане гласит, что именно в бутоне желтого тюльпана заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался, но однажды желтый цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.

Символически подснежник означает утешение и надежду. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на земле царила зима. Несколько снежинок превратились в белоснежные цветочки, чтобы утешить их и дать надежду, что скоро настанет весна.

Венера, притомившись и устав после долгой дороги, присела на лужайку и башмачки свои сбросила — пусть ноги отдохнут… когда же домой уходила, про башмачки свои позабыла, и превратились они в чудный цветок.

Цветок посвящен самым прекрасным богиням — Афродите, Венере, Флоре… Роза — царица из цариц. Почему роза стала красной — она зарделась от удовольствия, когда ее поцеловала Ева, гулявшая в Эдемском саду.

Могучий Геракл победил жестокого льва. "Я создам цветок", — сказала Флора, — который будет напоминать людям разорванную пасть немейского льва". Какой же цветок, по древнему поверью, славит первый из 12 подвигов Геракла? — Называется этот цветок "Львиный зев".

Цветы в стихах.

Ландыш — символ чистоты, нежности, верности, счастья и любви; тайная любовь, излияние сердца, ласка, Древние римляне считали, что цветок возник из капелек душистого пота богини охоты Дианы, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна

Значение цветка ромашка - первая любовь, невинность, скромность, искренность романтических мечтаний. Еще он считается символом детства

Читайте также: