Описание главного героя красный цветок

Обновлено: 18.09.2024

В психбольницу привозят больного. Вид его страшен: грязный, с судорогой и не спавший десять суток. Пока он говорит о том, что был тут в прошлом году, его ведут к ваннам. Это мрачная и темная комната.

Войдя внутрь, пациент теряет контроль над собой: больного охватывает ужас, он пытается вырваться, но его заталкивают в ванную. Он успокаивается, но как только его вытаскивают и ставят мушку на голову, вновь приходит в ярость. Охранник срывает мушку с головы больно, и герой падает в обморок.

Красный цветок (Гаршин В. М., 1883)

(Памяти Ивана Сергеевича Тургенева)

— Именем его императорского величества, государя императора Петра Первого, объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!

Эти слова были сказаны громким, резким, звенящим голосом. Писарь больницы, записывавший больного в большую истрепанную книгу на залитом чернилами столе, не удержался от улыбки. Но двое молодых людей, сопровождавшие больного, не смеялись: они едва держались на ногах после двух суток, проведенных без сна, наедине с безумным, которого они только что привезли по железной дороге. На предпоследней станции припадок бешенства усилился; где-то достали сумасшедшую рубаху и, позвав кондукторов и жандарма, надели на больного. Так привезли его в город, так доставили и в больницу.

Он был страшен. Сверх изорванного во время припадка в клочья серого платья куртка из грубой парусины с широким вырезом обтягивала его стан; длинные рукава прижимали его руки к груди накрест и были завязаны сзади. Воспаленные, широко раскрытые глаза (он не спал десять суток) горели неподвижным горячим блеском; нервная судорога подергивала край нижней губы; спутанные курчавые волосы падали гривой на лоб; он быстрыми тяжелыми шагами ходил из угла в угол конторы, пытливо осматривая старые шкапы с бумагами и клеенчатые стулья и изредка взглядывая на своих спутников.

— Сведите его в отделение. Направо.

— Я знаю, знаю. Я был уже здесь с вами в прошлом году. Мы осматривали больницу. Я все знаю, и меня будет трудно обмануть, — сказал больной.

Он повернулся к двери. Сторож растворил ее перед ним; тою же быстрою, тяжелою и решительною походкою, высоко подняв безумную голову, он вышел из конторы и почти бегом пошел направо, в отделение душевнобольных. Провожавшие едва успевали идти за ним.

— Позвони. Я не могу. Вы связали мне руки.

Швейцар отворил двери, и путники вступили в больницу.

Это было большое каменное здание старинной казенной постройки. Два больших зала, один — столовая, другой — общее помещение для спокойных больных, широкий коридор со стеклянною дверью, выходившей в сад с цветником, и десятка два отдельных комнат, где жили больные, занимали нижний этаж; тут же были устроены две темные комнаты, одна обитая тюфяками, другая досками, в которые сажали буйных, и огромная мрачная комната со сводами — ванная. Верхний этаж занимали женщины. Нестройный шум, прерываемый завываниями и воплями, несся оттуда. Больница была устроена на восемьдесят человек, но так как она одна служила на несколько окрестных губерний, то в ней помещалось до трехсот. В небольших каморках было по четыре и по пяти кроватей; зимой, когда больных не выпускали в сад и все окна за железными решетками бывали наглухо заперты, в больнице становилось невыносимо душно.

Нового больного отвели в комнату, где помещались ванны. И на здорового человека она могла произвести тяжелое впечатление, а на расстроенное, возбужденное воображение действовала тем более тяжело. Это была большая комната со сводами, с липким каменным полом, освещенная одним, сделанным в углу, окном; стены и своды были выкрашены темно-красною масляною краскою; в почерневшем от грязи полу, в уровень с ним, были вделаны две каменные ванны, как две овальные, наполненные водою ямы. Огромная медная печь с цилиндрическим котлом для нагревания воды и целой системой медных трубок и кранов занимала угол против окна; все носило необыкновенно мрачный и фантастический для расстроенной головы характер, и заведовавший ванными сторож, толстый, вечно молчавший хохол, своею мрачною физиономиею увеличивал впечатление.

И когда больного привели в эту страшную комнату, чтобы сделать ему ванну и, согласно с системой лечения главного доктора больницы, наложить ему на затылок большую мушку, он пришел в ужас и ярость. Нелепые мысли, одна чудовищнее другой, завертелись в его голове. Что это? Инквизиция? Место тайной казни, где враги его решили покончить с ним? Может быть, самый ад? Ему пришло, наконец, в голову, что это какое-то испытание. Его раздели, несмотря на отчаянное сопротивление. С удвоенною от болезни силою он легко вырывался из рук нескольких сторожей, так что они падали на пол; наконец четверо повалили его, и, схватив за руки и за ноги, опустили в теплую воду. Она показалась ему кипятком, и в безумной голове мелькнула бессвязная отрывочная мысль об испытании кипятком и каленым железом. Захлебываясь водою и судорожно барахтаясь руками и ногами, за которые его крепко держали сторожа, он, задыхаясь, выкрикивал бессвязную речь, о которой невозможно иметь представления, не слышав ее на самом деле. Тут были и молитвы и проклятия. Он кричал, пока не выбился из сил, и, наконец, тихо, с горячими слезами, проговорил фразу, совершенно не вязавшуюся с предыдущей речью:

— Святой великомученик Георгий! В руки твои предаю тело мое. А дух — нет, о нет.

Сторожа все еще держали его, хотя он и успокоился. Теплая ванна и пузырь со льдом, положенный на голову, произвели свое действие. Но когда его, почти бесчувственного, вынули из воды и посадили на табурет, чтобы поставить мушку, остаток сил и безумные мысли снова точно взорвало.

— За что? За что? — кричал он. — Я никому не хотел зла. За что убивать меня? О-о-о! О Господи! О вы, мучимые раньше меня! Вас молю, избавьте…

— Ничего не поделаешь, — сказал производивший операцию солдат. — Нужно стереть.

II и III главы

Ночью он просыпается, чувствуя слабость и боль. Но со спокойствием засыпает. Описывается вид из окна палаты во время сна больного.

День проходит спокойно, но когда фельдшер взвешивает его, лицо больного горит безумием, однако он тут же успокаивается. С каждым днем он худеет всё сильнее, несмотря на хороший аппетит.

Популярные сегодня пересказы

  • Хрустальный мир — краткое содержание романа Пелевина
    24 октября 1917 года. Вечер. На улицах Петрограда темно и безлюдно. Двое юнкеров, Николай и Юрий, несут караульную службу на улице Шпалерной. У них приказ: не пропускать никого из штатских в сторону Смольного.
  • Герцен
    Александр Иванович Герцен был рожден в 1812 году. Всё детство он был окружен рассказами о великом сражении – отечественной войне, о мужестве и героических поступках солдат. Как и все дворянские дети
  • Сон — краткое содержание рассказа Тургенева
    Рассказчик вспоминает ту пору своей юности, когда он жил с матерью в маленьком курортном городке. Его матушка была женщиной привлекательной, но после смерти мужа замуж больше не вышла и постоянно одевалась в чёрную одежду.
  • Краткое содержание книги Нежданно-негаданно Распутина
    Речь в произведении идет о Сене Позднякове. Это добропорядочный, честный человек, который отличается состраданием, добротой, чутким нравом. Его жене автор также дает исключительно

IV глава

Существование героя двойственно. Ночами он осознает, где он и чем болен, но днем от избытка впечатлений он впадает в безумие. Его сознание — это смесь разумного, фантазии, мыслей и болезненного бреда.

Настала хорошая погода, и больных надзиратель заставлял работать в саду. Герой впечатлен садом, особенно маленьким, но ярко-алым маком, растущим недалеко от крыльца. Он хотел его сорвать, но сначала ему казалось, что цветок его обжигает, а потом ему запретил сторож. В конце прогулки больному всё же удается сорвать цветок и спрятать на своей груди. До ужина он с безумством хранит его там, желая разорвать. Во время ужина он ест очень много, говоря, что ему нужно много сил. После герой прощается с надзирателем, ведь они могут завтра не увидеться, как он считает. Он ложится спать, чувствуя, что отравлен.

VI глава

Его связали. Больной почти вырвался, но сторож его вновь связал и наблюдал за ним весь день.

Ночью, дождавшись, когда сторож уснет, герой высвобождается. С трудом он смог перелезть через ограду за третьим цветком и сорвал его. Вернувшись в комнату, он падает замертво. Утром его находят с цветком в руке. Но руку не разжать, его хоронят с ним.

Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и перенесшего острую форму болезни в 1880 г.

В губернскую психиатрическую больницу привозят нового пациента. Он буен, и врачу не удается снять остроту приступа. Он непрерывно ходит из угла в угол комнаты, почти не спит и, несмотря на усиленное питание, прописанное врачом, неудержимо худеет. Он сознает, что он в сумасшедшем доме. Человек образованный, он в значительной степени сохраняет свой интеллект и свойства своей души. Его волнует обилие зла в мире. И теперь, в больнице, ему кажется, что каким-то образом он стоит в центре гигантского предприятия, направленного на уничтожение зла на земле, и что другие выдающиеся люди всех времен, собравшиеся здесь, призваны ему в этом помочь.

Меж тем наступает лето, больные проводят целые дни в саду, возделывая грядки овощей и ухаживая за цветником.

Недалеко от крыльца больной обнаруживает три кустика мака необыкновенно яркого алого цвета. Герою вдруг представляется, что в этих-то цветках и воплотилось все мировое зло, что они так красны оттого, что впитали в себя невинно пролитую кровь человечества, и что его предназначение на земле — уничтожить цветок и вместе с ним все зло мира…

Он срывает один цветок, быстро прячет на своей груди, и весь вечер умоляет других не подходить к нему.

Утром фельдшер застает его чуть живым, так измучила героя борьба с ядовитыми выделениями красного цветка…

Эта борьба еще более обессиливает больного.

Однажды сумасшедший дом одного из небольших городов пополнился новым пациентом. Измученные бессонными ночами сотрудники с трудом доставили буйного мужчину из-за очередного приступа.

Его физическая раскованность была остановлена благодаря крепкому холсту, стягивающему руки на груди. Поступившего провели в отделение переполненной больницы. Его агрессия и бессилие увеличились намного после попытки помощников врачей помыть в ванной. Больное сознание привело к испытаниям, во время которых он представлял себя казненным. После того, как приступ закончился, больной уснул.

Утром в сопровождении коллег доктор задал ряд вопросов пациенту, выслушав в ответ странную речь об отсутствии времени и пространства. Беспокойное поведение больного, несмотря на хороший аппетит, привело к резкой потере веса и ухудшению психического состояния.

В отличие от ночного времяпровождения, когда его отдохнувший разум был в норме, дневная суета накрывала его волной бессознательных действий.

По его мнению, каждый человек скрывал от него тайну и представлял опасность. Главный герой чувствовал себя той силой, которая в состоянии сразить зло на земле. Его больной разум стремился постоянно к обнаружению причинно-следственных связей происходящих явлений вокруг.

Однажды через стеклянную дверь заведения с видом на сад большое любопытство у него вызвал цветущий красный цветок. Однако ближе его рассмотреть было нельзя, так как в дождливое время пациентам было запрещено выходить на улицу.

Когда погода разъяснилась, пациенты вышли гулять. Во время пребывания в больнице каждый из присутствующих занимался разведением цветов в саду и уходом за ними. Среди них поступивший вновь увидел тот самый алый цветок. Приложив немало усилий, чтобы его сорвать, был замечен сторожем. С этого дня он пытался найти способ уничтожить эти красные цветы, после чего его состояние заметно ухудшалось.

Весь вечер в голове мужчины созревал план, как обезопасить окружающих. Он прятал растение у себя на груди, считая его посланником зла.

После ужина эта идея не давала ему заснуть. Он обдумывал свою миссию на земле, которая состояла в освобождении людей от чего-то страшного. Сила мысли сделала свое дело. Ядовитый цветок, вобрав в себя всемирное зло, уничтожал его изнутри. Об этом свидетельствовал упадок сил и бессвязная речь.

Спустя трое суток был сорван еще один цветок. Больному казалось, что пропуская через себя зло, он спасает таким образом мир.

На следующий день доктор обратил внимание на ухудшение состояния пациента. Он дал распоряжение связать больного. Но мужчина, притворившись спящим, освободился от холста и выбрался в сад, преодолев с трудом железную преграду.

Третий цветок был сорван. На следующее утро безжизненное тело пациента было найдено в кровати. В руке так и остался смятый красный цветок.

Класс 5 Дата__________________

Цели урока:

  1. На примере изучения рассказа “Красный цветок” раскрыть понятие “образ-символ”.
  2. Формировать умение анализировать текст, понимать тему и идею.
  3. Способствовать воспитанию нравственных качеств: сострадания, гуманности.

Тип урока: литература родного края

1. Орг. момент

2. Объявление темы и цели урока

Мы прочитали рассказ В.Гаршина “Красный веток”. Сегодня на уроке мы будем обсуждать его, попытаемся осмыслить сформулировать идею и тему и ответить на ряд вопросов.

Первый вопрос сокрыт в эпиграфе. Давайте прочитаем его.

Человек в “Красном цветке” больше мирового зла, которому бросает вызов, хотя цена победы его – жизнь.

Попытайтесь сформулировать вопрос. (Что есть мировое зло?)

Проблемный вопрос (записан на доске):

Кроме того, сегодня на уроке мы введем новое литературное понятие. Ну и конечно, каждый для себя сделает какой-то вывод из прочитанного.

Мы остановились на том, что у всех вас герой вызывает сочувствие. Даже у автора, т.к. он очень выразительно, подробно, до жути, описывает и душевное, и физическое состояние больного.

3. Работа над темой урока

— Какие поступки выдают в герое больного человека, а что говорит о том, что в своих действиях он последователен? — Охарактеризуйте образ доктора. Каково его описание по сравнению с описанием больного? — Какие прилагательные использует автор при его описании? — Почему герой считает, что доктор делает зло? — Кому еще противопоставляет себя больной? Что его отличает от остальных пациентов и от доктора? — С каким чувством автор описывает доктора? Объясните причину неприязни. — В чем заключается проблема, которую пытается решить больной? О чем думает герой? (В отличие от других пациентов, у него есть мысль!) — Найдите описание цветов. Какими вам представляются цветы, с которыми борется герой? — Какими они кажутся ему?

Итак, красные маки стали для героя рассказа символом зла.

Давайте поработаем с понятием “символ”.

Проверка д/з

(Проверка домашнего задания: учащиеся рассказывают о происхождении слова “символ”)

— Какие символы вы знаете? (дорожные знаки, хлеб-соль – символ гостеприимства, книга, глобус–символ знаний, голубь – символ мира). — Сделайте вывод, ради чего герой жертвует жизнью?

Разве идея спасти мир – это бред? И все, кто готов пожертвовать собой ради благополучия других, – сумасшедшие? Это проблема одного человека или всего общества?

— Определите тему рассказа. (Тема противостояния злу). А теперь давайте определим идею произведения.

4. Подведение итогов.

Итак, зло существовало всегда: и в древности (вспомните мифы Древней Греции), и во времена Пушкина, и в наше время.

Сделайте вывод, какую мысль хотел донести до нас автор? (злу нужно противостоять, со злом нужно бороться)

— А теперь ответьте на вопросы, которые записаны на доске. В чем актуальность этого рассказа?

5. Домашнее задание.

Домашнее задание. Дать развернутый ответ на вопрос: “ Почему зло предстало больному в образе красного цветка и отчего герою не жаль своей жизни в борьбе со злом?”

Рассказ В. Гаршина “Красный цветок” повествует о героической борьбе – борьбе главного героя с вселенским злом. Воплощением этого зла для сумасшедшего стал яркий красный цветок – цветок мака.
Казалось бы, как это прекрасное растение может напоминать о чем-то страшном и злом? Но мысли помешанного нельзя объяснить логически. Кроме того, автор подчеркивает, что зачастую внешне зло бывает прекрасно, но от этого страшнее становится его сущность.
Итак, герой, попавший в сумасшедший дом, решил, что кусты мака, растущие в саду больницы,

таят в себе все мировое зло: этот цветок “впитал в себя всю невинно пролитую кровь (оттого он и был так красен), все слезы, всю желчь человечества. Это было таинственное, страшное существо, противоположность Богу, Ариман, принявший скромный и невинный вид”. И герой решил, что ему во что бы то ни стало нужно уничтожить это растение, иначе – иначе погибнет весь мир.
Этот человек решил пожертвовать своей жизнью – ради жизней других. Несколько дней он прятал цветы мака у себя на груди – чтобы ядовитые испарения поразили лишь его, но не окружающих. В итоге герой умирает – от истощения, физического и

морального, которые, конечно, были следствием его душевной болезни.
Но, как мне кажется, этой трагической историей автор хочет сказать, что мир прекрасен теми безумцами, которые способны отдать свою жизнь во имя блага других. Благодаря им совершаются кардинальные перемены, благодаря им предотвращаются глобальные катастрофы. Конечно, такие люди не всегда и не во всем правы, однако без них невозможна жизнь на земле.

Рассказ "Красный цветок" был написан Всеволодом Гаршиным в 1883 году в память Ивана Сергеевича Тургенева, и осенью того же года опубликован в "Отечественных записках". Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и перенесшего острую форму болезни в 1880 г.

Для анализа произведения я выбрала три организации: Идейно - тематическую, персонажную и сюжетную. Персонажная организация помогает нам разобраться во внутреннем мире героев, раскрыть сущность их характеров и убеждений. С помощью сюжетной организации, мы выстраиваем цепь событий в рассказе. Это помогает нам понять суть произведения. Например, почему персонажи поступают тем или иным образом, какая идея ими движет. Исследуя идейно - тематическую организацию, мы выясняем главную тему и идею произведения. Ставим проблему, которая требует решения.

Главная тема рассказа – это тема страдающего безумием человека. Тяжелая атмосфера больницы еще больше нагнетает обстановку.

Идея рассказа заключается в том, что победить зло можно только при усердной борьбе с ним, нельзя сдаваться, нужно бороться и идти до конца. Произведение пронизано мотивами безумия, самопожертвования, помешательства.

В сюжете автор полно раскрывает причины поступков, совершаемых главным персонажем, душевнобольным человеком. Введем понятие сюжета. Сюжет – это последовательность событий в литературном произведении. Опишем как развивались события. В психиатрическую больницу привозят нового пациента. Он непрерывно ходит из угла в угол, почти не спит и, несмотря на усиленное питание, прописанное врачом, неудержимо худеет. Он сознает, что он в сумасшедшем доме. Его волнует обилие зла в мире. И теперь, в больнице, ему кажется, что каким-то образом он стоит в центре гигантского предприятия, направленного на уничтожение зла на земле. Вот наступила хорошая погода, и больные целые дни проводили в саду. Когда герой первый раз вышел в сад, то увидел два цветка мака, которые росли отдельно от других цветов. Больной представил , что в этих цветках и воплотилось все мировое зло, что они так красны оттого, что впитали в себя невинно пролитую кровь человечества, и что его предназначение на земле - уничтожить цветок и вместе с ним все зло мира. Герой сорвал один цветок и спрятал его у себя на груди. Утром фельдшер находит его чуть живым. Через три дня он срывает второй цветок. Больному становилась все хуже и хуже. Доктор приказал привязать его к постели. Тогда он решает обмануть бдительность сторожей. Сделав вид, что успокоился, он дожидается ночи, развязал себе рубаху и освободился. Он вылезает в окно, чтобы добраться до последнего цветка. Герой вырвал растение, и вернулся в свой комнату, и, дойдя до кровати, рухнул на нее без чувств. Утром его нашли мертвым.

Сюжет является однолинейным, потому что события, описываемые в рассказе, происходят с одним только главным героем и никак не пересекаются с другими персонажами. Ведь ни доктор, ни другие работники больницы не пытаются уничтожить маки, чтобы спасти мир от зла. Сюжет здесь смешанный (авантюрно-психологический). Авантюра заключается в том, что герой обманул бдительность сторожа, притворился, что успокоился, проявляя сообразительность и сноровку ночью вылезает из больницы в окно, потом пробирается в сад и срывает последний цветок. Психологическим является потому, что вся проблема рассматривается на психологическом уровне. Не случайно все действия с главным героем происходят в сумасшедшем доме. Вся обстановка в больнице сильно давит на психику больного.

Сюжет телеологический, то есть однозначный, героем движет одна цель, она состоит в том, чтобы избавить мир от зла, которое находит воплощение в красном цветке. Сюжет центростремительный, то есть события развиваются быстро. Как только в первый раз он увидел цветы, у него возникает желание уничтожить их. Герой уничтожает три цветка, один за другим. Все сводится к одной точке.

Теперь рассмотрим элементы сюжетной композиции. Выделим круг необходимых нам понятий. Экспозиция знакомит нас с героем, а также с обстановкой, в которой формировались характеры персонажей, и определяет мотивы их дальнейшего поведения.(1) . Таким образом, экспозицией в рассказе является эпизод, где описывается сама больница и условия содержания больных, а также эпизод нашего первого знакомства с героем, когда его только привозят в больницу.

Далее следует кульминация событий. Кульминация – это момент высшего напряжения в развитии действия. (1) Кульминацией является момент, когда больной сбегает из своей комнаты к крыльцу и видит последний оставшийся красный цветок и срывает его. Этим действием герой как бы завершает свою миссию.

Подводя черту под нашими размышлениями, можно сказать, что в этом произведении очень ярко показан мир больного человека, мы видим жизнь глазами сумасшедшего. На его примере автор показывает нам, как надо бороться за свои идеи и идти к цели, проходя препятствия.

Список использованной литературы

1.Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение.- М.: Просвещение, 1975.-С.352

2.Гаршин В. М. Красный цветок // В. М. Гаршин Избранное.- М.: Атомиздат, 1980. - 208 с.

В рассказе Гаршина Всеволода Михайловича "Красный цветок" раскрывается и исследуется тема безумие в полной мере. Немного почитав о произведении, можно понять, что оно это частично автобиографично. Отсюда вытекает домыслы о тяжелой жизни поэта, его проблемах и мучениях. Автор подает главного героя как человека имеющего связь с чем-то неземным, более высоким чем человеческим. Его понимают и жалеют звезды. У всех остальных людей будто ограничен кругозор, они не могут и близко понять всего того, что дано его. Но остается непонятным было ли на самом деле это дарованием, или же просто очередным доказательством его безумства.

В психбольнице герой находит свое призвание. Он понимает, что от него зависит жизнь всего человечества. По крайней мере он воспринимает это так. Для него красные маки, которых росло всего то навсего 3 цветка, стали воплощением всего зла, которое только существовало на Земле за весь период ее жизни. Эти невинные цветы напились крови всех павших и пострадавших и хотят возмездия. Для мужчины они представляют самую большую опасность. Единственный способ спасти всех - это пожертвовать собой во благо населения.

В этом моменте автор показывает всю преданность человека, готовность принести себя в жертву. В кое-какой мере это идеал человека. Такие люди всегда существовали в нашем мире. Но он всего лишь безумец кто-то скажет. Это не отменяет того факта, что если бы стал выбор между его жизнью и чужими, он бы без раздумий лишился своей. Именно в таких людях сохраняется вся чистота и доброта. Красный цветок стал для героя неким вызовом. Даже когда он срывал цветки и прятал под рубашкой, ему казалось будто он пускает свои корни, листки в тело больного. Мужчина страдал, но не жаловался и терпел. Он вырвался из смирительной рубашки, разбил руки в кровь, продирался сквозь железные решетки, но выполнил свое задание и умер. На лице его было спокойствие и гордость, ведь он смог победить зло и спасти всех от зловещего красного цветка.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Красный цветок Гаршина

Популярные сегодня темы

Каждый человек индивидуален. У каждого есть свои предпочтения, желания и потребности. С детства родители закладывают в нас самые лучшие качества, стараются сделать нас хорошими

Былины являются неотъемлемой частью русского фольклора. Они отражают стремления народа, его непреодолимую жизненную силу. Эти произведения устного народного творчества – неиссякаемый источник ярких примеров патриотизма

Если рассматривать картины знаменитого художника Венецианова, то можно сделать один вполне логичный вывод, этот художник специализировался на написании портретов

Человеку, несомненно, всегда нужно стремиться к взаимопониманию с близкими людьми. Это сделает его жизнь, и существование окружающих его людей намного счастливее. Рассмотрим данное утверждение на примерах.

Читайте также: