Описание картины с тюльпанами

Обновлено: 18.09.2024

Тюльпан – многолетнее травянистое луковичное растение из семейства Лилейные (Liliaceae).
Место зарождения тюльпанов - горные районы северного Ирана, Памиро-Алай и Тянь-Шань. За миллионы лет тюльпаны эволюционировали и расселились почти по всему миру.
Полное развитие тюльпана, от семечки до растения, которое может цвести, занимает от 3 до 7 лет. Смена луковиц происходит ежегодно. Весной тюльпан расцветает, плодоносит и закладывает в почве новые луковицы, а старая луковица, которая отцвела, умирает. Культивировать тюльпаны в Азии начали в конце 10 века. В 16 веке тюльпаны стали произрастать в Западной Европе. С начала 17 века и до сих пор мировой центр селекции, выращивания и планетарной торговли тюльпанами находится в Нидерландах.
Цветущие тюльпаны постоянные гости на полотнах художников-живописцев. Картины с прекрасными цветами украшают не один домашний и офисный интерьер.

тюльпаны

Тюльпаны – весенние цветы с особенной судьбой и историей. Как и ветряная мельница, они стали национальным символом Нидерландов (Голландии). Все знают душещипательные истории про тюльпаны в Голландии: как их луковицы стоили баснословных денег и, как затем всё враз обесценилось. А тюльпаны в живописи — это целая история.

Любители флоры в Голландии часто обращались к художникам с просьбой запечатлеть тот или иной вид для того, чтобы сохранить красоту по-настоящему редкого цветка. Таким образом до нас дошли их изображения.

Культ тюльпана отразился и на всемогущей во все времена моде: дивные рисунки тюльпанов покрывали материи, изображения этих цветов ткались на самых дорогих брабантских кружевах.

Натюрморт с тюльпанами

Важную роль сыграли тюльпаны в живописи Голландии того времени. Они привлекали внимание художников того времени и послужили толчком для образования целых школ рисования цветов. Так натюрморт окончательно оформляется в самостоятельный жанр живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в.

Кстати, предметы в натюрмортах того периода часто содержат скрытую аллегорию — о быстротечности всего земного и неизбежности смерти. Иногда о Страстях Христовых и Воскресении. Все эти аллегории передаются художниками через предметы. Почти всегда используются повседневные предметы, встречающиеся в жизни и быту.

В цветочных натюрмортах фламандских, и голландских произведений композиция довольно стереотипна: плотный букет, собранный в вазу или корзину, сочетается с несколькими цветами, разбросанными врозь.

В то время интерес к многообразию форм природы был очень силён. Так художники вводили в свои цветочные натюрморты изображения кузнечиков, бабочек, мух, ящериц, лягушек, раковин, даже редкостных птиц. Поэтому тюльпаны в живописи являлись основой композиции.

В наиболее пышных букетах можно насчитать до тридцати сортов цветов, притом цветущих в разное время года. Конечно,такие картины невозможно было создать с натуры. Разумеется, что художникам приходилось штудировать много-много материала. Несмотря на то, что тюльпаны не цветут вместе с пионами, они стоят в одном букете художника.

Флора

Художники стремились передать богатство и красоту царства Флоры, независимо от времени года. Тюльпаны стали емким символом для этого, даже исходя из их стоимости.

тюльпаны в живописи Harmensz_van_Rijn_Rembrandt_-_Флора

Рембрандт. Флора, 1634. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. На этой картине голландского художника его жена Саския предстаёт в образе богини Флоры. Эта работа — гимн богине природы и призыв к изобилию и процветанию страны. В венке Флоры привлекает внимание крупный тюльпан красно-белой окраски с причудливыми штрихами и пятнами на лепестках. Это самый красивый и дорогой сорт цветка, за который в Голландии отдавали целое состояние. Именно эти цветы изображали на картинах художники, они стали популярным мотивом в голландской живописи, а позднее были объединены в класс, названный именем Рембрандта.

Цветочный натюрморт — это отражение голландского быта — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения.

Изумительную способность голландских живописцев передавать материальный мир во всем богатстве и разнообразии ценили не только современники, но и европейцы в XVIII и XIX вв. Они видели в натюрмортах только блестящее мастерство передачи реальности без понимания аллегорического контекста.

Однако, для самих голландцев XVII столетия эти картины были полны смысла. Они предлагали пищу не только для глаз, но и для ума. Картины вступали в диалог со зрителями, сообщая им важные моральные истины, напоминая об обманчивости земных радостей, о тщете людских стремлений, направляя мысль на философские размышления о смысле человеческой жизни.

Тюльпаны в живописи и другие предметы в натюрмортах того периода часто содержат скрытую аллегорию и намеки.

  • Тюльпан — объект коллекционирования в Голландии XVII века, символ необдуманного обращения с дарованным Богом состоянием.
  • Роза — цветок Венеры, являлась символом любви, она тщеславна, как всё, присущее человеку.
  • Мак – символ покоя и эйфорического забытья.
  • Зрелые плоды символизируют изобилие, гнилые – символ бренности бытия.
  • Грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком.
  • Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Морские раковины обозначали смерть.
  • Ползучая улитка — олицетворение лености.


К началу XVII века в Европе рос интерес к ботанике и садоводству , что можно объяснить многократно возросшим торговым и культурным обменом с другими странами и континентами , включая Латинскую Америку и страны Востока. Многие известные художники — в частности , Ян Брейгель Старший, Амброзиус Босхарт, Рулант Саверей — сделали цветы центром своего творчества. На такие полотна был хороший спрос: живой цветок не вечен , а роскошный натюрморт

исключительно выигрышно смотрелся в интерьере. В этот же период в Нидерландах создавались ботанические сады и процветала международная торговля экзотическими цветами , в том числе и тюльпанами.

Ян Давидс де Хем. Ваза с цветами

Историки считают , что в Европу изысканный восточный цветок привез фламандский ученый и дипломат Ожье Гислен де Бусбек ( 1522 — 1592). С 1556 года де Бусбек на протяжении семи лет был посланником Священной Римской империи в Стамбуле , где не только участвовал в переговорах о границах двух империй , но и вел исследовательскую деятельность по вопросам лингвистики , а также изучал местные флору и фауну. Считается , что именно Ожье де Бусбек познакомил европейцев с тюльпанами , привез первую сирень , а также конский каштан.

Первые тюльпаны в Европе были описаны швейцарским ботаником и энциклопедистом Конрадом Геснером (151

Первые тюльпаны в Европе были описаны швейцарским ботаником и энциклопедистом Конрадом Геснером ( 1516−1565), который увидел их весной 1559 года в саду магистрата Аугсбурга — города , где жили богатейшие купцы и ювелиры. Два года спустя Геснер стал первым , кто опубликовал иллюстрацию этого цветка — низкорослого растения с ароматными красными цветами , похожими на лилию. Почти двести лет спустя Карл Линней назвал в честь Геснера красный декоративный тюльпан — Tulipa gesneriana.

Амброзиус Босхарт Старший. Цветочный натюрморт в вазе Ван-Ли

Янсон Михиль ван Миревельд. Парный семейный портрет. Муж держит тюльпан и луковицу. 1609 Тюльпан

Янсон Михиль ван Миревельд. Парный семейный портрет. Муж держит тюльпан и луковицу. 1609

Тюльпан и луковица тюльпана , изображенные на этом двойном портрете — отсылка на богатство супругов , а также символ быстротечности жизни. Цветок появляется из луковицы , совсем недолго цветет и вскоре умирает. Пустые раковины на столе — еще один символ ушедшей жизни. Вероятно , это памятный портрет , выполненный по заказу одного из супругов ( возможно — мужа) после смерти другого. Картина была куплена на аукционе Sothebis в 2011 году за 71,5 тыс. долларов. Источник

К началу XVII века тюльпаны были отрадой богачей и символом высокого статуса. Выводились новые сорта — не слишком быстро: чтобы размножить луковицу определенного вида тюльпанов , требовалось время. В первый год цветок давал прирост в одну луковку , на следующий год два цветка могли дать при благоприятных условиях уже четыре луковицы. Для того , чтобы решиться и продать лишние редкие луковицы другому коллекционеру , их обладателям требовалось до десяти лет. Особого внимания при разведении тюльпанов удостоились пестрые цветки — истинный , особый шик!

В 1612 году цветочный каталог содержал уже порядка ста сортов тюльпанов , некоторые из которых оценивались в сотни и даже тысячи гульденов.

Амброзиус Босхарт Старший. Натюрморт

Амброзиус Босхарт Старший. Натюрморт с тюльпанами. Ок. 1629. Национальный музей Стокгольма

Рулант Саверей. Цветочный натюрморт

К началу 1630-х годов в Голландии экономический спад , вызванный войной с Испанией и последующей рецессией , остался позади. Практически эксклюзивные права на торговлю с Ост-Индией , мощный флот , успешные и знаменитые мануфактуры , фабрики , развитие банковского дела — все это сделало Голландию одной из богатейших и влиятельных стран Европы. Развивающийся финансовый рынок начал оперировать такими понятиями , как опционы и сырьевые фьючерсы. Грузы , идущие с Востока , продавались заранее , однако не все корабли приходили в порт назначения , и фьючерсные продажи были запрещены законом. Однако купцы в погоне за наживой обходили закон , который не карал за предварительные продажи , и фьючерсные сделки были на совести сторон , их заключающих.

Ян Брейгель Младший. Аллегория тюльпаномании

Ханс Гиллис Болоньер. Цветочный натюрморт

Ян Брейгель Младший. Аллегория тюльпаномании (II)

Некоторые исследователи считают , что ситуацию дополнительно спровоцировало большое количества золота , которое голландцы добывали в Латинской Америке. Другие считают , что после эпидемии чумы поредевший средний класс стал зарабатывать больше денег и мог позволить себе некоторые элементы роскоши , в том числе относительно недорогие сорта тюльпанов. А тем временем у богачей скопились изрядные денежные средства , которые они легко тратили — в том числе и на луковицы. Еще одной составляющей всеобщего безумия стал повышенный интерес к тюльпанам в других странах Европы , в том числе при дворе Людовика XIII. Мода диктовала спрос , спрос вырос , а предложение от него изрядно отставало.

Ян Брейгель Младший. Аллегория тюльпаномании Картина будет выставлена на аукционе Dorotheum Room 28

Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше

Картина будет выставлена на аукционе Dorotheum Room 28 апреля 2020. Эстимейт 250−350 тыс. евро. Источник

Все хотели купить побольше , чтобы потом продать подороже. Даже художник Ян ван Гойен не избежал участия в этом всеобщем сумасшествии: за 10 тюльпанных луковиц бургомистр Гааги получил от него 1900 флоринов деньгами , и к этому — пейзаж

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Жан-Леон Жером. Тюльпановое безумие

Неизвестный голландский художник. Портрет дамы. Ок. 1615. Коллекция Маурицхёйс, Гаага

В 1871 году Клод Моне побывал в Голландии. Он был необычайно удивлен и восхищен красотой этой страны, а в особенности ее знаменитейшими тюльпанами. Его воображение поразила необычайная красота и разнообразие видов этих цветов, а также то, как много их выращивается в Нидерландах.

При написании картины, художником была проделана огромная работа. Чего стоит только вид тюльпановых полей с различных ракурсов. На них меняются только мельницы – где-то их две, а где-то одна, а также небольшие домики. Неизменным остается бескрайнее разноцветное море тюльпанов. Глядя на картину, можно быть уверенным, что художник много раз прогуливался вдоль этого поля, восхищаясь и наслаждаясь невиданной красотой. В его картине, как в фотографии, переданы все неповторимые и разнообразные цвета, которые в силах сотворить только сама природа.

Читайте также: