Описание методика волшебный цветок е э кригер

Обновлено: 18.09.2024

Автор: Чеснокова Ольга Александровна

Организация: МБДОУ д/с №76

Населенный пункт: г. Белгород

Автор: Беседина Анна Леонидовна

Организация: МБДОУ д/с №76

Населенный пункт: г. Белгород

Методы и приемы обучения и развития детей с ТНР разрабатываются специальной педагогикой в течение многих лет, опираясь на ведущие положения о том, что динамика развития детей с проблемами в обучении подчиняется общим законам психического развития ребенка.

Важно не только дать детям систему знаний, умений и навыков в соответствии с их особенностями и возможностями, по вызвать у них потребность в познавательной активности. Только под влиянием целенаправленного обучения и воспитания в специально организованных условиях, когда используются разнообразные корригирующие средства, дети с ТНР продвигаются в своем развитии.

Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, в общем и специальном образовании большое внимание отводится разработке и внедрению тех педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они оказывают коррекционно-развивающее воздействие на общее развитие ребенка, так как способствуют формированию речи, перцептивных и интеллектуальных действий, повышают мотивацию к обучению, учат управлять своим поведением, таким образом, создаются предпосылки, необходимые для успешного обучения в школе.

Чтобы игра и конструктивная деятельность были направлены на решение дидактических, развивающих и социализирующих функций в отношении детей с ТНР, необходимо их специальное формирование при создании организационно- методических условий.

В последнее время применяются разнообразные игровые и конструктивные технологии, в том числе и инновационные, которые не имеют должного методического оснащения, поэтому не могут полноценно использоваться в образовательном процессе.

Одним из таких инновационных конструктивно-игровых средств является обучающий конструктор Кликс, выпускающийся бельгийской компанией c 2001 года. Он широко внедряется в зарубежные и отечественные образовательные и специальные (коррекционные) учреждения. Перспективность применения Конструктора Кликс обусловливается его высокими образовательными возможностями, которые предъявляются к указанным средствам на современном этапе: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. В рекомендациях по использованию Кликс представлены направления применения конструктора для решения дидактических и развивающих задач у дошкольников, но не дано подробной методики по использованию данного средства в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Цель проекта:

Повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса подготовки к обучению в школе детей с ТНР при использовании конструктивно-игровой деятельности с конструктором Кликс

Способ достижения цели:

Конструктивно-игровая деятельность с использованием конструктора Кликс старших дошкольников с ТНР

Результат:

Повышение познавательной активности дошкольников с ТНР

В соответствии с выделенными компонентами познавательной активности для старшего дошкольного возраста были подобраны следующие диагностические материалы:

2. Проведение комплекса мероприятий по повышению уровня познавательной активности старших дошкольников.

Занятие 3. Знакомство с цветом волшебных кирпичиков.

Занятие 4. Знакомство с формой Кликс-кирпичиков.

Занятие 6. Исследователи формочек.

Занятие 7. Волшебные формочки.

Занятие 9. Формочки и кирпичики.

3. Заключительная диагностика познавательной активности детей дошкольного возраста по методикам первого этапа.

Список используемой литературы:

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект пресс, 2001 – 460 с.

3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. /Науч., исслед. Ин-тут общей и педагогичекой писхологии Акад.пед.наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. - 144 е.

Дошкольный возраст - это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию окружающего мира по определению ФГОС ДО. Познавательная активность невозможна без достаточного развития речевых средств. В детском коллективе с отлично налаженной коммуникацией познавательная активность проявляется и без включения педагога в деятельность детей - сама по себе. Но как наладить коммуникацию между педагогом и детьми – для формирования познавательной активности детей.

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Поэтому именно игра является ещё одним из самых действенных средств познавательного развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

Способ, совмещающий коммуникацию, игру и непосредственно образование - наглядность. Наглядные пособия учат, позволяют общаться и обсуждать, побуждают придумать и воплотить игру. А современный мир интерактивных технологий даёт огромное количество вариантов для трансформации привычных наглядных пособий в цифровые.

Для того, чтобы улучшить показатели познавательного интереса и любознательности я решила использовать традиционный метод наглядности, но в цифровой его интерпретации. Для пополнения своей методической цифровой копилки я изготовила пособия разных типов:

• короткие наглядные видео с инфографикой и схемами (сервис canva)

• короткие видео с анимированными героями, дающими задание или объясняющими какое-либо понятие (сервис Animizer)

• наглядные пособия с обратной связью : паззлы, убери лишнее, сопоставь и т. д. (сервис learningapps)

• видеоматериалы с записью собственного рассказа через технологию “маски” и запись экрана смартфона.

К созданию интерактивной медиатеки подключились и дети. Представление результатов проекта в формате короткого видео стало обычной практикой в нашей группе - это подстёгивает познавательный интерес детей и пополняет интерактивную копилку.

Появились положительные результаты в работе с родителями: взаимодействие посредством коротких видео в мессенджере привлекает внимание и позволяет без лишнего раздражения донести необходимую информацию. При необходимости с помощью таких пособий можно легко перенести образовательный процесс на дистант.

Использование многофункциональных цифровых наглядных пособий в работе с детьми позволило повысить познавательную активность дошкольников. Также у детей улучшились показатели познавательных процессов : наглядно-образного мышления, внимания (произвольности и устойчивости, памяти (долговременной и ее объем, речи (диалогической стороны, объяснительно-рассудительной стороны монологической речи, психических функций (самопроизвольное поведение и самоконтроль).

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения опытов и экспериментов

Дошкольный возраст – это самый важный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать самого себя и свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы.

Все авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И.Щукина и др., считают, что познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Познавательная активность – целенаправленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизация психического процесса, деятельность человека и его познавательные способности.

Наиболее основными показателями познавательной активности ребенка являются [37, с.114]:

- познавательная активность дошкольника ярко проявляется в вопросах, сравнении, экспериментировании, постановке и решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое познание ребенком окружающих предметов и явлений;

- Ребенок в процессе познания проявляет эмоции, свидетельствующие об отношении к процессу познания;

- в процессе познания ребенок выступает как полноценная личность, способная к определению собственной активности, творчества в деятельности, реализации собственной воли, интересов и потребностей;

Таким образом, указанные основные показатели познавательной активности в дошкольном возрасте пребывают на уровне становления и после становятся основой для развития познания в предстоящей жизнедеятельности в будущем.

На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои содержание, формы и методы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования.

В занятие включаются задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Ребята могут сравнивать человека и животное чем похожи, чем отличаются, искусство, быт, игры, пищу разных народов мира, поступки, проявления чувств и т.п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений, более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям социального мира [28, с.136].

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. В дошкольном возрасте он является ведущим..

Дети очень любят экспериментировать. Опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. В дошкольном возрасте он является ведущим..

Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский. За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста выступали такие классики педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. [14, с.124].

Цель: Выявить степень выраженности любознательности у дошкольников

Цель: Изучение познавательной активности

Цель: Изучение особенностей мотивационных в выборе деятельности.

Было исследовано всего 20 детей в старшем дошкольном возрасте. В экспериментальной группе было 10 детей, а в контрольной группе 10.

После проведения опыта и эксперимента на формирующем этапе были проведены повторно 3 диагностики выявления познавательной активности: было выявлено любознательность 80 % детей выражено, а 20 % детей не выражено, выявлено 70 % познавательный уровень, а 30% игровой, а также 60% детей высокий уровень – стремление проникнуть в причинно – следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру. 40 % детей средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. 10% Низкий уровень- дети удовлетворяются односложной информацией например их интересует реальность услышанной когда – то сказки, легенды и др.

На контрольном этапе, где не проводились опыты и эксперименты, сравниваем экспериментальную и контрольную группу, и получаем результат выявления диагностики уровня познавательной активности у детей старшего дошкольного.

На эксперименте приняли участие 20 детей. По итогам констатирующего этапа показатели, детей, распределили на 2 группы: экспериментальная и контрольная.

На формирующем этапе были проведены 15 опытов и экспериментов, с целью повысить показатели экспериментальной группы.

В проведения повторного эксперимента и сравнение результатов экспериментальной. и контрольной группы, можем отметить, что процент более успешно и высоко повысился.

Таким образом, познавательная активность – это целенаправленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизация психического процесса, деятельность человека и его познавательные способности.

1. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1986.- 228 с.

2. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст]/ Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С 28 - 32.

4. Ф. Ола Занимательные эксперименты. – М.:Айрис – 3 – 28 пресс, 2014. – 128 с.

Адрес: 231300, г. Лида, ул. Гастелло, д.61.

Сентябрь 2020 – апрель 2021 года

Целью проекта является апробация и определение эффективности методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет.

Организационный этап (июль-август 2020 г.)

  • сформировать справочно-информационную базу экспериментальной деятельности, составить картотеки информационных, методических и диагностических материалов;
  • организовать методическое сопровождение эксперимента в учреждении образования.

Основной этап (сентябрь 2020 - апрель 2021 г.)

  • провести диагностику в соответствии с этапом экспериментальной деятельности;
  • организовать методическую работу с педагогами;
  • осуществить апробацию методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет;
  • ознакомить законных представителей воспитанников с ходом экспериментальной деятельности.

Аналитический этап (апрель-май 2021 г.)

  • изучить, проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы;
  • систематизировать материалы, накопленные в ходе экспериментальной деятельности.

Стефанович Вера Болеславовна, заведующий учреждения образования, педагогический стаж 31 год;

Егорова Людмила Ивановна, заместитель заведующего по основной деятельности, педагогический стаж 13 лет;

Клименкова Наталья Владимировна, воспитатель дошкольного образования, без квалификационной категории, педагогический стаж 11 лет;

Вельб Ольга Станиславовна, воспитатель дошкольного образования, высшая квалификационная категория, педагогический стаж 15 лет;

Банцевич Ольга Марковна, воспитатель дошкольного образования, первая квалификационная категория, педагогический стаж 8 лет;

Волынец Елена Ивановна, воспитатель дошкольного образования, высшая квалификационная категория, педагогический стаж 20 лет;

2 группы воспитанников старше го возраста – 30 детей.

Содержание работы (мероприятия)

Дата проведения мероприятий

Проведение педагогического совета в связи с вступлением в экспериментальный проект по апробации методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет.

Принято решение о включении учреждения в экспериментальный проект по апробации методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет.

Проведение родительского собрания с целью презентации экспериментального проекта.

Презентация направления работы экспериментального проекта в учреждении, активизация родительской общественности в данном направлении работы учреждения

Диагностика по выявлению уровня мотивации и уровня готовности педагогов учреждения дошкольного образования к участию в экспериментальной деятельности.

Выявлен первоначальный уровень мотивации и готовности педагогов учреждения дошкольного образования к участию в экспериментальной деятельности.

Издание приказа по учреждению образования об организации экспериментальной деятельности, определение участников реализации экспериментального проекта и распределение функциональных обязанностей между её участниками, создание информационного обеспечения экспериментальной деятельности (календарный план, диагностический материал, методические рекомендации, анализ методических материалов ПВТ и т.д.).

Сформирована локальная нормативная база сопровождения экспериментального проекта, определены участники и их функциональные обязанности, определены этапы реализации проекта, составлен календарный план. В соответствии с рекомендациями ПВТ отобран диагностический материал.

Консультация для педагогов по ведению дневника экспериментальной деятельности, определение тем самообразовательной деятельности педагогов

Определена форма ведения дневников, темы самообразовательной деятельности педагогов.

Осуществлена методическая поддержка участников проекта по блокам:

Занятие №1

Тема: «Изучение нормативных документов об организации экспериментальной деятельности в учреждениях дошкольного образования

Занятие №2 (практикум)

Занятие №3

Проведение констатирующего этапа диагностической работы.

Выявлен уровень сформированности алгоритмической грамотности и развития логического мышления воспитанников на начальном этапе реализации экспериментального проекта

Апробация учебно-методического обеспечения по формированию алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет в нерегламентированной деятельности.

выполнять логические операции (отрицание, объединение), строить алгоритм, лабиринты, действовать по алгоритму, осуществлять простейшие действия с информацией.

Представлен отчет из опыта работы педагогов-экспериментаторов о нетрадиционных формах взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации проекта.

Презентация эффективных методов и приемов по формированию алгоритмической грамотности у воспитанников 5-7 лет педагогами – участниками экспериментального проекта.

Информирование законных представителей воспитанников о ходе реализации экспериментального проекта

Составлена методическая копилка разных форм взаимодействия с родителями. У законных представителей воспитанников сформированы представления о значимости формирования алгоритмической грамотности на уровне дошкольного образования, и важности данного курса для последующего обучения детей в школе.

Контроль за ходом и результатами экспериментальной деятельности в учреждении образования

Выявлены недостатки в процессе осуществления образовательного процесса с воспитанниками, проведена корректировка, обеспечено качество организации образовательного процесса

Проведение контрольного этапа

Выявлен уровень сформированности алгоритмической грамотности и развития логического мышления воспитанников на завершающем этапе реализации экспериментального проекта, проведен сравнительный анализ.

Педагогический совет №4:

Обобщение результатов экспериментальной работы.

Заслушан общий анализ экспериментальной деятельности с учетом отчетов участников проекта

Оценка результатов экспериментальной деятельности осуществлялась в соответствии с заявленными в проекте показателями по 5 критериям:

уровень развития алгоритмической грамотности;

уровень развития логического мышления;

уровень развития творческих способностей;

развитие профессиональной компетентности воспитателей.

Для оценки заявленных в проекте критериев были использованы следующие методики:

мотивы умственной деятельности у старших дошкольников (Е.Э.Кригер);

Также использовались эмпирические методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта. При обобщении полученных материалов применялись методы математической статистики.

9.1. Выполнение программы эксперимента

Программа экспериментального проекта выполнена в установленные сроки согласно календарному плану полностью.

9.2 Достижение целей и задач эксперимента

В процессе экспериментальной деятельности апробирована и определена эффективность методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет. Определены организационные и психолого-педагогические условия формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет. Апробировано учебно-методическое обеспечение для формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет. Определена эффективность методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет. Обобщены и систематизированы результаты экспериментальной апробации.

Подготовлены информационно-аналитические материалы о формировании алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет и итоговый отчет об экспериментальной работе.

Цели и задачи экспериментальной работы достигнуты.

9.3. Количественные и качественные результаты экспериментальной работы

В рамках экспериментального проекта были проведены:

стартовая диагностика - 05.10.2020-16.10.2020

итоговая диагностика – 15.03.2021-26.03.2021

Количественные и качественные результаты приведены в Приложении 1.

9.4. Подтверждение (опровержение) гипотезы

По итогам апробации гипотезу о том, что формирование алгоритмической грамотности без использования компьютера у воспитанников от 5 до 7 лет может успешно осуществляться и привести к повышению качества образования, если:

– оно строится на основе использования игр и включения ребенка в практическую деятельность, при условии соблюдения психолого-педагогических требований, обеспечивающих одновременное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребёнка путём решения системы логических задач;

– в основе отбора и построения содержания лежат следующие педагогические принципы: принцип преимущественной опоры на наглядно-образное мышление; принцип взаимосвязи логических рассуждений и логико-конструктивных действий, который предполагает, что словесно-логическая деятельность взаимосвязана с предметно-практической деятельностью; принцип нарастания уровня сложности; принцип системности;

– оно базируется на алгоритмическом подходе, заключающемся в обучении воспитанников поиску и обнаружению признаков какого-либо явления; умению выделять логическую структуру этих признаков и определять принцип их связи;

– возраст от 5 до 7 лет рассматривается как активный пропедевтический период развития логического мышления, в ходе которого закладываются основы освоения логических операций анализа, синтеза, обобщения, ограничения, абстрагирования, оперирования с понятиями, суждениями, построения умозаключений;

– система методической работы направлена на повышение профессиональной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в области формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет, можно считать полностью подтвержденной.

9.5. Оценка эффективности методики в соответствии с заявленными в проекте критериями и показателями

Так, на 57% выросло число детей с высоким уровнем сформированности операций анализа, сравнения и обобщения признаков за счет уменьшения практически в 2 раза числа детей со средним уровнем и распределением детей на двух уровнях сформированности – среднем и высоком (при отсутствии низкого).

Практически 83% детей демонстрирует высокий уровень развития операций анализа, сравнения и обобщения признаков, ориентируясь на все признаки предметов, перечисляя их, и 17 % обладает средним уровнем.

Анализируя результаты стартовой диагностики в экспериментальной группе следует отметить, что наблюдаются все виды мотивов присущих дошкольному возрасту, выраженных в разной степени. В экспериментальной группе доминировали познавательный мотив (30%), игровой (23 %), но есть и присутствие внешнего (16%) и социального мотивов (16%).

Результаты итоговой диагностики незначительно отличаются: доминирующим мотивом в двух группах стал – познавательный мотив. Познавательный мотив в экспериментальной группе составляет 53% воспитанников. Вторую позицию преобладающего мотива имеет социальный мотив, который в экспериментальной группе выявлен у 30% воспитанников.

Таким образом в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика в отношении следующих критериев и показателей: уровень развития алгоритмической грамотности (умение структурировать обнаруженные признаки явления и выстраивать (выбирать), отображать в соответствии с выделенной структурой алгоритм, находить единый общий метод решения серии однородных задач); уровень развития логического мышления (умение выполнять простейшие логические операции, строить логические суждения); уровень развития творческих способностей (креативность и оригинальность мышления); мотивация (рост познавательного интереса, положительное отношение к деятельности).

Использование методики формирования алгоритмической грамотности в образовательном процессе с воспитанниками 5-7 лет существенно повысил уровень развития наглядно-схематического мышления, дети стали лучше ориентироваться в пространстве, накопили широкий запас пространственных представлений, расширили запас словесных знаний, приобрели умение устанавливать взаимосвязи между объектами, словом, образом и предметом реальной действительности, стали мысленно оперировать представлениями, используя их как опору при усвоении знаний.

Работая по данной методике, педагоги смогли более эффективно управлять познавательной деятельностью дошкольников, оперативно отслеживать результаты сформированных навыков у детей, принимать обоснованные и целесообразные методы и приемы по повышению уровня развития воспитанников.

Участие в экспериментальном проекте позволило педагогам целенаправленно совершенствовать свое мастерство, развить профессиональную компетентность, а именно способность проектировать занятия по развитию алгоритмической культуры.

Участниками экспериментального проекта накоплен значительный опыт по организации образовательного процесса с использованием методики формирования алгоритмической грамотности с воспитанниками 5-7 лет: конспекты занятий; каталоги дидактических игр по темам курса; картотеки: физкультминутки, пальчиковые игры, музыкальные паузы, организационные моменты, рефлексии, дыхательные упражнения, гимнастики для глаз; игровые пособия и наглядности; консультационный материал для работы с родителями: беседы, брошюры, памятки, рекомендации, презентации; фотогалерея.

Опыт работы по апробации методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5-7 лет педагоги представили в рамках участия в конкурсе профессионального мастерства в декабре 2020 года (таблица 1) и в публикациях СМИ (таблица 2).

Читайте также: