Описание предметов изображенных на картине ф толстой цветы фрукты птицы урок

Обновлено: 15.09.2024

Цели: проверить орфографические навыки; развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины; развивать навыки монологической речи; дать понятие о натюрморте; формировать интерес к искусству, к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; словесно передавать свои эстетические впечатления.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Изучаешь фонетику, нарежь потоньше, душистая сирень, подчеркнуть орфограммы, опытный каменщик, ароматное яблоко, закончить письменную работу, меньше знаешь, судьба барабанщика, удивительный хищник, встань пораньше, поразительная мощность, чёткий почерк, лучший помощник, чудесный салют, возьмем гвозди.

III. Работа по теме урока

Вспомните, как мы читали текст К.Г. Паустовского о старинной музыкальной шкатулке. В повествовательный текст автор ввел описание. Мы узнали, как устроена шкатулка, как она была украшена. Но все же каждый представлял ее по-своему.

Сегодня наша задача — описать то, что мы видим, так, как задумал и создал художник. Речь идет о картине Ф.П. Толстого “Цветы, фрукты и птица” (см. цветную вклейку учебника).

Почти все, что изображено на картине, входит в ее название. Большая часть изображенного: цветы в вазе, фрукты — неодушевленные предметы. Такая картина, изображающая неодушевленные предметы, называется натюрмортом.

Выясним значение слова с помощью словарей. Это слово произошло от французского словосочетания nature morte, что означает “мертвая природа”.

На живописных полотнах может отображаться также портретная, историческая, пейзажная тематика. Пейзаж, в отличие от натюрморта, — изображение живой природы. Словосочетание “мертвая природа” довольно мрачное. Рассмотрим внимательно натюрморт Ф.П. Толстого, проникнемся настроением картины и постараемся понять замысел художника, решим, так ли уж мрачно это слово — натюрморт.

2. Упр. 323 — обсуждение вопросов.

Дополнительные вопросы и комментарии

— Вспомните, какие картины мы рассматривали. Каким художникам они принадлежали? (Картины А.А. Пластова “Летом” и Ф.П. Решетникова “Мальчишки”.)

— Какие предметы изобразил художник Ф.П. Толстой на картине “Цветы, фрукты и птица”? (Примерный ответ. Художник изобразил не только мертвую природу: срезанные цветы в прозрачной пузатой вазе, спелые яблоки, гроздь темного винограда и кисточки белой и красной смородины. На картине есть и живое: птица, сидящая на виноградной веточке; порхающие бабочка и мотылек; муха на зеленом боку яблока.)

— Как художник расположил предметы? Какие краски использовал? Каков фон картины? (Примерный ответ. Все предметы находятся на простом столе, крышка которого служит нижней границей картины. Фрукты сгруппированы вокруг вазы с цветами, расположенной в центре натюрморта. Общий фон натюрморта — охристо-желтый, солнечный, теплый. Солнце падает и на яблоки, и на ягоды смородины и винограда, и на вазу.)

— Какова роль изображенных предметов? Каково настроение картины? Можно ли понять замысел художника? (Примерный ответ. Изображенные предметы словно перекликаются друг с другом. Срез яблока повторяет форму и цвет лепестков цветов и крылышки бабочки. Краснобокие яблоки напоминают формой вазу. Цветы в ней видны полностью, даже стебельки, и от этого кажутся особенно нежными и трогательными.

Похожи бабочка и мотылек, привлеченные запахом цветов и фруктов. Оперение птицы почти сливается с матово-синим цветом винограда. Тонкие птичьи лапки похожи на веточки. Затейливо вьющиеся виноградные усики напоминают изгибы веточек смородины.

Все похоже, и все своеобразно. Неживая природа оживает под кистью художника. Если приглядеться, в левом углу картины можно заметить несколько капелек воды, в которых, как и в вазе, отражается солнечный свет.

Картина наполнена гармонией и теплом. Рассматривая натюрморт, проникаешься солнечным настроением, учишься ценить красоту мира, красоту простых, окружающих тебя вещей.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. Уметь строить монологическое высказывание (формулировать свою позицию), давать полный и доказательный ответ на вопрос.

4. Уметь работать в паре, группе.

5. Закрепить изученные орфографические и пунктуационные правила.

6. Продолжить развитие словарного запаса, кругозора.

7. Продолжить развитие эстетических чувств, воображения, любви к прекрасному.

1. Натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица.

3. Таблицы (для работы над композицией текста, словарными словами).

4. Карточки с заданиями (для работы в парах, группах).

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Какие вопросы вам надо задать, чтобы описать картину? (Ответы детей фиксировать на доске):

- Какая картина? (Как называется?)

- Кто автор? Какие картины написал?

- Что изображено? (Кто изображен?)

- Что изображено в центре? На переднем плане?

- Какие детали важно отметить?

- Каков колорит? Основные цвета?

- Каков фон картины?

- Какова цветовая гамма?

- Какое настроение вызывает картина?

- Какие чувства вызывает?

- Зачем автор написал эту картину? (АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ?)

5. Чтобы ответить на эти вопросы, надо увидеть картину.

6. Беседа (обсуждаем вопросы в парах и отвечаем).

- Что вы видите на картине? Картина сложная или простая?

Исследователи утверждают, что в простоте – загадка картины!

- Это портрет? Может быть, бытовая сценка? Пейзаж?

Правильно, жанр картины – натюрморт!

- Какие предметы изобразил художник?

- Как показана прозрачность воды в вазе?

- Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке? Слева? Справа?

- Как художник изобразил птицу? Какая она?

- Что еще на картине привлекает внимание?

- Какой фон выбрал художник? Почему?

Итак, давайте вернемся к нашим вопросам и посмотрим, на какие из них мы уже нашли ответы, а на какие – нет. Наверное, пока загадкой остаётся вопрос об авторском замысле…

В ваших ответах сегодня прозвучали слова, которые мы относим к словарным словам. Повторим их написание, их произношение (стенд в классе подготовлен к уроку, определим по словарю лексическое значение):

7. Работа в группах (карточки с пропущенными орфограммами и пунктуационными знаками).

Ответы групп.

Ваши ответы можно использовать при написании сочинения.

8. Вернемся к композиции сочинения и составим план (Продолжить работу в таблице)

Ф.П. Толстой и его картины.

Основная часть

Композиция натюрморта:

1. Цветы в стеклянной вазе.

2. Фрукты: яблоки, виноград.

Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт. В чем его загадка?

9. Вопросы классу.

- Какой пункт плана вызывает затруднения?

- Каким настроением проникнута картина? Можно сказать, что она наполнена гармонией?

- Чему учит художник?

- К чему призывает автор картины своим натюрмортом?

10. Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Что вы сделали (поняли, запомнили) лучше всего? Что было самым трудным.

Общую оценку за творческий проект каждый из вас получит после написания сочинения ( с учетом вашей самооценки готовности к написанию работы).

Краткий комментарий к статье от Виктории Викторовны:

Профессионального чтения…

  • продолжать работу над формированием коммуникативной компетенции учащихся (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание).
  • способствовать формированию культуроведческой компетенции учащихся: на основе знакомства с натюрмортом и биографией художника показать красоту природы, выяснить, в чем заключается сила воздействия искусства на человека.
  • способствовать формированию учебно-познавательной компетенции (организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки).
  • продолжить работу по формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных (целеполагание, самостоятельный анализ условий достижения целей, принятие решений в проблемной ситуации, самоконтроль и самооценивание);

б) познавательных (проведение наблюдения, вывод определения и понятия, установка причинно-следственных связей, структурирование текста);

в) коммуникативных (формулирование собственного мнения, координация его с точкой зрения партнёров в сотрудничестве, адекватное использование речи, построение монологического контекстного высказывания).

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, синтетический.

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: аналитическая беседа с учащимися, демонстрация слайдов и видеоролика, коррекция высказываний и действий в ходе работы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, тетради по развитию речи, карточки с заданиями, мультимедийная презентация, видеоролик, учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.В. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.

Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,

Только художник на всем чует прекрасного след…

Афанасий Афанасиевич Фет

1. Вводно-мотивационный этап.

– Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

–Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

– Ребята! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: где можно увидеть всегда зелёную по- ляну, на которой никогда не вянут цветы, поле с всегда золотыми колосьями, деревья, с которых никогда не облетают листья, всегда свежие фрукты и овощи, белый, пушистый, сверкающий снег, который никогда не тает?

– Правильно, на картинах!

2. А теперь слушайте внимательно задание: выразительно прочитайте эпиграф к уроку (чтение), просмотрите небольшой видеоролик и подумайте, о чём же мы будем говорить сегодня? Попрошу вас быть внимательными.

– Итак, о чём же пойдёт речь? …. Правильно, о картинах, о мастерстве художников.

– Все ли вы умеете рисовать такие замечательные произведения? (Нет)

– А можно ли по-другому передать содержание картины? (Да).

– Каким же образом? ….. Правильно, словами.

– Пробовали вы это делать раньше? (Да) –

Можете ли вы сказать, что владеете этими умениями в совершенстве? (Да/нет)

– Так как вам кажется, ребята, чему будет посвящён наш урок?

– Да, мы будем описывать картину.

4. Операционно-содержательный этап.

– Как вы думаете, что объединяет произведения живописи, которые вы просмотрели?

– Правильно! Как же называется такой жанр, может, кто-нибудь уже знает?

– Попробуйте закончить стихотворение.

– Молодцы! А что же такое натюрморт?

Ответы учащихся: попытка дать определение данному жанру.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.

– О чём может рассказать натюрморт? (о вещах, об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.)

– Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

– Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Язык живописи доступен не всем: каждый может посмотреть на натюрморт, но не каждый может его создать.
Зато каждый из нас может, благодаря искусству слова, описать эти шедевры

– Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему. (Подготовка к сочинению – описанию по картине)

– Что нам нужно для того, чтобы успешно написать такое сочинение? Давайте поставим цели. Ответы учащихся, коррекция. (познакомиться с художником, рассмотреть картину, подобрать правильные слова для описания изображённых предметов, стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать, составить план)

– В каком же стиле будет написано наше сочинение? Правильно, в художественном, потому что картина – произведение искусства. Следовательно, в своём сочинении мы будем использовать изобразительные средства языка. Назовите их (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).
–А поговорим мы о картине известного русского художника Федора Петровича Толстого.

– Познакомит нас с этим удивительным человеком (ученик)……

– Давайте вспомним, что мы делаем, чтобы лучше описать картину? Правильно, попробуем представить себя там, в этом мире, который изобразил художник. Открыть тайну и своеобразие этого натюрморта могут только очень внимательные зрители.

Беседа по картине:

– Какие предметы изобразил художник?

– Что поместил художник в центре своей картины?

– Как вы думаете, почему ваза, в которой стоят цветы, прозрачная?

– Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

– Что изобразил художник на картине слева?

– Что мы видим справа от вазы?

– Почему художник решил изобразить на картине среди фруктов птичку?

– Что еще на картине привлекает ваше внимание?

– Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

– Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

– Как выбор цвета влияет на общее впечатление от картины?

– Нравится ли вам эта картина? Почему?

8. Закрепление итогов беседы: словарно-стилистическая работа. Работа с карточками. (Приложение № 3)

– Проверь себя: (Слайд № 15 . Презентация к уроку.)

Ваза с цветами: стеклянная, цветы, красивые, белые, нежно-розовые, узкие стебли, причудливо изогнутые тёмно-зелёные листья, изысканный букет, прозрачная вода,

Фрукты: веточки красной и белой смородины, яблоки, спелые, краснобокие, половинка яблока, бело-розовая мякоть, тёмно-коричневое семечко, румяные, большая кисть, виноград, ягоды крупные, спелые, блестящая кожица, аромат спелых плодов

Птица: изящная птичка, необычное оперение, голубая головка, что-то высматривает.

Оцените себя по итогам выполненной работы.

– Ответьте, пожалуйста, что же важно для жанра натюрморта?

– Итак, мы увидели, что на картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

– Давайте определим основную мысль автора натюрморта. В этом нам поможет упражнение 317 в учебнике. (Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

Художник: живописец, автор картины, Фёдор Толстой, он, творец

Изобразил: нарисовал, написал, тщательно прорисовал, расположил.

Картина: натюрморт, полотно, работа художника, произведение искусства, шедевр живописи.

– Для чего нам нужно это умение? (Предотвращение речевых ошибок при написании сочинения.)

10. Совместное составление плана (работа ребят, коррекция учителя.)

– Вспомним ход нашего урока и попробуем составить план сочинения. План запишем в тетради.

– С чего же начнём сочинение?

– О чём мы можем сказать во вступлении? (Ответы)

Задание: составить предложения из слов: (Слайд № 17. Презентация к уроку.)

Чтение различных вариантов вступления.(обоснование именно такого варианта)

– Молодцы! Эти предложения помогут вам при написании вступления.

2. Какие предметы изобразил художник? (расположение предметов на картине, краски, фон, детали).

3. Настроение картины.

4. О каком времени года напоминает натюрморт?

5.Основная мысль автора. (Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

6. Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?

– Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

– Какова же будет главная мысль нашего описания? Вам поможет в ответе на этот вопрос эпиграф к уроку. ( Мир, окружающий человека, прекрасен, надо уметь только видеть эту красоту.)

10. – Для облегчения работы я предлагаю некоторым ребятам карточки.(Приложение №5) Ваша задача – использовать эти карточки при написании сочинения.

11. Рефлексивно-итоговый этап.

– Итак, ребята, давайте подумаем, справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока? Ответы, обоснование.

– А сейчас мы с вами подумаем о том, какой след оставил у вас душе сегодняшний урок.

Итоги урока. (по выбору учащихся)

А) закончи фразу:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я приобрел…
  9. Я научился…
  10. У меня получилось …
  11. Я смог…
  12. Я попробую…
  13. Меня удивило…
  14. Урок дал мне для жизни…
  15. Мне захотелось…

В) Составь несколько связных предложений по картине (устное сочинение-миниатюра) (для более сильных учащихся)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цель : Подготовить учащихся к описанию натюрморта Ф.П. Толстого

Задачи урока:

1. Знать особенности натюрморта как жанра живописи.

2. Знать особенности текста-описания картины.

3. Уметь строить монологическое высказывание (формулировать свою позицию), давать

полный и доказательный ответ на вопрос.

4. Уметь работать в паре.

5. Закрепить изученные орфографические и пунктуационные правила.

6. Продолжить развитие словарного запаса, кругозора.

7. Продолжить развитие эстетических чувств, воображения, любви к прекрасному.

Оборудование урока:

1. Натюрморты Ф,П.Толстого

3. Таблица (для работы над композицией текста, словарными словами).

4. Карточки с заданиями (для работы в парах

Планируемые результаты.

Метапредметные: Способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

1 Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

-Часто ли вы посещаете галереи, выставки?

-Какие галереи вам известны?

-Каких художников вы знаете?

- А кто из вас посещает художественную школу?

- Какие жанры живописи вам известны? Слайд 1 (разные жанры живописи)

3. Постановка цели и определение темы.

Слайд2 (Картина)

- С какой целью на доске появилось изображение этой картины ?

-Как вы думаете, какова цель урока?

(научиться, как работать с картиной, как её описывать)

-Какие вы знаете типы речи? ( Повествование, Описание, рассуждение)

Слайд 3 (типы речи)

-А какой тип речи можно использовать при работе с натюрмортом?

-Сформулируйте тему урока. ( Описание картины)

- Давайте запишем в тетради число, классная работа, тема урока.

4. Беседа по картине.

-С чего можно начать разговор о картине?

-Что вы узнали об этом о художнике?

-Давайте обратимся к заданию упр 323( читает уч-ся)

-Что же мы должны сделать? (рассмотреть картину, отдельные предметы, обратить внимание на то, как художник расположил их, какие краски использовал)

В этой картине заключена удивительная тайна. Её могут открыть только внимательные зрители.

- Какие главные предметы изображены на картине? Цветы, фрукты, птица

-По ходу нашей беседы будем работать над таблицей (3 столбика)

Веточки смородины

на самом краешке стола

на картине слева

свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. )

большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется, брызнут сейчас сладким соком.

На верхней части виноградной кисти

изящная с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку

Над цветами и фруктами

Подберите определения к словам:

ваза- большая, стеклянная, прозрачная и др.

цветы- ароматные, свежесрезанные, нежные, изумительные и др.

яблоко- сладкое, сочное, наливное и др.

виноград – спелый, иссиня-черный, сладкий;

Что поместил художник в центре своей картины?

( В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет.)

- Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

-Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

( На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

- Что изобразил художник на картине слева?

(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. )

- Что мы видим справа от вазы?

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется, брызнут сейчас сладким соком.

На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)

- Что еще на картине привлекает ваше внимание?

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

- Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены теплым летним солнцем, согреты его яркими лучами.)

-Итак, мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

-Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение)

- В какой части текста мы можем использовать составленную таблицу? ( В основной)

5. Работа с карточками в группах. Ответить на вопросы для вступления

1. Что перед нами за картина? Кто автор?

2. Что вы видите на картине?

3. Назовите жанр картины

(Фёдор Петрович Толстой - замечательный русский художник и скульптор. ( Прокомментировать тире.)

Картина рассказывает нам о красоте живого мира.)

- О чем мы должны сказать в конце сочинения? (Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт. В чем его загадка?)

Я буду называть 2 слова, а вы выберете из них одно, наиболее подходящее

Какая это картина?

Радостная, унылая? (красивая, нарядная)

Сказочная, скучная? (необыкновенно красивое сочетание красок)

Тревожная, спокойная? (полная гармония цветов и животных)

Загадочная, обычная?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? (Удовольствие, радость, наслаждение, теплоту, свежесть букетов и их запахи)

- Какова же будет главная мысль нашего описания? ( Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)

7. Задание: закончите предложения:

Мое внимание на полотне привлекло…

В центре холста художник изобразил…

Справа и слева от вазы с цветами художник поместил…

Спелость и сочность винограда автор подчеркнул с помощью…

Райская пеночка, сидящая на виноградной кисти, придает картине …

Основная мысль произведения заключается в …

Если бы у картины не было имени, я бы ее назвал

8. Итоги, рефлексия

Итак, ребята, что мы сделали сегодня на уроке? Какая цель перед нами стояла?

Читайте также: