Описание рушника с цветами

Обновлено: 18.09.2024

Традиционная славянская вышивка отличается характерными элементами орнамента, каждый из которых имеет свое значение. Правильная их компоновка и выполнение работы – достаточно сложная задача для начинающей мастерицы.

Особенности традиционной вышивки

При выполнении работы по старым традициям соблюдаются такие правила:

  • отсутствие узлов, перекрутов, обрывов нити в рисунке. Согласно верованиям, если узлы и перекруты нитей имели место быть, ритуальное значение орнамента на рушниках пропадало. Стежки должны переходит друг в друга, нить заканчивается после выполнения отдельного фрагмента или в конце вышиваемого участка. Вместо узлов используются закрепки;
  • использование только натуральных тканей и нитей. Считается, что максимальное действие, как оберег, дают вручную спряденные нити, сотканное полотно, окрашенные волокна;
  • настрой рукодельницы в процессе шитья должен быть спокойным и благожелательным.

При выполнении вышивки на свадебном рушнике эти правила особенно значимы. Ведь рушник станет оберегом новой семьи, а создавать такой оберег необходимо только с наилучшим настроем и максимальным старанием.

Фото 2

Узоры и их символизм

Общие истоки славянских народов обуславливают сходство или единство значений традиционных фрагментов вышивки.

Основными знаками считаются:

Учитывая огромное число символов и традиционных орнаментов, рассмотрим чаще всего встречающиеся в свадебной вышивке мотивы:

Отличия русского, украинского, белорусского рушников

Говорить о базовом различии вышивки свадебных рушников в России, Белоруссии и на Украине с учетом современного осмысления и переделки старинных узоров странно. Теряется значение орнаментов, смысл сочетания мотивов – остается внешняя эстетика и соответствие моде.

Однако базовые отличия существуют:

  • в российской и белорусской традиции (особенно северных областей) преобладают знаки земли и воды, солнца, из растительных орнаментов – дуб, васильки, колосья, из животных – лошади и олени, птицы – петухи;
  • украинская вышивка радует большим разнообразием растительных мотивов, многоцветными узорами;
  • в северных областях предпочитали вышивать счетными швами (настил, плетеный, гладь), в южных – крестиком и художественной гладью.

На фото ниже, представлены традиционные для разных стран рушники:

Фото 13

Белоруссия

Россия Россия Украина

Еще примеры орнаментов на рушниках:

Фото 17

Фото 18

Фото 19

Фото 20

Фото 21

Фото 22

Фото 23

Планируя вышивку свадебного рушника, необходимо учесть традиции местности, происхождение жениха и невесты, особенности их семей. При этом соблюдение традиций не стоит доводить до абсурда – современный рушник на свадьбу должен радовать не только смыслом, но и красотой.


Здравствуйте всем, кто читает эти строки! На что Вы обращаете внимание, когда видите вышитый рушник? Я прежде всего обращаю внимание на его цветовую палитру, которой вышит сам рушник, а уже после этого и на другие детали. Итак, в данной статье я расскажу о цветовой гамме на вышитом рушнике. А точнее, о тех цветах которые издавна использовали мастерицы на Украине при вышивании рушников. О значении этих цветов, где и когда использовались, как и из чего делались. Итак, начнем.

Семантика цвета. Белый.

А вы видели радугу? Красиво, правда. Так вот, радуга образуется в результате разложения (или дисперсии) белого света в капельках воды. С одного белого света получается семь разных цветов! Не уверен, знали об этом наши предки, но именно белый цвет стал основным цветом вышитого рушника, т.е. цветом фона на котором уже вышивается узор. Белый цвет символизирует Бога Отца. Это цвет силы, цвет жизни, цвет чистоты как физической, так и духовной. Вышивки вышитые белым цветом предназначаются скорее для духовных потребностей, для размышлений. Также это цвет энергии. Интересно, но в белых одеждах и в белом доме лучше отдыхать, восстанавливать силы. Этот цвет активно защищает. И как тут не вспомнить врачей? :)

Символизм чернего цвета.

В противоположность белому, черный цвет наоборот впитывает в себя информацию и энергию. Вышивка белым и черным цветом на белом полотне является одним из древнейших, хотя сейчас встречается это сочетание более в тканых рушниках, чем в вышитых. Традиционно, черный это цвет смерти, цвет потустороннего мира. Сочетание черного и белого встречаем в поминальной атрибутике и в вышитых полотенцах на пост.

Примером многогранности, неоднозначности и глубины символики является то, что черные вышиванки распространены по всей Украине не только как цвет траура или смерти. Во многих районах пожилые люди, которые были хранителями мудрости и знаний поколений, носили именно черные вышиванки. Черный цвет в быту также был распространен на Подолье, где он активно использовался в вышиванках. Интересно, что в некоторых районах (Сокальщина) даже свадебные вышиванки вышивались именно черным цветом. Черный цвет также является цветом земли, торжества, богатства. И использование его зависит от ситуации. А изготавливался черный краситель из сочетания различных материалов таких как кора ивы, дуба, крушины, настойки на скорлупе грецкого ореха и др.

Вышитый рушник и красный цвет.


Вообще, красный цвет присущ многим народам мира. Не исключением являются и украинцы. Этот цвет является выразительным, активным, богатым и красивым. Чаще всего этот цвет использовался в детских, юношеских, свадебных одеждах и в вышитых рушниках. Красный является очень сильным, активным цветом в котором наиболее выражены сакральные и обереговые функции. Его роль - утверждение жизни, защита и энергетическая подпитка. Красный цвет соответствует стихии огня, он горячий, яркий и согревающий. Он символизирует мужскую основу в природе. Красный также символизирует кровь, пролитую воинами за родную землю.

Красный цвет является доминантным и на свадебных рушниках. Это символ неразрывной кровной связи, символ любви и рода. Больше всего он встречался на Полесье, хотя также был очень распространенным и на Полтавщине, Киевщине, Черниговщине и Слобожанщине. На Закарпатье встречаются вышивки вышитые только красными нитками. Вышитые рушники, украшенные красным очень нарядные, праздничные и украшали каждый украинский дом.

Красители красного цвета когда-то были дорогими, так как червец (так назывался красный краситель) изготавливался из кошенили. Месяц июнь, знаете? Говорят, его украинское название "червень" и пошло от названия этой краски, потому что именно в этот месяц собирали кошениль. Также использовали природные растительные пигменты с марены, подмаренника, зверобоя, душицы, мокрины и других растений и ягод.


Синий цвет в орнаменте вышитого рушника.

Философия мироздания основана на борьбе и одновременно сочетании противоположностей - мужского и женского начал, огненной стихии и водной. Именно такой противоположностью, и в то же время дополнением к красному выступает синий цвет. Именно синий является символом воды, символом женского начала.

В орнаменте украинских вышиванок синий цвет использовался преимущественно как контур. В вышитых рушниках его использовали шире, хотя этот цвет и здесь очень редко является доминантным. В основном, на вышитом рушнике синий сочетается с красным. Чаще всего это сочетание можно встретить на Правобережной Украине, особенно на Подолье. Такая двоцветность орнамента символизирует сочетание активного и горячего мужского красного цвета, и пассивного и холодного женского синего. Да, еще интересно, что сочетание красного и сенего намного древнее, чем красного и черного.

Золотой или желтый цвет.

Отдельными цветами в вышивании рушников стоят желтый и золотой. Оба этих цвета трактуются как цвета небесного огня, цвета Солнца, и символизируют Божественную мудрость и богатство. Рушников, полностью украшенных такими нитьями не вышивали, но в сочетании с другими цветами эти цвета выглядят очень символично и отчетливо. Рушники, в орнаменте которых встречается сочетание красных, черных и желтых цветов распространены преимущественно на Правобережной Украине - Киевской, Черкасской области и на Подолье. Также на Подолье были распространены вышивки вышитые белыми и желтыми (пшеничного цвета) нитями. Дорогие вышивки вышивались белыми и золотистыми цветами.

Также желтый цвет присутствует в вышивках западных областей Украины. Здесь используются различные его оттенки, с переходом от светлых до темных тонов, благодаря чему вышивка приобретает ярких и живых красок.

Для изготовления желтого цвета и его оттенков использовали большое количество природных красителей, таких как гречневая солома и мякина, листья дикой груши, кислички и прочее.

Вышитый рушник с полихромным узором.

В данной теме мы пересмотрели основные цвета, которые использовались мастерицами при вышивании рушников. Но кроме описанных выше, также использовались нити которые были окрашены в другие цвета и оттенки с помощью различных природных растительных и минеральных красителей. Это были оттенки от светло-желтого до темно-коричневого, от серо-голубого до темно-серого и черного, разнообразные тона зеленых и коричневых цветов.

Многоцветные вышитые рушники были характерны для Правобережной Украины, в частности Подолья. Сейчас с широким потреблением химических синтетических красителей предоставляемых химической промышленностью, цветовые вариации в полотенцах только расширяются. Но такое использование не естественных красок становится причиной упадка как сакральной, так и декоративной функции вышитого рушника.


До появления письменности информацию передавали путем плетения узелков на палку.

Каждый узелок – понятие (слово).

Позднее они трансформировались в вышивку.

Женщина, хранительница очага, вышивая узелки-символы, обозначающие древних богов, как бы задабривала их и просила благосклонного отношения к ней и ее семье.

Для женщины вышивка была своего рода выражением душевной потребности в красоте, способом выражения эстетического восприятия окружающего мира. Вышивали одежду (рубахи, передники, сарафаны), полотенца, которые в наших краях называют рушниками.

I. Рушник в обрядовой культуре славян

В старину не найти было ни одного дома на Руси без рушников - самобытных полотенец, в украшениях которых использовались традиции глубокой древности. Рушник – главный оберег человека от рождения до смерти.

II. Рушник в р итуалах - символ святости, чистоты, защиты

Для новорожденного. С рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, на рушник со специальным рисунком принимали новорожденного, а детскую колыбель завешивали удлиненным куском ткани – пологом („от дурного глаза"). Был обычай шить из него ребенку первую сорочку; иногда его сохраняли до свадьбы, а то и клали в гроб.

На свадьбе. Особенную роль играл рушник в свадебной обрядности как один из самых важных атрибутов. Свадебные рушники, как и все приданое, каждая девушка готовила себе заранее. Рушники дарили старостам, перевязывали через плечо, если на обручении приходили к согласию. Во многих районах на свадьбе рушниками перевязывали не только старост и дружек, но и бояр и другие свадебные чины. Часто и молодая, и дружка вместо пояса подпоясывались рушником – концами наперед.

Но самым главным был тот рушник, на котором родители благословляли молодых. Такой рушник – особенная святыня, которую не показывали посторонним и берегли, как зеницу ока, передавая из поколения в поколение.

В дорогу. Рушник, а иногда и не один, брали с собой в дорогу чумаки, военные, те, кто ехал на заработки, и все, кто надолго отлучался от родного дома. Рушник был символом пожелания счастливой судьбы в будущем и памяти про родной дом, а потому самым дорогим подарком матери в дорогу сыну, когда тот отправлялся в новую жизнь.

На похоронах. Во время похорон рушник был символом перехода человека в другой мир: рушник – дорога жизни, начало – рождение, конец – завершение жизненного пути.

III. Рушник в повседневной жизни - символ добра, удачи, хорошего начала и окончания дела.

Приветствие гостей. Рушник до этого времени остается также символом доброжелательности и гостеприимства, поэтому дорогих гостей встречали хлебом-солью на вышитом рушнике. Принять рушник, поцеловать хлеб символизировало согласие, духовное единство. Перед тем, как приветствовать гостя с дальней дороги за столом, хозяйка вешала ему на плечо чистый рушник-утиральник и сливала из кувшина на руки воду из колодца.

IV. Декоративная и практическая роль рушника

Украшение помещения. Кроме хат, рушниками в прошлом также украшались общественные здания – церкви, сельские советы, школы и т. д.

Рушники в хате развешивали на колышках по стенам, над дверями, окнами, на сволоке, на зеркалах. Как декоративное обрамление рушники придавали хате праздничности, торжественности, национального колорита. Они поражали богатым декором, сочностью красок, разнообразием орнамента, который имел глубокую символику.

Мало украшенный, из более грубого полотна рушник на каждый день висел в каждой сельской хате возле порога, на колышке или на жерди. Им вытирали руки и посуду, накрывали хлеб, с ним доили корову, хлопотали возле печи. Рушником накрывали обед косарям, жнецам, пастухам.

V. Символы искусства вышивания

Условия жизни, обычаи, родная природа определяли характер вышивки, цвет. Так, образы древнерусской вышивки зачастую были связаны с религиозными верованиями славян. В изображении величавой фигуры женщины, окружённой цветами, птицами, зверями или всадниками, проявлялся культ богини земли и плодородия. Позднее в народных вышивках XVIII-XIX веков изображения птиц и животных утратили значение языческого символа и воспринимались как выражение добра и благополучия в семье, согласия, любви между мужем и женой.

Элементы, составляющие мотив узоров, имеют древнейшее происхождение и напрямую связаны с почитанием культа языческого божества нашими предками посредством особых знаков–символов, знаков–оберегов. Эти условные знаки должны были всегда напоминать богам и другим силам добра, чтобы они вовремя отводили руку зла, когда оно захотело бы причинить человеку какую-либо беду или смертельное горе.

Вторым по распространенности символом узора специалисты считают крест. У языческих народов знак креста был символом мужчины. Сдвоенный крест обозначает мужа и жену, то есть семью.

Геометрический треугольник означал целинную землю, позднее – оборонительное сооружение.

Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине, символизировал засеянное хлебопашцем поле.

Счастливое число семь и семидневная неделя изображались семиконечной звездой.

Восьмиконечная звезда символизировала семью. Спираль символизирует змею, олицетворяющую мудрость.

Круг с небольшим крестом посередине обозначал неразрывный союз бога Ярилы с человеком.
Малый круг внутри большого свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг)

Знаки в форме точки символизировали зерно, в виде римской цифры пять – растение.

Таким образом, мы видим, что узор на вышивке имеет не только эстетическое значение и содержание, но несет и смысловую нагрузку: символы вышивки могут рассказать нам о миропонимании, ценностях, стремлениях наших предков. Изучая эту символику, мы сможем лучше понять наше прошлое, обогатить современную культуру.

Особенностью вышивки нашего края, длительное время бывшего пограничным порубежьем, является синтез традиций вышивки трех братских славянских народов и их западных соседей. И, слава Богу, они еще много лет будут радовать людей своей красотой.

Ведь что такое рушник в культуре украинцев, русских, белорусов? Это история наших предков, думы и надежды, красота и богатство духовной культуры: мамина песня, отцова хата, дедушкина сказка, бабушкин узор и ласка, доброе слово соседа, взаимопомощь – все это на рушниках, родовой памяти наших предков.


Сколько долгих веков суждено прожить вышивке? История её преображения и воскресения продолжается и в наше время.

В заключении мне хотелось бы привести строки стихотворения Наташи Христоевой:

Рушник – это не просто красота.
В нем наставленья, счастья пожеланья.
В нем сердце матери, любовь и теплота,
Костра добра извечное сиянье.
Рушник, как книгу, можно прочитать.
Ведь вековая мудрость в нем хранится.
И чтобы этим знаньям не пропасть,
Нам нужно вновь к истокам обратиться.


Рушник — предмет обыденного и ритуального назначения


Рушник (рус. полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка, укр. рушник, белор. рушнік, уціральнік, болг. ръченик, пошь, рута, обрус, пешкир, тестемел, чевре, кесария, макед. рачник, пешкир, серб. пешкир, словен. rocnik, польск. ręcznik, чеш. ručnik, словацк. ručnik) — полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных.

Преобрести рушник на сайте -> (Магазин / Предметы быта / Рушники)

Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).

Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине.

В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось важное образно-символическое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Наверно, во всем декоративном искусстве нет другой такой вещи, которая бы концентрировала в себе столько разнообразных символических значений.

Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций? Отчасти это связано с тем, что рушник благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода – будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения.

Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение. С другой стороны, в связи с этим рушник стал символом красоты и широко использовался для украшения интерьера жилья, как деталь праздничной одежды и др. А благодаря своей структуре и природной чистоте получил и широкое практическое применение – в качестве полотенца для рук или элемента одежды.

Рушник в ритуалах — символ святости, чистоты, защиты

Рушник у убрусов

Рушник как оберег

Рушник для новорожденного

Рушник на свадьбе

Особенную роль играл рушник в свадебной обрядности как один из самых важных атрибутов. Свадебные рушники, как и все приданое, каждая девушка готовила себе заранее.

Во время венчания рушником связывали руки молодым, желая им взаимопонимания, счастливого и долгого супружеского пути. На свадьбе, встречая молодых, застилали рушником дорогу от порога до стола, а то и от ворот до дверей хаты; иногда рушник стелили и перед входом.

Но самым главным был тот рушник, на котором родители благословляли молодых. Такой рушник – особенная святыня, которую не показывали посторонним и берегли, как зеницу ока, передавая из поколения в поколение.

Немаловажное значение имел белый вышитый рушник, на котором должны были стоять молодые под венцом. Под этот рушник родственники жениха клали серебряные монеты и пшеницу – на счастье и богатство. Этим рушником потом завешивали образа или вешали его на видное место в светлице.

Рушник в дорогу

Рушник, а иногда и не один, брали с собой в дорогу чумаки, военные, те, кто ехал на заработки, и все, кто надолго отлучался от родного дома. Рушник был символом пожелания счастливой судьбы в будущем и памяти про родной дом, а потому самым дорогим подарком матери в дорогу сыну, когда тот отправлялся в новую жизнь.

Рушник на похоронах

Во время похорон рушник был символом перехода человека в другой мир: рушник – дорога жизни, начало – рождение, конец – завершение жизненного пути.

Рушник в повседневной жизни — символ добра, удачи, хорошего начала и окончания дела

Рушник в земледелии

Рушник в строительстве жилья

Рушник играл символическую роль при постройке жилья. Главным атрибутом во время заложения дома был рушник. При возведении дома рушниками застилались подвалы. Сохранился также обычай, строя хату, последнее стропило на окончание крыши заносить на рушниках, которые потом дарились мастерам. Самый младший должен был поставить на вершину крыши – букет из веток березы или дуба вместе с цветами, связанными рушникам, который для этой цели вышивала будущая хозяйка дома. В новопостроенную хату входили с вышитым рушником, хлебом-солью. Все это символизировало надежду на добро и счастье в жизни человека.

Хлеб и рушник

Рушник как приветствие гостей

Рушник до этого времени остается также символом доброжелательности и гостеприимства, поэтому дорогих гостей встречали хлебом-солью на вышитом рушнике. Принять рушник, поцеловать хлеб символизировало согласие, духовное единство. Перед тем, как приветствовать гостя с дальней дороги за столом, хозяйка вешала ему на плечо чистый рушник-утиральник и сливала из кувшина на руки воду из колодца. Кроме обычая с хлебом на рушнике встречать почетных гостей, сохранился обычай дарить хлеб на рушнике в честь какого-то торжественного события.

Декоративная и практическая роль рушника

Рушник — украшение помещения

По всей Украине сложились местные традиции украшения хаты рушниками. Кроме хат, рушниками в прошлом также украшались общественные здания – сельские советы, школы и т.д.

Мало украшенный, из более грубого полотна рушник на каждый день висел в каждой сельской хате возле порога, на колышке или на жерди. Им вытирали руки и посуду, накрывали хлеб, с ним доили корову, хлопотали возле печи. Рушником накрывали обед косарям, жнецам, пастухам.

Рушник в одежде

Мужчины вязали рушники как пояса, а из рушников, подаренных новорожденному, мать потом делала пеленки.

Основные мотивы украинского народного орнамента

Орнаментальные мотивы украинских вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы:
— геометрические (абстрактные),
— растительные,
— зооморфные (животные).

В вышивках зооморфных (животных) орнаментов изображаются: лошадь, заяц, рыба, лягушки; из птиц — петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых — муха, бабочка, паук, летучие жуки. Во многих случаях зооморфные орнаменты являются своеобразными, присущими данной вышивальщице, изображениями, в которых отражается ее индивидуальное видение узора. В подобных орнаментах выступают в разнообразных, часто причудливых сплетениях (однако с сохранением традиционных требований к композиции) заячьи и волчьи зубы, воловий глаз, чешуя карпа, бараньи рога и др. Происхождение данных элементов можно отнести к истоками народного творчества. Если изображение растительности – это стремление запечатлеть красоту, то изображение животных очевидно служило для защиты от злых духов и сил, для привлечения сил природы в помощь отдельной семье или всему роду. Изображение животных на таких сакральных предметах обихода, как рушники, которым часто придавалось магическое значение, тесно перекликается с выбором фамилии. Одними из наиболее древних, как известно, являются фамилии, указывающие на род занятий и тотем рода.

Техника вышивания Харьковской области имеет очень много общего с формами вышивки центральных областей Украины, но ей свойственны и своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой ниткой, вследствие чего узоры создают впечатление рельефных.

Вышивки Полесья — простые и четкие по композиции. Ромбообразная линия геометрического узора повторяется несколько раз. Вышивка красной ниткой по бело-серому фону льняного полотна — графически четкая.

Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Узоры геометрические, четкие и простые по композиции. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-сером полотне. Вышивки северной Волыни поражают своей изысканной простотой. В южных районах области преобладают растительные мотивы в подборе цветов, ягод, листочков. Поражает колоритность орнамента.

Для Черниговской области характерны белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками или же с вкраплением красного и черного. Выполняется очень мелкими стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерные для черниговских сорочек.

Вышивкам Киевщины присущ растительно-геометризированный орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля, восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета вышивок Киевщины — белый, кораллово-красный, оттененный черный.

В южных областях Украины (Одесщина, Николевщина, Херсонщина) техника вышивки имеет много общего с устоявшимися формами центральных районов, однако ей присущи и вполне своеобразные полихромные орнаменты, выполняемые полукрестиком или крестиком. Характерным признаком для южных областей является богатство сюжета, какого не встретишь в вышивках иных регионов. Также присутствует смешение стилей и обилие элементов, присущих греческим, римским, персидским, турецким, татарским орнаментам. Это объясняется процветанием торговли и мореплавания на территории юга Украины. Изображение традиционных для южного региона сельскохозяйственных культур в рисунке переплетается с изображением зверей и птиц. Изображение диковинных рыб и морских обитателей, которые впервые наблюдаются в вышивке именно этих областей, также отличает орнаменты южных регионов, и обусловлено активным ведением морского промысла.

Подольские вышивки выделяются среди богатого художественного наследия вышивок всей Украины своим колоритом и орнаментикой, сложной техникой исполнения.

Для Тернопольской области типичной является вышивка хлопчатобумажными нитками со сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитками, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки до края рукава.

Свадебные рушники

Итак, наименьшее количество рушников на свадьбу – пять: рушник, на который становятся молодые при венчании, рушники на иконы для невесты и жениха, рушник под каравай и рушник, которым повязывают руки молодой семье.

Свадебный рушник вбирает в себя так много символов, что является очень сильным оберегом. Его нужно изготавливать своими руками. В свадебном рушнике важно все, даже выбор ткани. Она должна быть цельной – если отрез распустить, в идеале в руках останется один непрерывный клубок ниток. Полотно для рушника должно быть цельным и ни в коем случае не должно состоять из двух или более кусков. Орнамент должен быть непрерывным от края до края, это символизирует непрерывность жизненной дороги молодых. Вышивая рушник, нужно гнать от себя все злые мысли и плохое настроение. Нужно следить, чтобы изнанка рушника была аккуратно вышита, иначе и жизнь будет, как неаккуратно вышитый рушник. Говорят так – лицевая сторона для людей, а изнаночная – для Бога.

Рушник под ноги

К выбору рисунка свадебного рушника также нужно подходить очень ответственно. Сначала – несколько правил и советов по расположению рисунка. Как уже говорилось в 1 части, длина рушника должна быть кратной 7 по отношению к его ширине. Условно весь рушник делится на 3 части, 2 из них зашиваются рисунком, 1 – средняя остаётся нетронутой. Чем больше не зашитого пространства посередине, тем шире и светлее будет жизненная дорога молодых. В идеале, орнамент должен логически составлять 7 полос, каждой из которых отводится своё значение. Ещё один распространённый вариант — это логическое деление на 3 главных элемента.

Рушник под каравай

Рушник связывать руки

Золотые правила для рушника

Нельзя украшать рушник мережками — жизнь будет дырявой. Нельзя вышивать свадебные рушники ночью и после захода солнца — в это время суток вышивают только магические вещи. Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон. Рушник — это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок — этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался.

Рекомендуемые записи

Существовавшее на Древней Руси язычество породило всех нас, его роль в русской культуре огромная и…

В фильме использована работа А.А.Зверева "Трезво о Политике". Рекомендуем с ней ознакомиться.

КРУГЛЫЙ СТОЛ КОМИТЕТА СТА состоялся в Москве 11 октября 2020 года Доклады участников: 1. Орлов…

Читайте также: