Опишите свойства спектральных цветов по светлоте насыщенности тону

Обновлено: 18.09.2024

Моя учительница по истории в школе, Ирина Петровна Дудина, каждый раз придумывала какие-нибудь новые, забавные способы запоминания самой скучной информации, иногда даже совсем абсурдные, прямо по Хармсу.

Например, чтобы запомнить маршалов ВОв она сама постоянно повторяла и просила повторять нас в любую свободную минуту во время подготовки к экзамену: ”Жуков, Конев, Рокоссовский! Жуков, Конев, Рокоссовский!”. Видимо, я очень старательный ученик или просто метод очень действенный, потому что даже сейчас, если меня разбудить среди ночи и задать такой вопрос, я, не задумываясь, выпалю заученную фразу.

Если применить этот эпизод к нашей теме, изучению изобразительного искусства, то он может быть вполне эффективным для запоминания, на первый взгляд ничего не значащих, трёх основных характеристик цвета. Это - цветовой тон, светлота и насыщенность. Давайте разбираться по порядку.

Цветовой тон: грубо говоря, это само название цвета, в которой предмет окрашен (красный, фиолетовый, изумрудный, салатовый или мой любимый, серо-буро-козявчатый). Обычно, это цвет, соотносимый с цветами цветового круга (красно-оранжевый, лиловый и т.д.) и проявляется он на самом предмете где-то на границе между светом и тенью, так как из-за цвета освещения этот цвет меняется. Например, при желтом свете, тени на предмете становится сине-фиолетовыми, а к оттенку цвета предмета визуально примешивается легкая желтизна (поговорим об этом подробно в одной из следующих статей). Итак, цветовой тон - основной цветовой оттенок, без примесей (рефлексы и отражения тоже не в счет).

Светлота - самое простое свойство цвета. Мы легко можем заметить разницу, например, между бордовым и розовым, правда? Однако, в данном случае, к цвету спектра относится близкий к ним красный, а розовый и бордовый уже измененные его оттенки по светлоте (высветленный - розовый; затемненный - бордовый). Цвет один - красный, а светлота его разная. Надеюсь, понятно.

Осталась насыщенность. Эту характеристику цвета я уже начинала разбирать в статье про зелёных котов. Для наглядности рассмотрим цвет неба в разное время года: оно меняется от ярко-бирюзового до мутно-серого, то есть цвет может быть чистым или “замутненным”. Это изменение и называется насыщенностью. Когда к чистому, открытому цвету примешивается равный ему по светлоте оттенок серого, цвет теряет насыщенность (замутняется). Например, когда вы выбираете джинсы, подыскиваете для себя оптимальный оттенок: от ярко-голубого до почти бесцветного серого, от синего до индиго, кроме светлоты, это также изменение насыщенности. Таким образом, цвет может быть насыщенным - близким к цвету спектра или малонасыщенным - серым, чёрным, белым с лёгким цветовым оттенком.

Для лучшего усвоения всего материала, расскажу еще одну историю. Шила я себе как-то белый пиджак (лет 20 назад это было очень модно!). Выбрала ткань, которая меня устраивала по качеству и оттенку, скроила, сметала, сшила, подогнала по фигуре. Осталось дело за фурнитурой. Обычно, подбирая пуговицы, я беру с собой кусочек материи, из которой сшито изделие, чтобы тщательнее подобрать оттенок. “А тут, чего подбирать? Пиджак-то белый”, - подумала я и смело отправилась в магазин без образца ткани. Когда я подошла к витрине с пуговицами, то ахнула: все белые пуговицы были разных оттенков: от серовато-сиреневых до почти охристых. Пришлось вспоминать, какой оттенок цвета был у моего пиджака и выбирать на свой страх и риск. Стоит ли говорить, что в оттенок я совсем не попала, и на моём нежно-нежно розовом пиджаке чуть не оказались тёмно-желтоватые пуговицы.

В моей истории и цвет одежды и цвет пуговиц были малонасыщенные, но имели разный оттенок цветового тона и светлоту: фурнитура оказалась темнее ткани и ближе к желто-оранжевому цвету, по сравнению с розоватым, почти до нейтрали разбелённым цветом ткани.

Так, по всем трем характеристикам можно разобрать любой цвет. Именно этим мы и занимаемся на уроках живописи. Именно это позволяет создавать реалистичные изображения, а не просто раскрашивать объекты готовыми цветами из набора красок. И, если вы непременно решили заниматься живописью на практике, без этой теоретической подсказки будет сложновато. Дерзайте, изучайте цвета и их взаимодействия, наблюдаете и анализируйте. И, конечно, не забывайте время от времени повторять скороговорку: ”Цветовой тон, светлота, насыщенность! Цветовой тон, светлота, насыщенность!”.


У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

Кроме этого, важно знать о таких характеристиках цвета, как светлотный и цветовой контрасты, познакомиться с понятием локального цвета предметов и прочувствовать некоторые пространственные свойства цвета.

В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т. д.


Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.

Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.


67. Детский праздник цвета


Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета (ил. 66).

Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.


68. Д. МОРАНДИ. Натюрморт. Пример приглушенной цветовой гаммы


69. Изменение насыщенности цвета


70. Изменение насыщенности теплых и холодных цветов


Третий признак цвета – светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий – голубым, зеленый – салатовым и т. д.


71. Изменение светлоты цвета с помощью белил


Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной (как качеством цвета предмета).

У художников принято светлотные отношения называть тональными, поэтому не следует путать светлотный и цветовой тон, светотеневой и цветовой строй произведения. Когда говорят, что картина написана в светлых тонах, то прежде всего имеют в виду светлотные отношения, а по цвету она может быть и серо-белой, и розовато-желтой, светло-сиреневой, словом самой разной.

Различия этого типа живописцы называют валерами.

Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно-зеленый с темно-зеленым, розовый с синим, красный с фиолетовым и т. д.

Интересно заметить, что красный, розовый, зеленый, коричневый и другие цвета могут быть и светлыми, и темными цветами.


72. Различие цветов по светлоте

Благодаря тому, что мы помним цвета окружающих нас предметов, мы представляем себе их светлоту. Например, желтый лимон светлее синей скатерти, и мы помним, что желтый цвет светлее синего.


Ахроматические цвета, то есть серые, белые и черные, характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее.

Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом.


Рассмотрите цветовой круг (ил. 66), состоящий из 24 цветов.

Можно сравнить цвета: красный и серый, розовый и светлосерый, темно-зеленый и темно-серый, фиолетовый и черный и т. д. Ахроматические цвета подобраны по светлоте равными хроматическим.

Светлотный и цветовой контрасты

Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль в этом играет освещение. Посмотрите, как неузнаваемо изменяется один и тот же предмет (ил. 71). Если свет на предмете холодный, его тень кажется теплой и наоборот.



73. Светлотный и цветовой контрасты в натюрмортах


Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы.

Сравните одинаковые серые квадраты, расположенные на черном и белом фоне. Они покажутся вам разными.


На черном серое кажется более светлым, а на белом – более темным. Такое явление называется светлотным контрастом или контрастом по светлоте (ил. 74).


74. Пример контраста по светлоте


Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым – теплым.


75. Пример цветового контраста


Рассмотрите ил. 75: все три серых квадрата одинаковые, на синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок, на желтом – фиолетовый, на зеленом – розовый, то есть он приобретает оттенок дополнительного цвета к цвету фона. На светлом фоне цвет предмета кажется более темным, на темном – светлым.


Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.


76. Пример цветового контраста

Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Это же происходит и с основными цветами. Например, красный помидор будет выглядеть еще краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой.

Контраст синих и красных – это прообраз контраста холодных и теплых. Он лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и создает драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена, Рубенса, А. Иванова.

Контраст как противопоставление цветов в картине есть основной прием художественного мышления вообще, утверждает Н. Волков, известный русский художник и ученый*.

В окружающей нас действительности воздействия одного цвета на другой более сложны, чем в рассмотренных примерах, но знание основных контрастов – по светлоте и цвету – помогает рисующему лучше увидеть эти взаимоотношения цветов в действительности и использовать полученные знания в практической работе. Применение светлотного и цветового контрастов повышает возможности изобразительных средств.


77. Зонтики. Пример использования цветовых нюансов


78. Воздушные шары. Пример использования цветовых контрастов


Особое значение для достижения выразительности в декоративной работе приобретают тоновой и цветовой контрасты.

Цветовой контраст в природе и произведениях декоративного искусства:



б. Перо павлина. Фото


в. Осенние листья. Фото


г. Поле маков. Фото


д. АЛЬМА ТОМАС. Голубой свет младенчества


Рассмотрите предметы в вашей комнате, выгляните в окно. Все, что вы видите, имеет не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить: яблоко – желтое, чашка – красная, скатерть – синяя, стены – голубые и т. д.

Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства.


Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний.


Локальный цвет предмета может быть однотонным (ил. 80), но может состоять и из разных оттенков (ил. 81).

Вы увидите, что основной цвет роз белый или красный, но в каждом цветке можно насчитать несколько оттенков локального цвета.


80. Натюрморт. Фото


81. ВАН БЕЙЕРЕН. Ваза с цветами


При рисовании с натуры, по памяти надо передавать характерные особенности локального цвета предметов, его изменения на свету, в полутени и тени.

Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же локальный цвет приобретает совершенно различный тон в тени и на свету.

При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нем лежит полная тень. Он высветляется и обесцвечивается на ярком свету.

Художники, показывая нам красоту предметов, точно определяют изменения локального цвета на свету и в тени.

Как только вы освоите теорию и практику использования основных, составных и дополнительных цветов, вы сможете легко передавать локальный цвет предмета, его оттенки на свету и в тени. В тени, отбрасываемой предметом или находящейся на нем самом, всегда будет присутствовать цвет, являющийся дополнительным к цвету самого предмета. Например, в тени красного яблока обязательно будет присутствовать зеленый цвет, как дополнительный к красному. Кроме этого, в каждой тени присутствуют тон, чуть темнее цвета самого предмета, и синий тон.


82. Схема получения цвета тени

Не следует забывать, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. Когда рядом с желтым яблоком окажется зеленая драпировка, то на нем появляется цветной рефлекс, то есть собственная тень яблока обязательно приобретает оттенок зеленого цвета.


83. Натюрморт с желтым яблоком и зеленой драпировкой

ТРИ ЦВЕТА МИРОЗДАНИЯ

ТРИ ЦВЕТА МИРОЗДАНИЯ Когда я устану от ласковых слов и объятий, Когда я устану от мыслей и дел повседневных, Я слышу, как воздух трепещет от грозных проклятий, Я вижу на холме героев суровых и гневных. Н.

Социализация цвета

Социализация цвета Согласно выводам В. Ф. Петренко, практика описания человека через цветовые характеристики, вызываемые его образом, имеет достоверные опытные основания. Так, в буддистски ориентированной литературе приводятся многочисленные примеры описания

§ 2 Восприятие цвета

§ 2 Восприятие цвета Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет! 18. В. СЕРОВ. Девочка с персиками. Фрагменты Любой

§ 3 О природе цвета

§ 3 О природе цвета Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути.В темноте

§4 Основные, составные и дополнительные цвета

§4 Основные, составные и дополнительные цвета Как вы помните из курса начальной школы, цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок, называют основными. Это – красный, желтый и синий цвета. На ил. 47 они расположены в центре цветового круга и

31. Функции и базовые характеристики социальных институтов

31. Функции и базовые характеристики социальных институтов Социальные институты выполняют следующие функции или задачи в общественной жизни:1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;2) регулируют действия членов общества в

Общие характеристики.

Общие характеристики. Сюрреализм против абстрактности. Сюрреалисты сознавали, что они отдают преимущество содержанию перед формой; об этом позволяет судить настойчивость, с которой они отвергли однобокую установку на ритмы и сопутствующее ей увлечение беспредметным

Лекция 2 Виды научных текстов. Их характеристики и оформление

Лекция 2 Виды научных текстов. Их характеристики и оформление План1. Композиция научных текстов.2. Тезисы, аннотация, рецензия.3. Конспект, реферат.В практике вуза используются самые разнообразные научные тексты – конспекты, которые пишут студенты; монографии, изучение

3. Технологии – базовые характеристики масс-медиа

§ 4. Социокультурные характеристики посетителей Русского музея

§ 4. Социокультурные характеристики посетителей Русского музея Социально-демографические характеристики публики Русского музея описывают не столько реального посетителя музея, сколько потенциального. Около 80 % посетителей основной экспозиции ГРМ имеют высшее и

Геометрические характеристики и состояние сохранности зеркала из мечетсая

Геометрические характеристики и состояние сохранности зеркала из мечетсая Диски зеркала имели одинаковый диаметр – 155 мм, толщина диска с валиками (тыльная сторона зеркала) составляла 1–1,2 мм, диаметр у основания выпуклости в центре равнялся 16 мм, высота – 10 мм.

3.1. Антропометрические характеристики

3.1. Антропометрические характеристики Антропологические исследования позволяют уяснить, по каким параметрам тела мужчины и женщины максимально отличаются друг от друга. У мужчин преобладает мышечный тип конституции: для них характерны широкие плечи и узкие бедра. У



Цветовой круг представляет собой определённое расположение цветов для удобства их сочетания и применения.

Цветовые круги начали создавать ещё в XVII—XVIII веках с позиции мистических учений. Цвет основательно изучался физиками, и я рассказала о том, что такое цвет и как получили систему RGB в этой статье. Скажу кратко, что сам спектр был получен экспериментально, когда цвета разложили и получили искусственную радугу.

Самый знаменитый круг, который применяют в дизайне, был создан Иоганнесом Иттеном, одним из преподавателей школы Баухауз в Германии в первой половине XX века.


Пурпурный включен в цветовой круг искусственно

Цветовой круг представляет собой цвета, которые плавно перетекают из одного в другой, согласно расположению естественного спектра. За исключением пурпурного цвета, который включили в цветовой круг искусственно. Дело в том, что этого цвета нет в естественном спектре цветов, при разложении белого на составные части. Но чтоб замкнуть круг и сделать плавный переход от красного к фиолетовому, добавили между ними пурпурный.

Первичные, вторичные и третичные цвета

Среди цветов круга выделяют основные или первичные цвета — это желтый, красный и синий. Считается, что их нельзя получить путем смешивания. Но здесь идёт речь о физической краске, потому что в системе RGB, когда цвет идёт от луча, то жёлтый получается путем смешивания зеленого и красного.

К вторичным цветам относятся зеленый, оранжевый и фиолетовый. Они получаются путем смешивания основных цветов и на цветовом круге располагаются между цветами, из которых они состоят. Оранжевый получается путем смешивания желтого с красным, зеленый состоит из синего и желтого, а фиолетовый получится если смешать красный с синим.

Третичные цвета получаются путем смешивания основного и вторичного — желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый и сине-зеленый.

Хроматические и ахроматические цвета

Все цвета спектра у нас являются хроматическими.

Все цвета от черного до белого являются ахроматическими.

Каждому хроматическому цвету соответствует определенный ахроматический, потому что в любом цвете содержатся черные и белые пигменты. Они дают разную насыщенность и светлоту хроматического цвета. В момент обесцвечивания, мы теряем тон, но количество черного и белого остаются, они и дают разные серые оттенки.

Основные понятия: Тон, насыщенность, яркость, светлота

Цветовой круг также можно разложить по яркости и насыщенности цвета. Эту модель уже называют HSB, о ней подробно я буду писать в следующих статьях. Но здесь просто рассмотрю сами значения.

Тон

Подтон

Подтон — это примесь другого цвета в определенном тоне, которая слегка улавливается. Например коричневый может быть с красным подтоном или желтым, синий может быть с зеленым подтоном, а может быть с желтым. Подтоном может быть цвет, который расположен рядом в цветовом круге.

Яркость цвета

Яркость является характеристикой нашего восприятия, и она всегда зависит от того, какие цвета находятся рядом. То есть яркость всегда определяется по сравнению с чем-то или насколько сильно цвет выделятся среди других. И тогда мы говорим, что он яркий.

По сути, яркость цвета — это то, с какой скоростью мы выделили один цвет из всех других. Это относительная величина, но чаще всего самыми яркими являются чистые цвета спектра, либо самые светлые, т.е. приближенные к белому.

Насыщенность

Насыщенность цвета всегда определяется в пределах одного тона. Например, насыщенность синего определяется тем, как много или мало в нём примеси серого цвета. Чем больше в цвете присутствует серого, тем меньше его насыщенность. Чистый цвет, без примеси серого, будет насыщенным.

Когда говорят о насыщенном цвете, то подразумевают чистый тон с умеренными примесями черного и белого.

Оттенок

Оттенок — это небольшое изменение цвета в пределах одного тона


Светлота цвета

Каждый цвет содержит в себе примеси черного и серого цвета. Чем больше этих примесей, тем цвет темнее, а чем меньше светлее.

Любой цвет мы можем обесцветить, т.е. сам тон убрать и оставить только количество серого и черного. Те цвета, которые содержат мало черного и серого станут светло-серыми, а которые содержат много, станут темно-серыми.

Так вот, светлота — это характеристика того, как мало в цвете серого и как много белого. Здесь надо не путать с насыщенностью, потому что там определяется в переделах одного тона. А понятие светлота распространяется на все цвета.

Каждый цвет и оттенок имеет свою светлоту. Самым светлым является яркий желтый, а самыми темными являются синий и фиолетовый.

Голубой, зеленый, розовый и красный являются промежуточными по светлоте.


Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

Характеристики цвета: спектральный оттенок, насыщенность, яркость, светлота

Итак, если Вы уже имеете понятия о простейших цветовых моделях, таких как RGB , CMYK и о таких элементарных вещах как цветовой круг, значит можно приступать к изучению следующих понятий: Цветовой тон (он же цвет спектра), Насыщенность, Светлота, Яркость .

яркость насыщенность светлота

В каждой из этих моделей цвет определяется по трём параметрам. Вы наверно заметили что аббревиатуры HSL и HSB отличаются только одной буквой. Действительно, цветовые модели HSL и HSB похожи и отличаются только одним из трёх параметров:
В модели HSL: спектр, насыщенность, светлота.
В модели HSB: спектр, насыщенность, яркость.

Hue — цвет спектра , он же спектральный цвет, он же спектральный состав, он же цветовой тон. Цвет спектра определяет положение цвета на цветовом круге. В обсуждаемых цветовых моделях каждому цвету (за исключением оттенков серого) соответствует определённый цвет спектра. Иными словами, каждый хроматический цвет содержит определённый процент цвета спектра. Например, коричневому цвету на цветовом круге соответствует оранжевый.

Saturation — насыщенность, это насыщенность спектральным цветом. Определяет близость цвета к оттенку серого соответствующего по светлоте. На цветовом круге любой цвет имет насыщенность 100%. Любой оттенок серого — насыщенность ноль %.
Насыщенность определяется процентным соотношением спектрального к сумме чёрного и белого (если не ошибаюсь).

Lightness — светлота , степень близости к белому цвету. Разные по спектру и/или разные по насыщенности цветовые оттенки могут отличаться и по светлоте: жёлтый светлее коричневого, синий темнее красного. Самый светлый — белый, светлота 100%. Самый тёмный — чёрный, светлота ноль %.

Brightness — яркость , определяет количество спектрального цвета по отношению к чёрному, но без учёта примеси белого. На цветовом круге у всех цветов яркость 100%.

яркость насыщенность цветовой тон

так выглядит электронная палитра в фотошопе. Цветовой круг здесь нарисован в виде вертикальной градации спектральных оттенков. На картинке стрелочки показывают в какую сторону тянуть движок что бы отрегулировать цвет спектра, насыщенность и яркость

Цвет спектра, насыщенность, яркость и светлоту принято называть основными характеристиками цвета. Очевидно, это в большей степени относится к электронной живописи.

Читайте также: