Опыление цветов для детей

Обновлено: 01.03.2024

Цели урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления возникшими в ходе эволюции.

Образовательные: показать значение опыления в жизни растений.

Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.

Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, работа в парах.

Оборудование: таблицы " Строение цветка", " Опыление цветков насекомыми", "Ветроопыляемые растения", " Искусственное опыление кукурузы", конверты с заданием, компьютер, проектор, учебный диск" биология -6", гербарий самоопыляемых и перекрёстноопыляемых растений, презентация к уроку, рабочая тетрадь №1.

Ход урока

  1. Организационная часть урока.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
  6. Домашнее задание.

1. Организационная часть урока.

2. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прекрасные наследники природы.
Они приходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.

А) Фронтальная беседа по вопросам:

Какие растения называются цветковыми?

Что такое цветок? Что является главными частями цветка?

Какое строение имеет пестик?

Что развивается из завязи пестика?

Какое строение имеет тычинка?

Что находится в пыльнике тычинки?

Что такое соцветие

Б) Работа в парах. Разгадывание кроссворда по пройденной теме

(дети получают кроссворды и приступают к её разгадыванию).

3. Изучение новой темы. (Слайд №2)

А) постановка цели урока

Б) проблемный вопрос

– Зачем растение цветёт? Чтобы радовать нас, людей?

Почему в этот период на растениях много самых разных насекомых?

(Предполагаемые ответы учащихся)

– А что же такое опыление?

(Предполагаемые ответы учащихся) (слайд №4)

Значение опыления (слайд №5)

Типы опыления: (слайд №6)

А) самоопыление Б) перекрёстное опыление. Самоопыление.

Слайд №7. Самоопыление. Дайте краткую характеристику самоопыления. Как вы думаете, для чего растениям необходимо самоопыление?

(Предполагаемые ответы учащихся)

– Какие есть приспособления у растений к самоопылению?

(Предполагаемые ответы учащихся)

– часто происходит ещё в нераскрывшихся цветках, то есть в бутоне;

– тычинки длиннее пестиков и пыльца с них под действием силы тяжести сама осыпается на пестики;

Затем вместе формулируем вывод и обращаем внимание на (слайд №8).

Приспособления у растений к самоопылению.

Слайд №9.Примеры растений , у которых наблюдается самоопыление.

Слайд №10. Перекрёстное опыление( определение). Дайте краткую характеристику перекрёстного опыления.

Выполнить задание №1 в рабочей тетради к параграфу 24.

Перекрёстное опыление может быть нескольких видов.

Слайды № 11-12. Перекрёстное опыление насекомыми.

Ребята, как вы думаете, какие есть приспособления у растений к опылению насекомыми? (предполагаемые ответы учащихся).

Затем вместе формулируем вывод.

Слайды № 13-14.Приспособления растений к опылению насекомыми.

Слайд № 15.Опыление растений ветром.

Ребята, как вы думаете, какие есть приспособления у растений к опылению ветром?

(Предполагаемые ответы учащихся). Затем вместе формулируем вывод.

Слайд № 16.Приспособления растений к опылению ветром.

Слайд № 17.Примеры растений, опыляющихся ветром

(Берёза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей)

Для закрепления материала выполнить задание №2 в рабочей тетради.

Затем выполняем лабораторную работу " Рассмотрение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений" ( Инструкционная карточка на стр.90-91)

(Учащиеся работают с гербарным материалом , затем формулируют вывод)

– Как по строению цветка можно узнать, как опыляется растение ,ветром или насекомыми?

– Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюции у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?

(Предполагаемые ответы учащихся). Затем вместе формулируем вывод.

Существуют и другие способы опыления растений.

Слайд № 17.Другие способы опыления растений.

Слайд № 18.Опыление с помощью воды.

Слайд № 19.Копытень. Муравьи-опылители.

Слайд № 22.Животное Кускус в Австралии.

Учитель. Помимо естественного опыления, происходящего в природе , возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление-это опыление , которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( рассказ учащегося о способах искусственного опыления с использованием таблицы

"Искусственное опыление кукурузы"

4. Закрепление нового материала

А) самостоятельная работа ( заполнить таблицу ).Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак "+", если нет "-"

Б) Найти биологические ошибки. Сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. К нам в школу пришло 2 письма от жителей Цветочного города. Вы, наверное, все помните одного из жителей города– Незнайку, которого придумал писатель Носов. Незнайка всерьёз решил заняться ботаникой, но как обычно всё перепутал. Помогите ему.

1 конкурс " Сочинения Незнайки"

Ваша задача – найти в стихах Незнайки биологические ошибки.

1.Во поле берёза стояла
И её пчела опыляла
(Берёза опыляется ветром)
2.Как на нашей грядке
Расцвёл горошек сладкий
Мушки, пчёлки налетят,
Будем урожая ждать
(Горох – самоопыляемое растение)

• Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о природе; расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках птиц; обогащать словарныи запас, развивать связную речь детей:

• учить их давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая ребят к его пересказу; воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;

• активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить

сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Вот и настало лето,

Теплынь и благодать!

Цветов и трав букеты

Я буду рисовать.

Пойду с альбомом к речке,

Где иван-чая свечки,

Где копны и стога.

Как сладко пахнет медом

И скошенной травой!

Как хорошо на зеле ном лугу! Среди буйных трав пестреют яркие душистые цветы. Над ними порхают нарядные бабочки, жужжат пчелы и шмели.

Давайте получше рассмотрим полевой цветок.

У него есть корень, который прячется под землей и добывает из почвы воду и минеральные вещества. Эти вещества поднимаются вверх к бутонам и листьям по стеблю, состоящему из маленьких клеток, похожих на тонкие трубочки. Такие трубочки называются капиллярами.

Когда светит солнце, листья вбирают в себя энергию солнечного света.

Внутри растения она превращается в сахаристые питательные вещества, необходимые растениям для роста.

На зеленых стебельках раскрываются душистые цветы. В чашечке цветка хранится сладкая капля нектара, любимого лакомства насекомых.

Та часть цветка, где находится медовый нектар, получила название нектарник. Если нектарник расположен близко, то к цветку летят жуки и мушки, у которых хоботок для сбора меда короткий.

Когда нектар запрятан глубоко, цветок опыляют пчелы, шмели или бабочки. Они высасывают нектар длинным прозрачным хоботком, словно пьют через соломинку сладкий коктейль.

Как же насекомые находят нектарники?

В раскраске цветов есть особые метки, указывающие насекомым путь к нектару. Вспомним незабудку. Ее голубые лепестки обрамляют ярко-желтое сердечко, и пчелы летят за медом прямо к нему.

Насекомые (особенно пчелы) видят цветы более пестрыми и узорчатыми, чем мы, люди.

Когда насекомое пробирается за капелькой нектара, на его брюшко, лапки и спинку попадают мельчайшие частицы пыльцы. Для сбора пыльцы на теле насекомых есть особые волоски или щетинки, а у пчелы на лапках находятся специальные маленькие корзиночки.

Пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и выросли новые красивые цветы.

Нектар — сладкий сок, выделяемый цветками медоносных растений.

Перелетая с цветка на цветок, насекомые переносят пыльцу и опыляют растения. Такое опыление! называется перекрестным.

Мелкие цветки часто собраны в соцветие, так им легче устоять перед непогодой, крупная капля дождя или большая градина не могут повредить цветок. Кроме того, пышные соцветия хорошо заметны среди зеленых листьев и трав. Их легко находят насекомые-опылители.

Соцветия бывают разной формы: в виде метелок, кистей, корзиночек или зонтиков.

По окраске цветка пчела легко узнает, есть в нем мед или нет.

Например, нераспустившиеся бутоны медуницы окрашены в нежно-розовый цвет, а увядающий цветок имеет синюю окраску. В таких цветках меда нет, и пчела к ним не подлетает. Она выбирает сиреневые цветы медуницы, которые накопили сладкий нектар.

Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом.

Особенно сильно пахнут растения, которые распускаются вечером и опыляются ночными бабочками.

Различая огромное количество ароматов, насекомые легко читают волшебную книгу запахов.

Вот и получается, что цветы "подзывают" и кормят бабочек, шмелей, пчел, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а те опыляют их.

Поэтому, гуляя по пестрому зеленому лугу, не рви цветы, не мни понапрасну их нежные стебельки!

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго.

И я слышу цветов голоса

Они шепчут: не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца — отрада,

Украшенье родимой земли!

После опыления цветы вянут, и вместо них на стебельках появляются плоды с семенами. Семена рассеиваются по-разному.

Сочные и сладкие плоды привлекают животных и птиц, которые разносят их по окрестностям.

Сухие стручки и коробочки после созревания лопаются, а семена разлетаются во все стороны. Семена некоторых цветов (одуванчика, мать-и-мачехи) снабжены воздушными парашютиками, их подхватывает и рассеивает ветер. У других семян, например, у кислицы, есть маленький волокнистый придаток — любимое лакомство муравьев. Эти насекомые разносят семена кислицы по лесу.

Когда вновь наступит весна, семечко, попавшее на влажную хорошую почву, прорастет, и вскоре раскроется новый чудесный цветок.

Вопросы по содержанию беседы:

Из каких частей состоит растение?

Как называется часть цветка, в которой находится нектар?

Какие насекомые опыляют цветы?

Зачем цветам яркая окраска и запах?

Почему мелкие цветки растения собраны в соцветия?

Что появляется после опыления и цветения растения на месте цветка?

Как распространяются семена цветов?

Отгадай загадки

Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?

На плоту — красавица,

Под сугробом растет,

Снеговую воду пьет. (Подснежник.)

На каком цветке гадают,

Лепесточки обрывают? (На ромашке.)

И в названье мед таится.

Вдоль дороги у межи,

В золотистой спелой ржи,

Словно синий глазок,

Смотрит в небо. (василек).

Он и мачеха, и мать,

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)

Пословицы и поговорки

Почему в народе говорится:

Первый цветок ломает ледок.

Весна красна цветами, а осень плодами.

Где цветок, там и медок.

Гуще меду нету, чем с лесного цвета.

Какой цветок где растет?

Скажи и покажи, какой цветок где растет?

Четвертый лишний

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

незабудка, ландыш, ромашка, береза; дуб, липа, фиалка, ива; сирень, орешник, шиповник, одуванчик; фиалка, одуванчик, роза, мать-и-мачеха; пион, незабудка, ирис, тюльпан; медуница, василек, кувшинка, хохлатка; подснежник, ромашка, василек, колокольчик.

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее подснежнику мать-и-мачехе, медунице, хохлатке, кувшинке). Объясните выбор каждого слова.

Словарь: белоснежный, медонос, голубая, хохолок, желтый,

соцветие, семена-парашютики, снег, река, март, лиловая, "цветочные часы", белый, "первенец весны", поле, фарфоровые колокольчики, кислая, ранневесенний, синий, плавающие листья, муравей, лес, "русалочий цветок", луг.

Комментарий для взрослых:

После игры для активизации памяти и речи детей можно предложить им следующие задания:

Вспомните, какие слова, подходящие подснежнику (мать-и-мачехе, медунице, хохлатке, кувшинке., вы слышали?

Задачи: Установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.

Материалы и оборудование: Сережки цветущей березы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.

Дети рассматривают луговые цветы, описывают их, выделяя в строении лепестки и сердцевину. Выясняют, где у цветка может быть пыльца, и находят ее ватным шариком. Рассматривают цветущие сережки березы через лупу, обнаруживают сходство с луговыми цветами (имеется пыльца). Взрослый предлагает детям придумать символы для обозначения цветов березы, ивы, осины (сережки — тоже цветы). Уточняет, зачем пчелы прилетают к цветам, нужно ли это растениям (пчелы летят за нектаром и опыляют растение).



Как пчелки переносят пыльцу?

Задачи: Выявить, как происходит процесс опыления у растений.

Материалы и оборудование: Ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа

Задачи: Выявить, как происходит процесс опыления у растений.

Материалы и оборудование: Растение, требующее искусственного опыления (лагенария или огурцы), ватные шарики.

Дети выясняют, одинаковы ли цветы лагенарии (одни на длинных, другие на коротких стебельках). Придумывают символ для обозначения разных цветов. Выясняют, как помочь растениям, если их не опыляют насекомые (перенести пыльцу с цветка на цветок). Дети делятся на три группы. Каждая помечает свои цветы. Через одну-две недели после опыления наблюдают: на опыленных женских цветках (с коротким стеблем) появилась завязь, на других — нет.

Задачи: Установить особенности процесса опыления растений с помощью ветра.

Материалы и оборудование: Два полотняных мешочка с мукой, бумажный веер или вентилятор, модель придумывания символа.

Весенний воздух наполнен цветочной пыльцой. Её частички настолько малы, что обычный человек этого не замечает. Необходимо проявиться сезонной аллергии, чтобы в перерывах между чиханием и кашлем положить начало пристальному рассмотрению каждого цветка. Если в мае понюхать ветку яблони или вишни, усыпанную бело-розовыми соцветиями, нос станет жёлтым и сообщит, что к опылению всё готово, поэтому жизнь будет продолжаться.

Особенности и типы процесса опыления растений

Основные термины

Природа разумно распределила роли: тычинки являются мужскими органами, пестики и семяпочки — женскими. Новая жизнь в виде семени образуется при условии удачного захвата пыльцы и своевременного оплодотворения. Выделяют два основных типа опыления растений:

Отличия самоопыления от искусственного опыления

  1. Во всех случаях, когда цветки свободно опыляются своей пыльцой, говорят об идиогамии или самоопылении. Вариантом считается форма гейтоногамии — соседственного опыления, когда в пределах одного растения пыльца на рыльце попадает от разных цветков той же особи. К самоопылителям относятся ячмень, пшеница, овёс, горох и просо — их бутоны не раскрываются до конца, но даже мелкие и невзрачные цветки дают полноценные семена. Самоопыление на постоянной основе считается тупиком развития, когда процессы микроэволюции затухают, а вид расщепляется на чистые линии.
  2. Участие специального посредника, который доставляет пыльцевые зёрна от тычинок к рыльцам пестиков между цветками различных особей, делает опыление перекрёстным или ксеногамией. Это основной тип размножения для однодомных и двудомных растений: в соцветиях обнаруживается разделение полов или в популяции равноправно сосуществуют одно- и двуполые цветки.

Обмен генами и интеграция возможных мутаций помогают виду лучше приспосабливаться к окружающей среде, поддерживают высокий уровень жизнеспособности популяции, отвечают за целостность и единство сообщества. Создаётся широкое поле деятельности для естественного отбора. Положительные и отрицательные стороны обоих типов приводятся в таблице:

Наименование Достоинства Недостатки Примеры
Самоопыление Адаптация к неблагоприятным условиям. Позволяет оперативно восстановить популяцию однолетних растений Малое количество семян. Слабое потомство Кукуруза, пшеница, фиалка
Перекрёстное опыление Разнообразие способов переноса пыльцы. Яркая окраска и сильный запах цветов Зависимость от внешних факторов. Исчезновение опылителей сокращает популяцию. Особые требования к расположению и форме цветков Маргаритка, лютик

Если перекрёстное опыление происходит при помощи живых организмов, его считают биотическим, а насекомые или животные, участвующие в нём, носят название агентов опыления или опылителей. Биотическими считаются энтомофилия, зоофилия и искусственное опыление, во всех остальных случаях речь идёт об абиотических процессах — анемофилии и гидрофилии.

Энтомофилия — работают бабочки

Значение насекомых в процессе опыления

Опылителями выступают насекомые: осы и пчёлы из улья, реже — муравьи, жуки, улитки, бабочки и мухи. Для этого двуполые растения стараются их привлекать: запасаются сладким нектаром, берут на вооружение приятные запахи, кричащую окраску и крупные размеры соцветий. Насекомые легко переносят липкую пыльцу с одного цветка на другой, обеспечивают продолжение рода калины и гречихи, ромашки и шалфея, молочая и мака.

Зоофилия — не обойтись без лемура

Опыление растений животными

Процесс происходит при активном участии животных, относящихся к группе позвоночных. Различают орнитофилию, где роль агентов опыления играют птицы (нектарницы, близкие родственницы воробьёв, уникальные вертолётики колибри или медососы с особыми щёточками на языке) и хироптерофилию, когда за дело берутся насекомоядные летучие мыши, мелкие обезьяны, австралийские сумчатые грызуны или мадагаскарские лемуры. Зоофилией характеризуются тропические растения с яркими призывно окрашенными цветами.

Искусственный процесс

Виды опыления с помощью ветра и воды

Для нужд овощеводства, плодового и декоративного садоводства или лесного хозяйства пыльцу с тычинок на пестики переносят специально обученные люди. Чтобы не отстать от матери-природы, они используют различные приспособления. Эти агротехнические приёмы широко применяются для скрещивания и получения новых видов и сортов растений.

Простейший пример — дополнительное опыление ржи: два человека хватаются за концы верёвки, растягивают их и движутся по ржаному полю, касаясь цветущих растений. От сотрясения пыльца осыпается с тычинок и легко оказывается на рыльцах пестиков. Существенно повысить урожайность позволяет обработка порядка 10% цветков, проведённая в первой половине сухого солнечного дня при температуре не выше +30 °C.

Анемофилия и гидрофилия

Виды опыления растений

Гидрофилия — опыление с участием воды, а иногда ему на помощь приходят и слизни. Немногочисленные гидрофильные растения (элодея и взморник, наяда и руппия) имеют нитевидную пыльцу или рыльца, раскрывают пыльники под водой, где и создаются наилучшие условия для продолжения рода.

Значение опыления нельзя переоценить: ему отводится важнейшая роль в размножении любых цветковых растений — от малых причудливых форм до гигантских деревьев. До 80% представителей биологического царства относятся к биотическому типу опыления, а из оставшихся двадцати около 19% опыляются ветром.

Описание механизма

Процессы опыления

Цветковые растения получили своё название, потому что имеют морфологический орган — цветок, способный к половому размножению и привлечению опылителей. Для образования завязей, формирования плодов и развития семян первым условием является опыление, то есть перенос частиц пыльцы. Природа позаботилась о том, чтобы всё проходило успешно.

Но чаще всего опыление осуществляют разные насекомые. Чтобы привлечь внимание, растения окрашиваются в очень яркие цвета и источают сильный аромат. Если их размеры малы, они группируются в пышные соцветия или окружают себя разноцветными листьями — прицветником, как это делает мексиканская красавица пуансеттия. По сравнению с теми, что опыляются ветром, пыльцевые зёрна таких цветов обычно более крупные, шероховатые и клейкие, чтобы уверенно прилипать к насекомым.

Для привлечения опылителей медовые железы растений специально выделяют нектар — сок, богатый различными сахарами (в основном это сахароза и фруктоза). Кроме того, в состав входят:

  • кислоты (аспарагиновая и глютаминовая);
  • минеральные соли;
  • ферменты;
  • ароматические компоненты.

Нектары безобидных рододендронов, багульников, азалии и чемерицы содержат токсичные вещества, а ядовитых белены, болиголова, олеандра и наперстянки — относительно безопасны. Растения вырабатывают неодинаковые объёмы нектара, например, единичный цветок малины — чемпион в этом отношении, но для учёта общего количества продукта на заданной площади учитывают ещё и численность цветков в соцветии.

Примеры растений и факторы, влияющие на оплодотворение

Осы, бабочки и шмели охотно употребляют нектар в пищу. Медоносныепчёлы, собирая и пряча его в соты улья, производят мёд. Акации специально выделяют сладкий секрет для привлечения муравьёв, защищающих древесину от зубов травоядных животных. Спектр опылителей может быть широким (эуфилия), подчиняться опылению несколькими родственными или только определённой жизненной формой (олигофилия) или требовать один вид насекомых (монофилия).

Самоопыление растений

Если говорят, что опылитель обладает полилектией, это свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне приспособленности к опылению, он способен обслуживать представителей различных семейств. Посещение ограниченной группы, состоящей из одного семейства или растений с однотипными соцветиями, свидетельствует о наличии олиголектии. В случае монолектии опылитель обязательно питается одним видом или родом растений и опыляет только их.

После этого наступает очередь оплодотворения, которое происходит у всех по-разному: чаще период длится несколько недель, но иногда для полноценного слияния половых клеток требуются месяцы. Пыльца, находящаяся на рыльце, для этого должна созреть, обладать достаточной жизнестойкостью и иметь сформированный женский гаметофит (зародышевый мешок). В него и проникает пыльцевая трубка, растущая в направлении завязи через семенной зачаток.

Оказавшись возле яйцеклетки, она спешит разорваться и высвободить два спермия: один соединяется с яйцеклеткой и даёт жизнь зародышу, второй сливается с диплоидным ядром, образуя триплоидную клетку и формируя эндосперм. Такое двойное оплодотворение позволяет получить семя, защищённое кожурой, а из завязи затем возникнет желанный плод.

Примеры в окружающей природе

От опыления зависит сохранение вида, поэтому так важно, чтобы всё проходило успешно. Растения, в отличие от животных, не могут самостоятельно передвигаться в поисках партнёра для размножения и вынуждены уповать на помощь союзников — ветра, воды или живых существ. Самоопыляющимся растениям присущи следующие отличительные признаки:

  • цветки не имеют запаха и не выделяют нектара;
  • пестики располагаются ниже тычинок;
  • пыльца созревает ещё на стадии бутонизации, и опыление осуществляется в нераспустившемся цветке, как у гузмании или арахиса.

Способы опыления растений

Мужские деревья двудомных тополя и облепихи интересны только цветками с пыльцой, а женские особи плодоносят. В случае тополя пушистые семена — продукт жизнедеятельности женских деревьев. Если высаживать для озеленения исключительно мужские черенки, можно навсегда избавиться от надоедливого пуха. Оранжевые плоды облепихи дают только женские кусты, но если рядом не посадить мужское растение, то урожая не будет, а обычное соотношение составит 10:1.

Читайте также: