Орнамент составляется из стилизованных листьев цветов плодов ветвей

Обновлено: 18.09.2024

Известно, что природа и искусство тесно взаимосвязаны. Живопись и скульптура основаны на более или менее прямом подражании природе. Орнамент точно также основан на подражании природе и, действительно, для орнамента имеется масса первообразов в природе.

Первообразом для орнамента служат растения, животные, люди и художественные произведения человеческого труда. Каким же образом художник должен преобразовать образец, взятый из природы, в такую форму и цвет, который, в виде орнамента, мог бы соответствовать своему назначению? Что же такое орнамент в сравнении с первообразом в природе? Это есть украшение, исполненное человеческой рукой, преобразованное его фантазией.

Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость.

Орнамент может быть симметричным или ассиметричным.

Симметрия (от древнегреческого - соразмерность) - соответствие, неизменность, проявляемые при каких-либо изменениях, при повторах, при воспроизведении. Двусторонняя симметрия, например, означает, что правая и левая стороны относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.

Стилизация – это намеренная имитация или свободное истолкование художественного языка какого-либо стиля, характерного для определенного автора, течения, направления, национальной школы и т. п. в ином, применительно только к пластическим искусствам смысле, стилизация – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений. В декоративном искусстве стилизация – закономерный метод ритмической организации целого; наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором объект изображения становится мотивом узора.

Вышивка как вид орнаментальной композиции.

Вышивка сохраняет не только традиции, культуру прошедших времен, но и доносит до современников вкусы и художественные пристрастия мам, бабушек или безымянных мастериц.

Вышивка – это украшение изделий сюжетным изображением или орнаментальным узором иглой вручную или машинным способом при помощи ниток либо других материалов. Возникновение вышивки связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур, у этого искусства многовековая история. В разное время материалом для вышивки служили как драгоценные камни и жемчуг, бисер и бусы, монеты, блестки, ракушки, так и жилы животных, окрашенные или натуральные нити конопли, льна, шелка, хлопка, волос и шерсти. Во все времена вышивка отражала представления и художественные вкусы разных народов, показывала их мастерство и национальное своеобразие.

Гладь — живопись нитками

Самая эффектная техника вышивки, с давней богатой историей. Требует большого терпения и тренировки, но результат получается просто необыкновенный. Огромный плюс вышивки гладью — возможность украсить изящным узором любой текстильный предмет, материал практически не ограничивает рукодельницу.

Для глади схема не нужна тоже, но необходим контурный рисунок. Именно части этого рисунка и заполняет вышивальщица цветными нитками. Делать это нужно аккуратно и с соблюдением живописных принципов смешивания цветов и их плавных переходов, цвета-тени. В глади используется несколько типов швов, вышивальщица должна знать все и умело использовать их.

Одна из разновидностей глади, почти всегда — одноцветной. Рисунок наносится на ткань и каждый его элемент обшивается ровными одинаковыми стежками, как при вышивке гладью. Ришелье предполагает прорезывание и прокалывание ткани с последующей аккуратной обработкой краев. Готовое изделие подобно кружеву, очень ажурное и выгляди необыкновенно нарядно.

Вологодчина в своей северо-восточной части практически не знала войн. Обилие лесов и защищенность многих населенных пунктов болотами и бездорожьем - все это способствовало сохранению в течение неизмеримого ряда веков древнейших форм быта и хозяйства, бережного отношения к вере отцов и дедов, и, как прямое следствие этого - к древнейшей символике, закодированной в орнаментах вышивок, в узорах тканей и кружев. Особый интерес представляет вышивка Тарногского района Вологодской области. Именно в этих краях наилучшей сохранностью обладают традиции орнаментальных схем древнейшего происхождения. Орнаментальными композициями, о которых пойдет речь, украшались лишь сакрально отмеченные вещи.

В разных районах вологодской земли сложились местные разновидности шитья. Их оригинальность проявлялась в сюжетах и характере орнамента, своеобразии техники вышивки и приемах ее исполнения, размерах узоров, их цвете вообще и даже оттенках красного цвета нитей. В Великоустюжском уезде вышивали свадебные ширинки, украшенные крупным геометрическим орнаментом. Настланные белыми льняными нитями по белой сквозной сетке мотивы крючковатых крестов со сложными отростками, возможно, когда-то были символами плодородия и несли с собой пожелание счастья и благополучия.

Композиции с человеческими фигурами и птицами особенно типичны для вышивок из района Чарозера и Устюжны. Они украшали главным образом полотенца, на длинных узорных концах которых нередко вышивка сочеталась с ткаными проставками, полосами кумача, плетеным и вязаным кружевом. В вышивках этих местностей часто встречаются изображения птицы-павы с длинным хвостом и особенно женской фигуры. Расположенная в центре трехчастной сцены или повторяясь в ряду, в одних произведениях она схематична и геометризована, вместо головы - цветок-розетка, а поднятые крючья-руки оканчиваются гребнями-пальцами; в других случаях изображение более конкретно, руки на поясе, а голова подобна человеческой. Иногда такие фигуры держат в руках птиц. Если устюженская вышивка исполнялась целиком крупными стежками двустороннего шва, то в чарозерских в дополнение к нему применялась еще техника "набора" с характерными вертикалями прямых линий.

На подзоре XIX века из Сольвычегодского уезда вышиты барсы с поднятыми лапами и процветшим хвостом, чередующиеся с пышными кустами. Образ барса и торжественный строй композиции напоминают об их истоках в средневековом искусстве. Но мастерицы исполнили узор в традициях крестьянской вышивки своего района, для которой характерен шов в мелкий крестик с зернистой рельефной фактурой поверхности.

Мелкая и дробная узорчатость фигур с более строгими крестовидно-ромбическими заполнениями отличает вышивки из Тотемского уезда. Здесь часто вышивали изображения птицы с пышным павлиньим хвостом. На одном из полотенец орнамент воспроизводит сценку на крестьянском дворе, где вокруг павы расхаживают простые птички, и словно от удивления всплеснув руками, стоят геометризованные человечки. Подобный "бытовой жанр" все больше привлекал внимание народных мастеров и находил выражение даже в таких приверженных старине видах искусства как крестьянская вышивка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад является помощником при изучении темы "Орнамент". К данному докладу идет презентация "Искусство орнамента".

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

Профессионального образования Свердловской области

Доклад по МОПВД

Колотовкина Анастасия

Болотова Елена Юрьевна

Содержание

2. Стилистические признаки орнамента.

3. Религиозное значение орнамента.

4. Виды орнамента.

4.1. В зависимости от характера мотивов:

Геометрический орнамент.

Растительный орнамент.

Зооморфный орнамент.

4.2. По характеру позиционных схем:

5. Структура орнамента.

6. Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран и народов.

7. Стилизация природных форм.

Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия, широко применяется в книжной и прикладной графике, плакате и т.п.

Орнамент можно нарисовать графическими материалами и написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу и др. Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева, циновки или выковать из металла.

Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углубленно.

2. Стилистические признаки орнамента.

Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладает определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеет ярко выраженный эмоциональный характер. Поэтому, можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к определенному времени и к определенной стране (готика, барокко, модерн и др.)

3.Религиозное значение орнамента и его задачи.

Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно-выразительным. Свойство орнамента зависит от назначения, формы, структуры и материала той вещи, которую он украшает. Орнамент помогает подчеркнуть пластические и конструктивные особенности предмета, усилить его образное решение, лучше выявить природную красоту материала. Все это можно при условии гармоничного сочетания орнамента и формы предмета.

4. Виды орнамента.

Искусство орнамента – сложное, многозначное явление, которое требует глубокого изучения, теоретического осмысления и практического освоения. Знакомство с этим искусством предполагает изучение орнаментальных мотивов и композиционных схем построения орнаментов.

В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов:

Геометрический орнамент.

Может состоять из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты, типа меандр, встречающееся в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту.

Геометрический орнамент является одним из древнейших. С его помощью первобытный человек, выражал свое представление о мире. Вначале этого были простые, легко запоминающиеся знаки-символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат или ромб – поле, волнистая линия – воду.

Растительный орнамент.

Зооморфный орнамент

Изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративное изображение птиц и рыб так же относится к этому виду орнамента.

Антропоморфный орнамент.

Комбинированный орнамент

Нередко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов: геометрических и растительных, антропоморфных и зооморфных.

По характеру композиционных схем можно выделить такие типы орнамента:

Ленточный орнамент (фриз, бордюр, кайма).

Имеет семь разных видов симметрии.

Сетчатый орнамент

Может быть 17 принципиально разных типов сеток с элементами орнамента.

Замкнутый орнамент (в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.)

5. Структура орнамента.

Очень важен в орнаменте ритм. Он может быть возрастающим и убывающим. Ритм в орнаменте – чередование элементов узора в определенной последовательности. Ритмическое посторенние в орнаментальной композиции может достигаться за счет различных приемов. Раппортное повторение мотива создает разнообразный ритм.

Раппортом орнамента называется повторяющееся элементы орнамента.

Особая тема – орнамент и симметрия. Казалось бы, искусство и математические закономерности несовместимы, однако орнамент основан на точных расчетах.

Симметрией орнамента в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого. Наиболее простым её видом является зеркальная симметрия.

Плоскостью симметрии является линия, разделяющая смежные раппорты. Осью симметрии называется линия, при полном обороте вокруг которой происходит неоднократное совмещение орнамента. Ось симметрии проходит через центр композиции узора перпендикулярно его плоскости.

6. Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран и народов.

Орнамент одного народа может отличаться от орнамента другого, непросто мотивами, цветом, но и самим строем. Основу орнаментальных мотивов, как правило, составляют образы окружающей природы, например, основа многих орнаментов Греции – декоративно переработанные морские волны, пальмовые ветви и лотосы, а у Северных народов – оленьи рога, горы.

Во все времена в орнаменте проходила тема космоса. Символ отражает взаимосвязь человека и природы.

В орнаментах предстает поэтический образ животворящего мира, что очень характерно для искусства народа Сервера и Дальнего Востока, свойственно русскому народному творчеству.

Розетки разных видов – излюбленный орнамент архитектурного декора и прикладного искусства многих стран и народов.

Орнамент со знаком свастики встречался уже в эпоху Неолита, на территории Передней Азии, особенно Ирана. Этот символ был известен с древнейших времен в Европе, на Крите, в Индии. Он символизирует движение солнца по небосводу. Его загнутые концы, могли быть направлены как в одну, так и в другую стороны в зависимости от времени суток.

Любимый древнерусский орнамент, использованный для украшения книг, искусно вплетает фигурки людей, силуэты зверей и птиц в кружевную сетку узора.

Путешественники, побывавшие в странах Востока, рассказывали о таких животных как слон, обезьяна, лев, носорог. Они были популярны в орнаментах на тканях и рельефах Индии. Однако неведомых еще животных русский мастер изображал на основе собственных представлений и фантазий. Так носорог превращался в сказочного единорога. А лев изображался не злым, а добродушным, не редко, он радостно улыбался, чем-то напоминая человека.

Женская фигура с поднятыми вверх руками – это изображение матери земли. Дерево жизни – один из самых популярных мотивов у разных народов мира, например, в мифах Месопотамии упоминается священное дерево, растущее в раю. В Древней Индии священное дерево олицетворяло верховную богиню. В Древнем Египте с культом дерева было связано поклонение женским божествам.

Сочетание живописности со свободной орнаментальной структурой отличает русское искусство от восточных, южных и северных народов. В русском орнаменте присутствует напевность и ритмичность. А так же в нём преобладают растительные формы, например, на кружевах, вышивках, росписях по дереву и металлу модно увидеть изображение цветов, ветвей, листьев и дерево жизни, даже геометрические формы, порой приобретают растительную живость и плавность.

В русском искусстве ярко проявлялась любовь к узорочью. Их особенно отличали разнообразные цветовые решения с преобладанием красного, золотистых и желтых тонов, так же белого, зеленого, синего и голубого.

Орнаменты могут строится на цветовых контрастах или в единой цветовой гамме. Например, в росписях Жостова преобладают мягкие плавные переходы от цвета к цвету, росписи Северной Двины строятся на цветовых контрастах.


Любой национальный костюм или изделие украшались изящными вышивками и орнаментами.
В татарской вышивке популярны — золото, монеты и бусины, чаще всего используются растительные узоры.
Вышивка чувашского национального костюма известна богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки.
По характеру узоров русская вышивка очень многообразна. Большую роль в ней играют геометрический и растительный орнаменты, ромбы, мотивы птиц.

Мужская рубаха

Из фондов Музея-усадьбы П.И. Чайковского в Воткинске

Вышивкой украшали одежду: рубахи, сарафаны, фартуки (передники), головные уборы. Начиная с XVIII века, вышивкой начинают заниматься практически все слои населения, но в основном девушки-крестьянки. Каждая вышивка в то время имела свое особое значение. Чаще всего, вышитая на одежде, она служила оберегом. Для этого её наносили на ворот, грудь, рукава, подол.

Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Начинали работу на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.

Рукав женского костюма косинской группы удмуртов кон. XIX в.

Рубаха женская.

Луговые мари. Царевококшайский уезд Казанской губернии. Нач. ХХ в.

Из фондов Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева

Широкое распространение в орнаменте марийской вышивки получили изображения зверей и птиц. Среди них встречаются излюбленные мотивы птиц, коня, оленя и других живых существ. Они обычно комбинируются с растительными формами цветка, листа, ветки, с мотивом крючка, рогов в виде двух противоположных завитков. Олицетворение природы было связано с религиозным мировоззрением марийцев. Изображение животных и птиц имели магическое значение.

Платок женский свадебный.

Луговые мари. Уржумский уезд Вятской губернии губернии. Кон. ХIХ в

Из фондов Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева

Особого внимания заслуживает вышивка женских головных уборов, являющаяся наиболее стойкой и отличающаяся большим разнообразием узоров. В ней сохраняется традиционный орнамент, расцветка и характер исполнения. Ни один рисунок не является точным повторением другого, каждый из них имеет характер индивидуального почерка.

Скатерть

Вышивка на рукаве кофты

Из фондов Кировского областного краеведческого музея

Наиболее часто в украшенных вышивкой изделиях, хранящихся в Кировском областном краеведческом музее является растительный орнамент, который составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей, геометризированных растений и т.п. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину.
Основу вышивка на рукаве кофты составляет орнамент, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. Элементы имеют очертания геометрических фигур. Огромную роль в орнаменте играет цвет. Особенно любили использовать в вышивке цвет красный. Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Красный цвет в народной культуре был оберегом.

Вышивка на рукаве кофты

Из фондов Кировского областного краеведческого музея

Основу вышивки составляет орнамент, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. Элементы имеют очертания геометрических фигур. Огромную роль в орнаменте играет цвет. Особенно любили использовать в вышивке цвет красный. Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Красный цвет в народной культуре был оберегом.

Вышивка на рукаве кофты

Из фондов Кировского областного краеведческого музея

Иногда в качестве орнамента вышиваются буквы алфавита на старославянский манер.

Фрагмент поясной подвески. Горные марийцы. Конец 19 - начало 20 века

Вышивать умела каждая женщина, по вышивке судили об ее способностях. Традиционная вышивка выполнялась без предварительного рисунка по счету нитей холста. Вышивание требовало большого мастерства. Узор необходимо было расположить на определенной поверхности таким образом, чтобы не нарушить законы симметрии. Марийские женщины стремились как можно раньше научить своих дочерей искусству вышивания. Неумение вышивать считалось большим недостатком. По вышивке судили о трудолюбии девушки.

Фрагмент передника. Луговые марийцы. Начало 21 века

Фрагмент шейно-головного полотенца замужних женщин - шарпан. Горные марийцы. Конец 19 - начало 20 века

В марийской вышивке встречаются три типа орнамента: геометрический, растительный и животный (зооморфный). Геометрический орнамент - состоит из сочетаний фигур в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломанных и кривых линий, крестов, реже кругов, овалов и сложно-узорных мотивов. Узор строится из разных элементов. Растительный орнамент состоит из цветов, букетов, сложных и простых листьев. Вышивка идёт извилистой линией в виде волнообразной ветки с листьями и цветами. Зооморфный или животный орнамент изображается в виде головок коней, птиц направленных в одну сторону или обращенные друг к другу, часто комбинируются с растительными элементами в виде листьев, цветов и веток. Считалось, что если вышить на своей одежде животных, то это спасёт от беды. Часто вышивали утку и лебедя, так как считали, что утка дала начало роду мари, а лебедь - символ добра и красоты. Композиция и принцип размещения орнамента были подчинены форме, размерам и назначению украшаемого предмета

Вышитые рушники, скатерти

Из фондов Майнского историко-краеведческого музея

Вышивка – это ярчайшее явление народной культуры. Свой опыт, мастерицы передавали из поколения в поколение. В настоящее время традиции вышивания возрождаются.
Узоры образцов вышивки, представленных на выставке, отличаются большим разнообразием, гармонией изысканных форм и глубиной тайного смысла.

Кружево

Из фондов Государственного музея А.М. Горького

Вышивка

Из фондов Новомалыклинского районного историко-краеведческого музея

Из фондов Оренбургского губернаторского музея

Элементы шитого орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать, часто они выполняли роль заговоров и оберегов и язык их всегда был понятен людям. Символы — это информация, в основе их лежат сведения о строении Мироздания и процессах, происходящих в нём. Люди издавна считали, что если правильно использовать символ в вышивке, можно достичь конкретного результата: улучшить здоровье, уберечься от сглаза, порчи, укрепить отношения в семье.

Село Большая Ижмора Керенского уезда Пензенской губ. Вторая пол.19 в

Из фондов Пензенского государственного краеведческого музея

Со всех сторон вышита кайма из повторяющихся четырехугольных мотивов; на углах, расположенных при надевании спереди и сзади, рядом с каймой такие же мотивы сгруппированы по четыре и обведены особой узкой каемкой.

Основной цвет вышивки темно-красный с небольшими включениями зеленого, оранжевого, синего, кораллового цветов

Две работы Т.Г. Чагоровой Панно.1996 г., х/б ткань, батик горячий р.

Из фондов Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого

Пензенская художница Татьяна Чагорова в своих работах в технике "батик" большое внимание уделяет отражению традиций русского народа. Героини ее произведений "Святочные гадания" и "Плач невесты" одеты в нарядные платья с вышитыми узорами.

Рушники

Из фондов Радищевского краеведческого музея

Женская рубаха.

Предположительный период создания – 1891-1910 г.

Самарская губерния является уникальным регионом, поскольку именно здесь ярко прослеживается влияние как северных, так и южных традиций пошива одежды. Проживая на одной территории, люди неизбежно перенимали традиции других народностей.
Интересным экспонатом в коллекции музея является женская рубаха. Предположительный период создания – 1891-1910 г. Была приобретена 13 июля 1922 года в с. Березовый Солонец Сызранского уезда Симбирской губернии (сейчас - Ставропольский район Самарской области) за 30 ф. муки, отпущенной для этого Губкомголодом (Самарский губернский комитет помощи голодающим).

Картина народного художника Мордовии И.И.Сидельникова

Из фондов Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи

Образцы мокшанских и эрзянских вышивок

Из фондов Мордовского краеведческого музея им. И.Д. Воронина

Женские головные уборы, украшенные богатой вышивкой

Из фондов Сарапульского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Крестильная рубашечка

Из фондов Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского

На выставке представлена крестильная рубашечка из тонкой кисеи с кружевами, атласным бантом и вышивкой гладью служила четырем поколениям семьи Чернышевских. В 1833 году в ней крестили Ольгу Сократовну Чернышевскую, в 1858 году – Михаила Николаевича Чернышевского, в 1891 году Марианну Михайловну Чернышевскую, в 1915 году правнучку Н.Г. Чернышевского, Валентину Сергеевну.

Мешочек – сумочка

Из фондов Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского

Мешочек – сумочка из зеленого шелка предназначался для театра. Принадлежал Екатерине Николаевне Пыпиной, двоюродной сестре Н.Г. Чернышевского. По бокам и в центре вышивка, которая сделана рукой Евгении Николаевны Пыпиной. Вышивка гладью. Черный шелк, цветные нити. Середина 19 века.

Образцы традиционной народной вышивки

Вышивка была одним из основных занятий женщин. К вышиванию приучали с детства, вышитые вещи (предметы одежды, ткани для интерьера дома) входили в приданое. По тому, насколько красиво и аккуратно вышивала девушка, судили о её способности вести домашнее хозяйство. Умелые вышивальщицы считались самыми завидными невестами.
Интересный экспонат – рушник, изготовленный монахинями-белошвейками Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Женские монастыри были центрами золотошвейного и белошвейного искусства. Здесь украшались вышивкой церковные ткани, а также делались работы по светским заказам.

Из фондов Краеведческого музя г.о. Сызрань

В народном искусстве орнаменты являются не просто украшением. Все знаки имеют определённое значение. Орнамент воспринимался своеобразным рисунчатым письмом. Письмо это было не простое, а священное и предназначалось высшим силам, от которых люди зависели, и потому значение орнамента было магическим Орнамент – это заклинание, но не словесное, которое действует временно, а нарисованное, и потому действующее постоянно.

Чувашская и русская национальная вышивка начала и середины 20века

Из фондов Сурского районного историко-краеведческого музея


Мужская рубаха 1950-х гг.

Передняя планка рубахи и низ рукавов украшены вышивкой, традиционной для чувашского костюма.

Национальная чувашская вышивка

Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова

Как правило, орнамент чувашской вышивки имеет строго геометрическую форму. Рисунки представляют собой розетки. Вышивка плотная, при этом не имеет узлов. То есть с обеих сторон выглядит одинаково.
Чаще всего в вышивке используются сочетания белого, красного и чёрного цветов. Белый цвет нитей в старинных чувашских узорах отсутствовал, но его заменял фон, который обозначал чистоту и мудрость. Чёрный цвет заключает в себе двойственную трактовку: он может символизировать земледелие или связь жизни и смерти. Красный подразумевает огонь, источник счастья, желтый — солнце, зеленый — жизнь и плодородие, синий - волшебство.

Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова

Жениховый платок

Из фондов Чувашского национального музея


Из фондов Чувашского национального музея

Вышивание — самый массовый вид декоративно-прикладного искусства в Чувашии. Еще в начале XX века этим мастерством владели все чувашские девушки. К рукоделию девочек приобщали в 5-летнем возрасте. С 12–14 лет они осваивали более сложные приемы и к совершеннолетию должны были подготовить достойное приданое. Чувашская вышивка, единственная в своем роде, не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково.


Любой национальный костюм или изделие украшались изящными вышивками и орнаментами.
В татарской вышивке популярны — золото, монеты и бусины, чаще всего используются растительные узоры.
Вышивка чувашского национального костюма известна богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки.
По характеру узоров русская вышивка очень многообразна. Большую роль в ней играют геометрический и растительный орнаменты, ромбы, мотивы птиц.

Мужская рубаха

Из фондов Музея-усадьбы П.И. Чайковского в Воткинске

Вышивкой украшали одежду: рубахи, сарафаны, фартуки (передники), головные уборы. Начиная с XVIII века, вышивкой начинают заниматься практически все слои населения, но в основном девушки-крестьянки. Каждая вышивка в то время имела свое особое значение. Чаще всего, вышитая на одежде, она служила оберегом. Для этого её наносили на ворот, грудь, рукава, подол.

Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Начинали работу на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.

Рукав женского костюма косинской группы удмуртов кон. XIX в.

Рубаха женская.

Луговые мари. Царевококшайский уезд Казанской губернии. Нач. ХХ в.

Из фондов Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева

Широкое распространение в орнаменте марийской вышивки получили изображения зверей и птиц. Среди них встречаются излюбленные мотивы птиц, коня, оленя и других живых существ. Они обычно комбинируются с растительными формами цветка, листа, ветки, с мотивом крючка, рогов в виде двух противоположных завитков. Олицетворение природы было связано с религиозным мировоззрением марийцев. Изображение животных и птиц имели магическое значение.

Платок женский свадебный.

Луговые мари. Уржумский уезд Вятской губернии губернии. Кон. ХIХ в

Из фондов Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева

Особого внимания заслуживает вышивка женских головных уборов, являющаяся наиболее стойкой и отличающаяся большим разнообразием узоров. В ней сохраняется традиционный орнамент, расцветка и характер исполнения. Ни один рисунок не является точным повторением другого, каждый из них имеет характер индивидуального почерка.

Скатерть

Вышивка на рукаве кофты

Из фондов Кировского областного краеведческого музея

Наиболее часто в украшенных вышивкой изделиях, хранящихся в Кировском областном краеведческом музее является растительный орнамент, который составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей, геометризированных растений и т.п. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину.
Основу вышивка на рукаве кофты составляет орнамент, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. Элементы имеют очертания геометрических фигур. Огромную роль в орнаменте играет цвет. Особенно любили использовать в вышивке цвет красный. Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Красный цвет в народной культуре был оберегом.

Вышивка на рукаве кофты

Из фондов Кировского областного краеведческого музея

Основу вышивки составляет орнамент, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. Элементы имеют очертания геометрических фигур. Огромную роль в орнаменте играет цвет. Особенно любили использовать в вышивке цвет красный. Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Красный цвет в народной культуре был оберегом.

Вышивка на рукаве кофты

Из фондов Кировского областного краеведческого музея

Иногда в качестве орнамента вышиваются буквы алфавита на старославянский манер.

Фрагмент поясной подвески. Горные марийцы. Конец 19 - начало 20 века

Вышивать умела каждая женщина, по вышивке судили об ее способностях. Традиционная вышивка выполнялась без предварительного рисунка по счету нитей холста. Вышивание требовало большого мастерства. Узор необходимо было расположить на определенной поверхности таким образом, чтобы не нарушить законы симметрии. Марийские женщины стремились как можно раньше научить своих дочерей искусству вышивания. Неумение вышивать считалось большим недостатком. По вышивке судили о трудолюбии девушки.

Фрагмент передника. Луговые марийцы. Начало 21 века

Фрагмент шейно-головного полотенца замужних женщин - шарпан. Горные марийцы. Конец 19 - начало 20 века

В марийской вышивке встречаются три типа орнамента: геометрический, растительный и животный (зооморфный). Геометрический орнамент - состоит из сочетаний фигур в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломанных и кривых линий, крестов, реже кругов, овалов и сложно-узорных мотивов. Узор строится из разных элементов. Растительный орнамент состоит из цветов, букетов, сложных и простых листьев. Вышивка идёт извилистой линией в виде волнообразной ветки с листьями и цветами. Зооморфный или животный орнамент изображается в виде головок коней, птиц направленных в одну сторону или обращенные друг к другу, часто комбинируются с растительными элементами в виде листьев, цветов и веток. Считалось, что если вышить на своей одежде животных, то это спасёт от беды. Часто вышивали утку и лебедя, так как считали, что утка дала начало роду мари, а лебедь - символ добра и красоты. Композиция и принцип размещения орнамента были подчинены форме, размерам и назначению украшаемого предмета

Вышитые рушники, скатерти

Из фондов Майнского историко-краеведческого музея

Вышивка – это ярчайшее явление народной культуры. Свой опыт, мастерицы передавали из поколения в поколение. В настоящее время традиции вышивания возрождаются.
Узоры образцов вышивки, представленных на выставке, отличаются большим разнообразием, гармонией изысканных форм и глубиной тайного смысла.

Кружево

Из фондов Государственного музея А.М. Горького

Вышивка

Из фондов Новомалыклинского районного историко-краеведческого музея

Из фондов Оренбургского губернаторского музея

Элементы шитого орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать, часто они выполняли роль заговоров и оберегов и язык их всегда был понятен людям. Символы — это информация, в основе их лежат сведения о строении Мироздания и процессах, происходящих в нём. Люди издавна считали, что если правильно использовать символ в вышивке, можно достичь конкретного результата: улучшить здоровье, уберечься от сглаза, порчи, укрепить отношения в семье.

Село Большая Ижмора Керенского уезда Пензенской губ. Вторая пол.19 в

Из фондов Пензенского государственного краеведческого музея

Со всех сторон вышита кайма из повторяющихся четырехугольных мотивов; на углах, расположенных при надевании спереди и сзади, рядом с каймой такие же мотивы сгруппированы по четыре и обведены особой узкой каемкой.

Основной цвет вышивки темно-красный с небольшими включениями зеленого, оранжевого, синего, кораллового цветов

Две работы Т.Г. Чагоровой Панно.1996 г., х/б ткань, батик горячий р.

Из фондов Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого

Пензенская художница Татьяна Чагорова в своих работах в технике "батик" большое внимание уделяет отражению традиций русского народа. Героини ее произведений "Святочные гадания" и "Плач невесты" одеты в нарядные платья с вышитыми узорами.

Рушники

Из фондов Радищевского краеведческого музея

Женская рубаха.

Предположительный период создания – 1891-1910 г.

Самарская губерния является уникальным регионом, поскольку именно здесь ярко прослеживается влияние как северных, так и южных традиций пошива одежды. Проживая на одной территории, люди неизбежно перенимали традиции других народностей.
Интересным экспонатом в коллекции музея является женская рубаха. Предположительный период создания – 1891-1910 г. Была приобретена 13 июля 1922 года в с. Березовый Солонец Сызранского уезда Симбирской губернии (сейчас - Ставропольский район Самарской области) за 30 ф. муки, отпущенной для этого Губкомголодом (Самарский губернский комитет помощи голодающим).

Картина народного художника Мордовии И.И.Сидельникова

Из фондов Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи

Образцы мокшанских и эрзянских вышивок

Из фондов Мордовского краеведческого музея им. И.Д. Воронина

Женские головные уборы, украшенные богатой вышивкой

Из фондов Сарапульского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Крестильная рубашечка

Из фондов Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского

На выставке представлена крестильная рубашечка из тонкой кисеи с кружевами, атласным бантом и вышивкой гладью служила четырем поколениям семьи Чернышевских. В 1833 году в ней крестили Ольгу Сократовну Чернышевскую, в 1858 году – Михаила Николаевича Чернышевского, в 1891 году Марианну Михайловну Чернышевскую, в 1915 году правнучку Н.Г. Чернышевского, Валентину Сергеевну.

Мешочек – сумочка

Из фондов Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского

Мешочек – сумочка из зеленого шелка предназначался для театра. Принадлежал Екатерине Николаевне Пыпиной, двоюродной сестре Н.Г. Чернышевского. По бокам и в центре вышивка, которая сделана рукой Евгении Николаевны Пыпиной. Вышивка гладью. Черный шелк, цветные нити. Середина 19 века.

Образцы традиционной народной вышивки

Вышивка была одним из основных занятий женщин. К вышиванию приучали с детства, вышитые вещи (предметы одежды, ткани для интерьера дома) входили в приданое. По тому, насколько красиво и аккуратно вышивала девушка, судили о её способности вести домашнее хозяйство. Умелые вышивальщицы считались самыми завидными невестами.
Интересный экспонат – рушник, изготовленный монахинями-белошвейками Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Женские монастыри были центрами золотошвейного и белошвейного искусства. Здесь украшались вышивкой церковные ткани, а также делались работы по светским заказам.

Из фондов Краеведческого музя г.о. Сызрань

В народном искусстве орнаменты являются не просто украшением. Все знаки имеют определённое значение. Орнамент воспринимался своеобразным рисунчатым письмом. Письмо это было не простое, а священное и предназначалось высшим силам, от которых люди зависели, и потому значение орнамента было магическим Орнамент – это заклинание, но не словесное, которое действует временно, а нарисованное, и потому действующее постоянно.

Чувашская и русская национальная вышивка начала и середины 20века

Из фондов Сурского районного историко-краеведческого музея


Мужская рубаха 1950-х гг.

Передняя планка рубахи и низ рукавов украшены вышивкой, традиционной для чувашского костюма.

Национальная чувашская вышивка

Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова

Как правило, орнамент чувашской вышивки имеет строго геометрическую форму. Рисунки представляют собой розетки. Вышивка плотная, при этом не имеет узлов. То есть с обеих сторон выглядит одинаково.
Чаще всего в вышивке используются сочетания белого, красного и чёрного цветов. Белый цвет нитей в старинных чувашских узорах отсутствовал, но его заменял фон, который обозначал чистоту и мудрость. Чёрный цвет заключает в себе двойственную трактовку: он может символизировать земледелие или связь жизни и смерти. Красный подразумевает огонь, источник счастья, желтый — солнце, зеленый — жизнь и плодородие, синий - волшебство.

Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова

Жениховый платок

Из фондов Чувашского национального музея


Из фондов Чувашского национального музея

Вышивание — самый массовый вид декоративно-прикладного искусства в Чувашии. Еще в начале XX века этим мастерством владели все чувашские девушки. К рукоделию девочек приобщали в 5-летнем возрасте. С 12–14 лет они осваивали более сложные приемы и к совершеннолетию должны были подготовить достойное приданое. Чувашская вышивка, единственная в своем роде, не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково.

Читайте также: