Палитра цветов pantone описание особенности применения

Обновлено: 18.09.2024

Цветовая модель Пантон, система Pantone Matching System — это широко используемая стандартизованная система идентификации и подбора цвета, общепризнанный международный стандарт в издательском деле и офсетном производстве.

Идея стандартизации цвета в том, чтобы независимо от используемого оборудования позволить дизайнерам точно воспроизвести нужный цвет, лишь указав его номер. С середины XX века компания выпускает каталоги эталонных цветов (цветовые веера Pantone, пантонники). Каждый цвет из каталога имеет свой код идентификации и пропорции составляющих его базовых красок.

Цвет в каталога Pantone — нанесённая в один прокат готовая краска, предварительно смешанная из базовых цветов в точно заданной пропорции.

Таблица цветов Pantone

В таблице представлен Pantone Color Bridge Coated Process. Данный каталог цветов содержит лишь ближайшие CMYK и RGB аналоги к смесевым цветам. Далеко не каждый цвет из палитры Pantone возможно передать триадными красками, — цветовой диапазон смесевых цветов Pantone гораздо шире, чем у триадных красок CMYK.

Стандарт Pantone был разработан в 1963 году в американской полиграфической компании Pantone Inc. Необходимость разработки такой системы была связана с особенностями полиграфического производства.

Тонкости полноцветной полиграфии

В типографиях для полноцветной печати используют процесс последовательной прокатки печатных форм четырьмя красками из палитры CMYK (голубым, пурпурным, жёлтым и черным). Современное полиграфическое оборудование позволяет нанести в каждую точку слой краски строго заданной толщины. В результате, в зависимости от толщины (плотности) каждой краски в каждой точке печатного листа, можно получить очень широкую гамму цветов. Например, баклажановый цвет получится, если в одной точке смешать 26% голубого (cyan), 99% пурпурного (magenta), 12% желтого (yellow) и 52% черного (обозначаемого буквой “k” в палитре CMYK). Если посмотреть под большим увеличением на отпечатанную в типографии цветную картинку, то можно увидеть, что каждая точка изображения состоит из четырех точек цветов палитры CMYK напечатанных с разной плотностью (толщиной слоя краски). В мозгу человека эти точки сливаются, что и создает ощущение конкретного цветового оттенка.

По технологии последовательного нанесения четырех красок CMYK можно получить не любой цвет. Например, таким образом нельзя получить флуоресцентные цвета или цвета с металлическим блеском: золотистый, серебряный, бронзовый. Кроме того, заданное в палитре CMYK соотношение базовых красок может дать сильно отличающиеся цвета, в зависимости от свойств материла, на котором производится печать. Один и тот же CMYK-цвет, напечатанный на плотной глянцевой бумаге и на рыхлой мелованной, будет совершенно по-разному восприниматься даже людьми со средним цветовосприятием. Еще одна проблема заключается в том, что в каждой типографии используют свои краски, которые соответствуют стандарту CMYK, но все же могут отличаться по своим свойствам в пределах допустимых отклонений. Специалисты каждого полиграфического предприятия настраивают свое оборудование в соответствии с используемыми материалами и характеристиками печатных машин. Эти проблемы и постарались решить в компании Pantone Inc.

Описание системы Pantone

За основу цветовой шкалы в стандарте Pantone взято 14 базовых красок, которые смешиваются для получения нужного оттенка, и только потом – уже в виде готового цвета – наносятся на материал. Такой цвет называется спотовым или плашечным. Для выбора конкретного плашечного цвета в Pantone разработали образцы с нанесенным на них покрытием одинаковой толщины конкретной, смешанной предварительно краской. Используя цветовые образцы Pantone, заказчик моет быть уверенным, что его поймут правильно и требовать соответствия итогового цвета, независимо от того, как настроено оборудование типографии и какие краски и материалы используются. Фактически, стандарт Pantone позволил переложить проблемы типографии с плеч клиента на плечи специалистов.

В каждой типографии есть свои таблицы для перевода значений цветов Pantone в цвета CMYK с учетом используемых материалов, красок и особенностей оборудования. При необходимости напечатать цвет, который невозможно или очень сложно получить в CMYK, типография может приготовить соответствующую краску отдельно и прокатать печатный лист дополнительный раз только этой краской, оставив предварительно на нем место под выделенный цвет. Часто такое происходит при печати брендированных материалов (упаковка, рекламные материалы), в которых используется уникальный цвет, придуманный маркетологами для повышения узнаваемости торговой марки. Плашечные (спотовые) цвета используются также там, где важно максимально усложнить подделку. Например, при печати денег и ценных бумаг.

Использование Pantone

Печать чистым пантонным цветом приводит к удорожанию тиража, но иногда это позволяет и сэкономить. Например, когда необходимо изготовить тираж двуцветной продукции. Один из цветов, например, черный – для текста, а второй – смесевый для логотипа или заголовков. В этом случае использование заранее подготовленного пантонного цвета позволит напечатать тираж в две проходки (черным и пантоном) вместо стандартных четырех.

Для удобства выбора и сравнения цветов компания Pantone Inc выпускала их образцы на кусочках плотной бумаги размером 15 на 5 см. Сегодня принято собирать коллекции образцов цветов Pantone в стопки и скреплять их в углу. Получается веер, который удобно носить с собой, не беспокоясь о том, что какие-то карточки затеряются. На каждой карточке с образцом цвета печатается его номер по каталогу Pantone. Это позволяет однозначно определить цвет при удаленных переговорах (например, по телефону).

В 2007 году компания Pantone Inc купила фирму X-Rite Inc, которая специализируется на разработке и производстве оборудования и программного обеспечения для управления цветовоспроизведением.В частности, X-Rite Inc производит оборудование для калибровки фотокамер и мониторов в соответствии с различными цветовыми стандартами.

X-Rite Inc сегодня является главным производителем пантонных вееров. Пантонные веера ими предлагаются в нескольких модификациях. Основной набор включает в себя веера для глянцевой и для офсетной бумаг. На карточках напечатаны соотношения цветов CMYK для получения соответствующего оттенка на полиграфическом оборудовании. Выпускаются также наборы цветов Pantone c нанесенными на каждую карточку кодами соответствия данного цвета цветам из других стандартов. Так, например, востребованными являются справочники с переводом цветов Pantone в палитру RGB, используемую в качестве стандарта экранных цветов.

Нужно ли покупать пантонный веер?

Фирменные веера-справочники Pantone – недешевый продукт. Так, например, набор цветовых справочников (веера) Color Bridge Set Coated & Uncoated (перевод Pantone в CMYK, глянцевая + немелованная бумаги) стоит 24 990 рублей. Компания Pantone Inc рекомендует обновлять веера ежегодно в связи с тем, что за год цвет на карточке справочника моет потускнеть. Время от времени Pantone Inc добавляет новые цвета в свои справочники. Последнее добавление было в 2016 году, когда справочник Pantone был расширен на 112 новых цветов. Теперь он содержит 1867 смесевых цветов.

Несмотря на то, что стандартом Pantone руководствуются большинство дизайнеров и полиграфистов США и всех стран Европы, на практике можно столкнуться и с другими системами стандартизации цветов. Упоминавшийся выше стандарт RAL и соответствующие ему справочники-вееры используются производителями строительных красок и, соответственно, в магазинах, где краску конкретного цветового оттенка могут изготовить по заказу покупателя на месте. В компаниях, которые производят полиграфическую продукцию на японском оборудовании, могут использоваться справочники стандартов. В шведских, норвежских и испанских компаниях принято использовать цветовой стандарт NCS.

Покупка пантонного или другого справочника-веера обоснована для полиграфических предприятий и тех, кто профессионально занимается дизайном или регулярно производит большие заказы в типографиях. Рядовым клиентам лучше выбирать цвета по справочникам, предоставляемым непосредственно в той компании, где будет размещаться заказ.

При печати цветные изображения воспроизводятся посредством поочередного наложения триадных красок: голубой, пурпурной и желтой и черной (CMYK). Их сочетание позволяет передать большое количество оттенков, но возможности цветовой модели CMYKне безграничны.

Для достижения при заказе полиграфической продукции наиболее ярких, реалистичных результатов цветопередачи, для создания различных эффектов и для нахождения общего языка между заказчиком и дизайнером используются каталоги фирмы Pantone.

Справочник Pantone – что это

Цветовая палитра Pantone – это система подбора цвета для печати смесевыми красками. Смесевыми (в отличие от триадных) называют печатные краски, смешанные еще до запуска в работу, используемые в готовом виде для печати плашечных изображений. Плашки — это области изображения, в которых используется только одна краска.

Все цвета в системе Пантон пронумерованы и представлены в специальных справочниках – веерах, предоставляемых производителем. В продаже есть справочники для разных материалов: для ткани, пластика, бумаги, причем существуют справочники для офсетной, мелованной глянцевой и мелованной матовой бумаги.


Помимо вееров, информация представлена и в электронном виде, поэтому дизайнеры имеют возможность экспортировать ее во все основные программы.

Бриф не содержит такой конкретики, потому что зачастую заказчик на этапе его заполнения сам не имеет четкого представления о том, чего он ждет от дизайнеров. Ответы на вопросы, содержащиеся в анкете, помогут исполнителям лучше понять и оправдать ожидания клиента.

В целом бриф ориентирован на аспекты рекламного продвижения, влияющие на дизайн.


При разработке, например, фирменного стиля заполняют только один бриф, а ТЗ могут различаться для каждого варианта его применения: визитки, бланка, конвертов и прочего, — потому что при печати полиграфической продукции имеет значение формат, объем, тираж, используемые материалы, которые будут отличаться для каждого из вариантов.

Использование этой палитры при разработке дизайна полиграфии удобно тем, что позволяет избежать разнооттеночности при печати плашек, а также дает возможность создавать нужный цвет изображения за один прогон, а не за 2, 3 или 4. Это дает экономию, очень важную при заказе полиграфической продукции.


Производитель Pantone предлагает цветовые решения не только для дизайна полиграфии, но и для дизайна одежды, интерьеров, производства пластиковых изделий, окрашенных в массе.

Краска Pantone: особенности применения

Выбирая цвет при создании дизайна полиграфии, необходимо учитывать запечатываемый материал, освещение в помещении, угол обзора будущего оттиска. Также очень важно обратить внимание на постпечатную обработку. К примеру, матовая ламинация, как и покрытие водным лаком, существенно меняет цвет изображения.

Перед печатью смесевыми красками валики печатной машины и красочный аппарат особенно тщательно промывают, чтобы не было искажения.

При заказе пантонных красителей необходимо наиболее полно сообщить информацию об условиях печати и послепечатной обработки, также желательно не просто назвать номер по справочнику, а предоставить свой каталог, потому что они могут различаться.

При получении готовой продукции нужно не только ознакомиться с ее технологическими характеристиками (цветовое различие, удельный расход и пр.), но и посмотреть на образец произведенной краски, нанесенной на бумагу.


Узнайте историю самой знаменитой компании Pantone и поднимите себе настроение нашей подборкой худших названий цветов!

Что такое цвета Panton?

Вы наверняка видели модные цветные карточки Pantone в Инстаграме, Пинтресте и на многих других площадках для творческих людей. Pantone — это компания, которая в 1963 году произвела революцию в полиграфии. Она создала инновационный инструмент, позволяющий точно выбирать, передавать и воспроизводить постоянные и точные цвета в любой точке мира.

Цветовая палитра Pantone – это система подбора цвета для печати смесевыми красками (печатные краски, смешанные еще до запуска в работу и используемые в готовом виде для печати плашечных изображений). Плашки — это области изображения, в которых используется только одна краска.

Все цвета в системе Pantone имеют свой номер и название. Когда клиенты обращаются в Pantone, они получают специальный справочник-веер со всеми желаемыми оттенками. В продаже есть справочники для разных материалов: ткани, пластика и всех видов бумаги. Помимо вееров, наилучшее цветовое решение можно найти в электронном виде, поэтому у дизайнеров есть возможность экспортировать цвета во все основные программы.


Кто придумывает названия цветам Pantone?

Палитра смесевых цветов Pantone включает 3026 смесевых цветов и 5007 цветов CMYK. Согласитесь, что придумать названия всем этим цветам непросто? Если называть цвет темно-синим, а следующий темнее темно-синего, создастся невероятная путаница. Команда института Pantone придумала необычное и удобное решение — назвать цвета всем, что нас окружает. Истоки названий для цветов исходят из общих терминов языка, названий растений и цветов, животных и минералов, культур, природных и погодных условий и даже причудливого воображения дизайнеров.

Некоторые цвета Pantone названы в соответствии с эмоциями, которые возникают при взаимодействии человека с цветом. Например, такие имена, как Лимузин, Черная икра, Изумруд, Темный сапфир, Королевская драгоценность, Пурпурное царство и Античная бронза, явно вызовут у потребителя чувство роскоши.

Самые худшие названия за историю


Не всегда названия цветов получались удачными. Среди всех цветовых оттенков выделяются те, чьи названия вызвали смешанные эмоции пользователей. Мы собрали подборку самых худших названий за всю историю Pantone.

Не знаем, что именно имели в виду Pantone, называя голубоватый оттенок Кнопкой холостяка…Попробуйте сделать свои предположения:)


Эти два цвета имеют явные претензии к Pantone и были замечены компанией в плохом настроении. Тяжело работать, когда у цветов сложный характер.




Pantone, где вы это увидели?



Уровень осведомленности Pantone о животном мире поражает.


Бедная блоха со всех сторон была тщательно рассмотрена под микроскопом!


Сколько времени потребовалось, чтобы это выдумать?


Заключение


Какими бы забавными ни были цвета Pantone, стоит признать, что компания сделала огромный вклад в индустрию дизайна, индустрию производства красок, текстиля и пластика. Сегодня система цветов Pantone — самая важная в мире система согласования цветов.

Читайте также: