Период в истории османской империи получивший свое название благодаря моде на разведение тюльпанов

Обновлено: 18.09.2024

В 1720 г. французский посол в Стамбуле маркиз де Боннак добился посылки первого турецкого посольства в Париж. Среди достопримечательностей, которые привлекли внимание чрезвычайного посла Челеби-заде Мехмед-эфенди и его сына Сейида Мехмед-эфенди, секретаря посла, и произвели на них глубокое впечатление, были дворцовые парки и сады, особенно тюльпановые. По возвращении в Стамбул они рассказали об этом великому визирю Ибрагим-паше, а тот в свою очередь султану Ахмеду III.

В результате в дворцовых кругах началось увлечение садоводством. Султан Ахмед III, Ибрагим-паша, османская знать и даже средние слои общества разбивали обширные цветники, состоящие только из тюльпанов. Вдоль Босфора и Золотого Рога были разбиты огромные сады тюльпанов. В Стамбуле культивировалось несколько сот сортов (более 800), и луковицы лучших из них стоили баснословно дорого (например, сорт Руммами – 400 курушей, иранский сорт Махбуб – до 1 тыс. курушей).

Как мы помним, в сериале "Великолепный век" тюльпан был символом династии Османов. Украшения в виде тюльпанов могли носить только члены династии. Султаны дарили своим Хасеки такие украшения, чтобы подчеркнуть особый статус любимых женщин.

Тюльпан - символ счастья и любви. На языке цветов подаренный красный тюльпан означает признание в любви, желтый - пожелание счастья, белый - знак того, что даритель просит прощения.

Этот весенний цветок действительно был символом правящей династии Османов. В XI веке этот цветок стал символом культуры турков-сельджуков. Позже - символом Османов.

Кстати, родиной тюльпанов ошибочно считают Голландию. Родиной цветка является именно Турция. Долгое время луковицы тюльпанов запрещалось вывозить за пределы Османской империи, за это даже грозила казнь. Лишь XVI веке цветок появился в Голландии.

Почему именно тюльпан - символ Османов?

В османской идеологии тюльпан символизировал мир, спокойствие, обновление и в то же время мистические духовные переживания. Цветок считался священным.

Военные, отправлявшиеся на войну, обязательно использовали изображение тюльпана в качестве оберега, прикрепляя его к щиту или на шлем.

Великолепный век~Империя Кесем Султан

Великолепный век~Империя Кесем Султан

Великолепный век~Империя Кесем Султан запись закреплена

Эпоха тюльпанов (Lale devri) — период в истории Османской империи, получивший своё название благодаря моде на разведение тюльпанов. Началом этого периода принято считать заключение Османской империи мира с Австрией и Венецией (1718 г.), окончанием — восстание в Стамбуле в 1730 г. Эта эпоха характеризуется приобщением к науке, культуре, экономике и архитектуре Европы. В древних литературных персидских произведениях цветок был назван "дюльбаш" — тюрбан (так называли на Востоке головной убор, напоминающий по форме цветок). Цветы тюльпанов очень любили турецкие султаны. Тюльпан почитался как священный цветок, "на дне" луковицы которого находится счастье. Он символизировал гармонию и всё прекрасное. Турецкие мастера любили изображать его на страницах поэтических книг, на тканях и коврах. Орнаменты с изображением тюльпанов украшали одежду, оружие, стены мечетей, ковры, посуду. В сералях ежегодно справляли праздник тюльпанов, выращенных жёнами и наложницами султана. В то время луковицы редких сортов тюльпанов стоили дороже золота; покупать и продавать их можно было только в столице. Отчаянные, но небогатые любители тюльпанов рисковали жизнью — воровали цветы из садов султана и его придворных.

Тюльпан появился в Азии и с глубокой древности был известен кочевникам, населявшим территории нынешних Казахстана и Ирана. Особенно ценили его в Персии. Здесь тюльпан считался геральдическим знаком, символом царственности, любви, а позже — символом Рая. Тюльпан воспевали в стихах (самые ранние письменные упоминания можно найти в произведениях начала XI века), с ним сравнивали красивых девушек. Османы вскоре начали культивировать тюльпан у себя на родине. А всерьёз за создание новых декоративных сортов (за короткий срок их появилось около 300) османские садовники принялись во времена правления Сулеймана Великолепного (1520 – 1566). Европейцев, посещавших в те времена Османскую империю, поражали её сады и страстная привязанность жителей к тюльпанам. Германский посол Бусбек (1544 г.) записал: "Нам везде встречалось множество нарциссов, гиацинтов, и цветов, которые османы называют "тулипам". Нарциссы и гиацинты цветут в изобилии, их аромат настолько сильный, что с непривычки начинает болеть голова. Тюльпан же совсем не пахнет или издает только очень слабый аромат. Османы тщательно ухаживают за этими цветами. При всей их расчётливости им ничего не стоит уплатить большие деньги за особенно красивый цветок".

На территории Топкапы, главной резиденции султанов, располагался известный во всем мире Сад тюльпанов. Правящие династии восхищались простотой и изяществом тюльпана и превозносили его выше других цветов. Был особый османский тюльпан — алый цветок с заострёнными лепестками, который можно было увидеть только в Стамбуле. Стамбульские тюльпаны считались тем красивей, чем выше и тоньше были лепестки. Их сравнивали с остриями сабель, с изгибом женских бровей или с изящными арабскими буквами. Персидский поэт Хафиз писал о тюльпане: "С его чистой прелестью не может сравниться даже сама роза". Согласно легенде, персидский принц Фархад без памяти любил прекрасную девушку Ширин, с которой не мог быть вместе. Завистливые соперники пустили слух, будто его возлюбленная убита. Обезумев от горя, Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где его кровь попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви — тюльпаны. Во время существования Османской империи из-за того, что цветок тюльпана имел священное значение, военные, отправляясь на войну, обязательно использовали изображение тюльпана на сбруе лошади, военном шлеме и на щите. Считалось, что изображение тюльпана защитит воина от ранений и гибели.

Становление и расцвет Эпохи тюльпанов: под руководством султана Ахмеда III и Великого визиря Невшехирли Дамада Ибрагима-паши Османская империя встала на путь новой политики, ознаменовавшейся культурными реформами. В Париж, Лондон и Вену были отправлены временные посольства. Деятельность османских дипломатов способствовала развитию интереса к картографии, книгам, европейской прессе, активизировала работу по переводу сочинений европейских авторов по истории, географии, астрономии, стимулировала личные связи османских сановников и улемов с европейцами.

Сайидом Эфенди и Ибрагимом Мютеферриком была открыта первая турецкая типография. Это открытие стало результатом работы посольства во Франции. Идея книгопечатания появилась у Ибрагима Мютеферрика много раньше. Уже в 1719 и 1724 гг. он изготовил клише и отпечатал карты Мраморного и Чёрного морей, которые подарил Великому визирю. Однако для создания типографии существовало несколько препятствий: султанский указ запрещал христианским типографиям использовать арабский шрифт; переписчики рукописных книг с открытием типографии опасались остаться без работы. Все эти проблемы были решены после возвращения посольства из Франции. Сын посла Сайид Эфенди стал ярым сторонником книгопечатания и соратником Ибрагима Мютеферрика.

Широко развивалось строительство и садово-парковое искусство. В Стамбуле появились многочисленные дворцы султана, визиря и прочих министров Порты. В окрестностях города были разбиты новые парки и сады с мраморными бассейнами и фонтанами. Была построена загородная резиденция султана — Саадабад, спроектированная по планам Версаля и Фонтенбло. Под влиянием барокко менялся весь архитектурный османский стиль. Классическим примером является фонтан Ахмеда III перед дворцом Топкапы в Стамбуле. Этим союзом двух стилей пронизан весь XVIII век.

Повсеместно устраивались пышные праздники, включавшие в себя развлечения европейцев: загородные прогулки, катание на лодках, пиры. Модными стали и праздники цветов, особенно популярны были тюльпаны. Их клубни ввозились в страну в огромном количестве из Голландии. Тюльпан воспевался в поэзии, его мотивы использовались в живописи. По сей день в современной Турции тюльпан считается воплощением совершенства и красоты. "Turkish Airlines" украшает фюзеляжи своих самолётов изображением тюльпана. Тюльпан является неофициальной эмблемой Турции, используемой туристическими агентствами.

Европейское мышление повлияло и на развитие медицины. Стали появляться приверженцы Парацельса. Проводником идей Парацельса в Османской империи был Омер Шифаи. Он знал европейские языки и перевёл с латинского книги Парацельса. В них Шифаи выступает как поборник европейской фармакологии и химии. Впервые была проведена вакцинация против оспы.

Развивалась промышленность. В Стамбуле были открыты керамические мастерские и бумажная фабрика, предложено множество проектов по реорганизации армии, однако большинство из них было отвергнуто. Один проект всё же нашёл отклик в Порте: в Стамбуле для борьбы с пожарами была создана пожарная команда, состоявшая преимущественно из янычар.

Известные личности Эпохи тюльпанов:

— Невшехирли Ибрагим-паша: Великий визирь Османской империи. Именно благодаря его идеям получила своё начало Эпоха тюльпанов.

— Адмирал Мустафа-паша: зять Ибрагима Невшехерли; прославился благодаря созданию 44 сортов тюльпанов.

— Ахмед Недим: османский поэт. Его творчество связывают с преодолением персидского влияния и поиском аутентичной тюркизации.

— Абдулджелил Левни: османский миниатюрист, запечатлевший в своих альбомах Эпоху тюльпанов.

Конец эпохи: Эпоха тюльпанов требовала огромных затрат, из-за чего постоянно повышались налоги и цены. Среди ремесленников и торговцев возникло недовольство, перешедшее в бунт. К рядам недовольных примкнули и янычары, которых не радовала обстановка в начавшейся в 1730 г. войне против персов. Произвол властей лишь накалял обстановку. Бунт вылился в восстание, возглавляемое албанцем Халилом. Великий визирь был свергнут и убит; султан Ахмед III низложен; введённые ими налоги и пошлины были отменены. Восстание Патрона Халила положило конец Эпохе тюльпанов.

В настоящее время в Стамбуле ежегодно в начале апреля проводится Фестиваль тюльпанов (Istanbul lale festivali) — знаменитый на весь мир красочный цветочный фестиваль, который привлекает в Турцию множество туристов. Этот праздник проводится каждую весну примерно в течение месяца. Ежегодно в апреле Стамбул становится тюльпановой столицей мира. Обычай праздновать фестиваль тюльпанов — дань многовековым традициям и стремление восстановить историческую справедливость (родина этих прекрасных цветов — на Босфоре, а не в Голландии). Тюльпаны в Турции принято дарить счастливым людям и тем, кому горячо желают счастья, и не важно, по какому поводу – на праздник или просто так.


И в самом деле, султан знал толк в жизни, точнее, в той тонкой восточной неге, которая превращает действительность в радужный дымчатый сон. Ахмет любил женщин и поэзию, с удовольствием выводил кистью на шелке и бумаге пышные гирлянды цветов, отдавая предпочтение тюльпанам, строил красивые мечети и разбивал прекрасные сады. Берега Золотого Рога он украсил ожерельем роскошных павильонов в китайском и французском стиле и для отдохновения от государственных дел беспечно посиживал в них, окруженный любимыми наложницами, слушая сладкогласных поэтов и набивая пастилой и халвой рот наиболее отличившемуся.

Зимой султан развлекался замысловатыми спектаклями китайского театра теней, после которых гостям раздавали сладости, драгоценные камни и почетные халаты. Летом смотрел потешные морские бои и фейерверки. А весенними вечерами, в сопровождении придворных и музыкантов, Ахмет прогуливался по увешанному фонариками дворцовому саду, осторожно ступая среди сотен черепах, ползавших среди тюльпанов с зажженными свечами на панцирях.

Благоденствуя на престоле, Ахмет III и не думал о воинских подвигах. Однако именно ему довелось в 1711 году выиграть войну с Петром I и вернуть Турции потерянный Азов!

Еще некоторые факты:

Ахмет III (1673-1730), двадцать третий султан Османской империи. Его правление ознаменовалось началом эпохи просвещения и реформ по западному образцу. Правительство Ахмеда III предприняло меры по преодолению отставания Османской империи от европейских держав. Так, по указанию султана во Францию было отправлено посольство, от которого требовалось изучить устройство французского государства, его достижения в области науки и культуры, ознакомиться с бытом французов.

***
В 1709 г. Ахмет III предоставил убежище шведскому королю Карлу XII, разбитому под Полтавой. Благодаря шведским интригам в 1710 г. началась война Османской империи с Россией. В ходе Прутского похода 1711 года русская армия была окружена превосходящими силами турок. Согласно заключенному Прутскому миру Россия возвратила Турции Азов.

***
Другие войны Ахмета III были не столь удачны. В 1715 г. Турция начала войну с Венецией и сравнительно легко оккупировала Морею. Но пришедшие на помощь венецианцам австрийские войска под командованием Евгения Савойского нанесли туркам ряд поражений и взяли в 1717 году Белград. Война закончилась 21 июля 1718 года Пожаревацким договором, согласно которому Турция уступала Австрии Северную Сербию с Белградом, Банат, Северную Боснию и Малую Валахию, но сохраняла завоеванную у Венеции Морею.

***
В 1720-е Ахмет III воспользовался смутой в Иране в связи с вторжением туда афганцев и захватил значительные территории в Закавказье и Западном Иране. Но затем турки потерпели поражение от афганского правителя Ашрафа. Слухи об этом поражении стали поводом к восстанию жителей Стамбула, недовольного высокими налогами и коррупцией. К этому восстанию присоединились янычары, что привело к свержению Ахмета III (1730). Он умер в 1736 г., в темнице, как полагают, от отравы.

***
В Стамбуле, насчитывающем более 400 фонтанов, фонтан султана Ахмета III считается одним из красивейших.

Фонтан Ахмета III (справа)


________________________________________ _______________________
Вышла моя книга "Последняя война Российской империи" (см. описание книги и цены)
Мой сайт Забытые истории — всемирная история в очерках и рассказах

Читайте также: