Плоды образуются на месте цветков

Обновлено: 18.09.2024

Цель: Создание условий для развития познавательных интересов в области биологии и формирование навыков практической деятельности обучающихся через реализацию технологии проектного обучения.

1. Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном генеративном органе цветкового растения,

2. Развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; самостоятельно работать с текстом; сформировать умения по классификации плодов; формировать навыки практической деятельности изучения цветковых растений через создание коллекции плодов и семян.

3. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде Воспитывать коммуникативные качества, работа в группах.

4. Развитие УУД: Личностные : готовность к самообразованию, самовоспитанию.

Коммуникативные : умение работать в группах, аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог;

Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.

Регулятивные : осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: натуральные объекты, лист самооценки, презентация

1. Организационный этап.

Добрый день, ребята!

-Ученые заметили, что человек лучше усваивает информацию, если в нём преобладают позитивные эмоции.

-Поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и начинаем наш урок.

Ребята, обратите внимание на девиз сегодняшнего урока

«На уроке, как в лесу

Едва-едва отвлёкся – все ушли вперед.

На столах у каждого из вас лежат листы самооценки, не забудьте в конце урока по 5-ти бальной шкале оценить свою работу на уроке.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

-Вы уже знаете, что растение – это живой организм. Он питается, дышит, растет, развивается и размножается. Эти функции выполняют органы, из которых состоит тело растений.

-Давайте вспомним что такое орган?

-На какие 2 группы по выполняемым функциям можно разделить все органы растений? (вегетативные, генеративные)

-Вегетативные органы? Назовите их?

-С особенностями строения, какого из генеративных органов мы познакомились на прошлых уроках? (цветок)

-Ребята, а для чего нужны цветы в природе?

3. Постановка учебной задачи

- Я пришла к вам на урок с корзиной в ней находится то, что будет являться предметом нашего изучения. Найти ответ на этот вопрос вам поможет загадка:

Учитель загадывает загадку:

Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал –

На землю пал.

- Так, что находится в корзине?

-Молодцы, действительно в корзине у меня находятся плоды растений.

Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока: (корректировка темы)

Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке? (Слайд 2)

(Узнать: что такое плод? какие плоды бывают? многообразии плодов и их классификации).

Сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании и значении , а также выполним проект – составим коллекцию плодов и семян цветковых растений. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос:

Давайте рассмотрим плоды растений лежащие у вас на столах, назовите их, внимательно рассмотрите. Все ли они одинаковые или есть отличия? Какие?

(размер, цвет, форма.)

Правильно, т.е вы назвали внешние признаки плодов -морфологические.

А теперь, опираясь на знания, которые вы получили, изучив особенности строения цветка, попробуйте сформулировать, что же такое плод?

Запись в тетради . Плод – это генеративный орган цветкового растения.

Какие процессы необходимы для образования плода?

Ответ: Процессы, необходимые для образования плода (слайд 5).

Образование цветка.

Оплодотворение

Образование плода (Слайд 6).

Давайте дополним наше определение.

Плод – орган размножения цветкового растения, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ!

А какое практическое значение плодов в природе? (образование семян)

- Давайте посмотрим, из каких основных частей состоит плод.

- Возьмите сливу- разломите пополам. Что наблюдаете? (семя)

- Т.е. главная часть – семя –зародыш будущего растения.

- А чем окружено семя? (мягкое содержимое). Околоплодник. Из какой части цветка он образовался? ( из пестика-завязи) . Т.О. околоплодник-это разросшиеся стенки завязи пестика.

Запись в тетрадь: ПЛОД= СЕМЯ + ОКОЛОПЛОДНИК

- Ребята, сливу вы легко разделили пополам? Почему? Правильно, т.к. околоплодник- мягкий. В биологии такой тип околоплодника называют сочным.

- А теперь тоже самое проделайте с грецким орехом. Получилось разломить этот плод пополам? Почему? Такой тип околоплодника называется сухой.

Итак, мы выяснили, что плоды разнообразны по форме, размерам, окраске, но всех их разделяют на группы : СУХИЕ и СОЧНЫЕ. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

- Приведите примеры растений с сухим и сочным околоплодником.

- А теперь возьмите виноград и разломите пополам, что наблюдаете? Сколько семян?

- Сравните со сливой.

- Оказывается плоды и сухие и сочные можно разделить еще на 2 группы: односемянные и многосемянные. Запись в тетрадь

- Приведите примеры односемянных и многосемянных плодов. Кто затрудняется может открыть учебник стр………

- Ребята, что нового узнали о таком органе как плод?

- Каковы общие признаки всех этих плодов? (Развиваются на месте цветка) - Что находится внутри плода независимо от того сочный он или сухой?(семена)

- А теперь, давайте приступим к следующей задачи урока и выполним проект - составим коллекцию плодов и семян цветковых растений. С какой целью? Где мы сможем использовать наш проект?

- Посмотрите коллекции плодов и семян, которые составили 6-тиклассники прошлого года, несет ли эта коллекция информационное пространство? Какие недостатки вы видите?

- Что бы вы хотели дополнить? Для чего?

- Для чего нужна информационная карта. Какие критерии выделите? Т.О. продуктом вашего проекта – создание информационной карты

- Давайте теперь определим основные этапы проекта. Проект –групповой, краткосрочный.

Защита проекта (обсуждение, что должны сделать на каждом из этапов)

-У каждой группы, на столах есть информация о растении. Вашей задачей будет составить информационную карту, по тем критериям, которые мы определили. Время выполнения (7 минут. )

Обобщение полученных знаний на уроке.

- Давайте вспомним тот вопрос, который мы поставили в начале урока и ответим на него.

На месте чего образуются плоды и для чего они нужны? (Слайд 14)

Плоды образуются на месте цветка.

Плоды нужны для распространения семян. (Слайд 15)

Давайте подведём итоги урока:

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

мне захотелось… (СЛАЙД)

Домашнее задание : п. 34-читать, поработать с таб классификации плодов , подготовится к защите проекта. Подготовить информации(1чел из команды) о удивительных плодах!

- Ребята, обратите внимание на экран настроения. В виде чего он изображен? (плод-яблоко). Но он бесцветный и некрасивый! Я хочу, чтоб вы преобразили этот плод. Для этого каждый из вас возьмите стикер (красный цвет – у меня все получилось, я много узнал, желтый – не которые вопросы остались не понятными; зеленый- не доволен результатами работы) и и прилепите его на плод. Спасибо за работу.

Однажды учёные поставили опыт: на груше­вом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной!

Выскажи предположение, почему это произошло.

Пчёлы питаются нектаром, но одновременно являются насекомыми-опылителями. Они переносят пыльцу с одного цветка на другой. Если опыления нет, то на растении не появляются плоды.

1. Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому?

Мы видим, что плоды клёна, берёзы или липы напоминают маленькие самолётики, они очень лёгкие и разлетаются на большие расстояния. Так эти деревья приспособились для распространения семян.

Плоды череды и репейника распространяются иначе. Они имеют колючки-крючочки, которыми цепляются за шерсть животных и одежду человека. И животные или человек, переносит эти плоды.

Плоды одуванчика тоже очень лёгкие, похожие на парашютики. Их разносит ветер, но по форме они отличаются от плодов деревьев. Ведь одуванчик трава и растёт у самой земли. Поэтому чтобы его семена могли путешествовать, они должны взлетать. Вот у них и выработалось такое приспособление к полёту.

2. Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать.

Плоды должны путешествовать потому, что растениям нужно расселяться на новых территориях. Там, где они растут, уже мало места для молодой поросли, ведь ей нужно открытое пространство. Чтобы добраться до него, плодам приходится путешествовать.

Как развивается растение из семени?

Покажи на модели процесс развития растения из семени. Проверь себя по тексту и рисунку учебника.

Изготовим модель, показывающую процесс развития из семени растения. Это можно сделать с помощью рисунка.

Модель, показывающая развитие растения для 3 класса

Сперва покажем простое семя, помещённое в землю. Над землёй можно нарисовать солнечные лучи и струи воды, имитирующие полив.

На следующей картинке покажем, как у семени появляется корешок.

Затем над поверхностью почвы появится росток, маленький, зелёный, с ещё не сформировавшимися листьями

Затем у ростка появляются листья.

И на последнем рисунке можно показать взрослое растение.

Обсудим!

1. Семя — это живое или неживое тело?

Семя — это живое тело, прежде всего потому что является одним из этапов развития растения, живого объекта. Семя дышит, ему нужно тепло и вода. И мы должны помнить, что в природе никогда не происходит превращения неживого в живое, а из семени появляется живое растение.

2. Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

Для прорастания семян требуется несколько условий: тепло, вода, воздух. В пакетике есть только тепло, но одного тепла недостаточно для того, чтобы семя начало прорастать.

3. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Пчёлы являются насекомыми-опылителями, они помогают образоваться плодам. Чем больше пчёл в саду, тем лучше будет урожай.

Проверь себя

1. Как происходит опыление у растений?

Опыление происходит при переносе пыльцы с одного цветка на другой.

2. Что образуется на месте цветков после опыления?

На месте цветков после проведения опыления образуется плод.

3. Как распространяются плоды растений?

Плоды распространяются с помощью ветра, с помощью животных или человека.

4. Какие условия нужны для прорастания семян?

Для прорастания семян нужны тепло, почва, свет, вода, воздух.

5. Как развивается растение из семени?

Сперва образуется корешок, потом появляется росток, распускаются листья. А потом росток превращается во взрослое растение.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: опыление.

  • Опыление — процесс переноса пыльцы, в результате которого завязывается плод.

2. Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

Зимой плоды многих деревьев и кустарников можно увидеть на снегу. Они покрывают снег под деревьями. Эти плоды могут пролежать на снегу всю зиму, но их часто растаскивают грызуны и птицы.

Весной снег тает, и ручьи подхватывают плоды и разносят на большие расстояния.

А также семена распространяются животными и птицами, которые съедают плоды.

3. Приготовь рассказ о том, как животные по­могают растениям размножаться (опыляют цвет­ки, распространяют плоды).

Многие животные помогают распространяться растениям.

Происходит это по-разному.

Например, насекомые опыляют цветки и помогают образовываться плодам. Таких насекомых называют опылителями. К ним относятся пчёлы, шмели, бабочки и многие другие летающие насекомые.

Многие плоды имеют крючки, колючки, с помощью которых цепляются к шерсти животных. Животное разносит эти плоды далеко от растения. Например, собака, к шерсти которой прицепился плод репейника, может унести его на несколько километров.

А также помогают распространяться семенам птицы. Они питаются плодами, а семена попадают в землю вместе с отходами жизнедеятельности. Птицы могут разносить семена на многие километры.

А также птицы могут прятать плоды, делая запасы на зиму. А потом забывать про них. Так часто случается с птицей сойкой, которая теряет спрятанные жёлуди.

Участвуют в распространении семян и животные, которые питаются плодами. Например, белка может утаскивать кедровые орешки в дупла и часть из них терять. Попадая в землю, орешки могут прорасти и дать жизнь новому дереву.

Смотри также:

На следующем уроке

Вспомни, какое значение для животных и человека имеют растения. Какие ты знаешь растения, внесённые в Красную книгу России? Какие растения вашего края нуждаются в охране?

Без растений невозможна жизнь, потому что они выделяют кислород, который нужен для дыхания. Также они образуют органические вещества из воды и углекислого газа, служащие пищей всем животным.

В Красную книгу внесены многие виды растительного мира, например, ландышей, тюльпанов, маков, безвременник. Многие деревья также внесены в Красную книгу.

В Московской области нуждаются в охране: ветреница лесная и дубравная, княженика, клюква, морошка, адонис весенний, медвежье ушко, толокнянка и многие другие.


Плод — это генеративный орган покрытосеменных растений, который служит для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян. Плод является конечным этапом развития цветка, видоизменённого в процессе двойного оплодотворения.

Плод образуется из завязи пестика, при этом в формировании плода могут принимать участие и другие части цветка (например, цветочная трубка, разросшееся цветоложе).

У травянистых растений (особенно у однолетних) практически все синтезируемые органические вещества используются развивающимися семенами и плодами, что ведет к истощению других тканей растений.

Созревание плода начинается с прекращения его роста, разложения хлорофилла и дубильных веществ, накопления в вакуолях пигментов, определяющих характерную для данного вида окраску плодов, разрушение пектинов, содержавшихся в оболочках клеток, что приводит к смягчению стенок плода. В сочных плодах уменьшается содержание кислот и увеличивается содержание сахаров. Поэтому спелые съедобные плоды имеют более приятный вкус, чем незрелые.

Созревший плод начинает отмирать: в плод обычно не поступают новые вещества, не делятся и не растут его клетки, постепенно ткани плода разрушаются и сгнивают. У большинства цветковых растений созревший плод опадает, он отмирает уже на грунте.


В образовании плода принимают участие различные части цветка, но прежде всего завязь. Семена же формируются из семяпочек.

Стенка плода всегда состоит из трех слоёв, эти три слоя могут быть хорошо различимы: к примеру, в плоде персика тонкий кожистый наружный слой — экзокарпий, съедобная сочная мякоть плода — мезокарпий, твёрдая косточка из каменистой ткани, окружающая единственное семя — эндокарпий. Их совокупность называется перикарпием (околоплодником).

У разных растений строение стенок плода имеет свои отличительные особенности.

Производительность семян и плодов разных цветковых неодинакова. Относительное соотношение массы и количества семян к массе родительского растения больше у травянистых растений.

Масса семян и плодов широко варьирует у разных растений. Например, зерновка пшеницы весит меньше одного грамма, а масса одного плода тыквы может достигать сотен килограммов.

Плоды очень разнообразны. Если плод развился из цветка, у которого был один пестик, то он будет считаться простым. Например, простые плоды у пшеницы, гороха и вишни.

При развитии плода из цветка с несколькими пестиками он будет называться сложным или сборным. Как у малины, ежевики и земляники.

Если у растений цветки собраны в соцветия, то у них могут формироваться соплодия. Это происходит из-за срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое.

Простые плоды могут быть сухими и сочными, вскрывающимися и невскрывающимися.

К сухим вскрывающимся относятся листовка, боб, стручок, стручочек и коробочка.

Листовка вскрывается и становится похожей на лист, отсюда и название. Если плод включает в себя не одну, а несколько листовок, он называется многолистовкой. Листовка может быть не только сухой, но и сочной.

Боб — сухой одно- или многосеменной плод, одновременно вскрывается по брюшной и спинной сторонам, благодаря чему его створки, раскрываясь, закручиваются, разбрасывая при этом семена в разные стороны, тем самым способствуя их расселению. Такими плодами обладают представители семейства бобовых.

Стручок — сухой, многосеменной плод, его семена расположены двумя рядами по обе стороны от тонкой ложной перегородки.

Коробочка — сухой плод, образованный в результате полного сращения нескольких плодиков.


К сухим невскрывающимся односеменным плодам относят ореховидные плоды: орех, орешек, желудь, семянку, крылатку и зерновку.

Орех — это плод с жестким деревянистым околоплодником. Такие плоды имеет, например, лещина.

Мелкие орехи называют орешками, они формируются, например, у гречихи.

Плод, состоящий из многих орешков, называется многоорешком или сборным орешком (например, у липы), такие плоды относят к сборным плодам.

Желудь отличается от ореха менее жестким околоплодником, который у своего основания окружен чашевидной плюской, образовавшейся из защитного покрова цветка.

Семянка имеет кожистый околоплодник, более мягкий, чем у ореха или желудя. Такие плоды характерны для представителей семейства сложноцветных (например, подсолнечника).

Крылатка представляет собой своеобразный тип плода, околоплодник которого по степени жесткости соответствует семянке, но, в отличие от нее, у крылатки по краям околоплодника имеется тонкий крыловидный кожистый или перепончатый вырост.

Зерновка имеет околоплодник, настолько тесно прилегающий к семенной кожуре, что срастается с ней. Злаковые (пшеница, рожь, ячмень и др.) имеют зерновку.

Сочные плоды — это костянка, ягода, тыквина, яблоко, земляничина.

Костянка и костянковидные плоды имеют околоплодник, дифференцированный на тонкий экзокарпий, толстый мясистый и сочный мезокарпий и многослойный деревянистый эндокарпий, образующий косточку.

Наиболее распространены однокосточковые костянки (персик, слива, вишня и др.), но существуют и многокосточковые костянки, которые называют сборными костянками (например, ежевика, малина и др.), их относят к сборным плодам.

Встречаются костянки не только сочные, но и сухие (например, плоды миндаля, грецкого ореха и кокосовой пальмы являются сухими костянками).

Ягода и ягодообразные плоды, в отличие от костянки, не имеют косточки. Индивидуальные особенности строения ягод различных растений (виноград, смородина, крыжовник и др.) весьма разнообразны.

Плод тыквина — одна из разновидностей ягоды, она характерна для тыквенных (огурец, дыня, арбуз и др.).

Яблоко — разновидность плода, в образовании которого, кроме завязи, участвуют другие части цветка: разросшееся цветоложе, основания чашелистиков, лепестков, нижние части тычинок.

Земляничина — разросшееся сочное цветоложе, на котором располагаются простые плодики — орешки.

К сборным плодам, как мы уже говорили, относится сборная костянка ежевики и малины, многоорешек или сборный орешек липы, плод лотоса, который представляет собой мясистое цветоложе, в которое погружены орешки; земляничина с многочисленными орешками.

В отличие от плодов, соплодия образуются из соцветий (ананас, инжир и др.), нередко соплодие включает в себя и ось соцветия.

Созрев, семена должны попасть в благоприятные условия и прорасти.

Для растения важно, чтобы созревшие семена оказались на большем или меньшем расстоянии от родительского растения и там проросли. Это важно по многим причинам. В первую очередь, этот фактор ограничивает или исключает внутривидовую конкуренцию, которая обычно более жесткая, чем межвидовая, поскольку особи одного вида нуждаются в одинаковых условиях произрастания, на ограниченной территории они мешают друг другу. Кроме того, это облегчает перекрестное опыление. Наконец, именно перенос семян обеспечивает расселение растения, что приводит к освоению ими новых территорий, а также обогащает видовое разнообразие растительных сообществ.


Относительно немногие растения распространяют свои семена самостоятельно. У большинства это осуществляют животные, человек или физические факторы (ветер или вода). Из-за специализированного приспособления к конкретному типу переноса и возникло такое разнообразие различных плодов.

Лишь у относительно небольшого числа покрытосеменных семена прорастают сразу после завершения созревания. Большая часть таких растений произрастает в условиях постоянно тёплого климата без резких температурных скачков.

Однако у подавляющего большинства цветковых растений перед прорастанием следует период покоя. Если условия неблагоприятны для прорастания, семена находятся в состоянии вынужденного покоя, который сопровождается максимальным замедлением физиологических процессов в структурах семени. Вынужденный покой позволяет семени дождаться сочетания благоприятных условий внешней среды и прорасти.

Для того чтобы вывести семена из состояния физиологического покоя, необходимо воздействие низких температур, что происходит при наступлении холодов. Если ранее низкая температура повышается, семена перестают готовиться к прорастанию и впадают в состояние вторичного покоя. Это предотвращает нежелательное преждевременное прорастание семян при кратковременном повышении температуры во время зимней оттепели.

Прорастание семян возможно только при благоприятном сочетании температуры, влажности и аэрации.

Для семян разных растений интенсивность этих факторов может быть различной, и она зависит от условий произрастания растений данного вида.

Период прорастания состоит из последовательных этапов — фаз прорастания. Всего можно выделить пять фаз: 1) фаза водопоглощения; 2) фаза набухания; 3) фаза роста первичных корешков; 4) фаза развития ростка; 5) фаза становления проростка.

Вначале из семени всегда появляется корешок. Вслед за корнем начинает развиваться побег, причем оба эти органа обладают противоположной реакцией на силу тяжести: у корня — положительный геотропизм, у побега — отрицательный. Это обеспечивает правильную ориентацию вегетативных органов в пространстве.

Все время, начиная с проклевывания семени и до формирования фотосинтезирующих вегетативных органов, развивающееся растение питается гетеротрофно за счет питательных веществ, запасенных в семени (гетеротрофный этап). Когда побег достигает поверхности почвы, под действием света в его тканях образуются хлоропласты, в результате чего молодой побег зеленеет и постепенно переходит к автотрофному (фототрофному) питанию.

В состав плода входят семена и околоплодник. У цветковых растений семена образуются после двойного оплодотворения из семязачатков. Семена находятся внутри плода и защищены околоплодником, поэтому цветковые растения называют также покрытосеменными.

Околоплодник (наружная часть плода) формируется из стенок завязи пестика. В некоторых случаях в его формировании принимают участие также и другие части цветка — цветоложе, чашелистики, лепестки. Например, у яблока можно найти остатки чашелистиков.

В стенках околоплодника накапливаются питательных вещества: углеводы, белки, жиры. В них содержатся также витамины и вещества, обладающие приятным запахом. Поэтому животные охотно поедают плоды, способствуя распространению семян.

У большинства растений в цветке есть только один пестик. Плод, образовавшийся из такого цветка, называют простым : фасоль, рожь, слива — (A).

Если в цветке несколько пестиков, то из него образуется сборный плод: малина, морошка, ежевика — (В).

Читайте также: