По закону гортензия 287 г до н э отпала надобность в сенатском одобрении

Обновлено: 18.09.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 281 927
  • КНИГИ 668 939
  • СЕРИИ 25 758
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 620 561

Европа не была прародиной человека. Древнейшие люди, вероятнее всего, пришли в Европу из Африки еще в эпоху раннего каменного века (палеолита) примерно 1800 тыс. лет тому назад. К началу этого периода относится становление современного физического типа человека и первой общественной организации — рода. Новейшие исследования показали, что выдвинутая еще в прошлом веке трудовая теория антропогенеза не только выдержала проверку временем, но и углубилась, связав воедино эволюцию физического облика, эволюцию мозга и эволюцию практики создания орудий труда. В эпоху палеолита человек расселился на всей территории Европы.

Эпоха каменного века знаменуется рядом крупнейших открытий, оказавших принципиальное влияние на все последующее развитие человечества. Люди овладели искусством добывать огонь и пользоваться им, изобрели одежду, лук, стрелы, средства передвижения (лодка, лыжи, сани), научились строить жилища, создавать многие виды орудий труда. В конце каменного века было освоено производство керамической посуды и тканей.

Та тенденция развития, которая явственно обозначилась в период неолита, была усилена начавшимся на рубеже VI-V тыс. освоением металлов, сначала меди, а затем и бронзы (с III тыс. до н.э.). Изготовление из них орудий, что увеличило производительность труда, создало прибавочный продукт, который был способен оказать разлагающее влияние на первобытное общество лишь тогда, когда имелись возможности его реализации и перераспределения. Это осуществлялось через посредство обмена и благодаря общественному разделению труда. Современные исследователи полагают, что в Европе последовательность этапов общественного разделения труда была следующая: отделение обществ производящего типа от обществ присваивающего типа; отделение ремесла от земледелия, отделение торговли от ремесла. Каждый этап имел своим результатом рост производительных сил, увеличение прибавочного продукта, рост обмена, становящегося необходимым условием успешного функционирования хозяйственных организмов. Концепция частной собственности была связана чаще всего с представителями родо-племенной верхушки, а становление ее проходило в острой борьбе с традициями коллективной собственности. Имущественная дифференциация внутри первобытных коллективов являлась естественным результатом роста частной собственности и шла рука об руку с социальной: индивиды и их семьи, выделяющиеся в имущественном отношении, как правило, являются представителями родо-племенной верхушки, а те, кто занимает более высокое положение в обществе, располагают и наибольшими возможностями для концентрации богатств.

Становление классового общества и государства в Европе было обусловлено спонтанными процессами социально-экономического развития народов, хотя определенную роль сыграли и контакты с Передним Востоком, где классовое общество и государство возникли раньше. Ранние государственные образования юга Балканского полуострова и Крита просуществовали до конца II тыс. Причины их гибели — пока еще предмет дискуссий.

Государства, возникшие на территории Греции в I тыс. до н.э., во многом отличаются от государств II тыс. до н.э. — связано это с началом широкого освоения железа. Железо сделало возможным полеводство на более крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств, оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из других известных тогда металлов. Как подчеркивают современные исследователи, освоение железа означало полное обновление технической базы греческой экономики. Эта техническая революция имела, естественно, далеко идущие последствия во всех сферах общественной жизни. Железо было тем металлом, который обеспечивал значительный подъем производительности труда, кроме того железо было относительно дешево и широко доступно. В результате этого резко возросли производственные возможности отдельной патриархальной семьи, которая отныне на долгое время становилась основной ячейкой хозяйственной жизни, отпадала потребность в организующей силе дворцового хозяйства. В силу всего этого социальная структура и формы государственности Греции приобрели совершенно новые черты.

С указанной особенностью полиса связана вторая его кардинальная черта — совпадение (в принципе) политического коллектива с коллективом земельных собственников, взаимная обусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. Указанная особенность структуры полиса находила свое выражение в форме и тенденциях развития политической организации коллектива земельных собственников. Взаимная обусловленность права собственности и гражданского статуса, совпадение в принципе социальной и политической структур приводили к тому, что сограждане являлись — в идеале — абсолютно равными соучастниками политической жизни и суверенитет принадлежал народному собранию полноправных граждан. Ряд современных ученых настоятельно подчеркивает, что общей тенденцией развития античного полиса была эволюция в сторону демократии. Видимо, в этом действительно проявлялись общие тенденции полисной структуры. Это явление достаточно четко свидетельствует о генетических связях полиса с породившей его сельской общиной. Равенство граждан полиса первоначально — не более чем равенство отдельных домохозяйств в рамках общины.

Нечто похожее случилось в Древнем Риме при Втором триумвирате, в 42 г. до н.э. Пришедшей к власти троице, состоявшей из Марка Антония, Октавиана Августа и Марка Эмилия Лепида, срочно требовались деньги для войны с многочисленными врагами. Начали с проскрипций, то есть массовых репрессий, которым подвергались как враги новой власти, так и просто богатые граждане. Их имущество конфисковали, но собранных таким образом денег не хватало на финансирование армии.

Триумвиры ввели государственный займ, на который подписывали в принудительном порядке. Легионы к местам боевых действий перебрасывались по морю, а матросов для всех кораблей не хватало. Поэтому всех сенаторов обязали купить определённое количество рабов, которых отправили служить на флот. Разумеется, ввели и новые чрезвычайные налоги, в том числе один уникальный, которого не было во всей истории Рима. А именно — налог на имущество богатых женщин.

Женщины в Древнем Риме обычно не владели собственностью. Если в семье имелся хотя бы один совершеннолетний мужчина, он назывался dominus (хозяин дома), по римским законам являлся опекуном над всеми домочадцами и распоряжался их имуществом. Исключений из этого правила было два: весталки (жрицы богини Весты), в чьём ведении была собственность храма, и вдовы в семьях, оставшихся без взрослых мужчин. В последнем случае семейное имущество становилось их владением. Покушаться на имущество вдов и сирот считалось аморальным у большинства народов, и римляне не были исключением.

Богатые женщины, о которых шла речь в новом законе, были вдовами из зажиточных семей. К тому времени в Риме войны не прекращались несколько десятилетий, причём велись они в основном в самой Италии. Гражданские войны, Союзническая война, восстание Спартака погубили немало мужчин, в том числе богатых и знатных, всё семейное достояние которых оказывалось в руках вдов. Всего таких богатых женщин насчитали около 1400, так что новый налог должен был дать казне немалую прибыль.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.

Закон Гортензия (лат. Lex Hortensia ) — закон диктатора Квинта Гортензия 287 г. до н. э.

Плебеи выселились на Яникул (лат. Mons Janiculus ) как следствие происходит очередное обострение политической борьбы в Риме. Выход из сложившегося положения новоизбранный диктатор видит в подтверждении пункта закона Валерия и Горация 449 года до н. э., в котором решение плебса по трибам автоматически получает силу закона, не нуждаясь в одобрении (лат. auctoritas ) сената. Закон Гортензия консолидировал класс рабовладельцев.

Ссылки

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Lex Hortensia" в других словарях:

Lex Hortensia — Saltar a navegación, búsqueda La Lex Hortensia es una ley promulgada durante el conflicto entre patricios y plebeyos de 286 a. C. para que éste se solucionara. Esta ley daba a los plebiscitos plebeyos la categoría de ley, desapareciendo el… … Wikipedia Español

Lex Hortensia — In Roman law, Lex Hortensia (287 BCE) was the final result of the long class struggle between patricians and plebeians, where the plebeians would periodically secede from the city in protest when they felt the were deprived of their rights. The… … Wikipedia

Lex Hortensia — Promulguée en 287, la Lex Hortensia, dite aussi les lois hortensiennes, est le résultat d un conflit entre les patriciens et les plébéiens nommé le conflit des ordres. La plèbe se retire sur le Janicule pour obtenir l’assignation des terres… … Wikipédia en Français

Lex hortensia — Die Lex Hortensia de plebiscitis („über die Plebiszite“) des Diktators Quintus Hortensius aus dem Jahr 287 v. Chr. ist eines der wichtigsten Gesetze aus der römischen Republik. Durch dieses Gesetz erhielten die Beschlüsse der Plebs (Plebiszite… … Deutsch Wikipedia

Lex Hortensia — Die Lex Hortensia de plebiscitis („über die Plebiszite“) des Diktators Quintus Hortensius aus dem Jahr 287 v. Chr. ist eines der wichtigsten Gesetze aus der römischen Republik. Durch dieses Gesetz erhielten die Beschlüsse der Plebs (Plebiszite… … Deutsch Wikipedia

lex Hortensia — /leks hortens(hXi)ya/°hortenz(hXi)y3/ The law giving the plebeians a full share in the jus publicum and the jus sacrum … Black's law dictionary

lex Hortensia — /leks hortens(hXi)ya/°hortenz(hXi)y3/ The law giving the plebeians a full share in the jus publicum and the jus sacrum … Black's law dictionary

Lex — f. (Plural Leges, lateinisch für „Gesetz“) ist ein Begriff aus dem Römischen Reich, der im weiteren Sinne jede Rechtsvorschrift bezeichnet, im engeren Sinne jedoch nur die Rechtsvorschriften, die einen bestimmten Weg durchlaufen hatten. Ursprung… … Deutsch Wikipedia

Hortensia (Begriffsklärung) — Hortensia bezeichnet: gens Hortensia, die plebejische Sippe der Hortensier Lex Hortensia, eines der wichtigsten Gesetze aus der römischen Republik aus dem Jahr 287 v. Chr. von Diktator Quintus Hortensius Hortensia (Birne), Birnensorte Hortensia… … Deutsch Wikipedia

Lex Ogulnia — (300 BC) is one of the results of the long class struggle between patricians and plebeians. This law was named after tribune Quintus Ogulnius Gallus. With this law the priesthoods were open to plebeians. It also increased number of pontifices… … Wikipedia

Социальная структура.В ранней Республике сохранилось деление свободных граждан на патрициев и плебеев. Борьба за их равноправие велась на протяжении трех столетий. Начиная с 494 г. до н.э., права плебеев стали охраняться особыми должностными лицами – народными трибунами. Постепенно плебеи получили право на занятие высших государственных должностей (в частности, по закону Лициния-Секстия 367 г. до н.э. один из консулов обязательно должен был избираться из плебеев). Им было предоставлено право квиритского брака (с патрициями) (по закону Канулея 445 г. до н.э.). Закон Гортензия 287 г. до н.э. объявил решения плебейских собраний по трибам обязательными для всего народа (без утверждения их сенатом). Этот закон завершил многолетнюю борьбу плебеев за свои права.

В результате слияния патрициев и богатых плебеев в Риме сложилась наиболее состоятельная группа граждан – нобилитет (nobilitas – знать). Формально нобили не обладали особыми правами, но поскольку нобилитет объединял самых богатых и знатных лиц, именно из его состава стал формироваться сенат. Таким образом, нобилитет стал основой для создания сенаторского сословия, высшего сословия в Риме. Сенаторы должны были обладать высоким имущественным цензом
(до 800 тыс. сестерциев), прежде чем войти в сенат, они обычно проходили службу в качестве магистратов. Они заносились в особый сенаторский список, который пересматривался раз в пять лет. За недостойное поведение лицо могло быть исключено из списка. Заниматься торговлей и ростовщичеством лицам сенаторского звания запрещалось. Разрешалось занятие земледелием как отвечающее обычаям предков. Отличительными знаками сенаторов были белая туника с широкой пурпурной вертикальной полосой и гладкий золотой перстень на правой руке.

Вторым после сенаторского сословия в Риме стало сословие всадников. Его составила незнатная верхушка плебса. Имущественный ценз всадников был ниже, чем у сенаторов (400 тыс. сестерциев). Им было разрешено заниматься торговлей, предпринимательством, брать откупа (например, провинциальных налогов). Всадники превратились в крупную финансовую и торговую элиту Рима. Если сенаторы являлись сановной и земельной аристократией по преимуществу, то всадники были денежной аристократией. Они также давали офицеров для армии, могли занимать магистратские должности. По закону Г. Гракха 122 г. до н.э. им было предоставлено право заседать в судах, что ранее составляло прерогативу сенаторов. Отличительными знаками всадников стали туника с узкой пурпурной вертикальной полосой и золотой перстень. К всадникам приближалась категория эрарных трибунов, обладавших имущественным цензом менее 400 тыс. сестерциев.
С 70 по 46 гг. до н.э. они также имели право заседать в судах.

Все остальные граждане Рима причислялись к плебсу, без принадлежности к какому-либо сословию. По договорам с Римом право римского гражданства полностью или частично могло предоставляться жителям других городов Италии. Жители латинских общин, союзных с Римом, получили обозначение латинов. Все латины были наделены полной имущественной правоспособностью наравне с римскими гражданами, но право квиритского брака было предоставлено не всем. После Союзнических войн в I в. до н.э. жители всех италийских городов получили полные права римских граждан. Не имели прав граждан перегрины. К ним причислялись иностранцы, временно или постоянно проживавшие на территории Республики. Они обладали некоторыми имущественными правами, но в целях защиты своих интересов вынуждены были прибегать к патронату римских граждан.

Государственный строй.Чаще всего форму правления в Римской республике определяют как аристократическую. Однако еще Цицерон видел в ней смешение разных форм: демократии, аристократии и монархии. Демократические черты проявлялись в деятельности народных собраний, аристократические – в деятельности сената, монархические – в деятельности высших магистратов. Комиции, сенат и магистратура вместе составляли основу государственного строя Республики.

Магистратуры в Риме в основном являлись выборными, краткосрочными (как правило, на один год), коллегиальными, безвозмездными и ответственными (об исключениях из этих правил см. ниже). Исполнение должности рассматривалось как почет – honor, поэтому не оплачивалось из казны. Магистраты были наделены правом интерцессии – правом вмешательства в действия своего коллеги или ниже стоящего магистрата: по этому праву один магистрат мог отменить решение другого магистрата. Это должно было сдерживать власть магистратов, не давая принять ей абсолютный характер. Виновного в должностном преступлении магистрата также могли привлечь к суду народного собрания. Все магистраты делились на две категории: ординарных (обычных) и экстра-ординарных (чрезвычайных). Общее понятие власти магистрата обозначалось термином potestas, высшая же власть носила название imperium. Imperium включал в себя высшее военное командование, высшую административную гражданскую власть, судебную власть по уголовным делам и право ауспиций (проведения религиозных обрядов – птицегаданий). Высшая власть подразделялась на summum imperium (высочайший империум), imperium maius (большой империум)
и imperium minus (малый империум). Первый принадлежал диктатору (высшему экстраординарному магистрату), который мог выносить смертный приговор без обжалования его в народном собрании. Второй относился к власти консула, который мог вынести безапелляционный смертный приговор только за пределами Рима, но в пределах города он мог быть обжалован в центуриатном собрании. Третий принадлежал претору, который не имел права выносить смертные приговоры. Власть potestas предполагала только право выносить распоряжения и налагать штрафы в случае их неисполнения.

К ординарным магистратам относились: консулы, преторы, цензоры, эдилы, квесторы, народные трибуны и члены постоянных коллегий. Среди них консулы, преторы и цензоры являлись высшими. Консулы, по сути, заменили прежнего царя (rex). Они получили почти все царские полномочия, за исключением жреческих. Однако со временем рост влияния народных собраний и сената, введение новых магистратур привели к тому, что реально значительную власть консулы сохранили только в военной сфере. Они могли производить набор армии, назначать ее командиров, сами возглавляли войска во время военных действий. В качестве гражданских руководителей консулы созывали и председательствовали на народных собраниях и в сенате, вносили предложения и законопроекты, следили за безопасностью государства, за исполнением законов и пр. Консул мог интерцедировать (т.е. применять право интерцессии) всем ординарным магистратам, кроме цензора. Помощниками консулов и их заместителями стали преторы. Создание претуры было связано с частым отсутствием консулов в Риме по военным обстоятельствам. Сначала в 366 г. до н.э. была создана только одна преторская должность (младшего коллеги консулов), который получил в свое ведение римское судопроизводство. С 242 г. до н.э. стали выбирать двух преторов: городского претора, который вел судебные дела римских граждан, и перегринского претора, который вел дела иностранцев или разбирал их споры с римскими гражданами. Позднее были введены еще четыре преторские должности: для управления Сицилией, Сардинией и территориями в Испании. При Сулле было уже 8 преторов, а при Юлии Цезаре – 16. Особое значение эта должность приобрела в развитии римской юстиции, в создании норм особого преторского права. Двое цензоров сначала избирались на пять лет, затем раз в пять лет на полтора года. Главная задача, возложенная на них, заключалась в проведении ценза, составлении списков населения и распределении граждан по трибам, классам, центуриям, зачисление в сенаторы и всадники. Им также принадлежало наблюдение за нравами в римском обществе. На цензора не распространялось право интерцессии других магистратов, кроме его коллеги, и его решения были безапелляционны. Должность цензора была безответственна.

В V в. до н.э. были введены должности двух плебейских эдилов, которые должны были помогать народным трибунам, затем в IV в. до н.э. к ним добавили еще двух курульных эдилов: их должности считались более высокими и замещались поначалу только патрициями. Впрочем, довольно быстро и они стали доступны плебеям. Эдилы – это прежде всего полицейская должность в Риме и его округе. Они должны были следить за порядком и санитарным состоянием в городе, надзирать за рынками, заботиться о продовольственном снабжении и участвовать в организации общественных игр. Поскольку последняя обязанность была связана с немалыми финансовыми затратами, в том числе с собственными вложениями магистрата, должность эдила была доступна только очень состоятельным лицам. Квесторы поначалу назначались консулами и считались их помощниками, но затем стали избираться на трибутных собраниях. Поначалу в V в. до н.э. их было двое, а в I в. до н.э. при Юлии Цезаре уже 40. Первоначально квесторы вели следствие по уголовным делам, но затем превратились в государственных казначеев. В их ведении находились римская казна (aerarium) и государственный архив. Помимо этих городских квесторов были также провинциальные (помощники провинциальных наместников или полководцев по финансово-хозяйственной части)
и италийские (наблюдавшие за поступлением провинциальных сборов в казну и за правильным выставлением воинских контингентов союзников). Законом Виллия 180 г. до н.э. была установлена иерархия должностей (квестор, курульный эдил, претор, консул) и порядок их прохождения. Занятие высшей должности теперь было невозможно без пребывания в низшей. Кандидат на должность квестора должен был быть не моложе 27 лет и до этого десять лет отслужить в армии (или в течение десяти лет являться по призыву на военную службу). Закон также установил обязательный двухлетний перерыв между прекращением пребывания в одной должности и избранием на следующую. Закон Суллы 81 г. до н.э. ввел возрастной ценз для занятия должности квестора – не моложе 30 лет, а отсюда для претуры – не моложе 39 и для консулата – не моложе 42 лет.

Помимо указанных ординарных должностей существовали мелкие должности, распреде-ленные по пяти коллегиям – так называемые двадцать шесть мужей. Они расследовали на месте преступления, приводили в исполнение смертную казнь, чеканили монету, осуществляли другие функции.

К экстраординарным магистратам относились: диктатор, начальники конницы (помощники диктатора), интеррексы (сенаторы, руководившие страной в период отсутствия консулов до нового их избрания), децемвиры (готовившие Законы XII таблиц), члены разных чрезвычайных комиссий и некоторые другие. Важной была должность диктатора. Он назначался одним из консулов по решению сената при возникновении сложной ситуации в государстве, внутренней или внешней угрозы. Диктатор всегда назначался для решения какого-то конкретного дела, а срок его полномочий не должен был превышать шести месяцев. После завершения порученного он обязан был сложить свои полномочия, даже если назначенный срок еще не истек. В рамках поставленных задач власть диктатора носила неограниченный характер, и за свои действия он ответственности не нес.

Читайте также: