Почему цветут цветы 3 класс литературное чтение

Обновлено: 18.09.2024

- Урок у нас сегодня поэтический, значит, и настроение должно быть тоже поэтическим.

- Какое настроение можно назвать поэтическим? (необычное, любования, удивительное, духовное)

- А как может появиться поэтическое настроение, что или кто могут его создать? (поэт, чтение стихов, представить что-либо, послушать).

- А вы хотите создать себе такое настроение?

- Давайте попробуем. А для этого я предлагаю перенестись в особый мир. (вывешиваю картину). Догадались? (мир цветов). Послушаем музыку. (звучит “Вальс цветов”).

- Поделитесь своими фантазиями, используя слова-помощники (вижу, слышу, чувствую, представляю).

- Какое сейчас у вас появилось настроение?

Вывод: чтобы создать настроение можно послушать, посмотреть, представить, пофантазировать.

- А еще я вижу у вас на столах яркие, красивые рисунки и иллюстрации. Это, наверное, воспоминание о лете?

- Кто хотел бы поделиться воспоминаниями и рассказать, почему именно этот цветок вам захотелось нарисовать? (рассказ детей о цветах)

- Какое сейчас настроение появилось?

- А отчего появилось новое настроение?

Вывод: настроение может создать красота.

- Какой дивный мир окружает нас. Он удивителен, ярок, им можно любоваться бесконечно.

2. Подготовка к восприятию произведения.

- Да, все цветы радуют наши взоры, и через глаза мы получаем огромное удовольствие- наслаждение красотой.

Прекрасный русский поэт и писатель Иван Алексеевич Бунин, чье произведение мы сегодня прочитаем на уроке, тоже любил смотреть на мир добрыми, радостными глазами. Поэт родился в поместье на Орловщине, в деревне под городом Орел. В гимназию он поступил только в 10 лет – так поздно начинали учиться дети в позапрошлом веке. Когда денег на учебу не хватило, он вернулся на усадьбу отца и стал получать домашнее образование. Дома его окружали прекрасные луга и леса, которыми он часто любовался. Это была неописуемая красота, и от этой красоты, у Бунина пробуждались очень яркие чувства. Он стал таким чутким, что за версту слышал свист сурка в вечернем поле, вдыхал запах ландыша и даже старой книги. И стихи его помогут нам всеми чувствами ощутить красоту родного мира.

Сейчас мы тоже попытаемся стать такими же чуткому к прекрасному вокруг нас.

3. Работа над произведением, анализ по микрокартинам.

(У каждого ученика – набор лепестков-помощников, на каждом написана одна строфа стихотворения).

- Возьмите лепестки-помощники и откройте первый лепесток. Слушайте и следите.

(читаю вслух первую строфу)

- Как вы думаете, какие цветы увидел поэт и описал в этой части стихотворения?

- Где их увидел поэт?

(в магазине, на витрине)

- Как поэт относится к этим цветам?

- Перечитайте строфу и найдите слова, доказывающие это.

- Откройте второй лепесток. (читаю)

- Откуда эти цветы попали в магазин с зеркальными стеклами?

(издалека, из-за морей)

- Почему им не страшны холода и метели?

(они растут в теплицах, в оранжереях)

- Как можно назвать такие цветы?

(Тепличные. Они выросли в тепличных условиях, их берегли, специально выращивали)

- А как их выращивали?

- Можно ли их назвать изнеженными? Почему?

- Каким цветам посвящена прочитанная часть текста?

(На доске: дорогие, заморские)

- А сейчас немного отвлечемся и поиграем в “Ассоциации”.

- Какие слова вспоминаются, когда вы слышите слово “поле”?

- Догадались, о каких цветах поэт расскажет еще?

- А какие полевые цветы вы знаете?

О них поэт пишет по-особому. Слушайте дальше.

- Какими называет поэт полевые цветы?

(скромные, сестры и братья)

- Но ведь сестры и братья – это люди. Почему поэт так пишет?

- Поэт сравнивает цветы с людьми и относится к ним как к живым.

- Чем эти цветы отличаются от тех, которые продаются в магазине?

(их возрастила весна. Они ни цветут сами. )

- А хотите узнать, чем еще отличаются полевые цветы? Слушайте.

- Что видят полевые цветы?

- Над этими цветами не крыша теплиц, а огромное небо, они свободны.

- Почему поэт сказал “видят”?

Вывод: поэт опять сравнивает их с людьми.

- Почему Бунин называет полевые цветы родными?

(вырос среди них, окружали его, напоминание о детстве, о родителях, о родном доме)

- Итак, о каких цветах поэт пишет во второй части?

(на доске: полевые)

- Расскажите, что вы узнали о дорогих цветах и о полевых? (работа в паре)

- Мы увидели, что поэт противопоставляет одну группу цветов другой. Такой прием в литературе называется противопоставление. (на доску – табличку с понятием)

- Можно ли сказать, что о разных цветах поэт пишет с разным настроением?

Работа над выразительным чтением.

- Попробуйте это противопоставление показать при чтении интонацией, голосом. Не забывайте о настроении.

- Откройте учебники, потренируйтесь в чтении.

(После подготовки слушается чтение вслух)

4. Вторичный анализ текста.

- Можно ли назвать это стихотворение признанием в любви к Родине? Почему? Ответ обоснуйте. (работа в паре)

- Поэт признается в любви к цветам, а тем самым признается в любви к Родине.

- А вы бы хотели признаться в любви к Родине?

- Попробуйте это сделать с помощью текстов. Познакомьтесь с ними в паре и составьте небольшой рассказ о каком-то цветке, используя поэтические строки, слова, выражения.

(Далее дети работают с текстами. Варианты составленных рассказов:

“Я хочу признаться в любви колокольчику, потому что он очень вежливый и поклонился нам с тобой”.

“Я признаюсь в любви астре, потому что эти цветы розовые, красные, белые, прекрасные”. И т.д.

5. Итог урока.

- Сегодня на уроке мы смогли признаться в любви к Родине как настоящие поэты. Неважно, какие цветы нас окружают – дорогие, заморские, или простые, полевые.

Цветы, что люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, теплые костры.

Цветут ли в поле иль в большой теплице,
Они в букете или, может, на лугу,
Умей цветами просто насладиться,
И в простоте увидеть красоту.

Умей почувствовать, понять, представить,
И в танце закружиться с красотой,
Тогда цветы вас радостью одарят,
И окружат приятной красотой.

Визитка Иван Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в старинной дворянской семье в Воронеже. До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию. В 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия . Много занимался самообразованием. 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 — дебют в печати. Писатель, почетный академик Российской академии наук(1909). Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году .) Дата смерти: 8 ноября 1953 года. Место смерти: г.Париж.

Ребята, какие вы больше любите цветы и почему?

Прочитайте название следующего стихотворения? Можно ли по названию стихотворения понять, какие цветы любит автор? Какие полевые и луговые цветы вы знаете?

Колокольчик Звените колокольчики, звените. Вы музыкой своей плените всех. Дарите свежесть, красоту дарите, Пусть радует всех серебристый смех. Цветок души, заливистый и звонкий, Бывает белым, светло-голубым, И яро-синим, как глаза ребенка, И розовым, как нежный цвет зари. В моем саду он счастья добрый вестник, Он сказочный романтик для друзей. И сердце вторит его чистой песне, А жить с чудесным звоном веселей.

Ромашка У. Яварская Я ромашку белую с желтой сердцевинкой Спрячу в книжку толстую - засушу в картинках. И за зимним чтением под уютным пледом Солнышко вдруг встречу я, и запахнет летом!

одуванчик С неба солнышко пригрело - Птичка песенку запела. И расцвёл от песни той Одуванчик золотой. Огляделся, улыбнулся,- Хорошо-то как вокруг! И воскликнул: -Я проснулся! Здравствуй, солнце! Здравствуй, луг. И. Михайловна

Работа после чтения? Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы? А как поэт показывает полевые цветы? Почему автора привлекают скромные полевые цветы?

Подведение итогов урока. Что вы узнали о жизни и творчестве И.А.Бунина? Какое стихотворение вам больше всего понравилось?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку литературного чтения 2 класс.

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "К. И. Чуковский "Федорино горе". В презентации освещаются новые факты из жизни К. И. Чайковского. .


Презентация к уроку литературного чтения 3 класс

Презентация к уроку литературного чтения "М.Твен "Приключения Тома Сойера".

Презентация к уроку литературного чтения (4 класс)

Тема: "Как Христофор Колумб открыл Америку".


Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.


технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок).


Презентация к уроку литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" . Тема урока "Волшебные сказки".

Слайд 1. Название презентации.Слайд 2. План урока.Слайд 3. Ключевые слова урока.Слайд 4. Примеры призказки.Слайд 5. Группы сказок.Слайд 6. Признаки сказки.Слайд 7. Самостоятельная работа учащихся.Слай.


Весной, летом или осенью в садах и палисадниках, в парках, скверах, лесах и полях распускаются всевозможные цветы. Это происходит под действием света и тепла. Цветение -это способ продолжения жизни растения, ведь в цветках зарождаются семена и пыльца, с помощью которых происходит размножение тот или иного вида.

Цветы — это украшение земли. Вот почему жители всей планеты высаживают в грунт цветы, поливают их, заботятся и распространяют различные виды.

Цветы цветут потому, что это — красота и гарантия жизни на Земле.

Почему цветут цветы?

Весной, летом или осенью в садах и палисадниках, в парках, скверах, лесах и полях распускаются всевозможные цветы. Это происходит под действием света и тепла. Цветение -это способ продолжения жизни растения, ведь в цветках зарождаются семена и пыльца, с помощью которых происходит размножение тот или иного вида.

Цветы — это украшение земли. Вот почему жители всей планеты высаживают в грунт цветы, поливают их, заботятся и распространяют различные виды.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Общеобразовательные:

расширить представления детей об отечественной поэзии (познакомить с новым автором)

углубить знания о поэтической речи – дать понятие о приеме противопоставления

2. Развивающие:

продолжать развитие художественно-речевого сознания младших школьников через образование представлений на различной чувственной основе;

развивать способности к образованию представлений в читательском воображении на основе звуковой, лексической, композиционной стороны речи;

активизировать каналы чувственного восприятия при изучении поэтического произведения;

развивать способность к мыслительной операции сопоставления на основе двух разных образов цветов, выраженных в поэтической форме И. Буниным.

3. Воспитательные:

воспитывать чувство духовной связи с Родиной;

развивать стремление детей одухотворять мир (оно является прекрасным средством для воспитания милосердия. К. Д. Ушинский: “маленькие задевания сердца ребенка” образуют у них ассоциации, из которых потом слагаются определенные наклонности, формирующего взрослого человека). Важно, чтобы такие наклонности были гуманны, а что, как не любование миром, природой, воспитывает доброту, позитивное отношение к нему?

1 . Организационный момент

Дети: Прозвенел для нас звонок

Начался уже урок.

Учитель: Время даром не теряйте,

Дружно тему обсуждайте.

На вопросы отвечайте.

Не пройдет ваш даром труд.

И знанья пользу принесут!

- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

2. Речевая разминка

Упражнение на дыхание:

3. Постановка цели:

Учитель: Один мудрец давал совет:

Все впечатления копить, -

- Какой совет дал мудрец?

- А мы следуем этому совету?

- Вспомните тему, которую изучали.

- Какое стихотворение читали?

- Кто желает прочитать это стихотворение?

- Это стихотворение о нем самом?

- Потому, что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу. Ему было 10 лет.

- Природа для Бунина - живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя.

- Пришло время сформулировать тему урока сегодня.

- Стихи Ивана Бунина.

- Какие задачи поставите перед собой?

- Научимся выразительно читать новое стихотворение Бунина, будем учиться анализировать прочитанное, узнаем новое о природе родного края поэта.

4. Физкультминутка

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели - вновь за дело.

5. Подготовка к восприятию произведения

Учитель: Ночью в полях, под напевы метели,

Дремлют, качаясь, березки и ели.

Месяц меж тучек над полем сияет,

Мнится мне ночью: меж белых берез

Бродит в туманном сиянье Мороз.

- Да, за окном зима. Но так свежи воспоминания о лете, тепле, цветах.

- А для этого предлагаю перенестись в особый мир.

На слайдах демонстрация картин художников.

- На столах у вас яркие, красивые рисунки. Это, наверное, тоже воспоминания о лете?

- Кто хотел бы поделиться воспоминаниями и рассказать о цветах?

Плетут венки.

Рассматривают рисунки. Меняются рисунками для просмотра.

Предлагаю вам вспомнить о некоторых цветах. Обсудите, о каких из них вы бы рассказали.

Одевают венки. Выходят к доске. Читают стихи.

В беленькое платьице:

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом.

Рос цветок на длинной ножке.

Белый, с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

- Какой же следует вывод из услышанного и увиденного?

- Какой дивный мир нас окружает. Он удивителен, ярок, им можно любоваться бесконечно.

- Да, все цветы радуют наши взоры, и через глаза мы получаем огромное удовольствие- наслаждение красотой.

- Прочитайте название стихотворения.

Прекрасный русский поэт Иван Алексеевич Бунин, тоже любил смотреть на мир добрыми, радостными глазами. Дома его окружали прекрасные луга и леса, которыми он часто любовался. Это была неописуемая красота. От этой красоты, у Бунина пробуждались очень яркие чувства. Он за версту слышал свист сурка в вечернем поле, вдыхал запах ландыша.

Сейчас мы тоже попытаемся стать чуткими к прекрасному вокруг нас.

- Послушайте это стихотворение.

Звучит запись стиха

7. Работа над произведением, анализ по микрокартинам.

( читаю вслух первую строфу)

- Как вы думаете, какие цветы увидел поэт и описал в этой части стихотворения?

- Где их увидел поэт?

(в магазине, на витрине)

- Как поэт относится к этим цветам?

(любуется, восхищается)

- Перечитайте строфу и найдите слова, доказывающие это.

(читаю вторую фразу)

- Откуда эти цветы попали в магазин с зеркальными стеклами?

(издалека, из-за морей)

- Почему им не страшны холода и метели?

(они растут в теплицах, в оранжереях)

- Как можно назвать такие цветы?

(Тепличные. Они выросли в тепличных условиях, их берегли, специально выращивали)

- А как их выращивали?

- Можно ли их назвать изнеженными? Почему?

- Каким цветам посвящена прочитанная часть текста?

(На доске: дорогие, заморские)

- Какие слова вспоминаются, когда вы слышите слово “поле”?

(ответы детей)

- Догадались, о каких цветах поэт расскажет еще?

- А какие полевые цветы вы знаете?

О них поэт пишет по-особому. Слушайте дальше.

(читаю 3 строфу)

- Какими называет поэт полевые цветы?

(скромные, сестры и братья)

- Но ведь сестры и братья – это люди. Почему поэт так пишет?

- Поэт сравнивает цветы с людьми и относится к ним как к живым.

- Чем эти цветы отличаются от тех, которые продаются в магазине?

(Их возрастила весна. Они ни цветут сами.)

- А хотите узнать, чем еще отличаются полевые цветы? Слушайте.

(читаю 4 строфу)

- Что видят полевые цветы?

- Над этими цветами не крыша теплиц, а огромное небо, они свободны.

- Почему поэт сказал “видят”?

Вывод: поэт опять сравнивает их с людьми.

(читаю 5 строфу)

- Почему Бунин называет полевые цветы родными?

(вырос среди них, окружали его, напоминание о детстве, о родителях, о родном доме)

- Итак, о каких цветах поэт пишет во второй части?

(на доске: полевые)

Работа в парах

- Расскажите, что вы узнали о дорогих цветах и о полевых?

- Мы увидели, что поэт противопоставляет одну группу цветов другой. Такой прием в литературе называется противопоставление. (на доску – табличку с понятием)

- Можно ли сказать, что о разных цветах поэт пишет с разным настроением?

8. Работа над выразительным чтением.

- Попробуйте это противопоставление показать при чтении интонацией, голосом. Не забывайте о настроении.

- Потренируйтесь в чтении.

(После подготовки слушается чтение вслух)

9. Вторичный анализ текста.

Работа в группах.

- Можно ли назвать это стихотворение признанием в любви к Родине? Почему? Ответ обоснуйте.

- Поэт признается в любви к цветам, а тем самым признается в любви к Родине.

- А вы бы хотели признаться в любви к Родине?

- Попробуйте это сделать с помощью текстов. Познакомьтесь с ними в паре и составьте небольшой рассказ о каком-то цветке, используя поэтические строки, слова, выражения.

Дети работают с текстами.

Варианты составленных рассказов:

“ Я хочу признаться в любви колокольчику, потому что он очень вежливый и поклонился нам с тобой”.

“ Я признаюсь в любви астре, потому что эти цветы розовые, красные, белые, прекрасные” . И т.д.

Неважно, какие цветы нас окружают – дорогие, заморские, или простые, полевые.

Учитель: Цветы, что люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, теплые костры.

Дети: 1. Цветут ли в поле иль в большой теплице,


2. Они в букете или, может, на лугу,


3. Умей цветами просто насладиться,


4. И в простоте увидеть красоту.

5. Умей почувствовать, понять, представить,


6. И в танце закружиться с красотой,


7. Тогда цветы вас радостью одарят,


8. И окружат приятной красотой.

10. Закрепление

Каждая группа собирает свое четверостишие и читает его.

Оцените чтение команд-соперников (поднимают смайлики)

Выберите правильный ответ:

а) Полевые цветы;

в) Густой зелёный ельник у дороги.

II . В каких строках И.А. Бунина говорится о полевых цветах?

11. Работа с выставкой книг

В завершении нашей работы хочу обратить ваше внимание на выставку книг.

Прочитав их, вы сможете познакомиться с другими стихами нашего земляка И.Бунина.

12. Итог урока.

Урок подходит к концу. Подведем итоги нашей работы.

Дадим оценку своей деятельности.

_ Возьмитесь за руки, если у вас все получилось, и вы остались довольны работой своей группы.

- Пожмите друг другу руку, если вы считаете, что вашей команде есть ещё над чем поработать.

- Спасибо всем. Урок прошел хорошо. Вы показали свои знания, слаженность в работе; проявили творчество, сообразительность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 187 человек из 49 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 567 488 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.09.2016 4455
  • DOCX 29.1 кбайт
  • 49 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Протасова Жанна Францевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Количество бюджетных мест в вузах по IT-программам вырастет до 160 тыс.

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса соответствует требованиям ФГОС.

Формируеть представление о поэзии, как об особом взгляде авторов на мир, особом переживании мира;

учить детей само выражаться с помощью поэтических находок, совершенствовать творческое воображение ребёнка, развивает речевую деятельность при работе с литературными произведениями, творческие способности, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика;воспитывает внимательное отношение к слову.

Цели: познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина;

развивать навык выразительного чтения;

приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух;

воспитывать интерес и уважение к поэту, как художнику, волшебнику слова; бережное

отношение к природе.

Планируемые результаты:

-формировать представление о поэзии, как об особом взгляде авторов на мир, особом переживании мира;

- учить детей само выражаться с помощью поэтических находок, совершенствовать творческое

- развивать речевую деятельность при работе с литературными произведениями, творческие способности,

наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого

- воспитывать внимательное отношение к слову.

- проявлять: интерес к чтению русской поэзии;

свои чувства при анализе произведения;

интерес и творческое отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- уметь слушать и понимать речь других.

- оформлять свою речь в устной и письменной форме.

- уметь работать в паре.

- уметь находить в тексте ответы на вопросы, ориентироваться в своей системе знаний,

осуществлять анализ произведений

1. Оргмомент.

Прозвенел и смолк звонок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

2.Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения.

-Каким нам автор показывает дедушку Мазая в стихотворении? ( Он любит свой край, животных этой местности. Он животных не убивает , а спасает в сложной для них ситуации)

- Какая главная мысль стихотворения?( Надо любить , беречь свой край)

3.Подготовка к восприятию нового материала

Учитель читает стихотворение.

Помню - долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льется свет лампады,

Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, - шепчет мама,-

Если хочешь задремать,

Чтоб бодрым и веселым

Завтра утром быть опять,-

Позабудь, что воет вьюга,

Позабудь, что ты со мной,

Вспомни тихий шепот леса

И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,

А за лесом, у межи,

Ходят медленно и плавно

- Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить.

4. Сведения об авторе

Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника , его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достигнуть таких высот?

(Учитель читает отрывок из стихотворения “Мать”)

Но был огонь – не угасал,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая,
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И, положив дитя к плечу,
Всё напевала и ходила.

- Это трогательное , полное любви и нежности стихотворение И.А.Бунин посвятил своей матери - Людмиле Алексеевне Буниной, которой он был бесконечно благодарен за теплоту и заботу. За то, что в трудные для них времена, её не покинуло мужество и доброта по отношению к своим детям. Воспоминания И.А.Бунина о детстве были связаны с прекрасным образом его матери.

- Мама – это ( понятия детей) ( забота, ласка, красота, любовь, понимание, солнце, детство)

– Мама- навсегда и на всю жизнь. Мама и детство – неразделимы. Но часто маленькими нам хочется убежать от строгих маминых глаз куда-то в лес, на луг, посидеть около сосны и помечтать о чём-то своём.

- Что такое детство? ( радость, путешествие, красота, любовь, забота, мама, семья, понимание, любознательность, восторг, праздник, веселье, восхищение,)

(Несколько учащихся выразительно читают стихотворение)

- Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин. ( Репродукция картины)

- Какая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению? ( Все они пронизаны светом, теплом, радостью.

- От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В солнечный день.)

- Перед вами солнечные палаты.

- Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные?( Их создает природа.)

- А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным? ( Сладко в бору, Дышится смолистым ароматом, повсюду блеск, яркий свет)

- Найдите сравнение в тексте. ( песок – как шелк, ствол – гигант)

- Какие моменты детства остались навсегда в памяти Бунина?( Автор вспоминает как и что он чувствовал и ощущал когда бродил в этом бору в детстве.

- Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости.

- Что напоминают сосны мальчику? ( Великанов из сказки, рядом с которыми герой сам себе кажется очень маленьким.

- А вы знаете, ребята, что сосна может достигать высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.

- А человек может столько прожить?

- Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте.

- Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

- Мы побывали в бору. А ещё лучше сходить в лес за грибами ранним утром под пение жаворонка:

И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий
Он голосисто с вышины
Поёт на солнышке сверкая.

- Пройти по бескрайнему полю, на котором можно увидеть красные, жёлтые, синие цвет

капельками росы на лепестках. Эти капли ещё не упали на землю, а переливаются на цветка разными

(Дети одеты в костюмы: одуванчика, ромашки, василька, колокольчика читают стихи)

Я - одуванчик
Когда идёшь тропинкою
Белеют чудо-шарики
На тонких стебельках
Сквозные, серебристые
Мы, как пух, легко
Стоим и чуть качаемся
От ветерка с реки.

Колокольчик:

Колокольчик! Колокольчик!
На полях со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто видится мне сон,
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это я,
Так звонко и так трепещу
Там, где травы и луга.

Знакомы мы с детства, родные ромашки,
Нас рвут на полях и у тихой реки
Как белые звёзды, средь розовой кашки
Мы развернули свои лепестки.

- Цветы на полях -это его украшение. Великий сказочник Г.Х. Андерсен сказал: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”

-А какие полевые цветы вы знаете? (

Выразительное чтение стихотворения

Анализ стихотворного произведения.

- О каких цветах говорит поэт в первых двух четверостишиях (о тепличных цветах).

- Что мы узнаем о них? (“Их привезли из-за синих морей”,“пышно цветут дорогие цветы”, “их пугают метели холодные”.)

- Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы?

Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны, сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из- за синих морей…

- А как поэт показывает цветы полевые? ( Он их называет скромными сестрами и братьями заморских цветов.)

- Какое слово вам здесь непонятно? (Благовонная – ароматная, душистая.)

- А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте( Видят они те теплицы зеркальные…).

- Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему?

- А как вы думаете, почему автора привлекают скромные полевые цветы?

- Чем они отличаются полевые цветы от тепличных (“Выросли они в зелени майких лесов и лугов”, “вечных созвездий узор золотой” ,

Тепличные- нежны и сладки их тонкие запахи. Листья и стебли полны красоты. Они пышно цветут, за ними ухаживают, заботятся.

- Чего им не хватает? ( Свободы, они закрыты за стеклянными стеклами).

- Какие из цветов милее сердцу и взору поэта? Почему?

- Это стихотворение И.А. Бунин писал в 17 лет. И в памяти ещё живы воспоминания о прекрасных светлых днях на хуторе в Орловской губернии. Может ещё в детстве, бегал по лугам и полям, он замечал и восхищался русской природой, “которую и воспевать - то не надо, а она сама по себе прекрасна”.

- Да, самое большое чудо природы- цветы, изумительное её творение. Цветы венчают корону царства растений. Мир цветов таинственен и чудесен.

- И мне хотелось бы нарвать большой букет этой красоты и украсить свою комнату!

- Можно ли это делать? (Этого делать нельзя. Цветов на земле станет меньше. )

- Мы лучше нарисуем их или будем любоваться цветами на картинках, картинах, открытках. А ещё лучше смотреть на них в саду, в лесу, на клумбах.

( Звучит запись песни в исп. Ю.Антонова “Не рвите цветы, не рвите”.)

(Дети рисуют цветы и прикрепляем на доску)

(Ученик читает стихотворение)

Давайте пройдёмся медленно по лугу
И - “Здравствуй!”- скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

- Представьте , что вы поэты. Попробуйте восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам:

Читайте также: