Подготовка к сочинению по картине хруцкого цветы и плоды

Обновлено: 15.09.2024

Примерный план сочинения:
1. Мои впечатления о картине
2. Самый привлекательный элемент
3. Описание цветов и вазы
4. Цвет и форма плодов
5. Какие части речи я употребляю в тексте, почему

Красота цветов и плодов на картине

В первую очередь мое внимание привлек роскошный цветочный букет. Он состоит из голубых ирисов, красных и розовых пионов, синих васильков. Автор объединил в одной вазе много садовых и полевых цветов. На заднем плане виднеются три колоска пшеницы. Пышную красоту ярких красок обрамляют светло и темно-зеленые листья. Их приглушенные полутона не отвлекают внимание.

Декоративную вазу можно назвать центральным элементом композиции. Она напоминает старинную амфору. На ее зеленоватой поверхности видны желтоватые блики солнечных лучей. Изделие украшено объемной чеканкой в виде животных и дерева. Внизу – канва из узора.

Слева от вазы расположен светло-коричневый короб из бересты. Он наполнен румяными, розовыми и фиолетовыми персиками. Они заботливо уложены на свежие листики. Чтобы не примять бархатные бока сочных плодов. Некоторые персики показаны в разрезе, с косточками. За коробом расположена высокая плетеная корзина с белой и красной (зеленой и темно-розовой) смородиной. Тонкие веточки щедро усыпаны спелыми, водянистыми ягодками.

В сочинении я использовал имена существительные и числительные. С их помощью можно назвать отдельные предметы натюрморта, перечислить их. В тексте не следует повторять одно и то же слово в соседних предложениях. Его можно заменить местоимениями. Посредством глаголов я указал месторасположения предметов, высказал свое мнение о картине. С помощью имен прилагательных я описал характерные особенности цветов и плодов. Их оттенки, форму, разнообразие художественной палитры.

Вариант 2. Пример сочинения к учебнику Ладыженской 5 класс

Рассмотрите картину Ивана Трофимовича Хруцкого. Какие цветы и плоды вы любите? Почему? Опишите общее впечатление.

Примерный план сочинения:
1. Мой выбор – клубника и роза
2. Общий состав натюрморта
3. Красочный букет, необычный ирис
4. Разнообразие ягод и фруктов
5. Реалистичное изображение персика
6. Описание предметов
7. Чем меня восхищает талант художника

Мой художественный натюрморт

Еще я люблю розы, их запах. У них большие и бархатные на ощупь лепестки. В магазине цветов можно увидеть разные сорта и оттенки. Мне нравятся большие, темно-красные бутоны на высоких стеблях. Они выглядят величественно и празднично, поэтому розу называют королевой цветов.

Картина напоминает гостеприимного садовода, который собрал щедрый урожай. И расставил его в кажущемся беспорядке на столе. В центре композиции мы видим темную вазу с гравировкой. А в ней – роскошный букет. Он составлен из садовых и полевых цветов.

На фоне пышного цветения пионов нарциссы и васильки выглядят деликатно и утонченно. Красочные изображения цветов становятся более яркими за счет темно-зеленых листьев. Зелень придает букету объем. На заднем плане почти сливаются с фоном еще зеленоватые колоски пшеницы. Они символизируют связующее звено между красотой и результатами человеческого труда.

При детальном рассмотрении больше всего меня поразили персики. Художнику удалось передать бархатную поверхность кожицы. Плоды нарисованы и целиком, и половинками. У них красноватая серединка, в отличие от абрикоса. Фрукты не поместились в лукошко. И один из персиков скромно притаился на заднем плане, под зеленым листиком букета.

За персиками, в левом углу картины, собраны сочные ягоды красной и белой смородины. Они доверху наполняют плетеную корзину. Справа от вазы мы видим желтую тыкву. Сверху ее обвивает роскошная гроздь винограда. Перед ней расположились желтобокие груши. Все составляющие натюрморта изображены на темном фоне. Создается впечатление, что на них направлен луч света.

На переднем плане, внизу, стоит стакан с водой. В ней плавает кружочек лимона. Эта деталь связана с изящным графином в левом углу. Поразительно, как художнику удалось изобразить чистую воду и прозрачное стекло. Перед графином ярким пятном выделяется только что разрезанный лимон. Трудно предать словами красоту и реалистичность этого полотна. Это сложная художественная работа, в которой переплетаются цветущее лето и щедрая на урожай осень.

Вариант 3. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. Сведения о картине
2. Сюжет
3. Описание натюрморта
4. Мои наблюдения и ощущения от картины

В центре картины зритель видит глиняную вазу, в которой стоит невероятно яркий и удивительно красивый букет садовых цветов. Здесь красные пионы и лиловые ирисы, фиолетово-голубые незабудки и желто-белые нарциссы, а также незнакомые мне растения. По бокам от роскошного букета лежат спелые ягоды, фрукты и овощи.

Слева, в плетеной корзине — сочные абрикосы и персики. Позади, в большой корзине мы замечаем зеленые и бордовые грозди мелкого винограда. На столе, справа от букета лежит оранжевая тыква с резными боками. Перед ней — спелые, ароматные груши, лимон и гроздь крупного винограда другого сорта.

Перед вазой стоит широкий стакан, наполненные до середины прозрачной водой. На ее поверхности плавает лимонная долька. Возможно, автор холста захотел пить во время работы, а потом и решил дополнить собранный натюрморт еще одним элементом.

На заднем плане, у коричневой стены стоит стеклянный графин с водой. Его заметишь не сразу за тем буйством красок, что бросается в глаза с первого взгляда.

Мастер выбрал для своей работы яркие, натуральные цвета. В июле или в августе возле дач или частных домов можно увидеть такую же разнообразную цветовую палитру. И мы привыкаем к ней, пропуская чудесные дары лета мимо глаз.

Думаю, что в местности, где Иван Хруцкий создавал этот шедевр, теплый, мягкий климат. Ведь виноград, груши и персики требуют много солнца и жарких дней для созревания.

Мне нравится рассматривать искусно написанные натюрморты. Иногда хочется разложить на столе богатый осенний урожай, выращенный бабушкой на дачном участке и нарисовать его. Но это не так-то просто, как кажется. Для создания гармоничной, реалистичной картины нужно иметь талант и умение, чем в полной мере обладал замечательный белорусский художник.

Вариант 4. Пример подробного сочинения для старших классов

2. Изображая дары земли, мастер умел удивительно точно, почти фотографично передавать прелесть цветов, нежность листьев и спелость плодов. Мухи и букашки у него ползли как живые. На его картинах щедрость природы безгранична. Его полотна похожи на гимны красоте и богатству урожая.

3. В центре картины "Цветы и плоды" мы видим свежий роскошный букет. Он стоит в большой необычной вазе с изображением лисиц и занимает большую часть места на холсте. Огромные розовые и красные пионы сразу приковывают к себе наше внимание нежной пышностью лепестков. Нежно-фиолетовые незабудки, ярко-голубые ирисы, грустные желтые нарциссы – всё это перемежается зеленью листьев, делающей букет ещё наряднее. Хлебные колосья и полевые васильки добавляют разнообразия естественной природы в пышность садового букета. Ваза, в которой стоит букет, и стол близки по цвету и похожи на оттенок почвы. Это напоминает на щедрость земли, которая вырастила такое фруктовое и цветочное богатство.

4. Огромный букет окружают спелые свежие фрукты. Слева стоит плетёное лукошко с нежными золотисто-бархатными персиками. Один из плодов разломлен и сверкает спелой мякотью. Нежно-жёлтые груши и разрезанный лимон добавляют в палитру тёплых оттенков золота. Почти бронзовый цвет у большой тыквы, лежащей справа от букета. Играющие бликами гроздья винограда придают натюрморту роскоши и сияния.

5. Стеклянный графин и тонкостенный прозрачный стакан с плавающим в нём кружочком лимона добавляют натюрморту необычайной свежести. Игра водных бликов также подчеркивает сочность созревших плодов.

6. На картине преобладают теплые тона. Они соответствуют времени написания натюрморта – ранней осени. Стол и фон за букетом имеют оттенок увядающей зелени. Эти цвета прекрасно гармонируют с яркими желтыми и оранжевыми тонами персиков, груш и тыквы. На фрукты и цветы падает солнечный свет из невидимого окна. Он усиливает теплоту общей палитры. Золотые оттенки ассоциируются с богатством и щедростью осенней поры.

7. Художник хотел перенести зрителя в атмосферу спокойствия и сытого богатства осени. Замысел картины – подчеркнуть щедрость природы, радующей нас обилием цветов и фруктов. Картина призвана подарить положительные впечатления и яркие эмоции от красоты окружающего нас материального мира.

8. Картина впечатлила меня тем, что от неё исходит красота и аромат жизни. Хочется попробовать этих спелых фруктов, надышаться ароматом цветов. Вместе с мастером я восхищаюсь великолепными дарами уходящего лета. Художнику также удивительно точно удалось передать естественность садовых и полевых цветов, радующих взор плодов.

1. Научить писать сочинение-описание по картине.
2. Научить использовать в сочинении художественный стиль речи.
Ход урока
I. Организационный момент .

II. Краткое слово учителя.

Рассказ о художнике.
Иван Трифонович Хруцкий (1810-1885) – русский живописец, натюрморты которого отличает иллюзорное изображение предметного мира. Он родился 8 февраля 1810 года в небольшом городе Витебской губернии ( теперь это Белоруссия) в семье священника. Большая семья церковного служителя жила скромно, но все же родителям удалось послать своего первенца на учебу в лицей. В этом лицее был музей и зал, великолепно приспособленный для занятий рисованием и живописью.

III. Беседа по картине.

- Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает?
Хочется протянуть руку, попробовать парочку спелых и сочных персиков или желтую грушу. Взять в руки красивый и пышный букет, понюхать эти цветы.

Всем понятно, почему в названии картины звучит слово цветы: букет цветов занимает центральную часть картины
.
- Но почему дальше в названии стоит слово плоды? Почему не фрукты или овощи?
Потому что плоды – это общее название. Это и фрукты, и овощи. На картине много фруктов, но ведь есть и овощи.

- Посмотрите, ребята, сколько плодов на столе – вот как щедра природа! В центре картины – красивый букет цветов. Не правда ли, они сразу бросаются в глаза.
Цветы
- Какие же цветы его составляют? Какие из них вам знакомы? Опишите их.
Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-желтые, белые, ярко-красные, переходящие в бордовый. У двух красных пионов, наклонивших свои головки к стакану, можно заметить несколько бело-желтых прожилок.

- Посмотрите, с другой стороны букета художник изобразил розу.

- Что вы можете сказать про этот цветок? Какого цвета ее лепестки? Одноцветны ли они?
Роза ярко-красная, правда, на краях лепестков можно увидеть как бы нежно-розовую бахрому. Эта бахрома отделяет один лепесток розы от другого.

- Розу любят очень многие. Выражение расцвела, как роза подчеркивает красоту, преображение девушки.

- Как вы думаете, если бы это растение ожило, то какими человеческими чертами оно бы обладало?
Роза очень красива, но нее есть шипы. Наверное, это был бы гордый человек, возможно, умеющий защищаться.

- Вам хорошо известен такой цветок, как нарцисс. Знаете ли вы какие-нибудь сказки и легенды про него?

- Посмотрите, прямо над нарциссами художник изобразил совершенно другие цветы. Это гиацинты, которые уже сами по себе составляют отдельный букет.

- Как выглядят эти цветы? С чем можно их сравнить?
Каждый отдельный цветок на веточке гиацинта состоит из четырех лепестков и похож на маленькую звездочку – даже цвет у некоторых из них нежно-сиреневый, переходящий в синий, заканчивающийся белым.

- А если бы эти цветы стали людьми, то какие черты характера были бы свойственны?
Скорее всего, они были бы тихими и мирными, потому что цвет их не яркий, как у роз, а спокойный. К тому же они отличаются от роз своей довольно простой формой.
- Найдите на картине цветы, тоже выполненные в синих или голубых оттенках.
Рядом с гиацинтами – нежно-фиолетовый ирис.

- Попробуйте описать этот необычный цветок.
Лепестки ириса начинаются желтоватым цветом. Наверное, о лепестках этого цветка сказать труднее всего: очень уж они необычные. Продолговатые, расширенные книзу, а в центре, словно маленький пушистый комочек. Можно заметить какие-то маленькие прожилки на каждом из лепестков цветка. Он какой-то необычный, нессиметричный.
- Посмотрите, на самом верху букета - ярко-синие васильки.

- Как они выглядят?
На тоненьких хрупких стеблях держатся маленькие округлые головки, похожие на шишки, которые заканчиваются лепестками, направленными в разные стороны. Они словно открывают свою сердцевинку солнцу.

- А чем отличаются васильки от других цветов, изображенных художником?
Только эти цветы растут в поле. Именно поэтому, наверное, рядом с васильками художник изобразил стройные, золотистого цвета колосья.

- Вы правильно подметили на картине колосья.
- Какое бы слово вы употребили, чтобы охарактеризовать их? На что они похожи?
Они очень похожи на туго заплетенную косу.

- Скажите, а какими человеческими чертами, по вашему мнению, могли бы обладать васильки?
Наверное, они были бы добродушными и приветливыми людьми – настолько они легкие, воздушные. Кажется, поднимутся и улетят.

- Какие еще цветы мы с вами не заметили?
У самого края вазы примостились небесного цвета фиалки, внутри цветка которых словно ободок желтого цвета.
Ваза
- А что вы можете сказать про вазу, в которой стоят цветы? Что на ней изображено?

Ваза, в которой стоят цветы, серебристо-медного цвета. На ней художник детально выписывает ветку дерева. Мы отчетливо видим каждый листочек. Под деревом изображены животные, очень похожие на собак: у них продолговатое туловище, длинный хвост, небольшие острые уши. Также очень хорошо видна трава под ногами у животных. Там, где ваза сужается, художник изображает орнамент.

- Ребята, а что означает слово орнамент? Подберите к нему синоним.
Орнамент – узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов и архитектурных сооружений.
- Попробуйте подобрать прилагательные к слову орнамент.
Необычный, оригинальный, красивый.

-Давайте начнем с тех, которые вам больше всего хочется попробовать.
Сразу бросаются в глаза ярко-желтые с бордовым и темно-красным оттенком персики, заботливо положенные кем-то в плетеное лукошко. Причем видно, что положены они на какие-то листочки. Персики привлекают к себе внимание, Они выглядят очень сочными. Это видно по разломленному персику, который лежит отдельно от других – на столе.

- А посмотрите, как выписывает художник каждую смородинку! Какие цвета при этом использует И. Хруцкий?
Смородина блестящая, где-то красная, нежно-розовая, а где-то бежевая.

- С другой стороны букета лежит желтая тыква с зеленым хвостиком, приподнятым к верху. Она громадных размеров и словно поделена на продолговатые дольки.

- Что изобразил рядом с тыквой художник?
Рядом с громадной тыквой лежат сочные груши. Видно, что они сладкие и сочные. Ведь не просто так по одной из них ползет муха.
- Каким внимательным и наблюдательным был художник! Он нарисовал даже мушку, которая совершает свое путешествие по сочной груше. Ребята, А ведь для мухи это настоящее путешествие. Посмотрите, какая маленькая мушка, и какими большими должны казаться ей фрукты! А уж про тыкву и говорить нечего! Для насекомого тыква – просто другая планета.
- Давайте подумаем, куда дальше отправится муха?

- Какие еще фрукты изображены?
Прямо за тыквой стоит прозрачный стеклянный графин. Он примерно на четверть наполнен водой. Около вазы с букетом цветов – прозрачный стакан с водой. В нем долька лимона
- Давайте подумаем, ребята, а говорит ли что-нибудь в этом натюрморте о присутствии человека?
О присутствии человека говорят и долька лимона в стакане, и ломтик лимона, лежащий недалеко от груши, и оторванная от грозди кисточка винограда, и разломленный пополам персик.

IV. Работа с текстом.
– Молодцы, ребята! Итак, мы с вами описали каждый предмет, изображенный на натюрморте И. Хруцкого.
А вот как описывает эту картину искусствовед Д.Н. Лебедева.

- Как вы думаете, зачем был написан этот текст, с какой целью?
Чтобы описать натюрморт, разъяснить картину зрителю.

Прослушать аудиозапись — "Вальс цветов" — П.И. Чайковский:

Класс: 5.

Цели урока:

Задачи урока:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • обогащать лексикон учеников;
  • осуществить межпредметные связи: русский язык, музыка, изобразительное искусство.

Оформление: выставка детских рисунков;

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук или компьютер с программным обеспечением Windows XP, экран, компьютерные колонки, карточки с текстами.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы попадете в мир прекрасного, научитесь чувствовать и ценить красоту, понимать картины художников и описывать их. И я уверенна, что результатом нашего урока станут интересные творческие работы.

У вас на столах лежат карточки с текстом. Прослушайте его.

Слайд 1.

Цветочный вернисаж - слайд 1

Учитель выразительно читает текст.

После этого ученики отвечают на вопросы.

Слайды 2-8.

Попросим победителя рассказать, что изображено на рисунке.

Мы поздравляем нашего победителя и продолжаем наш урок.

Ребята, сегодня вы узнали несколько новых слов, давайте запишем их в тетради.

Словарная работа: оранжерея, вернисаж, …

Оставьте две строчки, по ходу урока мы будем пополнять список новых слов.

Слайд 9.

Цветочный вернисаж - слайд 9

Слайд 10.

Цветочный вернисаж - слайд 10

Натюрморт… Мастером этого жанра живописи является Иван Хруцкий. Сочные, аппетитные, нежные плоды, душистые, хрупкие, благоухающие цветы – все это великолепно удавалось художнику. Почти все картины Хруцкого являются натюрмортами. И некоторые из них, вы сможете их увидеть прямо сейчас.

Слайд 11-16.

Во время демонстрации картин, подготовленный ученик рассказывает о художнике.

Слайд 17.

Цветочный вернисаж - слайд 17

Беседа по картине.

– Нравится вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает? (Хочется протянуть руку и попробовать парочку спелых сочных персиков или желтую грушу; а еще хочется понюхать этот прекрасный букет, чтобы насладиться ароматами цветов)

– Посмотрите ребята, сколько плодов на столе. Вот как щедра наша природа!

Слайд 18.

Цветочный вернисаж - слайд 18

– В центре картины красивый букет цветов. Не правда ли, он сразу привлекает наше внимание.

Какие же цветы его составляют? Посмотрите, каких цветов больше? Опишите их. (Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-желтые, белые и, конечно, ярко-красного цвета, порой преходящего в бордовый.)

– С чем можно сравнить эти цветы? Какое бы сравнение вы подобрали, чтобы как можно лучше представить пионы? (Мохнатые, даже немного кучерявые лепестки этих цветов напоминают меховую шапку. Кажется, наденешь такой головной убор холодной зимой, и мороз не страшен.)

– Посмотрите, в центре букета художник изобразил розу. Что вы можете сказать об этом цветке? Какого цвета у нее лепестки? Одноцветны ли они? (Роза розового цвета, правда, на краях лепестков можно увидеть как бы бахрому нежно-розового цвета)

– Вам хорошо известен такой цветок, как нарцисс. Знаете ли вы какие-нибудь сказки или легенды о нем? (Существует легенда о юноше, который очень любил себя и был превращен в цветок)

– А каким изображает этот себялюбивый цветок художник? (На картине изображено два нарцисса, они ярко желтого цвета. Их лепестки едва не светятся. Художник изобразил этот цветок очень хрупким и ранимым.)

– Посмотрите, прямо над нарциссами совершенно другие цветы – это гиацинты. Как они выглядят и с чем их можно сравнить? (Каждый отдельный цветок на веточке гиацинта состоит из четырех лепесточков, похожих на маленьких звездочек. Даже цвет у некоторых из них нежно-сиреневый, переходящий в синий, заканчивающийся бледно-белым, только вот не хватает им еще одного лепестка – пятого.)

– А если бы эти цветы стали людьми, то какие черты характеры были бы им свойственны? (Скорее всего, они были бы тихими и мирными, потому что цвет их не яркий, а спокойный.)

– Найдите на картине цветы, выполненные в синих и голубых оттенках. (Рядом с гиацинтами мы видим нежно-фиолетовый ирис.)

– Попробуйте описать этот необычный цветок. (Лепестки ириса начинаются желтоватым цветом, они очень необычные, продолговатые, расширенные книзу, а в центре словно маленький пушистый комочек. На каждом лепестке видны прожилки)

– Какие слова можно подобрать для сравнения с этим необычным цветком. (Он чем то похож на бант: с одной стороны вытянутый, а с другой пышный)

– Посмотрите, на самом верху букета ярко-синие васильки, охарактеризуйте эти цветочки. (На тоненьких хрупких стеблях держатся маленькие кругловатые головки, похожие на шишки.)

– А чем отличаются васильки от других цветов, изображенных художником? (Это полевые цветы)

– Скажите, а какими человеческими чертами, по вашему мнению, могли бы обладать васильки? (Они были бы добродушными и приветливыми людьми, потому что они легкие и воздушные)

– Какие еще цветочки мы с вами не заметили? (У самого края вазы незаметно примостились небесного цвета фиалки)

А теперь давайте запишем названия цветов и их признаки. Работа выполняется коллективно.

Слайд 19.

Цветочный вернисаж - слайд 19

Слайд 20.

Цветочный вернисаж - слайд 20

– Ребята, а вы рассмотрели, в чем стоят цветы? Что изображено на этой вазе, опишите ее? (Ваза в которой стоят цветы – серебристо-медного цвета. На ней художник детально выписывает ветку дерева. Мы отчетливо видим каждый листочек. Под деревом изображены собаки, у них продолговатое туловище, длинный хвост, небольшие острые уши. Также очень хорошо видна трава под ногами у животных. Там, где ваза сужается, художник изображает орнамент)

– А вы знаете, что означает слово орнамент? (Орнамент – узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения каких- либо предметов и архитектурных сооружений) Подберите к нему синоним. (Узор)

– Запишите в ваш словарный список новое слово.

– Подберите прилагательное к слову орнамент (необычный, оригинальный, красивый)

– Посмотрите, как выписывает художник каждую смородинку! Какие цвета при этом использует художник (Смородина блестящая, где-то красная, нежно-розовая, а где то бежевая. Ягодки смородины напоминают бусы)

– С другой стороны букета лежит желтая тыква. Что вы можете сказать о ней? (Она громадных размеров. Тыква словно поделена на продолговатые дольки)

– Что изобразил рядом с тыквой художник? (Сочные груши. Их всего пять, но видно, что они сладкие и сочные. Ведь не просто так муха ползет по одной из груш)

– Каким внимательным к любым движениям природы был художник Иван Хруцкий! Он даже заметил мушку, которая совершает свое путешествие по сочной груше. А ведь для мухи это настоящее путешествие. Обратите внимание, какая маленькая мушка и какими большими должны казаться ее фрукты. А тыква для насекомого просто другая планета.

– Давайте подумаем, куда дальше совершит свое путешествие муха.

– И последнее, каким изобразил художник виноград? (Прозрачный, янтарного цвета)

Слайд 21.

Цветочный вернисаж - слайд 21

Теперь давайте запишем, что мы с вами увидели.

Что же говорит в этом натюрморте о присутствии человека? (Долька лимонов в стакане, разломанный пополам персик, оторванная от грозди кисточка винограда)

– Молодцы, ребята! Итак, мы с вами описали каждый предмет, изображенный на натюрморте Хруцкого. Теперь вам не составит труда выполнить домашнее задание. И как вы уже догадались, это будет сочинение. Задание будет трех уровней сложности. Выбирайте любой уровень на свой вкус.

Слайд 22.

Цветочный вернисаж - слайд 22

Источники информации:

Результаты урока

В результате урока получаются нестандартные работы. Ученики творчески подходят к описанию картины, используют много художественно-выразительных средств в своих сочинениях. Так как школьники не ограничены рамками определенного плана, они проявляют в сочинении много фантазии, находят оригинальные сравнения, видят то, что не заметили на уроке.

Пример сочинения.

Характеры цветов.

Хруцкий очень правдиво изобразил в картине красоту и характер цветов. Вот роза нежно-розового цвета, кончики ее лепестков покрыты чуть заметной бахромой. Ирисы выглядят необычно, как стайка заморских рыбок или экзотических жуков. Изображенные на картине пионы очень похожи на пушистые меховые шапки. Кажется, наденешь их и будет очень тепло. Отдельный букет гиацинтов отливает нежно-фиолетовым цветом, напоминая собой маленьких бабочек. Изображены на картине и полевые цветы – васильки. Они ярко-синего цвета и похожи на семейку ежей. Фиалки на холсте небесного цвета и мерцают как звездочки. Ярко-желтые нарциссы хрупкие и ранимые.

У всех этих цветов так же, как у людей свой характер. Роза элегантная и гордая. Ирис — фантазер. Васильки простодушные и хорошие. У каждого из цветов, изображенных на холсте можно увидеть свой характер.

Мне очень понравилась картина. Сразу захотелось взять краски и создать свое оригинальное полотно.

4 сочинения по картине

Сочные плоды приковывают взгляд, от них исходит особый аромат, который может почувствовать каждый зритель. Так правдоподобно автор изобразил сочные персики, груши… Кроме всего этого, на картине мы видим лимон, тыкву, виноград и яблоко. Всё выглядит очень естественно, так и хочется схватить спелый персик и попробовать его на вкус.

Из овощей на полотне мы видим только тыкву. Ей здесь досталось почётное место, она расположена ближе к центру. На её толстой кожуре можно увидеть лёгкий металлический оттенок. А за тыквой художник изобразил прозрачный графин. С первого взгляда его можно даже не заметить.

Рядом с вазой стоит стакан с водой, в нём плавает долька лимона. Цвет стола прекрасно сочетается с коричневым цветом фона картины. Вообще на полотне всё очень гармонично, хотя и есть небольшой беспорядок.


Пример сочинения 2

Иван Фомич Хруцкий – известный русский художник – живописец. Он написал множество картин: “Натюрморт с вазой”, “Натюрморт с птичкой”, “Старуха, вяжущая чулок” и другие, которые до сих пор очень популярны. Одним из его известных творений является натюрморт “Цветы и плоды”, написанный художником в 1839 году.

Картина исполнена в теплых коричневых тонах с небольшими яркими пятнами в середине полотна. Этими яркими пятнами обозначено разнообразие пахучих изящных цветов. Красные большеголовые пионы, синие молодые васильки, фиолетовые пожухлые ирисы, – и все это вкупе с зелеными веточками стебельков и листьев, которые придают букету еще большую пышность. Рядом с огромной расписной вазой, в которой стоят цветы, одиноко устроился стакан с прозрачной лимонной водой.

Желтая долька тонко нарезанного лимона всплыла на поверхность и для человека в знойный июньский день, такой напиток послужил бы спасительным глотком жизни.

Слева, на заднем плане, стоит корзина, наполненная огромными ветками спелого винограда. Грозди винограда свешиваются за края лукошка, показывая зрителю все обилие урожая. С обеих сторон корзина обрамлена стебельками пшеницы, видимо случайно попавшими в вазу.

Справа же стоит огромный хрустальный кувшин, наполовину наполненный водой. Его тонкое горлышко плотно закупорено, не позволяя мелким насекомым испортить всю кристальную чистоту питьевой воды.

С переднего плана кувшин загораживает огромная спелая тыква. Вокруг тыквы, небрежно разбросаны груши, яблоки и половина сочного лимона, от которого хочется поморщиться. Видимо кусочек этого самого лимона беззаботно устроился в стакане неподалеку. В нижнем правом углу полотна расположился еще один кусочек лимона.

Возможно, из-за неровной нарезки хозяин кухни, на которой показан натюрморт, отложил его в сторону, отдавая предпочтение более ровному ломтику. На передний план справа автор поместил ящик со сладкими персиками. Некоторые плоды, выпавшие из корзины, от своей спелости разломались пополам, от зрителя не может скрыться эта деталь.

От желания скушать один из фруктов, уже тяжело избавиться.

В центре картины находится большая красивая ваза, украшенная изящными рельефными изображениями. В вазе находится множество цветов, этот летний букет пестрит самыми яркими оттенками. Здесь можно найти и прекрасные пионы белого и красного цвета, ромашки, розы и синие ириски, а также множество мелких цветочков. С большой любовью художник передает яркий колорит лета, разноцветные переливы цветов занимают центральное место на картине. Изображенные яркими красками на переднем плане, цветы отчетливо контрастируют с окружающим пространством, где преобладают темные тона. Это создает ощущение яркой освещенности в том месте, где находится ваза с цветами, при этом у зрителя может возникнуть иллюзия, будто бы сами цветы освещают тёмную комнату своими ослепительными красками.

От цветов наш взгляд плавно переходит к плодам, расположенным по бокам вазы. Слева от зрителя находится небольшой ящичек, в который сложены персики. Один из них разрезали пополам и обе части положили рядом с ящиком, поближе к вазе. По правую сторону видны несколько сочных жёлтых груш, а также половинка лимона и огромный арбуз. Скоро эти прекрасные плоды будут украшать стол во время семейного обеда или ужина. Люди будут лакомиться этими дарами природы, равно как и виноградом, ветка которого лежит поверх арбуза. С левой стороны, в затемненном пространстве за цветочной вазой, также можно разглядеть сочные виноградные гроздья. Только выглядят они гораздо более мелкими, нежели виноград на переднем плане. Но видимо это нисколько не ухудшает их свойств, так как мелкий виноград бывает еще более сочным и сладким, нежели крупный.

В правом углу виден большой графин, наполненный водой, а в самом центре картины, под вазой, стоит маленький стаканчик, наполненный жидкостью. Золотое время между летом и осенью – поистине жаркая пора, когда всё живое, в том числе и растения, сильно нуждаются в воде. Вот и красный пион наклонился к стаканчику, будто он хочет пить. Если не поливать эти прекрасные цветы, они быстро увянут, и мы больше не сможем любоваться их незабываемыми красками.

В своей картине Иван Хруцкий восхищается яркими богатствами, которые способна дарить нам природа. Как хорошо после тяжелого труда на поле или в саду любоваться изяществом цветов и вкушать сочные плоды зрелого лета! Но для того, чтобы осенний праздник состоялся, нужно кропотливо трудиться всё лето, и только тогда наш труд даст нам свои плоды.


Пример сочинения 4 (3 класс)

В картине И. Хруцкого “Цветы и плоды” действительно перемешались самые красивые и самые вкусные дары природы. В центре картины в большой вазе стоит огромный букет цветов. Центральное место в нем занимают красные пионы. Их дополняют крупные желтые цветы, несколько синих ирисов и васильком.

Пышный букет окружают разнообразные фрукты и овощи. Справа видна большая оранжевая тыква, щедрый подарок начала осени. Возле нее на столе красуются бледные желтые груши и разрезанный лимон. Несколько ломтиков его находятся в стакане с водой. Далее, за тыквой виден графин с водой. Лимон и вода добавляют картине свежести.

Справа от вазы на столе стоит плетеное лукошко со спелыми персиками. Желтые с оранжевыми бочками плоды перемешаны с зелеными листочками. Один персик разломан, он красуется своей спелостью и сочностью и наполняет сладким ароматом всю комнату. Также на картине присутствует виноград. Его прозрачные зеленоватые ягоды крупными гроздьями видны в дальнем правом углу. Над виноградом склоняется небольшой букет из овса.


- развивать умение составлять описательный текст на основе собственных наблюдений и вопросов учителя.

- Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

- Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Развивать умение составлять описательный текст на основе собственных наблюдений и вопросов учителя.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Межпредметные связи

Русский язык, литература, ИЗО

Основные понятия

Текст-описание, репродукция, натюрморт.

- дополнительные

Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. ч.1. М.: Просвещение, 2014., презентация, толковый словарь Ожигова, интернет ресурсы.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя (Виды работы)

Деятельность учащихся

1.Мотивация к

учебной деятельности.

Настрой на работу:

На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай!

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе.

«Учись, смекай, активней будь!

Дети проговаривают девиз урока.

Оформлять свои мысли в устной форме

2.Актуализация

- Откройте картинную галерею в учебнике с 128.

- Мастером натюрморта является художник Иван Хруцкий, академик живописи, сын греко-униатского священника, родился 8 февраля 1810 года в небольшом городе Витебской губернии. Большая семья церковно-служителя жила скромно, но всё же родителям удалось послать своего первенца на учебу в лицей. В этом лицее был музей с картинной галереей и зал, великолепно приспособленный для занятий рисованием и живописью. Должно быть, природное дарование мальчика обнару-жилось вскоре, иначе трудно объяснить поступление провинциального юноши в Петербургскую Академию художеств в 1827 году и его успехи в дальнейшем. Жажда знаний и необычайная энергия Хруцкого были столь велики, что он одновременно брал уроки у известного английского портретиста. Подлинные успехи были достигнуты художником в создании натюрмортов.

Читайте также: