Посадили бы здесь розы какое предложение

Обновлено: 18.09.2024

1. Односоставные предложения. Неполные предложения.

Учитель русского языка и литературы
Савичева Т.А
Односоставные
предложения.
Неполные предложения.
Урок русского языка
в 11 классе
1

2. 1.Повторяем и систематизируем знания об односоставных и неполных предложениях. 2.Наблюдаем за ролью данных предложений в

Задачи урока:
1.Повторяем и систематизируем знания
об односоставных и неполных
предложениях.
2.Наблюдаем за ролью данных
предложений в тексте.
3. Закрепляем знания о средствах
выразительности речи, совершенствуем
навыки анализа текста.
2

Кроссворд
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1. Единая концовка строк, строф. 2. Расположение слов в порядке усиления или
ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий.
4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо
отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный
пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью
привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз.
10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление
понятий, образов. 12. Стилистические _______ речи 13. Намеренно избыточный повтор
союзов.
3

Односоставные предложения
с главным членом сказуемым
о/л
н/л
б-л
об/л
с главным членом подлежащим
безл.
наз..
6

Виды односоставных предложений с главным членом - сказуемым
Вид
Значение
Способ выражения
сказуемого
Примеры
Определённоличные
предложения
Действующее лицо или
предмет не названы, но
говорящий точно
понимает, о ком или о
чём речь.
Глаголом 1-го или 2-го
лица ед. и мн. числа
изъявит. накл (наст. и буд.
вр.) или повелительного
наклонения.
Еду в гости.
Приедете через неделю?
Приезжайте через
неделю.
-Глаголом 3-го лица мн.ч.
наст. и буд. времени.
-Глаголом мн. числа прош.
времени.
-Глаголом мн. ч. условного
наклонения.
Где-то стреляют.
Неопределённоличные
предложения
Действующее лицо не
названо, но говорящий
не может точно указать
на того, кто производит
действие.
Обозначают действие,
относящееся к любому
лицу (ко всем людям
вообще). Действующее
лицо мыслится
обобщённо.
Сказуемое обычно
выражено глаголом 1-го, 2го лица ед. и мн. числа или
глаголом 3-го лица мн.
числа.
Что имеем – не храним,
потерявши – плачем.
На деньги ума не
купишь.
Добро на худо не
меняют.
Действующее лицо
назвать совершенно
невозможно.
Подлежащего нет и не
может быть.
- Безличным глаголом.
- Личным гл. в безл. знач.
- Инфинитивом.
- Категорией состояния.
- Отрицательным словом.
- Кратким страд. прич.
Смеркается рано.
Пахнет сеном.
Ничего не слыхать.
На улице холодно.
Здесь никого нет.
В классе убрано.
Обобщённоличные
предложения
Безличные
предложения
В дверь постучали.
Посадили бы здесь розы.
7

Назывные (номинативные)
предложения с главным членом подлежащим
Значение
Передают
значение бытия,
утверждают
наличие
предметов,
явлений.
Способ выражения
главного члена
предложения
Подлежащее выражено
существительным в им.
падеже или
количественно-именным
сочетанием.
Примеры
Шёпот, робкое дыханье,
трели соловья… (Фет).
Три войны, три голодных
поры, то, чем век наградил.
(Солоухин)
Словарь: НОМИНАТИВНЫЙ [ фр. nominatif ] – лингв. назывательный; служащий
для называния, обозначения (предметов, явлений, качеств, действий).
8

7. Определите способ выражения сказуемого и вид предложения

1. Здесь рыбу не ловят.________________________
2. Спешу к вам на помощь._____________________
3. Подмораживает.____________________________
4. На этой реке нет мостов._____________________
5. Пора спать._________________________________
6. На улице ветрено и сыро.____________________
7. Составьте график дежурства.________________
9

1). Найдите двусоставные предложения и вынесите их из списка предложений.
2). Распределите односоставные предложения в таблице в соответствии со
способом выражения сказуемого и определите их вид.
Способ выражения сказ.
Примеры
Вид предл.
Глаг. 1л., мн. ч., буд. вр.
Глаг.2л.,мн.ч.+крат. прич.
Глаг. 2л., ед. ч., буд. вр.
Глаг. повелительн. накл.
Глаг. 3л., мн. ч., наст. вр.
Вспом. глаг. + катег. сост.
Лич. глаг. в безл. значен.
Инфинитив
Отрицательное слово
- Какое предложение осталось вне таблицы? Почему?
10

Неполные предложения
1) В диалогах
-Ты сегодня придёшь на секцию?
У брата глаза карие, а у меня – зелёные
-Приду.
- Я сегодня
2) Во 2-ой части сложного
предложения
на секцию.
глаза
Эллиптические предложения
Это неполные предложения с отсутствующим сказуемым,
не требующим восстановления, так как смысл
предложения понятен.
На улице проливной дождь.
идёт
Словарь: ЭЛЛИПТИЧЕСКИЙ [гр. elleipsis - опущение] – основанный
на пропуске (опущении) легко подразумеваемых слов в речи.
13

Пропущены могут быть:
•подлежащее: Как твердо в роль свою вошла! (А.С. Пушкин)
•(Подлежащее восстанавливается по подлежащему
•из предыдущего предложения: Как измениласяТатьяна!);
Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа,
не оставивши потомков, не доставив будущим детям
ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь)
(Подлежащее явосстанавливается по дополнению
из предыдущего предложения: Что ни говори, –
сказал он сам себе, – а не подоспей капитанисправник, мне бы, может быть, не далось бы более
и на свет Божий взглянуть!) (Н.В. Гоголь);
•дополнение: А я так на руки брала! А я так за уши драла!
•А я так пряником кормила!(А.С. Пушкин)
•(Предыдущие предложения: Как Таня выросла!
•Давно ль я, кажется, тебя крестила?);
•сказуемое: Только не на улицу, а вот отсюда,
•через черный ход, а там дворами. (М.А. Булгаков)
•(Предыдущее предложение: Бегите!);
•сразу несколько членов предложения,
•в том числе грамматическая основа: Давно ли?
•(А.С. Пушкин) (Предыдущее предложение: Ты сочиняешь Requiem?)

Неполные предложения нередко встречаются в составе сложных
предложений:
Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо.
(А.С. Пушкин)
Ты Дон Гуана напомнил мне, как выбранил меня и стиснул зубы с
скрежетом. (А.С. Пушкин)
В обоих предложениях пропущенное в придаточной части
подлежащее
восстанавливается из главного предложения.
Неполные предложения очень распространены в разговорной речи,
в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение
является
развернутым, грамматически полным, а последующие реплики,
как правило, представляют собой неполные предложения,
поскольку в них не повторяются уже названные слова.
– На сына я сердит.
– За что?
– За злое преступленье. (А.С. Пушкин)

13. 1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.

14. Задание на дом:

1.Переписать текст, над каждым
предложением подписать вид
односоставного предложения.
2. Выполнить тест
16

Анализируем текст
1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с
мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4). Пассажиров было много,
пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами.5). Жизнь на нём
протекала размеренно.6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и
неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело
волновавшейся в тумане.7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а
затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее
самочувствие.8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам,
дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать – подкрепляться
бутербродами с бульоном.10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и
спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый.
11).Следующие два часа посвящались отдыху.
И. Бунин.
15

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Односоставные предложения. Урок русского языка в 11 классе Сахзаводская средн.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Односоставные предложения. Урок русского языка в 11 классе Сахзаводская средн.

Односоставные предложения. Урок русского языка в 11 классе Сахзаводская средняя школа с миницентром Учитель русского языка и литературы Тананова Рымбикеш Сагинтаевна 1

 Эпиграф Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял. Конфуций

Эпиграф Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял. Конфуций

1.Повторение и систематизация знаний об односоставных предложениях. 2.Умение.

1.Повторение и систематизация знаний об односоставных предложениях. 2.Умение определять виды односоставных предложений и находить их в тексте. 3.Воспитывать любовь к русскому языку. Цели урока: 2

Мозговая атака 1.Что изучает Синтаксис? 2.Что такое словосочетание? 3.Какие.

Мозговая атака 1.Что изучает Синтаксис? 2.Что такое словосочетание? 3.Какие способы подчинительной связи вы знаете? 4.Какие члены предложения входят в грамматическую основу предложения? 5.Какие члены предложения главные? 6.Какие предложения называются двусоставными, а какие односоставными?

Шахматов А. А. первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предло.

Шахматов А. А. первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения

Односоставные предложения с главным членом - сказуемым с главным членом - под.

Односоставные предложения с главным членом - сказуемым с главным членом - подлежащим о/л н/л б - л наз.. об/л безл. 6

Виды односоставных предложений с главным членом - сказуемым 7 Вид Значение Сп.

Виды односоставных предложений с главным членом - сказуемым 7 ВидЗначениеСпособ выражения сказуемогоПримеры Определённо-личные предложенияДействующее лицо или предмет не названы, но говорящий точно понимает, о ком или о чём речь.Глаголом 1-го или 2-го лица ед. и мн. числа изъявит. накл (наст. и буд. вр.) или повелительного наклонения.Еду в гости. Приедете через неделю? Приезжайте через неделю. Неопределённо-личные предложенияДействующее лицо не названо, но говорящий не может точно указать на того, кто производит действие.-Глаголом 3-го лица мн.ч. наст. и буд. времени. -Глаголом мн. числа прош. времени. -Глаголом мн. ч. условного наклонения.Где-то стреляют. В дверь постучали. Посадили бы здесь розы. Обобщённо-личные предложенияОбозначают действие, относящееся к любому лицу (ко всем людям вообще). Действующее лицо мыслится обобщённо.Сказуемое обычно выражено глаголом 1-го, 2-го лица ед. и мн. числа или глаголом 3-го лица мн. числа.Что имеем – не храним, потерявши – плачем. На деньги ума не купишь. Добро на худо не меняют. Безличные предложенияДействующее лицо назвать совершенно невозможно. Подлежащего нет и не может быть.- Безличным глаголом. - Личным гл. в безл. знач. - Инфинитивом. - Категорией состояния. - Отрицательным словом. - Кратким страд. прич.Смеркается рано. Пахнет сеном. Ничего не слыхать. На улице холодно. Здесь никого нет. В классе убрано.

Назывные предложения с главным членом - подлежащим 8 Значение Способ выражени.

Назывные предложения с главным членом - подлежащим 8 ЗначениеСпособ выражения главного члена предложения Примеры Передают значение бытия, утверждают наличие предметов, явлений. Подлежащее выражено существительным в им. падеже или количественно-именным сочетанием. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья… (Фет). Три войны, три голодных поры, то, чем век наградил. (Солоухин)

Определите способ выражения сказуемого и вид предложения Здесь рыбу не ловят.

Определите способ выражения сказуемого и вид предложения Здесь рыбу не ловят.________________________ Спешу к вам на помощь._____________________ Подмораживает.____________________________ На этой реке нет мостов._____________________ Пора спать._________________________________ На улице ветрено и сыро.____________________ Составьте график дежурства.________________ 9

Найдите и определите вид предложения: Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый.

Найдите и определите вид предложения: Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн. К. Бальмонт.

Найдите и определите вид предложения: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -.

Найдите и определите вид предложения: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. А. Блок.

Найдите и определите вид предложения: Не бродить, не мять в кустах багряных Л.

Найдите и определите вид предложения: Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С. Есенин.

Найдите и определите вид предложения: За что-то меня упрекают И в чём-то согл.

Найдите и определите вид предложения: За что-то меня упрекают И в чём-то согласны со мной: Так исповедь льётся немая Беседы блаженнейшей той. А. Ахматова.

Определи вид предложений Мир освещается солнцем, а человек — знанием. Знание.

Определи вид предложений Мир освещается солнцем, а человек — знанием. Знание — сила. Золото добывают из земли, а знания – из книги. Учение — путь к умению. Без муки нет и науки Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

Тестовые задания 1. Укажите односоставное назывное предложение. A) Люблю дымо.

Тестовые задания 1. Укажите односоставное назывное предложение. A) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. (Лермонтов М.) B) В семье много пели, играли на рояле. (Куприн А.) C) Тихая августовская ночь. (Чехов А.) D) Хорошо думается на степных дорогах. (Астаров Н.) 2. Укажите односоставное определённо-личное предложение. A) По улицам слона водили. (Крылов И.) B) От дубовых перелесков тянуло прохладой. (Шолохов М.) C) Про батарею Тушина было забыто. (Толстой Л.) D) И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (Грибоедов А.)

3. Укажите односоставное неопределённо-личное предложение. A) Хлеб-соль кушай.

3. Укажите односоставное неопределённо-личное предложение. A) Хлеб-соль кушай, а правду слушай. (Пословица) D) Дни и недели, будни и праздники. (Бажов П.) C) Стыдом и страхом замираю. (Пушкин А.) D) Очень уж шумят у нас в классах. (Чехов А.) 4. Укажите односоставное безличное предложение. A) Вас, наверное, тоже арестуют. (Горький М.) B) Как здесь свежо под липою густою. (Фет А.) C) Волнуемый мечтами, по нивам, по лугам, уставленным скирдами, задумчиво брожу в прохладной полутьме (Некрасов Н.) D) Мне постлали постель в комнате рядом с спальной брата (Чехов А.) 5. Укажите односоставное предложение со значением обобщённого лица. A) Не пером пишут, а умом. (Пословица) B) Мело весь месяц в феврале. (Пастернак Б.) C) В это самое время его знобило и ломало. (Толстой Л.) D) Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Пушкин А.)

Проверь себя Ключ ответа: 1 –C 2 – D 3 – D 4 – B 5 - A

Проверь себя Ключ ответа: 1 –C 2 – D 3 – D 4 – B 5 - A

Рефлексия Что дал вам этот урок? Чему научил? Как вы сами оцениваете данный.

Рефлексия Что дал вам этот урок? Чему научил? Как вы сами оцениваете данный урок?

Виды односоставных предложений с главным членом - сказуемым. Вид. Значение. Способ выражения сказуемого. Примеры. Определённо-личные предложения. Действующее лицо или предмет не названы, но говорящий точно понимает, о ком или о чём речь. Глаголом 1-го или 2-го лица ед. и мн. числа изъявит. накл (наст. и буд. вр.) или повелительного наклонения. Еду в гости. Приедете через неделю? Приезжайте через неделю. Неопределённо-личные предложения. Действующее лицо не названо, но говорящий не может точно указать на того, кто производит действие. -Глаголом 3-го лица мн.ч. наст. и буд. времени. -Глаголом мн. числа прош. времени. -Глаголом мн. ч. условного наклонения. Где-то стреляют. В дверь постучали. Посадили бы здесь розы. Обобщённо-личные предложения. Обозначают действие, относящееся к любому лицу (ко всем людям вообще). Действующее лицо мыслится обобщённо. Сказуемое обычно выражено глаголом 1-го, 2-го лица ед. и мн. числа или глаголом 3-го лица мн. числа. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. На деньги ума не купишь. Добро на худо не меняют. Безличные предложения. Действующее лицо назвать совершенно невозможно. Подлежащего нет и не может быть. - Безличным глаголом. - Личным гл. в безл. знач. - Инфинитивом. - Категорией состояния. - Отрицательным словом. - Кратким страд. прич. Смеркается рано. Пахнет сеном. Ничего не слыхать. На улице холодно. Здесь никого нет. В классе убрано. 7.

Задание Выделить грамматическую основу подписать число какое единственное или множественное и определить определеное лично предложение 1 или 2 составное предложение 2) В садах ученики окапывают деревья 3) Осень 4) Радость наполняя сердце тянет вас высь в небо к звездам 5) Поедешь со мной 6)Ранее утро 7) стой за правду горой 8) Вот и беседка 9) Верните книгу в библиотеку 10) Посмотрите на них! 11) Дождь Шумел гудел и хлопотал

2) В садах ученики (подлеж.мн.ч) окапывают (сказ мн.ч.)деревья - двусост 3) Осень (подлеж.ед.ч) назывное односоставн. 4) Радость (подлеж.ед.ч), наполняя сердце, тянет (сказ.ед.ч) вас высь в небо к звездам (двусоствн) 5) Поедешь (сказ.определ-личн.одноставн) со мной 6)Ранее утро (подлеж.ед.ч.односотваное назывное) 7) стой (сказ.ед.ч.) за правду горой 8) Вот и беседка (подлеж. ед.ч. односост) 9) Верните (сказ.мн.ч.односот опрел личное)книгу в библиотеку 10) Посмотрите (сказ.мн.ч.одност опред личн) на них! 11) Дождь (подлеж.ед.ч.) Шумел+ гудел и хлопотал (сказ.ед.ч.двусост)

Читайте также: