Повесть вечер накануне ивана купалы описание фантастического цветка

Обновлено: 18.09.2024

Краткие сведения о произведении

Главные герои повести

  • Петро — бедный парень, работник казака Коржа, влюблён в его дочь.
  • Пидорка — дочь Коржа, красивая девушка, влюблённая в Петра.

Другие персонажи

  • Корж — богатый казак.
  • Ивась — шестилетний сын Коржа, добрый мальчик.
  • Басаврюк — человек, которого сельчане считают дьяволом в человеческом образе.
  • Ведьма — злобная колдунья.

Очень краткое содержание для читательского дневника


Дьячок рассказал своим слушателям о чудном деле, о котором поведал ему дед. Раньше на месте села стоял хутор, на нём часто появлялся и пьянствовал Басаврюк. Это был дьявол в образе человека.

У казака Коржа была дочка-красавица, Пидорка. Её полюбил Петро, работник Коржа, но отец девушки решил выдать её за богатого ляха.

Узнав об этом от Ивася, шестилетнего брата девушки, Петро пошёл с горя в шинок и встретил там Басаврюка. Тот пообещал много денег за одно дело. Следующим вечером, накануне праздника Ивана Купала, они пошли по болотам. Велел Басаврюк Петру сорвать папоротник, как только он зацветёт. Когда Петро сорвал цветок, вокруг всё зашумело. Показалась избушка, из неё выбежала собака, превратилась она в кошку, а кошка — в старуху. Басаврюк сказал Петру слушаться её. Указала ведьма парню в земле клад, но сундук нельзя было достать, так как он уходил всё глубже. Старуха сказала, что клад Петро получит, если достанет человеческую кровь, и подвела к нему мальчика Ивася. Петро ударил его ножом, и ведьма выпила кровь Ивася. Петро прибежал домой. Проспав двое суток, он ничего не помнил и, увидев мешки с золотом, не понял откуда они.

Корж, узнав, что его работник разбогател, отдал ему дочь в жёны. Вскоре Петро стал не в себе: молчал, смотрел на мешки с золотом и всё хотел что-то вспомнить. Уговорила жена колдунью помочь Петру, но тот, увидев старуху, крикнул, что вспомнил, метнул в неё топор, но не попал. Ведьма исчезла, а в хате стоял Ивась. Сестра кинулась к брату, но тут хата осветилась красным светом от крови, которой покрылся мальчик. В испуге Пидорка выбежала в сени, а когда хотела вернуться, чтобы помочь брату, дверь не открылась. Сбежались люди, высадили дверь. В хате никого не было, только дымился пепел на месте, где стоял Петро. В мешках же были черепки.

Пидорка ушла на богомолье и не вернулась больше в хату. А Басаврюк объявился в тот же день, когда исчез Петро. Люди поняли, что это сатана, принимающий облик человека. Чтобы завладеть кладами, которые не даются нечистой силе, он заманивает хлопцев. Хуторяне переселились в село, но Басаврюк и там пугал их.

Сейчас в селе всё спокойно, но иногда слышно, как в старом шинке при дороге всхлипывает чёрт.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Фома Григорьевич очень не любил одно и то же рассказывать, всегда что-нибудь добавлял новое или переделывал старый рассказ. Приехал как-то панич, который когда-то выспрашивал у Фомы Григорьевича об этой истории, показал книжку, где она была напечатана.

Рассказчик стал читать, так как у Фомы Григорьевича оказались неисправными очки. Через некоторое время он остановил чтеца, сказал, что всё написано неправильно, и стал рассказывать эту историю.

Дед Фомы Григорьевича любил рассказывать внукам про разные старинные чудные дела. Говорил он, что раньше на месте села был бедный хутор, на котором часто появлялся дьявол в образе человека. Он пьянствовал, а затем исчезал. Звали его Басаврюк, в церковь он не ходил, а если кому-нибудь дарил подарки, того человека начинала донимать нечистая сила.

У казака Коржа в селе был работник Петро Безродный. Однажды увидел Корж, как Петро поцеловал его дочку-красавицу Пидорку, хотел отстегать его ногайкой, но шестилетний сын его, Ивась, заступился за Петра.

Повадился к Коржу ходить какой-то лях. Попросила Пидорка Ивася сбегать к Петру, сказать, что отец неволит идти замуж за ляха и что она хочет умереть. Услышав от Ивася всё это, Петро с горя пошёл в шинок и встретил там Басаврюка. Тот показал полный кошелёк червонцев и обещал отдать их лишь за одно дело. Сказал, что Петро поспел вовремя, так как завтра Иван Купала, когда папоротник только этой ночью цветёт, и сказал, что будет ждать его в полночь в овраге.

Очнувшись, ничего он не помнил, а когда увидел в двух мешках золото, не мог понять, откуда оно. Увидев золото, Корж согласился отдать дочку за Петра. А та рассказала, что проходившие цыгане украли её братика. Богато стал жить Петро с женой. Люди догадывались, что богатство ему досталось от Басаврюка, который пропал в тот день, когда на Петра свалилось богатство непонятно откуда.

Теперь в селе всё спокойно, но иногда люди слышат, как чёрт жалобно всхлипывает в развалившемся шинке, стоящем на дороге.

Заключение к краткому пересказу

  • мистика, языческие традиции;
  • отношение людей к богатству, полученному нечестным путём.

Идея повести состоит в том, что человек является творцом своей судьбы, при жизненных трудностях надо самому их преодолевать, а не обращаться за помощью к нечистой силе, иначе неизбежно тяжёлое наказание.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

вечер накануне ивана купала краткое содержание

О произведении

В основе сюжета лежит извечная тема сделки с дьяволом. Гоголь, изображая несчастную судьбу Петруся, показывает, что человек сам должен преодолевать выпавшие на его долю трудности, а не принимать помощь от дьявола.

вечер накануне ивана купала краткое содержание п

Дьяк Фома Григорьевич уже не в первый раз принимается рассказывать эту историю. Несколько лет назад какой-то панич записал ее и выпустил в книжечке. Но пересказ был настолько несуразен, что совершенно не удовлетворил дьячка. Вот потому-то он и решил снова пересказать быль. Добросовестный же пасечник обещался в точности передать слова его.

Эту историю Фома Григорьевич слышал от родного дела, который прославился тем, что ни разу за свою жизнь не соврал. Произошло необычайное происшествие лет сто назад, здесь же, в Диканьке, которая на ту пору была самым бедным в округе хутором.

Сделка с Басаврюком

На селе жил в ту пору старый казак Корж, у которого была дочь-красавица Пидорка. И работал у него Петрусь, по прозвищу Безродный. Как-то старик приметил, что молодые люди полюбили друг друга. Он сначала хотел побить Петруся, но за него заступился шестилетний Ивась, младший братишка Пидорки. Но от изгнания из дома разгневанного казака это юношу не спасло.

краткое содержание вечер накануне ивана купала гоголя

Вскоре по хутору поползли слухи о том, что в дом Коржа повадился захаживать некий лях, весь в золоте, и дело идет к свадьбе. Ивась прибегает к Петрусю, чтобы передать от сестры известие – она лучше умрет, чем выйдет за ляха. С горя юноша пошел в шинок, где к нему подошел Басаврюк. Нечистый предложил свою помощь в обмен на цветок папоротника.

Петрусь согласился, и условлено было встретиться в Медвежьем овраге в ночь перед праздником Ивана Купала, т. к. только в это время цветет папоротник. Пробираются они в полночь через болота, и Басаврюк показывает пригорки, на которых растут цветы, а среди них и папоротник.

Жертва

краткое содержание сказки вечер накануне ивана купала

В этом месте герой начинает копать и натыкается на сундук. Позади него слышится хохот, а сокровище глубже опускается в землю. Чтобы выкопать клад, нужна кровь ребенка. Ведьма подводит к Петрусю дитя под простыней, герой срывает его и видит Ивася. Он бросается на ведьму с кулаками, но та показывает сокровища, скрытые под землей. Тогда Петрусь, глаза которому затуманивает алчность, убивает мальчика.

Свадьба

Развязка

краткое содержание рассказа вечер накануне ивана купала

Пидорка собирает людей, которые врываются в дом. Но там уже никого нет, только горстка пепла – все, что осталось от Петруся. А в мешках, где хранилось золото, - битые черепки. В горе Пидорка отправляется в Киев на богомолье, где и остается. Вскоре на хуторе вновь появился Басаврюк, но люди сторонились его пуще прежнего, отчего он только злился и творил еще больше злодейств.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Ивана Купала – в поисках цветущего папоротника

Приближается праздник Ивана Купала, или Иванов день. Традиционно он проходит 7 июля и связан с большим количеством старинных обрядов. Название праздника появилось в результате наложения на древний дохристианский праздник Купалье, связанный с летним солнцестоянием, церковного дня в память об Иоанне Крестителе. Некоторые европейские страны до сих пор отмечают Иванов день или День святого Ивана по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — с 20 по 26 июня.


Купала — один из древнейших праздников, который сохранил множество традиций и обычаев наших предков: проводы Ярилы, которого сменяет Бог летнего солнца Купала, сбор целебных трав, поиск цветка папоротника и т.д. В этот день плетутся венки из цветов и трав, поются песни и водятся хороводы. Идея праздника – очищение, затрагивающее всю человеческую сущность. В качестве очистительных элементов используются природные силы – огонь и вода. Именно поэтому знаменитые купальные костры всегда разводят на берегу рек, а празднование начинается с проведения хоровода. В процессе празднования наши предки прыгали через костры, а затем погружались в реку.


Праздник Купала — это последний день Русальной недели или Русалий. Вся неделя была посвящена богиням рек и озер. Было принято караулить встречу месяца с солнцем в ночь на солнцестояние. А Купалинская ночь – волшебное время, когда магическая сила огня, воды, земли и растений достигает наивысшей живительной силы. Ночь с 6 на 7 июля, известная как Ночь Творила, считается временем чудес. Именно в эту ночь искали чудодейственный цветок папоротника. Ровно в полночь на папоротнике распускается цветочная почка и появляется прекрасный огненно-красный цветок. Его надо быстро сорвать, пока нечистая сила не опередила тебя, и скорее нести домой. Но по дороге на смельчака будут нападать злые силы, и пугать наваждениями. Но если испытание удастся выдержать, то цветок исполнит самое заветное желание.



Дьявол под видом человека Басаврюка предложил Петру свою помощь – он получит желанную девушку в жены, но должен принести цветок папоротника и жертвоприношение. Петр соглашается на все ради любимой. Но расплата за грехи велика – после свадьбы проходит совсем немного времени, как Петрусь начинает сохнуть, и все силится вспомнить что-то важное, что забыл. Так пропал человек – из-за происков нечистой силы и собственных страстей. По сюжету повести были сняты фильмы:



Послушать сказку можно здесь

Купальские огни.

«Закатное солнце, прячась в тучу, заскалило зубы – брызнул дробный дождь. Притупил дождь косу, прибил пыль по дороге и закатился с солнцем на ночной покой.

Коровы, положа хвост на спину, не мыча, прошли. Не пыль – тучи мух провожали скот с поля домой.
На болоте болтали лягушки-квакушки.
И дикая кошка – желтая иволга унесла в клюве вечер за шумучий бор, там разорила гнездо соловью, села ночевать под черной смородиной.

Теплыми звездами опрокинулась над землей чарая Купальская ночь.
Из тенистых могил и темных погребов встало Навье.
Плавали по полю воздушные корабли. Кудеяр-разбойник стоял на корме, помахивал красным платочком. Катили с погостов погребальные сани. Сами ведра шли на речку по воду. В чаще расставлялись столы, убирались скатертями. И гремел в болотных огнях Навий пир мертвецов.

Криксы-вараксы скакали из-за крутых гор, лезли к попу в огород, оттяпали хвост попову кобелю, затесались в малинник, там подпалили собачий хвост, играли с хвостом.

У развилистого вяза растворялась земля, выходили из-под земли на свет посмотреть зарытые клады. И зарочные три головы молодецких, и сто голов воробьиных, и кобылья сивая холка подмаргивали зеленым глазом, – плакались.

Бросил Черт свои кулички, скучно: небо заколочено досками, не звонит колокольчик, – поманулось рогатому погулять по Купальской ночи. Без него и ночь не в ночь. Забрал Черт своих чертяток, глянул на четыре стороны, да как чокнется обземь, посыпались искры из глаз.

И потянулись на чертов зов с речного дна косматые русалки; приковылял дед Водяной, старый хрен кряхтел да осочьим корневищем помахивал, – чтоб ему пусто!

Выползла из-под дуба-сорокавца, из-под ярого руна сама змея Скоропея. Переваливаясь, поползла на своих гусиных лапах, лютые все двенадцать голов – пухотные, рвотные, блевотные, тошнотные, волдырные и рябая и ясная катились месяцем. Скликнула-вызвала Скоропея своих змей-змеенышей. И они – домовые, полевые, луговые, лозовые, подтынные, подрубежные приползли из своих нор.

Зачесал Черт затылок от удовольствия.
Тут прискакала на ступе Яга. Стала Яга хороводницей. И водили хоровод не по-нашему.
– Гуш-гуш, хай-хай, обломи тебя облом! – отмахивался да плевал заплутавшийся в лесу колдун Фаладей, неподтыканный старик с мухой в носу.

А им и горя нет. Защекотали до смерти под елкой Аришку, втопили в болото Рагулю – пошатаешься! ненароком задавили зайчонка.

Пошла заюшка собирать подорожник: авось поможет!
С грехом пополам перевалило за полночь. Уцепились непутные, не пускают ночь.
Купальская ночь колыхала теплыми звездами, лелеяла.
Распустившийся в полночь купальский цветок горел и сиял, точно звездочка.
И бродили среди ночи нагие бабы – глаз белый, серый, желтый, зобатый, – худые думы, темные речи.

У Ивана-царевича в высоком терему сидел в гостях поп Иван. Судили-рядили, как русскому царству быть, говорили заклятские слова. Заткнув ладонь за семишелковый кушак, играл царевич насыпным перстеньком, у Ивана-попа из-под ворота торчал козьей бородой чертов хвост.

– Приходи вчера! – улыбался царевич.
А далеким-далеко гулким походом гнался серый Волк, нес от Кощея живую воду и мертвую.
Доможил-Домовой толкал под ледящий бок – гладил Бабу-Ягу. Притрушенная папоротником, задрала ноги Яга: привиделся Яге на купальской заре обрада – молодой сон.
Леший крал дороги в лесу да посвистывал, – тешил мохнатый свои совьи глаза.

За горами, за долами по синему камню бежит вода, там в дремливой лебеде Сорока-щектуха загоралась жар-птицей.
По реке тихой поплыней плывут двенадцать грешных дев, белый камень алатырь, что цвет, томно светится в их тонких перстах.


Историю, обычаи и традиции праздника также можно найти на страницах периодических изданий:

Евдокимова Я. На Иванов день / Я. Евдокимова // Праздник в школе. - 2017. - № 6 (июнь). - С. 2-7
Аннотация: Сценарий обрядового праздника на день Ивана Купалы с хороводами, гаданиями и песнями.

Марговская, Марианна. От Аграфены Купальницы к Петрову дню / Марианна Марговская // Наука и религия. - 2014. - № 7. - С. 35-37, 64
Аннотация: О летних народных праздниках, обрядах и традициях.

Пилипчик А. В купальскую ночь / А. Пилипчик // Праздник в школе. - 2017. - № 6 (июнь). - С. 7-31
Аннотация: День Ивана Купала - один из самых древних праздников, он заполнен обрядами, связанными с водой, огнем и травами.

Санникова И. Н. Чудеса в летнюю ночь / И. Н. Санникова // Читаем, учимся, играем. - 2017. - Вып. 4. - С. 65-70
Аннотация: Сценарий проведения фольклорного праздника.

По сюжету повести, дьяк Фома Григорьевич, рассказывает о появившемся на хуторе дьяволе в человеческом обличье – Басаврюке. У зажиточного человека по имени Корж был молодой работник - сирота Петрусь. Петрусь влюбился в дочку Коржа Пидорку, которую уже засватали за богатого человека. Чтобы жениться на Пидорке Петрусь идет на сделку с Басаврюком и убивает невинное дитя, маленького брата Пидорки.

Тема повести – связь человека с нечистой силой, фактически сделка с дьяволом, которая не приводит ни к чему хорошему. Петрусь был готов на все, ради союза с любимой, но счастливым он так и не стал. По мнению автора, парень позабыл об истинной духовности. Социальное неравенство толкает его на преступление, за которое он сразу же получает наказание.

Идею повести Гоголь определяет, как осуждение стремления нажить богатство нечестным путем, презрение к жестокости и коварству. Басаврюк сам стремится получить выгоду от убийства ребенка и обманным путем заставляет Петруся пролить невинную кровь. Автор считает, что человек должен сам творить свою судьбу, преодолевая трудности, не обращаясь за помощью к темным силам.

Главные герои повести – Петрусь, Пидорка, Корж, Басаврюк, Ивась и рассказчик Фома Григорьевич. Петрусь - бедный, но красивый и трудолюбивый парень, работник Коржа. Пидорка – очень красивая девушка, о которой мечтают все парни. Корж - богатый казак, отец Пидорки, жадный и лицемерный человек. Ивась – шестилетний сын Коржа. Фома Григорьевич – дьяк, умеющий так рассказывать истории, что слушатели готовы бросить все свои дела.

Композиция повести линейная. В экспозиции происходит знакомство с Фомой Григорьевичем и его талантом рассказчика. Завязкой является момент обращения Петруся к Басаврюку за помощью. Действие постепенно развивается от пропажи Ивася к тяжелой жизни молодых новобрачных. Кульминационным моментом становится появление призрака и исчезновение главного героя. В развязке читатель узнает о том, что Пидорка ушла в монастырь.

2 вариант

Творчество великого писателя Н. В. Гоголя – это путь к разгадке к человеческому счастью через препятствия. В его произведениях имеют место и любовь, и разлука, и смерть и волшебство.

Эпизоды, в которых наблюдается связь человека с нечистой силой так или иначе встречается в произведениях Н. В. Гоголя. Пройдя ряд испытаний, его героев ждет разный финал. Но все они связаны и с реальным, и с мистическим началом.

Повесть Н. В. Гоголя пугающая за счет проявлений нечистой силы, загадочная, так как в ней каждый верит в исполнение желания, поучительная, потому что читатель принимает на свой счет все то, что выглядит как наказание за искушение. Писатель подчеркивает, что духовное начало в человеке должно победить материальную заинтересованность. Трагизм этого образа заключается в том, что соблазн легкой наживы, связи с дьяволом всегда имеет печальный конец. Обман, лукавство, зло – всегда остаются наказанными. Герой остается ни с чем. Он теряет и любовь, и деньги, и собственную жизнь. Именно это и хотел сказать автор, призывая обратить на себя внимание со стороны, прочитав о таинственных событиях в своем произведении.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Вечер накануне Ивана Купала

Популярные сегодня темы

Обычно жизнь писателя влияет на его творчество. Но в случае с Лермонтовым было наоборот, именно его творчество определило его биографию.

В каждой семье существуют памятные и дорогие сердцу вещи, доставшиеся от предыдущих поколений. Это могут быть старые фотографии, письма, открытки и другие памятные предметы.

Настасья Филипповна, является главной героиней романа, автор ее изображает, красивой девушкой с израненной душой. Ее красота очаровывала и притягивала многих мужчин. Увидев, ее фотопортрет Мышкин, влюбляется в нее, но вмести, с симпатией он испытает

Демон - главный герой поэмы. Он предстает перед читателем не тем чудовищным и бесчувственным существом, которое изображено в библейских текстах.

Очень тяжёлое экономическое состояние настигло Германию по причине её краха в Первой Мировой Войне. Но к власти приходит Гитлер, проводит ряд реформ, благодаря чему государству удалось вернуть былую военную мощь и восстановить экономику.

Читайте также: