Повышение вероятности и эффективности опыления цветков многих растений состоит в образовании

Обновлено: 18.09.2024

Опыление энтомофильных культур пчелами – один из важных приемов в комплексе передовой агротехники их выращивания. Эф­фективность этого приема зависит от остальных не менее важных элементов агротехники. Оплодотворенные семяпочки могут нормаль­но развиваться и образовывать полноценные семена только при обес­печении растений достаточным количеством необходимых питатель­ных веществ, что возможно при высоком уровне агротехники. В усло­виях низкой агротехники эффективность опыления культур пчелами резко снижается и может быть сведена на нет, так как нормальное питание оплодотворенных семяпочек нарушается. На плантациях эн­томофильных культур, плохо удобренных и обработанных, засорен­ных и пораженных вредителями, часто наблюдают прекращение раз­вития завязавшихся плодов, их опадание (у плодовых и ягодных культур), засыхание (у гречихи) или осыпание (у люцерны и других бобовых трав). Установлено, что чем лучше условия роста и развития растений и выше уровень агротехники, тем больше прибавка урожая от опыления культур пчелами.

Очень важное значение для повышения эффективности опыле­ния имеет подготовка сильных семей к началу цветения основных массивов энтомофильных культур и ее проводят так же, как и для использования медосбора.

В семьях, предназначенных для опыления растений, должно быть много летных пчел, хорошая плодная матка и много разновозрастно­го расплода. При опылении растений, выделяющих малое количество доступного для пчел нектара (например, клевера красного), жела­тельно, чтобы в семьях было много открытого расплода, для выкор­мки которого пчелы вынуждены будут усиленно посещать цветки и собирать пыльцу.

Приближение пасек к массивам энтомофильных культур – один из самых важных приемов повышения эффективности опыления, так как посещаемость растений пчелами уменьшается по мере удаления семей от пасеки. Например, количество пчел на семенниках красного клевера уменьшается в среднем на 3,7% на каждые 100 м расстояния от пасеки. На расстоянии 2,7 км от пасеки пчелы обычно не посеща­ют клевера. Такую же закономерность наблюдают и при опылении других культур.

Особенно резко сокращается число пчел на цветках при удалении их от пасеки в плодовых насаждениях рано весной, когда стоит еще холодная погода. Как правило, чем ближе расположена пасека к мас­сивам растений, тем лучше и с меньшими затратами энергии и кор­мов пчелы осуществляют опыление. Техника подготовки и перевозки пчел на опыление такая же, как и при кочевках насекомых на мас-сивы-медоносов.

Размещение ульев на массиве опыляемой культуры зависит от его размеров и вида опыляемой культуры. Для удобства работы пчелово­да по уходу за семьями и охраны пчел ульи опылительной пасеки ставят обычно в одном месте. При этом ульи нужно расположить так, чтобы наиболее удаленная часть посевов энтомофильных растений была от них не далее 500–700 м, а в плодовом саду – 200–250 м. На сравнительно небольших, компактных участках (до 50–75 га) опы­лительную пасеку лучше разместить в середине массива опыляемой культуры. На больших узких, но вытянутых полях, размещают две или несколько пасек с таким расчетом, чтобы расстояние между ними не превышало 1 – 1,4 км, а в плодовом саду – 0,4–0,5 км. Частным случаем расположения двух или нескольких пасек служит организация так называемого встречного опыления.

Встречное опыление организуют на сравнительно больших растя­нутых массивах энтомофильных культур, с тем чтобы обеспечить более или менее равномерное посещение цветков на всех участках опыляемой площади. При этом рекомендуется обычно ставить с каж­дого края удлиненного участка по одной пасеке (рис. 46). При таком их расположении уменьшение количества пчел с одной пасеки по направлению к середине массива будет восполнено увеличением их количества с другой пасеки. В результате посещаемость растений по всей площади между двумя пасеками будет почти одинаковой. Одна­ко общий эффект опыления будет выше, если пасеки расположить не у самых краев опыляемого участка, а отступя от них на 400–500 м к середине. Следует иметь в виду, что пчелы каждой пасеки не будут летать только навстречу друг другу, а будут посещать цветки вокруг пасеки во всех направлениях. При таком расположении расстояние между пасеками сокращается на 800–1000 м; пчелы первой пасеки будут посещать ближайшие участки, находящиеся слева от нее, а пчелы второй пасеки – справа. В результате среднее расстояние от пасек до опыляемых растений значительно сократится, а общий эф­фект опылительной деятельности пчел повысится.


Рис. 46. Организация встречного опыления по А. Ф. Губину

При одновременном цветении нескольких видов медоносных рас­тений в радиусе лета пчел последние обычно посещают растения всех видов, но с разной интенсивностью. Как правило, большее количество пчел переключается на сбор нектара с тех растений, которые выделяют его много и в легкодоступной форме. Во время массового цветения липы или гречихи основная масса пчел пере­ключается на сбор нектара с этих растений, но небольшая часть пчел продолжает посещать и другие, менее нектаропродуктивные растения. Появление хорошего медосбора с основных медоносов, повышая жизнедеятельность и общую летную энергию пчелиных семей, способствует также лучшей посещаемости растений, цветки которых меньше привлекают пчел.

Красный клевер, например, дает очень слабый медосбор и посе­щается пчелами не так энергично, как липа или гречиха. Если в районе лета пасеки имеются только посевы красного клевера, то жизнедеятельность пчелиных семей и яйценоскость маток снижают­ся, количество расплода и численность пчел – сборщиц нектара и пыльцы в семьях сокращаются, а посещаемость пчелами цветков клевера падает. А если наряду с красным клевером цветут и сильные медоносы, то жизнедеятельность семей усиливается, в результате чего повышается и посещаемость пчелами цветков красного клевера.

Подобное же явление наблюдается и при опылении огурцов в теплицах. При возможности вылета из теплиц для сбора нектара и пыльцы пчелиные семьи развиваются лучше, что ведет к усиле­нию посещаемости огуречных цветков и к лучшему их опылению. Это объясняется тем, что разные группы пчел из каждой семьи посещают определенные растения и даже на определенном участке, и если они получают время от времени пищевое подкрепление в виде нектара или пыльцы, то продолжают посещение данного уча­стка, в то время как остальные группы работают на других расте­ниях и участках.

Соцветие – группа мелких цветков, расположенных на цветоносе в определенном порядке. Цветки располагаются на верхушке вегетативных побегов, от которых могут отходить ответвления. По строению соцветия подразделяют на простые и сложные.

Простые – цветоносный побег не разветвляется и заканчивается цветком (кисть, простой колос, початок, зонтик, головка, корзинка).

Сложные – состоят из нескольких простых соцветий, которые располагаются на ответвлениях от главной оси (сложная кисть (метелка), сложный колос, сережка, сложный зонтик, сложный щиток).

ПРОСТЫЕ СОЦВЕТИЯ

Кисть на длинной оси отдельные цветки по мере приближения к верхушке цветоножки укорачиваются (черемуха, колокольчик, ландыш, капуста).

Колос на удлиненной главной оси находятся сидячие цветки (подорожник, ятрышник).

Початок схож по строению с колосом, но главная ось толстая и мясистая (кукуруза, белокрыльник).

Щиток на удлиненной главной оси расположены цветки на цветоножках разной длинны (яблоня, груша, слива).

Зонтик главная ось укорочена, а цветоножки имеют одинаковую длину и выходят из одного места (примула).

Головка сидячие цветки расположены на укороченной, главной оси (клевер).

Корзинка сидячие цветки, расположенные на укороченной и плоской расширенной оси (подсолнечник, топинамбур, ромашка, одуванчик, бодяк).

СЛОЖНЫЕ СОЦВЕТИЯ

Сложная кисть (метелка) от главной оси отходят боковые ветвящееся оси, на которых расположены цветки в два ряда (сирень, виноград, таволга).

Сложный колос отдельные простые колоски на главной оси, на каждом колоске по 2–3 цветка (рожь, пшеница, ячмень, пырей).

Сережка похоже на колос и кисть, главная ось очень гибкая, после цветения отрывается от растения (береза, ольха, грецкий орех).

Сложный зонтик – состоит из множества простых зонтиков (морковь, укроп, дудник).

Сложный щиток видоизмененная метелка с укороченными междоузлиями главной оси (бузина, калина).

БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ СОЦВЕТИЙ

1. Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром.

2. Крупными соцветиями и запахом растения привлекают насекомых-опылителей (соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы).

3. Соцветие увеличивает шансы опыления, а соответственно, размножения, а также образования семян и плодов.

Задание по биологии: описать приспособленность и её относительный характер у ветроопыляемых растений.

я даже не знаю что написать. =((( помогите, пожалуйста. Пишете, всё что знаете.

Ветроопыляемые растения производят огромное количество мелкой, сухой, очень легкой пыльцы. Рыльца пестиков их цветков – большие и имеют перистую форму. Это повышает эффективность опыления. У опыляемых насекомыми растений образуется гораздо меньше пыльцы, но она крупная и липкая. Цветки этих растений имеют нектарники и яркую окраску для привлечения насекомых-опылителей.

Ветроопыляемые растения имеют, как правило, ряд характерных особенностей: очень мелкие и многочисленные цветки, вырабатывают много пыльцы. Одно растение способно вырабатывать миллионы пыльцевых зерен. У многих ветроопыляемых растений (лещина, осина, ольха, шелковица) цветки появляются ещё до распускания листьев.

Пчёлы предпочитают собирать пыльцу с насекомоопыляемых растений. Но если в природе мало цветущих энтомофильных растений, а пчёлы нуждаются в пыльце, они собирают её и с ветроопыляемых растений.

Опыление цветковых растений осуществляется двумя основными способами — ветром и животными, чаще всего насекомыми. Как в том, так и в другом случае у растений вырабатываются специфические приспособления. Для насекомоопыляемых растений характерны крупные, ярко окрашенные одиночные цветки, а также соцветия, состоящие из ярких цветков различной формы. Как правило, они имеют сильный запах. В них развиты особые железы — нектарники, вырабатывающие сладкий жидкий секрет — нектар. Цветки насекомоопыляемых растений богаты пыльцой. Пыльцевые зёрна, как правило крупные и клейкие, а их оболочка нередко имеет разнообразные выросты. У ветроопыляемых растений околоцветник частично или полностью редуцируется, а их мелкие и невзрачные цветки, как правило, собраны в соцветия. пыльцы у ветроопыляемых растений, по сравнению с насекомоопыляемыми, образуется значительно больше. Однако пыльцевые зёрна у них мелкие и сухие, хорошо переносимые ветром. Они образуются в крупных пыльниках, очень часто свисающих на длинных тычиночных нитях. Рыльце пестика у многих из них раздвоено и усажено многочисленными волосками и щетинками, что позволяет улавливать из воздуха значительно больше пыльцы. Очень многие ветроопыляемые растения цветут ранней весной ещё до распускания листьев. Цветущие летом ветроопыляемые злаки распускаются строго по часам, экономя тем самым пыльцу. Повышению вероятности опыления способствует и то, что все ветроопыляемые растения произрастают тесными группами или большими скоплениями.


1. На рисунке показаны схемы внутреннего строения семени томата (А) и семени тыквы (Б) в двух ракурсах. Назовите элементы строения семени томата, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Сравните строение семян томата и тыквы: определите их сходства и различие. В каких структурах этих семян накапливаются питательные вещества?

1) 1 – семенная кожура, 2 – зародыш семени, 3 – эндосперм;
2) сходства семян: наличие зародыша с двумя семядолями и наличие семенной кожуры;
3) различие: отсутствие эндосперма в семени тыквы;
4) в семенах тыквы питательные вещества запасаются в зародыше, в семенах томата – в эндосперме

2. В чём выражается приспособленность цветковых растений к совместному обитанию и перекрёстному опылению в лесном сообществе? Укажите не менее трёх признаков приспособленности. Ответ поясните.

1) Ярусное расположениерастений обеспечивает использование света, воды и минеральных солей из почвы.
2) Ветроопыляемые растения цветут до распускания листвы, которая препятствует опылению (редуцирован околоцветник, тычинки крупные на длинных тычиночных нитях, сухая пыльца.
3) Насекомоопыляемые растения зацветают во время появления насекомых, которые обеспечивают опыление (имеется яркий околоцветник и нектар).

3. Растение кукуруза имеет два типа соцветий: початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке? Почему часть початка иногда не заполнена зернами?

1) початок это женское соцветие, а метелка мужское соцветие;
2) пыльца с мужского соцветия переносится на женское соцветие, где происходит двойное оплодотворение и образование плодов - зерновок;
3) не все цветы початка опыляются и оплодотворяются, из-за этого часть початка остаётся пустозёрной

4. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

1) образование большого количества пыльцы повышает вероятность опыления и оплодотворения, так как часть ее теряется, оседая на почве, стволах деревьев и т.д.;
2) листья создали бы дополнительную преграду при опылении этих растений, поэтому они зацветают раньше.



5. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

6. Укажите не менее четырех отличий насекомоопыляемых растений от ветроопыляемых.

1) у насекомоопыляемых растений большие и яркие цветки, у ветроопыляемых – мелкие цветки, собранные в соцветия;
2) у насекомоопыляемых растений наличие нектара в цветках, у ветроопыляемых – его отсутствие;
3) у насекомоопыляемых растений пыльца крупная, липкая, у ветроопыляемых – мелкая, легкая;
4) у насекомоопыляемых растений наличие аромата цветков, у ветроопыляемых – отсутствие аромата



7. Назовите части пестика, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3 и функции, которые они выполняют.

1) 1 – рыльце, улавливает пыльцу;
2) 2 – семязачаток (семяпочка), местро образования макроспор, женского гаметофита, семени;
3) 3 – зародышевый мешок (женский гаметофит); в нем происходит двойное оплодотворение, образуется зародыш и эндосперм

8. Объясните, какую роль играют животные в жизни цветковых (покрытосеменных) растений. Приведите не менее четырех доказательств роли животных.

1) участвуют в опылении цветковых растений;
2) участвуют в распространении плодов и семян;
3) ограничивают численность и рост растений, питаясь ими или паразитируя на них;
4) уничтожают вредителей растений, сохраняя их численность;
5) участвуют в повышении плодородия почвы, создавая гумус и улучшая жизнедеятельность растений



9. Рассмотрите рисунок. Определите, какой способ опыления характерен для растения с цветком такого строения. Обоснуйте ответ, приведите три доказательства.

1) цветок опыляется ветром;
2) мохнатое раздвоенное рыльце пестика хорошо улавливает пыльцу;
3) длинные тычиночные нити способствуют рассеиванию пыльцы;
4) редуцированный околоцветник (две цветковые чешуи) не препятствуют проникновению пыльцы к пестику



10. Рассмотрите предложенную схему классификации компонентов семени пшеницы. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

11. Чем представлен и как устроен мужской гаметофит у покрытосеменных растений? Укажите его роль в размножении растения и поясните её.

1) пыльцевое зерно (пылинка);
2) состоит из вегетативной клетки (клетки пыльцевой трубки) и генеративной клетки (двух спермиев);
3) образует спермии (участвует в опылении);
4) из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка;
5) по пыльцевой трубке к семязачатку (зародышевому мешку) продвигаются два спермия

12. В Центральной Америке были обнаружены две группы видов бобовых растений: у одних образуется много мелких легких семян, у других – мало семян, но они крупнее. При этом крупные семена содержат ядовитые вещества, защищающие их от поедания жуками. В чем состоят преимущества каждой из этих групп растений?

1) большое количество мелких семян повышает вероятность воспроизведения растения (попадания в благоприятные условия);
2) легкие мелкие семена разносятся ветром, что способствует расселению;
3) крупные семена содержат большой запас питательных веществ, что повышает вероятность прорастания каждого семени;
4) ядовитые вещества в крупных семенах обеспечивают их лучшую сохранность и выживаемость

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Биология, 6 класс. Ботаника. Строение цветка. Соцветие. Опыление растений.

Внимание! Возможно от одного до нескольких вариантов ответа.

А. генеративный орган

Б. ткань растения

В. вегетативный орган

Г. совокупность органов

2. Из каких частей состоит пестик:

3. Мужской половой орган цветка:

4. Под каким номеров на схеме отмечен пыльник?

hello_html_7319dfdb.jpg

А. 7 Б. 2 В. 10 Г. 9
5. Обоеполые растения – это растения, у которых:

А. есть мужские и женские органы

Б. есть только мужские органы

В. есть только женские органы

Г. нет генеративных органов

6. Почему у растений редко встречается самоопыление?

А. не будет семян

Б. не может произойти опыление

В. не может произойти оплодотворение

Г. потомство может нести наследственные болезни

7. Перенос пыльцы на рыльце пестика – это:

8. Двудомное растение:

9. Признаки насекомоопыляемых растений:

А. яркие лепестки венчика

Б. липкая, крупная пыльца

В. отсутствие запаха

Г. мелкая пыльца

10. Под какой цифрой указано ветроопыляемое растение?

11. Почему цветок раффлезии пахнет тухлым мясом?

А. отпугивает насекомых, питающихся цветком

Б. привлекает мух – опылителей

В. отпугивает людей, собирающих цветы

Г. нет правильного ответа

12. Самый маленький цветок из перечисленных имеет растение:

13. Почему в дождливое лето, когда не летают насекомые, снижается урожайность кабачков и огурцов?

А. насекомые переносят пыльцу

Б. насекомые помогают растению развиваться

В. насекомые приносят растению питательные вещества

Г. насекомые ускоряют процесс фотосинтеза

14. Значение соцветия:

А. для фотосинтеза

В. для лучшего опыления

Г. для лучшего роста

15. У какого растения соцветие – корзинка

ОТВЕТЫ: 1.а 2. а, г 3. б 4. а 5. а 6. г 7. б 8. г 9. а, б 10. 1 11. б 12. в 13. а 14. в 15. б

Краткое описание документа:

Тестовые задания по теме "Строение цветка. Соцветие. Опыление" составлен для учащихся 6 класса и содержит как репродуктивные так и продуктивные вопросы, вопросы на сравнение и анализ. В представленном тесте 15 вопросов, в каждом - 4 варианта ответа, возможен как один так и несколько вариантов ответа. Проверяет знания учащихся о строении цветка, термины, значение органов цветка, способы опыления, взаимосвязь строения цветка и способа опыления, значения соцветий и их классификацию. Тест будет полезен как учителям - предметникам, так и самим учащимся для самоконтроля полученных знаний.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 48 человек из 28 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 569 214 материалов в базе

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 02.02.2015 27189
  • DOCX 301.5 кбайт
  • 244 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Осьминкина Юлия Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: