Появление приспособлений для осуществления оплодотворения вне водной среды аппарат цветка и защиты

Обновлено: 18.09.2024

Данный документ содержит контрольную работу за курс 9 класса к учебнику Сонина, все материалы авторские (из рабочей тетради и учебника) и содержат подборку тестов трех уровней сложности А, В и С. Возможна индивидуальная расстановка баллов на усмотрение каждого учителя за задания, мною был взят следующий ряд баллов: часть А по 1 баллу, часть В по два и часть С по три балла.

Предмет: Биология
Категория материала: Тесты
Класс: 9 класс
Автор: Мальцева Анастасия Евгеньевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 20.16 Kb

ИТОГОВА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА вариант 1

Выберете один правильный ответ из четырех

А1. Назовите ученого, первым предпринявшего попытку классификации живых существ и предложившего удобный и простой принцип двойных названий для каждого вида.

Ж.Б. Ламарк 2. Ж. Кювье 3. К. Линней 4. Ч. ДарвинА2. Сходство формы тела и органов движения у акулы (хрящевые рыбы), ихтиозавра (рептилии) и дельфина (млекопитающие) – это результат.

Дивергенции 2. Параллельной эволюции 3. Конвергенции 4. Прогрессирующей специализацииА3. Какой из перечисленных структурных компонентов клетки является местом сборки рибосом.

Комплекс Гольджи 2. ядрышко 3. Хроматин 4. Эндоплазматическая сетьА4. Только в двухцепочечных участках молекул РНК встречается пара комплементарных азотистых оснований.

А-Т 2. А-У 3. Г-Ц 4. А-ЦА5. Укажите способ бесполого размножения, характерный для дрожжевых грибов.

Почкование 2. Поперечное деление 3. Митоз 4. ШизогонияВыберете три верных ответа из шести предложенных

В1. Укажите основные признаки рецессивных мутаций.

Формируют скрытый резерв наследственной изменчивости 2. Проявляются как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии 3. Проявляются в первом поколении гибридов 4. В гетерозиготном состоянии не проявляются 5. Будучи летальными, в гетерозиготном состоянии, вызывают гибель организмов 6. Могут оказывать неблагоприятное действие на жизнедеятельность организмов, находясь только в гомозиготном состоянииВ2. Перечислите признаки, характерные для наземно-воздушной среды обитания

Низкая плотность живых существ 2. Высокая плотность живых существ 3. Относительно постоянная температура 4. Резкие колебания температур 5. Относительная однородность условий обитания 6. Значительное разнообразие условий обитанияУстановите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В3. Установите соответствие между минеральными компонентами клетки и выполняемыми ими функциями

В4. Установите соответствие между формой взаимоотношений между организмами и ее определением

Форма взаимоотношений, при которой оба партнера или хотя бы один извлекает пользуФорма взаимоотношений, при которой один организм неоднократно использует другой организм в качестве места обитания, источника питанияФорма отношений, при которой между видами со сходными экологическими требованиями или внутри одного вида возникает соперничество за пищу, территорию, самок и т.д.Форма отношений, при которой одни вид организмов питается особями другого вида, ловя и умерщвляя ихА) хищничество Б) конкуренция В) симбиоз Г) паразитизм

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений практических действий

В5. Расположите в правильной последовательности фазы митоза

А) метафаза Б) телофаза В) профаза Г) анафаза

В6. Установите последовательность звеньев пищевой цепи

А) организмы-деструкторы Б) растительноядные животные В) плотоядные животные Г) автотрофные растения

Дайте полный развернутый ответ на вопросы

С1. В чем биологическое значение естественного отбора?

С2. Докажите на примерах ненаследуемость изменений признака, вызванных действием условий внешней среды.

С3. Расскажите о задачах заповедников.

ИТОГОВА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА вариант 2

Выберете один правильный ответ из четырех

А1. Назовите ученого, который является автором первой в истории науки эволюционной теории.

Ж.Б. Ламарк 2. Ж. Кювье 3. К. Линней 4. Ч. ДарвинА2. Появление приспособлений для осуществления оплодотворения вне водной среды (аппарат цветка) и защиты семян (плод), позволивших обеспечить высокую эффективность размножения растений, - это примеры

Адаптации 2. Идиоадаптации 3. Ароморфоза 4. Общей дегенерацииА3. Назовите структурный элемент клетки, стенка которого образована одной мембраной.

Ядерная оболочка 2. Лизосома 3. Митохондрия 4. ХлоропластА4. Метаморфоз с полным превращением происходит у

Кузнечика 2. Бабочки 3. Стрекозы 4. Паука-серебрянкиА5. Назовите оболочку земли, в состав которой входит озоновый слой

Атмосфера 2. Литосфера 3. Гидросфера 4. Ни один ответ не веренВыберете три верных ответа из шести предложенных

В1. Перечислите условия, при которых соблюдается закон независимого наследования признаков

Гибриды первого поколения должны быть гомозиготными 2. Гибриды первого поколения должны быть гетерозиготными 3.Исследуемые гены могут располагаться в одной паре гомологичных хромосом 4. Исследуемые гены должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом 5. Один ген кодирует один признак 6. Один ген кодирует несколько признаков.В2. Укажите признаки, общие для природных и искусственных экологических систем

Наличие пищевых цепей, образующих пищевые сетиБаланс веществ и энергии (состояние равновесия)Небольшое число видовНаличие продуцентов, консументов и редуцентовИспользование дополнительных источников энергии и некоторых веществ (азот, фосфор и другие)Использование световой энергииУстановите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В3. Установите соответствие между группами простейших и характерными для них способами бесполого размножения.

Митоз 2. ПочкованиеА) амебы Б) инфузории В) дрожжевые грибы Г) жгутиковые

В4. Установите соответствие между механизмом терморегуляции у холоднокровных организмов и способом его реализации

Защита от замерзанияЗащита от перегреваА) уменьшение количества воды в клетках Б) накопление сахаров и глицерина

В) коллективная терморегуляция (пчелы) Г) приспособительное поведение (активность в ночные часы)

Д) испарение воды через кожу и дыхательную систему Е) непроизвольные мышечные сокращения (дрожь) Ж) транспирация воды (растения)

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений практических действий

В5. Установите последовательность стадий эмбрионального периода

А) дробление Б) органогенез В) стадия зиготы Г) гаструляция

В6. Расположите в правильной последовательности группы растений лиственного леса в соответствии с занимаемыми ими ярусами, начиная с травянистого

А) лещина, бересклет Б) груша, клен, яблоня В) дуб, липа Г) звездчатка, ветреница

Дайте полный развернутый ответ на вопросы

С1. Какая форма борьбы за существование является наиболее напряженной и почему?

С2. Как среда влияет на проявление признака? Приведите примеры.

С3. Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

A3. Одному из ученых впервые удалось в лаборатории с помощью специальной установки имитировать условия первобытной Земли и получить в этих условиях различные низко - и высокомолекулярные органические соединения, многие из которых встречаются в составе современных организмов. Назовите этого учёного.
1) С. Миллер

А4. Назовите учёного, который является автором первой в истории науки эволюционной теории.
1) Ж. Б. Ламарк

А5. Первыми живыми организмами на Земле были
2) анаэробные гетеротрофы

А7. Органы, имеющие внешнее сходство, но различающиеся внутренним строением и происхождением, называют
3) аналогичными

А8. Сходство формы тела и органов движения у акулы (хрящевые рыбы), ихтиозавра (рептилии) и дельфина (млекопитающие) - это результат
3) конвергенции

А9. Появление приспособлений для осуществления оплодотворения вне водной среды (аппарат цветка) и защиты семян (плод), позволивших обеспечить высокую эффективность размножения растений, — это примеры
3) ароморфоза

А10. От преимущественно биологической эволюции к преимущественно социальной перешли
1) кроманьонцы

A11. Какой из перечисленных структурных компонентов клетки является местом сборки рибосом?
2) ядрышко

А12. Гликолиз протекает в
3) митохондриях

А13. Общей для всех живых клеток функцией является
4) извлечение и аккумулирование энергии

А14. Признак, характерный только для клеток эукариот, — это
3) способность делиться митозом \

А15. Назовите структурный элемент клетки, стенка которого образована одной мембраной.
2) лизосома

А16. Процесс сборки полипептидной цепи на рибосоме называют
1) трансляцией

А17. Процесс программированной гибели клетки - это
3)апоптоз

А18. Только в двухцепочечных участках молекул РНК встречается пара комплементарных азотистых оснований.
2) А - У

А19. У растений не встречается такой полисахарид, как
3) гликоген

А20. Назовите период, отсутствующий в овогенезе.
2) формирование

А21. Группа генетически идентичных организмов, образующихся в результате бесполого размножения, — это
3) клон

А22. Укажите способ бесполого размножения, характерный для дрожжевых грибов.
1) почкование

А23. Биологическое значение II мейотического деления заключается в
2) переводе клеток из диплоидного состояния в гаплоидное

А24. Биологически прогрессивной чертой полового размножения по сравнению с бесполым является
3) значительное повышение наследственного разнообразия популяций

А25. Что из перечисленного является подтверждением биогенетического закона?
4) все ответы верны

А26. Зародышевые листки закладываются на стадии
3) гаструляции

А27. Метаморфоз с полным превращением происходит у
2) бабочки

А28. Совокупность всех наследственных задатков клетки (организма) — это
2) генотип

А29. Закон сцепленного наследования генов был открыт
4) Т. Морганом

А30. В потомстве, полученном от скрещивания двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак), доля особей с белой шерстью составляла 1/4. Каковы генотипы родителей?
4) АаХАа

А31. Число групп сцепления прямо пропорционально числу
3) пар хромосом

А32. Какой закон генетики был открыт на основании анализа результатов, полученных при скрещивании организмов с генотипами АА и аа?
2) единообразия гибридов первого поколения (закон доминирования)

А33. Анализирующим называется скрещивание
3) рецессивной гомозиготы и гетерозиготы

А34. Геномом называется
3) гаплоидный набор ядерных генов

А35. Повышение содержания эритроцитов в крови и увеличение концентрации гемоглобина в них у жителей высокогорных областей — это пример изменчивости
1) модификационной

А36. Сущность комбинативной наследственной изменчивости заключается в возникновении новых сочетаний генов в генотипе в результате
4) все перечисленное

А37. Феномен усиленного развития и резкого повышения жизнеспособности и плодовитости гибридов первого поколения при межлинейной гибридизации — это
3) гетерозис

А38. Область биологической науки, предметом которой являются эволюционно сложившиеся взаимоотношения организмов между собой и средой обитания, называется
3) экологией

А39. Укажите группу организмов, благодаря жизнедеятельности которых молекулярный азот включается в круговорот веществ в биосфере.
4) клубеньковые бактерии

А40. Назовите оболочку Земли, в состав которой входит озоновый слой.
1) атмосфера

А41. Как называется часть биосферы, образующаяся без участия живых организмов?
1) косное вещество

А42. Необходимый животным и человеку витамин D образуется в организме под воздействием
3) ультрафиолетовых лучей

А43. Фактором, ограничивающим распространение растений на север, является
4) температура

А44. Фактор, значение которого в данный момент времени наиболее удалено от оптимума (приближается к пределам выносливости), называют
4) ограничивающим

А45. Какой объект отсутствует в приведенной ниже цепи питания?
. ------ зоопланктон ------ мелкая рыба ------ крупная рыба ------ человек
3) фитопланктон

А46. Растения усваивают серу в форме
4) сульфатов

А47. Биологическая продуктивность экосистемы определяется
2) биомассой

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Доказательствами происходящей в настоящее время эволюции являются
2) появление популяций насекомых-вредителей, стойких к ядохимикатам
4) появление бактерий, устойчивых к антибиотикам
5) возникновение новых форм вируса гриппа

В2. Укажите палеонтологические доказательства эволюции.
2) ископаемые формы
4) филогенетические ряды видов
6) переходные формы растений и животных

В3. Назовите специфические черты человека (антропоморфозы).
1) гибкий позвоночник с четырьмя изгибами
2) сильно развитый лицевой отдел черепа
5) наличие второй сигнальной системы

В4. Что из перечисленного относится к бескислородному этапу энергетического обмена?
1) происходит в гиалоплазме
3) образуется пировиноградная или молочная кислота
4) энергетический эффект — 2 молекулы АТФ

В5. Назовите некоторые отличительные признаки прокариот.
1) отсутствие системы внутриклеточных мембран
2) наличие нуклеоида
6) наличие кольцевой молекулы ДНК

В6. Назовите ключевые события профазы I мейоза.
2) обмен гомологичными участками хромосом
5) репаративный синтез ДНК
6) конъюгация гомологичных хромосом

В7. Перечислите признаки, характерные для сперматогенеза.
2) из одной клетки-предшественницы, вступающей в мейоз, образуется четыре гаметы
4) гаметы содержат или X - или У-хромосому
5) протекает от момента полового созревания и почти конца жизни

В8. Перечислите условия, при которых соблюдается закон независимого наследования признаков.
2) гибриды первого поколения должны быть гетерозиготными
4) исследуемые гены должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом
5) один ген кодирует один признак

В9. Укажите основные признаки рецессивных мутаций.
1) формируют скрытый резерв наследственной изменчивости
4) в гетерозиготном состоянии не проявляются
6) могут оказывать неблагоприятное действие на жизнедеятельность организмов, находясь только в гомозиготном состоянии

В10. Укажите признаки, общие для природных и искусственных экологических систем.
1) наличие пищевых цепей, образующих пищевые сети
4) наличие продуцентов, консументов и редуцентов
6) использование световой энергии

В11. Перечислите признаки, характерные для наземно-воздушной среды обитания.
1) низкая плотность живых существ
4) резкие колебания температур
6) значительное разнообразие условий обитания

УСТАНОВИТЕ соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В12. Установите соответствие между учёными и взглядами на историческое развитие живой природы.

ВЗГЛЯДЫ

А) движущей силой эволюции является внутреннее стремление к совершенству
Б) изменения условий среды вызывают у организмов положительные, негативные и нейтральные наследственные изменения
В) благоприобретенные признаки наследуются
Г) движущей силой эволюции является естественный отбор
Д) элементарной эволюционной единицей является отдельная особь
Е) элементарной эволюционной единицей является популяция
УЧЕНЫЕ
1) Ч. Дарвин
2) Ж. Б. Ламарк

b12

В13. Установите соответствие между основными путями достижения состояния биологического прогресса (основные пути эволюции) и их признаками.

ПРИЗНАКИ
А) приводит к образованию новых мелких систематиче¬ких групп
Б) совершенствование органов достигается путем частных изменений в строении и функции органов
В) затрагивает все уровни организации организмов
Г) характерен для оседлых и паразитических форм
Д) упрощение организации и снижение активности ряда органов
Е) приводит к образованию новых крупных систематических групп
ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ
1) ароморфоз 3) общая дегенерация
2) идиоадаптация

b13

В14. Установите соответствие между минеральными компонентами клетки и выполняемыми ими функциями.

МИНЕРАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
А) железо
Б) натрий
В) калий
Г) фтор
Д) соляная кислота
Е) фосфорнокислый кальций
Ж) магний
ФУНКЦИИ
1) переносит кислород (в составе гемоглобина)
2) входит в состав хлорофилла
3) обеспечивает прочность костной ткани
4) обеспечивает высокую кислотность желудочного сока
5) участвует в генерации и проведении нервных импульсов
6) придает прочность эмали зубов

b14

В15. Установите соответствие между признаками и типом клеток.

ПРИЗНАКИ
А) включения в виде гликогена
Б) клеточный центр
В) наличие пластид
Г) крупная центральная вакуоль
Д) клеточная стенка из целлюлозы
Е) включения в виде крахмала
Ж) наличие непосредственных переходов из цитоплазмы одной клетки в другую (плазмодесмы)
ТИП КЛЕТКИ
1) растительная
2) животная

b15

В16. Установите соответствие между группами простейших и характерными для них способами бесполого размножения.

ОРГАНИЗМЫ
А) амёбы В) дрожжевые грибы
Б) инфузории Г) жгутиковые
СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ
1) митоз 2) почкование

b16

В17. Установите соответствие между зародышевыми листками и их производными.

ПРОИЗВОДНЫЕ
А) нервная система
Б) печень
В) эпителий желудочно-кишечного тракта
Г) эпителий кожи
Д) органы выделения
Е) эмаль зубов
Ж) половые железы
3) эпителий жабр и легких
ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ
1) эктодерма
2) мезодерма
3) энтодерма

b17

В18. Установите соответствие между организмами и их признаками.

ПРИЗНАКИ
А) образуют два сорта гамет
Б) образуют один сорт гамет по данному гену
В) организмы, в генотипе которых в обеих гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие различные состояния признака
Г) при скрещивании организмов отмечается расщепление признака
Д) организмы, в генотипе которых в обеих гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие одинаковое состояние признака
Е) при скрещивании организмов не наблюдается расщепление потомства по данному признаку
ОРГАНИЗМЫ
1) гомозиготные
2) гетерозиготные

b18

В19. Установите соответствие между типом изменчивости и ее характеристиками.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) не имеет заведомо приспособительной направленности
Б) носит групповой характер
В) носит индивидуальный характер
Г) характеризуется адекватностью
Д) отличается непостоянством
Е) носит случайный характер
ИЗМЕНЧИВОСТЬ
1) генотипическая
2) фенотипическая

b19

В20. Установите соответствие между механизмом терморегуляции у холоднокровных организмов и способом его реализации.

СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ
А) уменьшение количества воды в клетках
Б) накопление сахаров и глицерина
В) коллективная терморегуляция (пчелы)
Г) приспособительное поведение (активность в ночные часы)
Д) испарение воды через кожу и дыхательную систему
Е) непроизвольные мышечные сокращения (дрожь)
Ж) транспирация воды (растения)
МЕХАНИЗМ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ
1) защита от замерзания
2) защита от перегрева

b20

В21. Установите соответствие между формой взаимоотношений между организмами и её определением.

ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
А) хищничество В) симбиоз
Б) конкуренция Г) паразитизм
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) форма взаимоотношений, при которой оба партнера или хотя бы один извлекают пользу
2) форма взаимоотношений, при которой один организм неоднократно использует другой организм в качестве места обитания, источника питания
3) форма отношений, при которой между видами со сходными экологическими требованиями или внутри одного вида возникает соперничество за пищу, территорию, самок ит. д.
4) форма отношений, при которой один вид организмов питается особями другого вида, ловя и умерщвляя их.

b21

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В22. Расположите в правильной последовательности периоды палеозойской эры, начиная с самого раннего.
А) карбонский
Б) ордовикский
В) кембрийский
Г) девонский
Д) силурийский
Е) пермский

b22

В23. Установите последовательность основных этапов антропогенеза.
А) австралопитек
Б) неандерталец
В) дриопитек
Г) человек разумный

b23

В24. Установите, в какой последовательности осуществляются процессы биосинтеза белка в клетке.
А) трансляция
Б) активация аминокислот и их присоединение к тРНК
В) транспорт иРНК из ядра в цитоплазму
Г) поступление аминокислот в клетку
Д) транскрипция
Е) приобретение полипептидной молекулой определённой пространственной структуры

b24

В25. Расположите в правильной последовательности фазы митоза.
А) метафаза
Б) телофаза
В) профаза
Г) анафаза

b25

В26. Установите последовательность стадий эмбрионального периода.
А) дробление
Б) органогенез
В) стадия зиготы
Г) гаструляция

b26

В27. Укажите последовательность стадий метаморфоза с полным превращением у насекомых.
А) взрослое насекомое
Б) личинка
В) яйцо
Г) куколка

b27

В28. Укажите последовательность звеньев пищевой цепи.
А) организмы-деструкторы
Б) растительноядные животные
В) плотоядные животные
Г) автотрофные растения

b28

В29. Расположите в правильной последовательности группы растений лиственного леса в соответствии с занимаемыми ими ярусами, начиная с травянистого.
А) лещина, бересклет
Б) груша, клён, яблоня
В) дуб, липа
Г) звездчатка, ветреница

Задания уровня А.

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

А1. Назовите ученого, первым препринявшего попытку классификации живых существ и предложившего удобный и простой принцип двойных названий для каждого вида.

А2. Причиной возникновения и прогрессивной эволюции первичных хемосинтезирующих прокариот является

2) истощение запасов органических веществ в океане

А3. Одному из ученых впервые удалось в лаборатории с помощью специальной установки имитировать условия первобытной Земли и получить в этих условиях различные низко- и высокомолекулярные органические соединения, многие из которых встречаются в составе современных организмов. Назовите этого ученого.

А4. Назовите ученого, котоый является автором певрой в истории науки эволюционной теории.

А5. Первыми живыми организмами на Земле были

А6. При возвращении одной из групп млекопитающих в воду (среду обитания далеких предков) произошла постепенная "модификация2 пятипалых конечностей в плавникообразные ласты, но не возврат к парным плавникам предковой формы - кистеперой рыбы. Этот факт является доказательством

2) принципа прогрессириующей специализации

А7. Органы, имеющие внешнее сходство, но различающиеся внутренним строением и происхождением, называют

А8. Сходство формы тела и органов движения у акулы (хрящевые рыбы), ихтиозавтра (рептилии) и дельфина (млекопитающие) - это результат

А9. Появление приспособлений для осуществления оплодотворения вне водной среды (аппарат цветка) и защиты семян (плод), позволивших обеспечить высокую эффективность размножения растений, - это примеры

А10. От преимущественно биологической эволюции к преимущественно социальной перешли

Все в живой природе подчинено определенным законам, это помогает представителям флоры и фауны выживать в меняющихся условиях действительности. Существуют различные варианты приспособлений растений к среде обитания. Некоторые из них позволяют переносить сезонные изменения, другие — адаптироваться к нехватке влаги, высоким или низким температурам, отсутствию опылителей. Кроме того, за счет некоторых своих особенностей отдельные виды получают возможность размножаться и распространяться.

Приспособление растений к среде обитания

Суть понятия

Различные представители растительного мира распространены практически по всей территории планеты Земля, за исключение Антарктиды, островов в Северном Ледовитом океане, Гренландии и высокогорных массивов. Не все виды произрастают в благоприятных условиях, некоторым приходится выживать при низких температурах, нехватке света и влаги, даже под водой, поэтому они выработали различные варианты адаптации, помогающие им существовать в невероятных условиях окружающей среды. И даже размножаться в ней.

Например, растительность пустыни приспособлена к высокой температуре и недостатку влаги. Кактусы — основные представители этой среды обитания — имеют особенные листья — колючки, которые препятствуют испарения жидкости.

Таким образом, приспособляемость является совокупностью способов, благодаря которым то или иное растение получает возможность обитать в конкретных неблагоприятных условиях природы. Чем более тяжелыми являются условия, тем более хитроумными и нестандартными становятся эти приспособления. Нередко представители различных видов, произрастающие в определенной местности, внешне похожи друг на друга.

Различные варианты

Отдельным видам живых растений приходится расти в тех регионах, где постоянно очень низкие температуры, короткое лето, поэтому период вегетации непродолжителен. Однако сама природа наделила их особенностями, которые помогают справляться с этими факторами. Некоторые растения относятся к морозоустойчивым — способным переносить температурный режим ниже 0 °C. Основные способы:

  • При низких температурах развитие прекращается или замедляется, растения таким образом начинают экономить тепло.
  • Сбрасывают листья.
  • У хвойных видов происходит засмоление почек.
  • Образуется защитный слой — кутикула.

Суть термина и значение

Нередко в регионах с суровыми зимами растительность представлена карликовыми видами (березы, ивы). Высота деревьев совпадает с размерами снежного покрова, который и образует защиту от морозов. Аналогичным способом пережить холода пользуются и стелющиеся виды.

Различные формы приобретает приспособленность растений к среде обитания. Представители флоры, произрастающие в тундре, выработали собственные механизмы адаптации. Прежде всего, условия среды обусловили видовую специфику: в тундре преобладают мхи и лишайники, деревьев нет, а цветковые растения представлены травами, кустарниками и кустарничками.

Последние отличаются карликовостью. Например, в тундре произрастают карликовые ива и береза, морошка, голубика, черника, водяника, кассандра. Формы могут быть как листопадные, так и хвойные. Особенность растений этой среды — крупные цветки яркого окраса. Поскольку лето очень короткое, время цветения совпадает, поэтому в теплый период тундра становится очень живописной и разноцветной. Основные способы выживания:

  • Способность замерзать с плодами или цветками.
  • Живорождение: появление луковичек либо клубеньков вместо цветков.
  • Мелкие листья помогают замедлить испарение влаги.
  • Густое опушение стеблей выполняет эту же функцию.

Морозоустойчивость растений сформировалась в результате онтогенеза, жизненный цикл их находится в непосредственной связи с сезонными ритмами, температурным и световым режимами.

Устойчивость к жаре

При повышенных температурах воздуха избыточное тепло действует на организмы растительного мира аналогично, как перегрев тела человека: появляется обезвоживание, солнечные ожоги, иссушение, что приводит к разрушению белка клеток и последующей гибели. Однако благодаря механизмам адаптации растения научились выживать даже в засушливом пустынном и полупустынном климатах. Особенности таковы:

 Механизмы адаптации к жизни в условиях пустыни

  • Активное испарение влаги, помогающее ускорить ее циркуляцию от корней к листьям.
  • Накопление в цитоплазме органических кислот и иных защитных веществ.
  • Смещение периода вегетации (активной жизнедеятельности) на более благоприятное время. Например, растения степей и пустынь начинают рост весной, до наступления летнего зноя он завершается.

Наблюдаются и изменения в строении: листья таких растений обладают блеском, более светлые, что помогает отражать солнечные лучи, нередко расположены вертикально или свернуты в трубку, благодаря чему теряют меньше жидкости.

Основные способы, помогающие растениям выжить в условиях пустыни:

Особенность Краткая характеристика
Корневая система Является глубокой, благодаря длинному корню растения способны получать влагу из глубинных слоев почвы, где проходят грунтовые воды. Такие растения носят название фреатофитов. Пример — мескитовое дерево, корни которого имеют длину более 20 метров. Второй вариант — очень короткие, но раскидистые корни (у кактусов), позволяющие в сезон дождей впитывать максимальное количество влаги.
Стебель Способны хранить влагу в любой части, в том числе в стеблях. К примеру, кактус запасает ее в своих сочных филлокладиях — стеблях. Восковое покрытие препятствует испарению.
Листья Небольшие по размеру. Покрыты восковым налетом. Многие виды трансформировали листья в колючки или шипы.

Большое количество многолетников пустынь и полупустынь способно оставаться неактивными в самые знойные засушливые месяцы, а активную жизнедеятельность начинают в период дождей. Именно поэтому жизненный цикл у них проходит очень быстро.

Приспособления растений к водной среде

Луг и степь

Другие особенности:

Растения луга и степи

  • Подземные побеги видоизменены в корневища.
  • Корневая система разнообразна, может быть стержневой, луковичной, мочковатой. Как правило, корни различных видов располагаются на разных ярусах, чтобы не создавать конкуренции друг другу.
  • Наличие особых органов размножения: ползучих побегов, корневых отпрысков, столонов.

При увеличении влажности луговое сообщество становится болотным. При снижении же — степным.

Черты приспособленности к среде обитания растений степи также многообразны. Они имеют мощную корневую систему — длинный корень помогает добывать глубинные воды. Кроме того, сильно испаряют влагу, что является защитой от перегревания. Листья некоторых узкие, другие же (например, полынь или степная астра) имеют густое опушение или восковой налет.

Водные условия

Растения водной среды

Приспособления растений к водной среде обитания разнообразны. Например, группа гидетофитов полностью погружена в жидкость, поэтому получает только часть солнечных лучей. Именно поэтому такие растения являются теневыносливыми, а поверхность их органов увеличена.

По берегам водоемов растут гидрофиты, их корни и корневища, а также часть стебля погружена в воду. Они выживают благодаря тому, что наделены межклеточными промежутками, осуществляющими доставку кислорода к тем органам, которые погружены под воду.

Следующая группа растений — гигрофиты, они приспособлены к нормальному функционированию в условиях избыточной влажности. Их листья покрывает тонкий слой кутикулы, а за счет широких межклетников обеспечивается достаточная поверхность испарения.

Другие интересные признаки:

  • Часто отсутствуют сосудистые пучки или они недоразвиты.
  • Преобладание вегетативного размножения.
  • Листья перистые, тонкие.
  • Стебель часто узкий, но очень длинный.

Основная часть высших водных растений является многолетниками, при зимовке опускается на дно своего места обитания, переживает холода в виде клубней, корневищ и зимующих почек.

Другие механизмы

Черты и варианты приспособленности

Биологическая классификация растений по отношению к свету предполагает выделение трех групп: гелиофиты, сциофиты и теневыносливые. Первые, также называемые светолюбивыми, предпочитают произрастать в лугах и степях, равнинах и иных условиях открытого грунта, что обеспечивает им изобилие света. В противном случае их развитие угнетается. Однако они имеют способность видоизменяться в неблагоприятных условиях: становятся высокими, изгибаются по направлению к источнику света. Деревья нередко естественным образом приобретают однобокую крону.

Вторая группа растений — тенелюбивые. Они встречаются в пещерах, верхних почвенных слоях, расщелинах скал. Окраска листьев — темная из-за повышенного содержания хлорофилла, опущения нет, кутикула выражена слабо.

К теневыносливым относится большая часть деревьев, обладающих густой кроной, а также травы лесов. Их внешние особенности таковы: крона густая, нижние ветви не отмирают, листовая мозаика выражена.

Опыления в жизни растений

Для защиты от поедания птицами и животными растения окрашены в предостерегающую окраску, содержат ядовитые вещества или колючки.

Механизмы адаптации отличаются многообразием, но в своей совокупности они помогают растениям преодолевать негативное воздействие неблагоприятных факторов, выживать и размножаться. Разные способы сопротивления факторам среды очень важны, ведь представителям флоры нередко приходится прикладывать определенные усилия к тому, чтобы не погибнуть от нехватки влаги, света или тепла.

Читайте также: