Появление семени крупные ярко окрашенные цветки двойное оплодотворение

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тест по теме: Главные направления эволюции

1. Укажите пример проявления идиоадаптаций у растений.

1) возникновение семени у голосеменных

2) возникновение плода у цветковых

3) возникновение нектарников для привлечения насекомых

4) появление фотосинтеза

2. Какое изменение не относится к ароморфозу?

1) живорождение у млекопитающих

2) прогрессивное развитие головного мозга у приматов

3) превращение конечностей китов в ласты

4) постоянная температура тела у птиц и млекопитающих

3. Укажите направление эволюции, которое привело к возрастанию численности многих видов костных рыб.

3) биологический прогресс

4) биологический регресс

4. Укажите группу организмов, сформировавшуюся в результате идиоадаптаций.

1) царство Животные

3) класс Млекопитающие

5. Примером аpомоpфоза является развитие

1) второго круга кровообращения у земноводных

2) плавательных перепонок у лягушек

3) маскирующей окраски у тритонов

4) предостерегающей окраски у жерлянок

6. Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции по­звоночных животных.

1) двухкамерное сердце рыб

2) развитие детеныша в матке млекопитающих

3) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся

4) легочное дыхание у земноводных

7. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам? Выберите три верных ответа из шести

1) наличие семян у голосеменных растений

2) развитие большого числа боковых корней у капусты после оку­чивания

3) появление у плодов одуванчика парашютиков

4) выделение душистым табаком пахучих веществ

5) двойное оплодотворение у цветковых растений

6) появление у растений механических тканей

8. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям? Выберите три верных ответа из шести

1) развитие образовательных тканей у растений

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6) железистые волоски на листьях душистой герани

9. Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса, который иллюстрирует это направление.

ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

А) лёгочное дыхание у земноводных

Б) семена у голосеменных растений

В) длинная шея у жирафа

Г) корни-прицепки у плюща

Д) усики у гороха

Е) половое размножение у растений

Ответ запишите в виде последовательности цифр

10. Установите соответствие между признаком и направлением эволюции

органического мира, которое иллюстрирует этот пример.

А) исчезновение некоторых органов
у животных, ведущих сидячий образ жизни

Б) длинные тычиночные нити у цветков ржи

В) утрата органов пищеварения у цепней

Г) редукция нервной системы у рака-паразита саккулины

Д) созревание большого количества пыльцы в цветках шиповника

Е) предостерегающая окраска у божьей коровки

Ответ запишите в виде последовательности цифр

11. Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса.

ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

А) возникновение приспособлений
у придонных рыб к среде обитания

Б) появление зародышевых оболочек в яйце у пресмыкающихся

В) живорождение и вскармливание потомства молоком у млекопитающих

Г) появление нервной системы сетчатого типа у кишечнополостных

Д) формирование многообразных видов клювов у вьюрков

Е) преобразование передних конечностей
в ласты у китообразных

Ответ запишите в виде последовательности цифр

Тест по теме: Главные направления эволюции

1. К появлению каких систематических групп приводят изменения в организации видов животных и растений путем идиоадаптаций?

2. Важнейшие ароморфозы, обеспечившие выход древних земноводных на сушу, – появление

1) парных плавников и жаберного дыхания

2) чешуи и слизи на поверхности тела

3) объемной грудной клетки

4) пятипалой конечности и легочного дыхания

3. Какой ароморфоз позволил пресмыкающимся перейти к размножению на суше?

1) сухая кожа с роговыми чешуями

2) конечности рычажного строения

3) защитные оболочки яйца

4) перегородка между желудочками сердца

4. Отсутствие органов чувств у паразитических плоских червей по сравнению со свободноживущими – результат их развития по пути

5. Увеличение численности вида в природе свидетельствует о его

1) биологическом прогрессе

2) развитии по пути дегенерации

3) биологическом регрессе

4) развитии по пути ароморфоза

6. К ароморфным изменениям у предков земноводных относят появление

2) легочного дыхания

3) обтекаемой формы тела

4) покровительственной окраски

7. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям? Выберите три верных ответа из шести

1)наличие воскового налета на листьях клюквы

2)яркая сочная мякоть у плодов черники

3)наличие млечных желёз у млекопитающих

4)появление полной перегородки в сердце у птиц

5)уплощенная форма тела у скатов

6)двойное оплодотворение у покрытосеменных растений

8. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию? Выберите три верных ответа из шести

1) сокращение числа пальцев до двух у страусов

2) упрощение нервной системы у ленточных червей

3) превращение корней у растения повилики в присоски

4) развитие детенышей млекопитающих в мышечном органе — матке

5) редукция околоцветника, листьев, сосудистой системы у ряски

6) отсутствие конечностей у змей

9. Установите соответствие между признаком и направлением эволюции

органического мира, которое иллюстрирует этот пример.

А) исчезновение некоторых органов
у животных, ведущих сидячий образ жизни

Б) длинные тычиночные нити у цветков ржи

В) утрата органов пищеварения у цепней

Г) редукция нервной системы у рака-паразита саккулины

Д) созревание большого количества пыльцы в цветках шиповника

Е) предостерегающая окраска у божьей коровки

Ответ запишите в виде последовательности цифр

10. Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрируется этим примером.

А) плавательные перепонки между пальцами у утки-кряквы

Б) развитие волосяного опушения на нижней стороне листа мать-и-мачехи

В) молочные железы у млекопитающих

Г) мягкий короткий шерстный покров у крота

Д) два круга кровообращения у земноводных

Е) дифференциация слоевища растений на лист, стебель, корень

Ответ запишите в виде последовательности цифр

11. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволю­ции, которое для него характерно.

Ответ запишите в виде последовательности цифр

Тест по теме: Главные направления эволюции

Тест по теме: Главные направления эволюции

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 48 человек из 28 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 569 214 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.12.2021 999
  • DOCX 30.2 кбайт
  • 31 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Трехсвоякова Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Забайкалье в 2022 году обеспечат интернетом 83 школы

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа составлена по теме: "Пути макроэволюции" 11 класс. Данной работой закрепляются теоретические знания по данной теме и возможность применения знаний, умений на практике.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

Часть 1. Дайте определения: ароморфоз, ценогенез, эпиморфоз, дивергенция.

№ 1. Выберите примеры идиоадаптаций.

1) покровительственная окраска животных

2) видоизменения вегетативных органов растений

3) исчезновение пищеварительной системы у червей 4) возникновение эукариотической клетки

5) появление теплокровности у птиц 6) соответствие размеров тела насекомых — опылителей строению цветков

№ 2. Укажите примеры ароморфозов.

1) возникновение постоянной температуры тела

2) появление цветка и семян 3) приспособленность некоторых растений к определённым опылителям

4) утрата зрения у кротов в связи с образом жизни

5) возникновение длинных корней у верблюжьей колючки 6) появление второго круга кровообращения

№ 3. Установите соответствие между преобразованием и направлением органической эволюции: 1) Идиоадаптация, 2) Ароморфоз.

Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Появление семени Б) Крупные, яркоокрашенные цветки В) Двойное оплодотворение
Г) Приспособление к фотосинтезу Д) Развитие воздушных полостей в плодах.21221

№ 4. Установите соответствие между примерами и путями достижения биологического прогресса в эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация.

Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке:

А) цветок и плод у покрытосеменных растений Б) наличие плавательных перепонок у водоплавающих птиц В) четырехкамерное сердце у птиц Г) колючки у кактуса Д) обтекаемая форма тела кита Е) двойное оплодотворение у цветковых растений

Часть 3. Ответьте полным ответом.

№ 1. Какие важные ароморфозы сопровождали развитие организмов на Земле в начале биологической эволюции? Ответ поясните. Укажите не менее 4-х ароморфозов.

№ 2. Какие особенности первых наземных растений-псилофитов позволили им освоить сушу? Назовите не менее 4-х ароморфозов. Ответ обоснуйте.

№ 3. Учёные считают, что первые наземные позвоночные – стегоцефалы – произошли от древних кистеперых рыб. Какие данные позволили сделать этот вывод?

№ 4. Какие организмы первыми обеспечили образование кислорода в атмосфере, и как повлияло накопление кислорода на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

Часть 1. Дайте определения: идиоадаптация, конвергенция, филетическая эволюция, дегенерация.

№ 1. Выберите примеры идиоадаптаций.

1) сходство мухи-журчалки с пчелой 2) второй круг кровообращения у жабы

3) теплокровность у голубя 4) длинный корень верблюжьей колючки

5) диафрагма у волка 6) обтекаемая форма тела пингвина

№ 2. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1) листья-иголки у хвойных 2) млечные железы у млекопитающих 3) корнеплоды у свёклы

4) половое размножение 5) ткани у растений

6) стебель соломина у злаков

№ 3. Установите соответствие между признаком птиц и направлением эволюции, в результате которого этот признак сформировался:

1) ароморфоз, 2) идиоадаптация
А) четырёхкамерное сердце Б) окраска оперения В) теплокровность Г) наличие перьевого покрова Д) ласты у пингвинов Е) длинный клюв у птиц болот

№ 4. 121122

Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции: 1) Ароморфоз, 2) Идиоадаптация.

Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке:
А) Роющие лапы крота Б) Редукция пальцев на ногах копытных В) Возникновение полового размножения Г) Появление шерсти у млекопитающих Д) Развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне

Е) Мимикрия у насекомых

Часть 3. Ответьте полным ответом.

№ 1. Докажите на примерах, как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

№ 2. Какие приспособления сфор­мировались у растений в процессе эволюции в связи с широким распространением на суше? Приведите не менее 3-х примеров.

№ 3. Какие ароморфозы позволили древним земноводным осваивать сушу? Укажите не менее 4-х ароморфозов.

№ 4. Какие ароморфозы обеспечили теплокровность млекопитающим? Укажите не менее 3-х ароморфозов.

Биологический прогресс — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности систематической группы живых организмов к среде обитания.

  • увеличение численности особей;
  • расширение ареала;
  • увеличение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).

Биологический прогресс — это результат успеха систематической группы в борьбе за существование. Он обеспечивается появлением новых приспособлений, полезных в данной среде обитания. Организмы выживают и размножаются, что приводит к увеличению численности и освоению новых мест обитания. Возникают новые популяции. Они подвергаются действию разнонаправленного естественного отбора и постепенно превращаются в новые виды, виды — в роды, роды — в семейства и так далее. Происходит увеличение числа таксономических групп и их совершенствование.

В состоянии прогресса в настоящее время находятся многие сорняки (одуванчик, пырей, марь белая), вредители сельскохозяйственных культур (колорадский жук, фитофтора). Их прогресс связан с деятельностью человека.

Биологический прогресс достигается тремя путями: повышением организации и освоением новой среды обитания; приспособлением к новой среде и её заселением; понижением организации и освоением более простой среды.

4 (30).jpg

Эволюционное изменение, которое приводит к существенному усложнению строения организмов, повышению их уровня организации и позволяет освоить новую среду обитания, — ароморфоз .

Ароморфозы привели к возникновению крупных систематических групп: типов, отделов, классов, некоторых отрядов.

  • двусторонняя симметрия тела;
  • сквозной кишечник;
  • трахейное дыхание у членистоногих;
  • лёгочное дыхание у позвоночных;
  • альвеолярные лёгкие;
  • четырёхкамерное сердце;
  • два круга кровообращения;
  • теплокровность.
  • возникновение фотосинтеза;
  • формирование тканей;
  • возникновение листа, стебля, корня;
  • появление семени;
  • образование цветка и плода.

Эволюционное изменение, которое приспосабливает организмы к условиям конкретной среды обитания, но не повышает их уровень организации, — идиоадаптация ( алломорфоз ).

Идиоадаптации возникают на основе ароморфозов и позволяют систематической группе более полно заселить среду обитания. Приводят к возникновению видов, родов, семейств.

  • разные типы листьев и стеблей у растений;
  • разное строение цветков у растений;
  • видоизменения побега растений;
  • разные клювы у птиц;
  • разная форма тела и окраска рыб;
  • разные типы ротовых аппаратов насекомых.
  • упрощение нервной системы и органов чувств у паразитических червей;
  • редукция пищеварительной системы у ленточных червей;
  • редукция головы у двустворчатых моллюсков;
  • исчезновение крыльев у некоторых паразитических насекомых;
  • редукция листьев у паразитических растений.

entangled-2777693_640.jpg

Биологический регресс — направление эволюции, характеризующееся понижением приспособленности систематической группы живых организмов к среде обитания и её постепенным вымиранием.

  • снижение численности особей в систематических группах;
  • сужение ареала;
  • уменьшение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).

Это уссурийский тигр , бурый и гималайский медведи , чёрный аист , венерин башмачок , женьшень и многие другие.


Задания Д7 № 21526

1) Пыльцевая трубка достигает зародышевого мешка.

2) В оплодотворении участвуют вегетативная клетка и спермий.

3) Из материнских клеток спор образуются микро и макроспоры.

4) Гаметы — спермии и яйцеклетки — образуются в результате мейоза микроспор.

5) Яйцеклетка оплодотворяется одним спермием, а другой спермий оплодотворяет центральную клетку.

Половое размножение цветковых растений сопровождается: 1) образование из материнской клетки спор путем мейоза микроспор и макроспор; 2) формированием из микроспоры путем митоза пыльцевого зерна, а из макроспоры путем митоза восьмиядерного зародышевого мешка; 3) образованием двух спермиев путем митоза из генеративной клетки пыльцевого зерна и образованием из макроспоры путем митоза яйцеклетки; 4) опылением — процессом переноса пыльцевого зерна на рыльце пестика; 5) прорастанием пыльцевого зерна с формированием пыльцевой трубки, достигающей зародышевого мешка; 6) двойным оплодотворением: яйцеклетка оплодотворяется одним спермием, а другой спермий оплодотворяет центральную клетку.

(1) Пыльцевая трубка достигает зародышевого мешка — используется для описания полового размножения у цветковых растений;

(2) В оплодотворении участвуют вегетативная клетка и спермий — ложное утверждение: вегетативная клетка не участвует в оплодотворении;

(3) Из материнских клеток спор образуются микро и макроспоры — используется для описания полового размножения у цветковых растений;

(4) Гаметы — спермии и яйцеклетки — образуются в результате мейоза микроспор — ложное утверждение: гаметы у растений не образуются путем мейоза, а яйцеклетки не образуются из микроспор;

(5) Яйцеклетка оплодотворяется одним спермием, а другой спермий оплодотворяет центральную клетку — используется для описания полового размножения у цветковых растений.

(2) и (4) — "выпадают", так как являются ложными утверждениями и не характеризуют половое размножение у цветковых растений.

Формулировка задания уточнена редакцией Решу ЕГЭ.


Задание 24 № 40971

Оплодотворение у цветковых растений

(1)Оплодотворение у цветковых растений происходит в результате опыления. (2)В пыльниках тычинок формируются мужские спорофиты — пыльцевые зёрна. (3)Пыльцевое зерно состоит из двух клеток — вегетативной, дающей начало пыльцевой трубке, и генеративной, формирующей два спермия. (4)После попадания пыльцы на рыльце пестика пыльцевая трубка вместе со спермиями начинает расти в сторону семязачатка. (5)Внутри семязачатка находится женский гаметофит — эндосперм. (6)Он содержит гаплоидную яйцеклетку и триплоидную центральную клетку. (7)В результате слияния спермия с яйцеклеткой формируется зародыш, а в результате слияния другого спермия с центральной клеткой образуется питательная ткань.

1. 2 — пыльцевые зёрна — это мужские гаметофиты.

2. 5 — женский гаметофит у цветковых растений — это зародышевый мешок (эндоспермом называется гаметофит голосеменных растений).

3. 6 — содержит гаплоидную яйцеклетку и диплоидную центральную клетку.

Если в ответе исправлено четыре и более предложения, то за каждое лишнее исправление правильного предложения на неправильное снимается по 1 баллу.


Задания Д5 № 19807

Оплодотворение у цветковых растений происходит в

1) пыльцевом мешке

2) зародышевом мешке

4) рыльце пестика

Оплодотворение у цветковых растений происходит в зародышевом мешке.

У цветковых растений в оплодотворении (двойном) участвуют оба спермия, привносимые в зародышевый мешок пыльцевой трубкой; ядро одного спермия сливается с ядром яйцеклетки, ядро второго — с центральной крупной клеткой зародышевого мешка.


Задания Д7 № 23823

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В процессе двойного оплодотворения у цветковых растений происходит

1) образование зиготы

2) образование пыльцевого зерна

3) формирование макро- и микроспор

4) формирование триплоидного ядра

5) слияние спермия и яйцеклетки

6) развитие плода

В процессе двойного оплодотворения у цветковых растений происходит:

Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется слиянием спермия с центральной клеткой и слиянием спермия и яйцеклетки; образованием зиготы в зародышевом мешке

В семязачатке к этому времени бывает развит зародышевый мешок, образовавшийся из мегаспоры и состоящий из семи клеток, одна из которых — яйцеклетка (женская гамета), а самая крупная — центральная клетка с двумя ядрами.

Когда пыльцевая трубка дорастает до зародышевого мешка и входит в него, она лопается и спермин осуществляют оплодотворение — один сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу, а другой — с центральной клеткой. Этот процесс называют двойным оплодотворением. Из зиготы затем развивается зародыш, а из центральной клетки эндосперм (ткань, запасающая питательные вещества). После оплодотворения из семязачатков формируются семена, а сам цветок превращается в плод.

Источник: Шустанова Т. А. Репетитор по биологии: готовимся к ЕГЭ и ГИА — Р. н/Д: изд-во Феникс, 2012.


Задания Д15 № 19006

Укажите примеры ароморфозов у растений и животных. Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

1) развитие семян у голосеменных растений

2) появление яйца с кожистой оболочкой у пресмыкающихся

3) появление самораскрывающихся плодов у некоторых растений

4) появление рогов у оленей и лосей

5) двойное оплодотворение у цветковых растений

6) появление копыта у непарнокопытных животных

Примеры ароморфозов: развитие семян у голосеменных растений, появление яйца с кожистой оболочкой у пресмыкающихся, двойное оплодотворение у цветковых растений. Под цифрами 3, 4, 6 — примеры идиоадаптации.


Задание 16 № 21694

Установите соответствие между примерами и направлениями биологической эволюции, которые соответствуют этим примерам: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) возникновение ласт у дельфина

Б) возникновение трёхкамерного сердца у земноводных

В) исчезновение пищеварительной системы у цепней

Г) ухудшение зрения у крота

Д) возникновение двойного оплодотворения у цветковых растений

Е) отсутствие листьев и настоящих корней

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ароморфоз: возникновение трёхкамерного сердца у земноводных; возникновение двойного оплодотворения у цветковых растений. Идиоадаптация: возникновение ласт у дельфина; ухудшение зрения у крота. Дегенерация: исчезновение пищеварительной системы у цепней; отсутствие листьев и настоящих корней у повилики.


Задания Д15 № 17885

Что из перечисленного является примером идиоадаптации организмов в природе?

1) двусторонняя симметрия тела у плоских червей

2) четырёхкамерное сердце у млекопитающих

3) плоская форма тела у донных рыб

4) кожное дыхание у земноводных

5) семена с парашютиками у цветковых растений

6) наличие щетинок у кольчатых червей

Идиоадаптация — приспособление организмов к конкретной среде обитания, не сопровождающееся заметным изменением уровня организации. Пример идиоадаптации: плоская форма тела у донных рыб, семена с парашютиками у цветковых растений, наличие щетинок у кольчатых червей. Под цифрами 1, 2, 4 — примеры ароморфозов.


Задание 20 № 20970

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

Направление эволюцииПуть эволюцииПример
Аидиоадаптацияприспособление у цветковых
растений к опылению ветром
биологический прогрессБредукция органов чувств
у паразитических червей
биологический прогрессароморфозВ

Список терминов и понятий:

1) биологический прогресс

2) общая дегенерация

3) появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих

5) обитание в океане рыбы латимерии

6) биологический регресс

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Направление эволюцииПуть эволюцииПример
А — биологический прогресс идиоадаптацияприспособление у цветковых
растений к опылению ветром
биологический прогрессБ — общая дегенерацияредукция органов чувств
у паразитических червей
биологический прогрессароморфозВ — появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих

Биологический прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности организмов определенной систематической группы к окружающей среде. Появление новых приспособлений обеспечивает организмам успех в борьбе за существование, сохранение и размножение в результате естественного отбора. Это приводит к вспышке численности и, как следствие, к освоению новых мест обитания и формированию многочисленных популяций.

Биологический прогресс может достигаться тремя основными путями — посредством ароморфоз (арогенеза), аллогенеза (в том числе идиоадаптация) и общая дегенерация (катагенеза). Каждый из путей характеризуется возникновением у организмов определенных приспособлений (адаптаций).

Упрощение организации у паразитических форм (дегенерация) сопровождается совершенствованием репродуктивной системы. Это приводит к их процветанию, т. е. к биологическому прогрессу.

Биологический регресс (от лат. regressus — возвращение, движение назад) — направление эволюции, характеризующееся снижением приспособленности организмов определенной систематической группы к условиям обитания. Если у организмов темпы эволюции (формирование приспособлений) отстают от изменений внешней среды и родственных форм, то они не могут конкурировать с другими группами организмов. Это значит, что они будут удаляться естественным отбором. Произойдет снижение численности особей. В результате уменьшится площадь заселенной ими территории и, как следствие, сократится число таксонов. В результате может произойти вымирание данной группы.

Таким образом, биологический регресс — постепенное вымирание систематической группы (вида, рода, семейства и др.) вследствие снижения приспособленности ее особей. Деятельность человека также может приводить к биологическому регрессу некоторых видов. Причиной может быть прямое истребление (зубр, соболь, стеллерова корова и др.). Но это может произойти и в результате сокращения ареалов при освоении новых территорий (дрофа, журавль белый, жаба камышовая и др.). Виды, находящиеся в состоянии биологического регресса, заносятся в Красную книгу и подлежат охране.

У покрытосеменных, цветковых растений уникальный процесс оплодотворения. Именно уникальный. Ни один другой живой организм не проходит через процесс, который биологи называют «Двойное Оплодотворение«.

На женском гаметофите в семязачатке развивается мегаспора — женская половая клетка, которая формируется в завязи пестика.

Спорогенная клетка (2n) сначала делится митозом. Образуются мегаспороциты (2n). Затем они делятся мейозом, образуются гаплоидные (1n) клетки — мегаспоры. У большинства видов 3 из этих клеток редуцируются и остается одна мегаспора.

Она развивается и ее ядро 3 раза делится митозом. Образуются 8 гаплоидных ядра, которые находятся в цитоплазме одной клетки. 6 ядер смещаются к краям семязачатка, 2 ядра остаются в центре клетки.

  • Два слившихся ядра образуют центральное ядро,
  • остающиеся на полюсах ядра превращаются в клетки:
    — антиподы (1n),
    — яйцеклетку (1n),
    — синергиды (1n)
  • формируется женский гаметофит, или зародышевый мешок

образование женского гаметофита



двойное оплодотворение


Мужские половые клетки — микроспоры.

В состав пыльцевого зерна входят 2 клетки:

  • вегетативная клетка, которая в будущем формирует пыльцевую трубку и
  • генеративная клетка, которая в будущем митозом образует 2 спермия.



строение пыльцевого зерна

Опыление — процесс переноса пыльцы с пыльников тычинок цветка на рыльце пестика

Пыльцевой зерно попадает на рыльце пестика, образующаяся пыльцевая трубка начинает прорастать внутрь столбика, стремясь к завязи. Когда пыльцевая трубка достигает зародышевого мешка, генеративная клетка образует 2 спермия. Один из спермиев оплодотворяет яйцеклетку, образуется зародыш. Второй спермий сливается с двумя ядрами в середине, образуя триплойдную клетку (3n) — эндосперм. Это и есть двойное оплодотворение.


двойное оплодотворение

Процесс двойного оплодотворения был открыт С.Г. Навашиным в 1898 г

Последовательность этапов этого процесса можно свести к схеме:

(такой вопрос часто встречается в части B ЕГЭ)

оплодотворение цветковых

  • после оплодотворения семязачаток превращается в семя
  • завязь превращается в плод,
  • из зиготы — зародыш семени
  • из покровов семязачатка формируется семенная кожура.

Значение двойного оплодотворения

В семенах очень бы­стро (опережая развитие зародыша) образуются питательные ткани с запасом высокоэнергетических пита­тельных веществ только после опло­дотворения. У цветковых растений при развитии семязачатков не тра­тится время на создание питатель­ных веществ, как у голосеменных ра­стений, поэтому развиваются они гораздо быстрее. Таким образом, благодаря двойному оплодотворению ускоря­ется процесс формирования и семяпочки, и яйцеклетки, и семени

У голосеменных в оплодотворении участвует один спермий и эндосперм возникает до оплодотворения в результате деления мегаспоры, т.е. он гаплоидный и первичный.

Среди цветковых растений широко распространен апомиксис — образование зародыша без оплодотворения ( без участия мужской гаметы). У животных есть аналогичный процесс — партеногенез. Зародыш может развиваться из любых клеток зародышевого мешка: яйцеклетки, центрального ядра, синергид или антипод. Из остальных частей семязачатка образуются другие части семени.

Двудомные растения опыляются извне. Соответственно, это либо опыление животными (насекомыми, в основном), либо ветром.

Для привлечения насекомых растения используют яркую окраску цветка и аромат, пыльца крупная, липкая; ветроопыляемые растения обычно имеют невзрачные цветки, которые высоко поднимаются над землей и мелкую сухую пыльцу.

Читайте также: